Русские и сирийцы: объединенные историей и связанные брачными узами. Обычаи и традиции сирии

Москва - В одном квартале в тени жасминовых кустов в сирийском портовом городе Латакия Наталья живет через три дома от Нины, через два от Ольги, напротив ее дома - за узкой аллеей живет Татьяна, а в нескольких минутах ходьбы - Елена, Фаина и Надежда. Все они - из бывшего Советского Союза, все - замужем за сирийцами. А если посмотреть на всю Сирию, то количество жен из России увеличится до 20000. Это - человеческое наследие альянсов холодной войны, которые, начиная с 1960-х годов, смешали молодую элиту разных стран в советских общежитиях и учебных аудиториях.

Эта необычная диаспора позволяет изнутри посмотреть на многогранные взаимоотношения между двумя странами, из-за которых Кремль не желает расстаться с сирийским президентом Башаром Асадом. У России в Сирии есть стратегические интересы, включая контракты на поставку оружия на сумму 700 миллионов долларов в год, а также крохотный порт на средиземноморском побережье, где находится последняя российская военная база за пределами постсоветского пространства.

Но есть и человеческий фактор, запущенный полвека тому назад, когда формировались социальные связи между молодежью, знакомившейся в вузах. Зайдите в любое сирийское министерство, в штаб-квартиру любой компании, и вы наверняка найдете там людей, которые в свои 20 с небольшим лет жили и учились в России. Многие вернулись домой с женами и вырастили детей в русско-говорящих семьях.

«Они - жены элиты, способные оказывать определенное влияние. Но это - мягкое влияние, - говорит Нина Сергеева, которая до недавнего времени возглавляла организацию выходцев из России в Латакии. - Элита Сирии, мужчины, очень тесно связаны с Россией и ориентируются на нее».

Конфликт в Сирии не поддается дипломатическому решению, а между тем, в этой стране живет примерно 30000 российских граждан, в основном - женщины и дети. Это - оценочные данные правительственных источников. С этой проблемой Москва сталкивалась на Ближнем Востоке и раньше, когда из-за падения сотрудничавших с СССР режимов российские граждане оказывались в западне. Но в таких масштабах Москва ни с чем подобным не встречалась. А в эпоху социальных СМИ беды российских граждан могут стать серьезным затруднением для Кремля.

«Если исходить из недавнего опыта эвакуации из Ливана и Палестины, проблемы возникают всегда - хотя там речь шла не о тысячах, не о десятках тысяч людей, а о нескольких сотнях», - говорит московский политолог Елена Супонина, специализирующаяся на Ближнем Востоке. Задача по эвакуации россиян из Сирии, говорит она, будет в сто раз сложнее.

Российское население Сирии - это результат эксперимента, начавшегося в 1963 году, когда к власти пришла социалистическая партия Баас (Партия арабского социалистического возрождения). Советы давали образование лучшим студентам из Азии, Африки и Латинской Америки, сводя их вместе с советскими однокашниками в студенческих отрядах и на «вечерах дружбы».

Цель заключалась в формировании общемировой просоветской интеллектуальной элиты, а непосредственным результатом становились свадьбы. Молодые женщины эмигрировали, став женами врачей, преподавателей и государственных служащих. «Советская сторона прощалась с ними и практически навсегда от них отказывалась», - говорит историк Наталья Крылова, написавшая немало публикаций о россиянах в Африке.

Сирийско-русские брачные союзы были наиболее частыми - и не только по геополитическим причинам, говорят в интервью мужья и жены. Многие сирийцы серьезно менялись за время жизни в России. Они также старались избежать выплаты калыма, что является многолетним обычаем на Ближнем Востоке. Чтобы взять в жены сирийку, «вам нужна квартира, нужно платить деньги, нужно покупать золото, а для русской женщины нужно только обручальное кольцо», - говорит Махмуд аль-Хамза (Mahmoud al-Hamza), познакомившийся со своей женой Надеждой в московском парке в 1971 году.

У советских девушек были свои причины выходить замуж за сирийцев: они не пили и имели возможность свободно ездить в СССР благодаря связям партии Баас с коммунистами. Новая волна межнациональных браков началась с распадом Советского Союза, когда молодые россиянки стремились убежать от экономического хаоса.

«Пусть весь мир это услышит: российские мужчины, может, не все, но более половины, это - альфонсы», - говорит Роксана Дженид, вышедшая замуж за бизнесмена Ваэля в 2000 году. Она живет с ним в Москве. Ее муж тоже выгадал, отмечает Роксана, потому что избежал тесных семейных связей, которые он получает вместе с невестой.

«Если начинается ссора, что будет делать россиянка? Она будет плакать, - говорит Роксана. - Максимум, она пойдет к подруге и расскажет, что ее муж такой и сякой. А что сделает арабка? Она соберет всех своих родственников. Она может ворваться ночью в дом к матери своего мужа или его сестры и начать орать».

Журналист Таха Абдул Вахид (Taha Abdul Wahed) женился на русской, и сейчас они живут в пригороде Дамаска. По его словам, это явление стало настолько заметным в последние годы, что молодые люди, никогда не бывавшие в России, «начали вполне серьезно обращаться к нам с просьбой помочь жениться на русской».

Российско-сирийские семьи оказались втянутыми в ожесточенный конфликт 16 месяцев тому назад, когда режим Асада начал силой подавлять антиправительственные протесты. Теперь оппозиция превратилась в вооруженное повстанческое движение. Россия обвиняет в кровопролитии внешние силы и решительно стоит на стороне властей, продолжая поставлять в Сирию оружие и блокируя международные усилия по лишению Асада власти.

Русская православная церковь также стоит на стороне светского правительства Асада, заявляя, что оно защищает религиозные меньшинства и выступает в качестве оплота борьбы с радикальным исламизмом.

В феврале, когда Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН резолюцию с призывом к Асаду уйти, главный представитель православной церкви в Сирии пожаловался агентству «Интерфакс», что его приход распадается, так как русские семьи уезжают из Сирии, посольство закрыло школу, а «женщин вслух оскорбляют в некоторых районах Дамаска».

Представитель российского консульства, согласившийся говорить на условии соблюдения анонимности, сообщил, что официально в посольстве зарегистрировано 9000 россиян, хотя он считает, что в Сирии проживает более 30000 российских граждан. По его словам, сейчас планов эвакуации граждан нет, но в случае необходимости в разные города будут направлены автобусы, чтобы перевезти русских в безопасное место.

Такая операция может быть осложнена тем, что в Сирии проживает также много жен с Украины, из Белоруссии и Молдавии, которые наверняка обратятся за помощью к Москве, чтобы та помогла их гражданам, сообщает Елена Супонина. По ее словам, она знает десятки семей, которые в последние недели потихоньку вывезли женщин и детей в Россию. По ее словам, власти «уделяют этому все больше и больше внимания».

«Их можно критиковать за какие-то ошибки, но все-таки в Москве давно уже поняли, что этот вопрос -очень болезненный», - говорит она.

Но самый острый аспект проблемы заключается в том, что за полвека смешанных браков стало очень трудно определить, кто здесь русский, а кто - нет. Эта линия стерлась.

Светлане Зайцевой, которая говорила со мной по телефону из своего дома в портовом городе Тартус, было 19 лет, когда она познакомилась со своим мужем-сирийцем, изучавшим лингвистику и жившим в одном общежитии с ней в бывшем Ленинграде.

Она и ее друзья имели очень слабое представление о жизни в других странах, говорит Зайцева. В Советском Союзе казалось, что «все люди в мире наши друзья, братья и товарищи». Через шесть месяцев после знакомства, рассказывает она, «я поняла, что мы любим друг друга и не можем друг без друга жить».

«Но с высоты своего возраста должна сказать, что, конечно же, лучше выходить замуж за соотечественника», - говорит она.

Свое решение она приняла давно, и сейчас у 62-летней Зайцевой трое детей и четверо внуков. Она надеется, что конфликт закончится. Но даже если он перерастет в войну, Светлана все равно намерена оставаться в Сирии до самого конца.

«Иначе быть не может, - говорит она. - Мы стали частью этой страны. У нас здесь дети, которые являются гражданами Сирии, у нас здесь внуки. Все наше - здесь».

Свой материал для статьи предоставили Виктор Клименко и Анна Кордунски (Anna Kordunsky).

На вопрос, что является главной национальной чертой сирийцев, тот, кто хотя бы раз побывал в этой стране, ответит: жизнерадостность и доброжелательность. Даже последний уборщик мусора здесь старается быть довольным жизнью. Порой кажется, что хорошее настроение чуть ли не самоцель сирийцев. "Кейфак, мабсут?" ("Как ты, доволен?") - спрашивает он знакомого при встрече. Большинство сирийцев подсознательно стремится к душевному комфорту, несмотря ни на какие невзгоды. Возможно, отсюда происходит и определенная беспечность поведения, некий незадачливый эгоизм. Можно, например, видеть автомашины, оставленные так, что они чуть ли не перегораживают проезжую часть загруженной улицы, но водителю так ближе дойти до магазина. В то же время сирийцы за рулем гораздо чаще уступают дорогу женщине или просто прохожему (даже если тот переходит улицу, где не положено), чем в наших городах. А иные торговцы, узнав, что у вас при расплате не достает денег, отдадут товар и так, сказав, что деньги могут подождать, и вы их можете принести, когда будет удобно.

Бытовой язык сирийца изобилует вопросами о здоровье, настроении, детях, наполнен пожеланиями всяческих благ. Вступительная часть разговора ежедневно видящих друг друга местных жителей напомнила бы англичанину встречу родных братьев после многолетней разлуки.

Общеизвестно гостеприимство сирийцев. Гостя здесь обязательно угощают как минимум чаем, а также зхуратом (цветочно-травяной чай), кофе или другими освежающими напитками. От угощения отказываться не принято, поскольку отказ может обидеть хозяина. Сирийцы любят ходить в гости и любят сами принимать гостей.

Нарядно и весело проходит сирийская свадьба. В мусульманской среде торжество отмечается отдельно в доме невесты, куда съезжаются подруги и родственницы, и в доме жениха, собирающего мужскую часть гостей. Веселье сопровождается песнями, танцами, особым хоровым речитативом вслед за солистом, произносящим хвалебные и подбадривающие фразы. По этому случаю красиво оформляются цветами машины, и шумная кавалькада под аккомпанемент клаксонов, выкриков и улюлюканий пускается по городу. Лишь по завершении веселья невесту привозят в дом жениха. Примечательно, что модные современные ритмы не вытеснили у местной молодежи любовь к традиционной музыке, под которую она с удовольствием поет и танцует в минуты развлечений.

Благополучие сирийского общества зиждется на семье. Вся жизнь сирийца пронизана родственными отношениями. К браку относятся как к одному из главных дел в жизни человека. Поэтому, во избежание скоропалительных решений, общество выработало целый комплекс "защиты от неудачи". Во-первых, решение жениться с пристрастием обсуждается родственниками будущих супругов. Во-вторых, желание жениться юноша обязан подкрепить определенным уровнем материального достатка. Жених должен заранее подумать о жилье для будущей семьи, преподнести невесте достойные подарки (прежде всего золотые украшения), убедить родственников будущей супруги в том, что у него достанет возможностей содержать семью. Как правило, молодые люди начинают серьезно подумывать о женитьбе после 30 лет, девушки же выходят замуж довольно рано, как только найдется подходящая партия. Молодые, готовясь к свадьбе, отдают себе отчет в том, что брак не проверка характеров, а событие, определяющее всю их последующую жизнь. Развод у арабов - явление намного более редкое и болезненное, чем у европейцев, хотя мусульманский развод организационно оформлен очень просто - муж три раза говорит "талактик" (я с тобой развелся).

Про главенство супруга в арабской семье, подчас его деспотизм, мы много читали и слышали. Однако не все так "черно-бело", арабский "домострой" - это система, направленная прежде всего на сохранение четко разграниченных функций супругов: муж - добытчик и кормилец, жена - хранительница домашнего очага. Большинство сирийских женщин на самом деле великолепно себя чувствуют в окружении заботливого супруга и кучи детей и, наоборот, с настороженностью взирают на некоторые стороны европейской брачной культуры.

Конечно, в Сирии, хотя и редко, еще встречается и многоженство, а девушки из консервативных семей вынуждены отказывать себе во многих видах отдыха и развлечений. Выросшие в благополучных семьях дети являются компенсацией своим матерям за их преимущественно домашний образ жизни. Наверное, поэтому, когда мы выходим прогуляться по вечернему Дамаску, у нас не возникает даже мысли о том, что это может быть опасно. Ведь отсутствие уличных хулиганов, крайне редкие случаи воровства - тоже заслуга общества, в котором человек всю жизнь ежесекундно ощущает свою причастность к семье, роду.

Например, в Ливане 9 из 10 сирийских беженок подвергаются сексуальному домогательству на работе, сообщает Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch), Кроме того, тяжелое материальное положение вынуждает родителей выдавать замуж совсем юных девушек. Эту проблему корреспондент «Голоса России» в Бейруте Захра аль-Амир попросила прокомментировать сирийскую правозащитницу и эксперта в области прав женщины и ребёнка Сабах Халлак.

Ранние браки всегда имели место в Сирии, особенно на севере и на юге. Чаще всего они становились следствием бедности семьи, которая старались побыстрее выдать девушку замуж. Но ситуация в лагерях беженцев несколько иная. В Иордании и Турции молодые сирийки откровенно становятся товаром. В Ливане ситуация лучше, т.к. у многих сирийцев в стране есть родственники или друзья. Поэтому родители отдают дочерей по доброй воле и в «надёжные руки». Многие девушки выходят замуж охотно, потому что этим стараются хоть как-то помочь своим семьям. Со своей стороны мы, члены Ассоциации защиты женщин, стараемся убедить родителей не отдавать совсем юных девушек, ведь это может быть опасно для их здоровья.

Что касается религиозного регулирования на этот счёт, то у мусульман вступать в брак девушки могут с 17 лет, юноши - с 18. В исключительных случаях могут разрешить брак 13-летней девушки и 15-летнего юноши, если половое созревание уже наступило.

А как религиозные деятели относятся к ранним бракам?

У нас нет статистических данных по этому поводу, но известно, что радикально настроенные имамы часто издают фетвы, разрешающие сомнительные браки. Например, если девушка подверглась изнасилованию, то ее вместо реабилитации выдают замуж за любого, кто согласен на ней жениться. В этом случае считается, что доброе имя семьи спасено. И никому нет дела до двойной травмы потерпевшей. Нормальной семейной жизни ждать в таких случаях не приходится, ведь муж после этого считает её своей должницей.

А какие есть данные касательно домогательств и сексуальной эксплуатации?

Мы встретились с несколькими женщинами в Сирии, которым пришлось продавать свое тело во время войны, так как у них не было ни семьи, ни защиты, ни хлеба. Теперь они живут в Ливане, но зарабатывают тем же. Но проституция - это хоть нелегальная, но все же профессия. Сейчас многие женщины этого «цеха» перебрались в Бейрут, в итоге рынок перенасыщен. А значит, смысла принуждать кого-то к этому делу нет, ведь полно недорогих «профессионалок». В этом смысле хуже приходится беженкам в Турции и Ираке. В Ливане же самый низкий процент сексуальных домогательств.

Сталкиваются ли беженки с бытовым насилием в семье?

Да, и, к сожалению, часто. Мужчины-беженцы унижены своим положением: у них нет работы, они не могут содержать семью, у них нет жилья. Мужчина вымещают свою злобу на женщине, та - на детях. Кроме того, большинство семей, бежавших из Сирии, это не просто «муж, жена и дети», а «муж, жена, дети, теща, дяди и тети и бабушки и дедушки». Иногда до 30 человек живут под одной крышей. В этих условиях тяжело избежать конфликтов.

Согласно официальным данным ООН, число сирийских беженцев в Ливане в ноябре достигло 830 тысяч человек. Неофициальная статистика говорит о 1.5 миллионах сирийцев.

Не только приветливость отличает арабских мужчин. Во многих своих поступках они ведут себя беспечно, не волнуются о предстоящем и почти всегда находятся в хорошем настроении. В поступках они чрезвычайно изобретательны, находят нестандартные и интересные решения, а предприимчивость в большинстве ситуаций играет им на пользу. В арабском обществе приветствуются смелые и инициативные люди, а потому скромными арабы бывают достаточно редко.

Отличительной особенностью арабской нации является любовь к труду и умение заниматься в течение долгого времени своим делом. Все люди, будь то простой рабочий или высокопоставленный чиновник или бизнесмен, трудятся каждый день для собственного блага, хотя удовольствие от своей деятельности они получают редко. Все дело в том, что многие поколения арабов много работали для того, чтобы выбиться из нищеты и улучшить свою жизнь, поэтому труд для них стал обязанностью каждого человека. Умение и необходимость работать сделали из арабов выносливую и неприхотливую нацию. В сознании арабов закрепилось понимание того, что необходимо много трудиться, при этом быть терпеливым, уверенным в себе и настойчивым.

Время вне работы арабы любят проводить красиво. Свое жизнелюбие и любовь к прекрасному они демонстрируют при общении с близкими и друзьями. Вообще, арабы считаются миролюбивыми, они не часто провоцируют скандалы и ссоры, обычно стремясь к обмену положительными эмоциями и общению. У них хорошее чувство юмора, в большинстве своем они оптимисты и умеют остро шутить.

При общении с другими людьми арабы-мужчины особое значение придают стилю разговора собеседника. Они смотрят на то, как собеседник подбирает слова, строит предложения, украшает речь красивыми высказываниями и после этого делают выводы о человеке. Причина в особенности арабского языка: он очень богат и подразумевает использование метафор, гиперболических высказываний, словесных оборотов. Если стоит задача переубедить в чем-то мужчину-араба или хочется понравиться ему, запомниться, то стоит следить за правильностью речи, ее яркостью. У арабов отключается логическое мышление, когда он слышит красивые слова.

В подавляющем большинстве у арабов преобладает эмоциональность. Они очень бурно реагируют на действия и слова, стремясь проявить собственные эмоции. Они бывают резки и импульсивны, что делает эту нацию очень темпераментными. Им сложно сдержать эмоции, а потому порыв чувств часто берет вверх над спокойствием. Жизнь настоящего араба распланирована законами святого писания мусульман - Кораном. Религия в жизни арабов играет большую роль. Идеальное поведение араба - покорное с раскаяньем в своих грехах.

Поклонение и беспрекословное послушание Богу очень приветствуется. С самых первых дней жизни дети узнают от своих родителей, что важно быть послушным верующим и проявлять покорность, смирение, с честью принимать все выпадающие трудности. Терпеливость и выносливость у арабов в крови. Они умеют приспосабливаться, морально очень сильные люди. Что интересно, их отличительной чертой является суеверность. Они верят в предсказания и различные предрассудки, очень внимательны к приметам. Такая вера в приметы и предсказания передается из поколения в поколение и стимулирует у арабов развитие неуверенности в завтрашнем дне, подозрительности и настороженности.

В отношениях между людьми большое значение имеет социальный статус. Люди, имеющие власть и достаток, могут позволить себе быть надменными по отношению к окружению и даже порой грубыми. Проявление агрессии и физической силы - это обычное явление среди людей с высоким достатком. Люди, находящиеся на низких ступенях общества, ведут себя покорно и спокойно принимают удары судьбы, поскольку это приказано в Коране. Обращаться к влиятельным и богатым людям принято с уважением и честью.

В арабском обществе приоритет семейных ценностей очень высок. Все девушки и юноши с детства ориентированы на создание семьи. Это довольно трудно достижимая цель, особенно для мужчин, они идут к ней долго и настойчиво, много работая. Сирийские мужчины вступают в брак сравнительно поздно, после 30-35 лет. Казалось бы, ну и что тут сложного? Но не все так просто в арабском обществе....

И законами шариата, и светскими законами, действующими сегодня в большинстве арабских стран, за мужчиной прочно закреплена обязанность заботиться о женщинах, а именно обеспечить жильем, и материально содержать свою жену и всех своих детей, а кроме них еще и мать и незамужних сестер. Раньше, чем он сможет со всем этим справляться - брак маловероятен (исключение - если выберут его).

Когда материальная часть проблемы решена, гнездышко свито, квартира куплена, отделана, обставлена - мужчина приступает к поискам девушки своей мечты. И чем уютнее и просторнее его гнездышко, чем выше и стабильнее положение в обществе и уровень дохода, чем больше, влиятельнее и уважаемее в обществе семья, к которой он принадлежит,а так же не немаловажно - чем меньше компромата ему могут предъявить, тем выше вероятность, что девушка мечты не только найдется, но еще и согласится стать его женой.

Как я уже писала однажды, девушки в арабски странах в основном , но молодые люди имеют возможность как общаться, так и знакомится с понравившимися даже на улице, приличным, например, считается подойти, или послать друга, к сопровождающим мамам тетям старшим сестрам к компании девушки и спросить фамилию семьи и адрес, для официального знакомства с целью женитьбы. Часто такой возможностью пользуются более молодые и не солидные смелые. Хорошо выдрессированные воспитанные девушки, как только в их общении с мужчиной разговоры начинают касаться темы отношений, называют координаты, куда рекомендуется обращаться с "серьезными намерениями". Если такое обращение не последует, девушка скорее всего будет долго вздыхать забудет о встрече, большинство арабок с детства точно видят цель - дождаться только принца удачное замужество, и уверенно к ней идут, интересуясь только женихами.

Если в кругу общения мужчины девушки его мечты не оказалось, круг поиска расширяется, подключаются опытные спец агенты все друзья и родственники, особенно активно и со знанием дела их женская половина, все они помогают достичь одной из главных целей в жизни, обзавестись гаремом с кучей проблем на всю оставшуюся жизнь найти свою единственную, создать семью, родить детей. Из всех личных доступных им источников составляются списки собираются координаты девушек на выданьи, по их мнению похожих на ту которую ищет он.
По моим личным наблюдениям все ищут стройных голубоглазых красавиц с идеальными пропорциями безупречной репутацией, из хорошей семьи, закрытых (носящих платок), образованных.

Все возможные кандидатуры проходят "предварительный жесткий отбор".

Через секретных агентов общих знакомых по сложной цепочке осторожно выясняется, какой репутацией пользуется девушка в кругу ее общения, и только после такого предварительного отбора проводится "визуальная проверка степени соответствия" требованиям жениха и если эта "степень соответствия" оказывается сравнительно высокой - на смотрины отправляется "женская делегация". В состав такой делегации обычно входят гарем в полном составе мама, сестры, невестки, и их малолетние детки. О визите и его цели договариваются заранее, обычно сначала выяснив, рассматривает ли девушка предложения. Мне приходилось участвовать в таких смотринах. Все проходит очень чинно, женщины рассаживаются в гостиной, знакомятся, ведут светскую непринужденную беседу, (этому очень помогает присутствие детей), та, что является объектом интереса, принаряженная, причесанная и принакрашенная, приносит гостям кофе и присоединяется к компании. Обычно опытные женщины после такого визита безошибочно определяют, на сколько у их кандидата есть шанс у девушки есть шанс понравиться их кандидату, оценив не только рост, вес, пропорции, цвет кожи, глаз, волос, внешние данные, но и натуральность всего этого ее ухоженность, вкус, манеры, а вместе с ней и всю ее женскую половину семьи. Девушка со своей стороны теперь имеет возможность подключить спецслужбы и добыть компромат узнать, на сколько претендент достоин ее руки и сердца.

Если через "женский контроль качества " кандидатка прошла, она допускается к следующему "этапу" :
"смотринам жениха".

Опять заранее сообщают о цели и договариваются о времени визита, и мужчина в компании тех же женщин отправляется на смотрины. Опять приодетая, но теперь уже в платке, кандидатка выносит гостям угощение, и присоединяется к компании, молодые люди имеют возможность присмотреться друг к другу, оценить степень соответствия своим идеалам, и именно эта первая встреча часто все решает. Мужчина и женщина обычно на таких смотринах и словом не перекинутся, но они участвуют в общей беседе на отвлеченные темы. Интересующие стороны вопросы очень деликатно проясняются в ходе беседы, например, круг общения и интересов, материальное состояние, образование, место работы, каждый старается представить свою сторону в лучшем виде. Для более подробной и достоверной информации и те и другие все равно уже обращались и еще смогут к независимым источникам.

Если девушке удалось произвести впечатление на мужчину, тогда она переходит на "высший уровень" , и теперь дальнейшие события зависят от нее.

Опять же, женщины, созваниваясь по телефону, или еще раз встретившись в узком кругу, выясняют осторожно, какие требования предъявляются кандидатам в женихи и на сколько их кандидат потянет соответствует, удалось ли их компании произвести впечатление и хотят ли видеть их кандидата в доме девушки еще раз. Если очевидно, что кандидат на требования тянет возможности и желания сторон примерно совпадают, сообщается о желании жениха сделать официальное предложение руки и сердца, и выясняется, прошел ли он все уровни безопасности, контроля качества и степени соответствия, понравился ли он девушке и может ли он рассчитывать, что его предложение примут.

Только в таком случае состоится официальное сватовство.

И только теперь на арену торжественно выходят мужчины, члены семьи жениха, чтобы договориться о том, о чем уже договорились женщины, официально просить у родителей девушки отдать ее в жены, предложить свои условия, выслушать их требования, и составить брачный контракт.

Продолжение читайте в следующих выпусках жж))

Поделиться: