Конспект занятия «Как научиться дружить. Или … Секреты дружбы

Цель : учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; учить правильно называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Подготовка: разучить пословицы и поговорки о дружбе, прочитать рассказ «Два товарища» Л. Толстого.

Ведущий: Кого можно назвать настоящим товарищем? Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (Ответы детей.)

Сам погибай, а товарища выручай.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Старый друг лучше новых двух.

Желаешь мешка — не завести дружка.

— Расскажите о дружбе со своим товарищем, и какую пословицу можно привести, говоря об этой дружбе.

— Давайте я почитаю вам текст «О друзьях», а вы послушаете.

О друзьях

Мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями.

А друзей — как мы уже знаем — нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

Поэтому вежливый мальчик обязательно уступит в трамвае или автобусе свое место женщине или даже девочке.

Поэтому он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки. Вежливый мальчик обязательно поможет пришедшей к нему в гости- девочке снять пальто, подаст тапочки маме и бабушке, поможет им по дому. И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек!

Для того чтобы у тебя было всегда много друзей, несколько советов:

— Никогда не груби своим товарищам.

— Не называй обидными словами.

— Не давай им прозвищ.

— Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

— Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

— Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

— Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

— Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя, когда просит твой друг или когда ты сам пообещал.

Однажды произошла такая история.

Вадик забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать завод. Для Толи почти не осталось материала. Тогда он обратился с просьбой к Вадику:

— Дай, пожалуйста, мне немного строительного материала. Ведь у тебя много.

— Да я дал бы, но, видишь, огромный завод строю!

— А ты, Вадик, не строй большой завод, тогда и мне конструктора хватит.

— Ишь, ты, какой хитрый, — отвечает Вадик. — Отдам, а если мне не хватит? Знаешь, сделаем так: ты, Толя, подожди, пока я построю, а что останется — отдам тебе.

Вопросы для обсуждения:

— Как поделил Вадик строительный материал? Правильно ли он поступил, взяв себе больше, а Толе отдав меньше? Почему вы так считаете?

— Как решил Толя выйти из положения? Что он предложил Вадику?

— «Ишь, ты, какой хитрый!» — сказал Вадик товарищу. Прав ли он, сказав так Толе? Кто же хитрил: Вадик или Толя? Почему вы так думаете?

— Справедливое ли предложение Вадика «подожди, пока я построю, а что останется — отдам тебе»? Почему вы так считаете? По-товарищески ли поступил Вадик по отношению к Толе?

— А как бы вы поступили на месте Вадика? Как поделить строительный материал по справедливости? А может быть и не стоило делить конструктор, а поступить иначе? Как?

Расширять представления учащихся о понятии дружба. Способствовать формированию положительных взаимоотношений в коллективе.

Развивать чувство самосознания, рефлексии, аналитического мышления, умении анализировать, рассуждать, делать выводы.

Воспитывать у учащихся желание иметь друга, положительные черты личности: доброжелательность, взаимопомощь, справедливость, желание делать друг другу приятное, бескорыстность, терпимость, справедливость.

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих.

Видишь шторм ледяной у них

От тепла твоих верных рук.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведёт в прекрасную даль.

Оглянитесь вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вокруг вас окружают друзья?

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Представьте, что вы идёте по дороге и на пути лежит камень, на котором написано: « Налево пойдёшь, дружбу найдёшь. Направо пойдёшь друга потеряешь.» Что и почему выберешь ты? (рассуждения ребят).

Что же такое дружба? (ответы)

В словаре по этике сказано так «Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов взаимной привязанности..» Обратите внимание «общность интересов». Это серьёзно. Это не когда «есть пирожок - есть и дружок». Дружба предполагает не только общность интересов, но и взаимную привязанность:

Нет в мире радости сильней,

Чем лицезренье близких друзей,

Нет на земле мучительнее муки,

Чем быть с друзьями славными в разлуке!

Дружба возникает, если у людей есть общее дело. И у вас уже наверное есть друзья, а если нет, то всегда есть возможность найти их. Но для этого надо чтобы поле было распаханным. Что это значит? (быть воспитанным, добрым и т д) Если посеять эти семена, то они прорастут, главное, чтобы не было сорняков. Что вы понимаете под словом сорняки? (Ответы детей)

Давайте обсудим такие вопросы:

1. Нужна ли дружба вообще?

2.Когда мы можем дружбу назвать настоящей? (она бескорыстна, держится на на общности интересов, привязанности).

3. Почему люди ценят дружбу? Почему её ищут, дорожат? (Ответы учащихся).

Говорят же «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

«Нет друга – ищи, а нашёл – береги»! Почему?

Истинный друг –это твой советчик, товарищ, помощник. Он никогда не подведёт тебя в трудную минуту и не продаст. Друг первым придёт к тебе на помощь. Ему ты смело можешь открыть свою душу –он тебя поймёт. Твоё горе –его горе, твоя радость –его радость.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде:

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь –он спать не может!

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

В.Шекспир.

5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

Иметь друга большое счастье. Но ты тоже должен проявлять интерес к проблемам друга, и ты как друг имеешь перед ним свои обязанности, и ты должен не оставлять друга в беде, и ты должен выручать его и помогать в горе, делитьс ним его радость..а то ведь и так бывает:

Как странно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье все готовы –

Никто не хочет грусть делить..

М.Ю. Лермонтов.

6. Так чем же сильна дружба? (верностью, взаимной преданностью). Давайте вспомним эпизод из жизни А.С Пушкина, когда его отправили в глухую деревню за вольнодумство. Нет связи с друзьями. Зима. Снег завалил домик няни. Кругом сугробы. Утро. Вдруг - колокольчик! Кто же осмелился к нему приехать? Пушкин бросился к окну – из саней выбирался его лицейский друг Иван Пущин. Пушкин как был в халате, тапочках, бросился во двор! Его схватил в охапку Иван и понёс на крыльцо «Простудишься, поэт!». Эту неожиданную радость поэт запечатлел в своём стихотворении «И.И.Пущину».

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

6. Что несовместимо с понятием дружба?

Педагог обобщает сказанное и обращает внимание ребят на то, чтобы приобрести друзей, надо пополнять знания, расширять кругозор, соблюдать нравственные нормы и правила поведения.

Ребята, кто прямо сейчас вспомнит что-то доброе друг о друге и поблагодарит, это и будет тот добрый росточек, которые вы будете взращивать в своём коллективе.

Игра «Ручеёк». Учащиеся берут за руки друг друга, образуя ручеёк. По очереди они выбирают себе пару, затем поворачиваются и глядя друг другу в глаза говорят приятные слова.

Педагог предлагает назвать положительные качества дружбы. Затем вывешивает плакат с солнцем, на лучах которого они написаны. Пусть под лучами этого яркого солнышка появляются и растут ростки нашей дружбы и любви, мы будем оберегать их.

Очень многие люди умеют замечать в окружающих только положительные качества, а другие только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нём?».

Ответил друг. Плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нём?

Спросил я у товарища другого

«Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нём плохого?».

Попробуйте проанализировать ситуацию, которую я вам сейчас расскажу:

1). Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Алёши в руках- упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось. Алёша стал смеяться в полный голос. А я –собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы поступили вы на моём месте и на месте Алеши?.

2). В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне позвонил Олег и попросил помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представьте, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел её посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег мой друг! И вместо телевизора я просидел целый вечер за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Олега?

Разные ситуации, разные решения, но всегда остаётся самым важным то, какое решение вы принимаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей.

Ребята. Могут ли друзья спорить, могут ли их мнения не совпадать?

Правильно, могут. Но настоящая дружба от этого не пострадает. Великий философ Аристотель сказал крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Как вы её понимаете применительно к себе?

Нужно терпимо относиться к проблемам друга и надо вместе попытаться исправить ошибку. Вот что советует поэт Рамсул Гамзатов:

(стихотворение читает учащийся)

Знай мой друг и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши:

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай..

Я иных придерживался правил,

В слабостях усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло!..

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши:

Гнев на друга может быть мгновенным-

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Всякая ли дружба нужна? Как говорят в пословице: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Как вы её понимаете?

Дружба с хулиганом, жуликом, лентяем, расхлябанным в словах и делах поможет обрести качества друга. Поэтому в выборе друзей надо проявлять осмотрительность. Есть очень знаменитая испанская поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Само собой ведь напрашивается вывод, что человек, который заводит дружбу с мошенником или дураком, собирается совершить что –то нехорошее или хочет что –то скрыть. Старайтесь избегать дружбы с ворами, мошенниками, плутами. Но не следует из них делать врагов. Просто соблюдайте нейтралитет. Потому что враждовать с людьми, особенно кто склонен к насилию не безопасно.

Подумайте. какие друзья опасны и почему?

Как следует относится к ним?

Как вы понимаете афоризмы:

С добрыми дружись, а лукавых берегись.

Нечего с теми дружится, кто любит судиться.

Подумайте, для каких ещё случаев применимы слово «друг», «дружить». Ведь говорят же «Зелёный друг», «друг искусства», дружить с книгой» и т.д., то есть можно дружить не только с кем – либо, но и с чем-либо, оказывать поддержку, защищать, любить.

Что же такое дружба? (ответы детей).

Слова Даля: - Дружба: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении.

Тест «Настоящий ли ты друг?».

(Учащиеся выбирают вариант ответа на каждый вопрос, записав его на листочке. После чтения теста, педагог вывешивает плакат, где указаны баллы за каждый вариант ответа.)

1)Какие из перечисленных качеств вы цените больше всего в друге?

а- надёжность- (не подведёт);

б- солидарность;

в- чуткость (всегда знает о вашем настроении прежде чем вы о нём скажете);

г- верность (всегда с вами, чтобы вы ни сделали);

д- совместимость (вам хорошо в его компании).

2) Если друг пришёл к вам поздно вечером весь в слезах, что вы сделаете?

а- угостите чаем и успокоите;

б- не откроете дверь, как будто вас нет дома;

в- сделаете вид, что вам надо уходить;

г- пригласите его войти, но скажете, что вам надо рано утром вставать;

д- извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра;

3) Вы выслушиваете длинную историю бед вашего друга. А в это время появляется другой, кот тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

А- предложите 3-му другу присоединиться к беседе;

Б- скажете 1-му другу, что вас ждут в ином месте;

В- скажете 2-му другу, что заняты проблемами 1 друга;

Г- оставите их вдвоём, чтобы они поддерживали друг друга;

Д-начнёте отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся;

4) Сколько было у вас друзей?

А- ни одного;

Д- четверо и более.

5) Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

Б- почти все;

Д- не все;

Г-немногие

Д- двое или никто.

6) Друг хочет попросить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

А- согласитесь без всяких сомнений;

Б- согласитесь не охотно;

В- согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

Г- скажете, что сами хотели его надеть;

Д-признаетесь, что хотели бы его надеть первым, но предложите что-то взамен.

7) Если друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

А- наотрез откажетесь;

Б- откажетесь, пока не узнаете всех обстоятельств;

В- откажетесь, и сообщите 2-му другу о просьбе первого;

Г- предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

Д- согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими в первый и последний раз.

8)Какое из следующих животных вам наиболее симпатично;

А- панда, б- кошка, в- собака, г- обезьяна, д- слон

9) Ваши друзья:

А- люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

Б- все похожи друг на друга;

В- разные и по разному к вам относятся;

10) считаете ли вы своих одноклассников:

А- настоящими друзьями;

Б- друзьями на время, пока вы учитесь;

В- может быть друзьями, а может быть нет, в зависимости от конкретной личности;

Г- редко заводите дружбу с однокурсниками;

Д-вы никогда не заводите дружбу с ними.

11) Какое качество, на ваш взгляд является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

А- внимательность (Выслушивать жалобы о ваших бедах)

Б- избавлять от одиночества;

В- доставлять удовольствие от общения;

Г- всегда быть на вашей стороне;

Д- оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз когда вы в этом нуждаетесь

12) Что вы считаете наиболее значимым в дружбе?

А- оказывать помощь в любой ситуации, какой бы она ни была;

Б- давать совет, когда вы считаете, что в нём есть потребность;

В- давать совет, когда об этом просят;

Г- никогда не давать советов;

Д- всегда быть готовым выслушать друга.

это время другой. линную историю бед вашего друга. ообещаете встретиться завтра

ом смысле-бескорыстная, стойкая приязнь, основ

От 0-100. - Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом -вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берёт всё и ничего не даёт. Если они намереваются вас о чём либо попросить, вы отказываетесь, либо заводите новую дружбу.

От 100 до 125. - Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если подводите друзей, то как правило это происходит потому, что вы не разделяете их точки зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130-185. - Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

Задачи:

— формировать понятия «друг», «дружба»;

— учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои поступки;

— развивать речевое общение;

— коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми;

— воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Предварительная работа:

— чтение рассказов о дружбе: «Три товарища», «Синие листья» (В. Осеева), «Друг детства», «Друзья познаются в беде» (В. Драгунский);

— заучивание пословиц, поговорок и песен о дружбе и друзьях;

— изготовление подарков для друзей;

— просмотр мультфильмов «Бременские музыканты», «Зимовье зверей»;

— совместные дни рождения;

— выставка детских рисунков и рассуждений детей «Мои друзья».

Дети под песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского) входят в группу.

Воспитатель . Дети, я предлагаю начать сегодня занятие с игры «Клубок дружбы». Нить свяжет нас вместе. Когда вы будете передавать клубок, каждый может сказать добрые слова своим товарищам. Последний, получая клубок, начинает его сматывать, при этом произносит слова, сказанные ему. Легко ли говорить приятные слова другим?

Друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка

Надежного, верного друга рука.

Мы не случайно начали нашу встречу с игры «Клубок дружбы» и таких замечательных слов. Сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе.

Как вы думаете, что такое дружба? Как вы выбираете друзей? Что нужно делать, чтобы было больше друзей? С каким человеком вы не хотели бы дружить? Почему каждый человек достоин любви? Почему так важны хорошие друзья? Кто может быть твоим другом, кроме сверстника? Может ли быть другом мама или папа?

Во все времена люди ценили друзей и дружбу. Существует много пословиц на эту тему. Какие вы знаете?

Без беды друга не узнаешь.

Один за всех и все за одного.

Один в поле не воин.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Дерево крепко корнями, а человек — друзьями.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Одна пчела много меда не принесет.

Друг познается в беде.

А знаете ли вы рассказы о друзьях? Назовите их. (Показывает иллюстрации.)

Какая иллюстрация подходит к рассказу В. Осеевой «Три товарища»? Почему вы так думаете? Кто из мальчиков поступил верно, по-дружески? Какие четверостишие или пословица подходит к этому рассказу?

Воспитатель показывает иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Синие листья».

Из какого рассказа эта иллюстрация? О чем он? Как вы оцениваете поступок Кати? Как поступают настоящие друзья?

Проводится физкультминутка

Сказала кошка мышке:

— Давай с тобой дружить

И будем нашей дружбой

До смерти дорожить.

— Боюсь, — сказала мышка, —

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка.

— Ну что ж, — сказала кошка, —

Могу тебя понять,

Я вижу, что смекалки

У мышки не отнять.

Дети, что вы больше всего с друзьями любите делать? Конечно, играть. Мы сейчас поиграем в игру-пантомиму «Живые картинки». Одной подгруппе я дам картинку. Вы должны без слов, только жестами, показать, что нарисовано, чтобы все остальные догадались.

А другая подгруппа должна будет самостоятельно придумать сюжет и показать остальным, что загадала.

Молодцы, дружные ребята у нас в группе.

Тогда следующее задание можно выполнить только сообща, вместе. (Достает два конверта.)

В конверте карточки со словами, разрезанными пополам. Ваша задача — найти половинки, сложить из них слово, прочитать, а из слов составить пословицу. Затем объяснить ее смысл.

Вы молодцы, эти мудрые слова подходят к вашим дружным действиям.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Гусеница». Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мы будем вместе передвигаться по группе. Руки положите на плечи впереди стоящему ребенку. Мяч зажмите между животом и спиной впереди стоящего сверстника. Таким образом, мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

Под песню «Если с другом вышел в путь» «гусеница» продвигается по группе.

Дети, положите мячи и сделайте один большой круг. Давайте споем песню о дружбе и друзьях.

Дети исполняют песню «Дружба крепкая...».

Берегите своих друзей, и вам будет радостнее жить на свете!

Делайте добро, и оно обязательно вернется к вам. Занятие закончено. Спасибо.

НОД: Познание. Социальное окружение. Я, ты, мы

Цель – формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.

Задачи:

1. Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.

2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из
важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: Письмо, интерактивная доска, ноутбук, презентация на социально – значимую тему «Дружба», аудиозапись песен «Улыбка», «Когда мои друзья со мной», «Настоящий друг».

Словарная работа: честность, доброта, сопереживание, хмурый, ужиться вместе.

Ход занятия:

Вводная часть: Организационный момент (сюрпризный момент).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы …. и покажем, как мы приветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Раздается стук в дверь (почтальон принес письмо) – Здравствуйте, это группа Лисята? Вам письмо. Получите, и распишитесь, пожалуйста.

Текст письма: Внимание, внимание. Тревога!!! К нашему детскому саду «Конек-Горбунок» приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они выполняли любые ее желания. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!!!

2.Основная часть.

Воспитатель: Да…, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать? – Правильно, мы должны показать, как мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора. – А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? – Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

– Давайте посмотрим на экран, как вы думаете – эти дети друзья? А как вы догадались? (слайды № 2-5) – Молодцы, ребята, вы все правильно поняли и правила дружбы вам знакомы (слайд №6), а сейчас мы с вами попробуем разгадать секреты настоящей дружбы – это те качества, которыми должны обладать друзья.

1. (слайд №7) Секреты дружбы.

Чтобы все секреты нам узнать

Предлагаю вам порассуждать.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите.

– Но сначала мы с вами сделаем гимнастику для глаз, и там спрятан первый секрет. Головками не крутим, работают только глазки. – Готовы. Вперед.

(слайды № 8-9) 1. Первый секрет: Гимнастика для глаз «Улыбка».

(слайды № 10-13) 2. Второй секрет

Воспитатель: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Пословица – Друзья познаются в беде.

(слайды № 14-17) 3. Третий секрет

Воспитатель : Мы с вами видим, как мирно уживаются друг с другом совсем разные животные, как им тепло и хорошо вместе. – Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир.

– А такая пословица подойдет? – Будете, друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.

4. Четвертый секрет.

Воспитатель: Теперь присаживайтесь по удобней. Ротик на замок и молчок. Сейчас ребята нашей группы разыграют небольшие сценки, и мы узнаем следующий секрет дружбы.

Сценка № 1

На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Семен . – Привет! Как у тебя дела? Максим: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Семен уйти, Обидеться и отойти, Но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку. Максим : – Прости Семен меня за грубость! Семен Я не сержусь на тебя!

Воспитатель : Запомните, дети, Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться Только одна …(доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

(слайд №18) Физминутка «Настроение»

Настроение упало, развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами

Дело валится из рук… бьем легонько по внешним сторонам ладоней

Но еще не все пропало, Пальчиком влево-вправо

Если есть хороший друг. Показать на друга

С делом справимся вдвоем, Положить руки на плечи друга

С облегчением вздохнем – Эх

Настроение поднимем Присели, собрали настроение в ладошки

И от пыли отряхнем! Отряхивают руки.

Воспитатель: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Коли сейчас мы говорим о дружбе, Позвольте историю вам показать.

Сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

Сценка № 2

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Воспитатель: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

– Предлагаю вам подобрать рифмы к стишкам, будьте внимательнее, готовы?

3. Заключительная часть: Дидактическая игра «Подбери рифму»

(слайд №19)

– Заглянул щенок в окошко: — Чем там лакомится ……(кошка )

– Ходят всякие тут, ишь! – Смотрит зло на кошку….. (мышь)

– Может, хватит, мышка злиться? – Прочирикала….(синица )

– Капризуля наша Маша, у неё в тарелке …(каша ).

– Очень громко плачет мальчик – Он поранил себе…(пальчик ).

– Ничего не произнес под кроватью спящий…..(пес ).

(слайды № 20-21) 4. Подведение итогов.

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, мы помогли справиться с коварной ведьмой Злючкой и не допустить ее к нам в сад? – Ну, конечно же, вы разгадали все секреты дружбы, и тем самым прогнали злую ведьму далеко-далеко. – Давайте, ещё раз их перечислим: Улыбка, помощь, мир, доброта, честность .

– Молодцы, и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте!

– Занятие кончается и в группу нам пора, А дружба продолжается, ура, ура, ура!

Дети прощаются с гостями, под музыку «Настоящий друг» и, держась за руки, выходят из интерактивной комнаты.

Список используемой литературы:

1. В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе, с.38;

2. «Подбери рифму»Е. Лаврентьева, с.64 д.и.

3. Социальная программа Я, ты, мы.

Скачать презентацию

МАДОУ № 81 «Центр развития ребенка — детский сад «Конек-Горбунок»,

г. Норильск, Красноярский край, Россия.

Юлия Потапова
Беседа «Поговорим о дружбе»

Цель : 1. Раскрыть сущность понятия «дружба » .

2. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

3. Содействовать формированию дружного коллектива .

Ход беседы.

– Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема. Отгадайте загадку

Обществу

Благородство

Единство

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе . /

Воспитатель

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе .

А вот что написала об этом чувстве одна юная поэтесса.

«Что такое дружба - Спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя - «Что такое дружба

Это когда зайцу лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у мальчика - «Дружба , что такое?»

Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете : и звери, и птицы, и дети

Дружба – это дар , данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Послушайте притчу о дружбе :

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча ударил другого. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке : «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину» .

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне : «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь» .

Первый спросил его :

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил :

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит : Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Воспитатель

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

(- Понимает меня;

С кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

Посмотрите на доску : ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА .

– Мы связаны по жизни со многими людьми : с одними ходим в детский сад, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием) . И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

Дружба же - это высшая степень товарищества.

Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово «дружба » и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – воспитатель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит : Нет лучше дружка , чем родная матушка.

Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой .

- Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям , и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим?

Но, к сожалению, не у всех из нас есть друзья! А если у кого-то друга нет, то отчего так могло случиться? (Дети высказывают свои мнения.) Да, чаще всего именно оттого, что человек сам не готов стать для кого-то настоящим другом. Например, он начинает капризничать, требуя от друга слишком много, ничего не предлагая взамен. У вас на столах лежат листочки, где описаны три ситуации, с которыми вы наверняка встречались в жизни. Давайте попробуем проанализировать и благополучно разрешить их. (Ученики работают в группах, звучит музыка.)

1-я ситуация : «Мой друг выдал тайну»

У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близкому другу. А он взял и поделился с одноклассником.

Что это : предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безответственность, к которым надо отнестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили (не поступали?

Воспитатель. Конечно, надо хранить доверенную тебе тайну и уметь отвечать за свои слова, ведь очень легко ранить другого человека, открывшего тебе душу.

2-я ситуация : «Друг просит помощи»

Вечером, во время интересной передачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей математикой! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но за-то как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если бы мы поменялись местами, т. е. не ему, а мне нужна была помощь, то он не задумываясь поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?

3-я ситуация : «Друг говорит плохие слова»

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. “Как бы вы поступили?”.

Учитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы приняли в том или ином случае. Теперь мы, кажется, подошли к такому моменту, когда вам можно задать самые важные вопросы :

Как научиться дружить ?

Какими качествами должен обладать друг и от каких качеств ему хорошо было бы освободиться?

Дети высказываются.

– Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”.

Друг познается в удаче

Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче,

Если удача твоя

Друга не радует, значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его.

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит, но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

Какие пословицы о дружбе вы знаете ? (Дети называют) .

Игра «Закончи пословицу»

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех … /и все за одного/.

Человек без друзей … /что дерево без корней/.

Дружба – как стекло … /разобьешь – не сложишь/.

Недруг поддакивает, а …/друг спорит/.

Физминутка (дети выполняют в парах) .

Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются) .

Воспитатель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит ?

Игра «Кто с кем дружит

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и (Дейл) .

6. Добрая Белоснежка и (семь гномов) .

– А с кем вы дружите ?

Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

- Дружите ли вы с животными , природой, книгами?

Воспитатель

– С чего начинается дружба ?

Песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) .

Дети исполняют 1 куплет и припев.

… С голубого ручейка

Начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки .

– Могут ли руки помочь подружиться ?

– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)

– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе ?

– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу » ?

– С какими животными можно связывать слово дружба ?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу ?

Посмотрите внимательно и скажите : кто с кем дружит ?

– Сейчас вы только учитесь дружить . А чтобы дружба была крепкой , нужно соблюдать законы. Составьте законы дружбы .

Существует много законов дружбы . Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой .

А теперь посмотрите сюда (указывает на доску) . На ней изображено огромное сердце, которое готово всех любить и всем помогать. Это сердце нашей группы! Здесь есть маленький кармашек, куда каждый из вас может опустить сердечко с добрыми и мудрыми пожеланиями себе, другу. Этот кармашек, наполненный добром ваших сердечных мыслей.

Мое вам пожелание : всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

Итог беседы :

Скажите ребята, что такое дружба ?

С какими словами познакомились на уроке?

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда :

– Ребята, давайте жить дружно !

Поделиться: