Как можно поиграть с 3 месячным ребенком. Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост

Малышу исполнилось 3 месяца. Он еще такой кроха, но уже большой молодец: и маму встречает радостной улыбкой, и внимательно рассматривает погремушки, и головку держит с упорством первооткрывателя - в общем, каждый день создает родителям повод для новой радости и новых забот. Во главу угла встает вопрос: как правильно заботиться и развивать ребенка в 3 месяца?

И это неслучайно - развитие ребенка в 3 месяца резко ускоряется. Малыш начинает вести себя более осознанно. Он уже понимает, что может видеть, слышать и осязать окружающее пространство. Инстинкты отходят на второй план. Поэтому так важно знать, как развивать ребенка в этот период.

Физиологический тонус понемногу отпускает конечности, и движения малыша становятся более плавными. Ребенок учится выражать свое настроение: расслабленный и мягкий - когда устал; резкий, активный и энергичный - если что-то не нравится. В период с 2 месяцев до 3 малыш стремительно набирает вес (плюс 700 граммов) и вырастает в среднем на 2 см.

Маленький исследователь

Трехмесячный малыш как никто умеет радоваться жизни - он узнает знакомые лица и не забывает отмечать это улыбкой, способен отдавать предпочтение любимым игрушкам (разглядывает их более внимательно), осознает движение своих ручек и ножек (пытается поймать их в поле своего зрения). Ребенка интересует, прежде всего, он сам. Кроха предпринимает всевозможные попытки исследовать свое тело. Он ощупывает себя, похлопывает, иногда щипает, может нечаянно поцарапать.

И в то же время развитие имеет скачкообразный характер. На пике он активно пытается взаимодействовать с миром, при спаде способен взять паузу на какое-то время - оставаться безучастным к игрушкам и маминым объятиям. Но не стоит беспокоиться, спады необходимы для достижения новых высот.

Психологический аспект развития

Трехмесячные малыши много времени посвящают рассматриванию собственных ручек. Они сжимают и разжимают пальчики, следят за движением, поднимают руки над головой и опускают, располагая вдоль тела. Ребенок начинает понимать, что эти пухленькие ладошки принадлежат именно ему, и он может не только любоваться чудесными складочками, но и получать желаемое. Кроха сконцентрирован на осязании - старается дотронуться до всего в области досягаемости. Детские развивающие игрушки становятся его верными спутниками - он трогает, подолгу удерживает погремушки, мячики и колечки, предпринимает попытки отправить найденное в рот.

Многие трехмесячные малыши способны установить связь между тем, что они видят и слышат. Если провести эксперимент и позвенеть в колокольчик за спиной у крохи, он попробует повернуться, чтобы увидеть, откуда идет звук.

Ребенок различает знакомые звуки и чужеродные. Услышав незнакомый звук, он затихает и на время перестает двигаться. Если ничего страшного не происходит, в малыше просыпается интерес, и он ищет источник новых ощущений. Кроха запоминает мелодии телефонного звонка, звук маминых шагов и даже скрежет ключа в замочной скважине.

Малыш не только щупает, но и гладит окружающие предметы. Он изучает поверхности: гладкая - шероховатая, твердая - мягкая, пушистая - колючая. Нетрудно заметить, что ему нравится все приятное на ощупь, но интересно все.

Эти простые движения позволяют концентрироваться на предметах, развивают координацию, укрепляют мышцы пальчиков и ручки в целом. Таким образом, кроха накапливает необходимые знания о мире вокруг него.

Физиологический аспект развития

Сосательный рефлекс максимально активизирован. Ребенок сосет все, что попадает в рот, будь то игрушка, пеленка или пальчик. При этом кроха уже отличает интерес от голода. Так, сытый он с удовольствием занимается пустышкой, но, ощутив признаки пустого животика, тотчас выплевывает ее.

Малыш меняет свое поведение у маминой груди. Почувствовав себя голодным, он начинает вертеть головой, пытается найти взглядом сосок, а затем самостоятельно ухватить его губами.

В 3 месяца дети могут полностью контролировать движение головы. Находясь на руках у взрослых, они хорошо держат и немного поворачивают ее из стороны в сторону. В положении лежа дети предпринимают попытки сгибать колени - первые признаки нового умения - ползания. Малыши неуверенно переворачиваются со спины на животик и обратно.

Особенности ухода

Первым и основным уходом является гигиена.

  1. Ежедневное умывание при помощи ватного диска, смоченного в теплой кипяченой воде, позволяет предотвратить конъюнктивит и различные формы дерматита. Глазки рекомендуется промывать отдельными тампонами от внешнего уголка глаза к внутреннему.
  2. Для гигиены носовой полости надо использовать тоненькие ватные жгутики, смоченные в детском масле или в кипяченой воде. Для ушек следует использовать специальные ватные палочки с ограничителем.
  3. Необходимо ежедневное купание в теплой воде, по температуре близкой к 37 градусам. В детскую ванну желательно добавлять травяные отвары из цветков ромашки и череды. Последние оказывают обеззараживающее действие на кожу и сокращают проявления дерматита.

Полноценное развитие ребенка в 3 месяца невозможно без ежедневного массажа, но не обязательно профессионального.

Питание

Если малыш потребляет исключительно грудное молоко, то, достаточно ли съеденного, возможно определить только при помощи взвешивания. Суточная норма потребляемого молока составляет примерно 800 грамм (это расчетная величина может меняться в зависимости от веса ребенка). Формула для расчета: численное значение веса крохи, деленное на 6. Превышение нормы при грудном вскармливании не является тревожным показателем, тогда как недоедание, наоборот, повод обратиться к специалисту.

Докорм и прикорм

При недостатке грудного молока педиатр может рекомендовать сухую смесь в качестве докорма. Если малыш нуждается в этом, ни в коем случае нельзя давать молочные продукты (молоко, кефир, творог), предназначенные для питания детей от 3 лет. Они содержат бифидокультуры и элементы, которые младенец попросту еще не может усвоить. Приобретайте продукты, руководствуясь рекомендациями специалистов в соответствии с маркировкой о возрасте на упаковке.

Ребенок с рождения имеет право на получение бесплатного питания на молочной кухне в соответствии с возрастом. Для того чтобы брать там продукты бесплатно, нужно получить рецепт у участкового педиатра.

Если ребенок находится на полном искусственном вскармливании, по достижении им трехмесячного возраста можно вводить прикорм - по чайной ложке овощного (как рекомендуют специалисты) пюре.

Необходимо и обязательно включить в питание витамин D. Его назначают как превентивную меру для профилактики рахита.

Режим дня

Для правильного развития малыша нужно соблюдать режим. В среднем трехмесячный ребенок спит почти треть суток с небольшими перерывами на кормление и игры. Всего за день получается 6-7 кормлений, в исключительных случаях больше. Желательно организовать длительные прогулки на свежем воздухе.

Прогулка

Важно понимать, что здоровье и полноценное развитие во многом зависят от того, сколько вы гуляете с ребенком. Если малыш находится на грудном вскармливании, лучше планировать прогулку на часы сна. В холодное время года специалисты рекомендуют гулять не более часа-полутора за подход. Нельзя выходить с малышом на улицу, если температура за окном опустилась ниже 10 градусов. В противном случае есть риск получить переохлаждение дыхательных путей.

Летом ребенок должен находиться на свежем воздухе как можно дольше. Педиатры советуют летние месяцы проводить за городом: и маме удобнее, и малышу полезнее. Так вы не будете задумываться о том, сколько гулять с ребенком.

Одевать кроху необходимо по погоде, но беречь от сквозняков. Младенцы, так же как и взрослые люди, чувствуют жару и потеют, если слишком тепло одеты. Вспотевшего ребенка рискованно доставать из кроватки или коляски.

Как развивать ребенка в 3 месяца во время прогулки? Вариантов много. Можно прицепить на коляску различные развивающие игрушки для детей: подвесные погремушки, музыкальную игрушку. Когда малыш проснется, ему будет нескучно и полезно полежать в коляске, а у мамы появится время для того, чтобы добежать до дома, пока ребенок не начал плакать.

Ребенок в 3 месяца чрезвычайно любознателен. Ему хочется все потрогать и попробовать, но его возможности пока ограничены. Поэтому основная задача мамы - предоставить малышу максимальный спектр ощущений.

  1. Желательно приобрести развивающие игрушки до года, музыкальные мобили, развивающие коврики, раму и остальные приспособления. Он будет следить за игрушечными карусельками, слушать мелодию и стараться дотянуться до интересующих его деталей.
  2. Понадобятся всевозможные подручные материалы. Под чутким присмотром мамы малышу можно предложить не только игрушки, но и предметы домашней утвари: различные лоскутки ткани, прищепки, пуговицы, шнурки, ложки и т. д.
  3. Манжеты, носочки, пинетки. Казалось бы, это самые обычные предметы гардероба, а сколько они могут подарить минут пристального разглядывания! Можно надеть манжеты на обе ручки или только на одну. Можно надеть разные или поменять местами. И каждый раз ребенок будет с интересом изучать необычную вещицу на знакомой уже ручке или ножке.
  4. Занятия на развитие слухового восприятия. Песенки, прибаутки, стихи и, главное, подражание звукам самого младенца. Конечно, кроха еще толком не поймет ни слов, ни смысла. Зато уловит интонацию и порадуется звучанию маминого голоса.
  5. Простейшая физкультура. Ножки велосипедиком, обхватывающие махи руками - все это помогает укрепить мышцы малыша.

Игры для малыша в возрасте 3 месяцев

Как развивать ребенка в 3 месяца при помощи игр? С удовольствием! Трехмесячный ребенок способен концентрироваться на предмете в течение 3-5 минут. Этого небольшого промежутка времени достаточно для того, чтобы спеть крохе песенку, прочитать потешку или сыграть в пальчиковую игру. Во время игры необходимо стимулировать к развитию не только слух, но и тактильные, зрительные ощущения: массировать пальчики на манер "сороки-белобоки", играть в ладушки, поддерживать зрительный контакт, на прогулке обращать внимание на яркие детали.

Хороши для развития карточки и книжки с большими красочными картинками. Каждая карточка или картинка - целый рассказ: "Мишка одет в синие штаны, у утенка на голове красная шляпа". Покажутся малышу интересными и книги со звуковым сопровождением.

И хотя ребенок еще не понимает смысла слов, произнесенных мамой, он внимательно слушает голос и всматривается в картинку. Постепенно изображенные на ней герои станут для малыша добрыми знакомыми.

Развивающие игрушки необходимо подбирать разные по форме и звучанию. Хорошо, если одна игрушка сочетает в себе несколько различных по форме и тактильным ощущениям элементов.

Развитие интереса к книгам

Важно прививать любовь к книгам с самого раннего детства. Малышу нужно не только рассказывать сказки, но и показывать персонажей на картинках. Таким образом формируется ассоциативная привязанность к изображенному персонажу, а неведомый сказочный мир будет связан с книгой.

Детские книги, предназначенные для чтения малышу в возрасте до года, отличаются от прочих тем, что имеют скругленные страницы, выполненные из плотного картона. Всего несколько страничек, зато на каждом развороте крупная, яркая и четкая иллюстрация.

Итак, что читать детям до года? Хорошо начинать знакомство с классических детских сказок, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", "Зайкина избушка", "Курочка Ряба". Во-первых, основные герои переходят из книги в книгу, во-вторых, тексты перечисленных книг содержат множество повторений одного и того же действия. Впоследствии малышу будет легко запомнить сюжет и самому показывать на картинках тех или иных персонажей.

Развивающие карточки

Специалисты сходятся во мнении, что развивать малыша можно с первых дней жизни, главное, правильно выбирать вспомогательные материалы.

Так как развивать ребенка в 3 месяца при помощи карточек? Развивающие карточки подходят для игр с трехмесячным малышом и старше. Несколько наборов на различную тематику (желательно легко узнаваемую в окружающей обстановке - игрушки, еда, транспорт, животные) станут верными спутниками и помощниками в развитии ребенка до года.

Развивающие карточки для детей можно купить или изготовить самостоятельно. Существуют как наборы карточек по конкретной тематике, так и целые сборники, представленные в книжном переплете. Хорошо, если карточки выполнены из твердого картона или заламинированы. Важно, чтобы края были закруглены и не могли травмировать малыша.

Трехмесячный малыш еще не может полноценно пользоваться музыкальными развивающими игрушками и книжками, но с удовольствием послушает мелодии и сказки из уст мягкого медвежонка или с книжных страниц.

Необходимо уделять особое внимание звуковому сопровождению и техническому оснащению игрушек. Не слишком ли громко и резко звучит музыка? Не испугается ли ребенок, если случайно нажмет на кнопку? Безопасна ли электронная часть устройства? Насколько надежно спрятаны батарейки?

Многие музыкальные развивающие игрушки для детей имеют на своем корпусе рычаг для регулировки громкости звука. Отсек для батареек имеет крышку, плотно примыкающую к корпусу. В целях безопасности крышка крепится на винт.

В целом, развитие ребенка - это кропотливая работа, которая может и должна приносить радость родителям. Огромное количество всевозможных аксессуаров, игрушек и дидактических пособий на тему того, как развивать ребенка, помогают и знакомят с окружающим миром не только малыша, но и открывают новые горизонты для понимания своего чада родителям. Сколько счастья доставляют даже малюсенькие успехи совсем еще несмышленого крохи! А сколько счастья испытывает мать, чувствуя, что ее ребенок не только нуждается в заботе, но и охотно общается, играет и развивается не по дням, а по часам!

Инструкция

Обратите внимание

Наиболее безвредным времяпрепровождением считается прослушивание аудиокниг, либо музыки - при поездке в маршрутке нежелательно напрягать глаза чтением, это чревато его ухудшением.

Совет 3: Чем развлечь себя в самолете при долгом перелете

Длительный перелет нередко превращается в занятие нервное и утомительное. Даже если дорога приходится на ночное время, отчалить в царство Морфея удается не каждому путешественнику. Время пройдет гораздо быстрее, если вы заранее подумаете, чем развлечь себя в самолете при долгом перелете.

Развлечения для компании от двух человек

Длительный перелет в компании приятных и знакомых людей – отличный повод лучше узнать друг друга. Весело провести время в самолете вам помогут различные простые игры. Например, в слова/города, ассоциации, «Правда или действие», «Виселицу». Также «коллективный ум» можно использовать для разгадывания кроссвордов и сканвордов. Такое времяпрепровождение получится увлекательным, а перелет покажется очень быстрым.

Другой способ сделать перелет более интересным – заняться планированием отпуска. Однако к данному мероприятию следует подготовиться заранее: взять на борт путеводитель, карты, список интересных мест. Еще одно полезное и занимательное мероприятие: коллективно начать изучение важных фраз на языке того места, в которое вы держите путь.

Если же большая часть пассажиров погрузилась в дрему, воздержитесь от шумных коллективных мероприятий. В данном случае развлечь себя в самолете при долгом перелете вам помогут блокнот и ручка/карандаш. Например, создайте с другом/друзьями стильную картину, напишите интересный рассказ или стихотворение. Однако делать это следует следующим образом. Первый человек в цепочке что-либо рисует/пишет слово или фразу и заворачивает «созданное». Второй продолжает, также «скрывая» написанное и т.д. Когда весь лист окажется свернутым, спрячьте его, не расправляя. Насладиться коллективным шедевром лучше после пробуждения остальных пассажиров: громкий смех вам обеспечен.

Индивидуальные развлечения при длительном перелете

Нередко в долгий перелет человек отправляется в одиночку (например, при деловой поездке). В данном случае развлекать себя придется самостоятельно. Также индивидуальные развлечения пригодятся, если ваши попутчики решили вздремнуть.

Традиционными развлечениями в самолете являются чтение книг/журналов, просмотр фильмов, слушание музыки/аудиокниг. Современные гаджеты (смартфоны, планшеты, ноутбуки) позволяют занять себя интересной игрой или рабочими делами. Также одними из популярнейших занятий на борту у индивидуальных путешественников является изучение путеводителей и общение с интересными соседями.

Развлечь себя в самолете при долгом перелете помогут также разнообразные хобби. На борт можно пронести вязание (крючком), бисероплетение, набор для вышивания или создания фриволите. Обратите внимание: спицы и иные острые предметы у вас изымут при досмотре. Если есть необходимость в ножницах, приобретите маленький инструмент с тупыми концами в отделе для рукоделия. Также развлечь себя в длительном перелете можно с помощью рисования, раскрашивания или лепки.

Долгий перелет – прекрасный повод заполнить ежедневник, составить жизненный план или получить новые знания с помощью специальной литературы или видеокурсов. Также это время можно потратить на придумывание новых идей для развития бизнеса или полезных мастер-классов. И долгий перелет будет способствовать вашему развитию.

На шестом месяце жизни ребенок начинает активно изучать все, что вокруг него происходит. В этом возрасте прогулки на улице превращаются в занимательные приключения, а домашние занятия радуют многообразием развивающих игр.

Забавные игры

Полугодовалый кроха стремится активно познавать окружающий мир. Чаще всего именно в этом возрасте наступает переломный момент, когда мамы чувствуют, что игры с любимым чадом переходят на новый уровень.

Развивающие координацию занятия – именно то, что нужно 6- крохе. Отличным вариантом станет забавная игра «Птички полетели». Ее суть достаточно проста – мама медленно рассказывает ребенку какую-нибудь сказку о птицах, а затем поднимает руки вверх и хлопает в ладоши на фразе «птички полетели». Со временем кроха научится ждать этого момента, заранее будет смеяться и активно участвовать в процессе игры.

Игра «У папы на плечах» гарантировано вызовет восторг у маленького непоседы. Отец должен посадить ребенка на плечи, придерживая его за спинку, и неспешно перемещаться по комнате. Так ребенок научится лучше контролировать свои движения и сохранять равновесие.

Если малыш уже умеет ползать, можно соорудить перед ним забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разноцветной ткани. Кроха, который еще не проявляет желания участвовать в активных играх, может увлечься мячиком, кубиками, интерактивными игрушками и «говорящими» книгами.

Прогулки на улице

На шестом месяце жизни ребенок уже может гулять на улице в период бодрствования, поэтому разнообразить его досуг можно походом на детскую площадку. Совместное катание на качелях, первое знакомство с горкой в маминых руках, громкий смех детишек – все это вызовет у малыша море позитивных эмоций.

Прогулка в парке также поможет развлечь кроху, ведь вокруг - столько неизведанных ему вещей. Мама должна не только показывать крохе листочки и травку, но и озвучивать каждый предмет, несмотря на то, что ребенок еще не может воспроизводить услышанное. Чтобы привнести в поход ярких красок, можно привязать к коляске воздушный шарик, он точно не даст малышу заскучать.

Какие игрушки выбрать?

Шестой месяц жизни – время для непрерывного исследования. Ребенку можно предложить игрушки с открывающимися дверками, зеркальцами, кнопочками, колесиками, насаживающимися друг на друга стаканчиками и т.д. Главное, чтобы малыш самостоятельно экспериментировал с ними – гнул, колотил и бросал, под пристальным присмотром взрослых.

Очень часто полугодовалых детей начинают интересовать «взрослые» игрушки, к примеру, пульт от телевизора, мобильный телефон мамы и футляр от очков. Родители должны внимательно смотреть, чтобы кроха не поломал вещь и не проглотил мелкий предмет.

К 7-ми месяцам жизни ребенок становится очень любознательным, ему интересно абсолютно все, но в то же время он ни на чем не может долго концентрировать внимание, и маме нужно проявить всю свою фантазию, чтобы найти малышу интересные занятия

В процессе игры ребенок 7 месяцев не просто развлекается, он познает окружающий мир и учится управлять своим телом. Задача родителей – заинтересовать ребенка таким занятием, которое бы максимально способствовало его развитию, и занятий таких на самом деле очень много.

Рисование пальчиковыми красками

Среди игр до года рисование пальчиковыми красками занимает особое место, так как способствует развитию мелкой моторики, творческого мышления, памяти. Лучше всего приобрести специальные краски, предназначенные для детей до года. В их состав не входит никаких вредных веществ, которые бы могли вызвать отравление при попадании в рот. Занимаясь рисованием с ребенком 7 месяцев, важно правильно организовать рабочее место. Удобнее всего заниматься на полу или за столиком для кормления. Если боитесь, что ребенок все перепачкает, можно первые уроки проводить прямо в ванной.

Лепка из теста

Развитие до года обязательно должно включать занятия лепкой, так как они способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует более раннему развитию речи. Пластилин для детей в 7 месяцев не подходит из-за своей твердости, а тесто очень мягкое и пластичное. Тесто можно сделать самостоятельно из муки и воды, а можно купить специальное тесто для лепки в магазине. Для начала ребенку будет интересно просто разрывать пластичную массу на кусочки, эти кусочки можно приклеивать в специальный альбом, заполнять ими нарисованную баночку или коробочку. Покажите малышу, как можно скатать колбаску, помогите ему повторить за вами. Главное – следите, чтобы малыш не наелся теста и не засунул его в нос или ухо.

Игра «Сортер»

«Сортер» - это игрушка с отверстиями разных форм и прилагающимися к ним формочками. Данные игрушки предназначаются для детей от года, но с помощью мамы ребенок в 7 месяцев тоже может с ней играть. Называйте каждую фигурку и передавайте ребенку. Сортер можно купить в детском магазине или изготовить самостоятельно из подручных средств. Для семимесячного малыша вполне достаточно взять железную банку из-под сухой молочной смеси и проделать в крышке дырку диаметром чуть больше диаметра крышечек от детского пюре. Ребенок сможет складывать крышечки в банку, они падают внутрь с громким звуком, который будет веселить кроху.

Собирание пирамидки

В 7 месяцев ребенка можно знакомить со старой доброй игрушкой – пирамидкой. В продаже встречаются как всем привычные пирамидки с кольцами, так и пирамидки-стаканчики, а также другие оригинальные интерпретации этой замечательной развивающей игрушки.

В первый год ребенок развивается очень быстрыми темпами. Новые умения появляются буквально ежедневно, и очень часто малыши «выдают» целый комплекс новаций разом, совершая настоящий скачок. Особенно показательным в этом плане является третий месяц жизни малыша.

Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

Можно выделить основные «достижения», которые демонстрирует ребенок в 3 месяца:

  1. Благодаря интенсивному развитию подкожно-жировой ткани 3-месячный ребенок «округляется»: его тельце становится пухленьким, появляются щечки и складки-перевязочки на конечностях.
  2. В физическом плане малыш приобретает новые умения. К 3 месяцам дети осваивают переворот со спинки на животик, а лежа на животе, могут в течение нескольких минут приподниматься, опираясь на предплечья.
  3. Начинает вырисовываться подобие режима дня: спать и бодрствовать ребенок начинает примерно в одни и те же часы, поэтому маме становится проще планировать свой день. .
  4. Начинается период, когда малыш все пробует «на зуб».

Ну а теперь более подробно поговорим о развитии ребенка во всех сферах.

Рост и вес

Физическое развитие ребенка всегда очень волнует и родителей, и педиатров. Ежемесячные визиты в поликлинику сопровождаются не только общим осмотром, но и измерением веса и роста. Вообще, показатель нормы роста и веса является очень условным. Для ребенка в 3 месяца можно примерно ориентироваться на следующие цифры:

  • Вес 3-6 кг.
  • Рост 54-64 см.

На рост и вес влияют разные факторы: вес и рост при рождении, тип питания, генетика. Таблицы, которыми пользуется большинство педиатров, разрабатывались советскими специалистами и составлены на основе данных о детях, получающих искусственную смесь.

таблица прибавки роста и веса (клик для увеличения)

В настоящее время многие мамы настроены исключительно на грудное вскармливание, поэтому параметры малыша могут отличаться от табличных цифр. Для педиатра это может быть поводом говорить о недоборе или избытке массы тела, но если вы кормите грудью, запомните, что на ГВ прибавки могут быть от 0,5 до 2 кг. Перекормить ребенка грудным молоком просто невозможно, недокормить можно только в том случае, если нарушена техника вскармливания (). Например, если мама не позволяет малышу находиться у груди столько, сколько он требует, или часто меняет грудь.

Мамам грудничков стоит спокойнее относиться к несовпадениям роста и веса ребенка с некими цифрами. Если ребенок активен, кушает, спит, изучает окружающий мир, если он писает не менее 12 раз в день и какает 6-8 раз, у него растут волосики и ногти – значит, он в полном порядке.

Рефлексы в три месяца

Поведение младенца и совершаемые им действия регулируются с помощью рефлексов и инстинктов. Большинство рефлексов новорождённых уже угасают к 3 месяцам. Так, например, в этом возрасте наличие следующих рефлексов может указывать на неврологическую патологию:

  • поисковый рефлекс (в ответ на поглаживании уголка губ ребенок поворачивает головку в сторону раздражителя и открывает рот);
  • хоботковый рефлекс (прикосновение к верхней губе приводит к тому, что ребенок вытягивает губки в виде хоботка);
  • рефлекс Бабкина (при надавливании пальцем на ладошку малышу, он открывает рот и совершает головкой движение вперед).

Некоторые рефлексы ещё могут сохраняться. Например, рефлекс Моро, выражающийся в том, что ребенок вскидывает ручки и растопыривает пальчики, когда его укладывают на спину или приподнимают его ножки над поверхностью. Этот древний рефлекс эволюционно выработан для защиты ребенка от падения.

А вот сосательный рефлекс и рефлекс ползанья в 3 месяца ещё очень ярко выражены, поскольку они непосредственно участвуют в выживании и гармоничном развитии ребенка.

Новые умения

Два основных умения, которые формируются к 3 месяцам:

  • умение переворачиваться со спинки на животик;
  • умение приподнимать голову и плечи с опорой на предплечья.

В этом вопросе тоже нет строгих норм. Кто-то из малышей совершает все эти действия уже в три месяца, кто-то начинает делать первые попытки только ближе к 4-5 месяцем. У каждого маленького человечка своя скорость развития, поэтому если малыш здоров и не имеет никаких неврологических проблем, он обязательно научиться переворачиваться и приподниматься ().

Кстати, процесс овладения новыми навыками можно немного ускорить. В этом родителям помогут следующие советы:

  1. К стандартной ежедневной гимнастике добавьте упражнение, стимулирующее перевороты. Малыш лежит на спинке, его правую ножку нужно приподнять, придерживая за голень, и повести налево, как бы перекидывая ее через тельце. Этот в момент в переворотах является для ребенка самым сложным, потому что именно он придает всему телу импульс для совершения движения. Позже детки научаются сами отталкиваться от горизонтальной поверхности.
  2. Добросовестно выполняйте весь комплекс упражнений, который рекомендуют педиатры. В основе всех новых физических навыков лежит общее хорошее развитие тела и мышц малыша.
  3. Поспособствовать развитию второго умения можно очень простым способом: регулярно укладывайте ребенка на живот. А чтобы лежать в такой позе было интересно, разложите перед ним яркие игрушки. Отличным вариантом для этого возраста является развивающий коврик. На нем малышу не будет скучно ни на спине, ни на животике. Многие коврики имеют небольшое круглое зеркальце в комплекте. Рассматривать там свое отражение, лежа на животе – увлекательное занятие.

Старайтесь часто хвалить малыша за все его достижения, хотя с этим, обычно не бывает проблем: мамы и папы искренне радуются, когда видят, что умеет любимое чадо.

Ещё один совет касается безопасности: после того, как малыш научился переворачиваться, не оставляйте его одного на высоких поверхностях (на диване или пеленальном столике). На таких поверхностях ребенку можно находиться только со взрослым, иначе он может упасть и даже получить травмы. Если вам нужно выйти из комнаты – переложите кроху в кроватку или шезлонг.

Читаем:

Развитие психики и эмоциональной сферы (психическое развитие в три месяца)

Психическое и эмоциональное развитие к 3 месяцам тоже набирает обороты. В первую очередь очень активно развиваются органы чувств и базовые психические функции.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Зрение

Значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет следить взором за движущейся игрушкой, способен всматриваться в объект. Это значит, что у малыша развивается предметное восприятие: он начинает воспринимать предмет как комплекс свойств, и чем большим количеством органов чувств он может воспринять предмет, тем большую информацию о предмете наблюдения он получит. Именно поэтому малыши так любят не только рассматривать, но и пытаться укусить или облизать все, что попадает в ручку.

Слух

Слух ребенка тоже развивается и совершенствуется. В возрасте 3 месяцев малыш уже прекрасно вычленяет разные звуки из общего фона, безошибочно может определить источник звука, и, конечно, уже очень хорошо знает родные голоса. На мамин голос малыш поворачивает головку в ее сторону и улыбается.

Ощущение и восприятие для ребенка в 3 месяца являются главными психическими процессами, благодаря которым происходит изучение окружающего мира. Эти два процесса происходят во всех сферах чувствования: зрение, слух, обоняние, осязание. Малышу очень нравится трогать пальчиками разные поверхности и предметы, облизывать погремушки, рассматривать картинки и лица людей, наслаждаться разными звуками.

Огромный прогресс наблюдается и в эмоциональной сфере. В 3 месяца дети начинают дарить свои первые осознанные улыбки, самые искренние и открытые. Главной новацией этого возраста является «комплекс оживления» — яркая эмоциональная реакция, которую демонстрирует ребенок при появлении близкого взрослого. «Комплекс оживления» проявляется не только в улыбках. Малыш начинает активно гулить, шевелить ручками и ножками, всеми способами показывая, как он рад видеть родного человека.

Питание и сон

Как мы уже говорили, к трем месяцам начинает формироваться режим дня. Этот режим еще будет неоднократно меняться, но для мамы уже появляется какая-то определенность и возможность планировать свои дела. В основном малыш, как и новорожденный ребенок, проводит время за едой и сном, но уже появляются периоды активного бодрствования. Главные вопросы в связи с этим: сколько ест и сколько спит трехмесячный малыш?

Сон, как и раньше, занимает большую часть суток. В таком возрасте дети спят в сумме до 17 часов. Обычно из них 9-10 часов приходятся на ночь, а остальные распределяются на 4 дневных сна.

О еде можно сказать очень много, но мы сосредоточимся на основных моментах.

Если питание ребенка — это смесь из бутылочки, то режим и объем кормлений определяется рекомендациями производителей адаптированной смеси. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, сосут грудь по первому требованию и находятся у груди столько, столько им это нужно.

Для мам, кормящих грудью, полезно будет знать, что 3 месяца – время скачка роста и лактационного кризиса. Это своего рода переломный момент, который очень важно пройти успешно.

Читаем:

Ребенок активно изучает мир, поэтому с прикладыванием к груди могут возникнуть трудности. Многие мамы рассказывают, что ребенок начинает вертеться, оглядываться рассматривать все вокруг, отвлекаясь от груди. В организме у мамы тоже происходят некоторые изменения: к этому времени лактация налаживается, и женщина перестает чувствовать приливы.

Не зная о таких особенностях, беспокойное поведение малыша у груди и отсутствие приливов мама может истолковать как недостаток молока и начать докорм смесью. Делать этого не стоит. В самый критический период, который длится всего пару дней, лучше сосредоточиться на ребенке и постоянно предлагать грудь, отложив все домашние и личные дела – это поможет сохранить лактацию и успешно преодолеть сложный момент.

Педиатры старой закалки и любящие бабушки не редко начинают настаивать на введении прикорма в 3-месячном возрасте. Обычно речь идет о яблочном соке, а затем и пюре. Для детей, находящихся на грудном вскармливании, эти рекомендации уже давно не актуальны.

Читаем:

Чем занять кроху — игры с ребенком

В моменты активного бодрствования малышу уже не интересно просто лежать в кроватке. Любознательный карапуз стремится к этому, чтобы увидеть и услышать что-нибудь новое и интересное. Забавная игралучшее занятие с ребенком.

Игры в этом возрасте достаточно простые и короткие. Здорово, если игра сопровождается веселой потешкой или просто стихотворением. Дело в том, что в 3 месяца уже начинает развиваться речь. Ребенок издает первые звуки, которые на научном языке называются предречевыми вокализациями. Это протяжные гласные звуки: у-у-у, а-а-а, э-э-э. Для полноценного развития речи просто необходимо слышать слова и звуки. Фольклорные произведения подходят для младенцев как нельзя лучше, ведь они специально сочинялись нашими предками и произносятся всегда нараспев.

В рамках игры можно сделать пальчиковую гимнастику, массаж ладошек и стоп, или предложить малышу потрогать своей ручкой разные фактуры (кусочки ткани, крупа и др.). Игры с погремушкой – тоже отличный вариант для 3 месяцев.

Можно предложить ребенку рассматривать крупные картинки в книжке, обязательно проговаривая и называя все предметы и детали. Сами картинки для такого возраста должны быть весьма схематичными и простыми.

Общение с ребенком важно не только во время игр. Разговорами с малышом необходимо сопровождать каждый контакт с ним, будь то одевание на прогулку или смена подгузника. Речь должна быть эмоциональной и спокойной. Для ребенка это не только способ развития, но и показатель маминой любви и принятия, а это даже важнее, чем новая информация и навыки.

Чем занять 3-х месячного ребенка (видео)

Третий месяц жизни. Календарь развития ребенка и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В период 3 месяцев когда вы разговариваете с малышом, он в ответ не только лишь гулит, но также улыбается вам, постоянно размахивая ручками и ножками, чтобы еще сильнее привлечь к себе внимание. Это явление называют комплексом оживления. Оно является важнейшей ступенью развития ребенка. Таким образом младенец сообщает, что он доволен или удовлетворен общением с ним и ожидает ласки или игры, которые ему необходимы.

Ребенок совершенствуется в искусстве беззубых улыбок и начинает пробовать их уже на всех попавшихся в поле зрения взрослых. Ребенок привлекает к себе внимание взрослых с помощью заливистого и искреннего смеха.

Ребенок бодрствует около 4-5 часов в сутки, теперь он может фиксировать взглядом предметы в течение нескольких минут, он поднимает не только голову, но и плечи и лежит, опираясь на предплечья. Ребенок будет всеми силами стремиться перевернуться на живот, и иногда ему удается сделать пол-оборота – то есть повернуться со спины на бок. Малыш пытается перекатиться от одного края кроватки к другому, перебирая ручками и ножками одновременно, используя все части тела. А это уже хотя и простейшие, но навыки передвижения!

Когда вы берете малыша под мышки, он упирается уже своими ножками, сгибая их в тазобедренных суставах, пружиня ими. И хотя он еще не может устоять, но, упираясь, укрепляет ножки. А это важно для его развития, так как он скоро начнет ползать.

Даже если кроха лежит на спине, он не останется без дела. Он начинает ритмично размахивать ручками и ножками, так ребенок тренируется перед грядущими походами и забегами. Ручки ребенка живут пока своей жизнью, он уже начал обращать на них внимание. Однако научиться ими управлять не так легко. Малыш уже пытается не просто дотянуться ручкой до висящей погремушки, а так задеть ее, чтобы она издала звук. Однако теперь, прежде чем схватить предмет, ребенок долго смотрит на него, как будто взвешивает, стоит ли предмет его усилий.

Малыш продолжает увлеченно гулить, осваивает новые звуки, например «ай», «эй». Скажите ребенку несколько ласковых слов, дождитесь его улыбки и замолчите, когда ребенок «гукнет» (вам придется запастись терпением, обычно ребенку требуется несколько минут на то, чтобы «обдумать услышанное»), скажите еще что-нибудь и снова терпеливо ждите ответа. Постепенно ребенок научится «поддерживать беседу» — и связь между вами станет еще крепче. Вероятнее, пройдет несколько дней, и вы во время очередного разговора услышите веселый смех вашего ребенка.

Игры и игрушки для 3-х месячного ребенка

Крохе нужно внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки.

Теперь во время бодрствования малыш не просто созерцает, но изучает окружающий его мир, используя свои возросшие возможности, которые готов с радостью реализовать в игре.

Вряд ли можно теперь точно сказать, какая из игр развивает именно зрение, какая слух и т. д. Игры для детей этого возраста – это игры комплексного развития младенца. И чем больше вы будете играть с ним, чем разнообразнее будут ваши игры, тем лучше будет развиваться ваш кроха.

Продолжайте с крохой , и добавляйте к ним новые.

  1. Обычные воздушные шарики способствуют развитию зрения и координации движений. Привяжите шарик к руке малыша так, чтобы, двигая рукой, ребенок наблюдал за его движением и со временем смог установить взаимосвязь между движением руки и шарика.
  2. Закрепите мобиль на расстоянии 15–20 см от глаз ребенка. Не подвешивайте на мобиль много игрушек – достаточно 2–3. И не забывайте менять игрушки через 4–5 дней, ведь малышу необходимы новые «объекты» исследования.
  3. Подвесьте над кроваткой погремушку (лучше всего на расстоянии приблизительно 45 см от глаз), которую ребенок сможет отводить рукой, стремясь схватить, случайно задевать. Младенцу очень важно разобраться в том, что, ударяя погремушку, он двигает ее, и это становится причиной шума.
  4. Колокольчики подвешиваются к мобилю или над кроваткой ребенка так, чтобы он мог достать их руками. К концу 3-го месяца жизни малыш поймет, что, дотрагиваясь до игрушки, он заставляет ее звучать.
  5. Оденьте ребенку на запястье тряпичный яркий браслет с колокольчиком, застегивающийся на липучку. Эта игрушка способствует развитию координации движений рук и развитию слуха. Браслет надевайте попеременно то на правую, то на левую руку.
  6. Возьмите малыша на руки, дайте ему потрогать юлу. Потом раскрутите ее и, после того как она начнет гудеть, скажите: «Послушай, как поет юла!».
  7. Играя с неваляшкой, покажите малышу, как она раскачивается. Услышав мелодичный звон, улыбнитесь и скажите: «Ты слышал?», со временем малыш сможет играть самостоятельно.

Занятия с ребенком 3-х месяцев

1. Ласковое прикосновение

Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего малютки.

2. «Ой, что звенит?»

Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно им звонить. Благодаря этой игре ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух.

3. Прятки

Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позовите его по имени. Ребенок будет искать вас взглядом. Сделайте так, чтобы младенец нашел вас, а потом спрячьтесь снова. Но теперь не просто зовите его, а пойте песни или читайте детские стихи.

4. Кукольный театр

В этом возрасте вы уже можете надевать на пальчики младенца пальчиковые куклы и зверюшек, устраивая с ним различные «представления», объясняя, что это кошечка, которая «говорит» «мяу, мяу», а это собачка, «говорящая» – «гав, гав, гав».

5. «А ну-ка, отними!»

Повесьте любимую игрушку ребенка на веревочке и поднесите ее к нему так, чтобы он мог ее схватить. Как только младенец потянется за игрушкой, отодвиньте ее от него. И так несколько раз, пока не дадите ему возможность самостоятельно схватить эту игрушку. Эту возможность ему надо дать крохе раньше, чем у него появятся признаки утомления.

6. «Покатаемся на мяче?!»

Малыш наверняка с удовольствием будет «кататься» на большом надувном мяче. Положите на него малыша на животик, а потом перекатывайте вместе с ним мяч: вправо-влево, вперед и назад. Поддерживайте ребенка, так как для поддержания своего равновесия младенец должен приложить еще много усилий и одному ему с этим просто не справиться.

7. Наблюдательный пункт

Когда ребенок спит, ему не нужны посторонние, но когда он бодрствует, ему необходима компания. Если вы всей семьей обедаете за столом, положите ребенка на диван так, чтобы он мог вас видеть (только подальше от края). Если вы готовите, прикатите детскую коляску. Если на полу нет сквозняков, то можно постелить ребенку на полу, на твердой поверхности он быстрее научится переворачиваться, чем на мягкой кровати.

8. Подними голову и посмотри на игрушку

Нужно: яркая, звучащая погремушка, колокольчик, барабан и т.д.

Вы кладете ребенка на живот на расстоянии 30-40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждаете ребенка прислушиваться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того, как ребенок 1-2 раза поднимет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать возможность рассмотреть звучащий предмет. Затем игру можно повторить. При последующих занятиях надо менять игрушки.

9. Первые путешествия

Нужно: заводная музыкальная игрушка (танцующий мишка, зайчик, бьющий барабан, и т.п.) или просто звучащая игрушка (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка).

Вы берете ребенка на руки вертикально (но не сажаете его), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживаете его за спину (вариант: плотно прижимаете спину малыша к своему животу и удерживаете его под коленями). Подносите малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит 1 яркая игрушка (матрешка-неваляшка, или ярко-желтая уточка, или какая-либо заводная игрушка) среднего размера (20-20 см). Поворачиваетесь к полочке так, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и даете ему возможность самостоятельно найти ее глазами. Затем вы устраиваете ребенка в удобной позе (например, на диване) и активно показываете ему игрушку, встряхивая ее, заводите (если она заводная), обращаетесь к ребенку со словами: «Посмотри!», «Послушай!», называете игрушку, выделяя название голосом, чуть замедляя свою речь. Затем, если малыш не устал, можно повторить все действия, удаляя и приближая к нему игрушку.

10. Сожми и пощупай

Нужно: твердые, мягкие, пружинящие шарики и валики, обшитые или обернутые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см – можно использовать мячики для пинг-понга; валики длиной 7-8 см, толщиной сечения 1,5 см; толстые карандаши, фломастеры, ручки).

Вы вкладываете шарик в середину ладони сначала правой, затем левой руки ребенка. Валики вкладываются поперек ладони так, чтобы их можно было обхватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент вы придерживаете предмет в ладони ребенка, побуждая к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 месяца – 2-3 сек, в 3 месяца – до 10 сек). За одно занятие вы можете вложить поочередно 3-5 предметов в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и пр.)

11. Бей, что есть силы

Нужно: погремушка, мягкая игрушка или картонная рожица, бельевая резинка, шерстяная нить.

Вы натягиваете бельевую резинку поперек кроватки и с помощью шерстяной нити подвешиваете на ней мягкую игрушку или погремушку так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее вытянутой рукой. Несколько раз покажите вашему лежащему на спине ребенку, как можно стукнуть по игрушке кулачком, и пусть он упражняется. Если движение или звук напугали ребенка, уберите игрушку. Через несколько секунд попробуйте снова.

Литература: 1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет. 2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.

30 07.2016

Здравствуйте, дорогие читатели! Мы с вами разобрались в том, как происходит Если еще не читали эту информацию — обязательно ознакомьтесь с предыдущей статьей. Ну а сегодня давайте обсудим игры с 3 месячным ребенком.

Легко развивать ребенка, который хочет развиваться. А чтобы у малыша возникло такое желание, родителям необходимо подходить к вопросу игры ответственно и проводить упражнения и занятия с малышом регулярно и разнообразно.

Кроха и не заметит, что его чему-то обучают, если игра будет построена правильно и весело. Яркие эмоции, сопровождающие игру, помогут запечатлеть нужные моменты развития в памяти. Давайте перейдем непосредственно к играм.

Пальчиковые игры по-прежнему занимают основное место в вашем расписании, их не бывает много. К тому же стимуляция мозговых центров необходима для всестороннего развития малыша. А они, в свою очередь, будут подталкивать к получению новых навыков через двигательные и речевые отделы мозга.

Физическая активность имеет важное значение для расширения знаний об окружающем мире, поэтому гимнастика и массаж имеют первостепенное значение для ребенка.

Упремся-оттолкнемся . Положите малыша на животик и подставьте ему под стопы свои ладони. Ребенок рефлекторно упрется в них и сделает попытку оттолкнуться и выпрямить колени. Это полезное упражнение развивает мышцы ног и спины, а также способствует развитию ощущения себя в пространстве.

Шагаем дружно . Поверните малыша к себе лицом, возьмите его под мышки и поставьте вертикально, чуть наклонив корпус вперед. У ребенка сработает рефлекторный механизм ходьбы, он сможет сделать несколько шагов по твердой поверхности. Но увлекаться этой игрой не стоит, малышу рано еще давать такую нагрузку на позвоночник. Можно выполнять это упражнение раз в пару дней. Скоро этот рефлекс угаснет, и ребенок будет учиться новым движениям.

Вот плывут кораблики . Полезно чаще держать ребенка в положении на животе не только на пеленальном столике или в кроватке. Можно положить малыша к себе на колени и совершать «плавательные» движения вперед и назад. Или изобразить кораблик на весу, заставляя тело ребенка парить в пространстве комнаты. Игра полезна для всех групп мышц и помогает увидеть мир совершенно в другом ракурсе.

Игры на развитие мышления и речи формируют у малыша представления о свойствах предметов, помогают в установлении связей между образами и действиями, обогащают пассивный словарь.

Догонялки. Используйте для игры предметы из вашего окружения. Например, отличным решением будет пластиковая прозрачная бутылка. В нее насыпьте крупу, которая будет издавать громкий звук при перемещении бутылки. Положите малыша на полу на животик, а перед ним бутылку. Качните ее, чтобы малыш услышал звук.

Обратите его внимание на то, что бутылка может громко говорить. Откатите бутылку от ребенка и помогите ему догнать ее, подставив ладони под стопы. Малыш будет учиться сопоставлять результат своих трудов: дотянулся – толкнул – добился звука.

Кто звонит? Игры с колокольчиком всегда были интересны детям. Но колокольчик еще и хорошая развивающая игрушка. Его можно прикрепить на манжет и надевать малышу на запястье. Показав ребенку несколько раз, что колокольчик звонит, когда малыш двигает ручкой, мы не только вызовем интерес к игрушке, но и поможем развить координацию рук и мышление.

Или на глазах у ребенка сначала позвонить, а потом спрятать колокольчик и снова позвонить. Ребенок будет искать, откуда доносится звон. Упражнение хорошо стимулирует развитие слуха и формирует представление о том, что предметы могут исчезать и появляться, а звук при этом остается.

Мышление и речь неразрывно связаны между собой, невозможно развивать мышление, отстранив формирование речевых навыков.

Жу-жу-жу, расскажу . Чтобы малыш научился произносить больше звуков, разучите с ним песенки с повторяющимися звуками или слогами. Например, такую.

Я тихонько расскажу,

Как пчела поет жу-жу.

А потом и покажу,

Полечу и зажужжу.

Вы можете сами придумать подобные песенки-повторюшки. Ребенку будет очень весело слушать их от вас, а вскоре он научится произносить знакомые слоги сам.

Разговоры по душам . Малышам нравится, когда с ними разговаривают. А если разговор еще и интересный, то это приятно вдвойне. Детям часто нравится шепот. Он их успокаивает и показывает, что есть еще один вид разговора – тихий. Можно спеть малышу знакомую песенку шепотом. Ему наверняка понравится новый вариант звучания.

Все игры для детей первого года жизни направлены на развитие сенсорных функций, к которым относятся восприятие, ощущение, чувство. Положительно влияние на психику и настроение малыша оказывают игры у зеркала. Знакомить ребенка с отражением можно начинать уже в возрасте 3 месяца.

Кто это? Подойдите вместе с малышом к зеркалу и покажите ему разные настроения и эмоции на своем лице. Пусть малыш просто наблюдает за вашими с ним отражениями. Когда он поймет, что в зеркале вы и он, игры с отражением станут его любимыми.

Конечно, подборка игр на этом не заканчивается, вы наверняка используете и эти и многие другие игры для развития крохи дома. Главное, не переусердствовать с частотой. Малыш быстро устает и иногда его любимое занятие – полежать наедине со своими ладошками и погремушками.

И, конечно, видео

Поделиться: