Как воспитать ребенка уверенным в себе? Как воспитать в ребенке уверенность в себе.

Уважаемые читатели моего блога, здравствуйте! Сегодня я затрону в своей статье актуальную проблемукак воспитать уверенного в себе ребенка, привить ему чувство собственного достоинства?

В современном мире как никогда надо уметь преодолевать трудности. Такова наша действительность: начиная с первых сознательных лет жизни ребенок должен уметь постоять за себя в разных ситуациях. Для этого надо быть уверенным в своих силах. А всегда ли родители стремятся воспитывать в своих детях уверенность в себе. Не надо путать это качество с другим – самоуверенностью, граничащей с наглостью. Какие качества отличают уверенного в себе ребенка? Как развить у ребенка уверенность в себе, преодолевая различные трудности и фобии? Об этом пойдет речь в предлагаемом материале.

Уверенный ребенок – какой он?

Основы поведения, заложенные в детстве, переходят во взрослую жизнь. Неуверенный в своих возможностях ребенок, постоянно испытывающий страх сделать что-то не так, формируется как неполноценная личность, для которой постоянно требуется руководство извне. Как утверждают психологи, в ребенке 7 лет можно уже определить черты успешного и уверенного в себе человека, или того, кто будет идти по жизни в тени других. Можно ли исправить наметившиеся в поведении дошкольника неуверенность и страхи? Да, можно и нужно. Но при этом, родителям надо быть немного психологами-аналитиками. Чтобы увидеть свое дитя со стороны надо проанализировать его поведение. Уверенные в себе дети проявляют себя следующим образом:

  • Радуются новым знакомствам, коммуникабельны, имеют много друзей;
  • Не выказывают волнения, когда им дают оценку другие, хотя эта оценка имеет для них значение;
  • Осознают свои права, стремятся их отстаивать не только перед своими сверстниками, но и перед взрослыми;
  • Настойчивы в достижении своих целей;
  • Умеют сказать «нет», если предложение идет вразрез с их убеждениями и представлении о чем либо;
  • Умеют проигрывать, не видят в поражении непоправимой трагедии.

Неуверенные в себе дети – это диагноз?

А как проявляют себя неуверенные в себе дети? Основные черты характера – малая общительность, безынициативность. Им очень трудно устанавливать контакты с незнакомыми людьми. Часто от них можно услышать «У меня не никогда это не получится», « Я не смогу», « Я не знаю». У них всегда есть оправдание невыполненной работе: нехватка времени, неумение, непонимание чего-то.

Внешне неуверенный ребенок выглядит замкнутым, малообщительным, стеснительным. В то же время такие дети проявляют неоправданное упрямство. Как правило, в основе такого поведения лежат отрицательные эмоциональные переживания по поводу своей неполноценности в глазах окружающих.

Формированию неуверенности в своих силах способствует многократный отрицательный опыт в каком-либо виде деятельности, конфликты с родителями или сверстниками, постоянный строгий контроль со стороны родителей, или их чрезмерная опека, не допускающая никакой самостоятельности.

Неправильное воспитание может проявляться в постоянном сравнении ребенка с другими. При этом подчеркиваются ошибки, и принижается его личность. Растущий в постоянной критике и упреках до 8 лет он успевает сформировать в себе комплекс неполноценности. В дальнейшем он перестает выражать свое собственное мнение, а становится моральным « флюгером» — куда подуло, туда он и поворачивается. Такая тенденция в поведении очень опасна, так как может привести человека в более взрослом возрасте в плохие компании и на « скользкую дорожку».

Актуальность развития уверенности в ребенке


Как видим, проблема формирование в ребенке уверенности в себе актуальна, и должна побудить родителей заняться ею, если к этому есть основания. Как помочь ребенку обрести чувство решительности и смелости, научить его самостоятельности? Для дошколят психологи предлагают добавить уверенности через игру, где они могут раскрыться с лучшей стороны и увидеть лучшие стороны других. Например, такая игра как « За что меня любит мама, или папа, бабушка или дедушка». Дети, если они в группе, могут по-очереди рассказать за что их любят родители. Они могут с помощью игры повысить самооценку в своих собственных глазах и в глазах других детей и взрослых. А такая игра как « Комплименты» дает увидеть малышам свои положительные стороны как бы со стороны. Дети говорят, что им нравится друг в друге. После игры, можно обсудить, что каждый из них узнал о себе нового.

Еще не поздно

Для развития уверенности, ребенку следует побороть страх. Детские фобии взрослым порой кажутся нелепыми. Особенно впечатлительные малыши могут нафантазировать себе страхи и сами в них поверить. Вернуть уверенность в себе детям должны родители. Это особенно важно сделать перед школой, когда детский мир, где было все знакомо, стремительно расширяется, и в нем присутствуют не только дети, но и много взрослых, много условностей и правил.

Но и с детьми постарше так же можно решить эту проблему. Для детей старше 13 лет могут подойти тренинги, как и для взрослых, конечно, если они сами в этом заинтересованы.

Для детей 7-13 лет можно просто потихоньку менять тактику воспитания, снижать количество наказаний и критики к ребенку, хвалить, прислушиваться к их мнению. Как именно это делать читайте дальше. Конечно резко перестроится не получится ни у вас, ни у ребенка, но важны даже малейшие шаги к росту самоуважения вашего ребенка.

Итак, вам стоит определится: кого вы хотите видеть — лидера, уверенного в себе или ребенка, который выполняет все безоговорочно. К сожалению, так не бывает, что до 17 лет человек полностью подчиняется, а в 17 лет становится лидером и уверенной в себе личностью. Скорее всего, он будет искать руководителя во взрослой жизни и ему трудно будет ставить самому себе цели и достигать их. Психологические исследования подтверждают, что послушный ребенок вырастает послушным работником, но не директором, владельцем компании.

Что делать родителям

Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке. Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.

Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним


Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:

— Хочешь к бабушке?

— Нет, не хочу, мне там не скучно

— Ничего, найдешь себе занятие.

Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?

Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия. Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.

Второе главное правило — шанс исправиться

Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо? Я думаю да.

Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит». У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.

Внимание. Под наказанием я не имею в виду физические наказания. Они работают, но временно и не эффективно. Как только палка будет далеко, то можно делать все? Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет.

Третье главное правило — критика и приказы

Что будет, если постоянно и беспрекословно по всяким мелочам подчинятся чьей то воле? Вырастет отличный солдат.


Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить - убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.

Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.

Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.

Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций: «Мама пришла((((сейчас опять заставит убирать»

Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?

Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.

Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.

Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

  • Нельзя выражать недовольство по поводу ошибок ребенка, переходя на его личность. Важно при « разборе полетов» это подчеркивать, что отрицательное отношение выражается к проступку, а не к совершившему его;
  • Собственные фобии ни в коем случае нельзя навязывать детям. Мало того надо анализировать вместе с ними их страхи и помогать избавляться от них.

Научившись преодолевать первые трудности самостоятельно, ребенок будет переносить свой опыт на другие ситуации. Это научит его справляться с трудностями в школе, в общении со сверстниками и с взрослыми. Задача родителей – внушить, что у него все получится, и что у него всегда будет надежная поддержка.

Чрезмерная требовательность, строгость и завышенные ожидания взрослых способны создать комплекс неполноценности у ребенка любого возраста. В результате дети просто смиряются с постоянным недовольством папы и мамы и подсознательно стараются застраховать себя от подобных эмоций самым простым способом — избегая действий: ведь так риск ошибиться практически исчезает. Уверенность в себе «растет» из чувства защищенности: если малыш знает, что в трудный момент родители придут на помощь, научиться верить в собственные силы ему будет совсем не сложно. Так, например, расхожий совет «не вмешиваться в детские конфликты» мы иногда воспринимаем слишком буквально. Нужно ли стоять в стороне, когда вашего трехлетнего карапуза обижает пятилетний? Задача родителей как раз в том, чтобы разрядить обстановку, изолировать хулигана, не допустить драки и слез — иными словами, защитить малыша и объяснить ему, что когда-нибудь он обязательно сможет сам справиться с подобными сложностями. Вы не просто предотвратите ссору, но и «напитаете» ребенка необходимой долей уверенности. Все очень просто: если вы сами верите в собственных детей, то и они рано или поздно поверят в собственные силы. Так что же мешает развитию уверенности у детей?

Что мешает успеху?

Повышенная тревожность. Родитель, который боится всего на свете (проблем, неудач, осуждения), вряд ли сможет вырастить уверенного в себе человека. Ребенок впитывает нашу тревожность, как губка, а значит, придется изменить отношение к себе и миру и научиться получать от жизни настоящее, не омраченное тревогами удовольствие. Не получается? Отправляйтесь к психологу: давно пора вдохнуть полной грудью и передать свою уверенность ребенку.

Система сравнений. Все дети крайне болезненно реагируют на родительские выступления вроде: «Посмотри, какая Леночка молодец — и отличница, и музыкой занимается, и маме помогает». Ребенок слышит что-то вроде: «Тебе никогда не стать таким же успешным». Сравнивая его с другими, вы, во‑первых, ставите под сомнение его уникальность, а во-вторых, даете понять, что другие дети нравятся вам гораздо больше. Постоянные сравнения формируют у детей страх «быть недостаточно хорошим», который остается с ними навсегда. Всю жизнь он будет стараться быть «не хуже», и всегда найдется кто-то более успешный и талантливый. По‑настоящему уверенные в себе люди не оглядываются на чужие достижения, а исходят исключительно из собственных желаний и возможностей.

Негативные утверждения. Если на любое начинание ребенка вы реагируете фразами: «У тебя не получится» или «Что-то вышло не очень», — ни о какой успешности даже говорить не приходится. Разумеется, вы хотите уберечь его от неудач и разочарований, но давайте позволим своим детям пробовать свои силы так, как им самим кажется правильным. Да, не все дети станут великими художниками, но, если сын хочет рисовать, просто поддержите его в этом стремлении. Великие цели он поставит перед собой, когда вырастет, а пока пусть пробует то, что интересно ему самому. «Если хочешь, давай попробуем», «Я в тебя верю» — вот что слышат от мамы с папой дети, которые потом вырастают уверенными в себе людьми.

Фиксация на ошибках. Родители, которые с маниакальной точностью готовы перечислять детям их ошибки и прегрешения, уверены, что действуют строго в интересах ребенка. Но на самом деле они просто тешат свое эго и взращивают в ребенке чувство вины за бесконечные неудачи. «Недохваленные» в детстве дети, став взрослыми, начинают в буквальном смысле гоняться за похвалами, а не получая их, чувствуют себя очень неуверенно. Научитесь понимать и здраво оценивать возможности и, главное, потребности своего ребенка — и тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы — значительно больше. И, кстати, не отделывайтесь дежурным «молодец» — скажите, что именно вам нравится и почему. Больше идей о том, как воспитать в ребенке уверенность в себе. Советы родителей успешных детей


Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Ирина (33 года) и Антон (10 лет): «В детстве каждое новое дело вызывало у Антона слезы и крики «не получится». Я купила две куклы-перчатки: вышло так, что в «трудные моменты» не я прошу его сделать что-то, а ослик и мишка. С ними он чувствовал себя на равных — страх неудачи исчезал!»

Степан (35 лет) и Миша (4,5 года): «Сын был самым младшим на площадке, другие дети не хотели с ним играть. Я понимал, что Мишка чувствует себя отверженным. Однажды я принес бумажного змея, запускать который захотели все малыши, и еще пару раз придумывал общие игры. Отношения наладились!»

Наталия (39 лет) и Лена (12 лет): «С нашими «я не смогу» я боролась личным примером. «Я никогда не научусь рисовать», — рыдала дочка, и я тоже пошла на занятия к ее педагогу. Нас с ней это сплотило, а дочка убедилась, что и у меня не все сразу получается. Сейчас Лена уверена в собственных силах».

Как справиться со страхами

Анастасия (44 года) и Иван (18 лет): «В седьмом классе мой сын стал очень болезненно реагировать на достижения других — с завистью рассказывал, как учитель кого-то похвалил, как приятель победил в олимпиаде. Я посоветовала ему поближе пообщаться с ребятами, которым он так сильно завидует. Ивану никто не отказал — довольно быстро он понял, что и у суперуспешных детей тоже случаются ошибки и неудачи. Просто они умеют не застревать на них, идти вперед. Ване это помогло перестать бояться неудач».

Маша (45 лет) и Вика (22 года): «В Викином детстве мы с ней придумали тайный пароль «Пух сможет!» (это ее прозвище). Шептали его, когда страшновато, когда что-то не получалось, когда были сомнения в своих силах. Смешно, но работает до сих пор: недавно Вика сдавала важный экзамен, и мы снова, не сговариваясь, обменялись эсэмэсками с «паролем».

Маргарита (37 лет) и Вероника (12 лет): «В первом классе дочка до слез боялась всего на свете: общаться с детьми, отвечать у доски, сдавать тетрадь. Я посоветовалась с классной руководительницей и решила просто забрать Нику из школы на пару недель: дома вместе делать все, что вызывает у нее панику. Учительница приходила к нам два раза в неделю и оценивала результаты. Благодаря спокойной обстановке, дочка справилась с проблемами».

Марина (30 лет) и Денис (8 лет): «У меня очень робкий сын, да и я была такая же в детстве — родители многовато критиковали. Я решила, что сделаю все иначе, и стала хвалить Дениса почаще. За то, что поел сам, что помыл руки — да за все! Не могу сказать, что он очень уверен в себе, но по крайней мере неудачи его больше не обескураживают».

Дмитрий (37 лет) и Костя (13 лет): «Сын всегда боялся делать доклады, читать стихи — все выступления были мучением, он не мог закончить ни одной фразы. Психолог посоветовал курсы ораторского искусства. Месяц занятий — и парня как подменили: недавно занял первое место в областном конкурсе чтецов».

Антон (45 лет) и Саша (15 лет): «Саня — в очках, нерешительный, часто попадал в драки, его дразнили. Мы отдали его в секцию самбо — думали, научится защищаться. Результат был неожиданный: наоборот, сына там научили не лезть в драку, с достоинством и уважением относиться и к себе, и к противнику. Это повысило его самооценку, травля закончилась».

Анжела (38 лет) и Лариса (14 лет): «В пятом классе у дочки возник конфликт с новой учительницей — она придиралась буквально ко всему! Дочка очень переживала. Все взвесив, я безоговорочно приняла сторону дочери. Как только я перестала убеждать Лару, что, возможно, дело в ней, она воспряла, перестала быть жертвой, учительница это почувствовала и оставила дочь в покое. Верьте в своих детей, ведь если не вы, то кто же?»

Как развить лидерские качества

Как развить лидерские качества — развитие уверенности у детей

Евгения (28 лет) и Маша (8 лет): «Моя дочка, кокетка и модница, очень переживала, что в детсадовской группе девочки каждый день меняют наряды и хвастаются этим. Денег на обновки не было, но я изучила видеоуроки в Интернете, и мы стали каждый день менять прически. Маша тоже освоила эту премудрость, так что все «принцессы» вскоре начали выстраиваться к ней в очередь за сложными косичками».

Алина (35 лет) и Ксения (16 лет): «У второклассницы Ксюши не было подруг в школе, она была застенчивая, робкая. А потом в нашу школу перевели Ксюшину двоюродную сестру Олю, она на три года старше. Летом девочки отлично общались, стали дружить и в школе. Ксюшин «статус» сначала повысился просто благодаря Оле, а потом еще и оказалось, что дочка учит одноклассниц новым играм, о которых узнала, рассказывает о новых книгах, приносит их почитать. Старшая подружка помогла ей раскрыть себя!»

Герман (44 года) и Артем (19 лет): «Мы тяжело переживали Темин подростковый возраст: он отказывался учиться, съехал на двойки, хамил и ночи напролет играл в компьютерные игры. Летом, буквально от отчаяния, я взял его с собой на работу в рекламное агентство. «Сдал» в отдел разработки, попросил — пусть он хоть что-то делает, хоть кофе вам варит. Через месяц оказалось, что стажер неплохо разбирается в дизайнерских программах, действительно может сделать что-то полезное, а главное, хочет учиться дальше. Сын понял, что работать по‑настоящему, видеть результат, стремиться к успеху интереснее, чем быть двоечником».

Александра (40 лет) и Марина (15 лет): «Сама я не образец женственности: люблю рыбалку, походы, хожу в джинсах. Так же воспитывала и дочь, но лет в 13 лет она пришла в слезах, сказала, что не хочет быть пацанкой. Я поняла, что просто навязала ей свой образ жизни. Она сменила секцию туризма на танцы, научилась красиво двигаться, перестала стесняться. Я боялась, что мы отдалимся друг от друга, но, кажется, только сейчас Марина начала мне доверять».

Ульяна (38 лет) и Аня (11 лет): «Анин папа — фотограф, фотоаппарат ей подарил уже в три года. Недавно в школе проходил конкурс, и дочка принесла на него свои снимки — фото кошки, сестренки, какие-то композиции из «Лего». Они всем так понравились, что подружки стали просить Аню их поснимать, устроили девичник с переодеваниями, выпустили стенгазету. Аня, которая раньше скептически относилась к этому занятию, поняла, что кое-что умеет лучше всех!»

Есть ли у вас свои секреты о том, как воспитать уверенность в себе?

Уверенные люди, в отличие от стеснительных добиваются больших удач, поэтому перед многими родителями стоит вопрос о том, как развить в ребенке уверенность в себе. Неуверенные в себе люди боятся сложностей и трудностей. Воспитание ответственных, уверенных, волевых и решительных детей является главной задачей родителей.

Как общаться с детьми

Чтобы не развить наглость и самовлюбленность, не хвалите ребенка, будто он бог и король. За какие действия можно хвалить детей: за уборку квартиры, завязывание шнурочков или за получения медали на олимпиаде, построения скворечника?

Не надо праздновать тот факт, что ребенок сам умывается. Это вполне нормальное явление, поскольку детей необходимо научить таким элементарным вещам. Желанию развиваться отбивает чрезмерная и безмерная похвала родителей. Хвалить малышей нужно за его личные достижения. Со стороны родителей всегда нужна поддержка и понимание.

Перед тем, как сказать какое у вас прелестное дитя, подумайте о том, так ли это? Нельзя путать уверенность с самоуверенностью и высокомерием.

Важным является научить детей самостоятельному решению вопросов. Поскольку только так ребята научатся быть ответственными. Взрослые должны доверять детям. Сначала, детки могут ошибаться и делать не то, что полагается. Но на ошибках же учатся и становятся самостоятельным.

На заметку родителям

  1. Мама и папа должны научить малыша пользоваться своими ресурсами и не выполнять работу за него. Так детка сможет развить за себя ответственность. Важно детям знать, что все поступки (и хорошие, и плохие) приводят к соответствующим последствиям. Поэтому им необходимо объяснить, что нужно делать хорошие действия, а если что-то не получается, ободрите ребенка. Покажите им пример на практике. Ошибки необходимы для правильных выводов и нахождения лучших вариантов.
  2. Пример родителей является образцом для подражания. При неуверенности самих родителей, ребенок не может узнать ничего об уверенности. Поэтому необходимо взрослым следить за собой и совершенствоваться. Малыш должен гордиться родителями и стать похожими на них.
  3. Общение с ребенком, доверие к нему – обязательное условие для деток. Выслушайте его, станьте другом. При возникновении трудностей у малыша важна поддержка, а не критика родителей. Тогда дети станут уверенными. С ранних лет научите деткам верить в себя и в свою силу. Если малыш выражает инициативу и делает что-то самостоятельно, нужно радоваться, поскольку у вас будет расти уверенный малыш. Если же он задуманное не смог выполнить, посоветуйте, как сделать, чтобы в следующий раз было лучше.

Возрастные особенности у детей и развитие психики

Психика у детей до пяти лет податливая, у них хорошая память. Поэтому считается очень важным, помочь детям раскрыть свои способности и резервы. При исполнении 7 лет формируются память, волевые процессы. Ребенок начинает оценивать себя и планировать действия. С малышами от 3 до 7 лет считается важным делать разные упражнения. Это поможет воспитать человека, знающего себя, умеющего действовать и добиваться удачи во всех жизненных сферах.

Навыки коммуникации и его развитие

Убежденность и уверенность развивается при общении с людьми. В этом случае задача родителей состоит в том, чтобы научить детей выражать свои желания и чувства. Стеснительность содействует тому, что ребята будут держаться чужого мнения, поскольку не могут озвучивать свои требования. Их необходимо обучать коммуникационным навыкам с помощью сюжетно-ролевых игр, где каждый из ребят сможет быть в главной роли.

Малышу можно привить комплекс неполноценности, если сравнивать людей, к тому же не в его пользу. Кроху нужно всегда поддерживать и малыш должен знать, что мама или папа придут на помощь в трудной ситуации, если это будет необходимо.

Ребенок должен иметь право быть собой. Немало родителей, которые хотят, чтобы их детки были лидерами, смелыми и хотят навязать свое мнение. Это неправильно, поскольку такое воспитание чревато отрицательными последствиями. Уважайте выбор ребенка, понимайте его потребности, поскольку он самостоятельная личность.

Развивайте те задатки, которые имеет малыш. И не делайте это принудительно. В противном случае это не принесет никакой пользы и никакого удовольствия. Проявляйте любовь, говорите с ними и показывайте своими действиями, что вы заботитесь о нем, и малютка полюбит себя, ощутит надежность и безопасность.

Советы родителям

  • Будьте терпеливы. У ребенка не все сразу правильно получается. Поддерживайте его, но не критикуйте. Он должен понять, что есть поддержка со стороны родителей. Тогда ему легче будет решать задачи и проблемы. Говорите им ласковые слова и обнимайте их.
  • Если ребенок что-то сломал, прежде чем поругать его, поинтересуйтесь, что он хотел сделать. Если он не врет, а преподносит логические доводы, тогда помогите разобраться и объясните ему, почему вы расстроены: эта вещь очень нужная в быту и при покупке новой, необходимо время пойти в магазин.

Ребенок хочет экспериментировать? Прекрасно, поддержите его. Игрушки – это его вещи. Он вправе делать, с ними что угодно. Нельзя за это критиковать. Вы только спросите, зачем он, например, сломал и объясните, почему делать этого нельзя.

Индивидуальные границы

Взрослея, ребенок становится все более самостоятельным. Не запрещайте, но следите за элементарными правилами, которые он должны выполнять, например, когда идет дождь нужно брать с собой зонт, а когда ветер на улице и холодно, надевать шапку. Устанавливайте четкую систему с правилами о том, что он может делать, а что ему нельзя. Например, вечером можно гулять с мамой или папой, а днем — играть со сверстниками около дома, а не у дороги.

Такие четкие правила будут содействовать всестороннему и полноценному психическому развитию малышей. Они станут уверенными в своих силах.

Развитие уверенности с помощью упражнений и игр

  • Запишите достижения и положительные качества.
  • Подумайте, что хотели бы сделать и чего бы желали достичь.
  • Делайте каждый день действия по движению к намерению, цели.
  1. Посмотрите себя со стороны. Детки и родители рисуют себя так, чтобы никому не было известно, где находится тот или иной рисунок. Затем картинки перемешиваются, и каждый из них получая изображение, рассказывает, чего нет на рисунке. Правильный вывод о нынешнем эмоциональном состоянии малыша позволяют выявить элементы рассказа.
  2. Развитие силы воли, веры. На листке напишите все, что сделали сегодня. Подумайте, а сколько вы умеете и можете научиться? Познание своих дарований способствует повышению личностного роста. Поэтому помогите деткам рассказать о своих мечтах.
  3. Вера в свои силы. Ребенку предложите себя изобразить в будущем. Если он видит себя в положительном свете, результат порадует, а если ребенок видит отрицательные стороны, обратитесь к психологу за корректированием.
  4. Быстрое решение конфликтных ситуаций. Это упражнение выработает быструю реакцию. Упражняйтесь всей семьей. Один придумывает конфликт, второй говорит, как он на него реагирует. Все очень быстро происходит. После записи наблюдателем мысли участников, проанализируйте результаты с супругом.
  5. Укрепление веры в себя. Научитесь ценить свои достоинства и положительные стороны людей. Участниками в этой игре являются родители с детьми. Все стоят в кругу и начинают говорить 3 любезных слов другому человеку по кругу. Вспомните, что вам нравится друг в друге: характер, поведение или внешность?

Регулярно выполняя такие упражнения и игры, детки могут научиться правильно, быстро выражать мысли, ощущения, чувства и станут уверенными.
Посмотрите эти видео. Они помогут развить уверенность в себе не только у ребенка, но и у вас самих:

Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители - основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей - привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.
Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке - все это зависит от силы их внутреннего образа.
Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

В течение всей жизни дети подвергаются позитивному влиянию (созидателей) и отрицательному влиянию (разрушителей). Родители могут научить своих детей прислушиваться к мнению созидателей и помочь им работать среди разрушителей.

Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.
Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах - дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «...потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

1. Практика метода «прикрепленного» воспитания
Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?
Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

Живой отклик - ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал - отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение - «Кто-то слушает меня - значит я заслуживаю внимания».
Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.
Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».
Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.
Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.
Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» - можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

2. Улучшить свою собственную уверенность в себе
Воспитание - это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.
Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.
Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

«Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.
Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.
Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

Дразнить или не дразнить
Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.
В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

3. Быть откровенным позитивным отражением
Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, - это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», - сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.
Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы - живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

4. Играйте со своим ребенком
Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты - значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я - также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка
Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).
Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

5. Называйте своего ребенка по имени
Что содержится в имени? Это персона, это личность - большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.
Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», - ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.
Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.
Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

6. Практика принципа переноса
Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.
Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал
Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

Избегайте сравнительной оценки
Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.
Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

Стена достижений
В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице
В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.
Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.
Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.
Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.
Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

Принимайте дома друзей ребенка
Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка
Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.
В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.
Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку - это «разговор по душам» о жизненной позиции.

Утрата ярлыков
«Я - астматик», - гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.
Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.
Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Воспитание - непростое занятие. От того, что родители вкладывают в чадо в детстве, зависит, каким будет будущее малыша. Уверенные в себе люди достигают больших успехов в жизни, чем неуверенные, стеснительные. Задача родителей - вырастить решительного человека с развитой силой воли. Успех любит именно таких. Эта задача закладывается с детского возраста. Что родители вложат в ребенка, то и будет в дальнейшей его жизни.

Ответственность, решительность, смелость - главные спутники уверенности. Люди, которые в себе неуверенны, боятся трудностей, не умеют брать на себя ответственность, предпочитают легкие пути, избегают развития. Во взрослом возрасте с этими проблемами можно справиться благодаря тренингам, психологическим встречам. Этот путь очень трудный, не каждый может (и хочет) идти им. Чтобы обеспечить малышу легкость во взрослой жизни, помогите ему обрести веру в раннем возрасте.

Уверенность необходимо прививать ребенку с самого детства, чтобы малыш стал в будущем успешным человеком

Правила общения с детьми

Не нужно хвалить ребенка, будто он - король, бог и небожитель. Это развивает самовлюбленность, наглость. Родители думают, что их чадо лучше всех. В жизни подобная философия только мешает, портит отношения со сверстниками. Следите за тем, когда вы хвалите ребенка и за какое действие (уборку комнаты, завязывание шнурков) или за достижения (получил медаль на олимпиаде, построил скворечник для зимовки птиц, организовал друзей для выступления на соревнованиях, др.).

Хвалите только за то, что не является обязанностью ребенка или нормальным поведением. Не празднуйте тот факт, что малыш сам умылся. Это нормально. Детей важно этому научить. Чрезмерная похвала отбивает желание развиваться. Для чего? Меня все равно любят и хвалят. Значит, я хорош только потому, что я есть. Зачем надо расти дальше? Безмерная родительская похвала мешает развитию ребенка. Прежде, чем сказать, насколько восхитительный у вас ребенок, подумайте: а так ли это? Уверенность отличается от самоуверенности, высокомерия. Важно развить в детках их сильные стороны, помогать им в трудных и тяжелых ситуациях, вдохновлять советом или напутствующим словом.

Важно научить решать многие вопросы самостоятельно. Так малыши учатся чувству ответственности. Доверяйте чаду. Да, поначалу он может ошибаться, делать неправильные вещи, но только так можно научиться самостоятельности.


Хвалить надо только за личные заслуги ребенка. А вот поддержка должна быть всегда, ребенку необходимо чувствовать родительское понимание и поддержку

О чем важно помнить родителям?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Ребенку крайне важно ощутить, что он может что-то делать сам без вашего участия. Маме и папе важно привить в малыше навык пользования своими ресурсами, а не делать это вместо него. Позвольте ему развить ответственность за себя. Пусть он с детства узнает, что поступки приводят к последствиям. Когда что-то не выходит, можете ободрить ребенка. Важнее опыт и практика. Ошибки нужны, чтобы сделать правильные выводы и найти лучшие варианты для выполнения каких-то действий.

Детки следят за тем, как поступают их родители. Если папы и мамы неуверенны в себе, как малыш может узнать о том, что такое уверенность? Родители должны стать примером! Следите за собой. Родительские проблемы отражаются на детях. Нельзя выбрасывать свою жизнь в далекий ящик. Надо заниматься собой, совершенствоваться, идти вперед. Главный пример ребенка - его родители. Нужно быть таким человеком, которым малыш сможет гордиться и захочет стать похожим на него.

Дома малыши должны чувствовать себя в безопасности. Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Общайтесь, доверяйте, слушайте. Станьте другом, но будьте родителем. Если у малыша есть трудности, ему нужна ваша поддержка, а не критика. Тогда вы сможете воспитать чадо уверенным. Важно с ранних лет научиться верить в себя и знать свою силу.


Если ребенок проявляет инициативу и делает что-то самостоятельно - радуйтесь, у вас растет уверенный ребенок. Ну а если не получилось у малыша выполнить задуманное, помогите советом, как сделать в следующий раз лучше

На это влияют многие факторы, в том числе:

  • отношения с родителями, педагогами, сверстниками;
  • удачи и поражения, отношение к ним;
  • проверка «прочности» качеств и способностей.

Психическое развитие детей: возрастные особенности

В возрасте 1-3 лет малыши уже должны получить часть самостоятельности, взаимодействуя с людьми и предметами, у них активно развивается речь. С 3-х до 7-ми лет ребенок различает свои состояния и эмоциональные переживания, возникает наглядно-действенное мышление, закладываются основы нравственного развития, дети активно играют, моделируя мир взрослых.

До 5 лет психика очень гибкая, память хорошая, поэтому крайне важно помочь ребенку раскрыть его способности и потенциал. С 7 лет развиваются волевые процессы, память, ребенок оценивает себя, планирует действия. С 3 до 7 лет важно проводить с чадом различные упражнения. Так вырастет человек, знающий себя, умеющий действовать, добиваться успеха во всех сферах жизни.

Развитие навыков коммуникации

Уверенность формируется при взаимодействии с окружающими людьми. Родителям необходимо научить ребенка выражать свои чувства и желания. Застенчивость способствует тому, что детки следуют за чужим мнением потому, что не умеют озвучивать свои потребности. Обучайте навыкам общения. Для этого подойдут сюжетно-ролевые игры, где каждый может играть главную роль.

Нельзя сравнивать людей, тем более не в пользу вашего чада. Так можно привить малышу комплекс неполноценности. Нужно поддерживать. Малыш должен знать: родитель придет на помощь в сложной ситуации, если это понадобится.


Часто родители пытаются воплотить свои нереализованные мечты через ребенка, пытаясь навязать ему свое мнение и должное поведение. Но ваше чадо - это же самостоятельная личность, и он имеет право быть тем, кем захочет. Поддерживайте выбор ребенка

Право быть собой. Некоторые взрослые хотят, чтобы их малыши были какими-то. Смелыми, лидерами, харизматами и др. Попытки воспитать деток такими, как мечтают родители, чреваты негативными последствиями. Важно ценить в отпрысках их природные задатки, иначе это подорвет их уверенность в себе. Понимайте потребности малыша и его личность.

Необходимо развивать те задатки, которые есть у малыша. Занятия не должны проходить в принудительной форме, иначе это не принесет удовольствия и пользы. Нужно проявлять любовь: говорить, показывать действиями, тогда малыш сможет любить себя, ощутит безопасность.

Терпение, поддержка. Если у чада не сразу правильно все получается, ни в коем случае не критикуйте. Поддержите его, проявите терпение. Обучайте новым навыкам в игре. Ребенку важно чувствовать, что родители его поддерживают, тогда ему будет легче выполнять задачи, решать проблемы. Обнимайте чадо, говорите теплые слова.

Конечно, сломанные вещи - это неприятно. Перед тем, как ругать, поинтересуйтесь у ребенка, чего он хотел добиться своими действиями. Если в словах будет логика, а не вранье, помогите ребенку получить желаемый для него опыт. Объясните почему вы расстроены: «эта вещь важна в хозяйстве и теперь придется покупать новую, тратить время на поход в магазин» и др.


Находите время для общения с ребенком, отвечайте на вопросы. Игнорирование малыша может вызвать в нем чувство собственной ненужности и неуверенность в себе

Слушайте внимательно, объясняйте. Поддерживайте стремление ребенка экспериментировать. Если он ломает или разбирает свои игрушки, то за это нельзя критиковать. Это его вещи, и он вправе делать с ними все, что захочет.

Ребенок что-то хочет рассказать? Найдите для этого время, ответьте на его вопросы. Деткам важно чувствовать, что в любой момент они могут прийти к вам и пообщаться. Мир вокруг кажется сложным. Объясняйте его устройство простым языком, уточняйте, понятны ли деткам ваши пояснения. После первой победы или закрепления нового навыка, важно хвалить и поощрять. Теплыми словами, вниманием, интересным совместным досугом.

Личные границы

С каждым годом дети получают все больше самостоятельности. Это нельзя запрещать. Конечно, должны быть правила: всегда одевать шапку, когда холодно или брать с собой зонтик, если намечается дождь. А выбор одежды, например, ребенок делает самостоятельно. Должна быть система с четкими правилами: что ребенок может делать, а что ему пока запрещено. Например, гулять вечером разрешается только с родителями, а вот днем, возле дома, можно играть с друзьями, но не бегать к дороге.

Наличие четких правил поможет стать уверенным в своих силах, будет способствовать полноценному, всестороннему развитию психики.

Неуверенность - главная причина многих проблем. Можно научиться обратному, тогда человек сможет отстаивать свою точку зрения, поверит в свои способности и силу, не будет волноваться о мнении окружающих.


Выполняйте с ребенком упражнения для развития уверенности

Упражнения для развития уверенности в себе помогут укрепить волю, избавят от слабостей. Можно избавиться от страхов, получить хорошее настроение и стать уверенным в собственных силах. Выполняйте упражнения для развития в себе веры:

  • запишите положительные качества, достижения;
  • подумайте, чего бы хотелось добиться, что сделать;
  • выполняйте действия по движению к цели каждый день.

Рисунок себя

Данное упражнение поможет увидеть себя со стороны. Родители и дети рисуют себя так, чтобы никто не знал, где чей рисунок. Затем их творения перемешиваются и каждый получает изображение. Участники рассказывают, чего не хватает на том или ином рисунке. Детали рассказа позволят сделать правильный вывод о текущем эмоциональном состоянии малыша.

Описание изображения получится негативным или то, что нарисовало чадо, будет выглядеть уныло? Необходимо обращаться к психологу за детальным изучением психологических особенностей личности малыша, для проведения диагностики, коррекционных игр.

Воля

Упражнение развивает силу воли, веру. Чадо найдет внутреннюю свободу. Напишите на листочке все, что вы сегодня сделали. Пишите все, что пришло в голову. Теперь подумайте о том, сколько вы всего умеете. Можете научиться чему-то еще, при вашем на то желании.

Уверенность появляется благодаря знанию себя и своих возможностей. Исследуя себя, познавая свои способности, повышается уровень личностного роста. Иногда детки стесняются рассказывать о секретах, мечтах. Помогите им в этом, способствуйте раскрытию души малыша. Так можно помочь чаду открыться новым свершениям.


Хорошо, когда оба родителя занимаются с детьми. Пример близких позволит малышу понять, что он тоже может стать как мама или папа

Я в будущем

Упражнение укрепляет веру в свои силы. Тренинг важен для любого возраста. Предложите ребенку нарисовать себя в будущем. Каким он хочет стать? Изображение должно быть вдохновляющим, ярким. Нарисуйте не только себя, но также свои увлечения, хобби. Когда рисование будет завершено, можно рассказать о том, каким вы видите себя в будущем.

Поделиться: