Конспект занятия по фэмп в старшей группе на тему: «путешествие на остров сокровищ. Конспект открытого занятия по фэмп


Программные задачи: повторить предыдущие и последующие числа в пределах 8; научить детей определять время; закрепить данное умение в игре; развивать логическое мышление в игре «время»; формировать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Материал: часы механические, электронные, песочные, модель демонстрационных часов, карточки для работы в парах.

Тихо сядьте за столы.

Отгадайте загадки:
1.Когда петушок всех раньше встает голосисто поет,
Солнышко встать зовет. (утро)

2.Стало за окном темнеть
Птицы стали тише петь
Убирать игрушки нужно
Мама всех зовет на ужин
Когда это бывает?

3.Звезды на небе зажглись
Спать ребята улеглись
Вечер, день умчались прочь
Им пришла на смену ночь.

4. Солнце в небе ярко светит на прогулку вышли дети.
— Молодцы, правильно отгадали и мы теперь знаем, когда у нас будет утро, день, ночь, вечер.
— Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Времени. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно выполнит задание.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань по порядку».
(раздаю детям карточки, на которых написаны цифры, предлагаю встать в том порядке, который написан на карточке. Уточняем предыдущее и последующее число.

— Молодцы, ребята. Все правильно справились и получили пропуск в страну Времени. Закрывайте глазки и – раз, два, три…
(выставляю часы)

Загадываю загадку: Мы день не спим,
Мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим.
— Правильно, часы.
— Мы очутились в стране Времени. Ребята, вам знакомы эти предметы?
Для чего они нужны?

— Это песочные часы. Как вы думаете, они работают? (в них сыплется песок и люди по этому узнают время).
— Ребята, песок в них сыплется 5 минут, и время приходиться считать по минутам, поэтому с этими часами людям неудобно и люди придумали механические часы.

— А это электронные часы, которые работают на батарейках.

— Сегодня мы с вами научимся узнавать и показывать время по механическим часам. Подумайте и ответьте, пожалуйста, что в механических часах помогает определить время.
— Конечно цифры и стрелки.
— Длинная стрелка – это минутная, показывает, сколько минут, а коротенькая – часовая, и движется она гораздо медленнее минутной. Пока часовая стрелка проходит от одной цифры к другой, минутная обходит весь круг.

— Как же нам узнать, который час. Оказывается, это совсем не трудно.
— Когда минутная стрелка показывает 12, часовая в это время поможет нам сказать, который час.
— Давайте попробуем определить. (показываю на модели часов разные варианты, а дети отвечают).
— Но бывает и так, что прошел не целый час, а всего половина. В таком случае говорят: половина первого или 30 минут первого.
(показываю)

— Теперь вы поучите меня определять время: вы будете показывать, а я называть. (можно использовать прием ошибки).

Физминутка: «Дни недели».
Понедельник – Зайка рукодельник.
Вторник – Соловей – разбойник.
А за вторником среда – лисоньке еда.
За средой четверг – волк глазами сверг.
За четвергом пятница – колобком прокатится.
А за пятницей суббота – баня у Енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.

— Ребята, в стране Времени все события происходят точно по часам. Вот и для вас следующая загадка: по картинкам определить, когда происходят события и подобрать правильное изображение на часах.
(работа в парах)

— Вы вместе определяете какое время изображено на карточке договоритесь: если один из вас будет рисовать стрелки на часах, а второй будет отвечать.

— Ребята, что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось в стране Времени?

Название: Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Как люди измеряют время»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

Закрепляющее и развивающее занятие для детей старшей группы детского сада.

Занятие предназначено воспитателям детских садов, работающих по программе Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Необычное путешествие».

Цели:

закрепление

Названий геометрических фигур;

Цифрового ряда до 7;

Знания цифр;

Счет и отсчет в пределах 7;

Навыков решения простейших задач;

развитие

Внимания, наблюдательности, сообразительности и логики;

Навыков использования заменителей;

Навыков выделения признака;

Оборудование: наглядные пособия (геометрические фигуры, плакаты с изображением животных из геометрических фигур, плакат с двумя рисунками (найти отличия), иллюстрации к заданию «Назови противоположное слово»), атрибуты для игры «Гаражи», игра «Зверюшки на дорожках», магнитные цифры, магнитная доска.

Ход занятия:

Ребята, много интересного и необычного мы встречаем на наших занятиях. Сегодня мы отправимся с вами в страну Математики. Вы готовы? Тогда наш поезд отправляется…

Дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к первой «станции».

Первый город, куда мы с вами попали, Город Геометрических Фигур.

В этом городе живут удивительные жители. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки:

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

2. Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем - прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат)

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если станешь по углам

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

4. Я, как круг, почти как он,

Но приплюснут с двух сторон. (овал)

5. У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Разная, ребята.

Знает меня каждый школьник.

А зовусь… (прямоугольник)

Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.

Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.

Игра «На что похожа фигура»

Вы знаете, ребята, что из геометрических фигур можно построить много интересного. Посмотрите на плакат и скажите, из каких геометрических фигур построены эти рисунки?

Разбор рисунка из геометрических фигур.

Дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции».

Мы попали в Город Цифр. А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим.

Загадки (читаются в произвольном порядке. При отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке):

Цифра вроде буквы О,

Но не значит ничего. (0)

У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит

Сколько у домиков зайцев сидит? (1)

На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

Не поедет без приказа

Ни кондуктор, ни шофер.

Люди смотрят в оба глаза,

А во сколько светофор? (3)

Я рисую кошкин дом

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно, чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. (4)

У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек

Сколько было в них лягушек? (5)

Потеряла крольчиха крольчат.

А крольчата лежат и молчат.

Один - за ветлой,

Два - за метлой,

Один - под листом,

Двое - под кустом.

Как детей поскорее найти

Их у мамы чуть больше 5? (6)

Сколько нот и дней недели

И у радуги цветов?

И, надеюсь, дать названье

Этой цифре ты готов! (7)

Молодцы! А теперь посмотрите, правильно ли стоят наши цифры? (нет)

Кто может их поставить правильно?

Дети выкладывают числовой ряд (0-7)

Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются. Помогите мне, ребята, поставить их правильно.

Игра «Цифра потерялась» (на карточках по две цифры с пропуском между ними. Вариант игры «Соседи»).

Молодцы! Все правильно вставили цифры. Давайте теперь поиграем в игру.

Физкультминутка «Гаражи и машины»

Ход: по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 7. Детям раздаются карточки с кругами 1-7. Ребенок должен посчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек.

Ребята, пока мы с вами играли, мы приблизились еще к одному городу.

А называется он Город Ошибок.

Его так назвали, потому что его жителей и гостей поджидают очень хитрые и, порой, сложные вопросы. Нужно быть очень внимательным и не отвлекаться.

И первого, кого мы с вами встретили, оказался художник. Он хотел нарисовать две одинаковые картины, но что- то напутал. Давайте ему поможем.

Нахождение отличий в двух рисунках.

Художник вас благодарит и решил подарить вам свои картины. Они с секретом.

В каждой из них спрятались противоположные по значению слова.

Попробуйте их найти.

Игра «Назови противоположное слово».

Молодцы! Теперь мы можем вернуться домой. Но по дороге мы поможем зверятам, которые никак не могут построиться на дорожке. Давайте им поможем.

Игра «Зверюшки на дорожках»

(Дети должны заменить геометрические фигуры на изображение зверят согласно схематической карте.)

Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)

Программное содержание

Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Закреплять знание цифр от 0 до 9.

Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат на части».

Воспитатель говорит детям: «Нам нужно разделить квадрат на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить квадрат? (Предлагает двум вызванным детям разделить квадрат на две равные части разными способами и объяснить свои действия.) Сколько частей получилось у каждого из вас? Какие фигуры у вас получились? (Прямоугольники и треугольники.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».

Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам, воспитатель комментирует их действия и прикрепляет части к фланелеграфу. Затем уточняет: «Сколько частей получилось у каждого из вас? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.) Что больше: целый квадрат или его одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата? Что больше: половина квадрата или одна четвертая квадрата? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата?» (Воспитатель показывает сравниваемые части.)

В коробке у воспитателя 4 квадрата разного цвета и величины, разрезанные на четыре равные части разными способами. Туда же он помещает разрезанный квадрат с фланелеграфа.

Воспитатель вызывает четырех детей, раздает им части квадрата и предлагает составить на фланелеграфе целую фигуру.

II часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части».

Воспитатель просит детей разделить квадраты на четыре равные части любым способом. Предварительно дети рассказывают о последовательности своих действий.

После выполнения воспитатель предлагает поиграть: «Я буду давать задания, а вы показывать части квадрата. Составьте целый квадрат из четырех частей. Покажите одну четвертую (одну вторую, две четвертых, три четвертых) часть».

III часть. Игровое упражнение «Построим ворота для машины».

Дети парами располагаются на ковре. Воспитатель предлагает им построить из кубиков и пластин ворота такой высоты, через которые сможет проехать машина: «Как это можно сделать? (Нужно измерить высоту машины в самой ее высокой части.) С помощью чего можно измерить высоту?»

Воспитатель вместе с ребенком с помощью полоски бумаги измеряет высоту машины. Дети строят ворота, высота которых равна полоске-образцу.

После постройки ворот воспитатель провозит машины через каждые ворота.

IV часть . Дидактическая игра «Запомни и повтори».

У детей листы бумаги и цветные карандаши.

Воспитатель предлагает им выполнить задания:

— вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны — зеленым карандашом, вдоль левой — синим карандашом, вдоль правой — желтым карандашом);

— в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу — синим карандашом, в верхнем правом — желтым карандашом, в нижнем правом — зеленым карандашом);

— в середине листа поставьте точку красным карандашом.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.)

Занятие №2

Программное содержание

Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке — числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.

Методические указания

I часть . Дидактическая игра «Отсчитай-ка».

Воспитатель предлагает детям выполнить задания:

— отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?

— отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)

Каждый раз дети обозначают числа цифрами и называют их.

Затем воспитатель уточняет: «Какими числами можно обозначить это количество треугольников (квадратов)? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уравнять эти числа?»

Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия. Одновременно несколько детей выполняют это задание на фланелеграфе.

II часть. Дидактическая игра «Найди соседей».

Воспитатель объясняет детям правила игры: «У каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед — число один, оно на один меньше. (По мере называния чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты.) А теперь заполните свои карточки».

Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.

Игра повторяется 3 — 4 раза со сменой карточек.

III часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части».

В конверте каждого ребенка находится по одной второй (одной четвертой) части какой-либо геометрической фигуры.

Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки.

После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.

Затем воспитатель уточняет у детей: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвер-тая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?»

IV часть. Игровое упражнение «Определи правильно».

Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который должен ответить на него. Например: «Что выше: здание детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина?» и т.д.

Занятие №3

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой, карточка с цифрой 5.

Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши, карточки с цифрой (по 5 штук для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Составь число правильно».

Воспитатель предлагает детям составить число с помощью предме-тов: «Определите, каким числом можно обозначить количество кругов на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображением предметов одежды, обуви)».

Игровое упражнение повторяется 3 — 4 раза со сменой карточек.

После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы: «Каким числом вы обозначили количество предметов на карточке? Сколько всего предметов вы взяли? Сколько каких предметов вы взя-ли? Как вы составили число?»

Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 и предлагает составить это число из единиц. Затем уточняет: «Сколько единиц мы взяли? Как составили число пять?» (Один, один, один, один и еще один.)

II часть. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает план и ориентиры движения и предлагает пройти по определенному пути, например: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кукольного уголка, повернуть налево и дойти до уголка природы (коробочки со звездочками). Точкой отсчета движений является стол воспитателя.

В следующий раз точка отсчета, направление движения и ориентиры меняются. Упражнение по очереди выполняют 3—4 ребенка. После каждого задания дети рассказывают о направлении своего движения.

III часть . Игровое упражнение «Назови дни недели».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает календарь и уточняет название каждого дня недели, указывая его стрелками. Затем дает детям задания:

— покажите на календаре, какой сегодня день недели, и назовите его;

— покажите и назовите, какой день недели был вчера;

— покажите и назовите, какой день недели будет завтра.

IV часть. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта».

У каждого ребенка карточки с изображением лабиринта. Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринты, найти выходы из них и прочертить их карандашом. После выполнения каждого задания дети рассказывают о своих действиях.

В конце занятия дети получают звездочки.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему:

«Путешествие в страну Математику»

Задачи:

1) Образовательные: уточнить знания детей о прямом счете в пределах 5, соотносить цифры от 1 до 5, совершенствовать знания детей о геометрических фигурах и их свойствах, закрепить знания о частях суток и днях недели.

2) Развивающие: Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, сообразительность, воображение.

3) Воспитательные: воспитывать организованность, исполнительность, интерес к предмету, умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа : квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, утро, вечер, день, ночь, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Связь с образовательными областями: Здоровье - поддержать положительный настрой на выполнение упражнений во время физ. минутки.
Коммуникация - применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
Чтение художественной литературы - побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Познание - Развивать математическую способность. Обогащать представления детей о математике, о пространстве, о счете, о геометрических фигурах.

Оборудование:

Демонстрационный материал: плакат «Геометрические фигуры», числовые карточки от 1 до 5, плакат «Части суток», цветок «Дни недели».

Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, цифры от 1 до 5, счетные палочки.

Ход занятия

1.Организация детей.

«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся".

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу,

Ну, вот и у всех хорошее настроение.

2.Основная часть.

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, мы с вами целый год ходили в садик, многому научились, подросли, возмужали. Скоро наступит лето, мы перейдем в старшую группу. Хотите? Сейчас мы узнаем, готовы ли вы к переходу в старшую группу.

Дети, вы любите путешествовать?

А трудностей не боитесь?

Сегодня я вас приглашаю в математическое путешествие на паровозе.

Воспитатель предлагает представить детям, что они отправляются в путешествие на паровозе. Она - кондуктор, они - пассажиры. Дети самостоятельно определяют свои места в соответствии с цветом и цифрами.

12345 12345 12345 12345

Поднимите руки у кого билеты красного цвета. Вы пассажиры первого вагона. Зеленого цвета - второго вагона, синего цвета - третьего вагона, желтого цвета - четвертого вагона.

Затем воспитатель спрашивает детей в каком вагоне они едут (в первом, во втором, в третьем, в четвертом).

Все готовы? Отправляемся все вместе.

Дети с воспитателем стоят в кругу и произносят слова:

Едет, едет паровоз мимо елок и берез. Чух-чух-чух….Поехали…

Первая наша станция «Части суток».

Вы знаете части суток? Сейчас мы это проверим. Я загадаю вам загадки, а вы догадайтесь, о каком времени суток идет речь.

1) Спят медведи и слоны, заяц спит и ежик Все вокруг уснуть должны, наши дети тоже. - Когда все спят? (Ночью)

2)Солнце яркое встает, петушок в саду поет. Наши детки просыпаются, В детский садик собираются. (Утро)

3) Солнце в небе ярко светит, на прогулку пошли дети. - Когда это бывает? (День)

4) - А что следует за днем? (Вечер)

Молодцы, справились с заданием. А теперь поиграем в игру «Закончи предложение».

Спим ночью, делаем зарядку …(утром).

Завтракаем утром, обедаем …(днем).

Обедаем днем, ужинаем … (вечером).

Ужинаем вечером, спим… (ночью).

Завтракаем когда? (Утром).

Когда мама приходит за вами в детский сад? (Вечером).

Молодцы!

Ребята, а вы здороваетесь со взрослыми? Как вы здороваетесь утром? (Доброе утро). Как мама научила вас здороваться днем? (Добрый день). А когда наступает вечер, как надо здороваться? (Добрый вечер). Что надо пожелать перед сном? (Спокойной ночи).

Молодцы, садимся в наш паровоз и отправляемся в путешествие дальше: Едет, едет паровоз мимо елок и берез

Чух-чух-чух….Поехали.

Следующая станция «Дни недели».

Мы прибыли с вами на другую станцию. А как она называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Братьев этих ровно 7. Вам известны они всем.

Каждую неделю кругом братья ходят друг за другом.

Попрощается последний, появляется передний. (Дни недели).

Назовите рабочие дни. Выходные дни. Какой день недели сегодня?

А теперь, ребята, вам задание - слушайте внимательно. Знать об этом надо всем обязательно.

Вот цветок у нас растет, и неделя в нем живет.

Я буду отрывать лепестки, а вы вспоминайте и называйте дни недели.

Воспитатель отрывает лепестки по порядку. Дети называют дни недели в соответствии с нумерацией и читают стихи.

  1. Среди дней любой недели первым будет понедельник.

    День второй за ним пошел. Это вторник к нам пришел.

    Нам не деться никуда. Третий день - всегда среда.

    Он четвертый там и тут. Этот день - четверг зовут.

    В череде рабочих дней пятый пятница теперь.

    Вся закончена работа. День шестой всегда суббота.

    День седьмой - его мы знаем. В воскресенье - отдыхаем.

Молодцы, ребята!

Игра «Расположи цифры по порядку».

Дети делятся на две команды и садятся на коврик. По сигналу воспитателя они должны разложить карточки с цифрами по порядку.

Молодцы, справились с задачей. А теперь, не зевайте, садитесь в поезд и поехали дальше: Едет, едет паровоз…..

Третья станция « Геометрический фигуры».

На столах у детей геометрические фигуры и цифры. Воспитатель загадывает загадки, дети показывают отгадку геометрической фигурой.

Три вершины тут видны, три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? (треугольник).

Эта форма у клубка, у планеты, колобка,

Но сожми ее дружок и получится (кружок).

Если взял бы я окружность с двух сторон немного сжал,

Отвечайте дружно дети - что получится? (овал).

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.

Все 4 стороны одинаковой длины. Всем представиться я рад,

а зовут меня (квадрат).

Эта фигура-брат нашему квадрату,

Сколько получилось фигур, покажите цифрой.

Физминутка.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим».

Работа с палочками - помогалочками.

На столах у детей - палочки-помогалочки.

Отсчитайте 4 палочки и сложите квадрат.

А теперь превратите квадрат в прямоугольник.

Возьмите палочки лишь 3, и треугольник получите.

Сложите рисунок из геометрических фигур. Молодцы!

3. Окончание занятия.

Ну, что ж, ребята, заигрались мы с вами. Вот отлично потрудились. А наше математическое путешествие подошло к концу. Мы с вами считали, повторили дни недели, узнавали геометрические фигуры, отгадывали загадки. Вам понравилось? А теперь пора отдыхать. Занимайте места в паровозе, поехали…

Щеканова Елена Александровна
Сяйлева Светлана Петровна
Мартышкина Галина Ивановна


Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 192 "Ручеек", г. Тольятти Самарская обл.
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 192 "Ручеек", г. Тольятти Самарская обл.

Щеканова Е.А., Сяйлева С.П., Мартышкина Г.И. Приключения в стране математики: конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе // Совушка. 2018. N2(12)..02.2019).

Заказ № 87596

Цель: выявить знания детей по математике.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между).
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
  • Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук.
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Интерактивные технологии:

-«Корзина идей» - высказать предположения на чем добираться в математическое королевство;

-«Работа в парах» - собрать изображение животного по схеме (игра «Танграмм»;

-«Карусель» - ответы детей при анализе занятия (что было легко, а что трудно).

Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, волшебный цветок с загадками на каждом лепестке.

Раздаточный материал: амулеты каждому ребенку для деления на команды (круги и квадраты), набор цифр на команду детей, числовые домики на каждого ребенка, игра «Танграмм» - набор на пару (6 наборов и 6 схем), простые карандаши, круги разного цвета на каждого ребенка, клей для аппликации, лист А3.

Ход НОД:

Воспитатель : В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

И общаться мы начнём!

Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!

Дидактическая игра “Определи свое место”

Саша, кто находится справа от тебя?

Денис, а кто находится слева от тебя?

Илья, встань впереди меня.

Алина, встань между мной и Ильей.

Ева, встань слева от Алины.

Никита, встань между Евой и Алиной.

Молодцы.

Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы № 12. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.

«Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства - все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».

Ребята, мы поможем жителям страны математики?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на ковре-самолете.

Садитесь на корточки и закрывайте глаза. Раз, два, три - в математической стране очутись!

Мы попали с вами в страну математики.

Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет - догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?

(круг - не имеет углов).

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

Итак, 1-ое задание:

«Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на! Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить»

Но для того, чтоб выполнить это задание вы должны разделиться на 2 команды. У меня есть защитные амулеты, которые помогут нам справиться с заданиями, прикрепите их себе.

Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Ответ детей : Выстроить числовой ряд.

Ребята вы согласны? Давайте все вместе повторим числовой ряд.

Дети командами выкладывают числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0.

Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?

Ответ детей : Восемь.

Все согласны?

Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

Назовите число, которое больше числа 3 на 1.

Назовите число, которое больше числа 5 на 1.

Назовите число, которое больше числа 7 на 1.

А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание. Молодцы вы отлично справились с этим заданием.

2-ое задание:

Воспитатель : Мы очутились с вами на поляне с волшебным цветком. Посмотрите с цветком что-то случилось? Какой он?

Ответ детей : Серый, бесцветный, тусклый.

Воспитатель : Какое у него настроение?

Ответ детей : Грустное, плаксивое.

Воспитатель : Чтобы цветок нам к жизни вернуть, нужно его лепестки расколдовать от чар злого волшебника- отгадать его загадки. Тот, кто отгадает - тот лепесток с угаданной цифрой к жизни возвращает:

Сколько солнышек на небе? (1)

Сколько лапок у кота? (2)

Сколько спинок у трёх свинок? (3)

Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

Сколько пальцев на одной руке? (5)

Пять щенят + мам Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)

У маленькой Светы четыре конфеты.

Еще дала три Алла, сколько всего стало? (7)

Молодцы! Быстро всё разгадали!

3-е задание:

А сейчас, ребята, нас ждет физ.минутка!!! Будьте внимательны!!!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели - встали

И на месте поскакали.

4-ое задание:

Воспитатель : Итак, отправляемся дальше в путь. Дальше у нас волшебный лес и двигаться в нем надо змейкой. Вставайте, строго друг за другом. Вот мы с вами и добрались. Но что это? Все звери заколдованы. И здесь злой волшебник успел напакостить. Чтобы зверей расколдовать, надо собрать из геометрических фигур фигуру животного по схеме. Работать надо в парах кто с кем хочет. (Дети делятся на пары и выполняют задание).

Воспитатель : Разделитесь по командам - помогут вам ваши амулеты: круги -одна команда, квадраты - другая. (Дети собирают изображения животных по схемам). Молодцы, справились с задание. Вот и звери все ожили. Отправляемся дальше.

5-ое задание:

Воспитатель : Ребята, а здесь нас ждет игра, но не простая Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно - покачайте головой:

Утром солнышко встает;

По утрам нужно делать зарядку;

Нельзя умываться по утрам;

Днем ярко светит луна;

Утром дети идут в детский сад;

Ночью люди обедают;

Вечером вся семья собирается дома;

В неделе 7 дней;

За понедельником следует среда;

После субботы идет воскресение;

Перед пятницей стоит четверг;

Всего 5 времен года;

Весна наступает после лета.

Молодцы, вы были внимательными!

6-ое задание:

Воспитатель : Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.

Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцов можно поселить в доме - вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

7-ое задание:

Воспитатель : Злой волшебник заколдовал жителей страны математики при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратится в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги - сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? ½ (половина) А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼(четвёртая часть) Молодцы, злые чары сняты!!!

А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.

Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? (Ответы детей цепочкой).

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0. (дети считают хором)

Воспитатель : Вот Мы и в детском саду.

Мы в королевстве побывали,

Очень многое узнали.

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад!

Поделиться: