Родительская семья как образец. Родительская семья и наше детство

Созависимость формируется не в браке с больным алкоголизмом, а в родительском доме.

Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо зависимость от психоактивных веществ, либо жестокое обращение – эмоциональное, интеллектуальное, физическое насилие либо сексуальное оскорбление.

Естественное выражение чувств в родительской семье запрещалось. ("Не реви", "Что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось", "Мальчикам плакать неположено"). Часто все перечисленное встречается в одной семье. Такие семьи называют дисфункциональными.

Семья – это главная система, к которой каждый из нас принадлежит. Система – это группа людей, взаимодействующих как единое целое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение/ухудшение состояния одного из членов неизбежно отражается на самочувствии другого. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, не обязательно ждать, когда больной зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться в том случае, если хотя бы один созависимый член ее начнет выздоравливать от созависимости. Сверхзадача, высшая цель семейной психотерапии – это помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

Семейные системы

Впервые понятие системы возникло в биологии. Немецкий биолог Людвиг фон Берталанфи определял систему как "комплекс элементов во взаимодействии". Он же сформулировал принципы, приложимые к любым системам. В настоящее время разработана общая теория систем.

Слово "система" – греческое (systema – составленное из частей, соединенное).

Система, по В.И. Далю, – план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке.



Семейная система – это предначертанное устройство семьи. Если рассматривать семью как систему, то можно по-новому понять причины и следствия ее несчастий, болезней. Можно понять, почему в семье так мною повторяющихся событий, почему правила семейной педагогики так живучи, что мало изменились за 100 лет.

Семья – это социальная система. Это определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Система образует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее элементов. Социальные системы сложнее биологических или технических систем, поскольку главный элемент системы человек обладает большим диапазоном выбора поведения. Поэтому каждая семейная система в чем-то уникальна.

"Одной из основных форм развития социальной системы являются нововведения. Социальные системы обладают значительной инерционностью, а поскольку новшества вызывают смещение равновесия в них и непредвиденные последствия, то возникает феномен их "сопротивления" нововведениям, для преодоления которого требуются специальные методы активизации инновационных (связанных с нововведениями) процессов в социальной системе". Это цитата из описания понятия "Социальная система" (с. 305) в "Кратком словаре по социологии"/Под общей редакцией академика Д.М. Гвишиани и чл.-корр. АН СССР Н.И. Лапина; составители Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1988. – 479 с.

Я привела ее здесь потому, что убедилась на практике, как сильно семья сопротивляется нововведениям, как инерционна система семейная. Однако перемены в ней возможны.

Взгляд на семью как на систему организует мышление так, что мы уже не спрашиваем "Почему муж (сын) болен алкоголизмом (наркоманией)?". Наша мысль идет по иному руслу: "Что происходит в семье, в которой муж (сын) болен алкоголизмом (наркоманией)?"

Увидеть то, что на самом деле происходит, важнее, чем отыскать единственную причину. Если мы видим что-то, то может быть, мы с этим можем что-то поделать.

Взгляд на семью как на систему помогает нам понять, что болезнь человека – это не его интрапсихический феномен, это не только его проблема как индивида. Болезнь может быть симптомом нарушенного функционирования всей семейной системы.

Отсюда можно черпать надежду. Если зависимость – семейная болезнь и зависимый человек не лечится по какой-то причине, то можно лечить семью. Зависимый человек как часть семейной системы обязательно испытает благотворность перемен в семье, если это здоровые перемены.

Итак, какие же основные признаки системы?

Структура. Система состоит из частей. В семье такими частями являются члены семьи. В ядерной, нуклеарной, семье – это родители и дети. В расширенной семье – это индивиды ряда поколений, связанные между собой кровным родством или брачными узами. В ядерной семье, если все структурные части имеются в наличии, то говорят о полной семье. Семья с одним родителем называется неполной по структуре. Каждый член семьи – это часть системы.

Главный компонент. В семье главным компонентом является супружеская пара, мать и отец, их взаимоотношения. В свою очередь качество их отношений зависит от степени зрелости и целостности их личностей. Если мама хорошо относится к себе самой и если папа хорошо относится к самому себе, то будет больше шансов ожидать, что и относиться друг к другу они будут хорошо. Дети греются под солнышком родительской взаимной любви. Дети чувствуют себя лучше, когда мама и папа целуются и смеются, чем тогда, когда мама привязана только к ребенку и отвергает папу. Взаимоотношения родителей доминируют над всей системой.

Целостность. Принцип целостности любой системы означает, что целое больше, чем сумма частей. Если мы соберем случайные элементы, допустим, несколько человек вместе, то они не образуют систему. Это случайная группа, но не семья. Чтобы получилась семья, эти элементы (части) должны начать взаимодействовать между собой определенным образом.

Без взаимодействия нет системы. Именно взаимодействием Берталанфи обозначил целостность.

Роли. Взаимодействие членов семьи происходит в соответствии с распределенными, точнее избранными, ролями. Это роли матери, отца, супруги(а), детей, учителей, учеников и другие.

В дисфункциональных системах это могут быть роли: обидчик, жертва, бунтовщик, козел отпущения семьи (матери), (отца), герои, маленький родитель (родитель родителя), семейный консультант, победитель, гений, неуспевающий ученик, обреченный больной, зависимый от химических веществ, суррогатный супруг, заботливый человек, маленькая принцесса, потерянный ребенок, "воплощение совершенства", святая, клоун, солнышко, миротворец, носитель проблем и другие.

Роли избираются не случайно, часто не по желанию, а в соответствии с потребностями семьи. Главная потребность семейной системы – самосохранение, сбалансированное существование, семейный гомеостаз. Стремление сохранять существующий порядок, статус кво. Чтобы все было так, как было. Как здоровая, так и дисфункциональная система стремятся сохранять взаимоотношения на определенном уровне, очень свято хранят свои правила и роли.

Взаимоотношения. Взаимодействие частей системы, или членов семьи, происходит по твердым правилам. Правила могут быть открытыми и скрытыми. Правила определяют, как взаимодействуют члены семьи. Каждый член семьи есть индивид, и в то же самое время он несет на себе отпечаток своей семьи.

Взаимодействие в системе обязательно предполагает обратную связь. Обратная связь может быть позитивной и негативной. Если мать хвалит ребенка, она дает ему позитивную обратную связь. Если жена покрывает пьянство мужа, она использует негативную обратную связь. Ее действия не позволяют встретиться мужу с негативными последствиями своего поведения. Нездоровое явление – чрезмерное пьянство – не будет поколеблено. Следовательно, оно будет повторяться. Обратные связи поддерживают функционирование системы.

Открытость либо закрытость системы. Семейная система может быть открытой для новых идей, правил, людей, любой информации. Но она может быть наглухо закрытой, замороженной, окостенелой. В закрытой системе ничего не меняется, все идет по давно заведенным правилам. Лишь накапливаются неудовольствие, боль, болезни и трагедии. Жизнь стучится в замороженную систему в виде болезненного вмешательства, но семья не слышит важных сигналов и не меняется. Как говорил один психолог, удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия ее пинки в зад.

Возьмем в качестве примера наркоманию. Это сигнал того, что в семье плохие взаимоотношения матери и отца. Там нет любви, принятия друг друга. Есть много контроля. Каждый силой пытается воздействовать на другого человека. Силовое давление плохо переносится. Накопилось много невысказанной боли. Эта боль может аккумулироваться одним из детей и проявиться в виде наркомании.

Наркоман уходит в состояние измененного сознания. Тем самым он освобождает себя от контроля (силового давления), от боли и... цементирует семью. Родители, давно находившиеся во враждебных либо в холодно-отчужденных взаимоотношениях, сближаются, обсуждают проблемы наркомана, начинают много разговаривать друг с другом. Какая-то иллюзия нормальных взаимоотношений. Система приходит в состояние баланса. Родители контролируют наркомана, но и он контролирует родителей своей наркоманией.

Позитивные обратные связи могут бросать вызов замороженной дисфункциональной системе, взломать эту систему и ее разрушающие правила, скрытые или открытые. Позитивная обратная связь может прийти в форме новых взглядов, новых правил. Поэтому важно быть открытым для новой информации.

Если усвоить новый взгляд на семью как на систему, то отпадает необходимость лечить только "больного" члена семьи. И возникает задача позитивных перемен в системе семьи в целом. Так работает новая информация, так срабатывает позитивная обратная связь.

Семейные правила. Перечисление правил я привожу отдельно. Дисфункциональные семьи страдают и плохо функционируют не потому, что там собрались плохие люди, а потому, что там используются плохие правила. Наши родители не плохие. Это выученные ими в своих семьях правила плохие.

Правила определяют все стороны семейной жизни. Они регулируют хозяйственную деятельность семьи, финансы, празднование событий, общение в узком внутрисемейном плане и шире – в обществе, образование, выбор профессии, сексуальную жизнь, отношение к здоровью и болезням, воспитание детей.

В каждом правиле содержится три аспекта: отношение (дом должен содержаться в чистоте и порядке), поведение (посуда у нас моется тотчас после обеда) и коммуникации (если посуда не моется, то отец или мать могут сделать выговор).

Потребности системы. У семейной системы есть свои потребности как материальные, так и духовные.

Материальные потребности: крыша над головой, физическая безопасность, финансы, пища, физическое пространство и т.п.

Духовные потребности: чувство ценности, достоинства; чувство своей продуктивности, чувство интимности и привязанности, чувство, что мы – члены семьи – являем собой нечто единое, чувство ответственности.

У семейной системы имеются потребности в стимуляции, в радости и развлечениях, в способности отстаивать и укреплять себя, в духовной почве.

Семья нуждается в эмоциональной поддержке, в самореализации как отдельных ее членов, так и семьи в целом.

Качество функционирования семьи зависит от степени удовлетворения этих потребностей, равно как и наоборот: степень удовлетворения потребностей определяет качество функционирования семьи.

Главные потребности всякой социальной системы, а семья это часть или разновидность социальной системы, могут быть сведены к 4 важнейшим потребностям.

Потребность в продуктивности.

Потребность в поддержании эмоций.

Потребность во взаимоотношениях.

Потребность в единении.

Если в семье несколько детей, то они удовлетворяют эти потребности в порядке своего рождения. Перворожденные дети часто имеют высокий уровень достижений (продуктивность), родившиеся вторыми по счету поддерживают в семье эмоции на определенном уровне, например, радуют родителей какими-то своими талантами, веселостью (поддержание семейной системы эмоций), третий ребенок обычно отражает то, что происходит в браке между мамой и папой, четвертые дети вбирают в себя нерешенные проблемы семьи, накопившееся напряжение и могут брать на себя роль юмориста, чтобы разрядить напряжение.

Поведение в семьях комплементарное (взаимодополняющее) либо ренципроктное (Почеши ты мне спинку, а потом я тебе почешу).

Подбор членов семьи происходит по функциональному соответствию системе, семье как функциональному целому.

Эмоциональное положение в семье в зависимости от порядка рождения: старший – особенный, ответственный за поддержание семейного благополучия, носитель семейных традиций. Героическая миссия. Иногда возмущается младшими, которые вторгаются в его жизнь и его исключительные права на обладание любовью родителей.

Единственные дети более социально независимые, меньше оглядываются на сверстников, более похожи на взрослых в раннем детском возрасте и более тревожны, что является результатом внимания и защиты родителей. В них смешиваются характеристики старших и младших детей, но характеристики старших берут верх.

Младшие – "бейби", поэтому они более беззаботные, о них все в семье заботятся, они меньше испытывают уважения к авторитетам и условностям (так описывают Б. Шоу).

Трудности в браке могут возникать, если вступают в брак двое с одинаковой внутрисемейной позицией. Комплементарная позиция лучше. Преуспевающие женщины часто не имеют братьев. Браки, заключенные до 20 и старше 30 лет, более склонны к распаду.

Время между разводом и повторным браком – время реорганизации семьи.

Родившиеся вокруг потери одного члена семьи более уязвимы, если служат предметом особого родительского внимания.

Чем теснее взаимоотношения внутри семьи, тем труднее образуются эмоциональные связи вне семьи.

Семейные системы могут быть функциональными и дисфункциональными. Созависимость есть результат жизни в дисфункциональной семье. Поэтому и признаки ее я привожу в первую очередь.

Нина Суворова
Родительское собрание «Семья - это важно»

Цель : расширить компетентность родителей в вопросах семьи , ее функциях, традициях семейного воспитания.

Задачи : способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между родителями и социальных педагогом вопросах семейного воспитания.

Углублять знания родителей о основных функции семьи .

Способствовать формированию нравственных ценностям семейного воспитания, основанным на народных традициях.

Материалы и оборудование : мультимедийная аппаратура, раздаточный материал : кружочки красного и зелёного цвета из картона,цитаты о воспитании, пословицы и поговорки о семье и воспитании .

Уважаемые родители , сегодня мы с вами собрались , чтобы поговорить и поразмыщлять о важном - о семье ,о современной семье ,её ценности.

Меняются эпохи и цивилизации, но во все времена у всех народов семья даёт ребёнку самое главное – единство с родными, психологический тыл, защиту, убежище. Семья – это близкие люди , родной дом, самое главное, что есть у человека.

Вопрос для родителей . Зачем люди создают семьи ?

Выслушиваются ответы родителей .

Испокон веков семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье , сэтой точки зрения, было удобно. Человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Семья воздействовала на ребёнка своим авторитетом. Главой семьи считался отец . Даже слабохарактерного отца дети уважали и слушались. Строгость семейных взаимоотношений, ориентация на мужчину исходили от традиционных нравственных установок. традиции, стереотипы сознания сохранялись и передавалисьиз поколения в поколение. Однако за последние десятилетия семья очень сильно изменилась.

Сейчас семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; обьединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. семья для всех её членов является определённым жизненным пространством. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый старается удовлетворить свои потребности, реализовать себя и в то же время находится в тесной связи со всеми членами семьи .

Как мы сейчас понимаем модели воспитания детей, отражённые в русских народных пословицах и поговорках. Перед вами и на экране пословицы и поговорки, выберите ту, которая вам близка и отражает ваши взгляды на воспитание.

,

,

«Дитятко - это тесто : как замеси, так и выросло».

«Не тот отец - мать, кто родил

.

. ,

.

«Человек без воспитания - тело без души» ,

«Самое лучшее наследство - воспитанность» ,

«Дитятко - это тесто : как замеси, так и выросло».

«Не тот отец - мать, кто родил , а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил»,

«Не чванься отцом - хвались сыном молодцом» .

«Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец» . «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце» ,

«Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь» .

«Человек без воспитания - тело без души» ,

«Самое лучшее наследство - воспитанность» ,

«Дитятко - это тесто : как замеси, так и выросло».

«Не тот отец - мать, кто родил , а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил»,

«Не чванься отцом - хвались сыном молодцом» .

«Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец» . «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце» ,

«Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь» .

Рассуждения родителей на заданную проблему.

Действительно, в пословицах и поговорках отражается многовековая мудрость.

Хочется вас познакомить с стихотворением, в котором отражается сила, защита и стабильность, которая исходит от семьи .

Семья – это счастье , любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник , семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд , друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно !

Семья – это сложно !

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья !

Нестабильность статуса семьи . Женился – развелся, все просто, безответственно. Никто не задумывается, а каково детям, как им разделить свою любовь между папой и мамой. Отсюда стрессы, агрессия, неврозы, суицид. Следующая причина - это недооценка важности семейного воспитания, подумаешь, мы тоже так росли. Целый день бегали на улице, пока родители работали и ничего , выросли! Далее, нет семейных устоев, традиций, мероприятий, обязанностей, общих дел, всего того, что укрепляет семью , формирует ее целостность.

Семья – это первая школа общения ребёнка, в которой, ребенок учится у старших. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

Пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки - лучшее средство воспитания правильных отношений.

К семейным традициям можно отнести :

Правильный режим дня, который включает весь распорядок дня в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха;

Праздники. Эта семейная традиция является одной из любимой в семье . Семейные праздники могут быть различными - это дни рождения взрослых и детей, День бракосочетания родителей , 1 сентября, победа в соревнованиях, День матери и т. д. ;

Чтение. Эта традиция, передающаяся от старших к младшим. Есть семьи , сочиняющие свои сказки и передающие их из поколения в поколение. Зародившийся интерес к чтению приведёт ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать;

Совместные экскурсии и походы. Так как мы живем в сельской местности и окружены красотами окружающей природы, многие семьи в выходные дни сделали своей традицией походы в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку;

Совместный труд тоже считается семейной традицией, в его основе лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи , ведению хозяйства, к посильному труду.

Это далеко не все семейные традиции, их великое множество.

Семья дает ребенку главное – любовь, взаимовыручку, интимно-личностную связь и единство с родными. Это то, что не может дать никакой другой социальный институт. Только положительный пример родителей приобщает детей к тем или иным традициям.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье , тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Всё что происходит с нашими детьми, они берут в семье , учатся в семье . И семейные традиции играют в воспитании очень большую роль. Поэтому нужно всем участникам педагогического процесса (воспитателям, родителям ) проводить как можно больше времени с детьми, учить их собственными положительными примерами.

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Признаки

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Основные функции

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Структура

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная : наличие только одного родителя;
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Родительская семья как образец для подражания

Многое из того, что происходит в семье, существенно влияет на развитие ребенка. Если говорить о взаимодействии родителей и детей, то наиболее важными являются три аспекта: родительское подкрепление, идентификация и принятие ребенка. Рассмотрим подробнее, что это такое. Кстати, важно заметить, что эффективно эти три механизма работают лишь во взаимодействии. Противоречия между родительским подкреплением, идентификацией и принятием могут негативно сказываться на ребенке.

Родительское подкрепление. В психологии выделяют два вида подкрепления: положительное (поощрение желательных форм поведения) и отрицательное (порицание нежелательного поведения). В самом примитивном виде этот метод реализуется в системе воспитания, известной нам как метод «кнута и пряника». В более приемлемой форме подкрепление проявляется, например, в улыбке, когда ребенок сделал что-то хорошее, или в огорчении из-за плохого поведения малыша.

Каким образом родительское подкрепление может проявляться в воспитании мальчиков и девочек? Например, мы уже очень много говорили о том, что родители в большей степени поощряют традиционно-маскулинную деятельность мальчиков и традиционно-фемининную деятельность девочек, чем деятельность, которая считается не традиционной для биологического пола ребенка. Но даже если родители не навязывают ребенку какой-то деятельности, они по-разному реагируют на склонности, которые проявляет ребенок. Исследователь Кальдера обращает внимание на то, что даже если родители не демонстрируют своих предпочтений в выборе игр и игрушек ребенку, то все равно они проявляют гораздо большую активность, когда играют с ребенком в игры и игрушки, традиционные для пола ребенка, чем когда играют в игры, типичные для противоположного ребенку пола. Таким образом, родители скрыто демонстрируют ребенку свое одобрение.

Одобрять и порицать можно разное поведение, в том числе и не совсем адекватное ситуации.

Четырехлетний Сережа гулял во дворе с папой. Он копал лопатой снег. Неожиданно бегущий мальчик, немного постарше Сережи, налетел на него и сбил с ног. Сам мальчик тоже упал и, вставая, начал было извиняться. Но не успел. Сережа быстро ударил мальчика по голове лопатой. От неожиданности тот снова сел на землю. «Молодец, сынок. Настоящий мужчина. Надо сдачи сразу давать, а то на шею сядут», – похвалил папа Сережу.

Чему научил папа Сережу? Какое поведение он подкрепил похвалой? Он поощрил агрессию.

Идентификация – отождествление себя с родителем (чаще всего своего пола). В этом случае ребенок подражает родителю, старается быть на него похожим. Как мы уже упоминали, обычно ребенок независимо от пола сначала идентифицируется с матерью, потом с родителем своего пола, то есть мальчик с отцом, а девочка – с матерью.

Грише семь лет. Он первоклассник. Мама старается приучить мальчика быть аккуратным. Она часто ругает его за разбросанные по дому вещи, заставляет пылесосить. Гриша нехотя выполняет просьбы мамы, часто только для того, чтобы избежать наказания (мама запрещает Грише смотреть телевизор и играть в компьютерные игры). Папа Гриши никогда не делает никакой работы по дому. Правда, он заметно активизируется, когда мама ругает Гришу, и тоже начинает его воспитывать.

В этом примере мы видим противоречие между подкреплением и идентификацией. Гриша идентифицируется с папой (по признаку пола). Он видит, что мужчина в их доме не выполняет никакой домашней работы, и поступает так же, подражая папе. Но при этом Гриша получает отрицательное подкрепление (его могут наказать). В этом случае ребенок находится в довольно сложной, противоречивой ситуации.

Принятие ребенка родителями. Почему важно принимать ребенка? Когда родители принимают ребенка таким, какой он есть (в совокупности как положительных, так и отрицательных качеств), они способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, его самосознания, помогают ему эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Шестилетняя Лена – очень медлительная девочка, флегматичная, любит все делать не торопясь, обстоятельно. Она не любит больших, шумных компаний, предпочитает проводить время с книгой. Ее родители, наоборот, очень общительные, шумные и быстрые люди. Они очень расстраиваются, глядя на совершенно необщительную дочь, и всеми силами стараются «включить» ее в общество. Они постоянно ходят в гости, приглашают друзей с детьми к себе домой, привлекают Лену к шумным играм, различным затеям. Стараются, чтобы Лена была заводилой. Девочка очень устает от этих мероприятий и старается не ходить в гости.

Что мы видим здесь? В первую очередь – неумение принять ребенка таким, какой он есть, и стремление сделать его похожим на самих себя. Очень часто родители ждут от спокойного ребенка активности на детских праздниках, требуют встать в хоровод, веселиться и петь песни вместе со всеми. Таким родителям довольно сложно принять, что их ребенок существенно отличается от них самих.

Пятилетний Вадим любит все делать с папой. Они часто вместе моют посуду, убирают квартиру и даже чинят автомобиль. Папа очень хочет вырастить мальчика, который сможет хорошо выполнять любую работу, будь то работа по дому, в огороде или в мастерской. Поэтому папа использует такой прием: он всегда указывает Вадиму на ошибки и обращает внимание на то, что он, папа, все сделал хорошо, потому что много трудился, долго учился – и вот результат. Например, вчера папа показал Вадиму плохо вымытые чашки и заставил перемывать. Вскоре папа стал замечать, что Вадим реже проявляет инициативу, избегает того, что у него плохо получается, и старается делать только то, что у него получается хорошо.

Что же происходит? Папа использует только отрицательное подкрепление. Он часто ругает Вадима и никогда не хвалит. А так как мальчик идентифицирует себя с отцом, хочет быть похожим на него, то у него складывается впечатление, что папа все делает очень хорошо, а он – плохо. Поэтому Вадим нашел для себя такой выход. Он предпочел ничего не делать, чтобы и ругать его было не за что.

Есть мнение, что достаточно родительского примера, чтобы ребенок сам захотел делать все то, что делают родители. Это спорно. Потому что иногда ребенку не хватает пространства для деятельности, так как все делают родители.

Вике семь лет. Она живет в хорошей, дружной семье. Мама и папа не делят домашние дела на «мужские» и «женские», все делают вместе. Вместе моют посуду, вместе убирают квартиру. Они не заставляют Вику ничего делать, так как считают, что она сама должна захотеть сделать что-то полезное. Ждут ее инициативы. Но Вика ничего не делает. Все вокруг уже сделано до нее и за нее. А если она и хочет включиться, то не знает как. Папа моет посуду, мама вытирает и раскладывает по местам. И так всегда. Вика чувствует себя лишней.

Если вы хотите включить ребенка в вашу деятельность, помогите ему. Дайте задание, покажите, что без его помощи вам не справиться. Нужно показать ребенку его значимость в вашей семье.

Из книги Детский сад и подготовка к школе автора Бирюков Виктор

Совет 9 Пишем путем подражания Вы – полбуквы, ребенок дорисует Магнитная азбука – не панацея, которая поможет ребенку освоить грамоту. Грамотность – вообще не то, что дается без труда. Ведь почти всю жизнь человечество провело в неграмотности. Недаром первая из трех

Из книги Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов автора Петрова Вера Ивановна

Семья В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья

Из книги Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек автора Биддалф Стив

Он образец мужчин Для каждой девочки отец - это представитель малоизвестной для нее расы мужчин. На его примере она учится тому, что можно ожидать от любого представителя его пола. Девочка учится шутить, спорить, обсуждать различные темы с отцом, и все эти умения она потом

Из книги Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет автора Тарасов Владимир Константинович

Семья Домой вернулись, за окном метет. На батарее сушатся носки. Поигрывая крышкой, пар идет. На кухне мы особенно близки. Сидим и дружно чай горячий пьем. И каждый – словно счастием простужен. Мы чувствуем, как здорово живем, Когда внутри уютней, чем

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Из книги Табасаранцы. История, культура, традиции автора Азизова Габибат Нажмудиновна

Семья Семья является основной ячейкой общества. У табасаранцев до недавнего времени сохранялись большие неразделенные семьи. Такие семьи назывались «аьхю хизан». Отец нам часто рассказывал о своей семье, которая объединяла до 6 семейных пар и составляла более 30 человек.

Из книги Лезгины. История, культура, традиции автора

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Семья Она же «Дочки-матери», развлечение для детей всех времен и народов. Одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Особенно интересно играть в тех семьях, где есть не один ребенок.Дети и родители распределяют между собой роли. (Обычно дети и родители с удовольствием

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Родительская любовь Когда дети подрастут, родители начинают понимать, что в некоторых ситуациях открыто демонстрировать свою любовь к ребенку нежелательно. Видя, что школьнику не нравится производить впечатление «маминого» сынка, родители становятся сдержаннее. И все

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Глава 5 Родительская депривация. Жестокое обращение Понятие «родительская депривация» вошло в научный обиход в 6о-е – 70-е годы прошлого века, когда врачи и психиатры стали признавать определяющую роль эмоциональной связи с родителями для развития ребенка. Говоря простым

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Детский темперамент – родительская отзывчивость Как мы уже говорили, каждый ребенок рождается с определенным уровнем потребностей. Чтобы они могли добиться уровня заботы, в котором нуждаются, дети обладают вызывающим привязанность поведением, то есть «неотразимыми»

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Родительская привязанность как способ раннего воспитания Свойственный Марте материнский подход к ребенку есть не что иное, как родительская привязанность, то есть такой подход, который выявляет все лучшее и в родителе, и в ребенке. Привязанность начинается с вашей

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

Каким образом родительская привязанность облегчает воспитание Возможно, вы никогда прежде не считали родительскую привязанность инструментом воспитания, однако это так. Родительская привязанность – все равно что иммунитет, привитый ребенку в целях защиты от

Из книги автора

Родительская тревожность Можно сказать, что тревожный родитель - это тот, кто не способен дать своему ребенку любовь, честь, уважение, доверие.Недавно мать одного нового ученика приехала в Саммерхилл. На все выходные она отравила жизнь мальчику. Он не был голоден, но она

Родительская семья как образец

Не секрет, что всё, что вы говорите и делаете по отношению к вашим детям, влияет на их развитие. Но не все родители осознают, что все что, они говорят и делают по отношению друг к другу, также оказывает влияние на их детей. Как вы общаетесь со своим партнером, как выражаете любовь и решаете конфликтные ситуации, все это запечатлевается в детском мозгу как потенциальная модель будущих семейных отношений. Вне зависимости от желания ребенка, она будет оказывать влияние на его семейную жизнь в будущем. Супруг или супруга вашего ребенка будут благодарить или, напротив, проклинать вас, в зависимости от того, что вы передали своему ребенку.

Дети вместе с вами проживают ваше супружество

Ваша супружеская жизнь касается не только вас и вашего партнера. Конечно, есть интимные моменты в ваших отношениях, но, в общем и целом, ваша супружеская жизнь протекает на виду у остальных домочадцев. Каждый, кто живет в вашем доме, проживает ваше супружество вместе с вами. Наибольшее влияние ваши отношения оказывают на ваших детей.

Сколько ссор в месяц вы хотите, чтобы ваша дочь имела с ее будущим мужем? Могу поспорить, что ваш ответ будет "ни одной". Тогда ответьте на вопрос, сколько раз в день, месяц, год вы ссоритесь с собственным мужем/женой? Можете ли вы научить дочь конструктивно решать конфликты или, вообще, обходиться без них, когда каждый день она слышит, как вы, ссорясь, оскорбляете друг друга? Конечно, возможно, что ее будущее супружество будет не похоже на ваше по ряду причин. Например, у нее перед глазами могут быть примеры более успешных и гармоничных семей (семьи бабушек и дедушек, знакомых). Она может работать над собой в психологическом плане, читать специальную литературу, посещать тренинги или специалистов. Но, влюбом случае, это не освобождает вас, родителей, от ответсвенности за то образование по семейным отношениям, которое вы ей дадите. Является ли на данный момент ваша семья лучшей моделью, которую вы можете предложить вашим детям?

Как вы решаете конфликты?

Если вы по какой либо причине обижены на мужа/жену, вы дуетесь? Вы объявляете байкот на несколько дней? Если вы разозлились на супруга/супругу, хлопаете ли вы дверьми, кричите, оскорбляете вашего партнера?

Как бы вы себя не вели, учтите, что за вами внимательно наблюдают ваши дети и как "губки" все "впитывают". Всё - и хорошее, и плохое. Прежде чем учить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, вы должны сами научиться конструктивно улаживать ссоры и извлекать пользу из выяснения отношений. Помните, что дети не любят слушаться своих родителей, но охотно им подражают.

Умеете ли вы договариваться?

В гармоничной семье каждый из партнеров должен уметь когда-то уступить, когда-то настоять на своем. Модель жертвы или домашнего тирана не лучший образец для вашего ребенка. Пусть ваши дети видят, что вы, с одной стороны, уважаете чувства и желания друг друга, но в то же время, не забываете и о своих потребностях.

Как вы демонстрируете любовь к вашему партнеру?

Видят ли ваши дети, как вы с мужем/женой оказываете друг другу знаки внимания, говорите комплименты, заботитесь друг о друге, помогаете друг другу? Проводите ли вы вместе свой досуг, есть ли у вас совместное увлечение? Дети должны быть уверены не только в том, что родители их любят, но также они должны видеть, что мама и папа любят друг друга.

Как в вашей семье обстоят дела с ответсвенностью?

В нормальной семье (при условии, что дети уже достаточно взрослые) оба партнера работают, внося свой в семейный бюджет, а также выполняют свои обязанности по дому и уходу за детьми. Ненормально, когда один из членов семьи живет за счет других, или тратит семейные деньги на развлечения, а семья при этом страдает.

Начните с себя

В этой статье перечислены только некоторые аспекты семейной жизни, которые оказывают влияние на развитие детей. Вы не можете изменить поведение вашего мужа/жены, но вы можете измениться сами. Посмотрите на свое поведение со стороны. Хотели бы вы, чтобы ваши дети брали с вас пример? Будут ли они счастливы в личной жизни, подражая вам? Если ответ отрицательный, то вам есть над чем работать.

Материал: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0130.shtml

Поделиться: