Каким должен быть воспитатель детского сада? Воспитатель дошкольного образования, какой он.

Несмотря на то, что официально профессия «воспитатель дошкольного учреждения» появилась относительно недавно, ни для кого не секрет, что сами воспитатели, как и само воспитание, существовали всегда. Конечно же, с развитием дошкольного образования, эта профессия также развивалась и дополнялась набором необходимых качеств и требований, правил и умений, навыков и других особенностей. Вместе с тем, суть профессии оставалась неизменной.

Основная задача педагога-воспитателя всегда заключалась в организации интересной и полезной, безопасной и доступной работы детей в группах. Воспитатель дошкольного учреждения не призван заменить ребенку родителей, наоборот, он должен работать с родителями сообща, оказывая воздействие и посильное влияние на формирование детей дошкольного возраста.

В современном мире роль педагога-воспитателя велика, как никогда раньше. Родители зачастую слишком много времени проводят на работе, поэтому ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса занимает именно педагог дошкольного учреждения.

Педагог – проводник детей дошкольного возраста в мир знаний, мир фантазий, мир активной деятельности. Именно он оказывает воздействие на формирование характера ребенка, под его влиянием формируется личность каждого ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог был профессионалом своего дела, а работа с детьми была его настоящим призванием.

Что должен делать педагог-воспитатель?

Учитывая ту огромную ответственность, которая возлагается на воспитателей, отвечающих за получение детьми дошкольного образования, у педагога, работающего в дошкольном учреждении, должны быть определенные обязанности. С перечнем того, чем должен заниматься педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, можно ознакомиться в одном из следующих документов:

  • Трудовой договор. В договоре, заключаемом между соискателем той или иной вакансии в детском саду, и работодателем, оговариваются все условия труда. В том числе и обязанности воспитателя, то, что он должен делать на рабочем месте;
  • Должностная инструкция (коллективный договор). В этом документе, представляющим собой часть устава каждого отдельно взятого учреждения, также отражаются основные положения, касающиеся условий труда работников дошкольного учреждения. Если трудовой договор индивидуален, то должностная инструкция распространяется на всех воспитателей того или иного учреждения;
  • Государственные нормы, правила и стандарты. Сюда можно отнести нормы СанПина и другие санитарно-эпидемиологические правила, советы и рекомендации, а также федеральное законодательство, касающееся вопросов воспитания детей в учреждениях.

В первую очередь, на основании этих нормативных документов, педагог и выполняет свои рабочие обязанности. Вместе с тем, образовательные нормы постоянно меняются и дополняются, поэтому и обязанности воспитателя в различных дошкольных учреждениях могут слегка отличаться.

Основная характеристика современной системы дошкольного образования – ее динамичность. В процессе разработки индивидуальных занятий и занятий в группах постоянно внедряются инновационные технологии, обеспечивающие работе с детьми больший интерактив и вовлеченность самих дошкольников. Появляются все больше новых образовательных стандартов, регламентирующих работу воспитателей с детьми. Касаются все эти требования, преимущественно, четырех уровней развития:

  • Личностно-коммуникативного. В процессе работы с детьми важно обращать внимание на его личностные качества. Важно научить его общаться с другими ребятами в группе, находить с ними общий язык и развеиваться;
  • Познавательно-речевого. Этот компонент особенно важен в младшем дошкольном возрасте, когда речь и понимание мира, в целом, у ребенка ещё совсем не сформировано. На этом этапе развития воспитателю следует больше общаться с детьми, показывая окружающий мир на наглядных предметах и явлениях. Важно при этом говорить четко и ясно, не прибегая к детской лексике;
  • Эстетического. Чувство прекрасного нужно развивать с самого детства. Педагог не должен забывать о культурно-нравственном воспитании своих подопечных. В процессе общения с детьми важно делать акцент на духовных аспектах жизни, личным примером показывая ребятам важность культурной речи, опрятного внешнего вида, и уважения к другим;
  • Физического. Физическое развитие у дошкольников занимает далеко не последнее место. Воспитателям следует учитывать это при планировании групповых мероприятий и ежедневных занятий с детьми.

Важно учитывать все эти уровни развития, при работе с детьми, как в группе, так и в индивидуальных занятиях.

В целях обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса министерство образования внедрило такое понятие, как профпригодность, или профессиональная компетентность педагога. Эта самая компетентность проявляется в умении педагога вести воспитательную деятельность на территории учреждения, в умении находить общий язык со своими подопечными, и оказывать на них влияние в процессе обучения и общения.

Согласно последней редакции профессионального стандарта педагога, воспитатель, помимо указанных выше правил и рекомендаций, должен соответствовать следующим требованиям:

  • Воспитатель должен быть хорошо знаком с основными возрастными особенностями детей, с которыми ему предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить соответствующую атмосферу в группе детей, и сделать общение детей с воспитателем и между собой более простым и непринужденным;
  • Педагог дошкольного образования должен быть хорошо знаком с особенностями и общими закономерностями развития детей дошкольников;
  • Должен умнеть спланировать и организовать основные виды деятельности дошкольников: игровую и предметно-манипулативную, групповую и индивидуальную;
  • Воспитателю необходимо на высоком уровне владеть теоретическими знаниями, касающимися физического, духовного и интеллектуального развития детей разного возраста, для налаживания более близких контактов с детьми;
  • Педагог должен поддерживать постоянный контакт со всеми детьми в группе, чтобы никого не растерять и вовремя реагировать на нестандартные ситуации;
  • Умение планировать различные мероприятия как внутри группы, так и на уровне детского сада или города;
  • Педагог отвечает за обеспечение в группе комфортной и безопасной среды для детей, поддерживая общение с ними в течение всего дня и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
  • Должен поддерживать постоянную связь с родителями детей, находящихся на его попечении;
  • Должен владеть навыками работы с компьютером для успешной организации своей педагогической деятельности.

Список навыков и умений, которыми должен обладать воспитатель, можно продолжать бесконечно. Приведенный выше перечень обеспечивает примерное представление о том, каким должен быть педагог, а именно - его профессиональная сторона. Не менее значительную роль играют также и личностные качества педагога, о которых мы поговорим ниже.

Личность воспитателя: какими качествами нужно обладать?

Вне всяких сомнений, воспитатель должен быть профессионалом своего дела. Для успешной работы с детьми ему просто необходимо обладать целым рядом практических умений и навыков, большой теоретической базой и знанием своего дела. Вместе с тем, одной лишь теорией и образованностью не обойтись.

Помимо важных для воспитателя навыков и умений, он должен обладать лидерскими качествами, необходимыми для работы с детьми дошкольного возраста. Помимо них важно также обладать другими, не менее важными для работы с детьми, чертами характера. Среди них можно выделить следующие:

  • Эмпатия. Каждый воспитатель должен быть не только серьезным и умным взрослым, но и чувственным другом для каждого из детей в своей группе. Он доложен уметь сочувствовать, сопереживать и понимать своих подопечных. Важно уметь замечать даже самые незначительные изменения в поведении ребенка, чтобы на ранних стадиях предотвратить конфликт, и помочь ребенку справиться со своими переживаниями;
  • Тактичность. Чувство такта должно быть неотъемлемой чертой характера любого педагога и воспитателя. Во всем, в работе педагога должно быть отражено чувство меры, умение держать эмоции в себе и принимать правильные решения, в зависимости от развития ситуации. Воспитателю необходимо уметь вовремя использовать юмор и строгость, смех и слезы, чтобы посредством этого оказывать положительное влияние на детей;
  • Оптимизм. Все педагоги – оптимисты, а иначе и работать с детьми дошкольного возраста не стоит. Педагоги верят в детей, которые им вверены. Важно поддерживать эту веру и в самом ребенке, создавая в группе доброжелательную атмосферу доброты и принятия. Жалобы на детей родителям и недоброжелательность лучше заменить на хорошее чувство юмора, жизнерадостность и желание вдохновлять ребят;
  • Авторитетность. Педагог – самый главный, после родителей, авторитет в глазах детей дошкольного возраста. Для того чтобы этот авторитет поддерживать, важно также завоевать доверие родителей, поддерживая с ними постоянный контакт. Только полная посвященность выполняемой работе поможет воспитателю поддержать свой авторитет и влияние на детей;
  • Этика и культура. Воспитатель просто обязан вести себя правильно. Ему необходимо строить правильные отношения как с детьми, так и с их родителями, а также с другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, участвующими в воспитании детей. Только так можно завоевать доверие ребят и их родителей;
  • Профессионализм. Это качество, пожалуй, можно назвать одним из самых главных в личности педагога. В основе всей работы воспитателя должно лежать призвание и желание развиваться. Если нет любви к детям и к тому, чем занимаешься, нет смысла продолжать работу в сфере дошкольного образования.

Конечно, это далеко не полный список качеств, необходимых каждому педагогу. К ним можно отнести также и терпение, выдержку, инициативность, творческий подход к работе, и другие. Помимо всего прочего, немаловажным будет умение воспитателя подстраиваться под детей, время от времени находиться с ними на одной волне. Умение рисовать, петь и мастерить вместе с детьми поделки тоже не будет лишним в работе воспитателя.

Без профессиональной подготовки воспитателю не обойтись. Для успешной организации воспитательно-образовательного процесса, педагогу важно своевременно осваивать все современные технологии и программы. Он должен всесторонне развиваться, осваивая новые программы взаимодействия с детьми и их родителями.

Воспитателю нужно идти в ногу со временем, каждый день следить за модой и тем, что может быть интересно детям. Ребята обращают особенное внимание на внешность их лидера: одежда, прическа, улыбка. Особенно важно для детей иметь современного воспитателя, модного и «крутого», который понимает и находит время для каждого.

Обаяние, шарм, приятный внешний вид и постоянная улыбка – вот, что поможет вам завоевать сердца детей, и окажет на них самое сильное влияние.

Что сегодня требуется от воспитателя детсада? Прежде всего - педагогическое образование. Среднее специальное или высшее. В больших городах, где требования высокие и конкуренция тоже высокая, практически все имеют высшее образование.

Ищу по Интернету вакансии воспитателя. Требования к соискателям жесточайшие, порой странные. Например, "любить детей". Кто же, устраиваясь на такую работу, скажет "не люблю"?! Или "наличие личного автомобиля". Это о чем? В другом месте требуют, чтобы у соискателя была активная жизненная позиция. Господи, помилуй! С активной жизненной позицией я, пожалуй, пойду в депутаты Госдумы.

Инфографика "РГ". Фото: Александр Смирнов/Виктор Расторгуев

Словом, к воспитателям сегодня предъявляются самые высокие требования. А что они за это получают? Рабочий день воспитателя, да и почти всех сотрудников детсада начинается в 7 утра. Заканчивается в 7 вечера. Работают в две смены. Зарплата. В среднем по России она составляет 23 000 рублей. Многое зависит от категории воспитателя (их три). Категория зависит от опыта и образования. Причем раз в год воспитатель должен проходить курсы повышения квалификации и аттестацию. В Москве в муниципальном саду оклад 30-35 тысяч. В частном - до 55 тысяч. Нагрузка в среднем 20 детей в группе.

В этом году ожидается индексация зарплат. А в 2018 году, согласно указу президента, их зарплата должна быть не меньше средней по экономике региона.

Множество примеров, когда женщины устраиваются в детсад ради собственных детей. Во-первых, свои весь день под надзором. Во-вторых, с советских времен осталась традиция предоставлять льготы по оплате услуг детсада для сотрудников. Сейчас параметры льгот изменились. Все зависит от дохода на душу населения в семье. Еще один большой плюс для воспитателей детсада - отпуск. У воспитателей детсада это 46 дней.

Но, пожалуй, самое хлебное место - в сельском детсаду, где-нибудь рядом с большим городом. Там дождаться вакансии почти нереально. Все держатся обеими руками, особенно если достаток в семье невелик. Причина - серьезные льготы по оплате коммунальных услуг - 50%.

Тем временем в России

По данным портала trud.ru, на 19 сентября по профессии "воспитатель детского сада" в России открыто 790 вакансий. Для 51% вакансий работодатели указали заработную плату в размере от 7 до 13 с половиной тысяч рублей. 33,5% объявлений с зарплатой от 13 500 до 20 000 рублей и 9% - с зарплатой от 20 000 до 26 500 рублей.

В Беларуси сегодня работают с дошколятами без малого 56 тысяч педагогов-воспитателей. Из них высшее образование у 57%, при этом у большинства в дипломе значится профиль "Педагогика", а направление образования "Педагогика детства".

К слову, профессиональное образование именно по этому профилю - одно из главных требований к кандидатам на должность воспитателя детского сада. Кроме того, у всех, кто приходит устраиваться в детский сад, обязательно проверяют отсутствие судимостей.

Среди требований к воспитателю детского сада встречается даже "готовность перевоплотиться в любого сказочного персонажа". Но главное все-таки - наличие профильного образования

По закону для воспитателей установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю. На практике это означает, что при пятидневной рабочей неделе каждый день воспитатель должен работать примерно 7 часов. При этом трудовой отпуск - 56 календарных дней. А вот что касается числа воспитателей на группу, то существует такая норма: на две группы любого возраста в саду обычно работают три воспитателя. Кроме того, за детьми присматривают еще и няни, в обязанности которых входит уход за малышами и помощь в организации их питания.

Одна из главных проблем детских садов - дефицит кадров. И дело здесь, в первую очередь, в невысокой заработной плате. Она хоть и повышается, но очень медленно. В итоге в среднем работники детских садов получают около 400 белорусских рублей в месяц, то есть около 200 долларов. При этом зарплата очень сильно варьируется в зависимости от региона и учреждения образования. К работе в детских садах активно привлекают студентов старших курсов педвузов и педагогов-пенсионеров. Другая ситуация в частных детских садах, которых в Беларуси пока немного, но зарплаты в таких учреждениях предлагают почти в два раза выше. Интересно, что у абитуриентов интерес к педагогическим специальностям в последние годы достаточно высокий. А поскольку кадров постоянно не хватает, госзаказ на подготовку специалистов дошкольного образования держится на высоком уровне - примерно 600 человек каждый год. А в этом году во время распределения только в Минской области было 162 запроса на воспитателей-новичков.

Тем временем в Беларуси

В минувшую вступительную кампанию на бесплатное заочное отделение по специальности "Дошкольное образование" Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка сформировался серьезный конкурс - 2,3 человека на место, здесь же был один из самых высоких проходных баллов на заочное отделение - 215 из 400.

Быть воспитателем детского сада очень и очень непросто. Понимаешь, какая ответственность лежит на тебе - от воспитателя зависит будущее ребёнка, страны, всей планеты и лично твоя. Много беру на себя?! Вовсе нет… Лет через 5 -10 всё взрослое население будут представлять наши выпускники. Именно к ним мы пойдём лечиться, они будут строить дома, принимать законы, станут теми людьми, от которых зависит судьба планеты.

Вы скажете – главные воспитатели – это родители, но современные родители, в основном, тоже наши выпускники!

Детский сад – это второй дом для детей, здесь они проводят 10-12 часов в день. Главная задача воспитателя – развить в ребёнке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других…

Но чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью.

1) Воспитатель должен очень много знать, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики; знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом.

2) Воспитатель должен быть психологом, учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Дети открыты для добра и красоты, не терпят несправедливости, говорят правду прямо в лицо!

3) Воспитатель должен быть творческой личностью, быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, любовь, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего!

5) Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию.

6) Воспитатель должен уметь находить общий язык с родителями. Каждый родитель мечтает о добром, умном, любящем всех детей (и его ребёнка в том числе) воспитателе. Воспитатель должен со вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым (знать психологию взрослого человека, ведь родители все такие разные!)

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть.

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!

7) Что ещё? Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным. А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора.

Мне очень нравится моя работа, а если человек любит свою работу, то это чувство помогает преодолевать все препятствия, чувствовать, что он «храм строит, а не просто лес рубит».

Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.

Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Воспитатель - это патриот своей Родины. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое - свое будущее.

Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости.

Профессия воспитатель одна из самых важных профессий. По моему мнению даже важнее учителя. Так как именно в детском саду закладываются все базовые знания, навыки, умения, любовь или не любовь к чему-либо. И требования к воспитателям, просто обязаны предъявляться, самые строгие. Педагог должен любить детей(но не иметь любимчиков, а в случае, даже если, так случилось ни при каких обстоятельствах не показывать этого детям), быть добрым, умным, справедливым, ответственным, адекватным, иметь педагогическое образование, быть психологически подкованным и уравновешенным человеком. Ведь он несет полную ответственность за самое дорогое, что есть унас - это наши дети! Это должен быть человек по призванию. Но это конечно практически не возможно, ведь мы не роботы, и ни кто не идеален. И не все воспитатели, к сожалению, не только не соответствуют этим требованиям, но и не имеют ни малейшей близости к выше описанным качествам. Желательно, конечно, чтобы большинство этих требований присутствовало у воспитателя.

Воспитатель - это не профессия, это призвание, образ жизни и состояние души. Он должен не просто любить возиться с детьми, а проживать вместе с ними их маленькие жизни. Родители оставляют своих родных, беззащитных деток на чужих тетей и забирают только вечером, при этом нужно быть уверенными, что дети не просто под присмотром, а находятся в теплых надежных руках воспитателя. Какими качествами должен обладать воспитатель, каким он должен быть в нынешнее время, как он должен вести себя с воспитанниками, чтобы родители доверяли ему на 100%, а детки с улыбками бежали в детский сад? Каким должен быть воспитатель? Первое, что приходит на ум, детская песенка: «От улыбки станет всем светлей…». Если воспитатель встречает ребеночка и провожает маму с улыбкой, то и мама, и ребенок с удовольствием расстанутся, малыш с радостью побежит в группу, а мама в приподнятом настроении отправится на работу. Воспитатель должен быть коммуникабельным, он должен с легкостью находить общий язык, не только с детьми, но и с родителями. У хорошего воспитателя всегда позитивная атмосфера в коллективе, детки дружные, а родители отзывчивые. Конечно же, воспитатель - это не просто хорошая тетя, это, прежде всего педагог, он должен помогать родителям в воспитании ребенка, поэтому излишняя доброта здесь ни к чему. Воспитатель должен быть чутким, отзывчивым, всегда готовым помочь и услышать, но и в меру строгим он тоже быть обязан, иначе порядка в коллективе не будет. Я не так давно закончила училище, поэтому воспонминания о интересной и весёлой практике ещё свежи. Именно благодаря практической части обучения, я поняла что ни капли не ошиблась в выборе профессии!
Какую воспитательницу вы хотели бы видеть в детском саду: опытный стажист или же неопытную девченку-энтузиастку, которая свежа, энергична и влюблена в деток? Или же какие качества важны именно вам?

Поделиться: