Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Консультация для родителей дошкольников:

«С чего начинается Родина?»

Описание материала: методическая разработка консультации расскажет родителям дошкольников о том, как воспитывать чувство любви и гордости к России, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду. Информация поможет родителям в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Представленный материал будет интересен и полезен родителям; педагогам, воспитателям, методистам ДОУ. Информацию можно использовать на родительских собраниях или оформить ее в папки – передвижки в помещениях ДОУ.

Назначение материала: консультация для родителей дошкольников.

Цель: систематизация знаний родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:
- содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей;
- совершенствовать работу с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников;
- вызвать у родителей желание развивать и углублять у детей дошкольного возраста патриотические чувства.

Уважаемые родители!

Задачи воспитания определяют необходимость ознакомления дошкольников с окружающей действительностью : с городом или любым другим населенным пунктом, в котором живет семья и находится второй дом ребенка – детский сад; со столицей нашей Родины – Москвой. Дети должны знать свой город и любить его как неотъемлемую часть Родины. Родители могут систематически и постепенно (малыми дозами) расширять представления детей об особенностях города, формируя разнообразные переживания, связанные с родными местами


Город для маленького ребенка начинается с его дома и ограничен ближайшим пространством. Дом - это и близкие люди и конкретные вещи, то, что воспринимается непосредственно. Адрес - уже обобщенное понятие, вбирающее в себя все конкретное, что характеризует дом. Адрес - это и номер дома, и улица с ее названием. С адреса начинается отход от конкретного и формирование понятий «улица», «город». После того как вместе с родителями дети проходят по своей улице, а затем и по другим, они начинают понимать, что в состав города входит много улиц. Взрослый называет улицы, поясняет название, придавая им своеобразную конкретность. Экскурсии старших детей по городу родители могут связать с рассказами о людях, живущих в этом городе, их труде. Постепенно на фактах дети глубже начинают понимать общественный характер труда людей , значение продукции конкретных производств для всей страны. Усвоив общее понятие «город» (или «поселок», «деревня»), дети по аналогии представляют другие города (другие населенные пункты). Они уже сами будут говорить: «В России много городов».


Это понимание дает возможностъ родителям рассказать о главном городе нашей страны - Москве , рассказать о Кремле, на башнях которого горят рубиновые звезды, о Мавзолее и Красной площади, о Московском метро, о красивых зданиях и парках. Взрослый сообщает детям, что в Москве находятся главные учреждения страны. Ее любят, ею гордятся все народы нашей страны. И у детей с малых лет нужно воспитывать уважение к столице .


С целью воспитания любви и уважения к столице эффективно использование различных наглядно - образных средств. Детям дошкольного возраста можно предложить отправиться в путешествие с героями книг. Образ героя любого произведения обычно близок детям, потому, что это всегда бывает ребенок. Совместное путешествие с героем придает активный характер восприятию, углубляет интерес, активизирует процессы мышления и речи, воздействует на чувства детей. Дело не в том, чтобы использовать какой – то конкретный рассказ, а в том, чтобы, повествуя о большом и серьезном, использовать метод включения в фабулу рассказа персонажа, близкого детям. Вот некоторые книги, которые можно почитать дошкольникам: Петрова О. «Моя Москва» (2012 г.); Дерягина Л. «Моя Родина Россия» (2007 г.). Чтение хорошо сопровождать просмотром иллюстраций, картин. Слово и наглядный образ делают восприятие более полным, оставляют глубокий след в памяти и переживаниях детей, увиденное и услышанное осознается и воспроизводится в рассказах и в рисунках детей.


С Москвой, как и с родным городом, связана жизнь детей. Родители неоднократно и в разное время года могут показывать своим детям Красную площадь, происходящие на ней праздники. Детей привлекает красочность, яркость, многоцветие шаров, цветов, плакатов, торжественность шествий и т. д. Все это вызывает чувство радости и любви к Родине. В телевизионных передачах, в кинофильмах перед детьми раскрывается величавость московских улиц, просторы площадей, красота театров, залов метро. И очень хорошо, если родители, «путешествуя» с детьми по Москве, обратят их внимание на труд москвичей , на их гостеприимство . Через доступное детям и вызывающее их интерес взрослый формирует отношение к Москве как столице Родины . Может возникнуть вопрос, с чего начинать: с расширения знаний о Москве или о том городе, селе, поселке, деревне, где живут дети. Тут не может быть какой-либо обязательной последовательности: близким может быть и то, что территориально дальше, но дорого по содержанию, по переживаниям детей, а иногда через далекое лучше замечается то, что близко. Поэтому родители сами могут определить последовательность сообщения детям знаний.


С малых лет дети должны знать, что Россия - многонациональное государство , что все народы нашей страны равны. Они помогают друг другу в труде, вместе защищают наше государство от врагов и борются за мир во всем мире. Чтобы эти знания были доступны, начинать, нужно с того, что близко к жизни самих детей. Дети с удовольствием слушают сказки разных народов, мелодии песен, разучивают танцы. Иллюстрации с предметами прикладного искусства не только помогают наглядному восприятию и усвоению характерных особенностей труда и быта того или иного народа, но и расширяют интересы детей, углубляют чувства симпатии к народам разных национальностей.

Каждое государство имеет свой герб . Нужно показать детям Герб России, а старшим дошкольникам и рассказать о государственном символе Российской Федерации. Затем следует привлечь внимание к гербу своей республики и других республик. Государственным символом Российской Федерации является и флаг . В дни общенародных праздников дети видят флаги на зданиях и домах. С самых ранних лет нужно воспитывать у детей уважение к государственному флагу и доступно объяснять им, что означают цвета флага. Следует познакомить детей и с мелодией гимна России и рассказать, что, когда звучит гимн, все люди встают и слушают его молча. Уважение к государственным символам России должно быть одной из основ воспитания любви к Родине, нравственного и умственного воспитания в единстве.


Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут.

В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

Содержание патриотического воспитания дошкольников:

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

* знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

    эвристическая среда в детском саду и в семье,

    тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

    подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

В дошкольном учреждении работа с детьми о патриотическом воспитании, уважение к Родине и ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой обширную деятельность о духовно-нравственного начале, патриотическом сознании, чувств любви к Отечеству.

Ребята понимают, что они должны многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Детям особенно интересно участвовать в различных мероприятиях, петь песни, рассказывать истории о войне. Дети с удовольствием играют в игры «Самолеты», «Пограничники», «Моряки». Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники с интересом усваивают свое отношение к большой Родине.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых важнейших задач нашего времени. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие различных и особенных ценностей, в том числе и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы воспитать в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Детям необходимо изучать культуру своих предков. Именно знание об истории народа и культуры поможет с уважением относиться к культурным традициям других народов.

Понятие «Родина» сводится к таким знакомым понятиям: территория, климат, природа, особенности языка и быта, духовная связь. Родина может сочетаться с духовным понятием, которая может быть связана с мировосприятием более высокого. Именно поэтому посвящены стихи и песни, написано очень много патриотичных и лиричных произведений.

Поэтому духовное общение придает особое своеобразие культуре. Духовная связь формируется через воспитание патриотических чувств: любовь к Родине, уважение к взрослым, любовь к природе.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, а особенно это близкие люди (папа, дедушка, дядя). Старшие члены семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) должны привить детям необходимо - важные понятия. Это «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Необходимо у ребенка сформировать понимание о любимой Родине, что Родина чтит своих героев, которая отдала жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны осознать, что они граждане России, маленькие россияне. Поэтому детей нужно знакомить с малой Родиной. Они должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Дети должны понимать, что они жители России, граждане России. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. А также должен защищать свою Родину.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально. Поэтому патриотические чувства к родной стране у детей проявляются в чувстве восхищения своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Нравственно-патриотическое воспитание это один из элементов общественного сознания, который нуждается для основы жизнеспособности любого общества и государства. В дошкольной педагогике патриотизм соответственно проходит через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.

Чтобы сформировать у детей представления о русской культуре, нужно развивать умение рассказывать сказки по картине, рассказывать стихотворения; продолжать знакомить детей с дымковскими, хохломскими и филимоновскими изделиями; развивать умение у детей выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); знакомить с матрешкой. Особое место отводится народным приметам, пословицам и поговоркам.

Сказки интересуют ребенка, заставляют его плакать и смеяться. На самом деле сказка является самым главным богатством. Это трудолюбие, дружба, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они передаются от поколения к поколению. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ.

Загадки, пословицы, поговорки воспринимаются ребенком легко и естественно. В них есть юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки и загадки формируют начало любви к своей стране.

Ребенок воспринимает любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине. В связи с этим имеет огромное значение знакомство дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием. Знакомясь с родным городом и его достопримечательностями, ребёнок учится формировать представление об окружающем мире. Любовь к патриотизму формируется через проявление любви к природе. Это прогулки в лес, на реку и в поле, экскурсии по детскому саду, прогулки на улице, наблюдение за природой. Эти знания формируются через бережное отношение к природе (не рвать ветки, листья; не мусорить в лесу, не кидать камнями). Яркие впечатления о родной природе помогают ребенку стать патриотом своей страны.

В процессе работы у дошкольников по патриотическому воспитанию были сформированы соответствующие задачи:

1. Побуждать детей к поручению добрых дел для семьи, родного дома и детского сада.

2. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательного отношения к родным и близким, друзьям и сверстникам.

3. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

4. Воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ее достижения, патриотические чувства.

5. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

6. Формировать представления о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

7. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, летчики и моряки).

Если в детстве ребенок испытывал жалость к другому человеку, радость, гордость за своих родителей, то он приобрел эмоциональные чувства.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - это родной дом, улица, где он живет, детский сад.

Во время прогулки расскажите своему ребенку, что происходит на вашей улице.

Дать представление своему ребенку о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки, поликлиники, милиции, школы, детского сада. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Помогайте ребенку в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Развивать умение у ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Галимова В.С.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» — самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Галимова В.С.

Цели и задачи: дать детям представление о защитниках отечества, закрепить и пополнить знания о Российской Армии, развивать познавательные интересы детей, воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов.

Материал: иллюстрации, картинки для игры, спортивные атрибуты

Ход занятия:

Воспитатель : Дети, сегодня 23 февраля – День защитника Отечества, день, который празднует вся наша армия, это праздник всех защитников нашего Отечества, защитников мира, свободы и счастья.

Воспитатель: Ребята, а кто такие защитники Отечества?

Дети : Офицеры, солдаты и командиры нашей армии, которые стоят на службе и днем и ночью, защищая нашу Родину.

Воспитатель:

Надо сильным быть, чтоб не устать.

Смелым, чтоб не испугаться,

И умелым нужно стать,

Чтоб с врагом с оружием сражаться!

Каждое утро солдат делает зарядку. Ну-ка, в отряды стройся! А теперь, как в армии, ребятки, начинаем физзарядку.

1.И.п. Руки вперед, вверх, в сторону, опускаем.(4раза)

2.И.п. Руки на пояс, наклонились, достаем до пяточек и встаем.(4р.)

3.И.п. Руки на пояс поставили, присели, встали (4р.)

Ребенок :

Мы ребята ловкие и смелые,

Каждый день зарядку делаем.

Воспитатель :

Со всеми заданиями

Солдат должен справляться,

Быстро и ловко

В свою форму одеваться!

Игра: кто быстрее наденет рубашку, тельняшку и фуражку.

(по одному человеку от команды)

Воспитатель :

А еще важно для солдата дружить

И солдатской дружбой дорожить.

Кто, ребята, о дружбе пословицы знает?

ПОСЛОВИЦЫ

Дети : 1. Нет друга – так ищи,

А нашел – так береги!

2. Старый друг лучше новых двух.

3. Доброе братство милее богатства.

4. Дружбу водить – так себя не щадить.

5. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Воспитатель .

А ну-ка, ребятки,

Теперь отгадайте загадку.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет,

Что такое?…

Дети. Самолет!

Воспитатель .

Ну-ка, летчики-пилоты,

Садитесь в самолеты.

Эстафета «Мёртвая петля»

(бег змейкой через ориентиры, возвращаются назад руки в стороны, как на самолёте)

Воспитатель .

А вот, ребятки, другая загадка:

Он границу охраняет,

Все умеет он и знает.

Во всех делах солдат отличник

И зовется …

Дети . Пограничник.

Полоса препятствий.

(пролезть под дугой, пролезть в большое кольцо прокатить мяч между предметами следующему участнику).

Воспитатель: Ребята, во время военной операции были ранены солдаты, но у нас есть надёжные медицинские работники, которые смогут им помочь перебинтовать раны.

«Помоги раненому»

Воспитатель . В мирные игры играет детвора, и вот еще для вас интересная игра: «Кто кого перетянет» .Молодцы, ребята, все так дружно все играли.

Воспитатель . Поиграем в игру «Что кому нужно»

Детям раздаются карточки с изображением предметов, и показывает, задавая при этом вопрос:

Кому нужен самолет? Ребенок, у которого карточка с изображением летчика, поднимает руку и отвечает:

Самолет нужен летчику.

За правильный ответ воспитатель поощряет фишкой. Кто больше всех наберет фишек, считается победителем.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы солнце землю грело,

Чтоб березка зеленела!

Чтоб у всех мечты сбывались,

Чтобы все вокруг смеялись,

Чтобы детям снились сны,

Чтобы не было войны!

Воспитатель : Ребята, что нового вы узнали про Российскую Армию? Армия наша всем родная. Нас она в обиду не даст. Но, а сейчас мы с вами приготовим для своих пап рисунки.

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Консультацию подготовила Баринова Т.С.,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ №12 «Брусничка» г. Усть-Илимска

Патриотическое воспитание дошкольников

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.

У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

Родители должны формировать у своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста

  • знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
  • знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
  • может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
  • знает, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; что Москва - столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
  • имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  • Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
  • Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
  • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

Выучите с детьми

Т. Бокова

Родина

Родина слово большое, большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.

Пословицы

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Читаем детям

Александрова З. «Родина»

Алексеев С. «Дом», «Первый ночной таран»

Жариков А. «Юнбат Иванов»

Жаров А. «Пограничник»

Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»

Кончаловская Н. Отрывки из книги «Наша древняя столица»

Крылов Я. «Трехцветный флаг»

Ладонщиков Г. «Наша Родина»

Лермонтов М.Ю. «Бородино»

Махотин С. «Этот дом со скрипучим крыльцом»

Орлов В. «Родное», «Я и мы», «Разноцветная планета»

Орлов С. Родина»

Прокофьев А. «Нет на свете Родины красивей»

Степанов В. «Родные просторы»

Яковлев Ю. «Мама», «Малая Родина»

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию

1. Какие слова выражают любовь к Родине? ___

2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом? ___

3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___

4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? ___

5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___

6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ___

7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?

12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка?

13. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ___

14. Назовите Российскую символику? ___

17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей?

18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ___

20. Какие народные праздники Вы знаете? ___

21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? ___

24. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? Да. Нет. Почему? ___

Анкета для детей на тему «Я и моя страна»

1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь? ___

2. Как ты думаешь, Россия – большая страна? ___

3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах бывал? ___

4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал? Почему? ___

5. Люди, каких национальностей живут в России? Назови их.

6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать? ___

7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему? ___

8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? ___

9. Ты любишь свою страну? Почему? ___

10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или своего села, какие бы три желания ты загадал? ___

Поделиться: