План-конспект занятия на тему: Конспект НОД "Вербное воскресенье". Сценарий праздника вербное воскресенье в детском саду

"Вербное воскресенье" - рассказ о празднике для детей дошкольного возраста

Прежде, чем войти в весну-красну, окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из двенадцати месяцев. Слово «год» говорит о том, что это годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.
С древних времен на Руси весну считали началом земледельческого года. Приход весны для крестьян приносил радостные ощущения. «Увидел на вербочке пушок – и весна на шесток» - гласит народная мудрость. «Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю» (из весенних примет на урожай).

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными. Поэтому существовал обычай – на пастбище скотину выгоняли вербными ветками. Бабушки запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по-разному: кто «барашками», а кто и просто хлебцами. Ели, угощались, силы набирались. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тому в следующем году суждено счастье. Маленьких детей шутливо стегали вербными ветками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Тех, кто постарше постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба бела – бьет за дело, верба красна – бьет напрасно, верба – хлест бьет до слез». Били, чтобы дети росли здоровыми.

Даже в народной медицине не забыли о вербе. Ее почки дают пожевать тем, у кого болят зубы. После этого боль ослабевает.
На вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов.
В вербное воскресенье устраивались народные игры, где использовались жгуты, палочки, веточки. В этот день игры называли «вербными». Веселое хлестание друг друга ветками вербы проходило от всей души. Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веточки пушистые вербные почки.
Интересно проходила игра «Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова:
«Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера?»
Дети ставили веточки на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать калечину. Чтобы ветка не упала, необходимо было делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».
Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий мог давать детям разные задания: ходить, приседать, поворачиваться.
О народных праздниках говорили: «Всякая душа празднику рада», поэтому взрослые наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны. Такое оно – «вербное воскресенье».

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя - Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название - Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе.

И мы заранее рассказываем об этом детям.

Вход во Иерусалим - рассказ для детей и про детей

Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно.

Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно - про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя.

В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях - чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки…

Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого - одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

Приветствующие Христа дети - одно из чудес Священного Писания

Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека - для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник - - особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети - одно из чудес Священного Писания.

Я как-то раньше не обращала внимания на это. Вроде бы и выросла сама в Церкви, и какое-то образование получила. А это чудо почему-то прошло мимо меня. То есть прошло бы мимо, если бы не святитель Иоанн Златоуст. В своих толкованиях на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Почему-то я воспринимала эти слова абстрактно, в общем - вроде как «всякое дыхание хвалит Господа». А ведь, оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.

Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, - заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.

«Итак, велико и сильно это знамение.

…он <царь Давид> не сказал только: “младенцев”, - чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: “грудных”, - указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: “младенцев”, но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.

Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8) .

Так что наступающий праздник - действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт. И так мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.

А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», - призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная - и история неверности, история предательства.

Об этом можно поговорить со старшими детьми. Если есть о чем подумать - то подумать вслух, вместе со своими детьми, обсуждая с ними прочитанные или услышанные в храме проповеди об этом празднике. И так мы не столько детей научим - сколько сами еще раз что-то узнаем и осмыслим.

Когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя

Ведь когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя. Мы, пытаясь подготовить детей к празднику, таким образом и сами себя готовим, сами себя встряхиваем. Так вот потихонечку всей семьей приближаемся и к Церкви, и к празднику.

Лазарева суббота

Мы неспроста начинаем разговор о Вербном воскресении с истории Лазаря Четверодневного. Эти два праздника действительно очень тесно связаны. Все богослужение Входа Господня во Иерусалим пронизано памятью о чуде воскрешения Лазаря.

И вот уже вечером в пятницу шестой седмицы Великого поста, когда наступает день памяти Воскрешения Лазаря, мы поем тропарь Входу Господню во Иерусалим:

«Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во имя Господне».

А чтобы дети смогли вместе с нами петь этот тропарь, чтобы мы вообще могли спеть это праздничное песнопение, мы, как обычно, заранее готовим текст тропаря. Пишем эти слова по-церковнославянски, красиво (желательно, конечно, чтобы красиво, но это смотря кто пишет). Четко, крупными буквами, с красивой первой буквицей «О». Украшаем орнаментом или чем дети захотят. На этот раз из буквицы выглядывает ослик - тот самый, который «на себе Христа-Бога носил». И, конечно, вокруг пальмовые ветки или вербочки.

С помощью таких «поделок» дети и к празднику готовятся, и слова тропаря вспоминают (или узнают), и осваивают в какой-то мере церковнославянский. Этот тропарь вешаем рядом с иконами, будем петь его после вечерних молитв и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. И будем петь вместо «Отче наш» перед едой. Так мы быстро его запомним. А главное - так мы будем постоянно возвращаться к памяти о том, что за события мы празднуем, чем живет сейчас наша Церковь. Вот так и получается, что церковный праздник приходит в наш дом и становится частью жизни, частью быта-бытия семьи.

А в саму мы утром читаем сегодняшнее Евангелие. Дети уже знакомы с сюжетом, поэтому можно почитать по-церковнославянски. И тогда вместо скупого: «Лазарь, выходи!» - мы услышим это мощное: «Лазарь, иди вон».

А еще, конечно, на Лазареву субботу мы едим рыбную икру. Не важно какую - красную, или мойвы, или минтая. Важно, чтобы это была икра. Ведь это не просто «послабление поста». Икра в этом случае играет ту же роль, что яйцо на Пасху. Ведь из икринки, из маленького шарика, по сравнению с живыми существами - мертвого, вырастает новая, живая рыбка. Это чудо рождения живого из мертвого как раз напоминает о событии Лазаревой субботы, о том, как Христос мертвого, уже «смердящего» (дети говорят: «совсем-совсем мертвого») человека воскресил, сделал живым.

И мы напоминаем об этом нашим детям. А еще читаем что-то за столом. Например, если почему-то не успели раньше, то лучше поздно, чем никогда, рассказываем и о воскрешении Лазаря, и о вхождении Спасителя в Иерусалим. А если все по плану, то читаем, например, житие самого святителя, друга Христова Лазаря. Или какие-то фрагменты из проповедей святых или современных батюшек об этом празднике. Но если что-то сюжетное, вроде того же жития, можно читать долго, целиком, то из проповедей не получается прочитать больше, чем пару фраз, пару абзацев. Это уже слишком непростая пища, которая, как лекарство, должна быть явно дозирована.

Вербное воскресенье

Мы вспоминаем воскрешение Лазаря - и уже готовимся к завтрашнему празднику. Самое яркое и веселое в этом - подготовка вербочек, наших русских веточек-ваий.

Обязательно проговариваем с детьми, почему мы готовим вербочки. Потому что Господа встречали именно ветвями. И с тех пор на этот праздник народ также встречает своего Царя-Спасителя красивыми ветками и также поет: «Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». В теплых краях люди готовят к этому празднику именно пальмовые ветки. Во многих странах этот день и называется «Пальмовое воскресенье» - Palm Sunday, например. А у нас пальмы растут в ограниченных количествах. И веточки наших деревьев весной - весьма неказистые и голые. Зато как раз сейчас распускаются вербочки красивыми пушистыми «зайчиками». Вот эти доступные нам красивые ветки мы и приносим в храм для встречи нашего Господа.

Напоминаем о других странах обязательно: это показывает детям христианскую культуру как культуру всего мира

Напоминаем о других странах обязательно. Это показывает нашим детям христианскую культуру как культуру всего мира, а не только как «наш русский народный обычай», «нашу народную веру».

Поэтому может быть интересным и уместным поискать вместе с детьми информацию в интернете о том, как встречают Пальмовое воскресенье в разных странах. Подумать, что в этих традициях оказывается сохранением христианской веры, а что - просто народными обычаями, иногда чуждыми нашей вере.

А если мы смотрим «как у них», то самое время вспомнить и о наших уникальных русских православных традициях. А таковые имеются. В первую очередь можно рассказать детям о «Шествии на осляти». Основной вариант этого «шествия» - настоящая «живая икона» празднику. Дело происходило в Москве, на Соборной, а позже - на Красной площади. Митрополит Московский или Патриарх, представляя собой живой образ Христа, садился на ослика. Этого ослика вел под уздцы царь, показывая свое смирение перед Христом. Дети пели «Осанна в вышних», люди постилали перед осликом свои одежды. Эта традиция оказывалась одним из основных и наиболее впечатляющих ежегодных действ в средневековой Москве.

Вспомнили о преданиях нашей родной старины - и вернемся ко дню сегодняшнему. А именно: подготовим наши вербочки, с которыми мы, как наши деды и прадеды, будем приветствовать вхождение Спасителя в Иерусалим.

Многие наши друзья в Лазареву субботу отправляются всей семьей в лес, на поиски красивых веточек. Отличный повод погулять всем вместе по весеннему лесу. Но у нас эти прогулки, к сожалению, получаются очень редко. К тому же почему-то вечно не везет: сплошные ивы попадаются, с зелеными ветками. А вот яркие темно-красные вербы с белыми или серо-белыми «хвостиками» все никак не встречаются. Поэтому у нас, диких людей, все происходит неинтересно и прозаично: покупаем уже готовые пучки этих красивых веточек. Берем немного (на каждого по пучку получается слишком дорого, да и зачем столько?). А дома разделяем все накупленное на нужное число букетиков. Перевязываем веточки лентами, каждому - свой цвет.

Однажды мы так и не смогли нигде найти вербу. И уже по дороге в храм купили цветы - раздали каждому ребенку по небольшому цветочку. Неделя-то как-никак «Цветоносная». А в храме один человек поделился с нами вербой, другой - и вот почти все дети оказались с вербочками.

Эти ветки освящаются в храме во время всенощной (вечером в субботу), а также в самый день праздника. Когда вербы освящают, все поднимают их над головами - как будто сад получается. Почти как на Троицу: в храме - деревья.

Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… - поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу. Можно вспомнить и стихотворение Блока «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой». Это стихотворение и без всякого домашнего образования дети должны знать: его проходят по программе «Школа России» в начальных классах на уроках литературного чтения. А наши дети любят еще и петь его.

Как Шмелев, как и наш русский народ, мы ставим дома эти вербочки к иконам. Потом, на Пасху, украшаем этими вербами наши праздничные инсталляции: ставим на окошко, где выкладываем на травку крашеные яички, к нашему пасхальному дереву. Когда я начала ходить в храм сама, без родителей (это и обозначило недолгую пору моей «юности»), я положила свой маленький пучок вербы к подножию большого креста. Подумала: как будто я кладу эти ветки под ноги Христу, идущему на страдания в Иерусалим. А потом я пришла в этот же храм на двенадцать Евангелий, когда крест выносится на середину церкви. И я увидела этот свой букетик: его оставили там же, где я его положила. Для меня это было как будто Господь принял мои вербочки…

Правда, куда деть вербу после освящения, вопрос не первой важности. Важнее донести до детей смыл празднуемого события. После вечерних молитв мы прочитаем то Евангелие, которое будет читаться завтра на Литургии. На русском или на славянском. Главное - вообще прочитать. Чтобы еще раз подготовить детей к празднику, чтобы еще раз самим подготовиться и чтобы дети завтра встретили и поняли Евангельское чтение на богослужении.

Наутро в день праздника мы идем в храм.

И само пробуждение сегодня может быть особенным. По воспоминаниям Клавдии Лукашевич, детской писательницы начала XX века, детей в день праздника будили легким похлопыванием вербочек по щекам: «Верба хлест, бьет до слез!» Так и мы можем будить детей. Если, конечно, они не вскочат с кроватей еще до родителей. Одеваемся, торопимся. Не забываем приготовленную вербочку, которую на ночь ставили в воду.

Обычно в этот день, как и во всякий двунадесятый праздник, все причащаемся. А потом - домой. Где нас ждет праздничный стол. Особенный - рыбный, ведь сегодня снова послабление в посте. Как обычно, читаем что-то о празднике за столом, и, как обычно, совсем немного.

В этот день до революции (или, как говорила верующая бабушка академика Сахарова, - «в мирное время») в России проходили особые предпасхальные ярмарки. Как вспоминает Иван Шмелев, «великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой… так повелось от старины: к Светлому дню припасаться надо». Сегодня в России такие ярмарки - вещь более экзотическая, чем обычная.

Так что мы на ярмарки не идем, а дома проводим последнюю ревизию: все ли готово к празднику? Достаем все старые запасы: прошлогодние поделки, деревянные яички, собранные за годы нашей семейной жизни, все полотенчики, вышитые салфеточки, пасхальные надписи, пасочницы и формы для куличей. А еще пишем список, что нам нужно из продуктов к Пасхе. По возможности все, что только не портится, покупаем заранее, чтобы спокойно и без суеты провести Страстную седмицу. , я уже писала, и это совсем другая история.

Встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а милость Божия

А пока мы празднуем чудесный праздник входа Господня в Иерусалим, преддверие страданий и воскресения Христова. Празднуем его всей семьей, вместе с детьми. Чтобы потом вместе прожить и пережить грядущие великие дни страстей и смерти Спасителя. Чтобы потом вместе прийти к самому главному празднику года, к самому главному событию в нашей жизни и в жизни всего человечества - к Воскресению Христову. О чем мы и молимся все эти дни. Ведь встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а скорее милость, благословение Божие. Потому и бывает: все сделали вроде бы «правильно», а в душе нет радости, нет встречи с Богом…

Ведь разглядывать с детьми иконы, петь тропари, готовить букеты из вербы - дело нетрудное. Это только средства. Это подготовка. А задача - жить с Богом, войти в радость Господа своего. Вместе с детьми.

А это только Господь может нам дать. И вряд ли за то только, что мы привели детей на службу. Важно скорее то, как мы сами встречаем Спасителя - и сегодня, и всегда. И приходится напоминать себе, что не вербочки, не куличи и крашеные яички, не праздничные платочки и даже не вычитанные правила нужны нашему Спасителю, а сердце наше, сокрушенное и смиренное. Которое Бог не уничижит и которому даст Свою благодать. Благодать, которая и наших деток покроет, и нас вразумит. Ведь только с Божией помощью мы сможем действительно войти в праздник, войти в Церковь и привести к Богу наших деток.

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.

«И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».

«Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».

В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы — северный аналог пальмовой ветви — атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».

По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.

«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».

Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну. Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях. Заклички на весну можно посмотреть

Ирина Шершнева
Конспект интегрированного занятия «Вербное воскресенье»

Конспект

Интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим миром и вязание крючком

ТЕМА : «ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ »

Должность : Воспитатель

Шершнева И. Л

Оренбург

Конспект занятия по художественному творчеству.

На тему : Панно с изображением вербы .

Цель : В доступной форме познакомить детей с историей возникновения и традициями православного праздника – Вербное воскресенье . Формировать умение создавать законченное художественное произведение.

Задачи :

Образовательная : Познакомить детей, с народным праздником «Вербное воскресенье » . Учить детей разным способам вязания крючком, строить композицию, правильно пользоваться инструментами в соответствии с техникой безопасности.

Развивающая : Развивать интерес к народным праздникам, познавательные процессы (память, мышление, воображение., учить понимать их смысл, мелкую моторику рук.

Воспитательные : Воспитать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа,

усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками. Приучать к аккуратности.

Приемы руководства деятельностью детей в О. Д.

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :

Изготовление «Панно с изображением вербы » различными техниками.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе О. Д.

Беседа; создание развивающей среды; хороводная игра; пальчиковая гимнастика;

3. Приемы организации практической деятельности детей :

Продуктивная деятельность.

4. Приемы поддержания интереса у детей :

Чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки :

Поощрение; совместно с педагогом определение качества продуктивной деятельности; взаимопомощь детей.

Создания среды для проведения и организации О. Д.:

Веточка вербы , образец работы, пряжа, ножницы. Карандаш, крючки, кисти, клеевые карандаши, лист картона формат А-4, салфетка. Презентация №1

Виды детской деятельности в О. Д.:

Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная, продуктивная.

Ожидаемые результаты :

Активизация творческой речевой деятельности;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Умение сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов;

Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей на занятии :

1. Ребенок отвечает на вопросы.

2. Активно участвует в продуктивной и познавательной деятельности.

3. Проявляет речевую самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Аргументирует самооценку.

Интеграция областей : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности

Предварительная работа : Выполнить основу для панно. (Связать и приклеить рамочку, лучи солнца. На листе картона нарисовать веточки вербы )

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, художественная.

Ход занятия.

В : - Ребята рассаживайтесь по удобнее.

Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие .

(Показ веточек вербы .)

Что на них вы видите? (Пушистые почки.)

С какого они дерева?

Д : Верба !

В : - Знаете ли вы, какой завтра народный праздник?

(Ответы детей.)

В : - С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Прикоснитесь к веточке. (Дети прикасаются к веточке) .

В : «Вербное воскресенье » , он еще называется «Вход Господень в Иерусалим» .

Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте…. (Презентация№1)

В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул : «Лазарь, встань и иди вон!» . Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.

Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу, а на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, так было принято встречать царей и великих полководцев.

Но почему – «Вербное воскресенье » на Руси?

Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы

Воспитатель показывает веточку вербы .

В : - Посмотрите на эти веточки еще раз, и возьмите каждый по веточке. (Дети берут веточку вербы .)

Потрогайте пушистые почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.)

Пахнут ли ваши веточки?

А пахнут ли они весной?

В : Верба – первое из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней.

Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем » ?

физминутка

Игра «Верба – вербочка »

(Дети вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы ).

В : - На Руси праздники традиционно начинались за неделю до Пасхи. В субботу перед «Вербным воскресеньем » . Традиция вербных гуляний сложилась два столетия назад. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на вербу всегда покупали сладости и игрушки.

Основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки, с веселыми играми и хороводами.

Воспитатель приглашает встать в два круга и выбрать девочку и мальчика. Дети водят хоровод, приговаривая :

Верба , верба , вербочка ,

Вербочка кудрявая ,

Не расти, верба , во ржи,

Расти, верба , на меже.

Как в огороде царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берёт,

Канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики» .

Дети проходят в них, продолжая говорить :

Канарейка – (имя девочки) .

Соловейка – (имя мальчика) .

Люди спросят : «Кто такой?»

(Имя девочки) скажет : «Милый мой» .

В : - Главным товаром на ярмарке, была верба , которую привозили из деревень целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок. Затем на праздничной службе в церкви вербы освещают и хранят до следующего «Вербного воскресенья » .

Существует поверье, что расцветающее дерево вербы передает здоровье , силу, красоту всем, кто её коснётся.

Вербе приписывают силу охранять дома, останавливать бурю, обнаруживать клады.

В : - Букет вербы – это самый традиционный и распространенный подарок в Вербное воскресенье . Считается, что в этот день освященные букеты нужно преподносить в качестве знака внимания своим самым близким родственникам и друзьям, желая им здоровья, благополучия и душевного спокойствия. Небольшие букеты, композиции из вербы , помещенные в вазу или плетеную корзинку, дополненные другими яркими цветами – каждый добавляет что-то на свой вкус.

По традиции вербные букеты должны быть не большими и состоять из, самое большое, семи веточек. Ветки непременно нужно сорвать до субботы, так как после субботнего вечера они уже считаются освященными – теперь они символизируют торжество жизни над смертью, так что срывать их строго запрещается. Поэтому я предлагаю вам изготовить панно с изображением вербы .

В : Для работы нам необходимо разделиться на пары, (дети делятся на пары при помощи считалки или по симпатии.)

Д : Считаются.

В : Я предлагаю вам рассмотреть образец и сказать

Из чего выполнено панно (из цепочек и нарезанных ниток

Ответы детей.

Какого цвета цепочки (веточки вербы )

Ответы детей.

Какого цвета нарезаем нитки для почек.

Ответы детей.

Вспомнить :

Как надо вязать цепочку

Как надо закреплять последнюю петлю цепочки

Как можно определить ее длину (подсчетом петель)

Какими по длине - должны быть петельки (одинаковыми)

Как надо резать нитки (чем мельче нарезать пряжу, тем аккуратней будет выполнена работа)

Вспомнить технику приклеивания нарезанных ниток (на основу наносим клей и прикладываем обрезки ниток)

Ответы детей.

- В : Давайте вспомним последовательность изготовления работы.

Ответы детей.

Приступаем к работе.

По ходу выполнения задания.

Пальчиковая гимнастика

Верба , верба , верба хлёст ,

Верба хлёст бьет до слез .

Верба синя бьет несильно ,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело ,

Верба хлёст - бьет до слез.

Индивидуальная помощь воспитателя.

Напомнить, что общий успех зависит от старания каждого ребенка.

В : - А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье » ?

Ответы детей.

Почему люди считали вербу чудодейственным растением?

Ответы детей

В : Наше занятие подходит к концу , но прежде чем расстаться, давайте рассмотрим панно «Верба » которые мы сделали своими руками.

В : - Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.

Праздник Вербное воскресенье является переходящим (в зависимости от даты Пасхи) - и в этом году дата его празднования выпадает на 8 апреля. Праздник вербное воскресенье отмечается за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи.

В чем же смысл праздника Вербное воскресенье, и какова его история?

История праздника Вербное воскресенье

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Праздник Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

На Руси этот праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Какие же обычаи, связанные с праздником Вербное воскресенье, были на Руси?

Праздник Вербное воскресенье: обычаи

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.

В праздник Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза, порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.

С вербой и праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно - на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы - она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба, могло дать здоровье и благополучие?

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось - лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания - то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Верба продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно привязывали фигурку ангелочка - вербного херувима.

В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу, добавляя туда вербные сережки.

Приметы на Вербное воскресенье

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут» ,

«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» .

А если вдруг в какой-нибудь день после Вербного воскресенья начиналась гроза - люди брали освещенную веточку вербы, стоящую возле икон, и ставили ее на подоконник. Считалось, что таким образом можно уберечь дом от попадания в него молнии.

Праздник Вербное воскресенье имеет интересную историю и богат на обычаи и приметы. А его значимость в череде православных праздников не подвергается сомнению. Кстати, праздник вербное воскресенье - это лишний повод сходить всей семьей в лес за вербными веточками или просто погулять в парке и подышать свежим воздухом!

Поделиться: