Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности. О критериях всестороннего развития личности

Воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.

В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение . Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закреплённым разделением труда.

В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далёких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура , учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.

В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя её прежним образоват. структурам, подчинённым узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс - продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.

Результатом образования, органически соединённого с наукой и созидат. трудом, должна стать переориентация замкнутого на себя произ-ва на конкретного человека, заинтересованного в культурном саморазвитии, повышении своей и общей готовности к напряжению сил для обеспечения устойчивого развития культуры труда, досуга, быта. Организованная по этому принципу продуктивная связь поколений, благодаря к-рой возрождается и совершенствуется культура, открывает личности возможности оценивать себя, свои способности, желания, цели в системе общечеловеческих ценностей.

Наталья Белая (Бояркина)
Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ д/с № 28 п. Чернышевск

Тема : всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Выполнил :

Белая Н. М

инструктор по физическому воспитанию

п. Чернышевск

введение

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических и духовных качеств – одна из основных задач современного общества.

Уже не первый год на всех уровнях высказывается мнение о необходимости активизации физического воспитания подрастающего поколения. В 2005 г была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В рамках Программы приоритетным направлением определено развитие детской физкультуры и спорта. В настоящее время идет 2 этап реализации Программы. Цель и задача этапа : создание условий для приобщения к регулярным занятиям физкультурой, а также создание эффективной системы физического воспитания и развития детей .

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием и образованием, как впервые 6 лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития личности .

Выдающийся В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность в знаниях, вера в свои силы.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности , его ценностей, ориентации в окружающем мире.

Педагогами и психологами (Л. С. Выготский, А. Валлон, М. М. Кольцова) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи , мышлением.

У многих детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, что обуславливает процесс памяти, слабо происходит процесс развития речевого дыхания . Часто отсутствует правильная артикуляция, сила голоса, выразительность, ритм голоса, практически не развито чувство темпа речи .

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка . Существует наличие тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г. А. Казанцева 1993г, В. А. Баландин 2000г, Н. И. Дворкина 2002 г)

В настоящее время остро стоит задача осмысления особенностей психического развития современных детей , в частности, их эмоциональной устойчивости, обеспечивающей положительные результаты общения, обучения и социализации. Эмоционально устойчивый человек продуктивен и успешен.

Физическое и психическое здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы , дарований и природных способностей. Особенно важно подчеркнуть, что физическое воспитание – это не только развитие двигательного аппарата и физических качеств , это еще и средство способствующее развитию всех областей головного мозга ребенка . В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения дошкольника к обществу, к людям, к самому себе. Двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность. Наблюдается зависимость между состоянием психомоторного развития и проявление трудностей в эмоциональном, коммуникативном развитии детей . Выполняя свои специфические функции, физическое развитие объективно связано с такими приоритетными направлениями как умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В связи с этим целью моего исследования было - определение возможностей физической культуры , как средства всестороннего развития личности ребенка-дошкольника .

Объектом исследования является : процесс физического воспитания

Предметом : разделы программы «Детство» и вытекающие из них

образовательные и воспитательные задачи

Первые шаги в математику

Развитие речи

Театрализованная деятельность

Экология-ребенок и мир природы

Социально-эмоциональное развитие

Гипотеза : предположим, что физическое воспитание , несет в себе функцию всестороннего развития личности ребенка .

Задачи :

Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме (разделы программы «Детство» )

Определить взаимосвязь физического воспитания с воспитательно-образовательными задачами Программы и возможностью их решения

Изучить имеющийся опыта внедрения воспитательно - образовательных задач в процесс физического воспитания .

Методы :

Анализ литературы

Изучение опыта

Наблюдение

Диагностическое исследование

одержание

Введение

1. Разделы программы «Детство»

2. Воспитательно-образовательные задачи разделов Программы реализуемые в процессе физического воспитания

3. Роль подвижных игр во всестороннем развитии личности ребенка .

Заключение

Литература

Приложение

разработки речетативов, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, релаксаций, мимических упражнений

примерные проекты

диагностика-экспертиза

1. Образовательные разделы программы «Детство»

1 Первые шаги в математику

2. Развитие речи

3. Театрализованная деятельность

4. Экология- ребенок и мир природы

5. Социально-эмоциональное развитие

2. Воспитательно-образовательные задачи решаемые в процессе физического воспитания

Первые шаги в математику :

Ориентировка в пространстве и выделение пространственных отношений;

количественный и порядковый счет и номер;

определение равенства и неравенства предметов по конкретному признаку (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, тонкий-толстый) ;

различие геометрических фигур и правильное их название;

построение на группы по 2, по 3;

воспроизведение хлопков, движений на слух

Развитие речи :

Развитие темпа , ритма, тембра и интенсивности речи;

улучшение артикуляции;

профилактика различных нарушений звуковой культуры речи;

формирование художественно-речевых исполнительских умений;

развитие связной , монологической и выразительной речи.

Театрализованная деятельность :

развитие творческого воображения и фантазии;

имитация, импровизация и выразительность движений;

способность передавать через движение эмоциональное состояние;

способность входить в воображаемую ситуацию;

развитие жестов мимики и пантомимики;

воспитание эстетических чувств

Экология- ребенок и мир природы

усвоение основ экологической безопасности;

названия обитателей растительного и животного мира;

через движение , создание собственного образа к изображаемому персонажу;

развитие эстетических чувств .

валеологические основы :развитие интереса к активной двигательной деятельности;

привитие навыков здорового образа жизни;(профилактика и устранения вредных привычек

повышение резервных возможностей организма (сопротивляемость и закалка) .

воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

воспитание привычек личной гигиены ;

Социально-эмоциональное развитие

Самооценка собственного «Я» ;

воспитание морально-волевых качеств : доброжелательность, взаимопонимание, целеустремленность, честность, уравновешенность;

воспитание взаимопомощи и умения объединяться;

развитие коммуникативных способностей и воспитание толерантности;

развитие волевых навыков и преодоление трудностей

умственное и нравственное воспитание;

трудовое воспитание : старательное и аккуратное выполнение поручений, бережное отношение к предметам и оборудованию, уборка и расстановка физкультурных пособий;

Из опыта работы

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется не только здоровье, но и осуществляется всестороннее развитие личности .

Я работаю в ДОУ руководителем по физической культуре . До этого работала много лет воспитателем и поэтому хорошо знаю психофизиологические особенности ребенка-дошкольника . В процессе своей работы приходилось заниматься самообразованием и перечитывать большое количество разных методик, программ и технологий из которых почерпнула много нового и интересного. Пришла к определенному выводу, что физическое воспитание не должно сводиться только к мускулатурной деятельности. Особенно меня заинтересовала «Программа педагогики –оздоровления» под редакцией В. Кудрявцева. Действительно, двигательная деятельность является чудесной основой для других видов учебно-воспитательной работы. А совершенствование старых и создание новых организационно-методических подходов (традиционных и нетрадиционных) позволило обеспечить улучшению результатов в воспитании и образовании.

В процессе исследования своей педагогической работы, в должности инструктора по физкультуре, с новой точки зрения проанализировала всю двигательную деятельность детей. Пришла к выводу, что с введением в физкультурно-оздоровительную работу с детьми, новых методик и технологий, появилась возможность решать сопутствующие задачи образовательного и воспитательного характера. Такие как : первые шаги в математику, развитие речи , театрализованная деятельность, экология, валеология, социально-эмоциональное развитие .

Математика и физическая культура… Казалось бы, ну никаких параллелей здесь провести невозможно, но на деле совсем не так. Уже на первых этапах обучения ребенка ходьбе прослеживаются и первые результаты. Например, ходьба под счет 1,2-3,4. И если обратить глубокое внимание на программные требования по физическому воспитанию , то можно проследить каким образом решаются задачи математики в разных видах движений.

ходьба с ориентировкой в заданном направлении (диагональ, середина зала, «змейка»

ходьба со счетом «10 шагов на носках, 8 шагов на пятках» ;

ходьба с заданием «изобрази части суток» ;

ходьба под речетативы «раз шажок и два шажок, левый-правый сапожок» ;

различные перестроения и построения по 3, по 2, «парами» , в «круг» ;

расчеты на 1-2;

повороты на право, налево;

прыжки с заданием через «низкую скамейку» , через «высокую» скамейку;

прыжки, наклоны. повороты, упражнения для рук и ног по названному числу или показанной цифре;

шаги и прыжки на один больше или на один меньше

прыжки с поворотами на 900- 1800

Можно давать детям упражнения на познание величины предметов и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор

Например, детям предлагаем пройти по «широкой-узкой» , «короткой-длиной» дорожке. Перешагнуть через «широкий» , «узкий» ручеек. Дети анализируют, где удобней шагать. Пробежать «медленно-быстро» .

Дать задание на бросание, ловлю и метание мячей и различных предметов . Брось дальше, выше или в указанном направлении. Попутно определить какой формы мяч и его свойства.

В организации различных игр-эстафет ребенку предлагаем определить количество предметов, провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него 5 маленьких кубов и 3 больших, или из разложенных геометрических фигур убрать лишние. Раздать детям карточки с геометрическими фигурами и построиться в группы «квадраты» , «треугольники» , «круги» -чья группа самая быстрая. Сделала карточки с геометрическими фигурами, дети получают задание в зависимости от изображенной фигуры : «квадрат» -шагают, «круг» -прыгают, «треугольник» -приседают. Интерьер нашего физкультурного зала мы оформили различными геометрическими фигурами. Разрисовали пол и стены квадратами, кругами, треугольниками разных цветов и размеров. Обучая детей различным видам ходьбы и бега , предлагаю ориентироваться по геометрическим фигурам : «шагаем до квадрата, поворот у треугольника» . Даю задания на развитие глазомера «попади мячом в круг, квадрат, треугольник» .

Для снятия напряжения и усталости у детей, применяю различные виды упражнений с воспроизведением хлопков, движений на слух. Например, предлагаю поиграть в «капельки дождя» - дети хлопают в ладоши в соответствии с текстом :

«Начался дождь и упала одна капля -1 хлопок

Упало 2 капли - 2 хлопка

Упало 3 капли – 3 хлопка

и так до 5 или 10 капель, затем обратный счет

«Дождь заканчивается – упало 5 капель-5 хлопков

Упало 4 капли- 4 хлопка» и т. д.

Упражнения для мелкой моторики рук содержат математический счет :

(дети складывают ладони, отбивают хлопки пальцами, прижимая нижнюю части ладони плотно друг к другу : 1,2,3,4 кто живет у нас в квартире? 1,2,3,4,5 всех могу пересчитать-пальцы прижимают и хлопают ладонями «папа, мама, брат» … и т д.)

При организации подвижных игр, выбираем ведущего по различным считалкам , которые содержат математический счет. (один, два, три.)

Такой подход к организации двигательной активности, позволяет детям лучше осознать математические представления и решать в некоторой степени проблемы связанные с усвоением поставленных программных задач по математике : количественный и порядковый счет, обратный счет, названия геометрических фигур, ориентировку в пространстве и т. д.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиям многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка , тем лучше развивается его речь . Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими в формировании правильного звукопроизношения. С одной стороны, двигательная активность помогает интенсивней развивать речь ребенка , с другой- формирование движений происходит при участии речи.

Возникали трудности ходьбы скрестным шагом, предложила детям делать эти шаги под потешку «лиса по лесу ходила» … результат был очевиден, я смогла сформировать движение при участии речи.

Обратила внимание на то, что чем меньше двигательный опыт детей, тем меньше их словарный запас. К таким выводам я пришла, когда стала использовать в своей практике «речитативы» . И особым объектом исследования стало развитие речи детей в момент двигательной активности. Речитативы в комплексе с движениями позволяют активизировать речевую деятельность детей. Развивается взаимосвязь речевой деятельности с движениями. У детей быстрее происходит переход к активной речи, совершенствуется сама речь. В результате сопровождения движений стихами развивается у детей словесная , произвольная и непроизвольная память. Ходьба под речевки и речитативы развивает темп , ритм, тембр и интенсивность голоса ребенка .

Через подвижные игры с текстовым сопровождением развивается монологическая речь , художественно-речевые исполнительские умения. У детей с дефектами речи улучшается артикуляция, идет профилактика нарушения звуковой культуры речи. Прекрасным средством для развития творческой речевой деятельности являются русские народные игры, т. к. практически все они содержат словесность.

Такая положительная динамика обуславливает целесообразность использования «речитативов» , различных подвижных игр со словами текстами, в двигательной активности детей.

В различных видах упражнений и действий с предметами развивается мелкая моторика рук . Общеразвивающие упражнения с платочками, кубиками, флажками, мячами, кольцами и шариками укрепляют кисть ребенка и развивают моторику . Разнообразные цвета флажков, мячей, пособий формируют у детей восприятие цветовой гаммы. Цветовая палитра окрашенных стен, пола физкультурного зала радует глаз ребенка и помогает различать оттенки цвета.

Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвритическую личность » (Развитие креативности дошкольников. М. изд. знания, 2007 г).

Театральная деятельность в ДОУ - это огромный потенциал энергетического и эмоционального запаса для деятельности детей. В физкультурно-оздоровительной работе с детьми появились новые нетрадиционные формы и методы организации физкультурных занятий - тематические, сюжетные, игровые. В результате такого нововведения появилась уникальная возможность решать задачи и театральной деятельности. С введением в практику своей работы различных тренингов , упражнений на релаксацию, психогимнастики, пришла к выводу, что такие нетрадиционные формы непроизвольно способствовали созданию «маленького театра физкультуры» . Детям очень нравится выполнять «подражательные» движения по карточкам, на которых изображены животные или предметы.

Например, раздаю карточки каждому ребенку , он не показывает, другу. Затем прошу по очереди каждого ребенка изобразить в движении, что нарисовано на карточке у него, все должны угадать и назвать, что это или кто это.

Таким образом, развивается творческое воображение и фантазия ребенка .

Проведение развлечений , досугов и праздников физкультурно-оздоровительной направленности, с участием сказочных персонажей, позволяют выявить у детей артистические способности. Дети участники, во время развлечения , становятся настоящими маленькими актерами и актрисами.

Мир экологии- также в некотором виде является полем деятельности физической культуры . Для поддержания интереса к двигательной активности, я сделала подборку стихов и четверостиший для общеразвивающих упражнений , вводной части занятия и гимнастики. Дети с удовольствием двигаются под чтение стихотворений с сюжетом. Через стихотворную форму в сочетании с движениями дети пополняют знания о разных видах обитателей животного и растительного мира, создают собственные образы к персонажам. Через элементы упражнения психогимнастики, у детей, развиваются эстетические чувства : «солнышко-колоколнышко» , «мы-теплые, нежные лучики» , «красивые цветы» . Релаксация под аудиозапись-журчание ручейка, голоса птиц, шум морских волн, вызывает эмоциональный отклик в сердцах детей. Элементы релаксации активизируют деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. В связи с этим физическое воспитание через привитие основ валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Валеология – наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра. Валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Рост болезней «цивилизации» настоятельно требует формирования у детей начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни. Перед нами стоят задачи : учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм, формировать представления о строении своего тела, формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому. Необходимо научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру , закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечивает оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей.

Работая в этом направлении, я стараюсь прививать детям интерес к активной двигательной деятельности, прививаю навыки к здоровому образу жизни, что способствует формированию у детей валеологических основ, повышаются резервные возможности организма, сопротивляемость к болезням, развивается закалка . На занятиях, при выполнении физических упражнений дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь.

Формирование личности дошкольника в процессе физической культуры , еще одна задача, которая решается в процессе двигательной активности. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я» , а также переживания в качестве индивида – успешно может решаться в процессе выполнения физических упражнений .

«Движение, даже самое простое, дает ребенку пищу детской фантазии, развивает творчество , которое является высшим компонентом в структуре личности , представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка , которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Занимаясь самообразованием и изучая материалы учебного курса В. Г. Алямовской, «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» , меня заинтересовала лекция с темой «психофизические и социально-психологические факторы здоровья». Я согласна с утверждением, того, что «здоровье не есть признак духовности» , другими словами можно быть физически крепким человеком , но при этом психически ущербным» (В. Г. Алямовская) . И в своей практической работе я стараюсь создать условия, обеспечивающие и психическое, и физическое здоровье детей .

Процесс обучения детей ставлю таким образом, чтобы вызвать заинтересованность и эмоциональный отклик. Особую роль уделяю игровым двигательным заданиям, подвижным играм, развлечениям , которые всегда интересны детям, т. к. они обладают большим эмоциональным зарядом. В большой мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). И если моих воспитанников спросить : в какую игру будем играть», можно не сомневаться- ответят : «Никанориху» или «Бояре» . Ведь именно такие игры вызывают положительные эмоции. Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Физическое воспитание закладывает основы трудового воспитания ребенка . Дети помогают мне приготовить инвентарь к занятиям- расставляют скамейки, раскладывают пособия и атрибуты. С младшего возраста приучаю детей бережно относиться к инвентарю и в конце занятия обязательно убирать свое рабочее место.

При выполнении таких заданий у детей вырабатываются положительные привычки : старательность, прилежность, аккуратность.

Много раз мне доводилось наблюдать, как дети стараются преодолеть определенные трудности, связные с выполнением двигательных заданий и упражнений на продолжительное и многоразовое и монотонное повторение. Например, упражнения с предметами, требующие усилия :

Сделать 8-9 приседаний, поворотов, наклонов («мы наклоны выполняем, но колени не сгибаем» ) и т. д. Усвоение нового материала, так же требует от ребенка определенных физических и психических усилий. Особенно при выполнении упражнений для гибкости суставов. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества , как самоуважение, гордость.

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании дошкольника – формирует красоту телосложения и движения человека.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения , воспитывается понимание простоты и изящества движений.

детей. В ДОУ был создан художественно-спортивный кружок «Елочка» . Направленность которого – эстетическое развитие во взаимодействии с физическим воспитанием .

Проблема способностей самым тесным и непосредст­венным образом связана с всесторонним развитием лич­ности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспи­тания.

Труды классиков марксизма дают основание для то­го, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способно­стей. Выявление этой связи важно для данного исследо­вания потому, что, как уже говорилось, проблему спо­собностей нельзя отрывать от общественно-историческо­го развития.

К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марк­сизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие пред­ставляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает обществен­ную необходимость ее совершенствования.

Всестороннее развитие личности - большая и слож­ная социальная проблема, актуальность которой особен­но возрастает в условиях социализма и перехода к ком­мунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличива­ются «возможности для развития способностей, дарова­ний, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2 .

" Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.

Проблеме всестороннего развития личности в послед­ние годы посвящено значительное число работ филосо­фов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была прове­дена дискуссия на тему: «Разделение труда и всесторон­нее развитие личности» 3 . В 1975 г. состоялась Всесоюз­ная научная конференция на тему: «Комплексное изуче­ние человека и формирование всесторонне развитой лич­ности».



Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах послед­них лет проблема всестороннего развития личности зако­номерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4 , с развитием его психологических особенно­стей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы раз­работаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсут­ствуют более или менее четкое определение самого по­нятия всестороннего развития личности и его критерия.

Хотя целью данного исследования не является специ­альный анализ проблемы всестороннего развития лично­сти, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.

3 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-" ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свобод­ное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие челове­ка. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;

Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.", 1971";

Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-

mз!лa poc " ГOB "/ п - 197\ "" Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль

воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". " Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;

Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-" неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.

4 Батенин С. С. Критерий прогресса личности.-В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.

7 Т. И. Артемьева


ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет пер­востепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонно­сти развития личности.

При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане-в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскры­тии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных со­циальных "сдвигов, которые способствуют развитию лич­ности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по на­шему мнению, играет положение К- Маркса об индиви­дуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанали­зирована в работах советских исследователей.

Так, например, некоторые авторы связывают всесто­роннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозо­ром и знанием основ науки в целом, с развитием умст­венных и физических способностей в производственной сфере 5 .

5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле сло­ва, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравст­венной, физической. Оно должно осуществляться в тесном един­стве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о пере­мене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специаль­ности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25- 27).

Кроме того, считается, что основным условием, сни­мающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных об­ластей деятельности.

Э. Струков, например, наряду с социальными услови­ями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь рас­крыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое раз­витие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способно­стей, причем не одной, а многих или нескольких... всесто­роннее развитие личности немыслимо без систематиче­ского накопления знаний» 6 .

Как видно из сказанного, автор всестороннее разви­тие личности связывает с развитием «многих или не­скольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком - развитие способно­стей - можно согласиться, то второй - систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) - вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.

К взглядам, связывающим всестороннее развитие лич­ности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда-это то основ­ное условие, которое обеспечит всесторонность развития.

Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и

8 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155


создают возможность для освоения новых видов деятель­ности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере "их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей» т.

Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие лично­сти с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для все­стороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой дея­тельности и отношения к ней человека...» 8

Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама по­становка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может раз­вить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время-это то, в течение которого разви­ваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном спе­циальном виде деятельности.

У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реа­лизации всех потенциальных возможностей каждого че­ловека» 9 . Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,-одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более деталь­ное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недо­статочное внимание.

По Ануфриеву, всестороннее развитие личности-это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-

7 Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие че­ловека, с. 107.

8 Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.

9 Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.

да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.

А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с разви­тием и применением способностей человека.По его мне­нию, «всесторонность развития личности предполагает та­кое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся об­щественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общест­венной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» "°,- пишет А. В. Мялкин.

К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее разви­тие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изо­билия духовных и культурных благ ".

Эти попытки дать определение всестороннего разви­тия личности путем детального перечисления его призна­ков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по ли­нии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.

Само собой разумеется, что для всестороннего разви­тия личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.

Однако далеко не всегда о человеке, который участ­вует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это есте­ственно, так как перемена труда-это необходимая

" 0 Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.

1 *7 I 1, t_. / , О.

См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.


предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не толь­ко сами по себе внешние условия, но прежде всего актив­ная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственно­го развития.

Из положения К. Маркса о функциональном потреб­лении следует, что человек, владеющий несколькими ви­дами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне разви­тым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значе­ние для разных видов деятельности» 12 .

Из всего этого следует, что всестороннее развитие лич­ности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью пе­ремены деятельности, с количеством ее видов и др. Прак­тика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего раз­вития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторон­ности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем че­ловек, всю жизнь занимающийся одним видом деятель­ности, может быть всесторонне развитым.

Некоторые авторы одним из главных условий всесто­роннего развития личности считают правильное сочета­ние умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важ­нейшем показателе всестороннего развития личности. Ко­нечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности - во имя чего направлено ее развитие.

12 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158

Следует отметить, что указанные отличительные при­знаки всесторонности не могут служить достаточным ос­нованием для получения критерия всестороннего разви­тия личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня зна­ний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего разви­тия личности, однако исчерпывающий его критерий нель­зя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.

Критический анализ понимания всестороннего разви­тия личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Да­выдовым. Он справедливо предостерегает от такого по­нимания всестороннего развития, согласно которому яко­бы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для че­ловека, да к тому же в этом нет и общественной необхо­димости. Поэтому можно лишь присоединиться к положе­нию автора, что «нет ничего ошибочнее такого представ­ления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» пред­ставляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, уме­ний и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".

Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.

В самом деле, в суждениях такого рода слишком без­гранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность

13 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.


для отдельного человека совладать с потоком информа­ции даже в рамках сравнительно узкой профессиональ­ной сферы 14 , и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у че­ловека есть какой-то максимум в развитии его возмож­ностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.

Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений бу­дет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производст­вом самой формы общения», он пишет: «Суть пробле­мы - в такой социальной организации усвоения всеоб­щих продуктов человеческой культуры, при которой зна­ния каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолже­нием моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь - основа решения проблемы всестороннего универсального развития ком­мунистического человека» ".

Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности ле­жит в сфере создания общественных отношений, органи­зация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не гра­ницей, а продолжением моих способностей, умений.

Как мы видели, всестороннее развитие личности свя­зывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотре­ние достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой примени­тельно к конкретной личности. Такая связь этих различ-

14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.-«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.

15 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.

16 Там же, с. Г21-122.

ных форм (деятельности, общения и познания) по отно­шению к конкретной личности осуществляется в ее жиз­недеятельности.

Проблема жизнедеятельности индивида имеет объек­тивную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индиви­да дает возможность выявить всю совокупность социаль­ных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социаль­ные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жиз­недеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.

Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятель­ности индивида показывает, как он использует эти объ­ективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможно­стей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможно­стей в действительность находит свое выражение в выбо­ре индивидом той или иной профессиональной деятель­ности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнару­женными способностями.

Соотношение объективной стороны жизнедеятельно­сти индивида с его субъективными возможностями рас­крывает вопрос: какие из своих способностей он разви­вает, носит ли его развитие случайный или закономер­ный, сознательный или интуитивный, целостный или од­носторонний характер?

В качестве примера одностороннего соотношения лич­ности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способно­сти и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо


одной способности. Материалы наблюдений (опублико­ванные в США) показывают, что, как правило, основная;

масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не мо­жет соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной ак­тивности, ответственности и т. д.

Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных спо­собностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств - способ­ностей, развитие которых происходит во всей жизнедея­тельности личности.

В процессе своей жизнедеятельности личность высту­пает как существо активное, причем эта активность вы­ражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности-это и проблема «другой человек», «другая личность», про­блема общения ее с другим человеком. В общении с дру­гим человеком многие потенциальные свойства и особен­ности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрываю­щий то, что получает данная личность в результате обще­ния и в каком направлении это общение происходит.

В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оце­нивающее, действующее и общительное» ".

М. С. Каган критикует такую трактовку всесторонне­го развития личности, которая ограничивает его возмож­ностью овладения многими профессиями, свободного пе­рехода от одного занятия к другому и т. д. По его мне­нию, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру

17 Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельно­сти.-«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.

личности,-деятельности преобразовательной, коммуни­кативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной». .При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при кото­рой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18 .

Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому разви­тию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым ти­пом отношения к миру, к обществу, «к своему собствен­ному бытию, к своему собственному сознанию»; в-треть­их, с возникновением новых качественных изменений, ко­торые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне раз­витая личность есть не простое увеличение (или умень­шение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социаль­но-экономические условия жизни человечества и челове­ка. Всесторонне развитая личность суть нечто качествен­но новое, возникающее на базе научно-технической и со­циальной революции» 1Э.

Мы остановились лишь на наиболее характерных точ­ках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные поло­жительные моменты в них, в целом разработке этой про­блемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в на­шей печати.

Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо опи­сательным и перечислительным представлением: физиче­ское совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-

18 Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.

19 Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и раз­витие личности-«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.


нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, за­ключающей действительную тайну его всесторонности» 20 . И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:

«Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «не­много обо всем» грозит оказаться обычным дилетантиз­мом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материа­ле, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное-проблема со­здания всесторонне развитой и свободной личности сво­дится к созданию всесторонне развитого и свободного общества» 21 .

Иными словами, главный путь формирования всесто­ронне развитой личности-это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социаль­ных ограничений общества. Коренные изменения соци­альных условий должны, в свою очередь, привести к ко­ренным изменениям личности.

Итак, создание раскрепощающих человека социаль­ных условий имеет первостепенное значение для всесто­роннего развития личности.

В существующих интерпретациях всесторонности раз­вития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответствен­ных постах привлекаются ведь не только способные лю­ди, но люди с правильным коммунистическим мировоз­зрением, с правильным отношением к труду, к другим лю­дям). Думается, что в критерий всесторонности лично­сти должна входить составной частью общественная по­зиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-

20 Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11-12.

меняются его знания, способности, навыки, осуществля­ется перемена труда и т. д.

Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, свя­занные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психо­логический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.

В-третьих, не учитывается социальный запрос на кон­кретную «форму» всестороннего развития личности, соот­ветствующую данным конкретно-историческим условиям.

В исследованиях, посвященных всестороннему разви­тию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих все­сторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне раз­витые индивиды не будут походить друг на друга.

По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не зна­чит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и осо­бенностями каждого человека» 22 . О различиях в способ­ностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.

О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов 23 .

22 Белозерцев В. И, Фомина В. А. Коммунистическое разделение тру­да не исключает всестороннего развития человека.- «Вопросы фи­лософии», 1963, № 9, с. 37.

23 См: Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе - В кн: Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индиви­дуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.- В кн.: Коммунизм и лич­ность. Л, 1966.


Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий высту­пает сам индивид, общественное развитие его психоло­гической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с дея­тельной сущностью человека.

Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способнос­тей, которые составляют как бы его ядро.

1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.

В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закрепленным разделением труда.

В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далеких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.

В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя ее прежним образоват. структурам, подчиненным узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс - продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.

Неполное определение ↓

закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально-экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с обогащением их духовного мира, общим и специальным образованием, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Практическое осуществление В. р. л. связано с основным принципом коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20). В. р. л. - одна из задач социальной политики КПСС, имеет два взаимосвязанных аспекта - социально-экономический и педагогический, воспитательный. Первый призван обеспечить благоприятные условия для В. р. л. Второй имеет целью активное формирование нового человека идеологическими, воспитательными средствами в соответствии с коммунистическим идеалом. Полное В. р. л. может быть достигнуто в зрелом коммунистическом обществе. Однако эта задача не откладывается на будущее, а решается уже при социализме. Социалистическое общество создает в основном равные возможности для развития и использования способностей людей. Они становятся величайшей социальной ценностью общества, Коллективным достоянием. Но при социализме ставится задача не только создать такие возможности, но и практически обеспечить равное и справедливое использование способностей. Реально это выражается, в частности, в том, что более высокие способности не могут служить основанием для ущемления другой личности, ее подчинения, господства над нею. В. р. л. предполагает «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС) человека, развитие и применение его способностей, даровании и талантов во всех сферах общественной жизни - производственной, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, активное освоение достижений в области науки, техники, литературы и искусства. В. р. л. предполагает знание законов общественного развития, умение их применять, широкую общеобразовательную и специальную подготовку, трудовые навыки, высокую ответственность и дисциплину, определенный, соответствующий общественным требованиям образ жизни. Идея В. р. л. широко отражена в истории социалистических учений, где она связывалась с преодолением социального неравенства. В утопическом социализме решение этой проблемы мыслилось на основе «разумного» (а на деле - утопического) устройства общества и просвещения. Марксизм связывает В. р. л. с революционно-преобразующей деятельностью пролетариата, в результате которой меняется среда, в которой живут люди и меняются они сами. В учении В. И. Ленина эта проблема поставлена в качестве практической задачи строительства нового общества, которое должно перейти «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (т. 41, с. 33). Каждый новый этап коммунистического строительства был новым этапом в практическом решении этой задачи. В условиях развитого социализма теоретические и практические вопросы В. р. л. приобретают возрастающую актуальность. Достижения общества все в большей степени направляются на удовлетворение потребностей личности, задача В. р. л. стала все больше учитываться в экономической политике. В. р. л. связано с повышением уровня материального благосостояния трудящихся, с использованием тех возможностей, которые созданы в обществе. «...Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, - писал К. Маркс, - человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком...» (т. 46, ч. I, с. 386). Повышение идейно-нравственного и культурного уровня людей - один из путей борьбы с рецидивами мещанской, мелкобуржуазной психологии. В документах XXV съезда КПСС сформулировано требование комплексного подхода к воспитанию, связанное с практическим решением задачи В. р. л. Положение о В. р. л. закреплено в Конституции СССР, ст. 20 которой гласит: «В соответствии с коммунистическим идеалом „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех“ государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Дальнейшую разработку проблема В. р. л. получила в документах XXVI съезда КПСС, материалах ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, в связи с развитием социально-классовой структуры, укреплением материальных и духовных основ социалистического образа жизни, повышением дисциплины и ответственности личности. Вместе с тем остро ставится задача повышения социальной активности трудящихся. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). В. р. л. тесно связано с укреплением и расширением коллективизма, единства общественных и личных интересов. Развитие способностей возможно только в деятельности, а деятельность предполагает взаимодействие, общение, которое осуществляется в коллективе. В. р. л. - проблема с большой перспективой. Значение этой проблемы постоянно растет. Ее полное решение приведет к полному расцвету индивидуальности, невиданному ранее богатству личной жизни.

Поделиться: