Интересное о шляпе. Интересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в музее фактов

На протяжении всей истории головной убор, как правило, был способен сообщить о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца. Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы – бобровые шапки, ученые – шапочки с четырехугольной тульей. В средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.

В Швеции XVIII веке существовали две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые – России.

Выражение «безумный, как шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Поэтому шляпные мастера часто страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями.

Согласно поверью, если королевскую шляпу примерит на себя человек некоролевской крови – непременно умрет от насильственной мучительной смерти.

В XIX веке дамы носили капор с приклеенными к нему локонами. Создавалось полное впечатление изысканно уложенных волос, фактически под капором волосы никак не укладывались.

Считается, что выражение «эх ты, шляпа» первыми запустили в обиход военные в конце XIX века: оно было адресовано гражданским, носившим соответствующий головной убор.

Самые дорогие шляпы мира

Шляпка любви

Французский дизайнер Луи Мариетт, занимающийся изготовлением эксклюзивных шляпок для мировых знаменитостей, создал шляпу, оцениваемую в $2,7млн. Она создана из платины и инкрустирована бриллиантами. На форму шляпки дизайнера вдохновили плющ и колокольчики – потому шляпка приобрела причудливые извилистые декоративные «стебли». К большому неудовольствию всех коллекционеров, шляпа, созданная дизайнером, для продажи не предназначена.

Шляпа с опалами

Мало кому приходилось видеть такую шляпу как шедевр, созданный австралийским дизайнером Энн Мари Виллет в соавторстве с мастерами обработки драгоценных камней Вики и Питером Дрэкеттом. Дизайнерский головной убор «Глубокое голубое море» украшен яркими павлиньими перьями и 26-ю опалами, добытыми на знаменитом месторождении Лайтнинг-Ридж, общий вес которых составляет 1 447 каратов.

Не секрет, что все великолепие природы поймано именно в многообразии благородного опала: огонь и молнии, мягкое мерцание далеких морей и все цвета радуги. Шедевр Энн Мари Виллет унизан опалами разных цветов и оттенков – от ярких синих вспышек до мягких белых мерцаний. Здесь есть и такие разновидности минералов как «пламенный опал», «молния-опал» и «павлин-опал», «арлекин». Опалы были вырезаны в изящные микроскульптуры ДаниэлойЛ’Аббатом и Кристин Русселем, после чего помещены в раствор чистого серебра и 18-каратного золота ювелирным мастером Гердом Герольдом Шульцем. По предварительным оценкам, головной убор может стоить от 150 до 200 тысяч долларов, что ставит его в ряд с одними из самых дорогих шляп, когда-либо продаваемых на аукционе.

Шляпка любви

Оденьте шляпку на скачки

RoyalAscot – это самые известные в мире скачки и символ старой Британии. Но помимо этого, это еще и основная международная выставка изысканных дамских шляпок. В каждый из пяти дней скаковой недели даме полагается надевать новую шляпку, и самую экстравагантную из них – в четверг, в так называемый Ladies’ Day, самый популярный день на скачках Роял Аскот.

Средняя стоимость шляпки составляет 3000 фунтов стерлингов. Фантазия дизайнеров, создающих шляпки специально для скачек, не ограничивается обычными формами. Поэтому глянцевые журналы всегда пестрят фотографиями леди, которые с удовольствием демонстрируют свои шляпки во время мероприятия.

Шляпа (англ. Hat) – головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора.

История шляпы

Древний Египет

В Древнем Египте фараон надевал под корону большой из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик.

Античность

В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями — петасос. Если не было ветра и дождя, подвешенный на ремне или ленте петасос отбрасывали за спину. В таком головном уборе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов Гермес. Петасос стал прообразом большинства фасонов современных шляп.

XIV — XV век

Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, высокую коническую шляпу придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. Так как на рубеже XIV и XV веков господствовала французская мода, головные уборы бургундских придворных дам распространились по всей территории Европы.

Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани, а затем обтягивали дорогим материалом. Высота геннина принцесс достигала 1 м, придворных дам – около 60 см. С тыльной стороны головного убора располагалась прозрачная , иногда закрывающая лицо. Выбившиеся из-под геннина волосы выбривали, оставляя маленький треугольник посреди лба. Из-за моды на высокие геннины в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы.

Этот головной убор носили до XVI века.

В XV-XVI столетиях в Германии и Франции были популярны . По словам августинца Готшалка Холлена, головной убор модницы XV века выглядел следующим образом:

«То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб. Все это необходимо женщине для украшения головы. Сотни золотых едва ли здесь хватит».

В Средневековье, еще во времена Карла Великого, появились особые обычаи в ношении головных уборов: достойные люди носили на тулье перья фазана и петуха, а проштрафившиеся – ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы должны были надевать банкроты.

«По недоступным мне причинам
Во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина
По шляпе лишь была видна…»
поэт Кристиан Гентер об эпохе Средневековья

XVI век

XVII век

Шляпы в XVII веке шили из различных материалов всевозможных цветов и оттенков, декорировали драгоценностями и перьями. Украшения крепили не только к тулье, ими обшивали и края полей. Шляпы использовались преимущественно в декоративных целях, так как из-за моды на сложные и пышные парики головные уборы обычно носили подмышкой.

Первая половина. В первой половине XVII века костюмы разных европейских стран развивались по-разному, хотя имели множество общих черт. Начало столетия было ознаменовано несколькими войнами, поэтому мода во многом заимствовала элементы униформы. Мужчины во Франции носили фетровые шляпы с широкими полями и круглым верхом, напоминавшие головные уборы военных. Края полей приподнимали и прикалывали к тулье, украшенной лентами, страусовыми перьями, пряжками из драгоценных металлов и камней. В частности, такие шляпы носили французские мушкетеры.

На торжественные мероприятия мужчины надевали низкую шляпу, свалянную из меха бобра, обвитую длинным пером. Ее называли «Шляпа Людовика XIII», т.к. французский король особенно любил этот фасон.

Французские женщины в домашней обстановке носили чепцы. Для выхода на улицу дамы надевали широкополые шляпы, украшенные драгоценностями и плюмажем.

В Англии мужчины или женщины с помощью головных уборов стремились показать свою оригинальность. Мужские шляпы различались шириной полей, высотой тульи, украшениями, материалом (фетр, сукно, замша, кожа, шерсть и пр.). В первой половине XVII века англичане выбирали желтые, коричневые, белые и черные шляпы. Женщины в Англии носили чепцы, капюшоны, капоры, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. При выходе на улицу поверх этих шапочек дамы надевали крупные «пуританские» шляпы. С 1630-х годов началась .

Вторая половина. Во второй половине XVII века мода резко поменялась. Благодаря королю Людовику XIV Франция стала законодательницей моды, а все европейские государства попали под так называемый «версальский диктат». В то время во Франции были популярны мягкие широкополые шляпы из фетра с пером или лисьим хвостом наверху. Из-за неудобства использования во время военных действий и охоты головных уборов, ограничивающих обзор, их поля стали подкалывать – сначала с правой стороны, а позднее так, чтобы образовалось три угла. Эта манера ношения видоизменилась в новый вид шляп – треуголки. В эпоху правления Людовика XIV они стали элементом военной формы, а затем распространились по всей Европе.

XVIII век

Первая половина. В XVIII веке шляпы считались второстепенным дополнением популярных в то время париков, которые определяли манеру ношения головных уборов. Шляпы надевали прямо, либо под углом или с сильным наклоном вперед. В Европе в эпоху барокко дамы носили фонтанж – чепец из . Из моды он вышел в 1713 году также благодаря Людовику. На церемониальном приеме в Версале герцогиня Шрусбери появилась без чепца с простой прической, украшенной шнурком и цветами. Французскому королю ее вид очень понравился, что и поставило точку на ношении фонтанжа.

Аристократки стали сочетать аккуратные прически и простые чепцы, небольшие кружевные заколки, круглые шляпки-токи. Под влиянием изящной эпохи рококо европейский костюм снова стал меняться. Количество популярных женских головных уборов увеличивалось: летом дамы носили соломенные шляпы, а осенью и весной – фетровые. Классическими соломенными моделями стали флорентийская шляпа, панама и канотье. На торжественные приемы надевались сетки из тонких нитей, роскошные заколки, легкие чалмы и тюрбаны. Для путешествий и прогулок были предназначены треуголки и теплые шляпки. Чепцы остались в качестве домашнего или ночного элемента одежды. Все головные уборы того времени отличались простотой исполнения и минимальным декором. Мужчины в эпоху рококо, наряду с треуголками, стали носить фетровые шляпы и маленькие шапочки «жокей».

Вторая половина. В 1770-х годах фасоны головных уборов резко поменялись. Моду того времени задавала французская королева Мария Антуанетта. Женские прически стали высокими и сложными: для их создания использовали накладные волосы и специальные валики. Дамские шляпки также выросли в размерах. Некоторые модели того времени достигали метра в диаметре. Их украшали лентами, искусственными цветами, перьями, кружевами. В шляпки даже монтировались специальные механизмы, которые заставляли двигаться фигурки птиц или бабочек. На головных уборах размещались модели парусников, многобашенных замков, блюд с фруктами, лебедей, мельниц, мостов и пр. Дамы носили на шляпах живые цветы, помещенные в вазочки с водой, а также целые композиции, например, «изгнание Адама и Евы из рая».

В 1789 году во Франции началась революция. В качестве головных уборов стали использоваться фригийский колпак или лента с цветами национального флага. В XVIII и XIX веке мужчины носили касторовую шляпу из высококачественного сукна очень тонкой выработки. Для изготовления этого головного убора применялся бобровый или козий пух.

XIX век

Первая половина. В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появилась двуугольная шляпа, постепенно вытеснившая треуголку в повседневном гардеробе. В первые годы столетия солдаты Наполеона, вернувшиеся из египетского похода, на кончиках своих штыков принесли тюрбаны поверженных мамелюков. Лорд Байрон воспел восточную экзотику и появился на публике в тюрбане. Эти головные уборы снова стали популярны.

В 1797 году англичанин Джон Геттерингтон изобрел шляпу-цилиндр. В мужскую моду головной убор вошел в начале XIX века.

С 1820 года популярным стал боливар – цилиндр с широкими полями. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.

Дамы в первой половине XIX века продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и с драгоценными камнями. В первой половине XIX века в моду вошла шуте (schute) — женская соломенная шляпа, подобная чепцу, с широкими полями, обрамляющими лицо. Массовую популярность она приобрела благодаря театру, где стала появляться в качестве реквизита примерно с 1800 года.

Знаменитая шляпа Наполеона не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личной разработкой императора. Похожий головной убор носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы в конце XVIII века. Модель головного убора Наполеона с годами практически не изменялась, только становилась выше и уже. Шляпа изготавливалась из черного фетра и украшалась только трехцветной кокардой, закрепленной на галуне из черного шелка.

Император впервые изображен в ней на портрете художника Изабе 1802 года. Шляпником Наполеона в период империи был господин Пупар. Он поставлял императору головные уборы по цене 48 франков за штуку. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами (например, в 1813 году во время встречи с австрийским посланником Меттернихом). За период с марта по декабрь 1807 года у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 были новыми, а 4 — отремонтированными старыми. Во время кампаний или на маршах Наполеон носил бархатный колпак, прообраз современной пилотки.

В 1812 году Наполеон был в своей знаменитой «маленькой шляпе» по пути из Парижа в Москву. По настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея шляпа императора была утеплена изнутри шерстяной тканью. Головной убор в настоящее время находится в личной коллекции канадского историка Бена Вейдера. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступил в российскую столицу и в ней же покинул Москву 19 октября 1812 года. Художник Шарль де Стёйбен отобразил всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Первые три шляпы сверху символизируют две итальянcкиe и египетскую кампании. Три шляпы в среднем ряду - рождение, рассвет и закат империи. Две последние - Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.

Вторая половина. Ко второй половине столетия женские головные уборы почти утратили свои практические функции. Фасоны шляп сменялись стремительно. Журналы мод предлагали до 30 моделей ежесезонно. Поводом для появления нового фасона могли стать политические события, забавные происшествия, новые литературные произведения или театральные постановки.

Существовали шляпки «Ромео» и «Франсиск».

«…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень».
В. И. Даль, определение шляпы

Головные уборы украшали атласными и газовыми лентами, цветами из шелка, перьями страуса и цапли, букетами с высокой вертикальной веткой, гирляндами листьев из той же ткани, что и головной убор. Модные издания регулярно публиковали рекомендации по изготовлению цветов на шляпку для женщин среднего класса. Появилась профессия «флеристка» - модистка, занимавшаяся только украшениями для головных уборов. Отделка шляпок того времени включала мантоньерки - ленты, удерживавшие шляпу, и баволетку - пришитую изнутри оборку над затылком. В середине ХIХ века баволетки имели значительные размеры:

«Баволетки делаются так же, как и прежде - огромных размеров и падают на шею в виде фишю».
(«Мода», 1856).

В театре дамы, сидящие в ложах, могли носить головные уборы с перьями любой величины, в отличие от женщин в партере. Шляпка стала символом того, что дама образована и знает правила светского этикета. В то время установились правила, позволяющие женщине не снимать головной убор в помещении, потому что некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

В 1849 году в Англии появилась мужская шляпа-котелок, более удобная по сравнению с громоздкими цилиндрами. Она стала популярной во всей Европе и не выходила из моды до Первой мировой войны. С 1851 по 1867 год, в эпоху популярности кринолинов, женские головные уборы уменьшились в размерах. Дамы носили кружевные чепцы, тюрбаны с перьями и драгоценностями, девушки ходили в маленьких шляпках «биби» из шелка или соломки, украшенных цветами и лентами. Головные уборы обычно завязывали лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. Во время загородных прогулок их допускалось использовать в качестве корзинки для цветов. В 1850-е годы женщины также носили капот — небольшую, высоко надетую шляпу. К концу XIX века она превратилась в головной убор для пожилых дам.

Во второй половине XVIII века появилась шляпка-памела, по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Эта модель украшалась полевыми цветами и колосьями. В издании «Мода» от 1856 года сообщалось:

«К этому можно прибавить, что фасон Памела опять считается самым модным».

В 60-е годы популярными стали женские треуголки, украшенные перьями. В 1863 году в моду вошла шляпка «ветреница», которой прочили недолгую жизнь из-за того, что она не защищала лицо от солнца:

«Это очень маленькая шляпа, едва прикрывающая щеки; но такой фасон не выдержит первых жаров».
(«Модный магазин», 1863).

С середины XIX столетия дамы также начали осваивать мужской гардероб: появились женские шелковые цилиндры, соломенные канотье, ковбойские шляпы.

Во второй половине XIX века были популярны женские шляпки фасона «кибитка» с круглыми полями. Изнутри и по нижним краям тульи они декорировались цветами из ткани, перьями, лентами, оборками из кружева, воздушных тканей, тесьмы. Несколько лет было модно украшать свои шляпки чучелами земноводных. Дамский журнал «Ревю де ла мод» писал:

«Украшением летних дамских шляп в Париже служат теперь лягушки, особенно эффектные на белом фоне».

Затем в качестве украшения шляпок стали использовать птиц. Тогда же шляпки декорировались вуалями.

ХХ век

«Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Э.М.Ремарк

1900 – 1910. В начале ХХ века, в эпоху модерна, головные уборы пышно украшались цветами. В моду вновь вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях пармские фиалки, камелии, розовые букетики. В декоре использовали птичьи чучела.

Великий реформатор моды Поль Пуаре в 1900-е годы предложил дамам яркие тюрбаны, и скромные ленты. Летом дамы носили канотье, украшенные незабудками, розовыми бутонами, полевыми цветами. Зимой женщины надевали капоры, завязывающиеся под подбородком, также актуальны были меховые шляпы.

В конце 1900-х годов распространилась мода на маленькие шляпки, похожие на куриную головку с гребешком из фазаньих перьев. Их именовали «шантеклер» по названию пьесы Эдмона Ростана. В начале XX века в США, а затем и в Европе модным стал танец американских негров «кэк – уок» cakewalk. Появились и одноименные женские шляпки.

К концу 1900-х годов снова стали модными шляпы значительных размеров. Их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина головных уборов часто мешала даме передвигаться. Де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, чтобы угодить куртизанке Отеро, высчитал высоту кузова, в котором могла поместиться ее шляпа. Знаменитая начала свою карьеру в 1909 году с открытия ателье по изготовлению шляпок.

В то время важной деталью была шляпная булавка - заостренный стержень длиной около 20 см с головкой из золота, драгоценных камней и т. п. Булавками головные уборы прикреплялись к прическе. Сохранились судебные хроники 1900-х годов, где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками. Булавки в толпе или общественном транспорте могли стать причиной получения тяжелых травм.

«…в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте».
«Дамский журнал», 1912

В начале XX века шляпные булавки изготавливали из металлов, кости, перламутра, дерева, черепахового панциря. Их украшали стразами, драгоценными камнями, эмалью. Булавки хранили на специальных подставках.

1910-е. В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах значительной длины:

«Дамы украсили свои шляпы длинными перьями, рвущимися к небу, составляя продолжение всей фигуры. Как наши дамы с подобными украшениями будут садиться под кожух пролетки во время дождя? Вопрос весьма любопытный».

Но к 1911 году поля дамских шляпок стали более узкими и загнутыми вверх, что стало одним из символов перехода к новой, «комфортной» моде. Богато украшенные цветами головные уборы вышли из моды, актуальной осталась только вуаль. Широкие поля сохранились на женских шляпах исключительно в мягких летних моделях.

1960-е. Благодаря Жаклин Кеннеди, в 60-х годах модными стали шляпки-таблетки. Также актуальными были небольшие шляпки с косыми полями, украшенные брошками, массивными булавками с камнями или мягкими бантами из той же материи, что и головной убор. Дамские головные уборы часто украшались вуалью. Моду на шляпы в то время во многом задавала актриса Одри Хепберн.

1970-е. В конце 60-х годов в связи с распространением личных автомобилей и четких стрижек, укладываемых феном, шляпы стали выходить из обязательного гардероба женщин и мужчин. Однако в Советском Союзе шляпы были наиболее популярны именно в 70-е годы.

1980-е. С 1980 года стали актуальны токи из велюра, фетра, хотя шляпы уже не были популярны в это десятилетие. Некоторый интерес к ним возродила принцесса Диана. Burberry

ИЗ ИСТОРИИ ШЛЯП

Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос, который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петасос отбрасывали на спину, ведь он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.

Свое новое назначение – декоративное – шляпа получила в период Средневековья. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями. Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.

Классическим головным убором того времени был и генин - высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из одежды светской, но не перестал существовать совсем, его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см). Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее гении приобрел форму полумесяца или двухугольную.

В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.

В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. Вот такое определение дал ей В.Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень». И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы – нежной, воздушной, изящной, утонченной.

Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу.... Всего не перечислишь.

Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» - о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.

Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

Начало 20 века – рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.

Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.

Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.

Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности. Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное - локоны и кудри.

Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности - она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них. Очень модной стала шляпка «клош», по форме напоминающая колокольчик.

До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.

Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну - правую сторону.

С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.

Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».

Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам.

Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия.

В военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.

Появившийся в конце 40-х "нью лук" принес шляпки больших размеров.

В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.

В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.

Главные головные уборы женщин в 70-х - маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.

В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.

ВИДЫ И ФАСОНЫ ШЛЯП

– это шляпа из мягкого фетра, обвитая один раз лентой. Свое название она получила после премьеры одноименной нашумевшей пьесы Викториана Сарду 1882 года, написанной специально для Сары Бернар. Сара, собственно, и стала родоначальницей нового стиля - ее поклонницы быстро уловили в необычном головном уборе тренд и стали носить федоры и днем, и вечером. Федору также иногда называют «snap brim» («переломленное поле»), потому что заднюю часть поля этой шляпы принято заламывать кверху, а переднюю – опускать на глаза для таинственности. На тулье классической федоры предполагается три вмятины: справа, слева, наверху – для трех пальцев. Современная федора может выглядеть несколько иначе: поля у нее теперь могут быть короче, да и материал может быть любым (твид, замша, кожа и т.д., не только фетр). Собственно, и применение этой шляпы стало намного шире: сегодня женская федора не менее популярная, чем мужская, и носить ее можно практически с любой женской одеждой. В 2012 году федора – один из хитов шляпной моды. Она отлично смотрится с тренчкотами и строгими пальто. Также эта шляпа будет прекрасно сочетаться с любой «мужской» одеждой: брючными костюмами, пиджаками, рубашками. Федора может интересно дополнить и маленькое черное платье, только желательно также надеть плотные колготки и высокие каблуки. Перчатки, очки, шарфы – это те аксессуары, которые часто могут идеально дополнить федору и подчеркнуть определенный образ.

- разновидность федоры с более короткими и заостренными полями - появилась двадцать лет спустя и, что самое примечательное, тоже после представленной на суд уже лондонских театралов пьесы по роману Джорджа Дю Морье “Трилби". По традиции, это шляпа для скачек (не в смысле самому скакать, а смотреть, как скачут другие). Классическая трилби должна быть коричневого цвета, а ее тулья должна иметь существенную вмятину в передней части. Когда-то она была любимицей английской аристократии, затем ушла в народ. От лондонских денди – к итальянским безработным. Сегодня она очень популярна среди голливудских мачо - Джонни Депп, Хью Джекмен, Джастин Тимберлейк и Брэд Питт часто украшают ей свои выходные наряды. Ее очень любят и музыканты, особенно рэперы и хип-хопперы. Раньше трилби была только мужской шляпой, но сейчас ее носят и женщины. Но если у мужчин трилби (как и федоры) преимущественно черные и коричневые, то женщинам позволено проявлять фантазию в цветовой подаче шляпы - сегодня особенно модны трилби бежевые, оранжевые, желтые и красные, словом, максимально летние и яркие. Мягкая и податливая шляпа-трилби отлично смотрится как с casual-джинсами, так и с ярким сарафаном длиной до пола. Соломенная шляпка придаст деревенского кокетства городскому наряду, а более гламурная шляпа на атласной ленте станет выигрышным дополнением к вечернему платью. Особый шик - сочетать цвет на ленте с основным цветом наряда - тогда головной убор становится полноценным участником выходной композиции.

- ковбойская шляпа, та самая, классическая, с высокой вогнутой тульей и с широкими, лихо загнутыми вверх полями. Мы видим ее в голливудских фильмах о покорении Дикого Запада, на иллюстрациях к историческим романам и, конечно же, в витринах «ковбойских» магазинчиков. Ее изобретатель - Джон Стетсон. Согласно распространенной легенде, свою первую войлочную шляпу он сделал вручную во время охоты просто ради шутки, но она была по достоинству оценена его друзьями – и это неудивительно, ведь она прекрасно защищала своего хозяина от ветра, дождя и солнца, и при этом неплохо выглядела. В 1865 году Стетсон основал собственную компанию, которая и сейчас известна во всем мире. Ковбойская шляпа очень популярна среди женщин. Безусловно, основными элементами гардероба, всегда соответствующими ковбойской шляпе являются джинсы, а также кожаные штаны, куртки и сапоги. Это традиционное сочетание. Однако мода давно перестала придерживаться строгих правил. И сейчас ковбойская шляпа прекрасно сочетается с шортами, особенно ультракороткими, топами, сандалиями, юбками, платьями и сарафанами.

– маленькая круглая или овальная шляпка без полей. Крепится к прическе при помощи шпильки или резинки. Часто дополняется вуалью или искусственными цветами, которые должны выгодно оттенять цвет глаз владелицы. Таблетка вошла в моду в тридцатые годы. А создана, по слухам, была специально для Греты Гарбо. Джеки Кеннеди любила крупные «таблетки», больше похожие на коробки из-под печенья. Наряду с перчатками, супруга президента ввела их в модный обиход элиты.

- миниатюрный женский головной убор, по форме напоминающий колокольчик (от французского cloche). Создательницей этой шляпки была французская дизайнер Каролин Ребо. Они были очень популярны в 1920-х годах, так как отлично гармонировали с модными тогда короткими стрижками. В 2012 году мода на такие шляпки вернулась, они есть во многих модных коллекциях. Шляпки-клош традиционно изготавливаются из фетра, имеют узкие поля, которые могут быть чуть подвернуты, и узкую ленту. Функциональность такой шляпы очевидна: она закрывает голову и хорошо согревает – если изготовлена из натуральных материалов.

– общее название миниатюрных женских шляпок, дополняющих вечерние или коктейльные наряды. Один из основных признаков такой шляпки - крайне небольшие размеры, за счет которых такой головной убор выглядит скорее как украшение для волос. Они закрепляются на прическе заколками чуть набок. Для вечерних и коктейльных шляпок характерны всевозможные украшения - это может быть короткая вуаль, перья, атласные ленты или кружево, бусины. Такая шляпка способна стать украшением и сложной вечерней прически, и просто распущенных волос.

– элегантная, средних размеров шляпка из фетра с невысокой тульей и загнутыми книзу полями, появившаяся в 30-е годы XX века. Ее очень любила носить известная модница тех лет Грета Гарбо. Родное название этой шляпки «слауч» редко фигурирует в дизайнерских показах, хотя сама шляпка частый гость в коллекциях ведущих кутюрье. Ее рекомендуют носить с плащами и пальто темного цвета, сдобрив шею темным шарфиком.

(фр. canotier - гребец) - жесткая, соломенная, круглая шляпка, первоначально мужская, с узкими прямыми полями, низкой плоской тульей и широкой черной лентой. Вошла в моду в начале 20 века: ее носили мужчины на крикетных матчах, пикниках, лодочных прогулках. С легкой руки Коко Шанель ее стали носить и женщины. В настоящее время встречается в качестве шляпы от солнца как у мужчин, так и у женщин.

В Англии является форменной шляпой учеников некоторых частных школ. John Galiano на показе весна-лето 2012 одел своих моделей в соломенные шляпы – канотье. Такую ретро шляпку в классическом белом и черном исполнении по мнению дизайнера следует носить с романтичными платьями и элегантными костюмами.

- лёгкая шляпа с полями для защиты от солнца. Ее история связана со строительством Панамского канала. Для рабочих и служащих компания закупила большую партию соломенных шляп из Эквадора. С тех пор за ними и закрепилось это название - «панама». А в самом Эквадоре их знают как «сомбреро де паха токилья», что в переводе с испанского означает «шляпа из соломки тростника токилья». И самое сложное в её изготовлении – это ровно и тонко нарезать из тростниковых стеблей полоски. Затем эти полоски красятся, сушатся, и только после этого можно плести - это, по мнению местных ремесленников, самое простое и быстрое дело. Строителям канала так понравилась панама, что они взяли ее с собой на родину – в Штаты и в Европу. Мода на панамы распространилась мгновенно. Особенно она была актуальна для англичан, непривычных к прямым солнечным лучам. Настоящая панама необыкновенно удобна в носке - она легка, ее можно мять, скручивать, засовывать в карман, стирать, ведь, распрямившись, она тут же принимает прежнюю форму. И в чем тут тайна, сказать трудно - свойство ли это тростника токилья или существует какой-то секрет ремесла, который эквадорские мастера передают от деда к внуку в течение многих веков?

Сейчас название «панама» применяется и для летних матерчатых шляп с мягкими полями. Они очень удобны. Легкие, хорошо пропускающие воздух (иногда для лучшей вентиляции делают в тулье небольшие отверстия, обрамленные металлическими или пластмассовыми ободками). Благодаря небольшим полям панама не громоздка, но в то же время защищает от солнца и голову, и лицо, и шею. Ее можно сложить и убрать в карман, в сумку или рюкзак. Панамы из хлопка хорошо стираются. Панаму носят люди всех возрастов - от маленьких детишек до бабушек и дедушек.

ШЛЯПЫ-2012

Шляпа - неотъемлемый атрибут моды 2012 года. Коллекции мировых трендов весьма разнообразны и вполне демократичны по стилям и исполнению, однако наиболее популярными в 2012 году стали такие элегантные головные уборы, как шляпа-федора, шляпка в стиле ретро и неизменная широкополая шляпа.

Широкополая шляпа - признанный лидер 2012 года. Многообразие тканей, из которых выполнены широкополые модные шляпы, не может не порадовать: атлас, солома, шерсть, полиэстер, хлопок, бархат - всё это отлично подходит для создания стильного и непринуждённого образа. Широкополые шляпы можно носить как с изысканными пиджаками и элегантными брюками и утончёнными платьями, так и с лёгкими сарафанами из струящихся тканей. А, опустив края шляпы, любая женщина может стать более сексуальной и загадочной для окружающих.

Широкополые шляпы представлены богатым разнообразием фасонов: прямые, изогнутые, круглые и даже квадратные поля, низкая и высокая тулья… Поля могут быть не только широкими, а просто огромными, эдакие шляпки-лопухи. Ограничивать такой замечательный аксессуар территорией пляжа вовсе не стоит. Широкополые модели будут уместны и в уличном стиле и даже для вечернего выхода в свет. Особого внимания заслуживают белоснежные ковбойские шляпы с широкими изогнутыми полями, которые дизайнеры предлагают смело носить с вечерними нарядами. Выглядит очень даже эффектно!

Вторыми по популярности в мире моды шляп 2012 являются шляпы-федоры и шляпки-трилби . Они похожи по внешнему виду и размеру, но олицетворяют разных женщин. Трилби подойдут элегантным и сдержанным девушкам. Классическую шляпу трилби легко узнать по тулье с существенной вмятиной.

Шляпы-федоры для более раскрепощенных девушек. Они олицетворяют гангстерский запад. Выглядит очень красиво и стильно, особенно с джинсами и майками. Также их можно носить с тренчами, брючными костюмами и шоmargin-bottom:3.0pt;text-align:justifyfont color=left/spanртами.в передней части и узкой шляпной ленте со скромным бантиком на левой стороне.

Ну и напоследок ретро-стиль. - олицетворение женственности начала 20 века. Под этот аксессуар идеально подходят платья 30-х годов, брюки свободного покроя или классическое пальто. В такой одежде и, конечно, со шляпкой клош были замечены такие голливудские звезды как Виктория Бекхэм, Анжелина Джоли, Сара Джесика Паркер, Лайтон Мистер. Идеально подходит клош и для стиля casual (Миранда Керр, Ферджи, Элизабет Бенкс, Камилла Белль).

КАК ВЫБРАТЬ И НОСИТЬ ШЛЯПУ

Многие женщины не носят шляпы, потому что чувствуют себя в них неуютно и боятся испортить прическу. Кто-то избегает шляп просто потому, что не знает, как их выбрать и правильно носить. Конечно, универсальных советов не бывает, ведь каждая из нас обладает уникальной внешностью и собственным неповторимым стилем. Поэтому лучшим советчиком в этом вопросе станет зеркало, но прежде, чем приступить к выбору, стоит запомнить несколько общих рекомендаций.

№ 1

По цветовой гамме шляпку можно подбирать или под шарфик и перчатки, или к сапогам и сумке. Это классика, которой сейчас не так часто следуют. Однако если вы следуете этому правилу, то не забывайте: попадание в тон должно быть стопроцентным. Иначе теряется смысл – ярко красная шляпка с бледно-красными сапогами, или наоборот, вряд ли смогут сойти за манеру хорошо одеваться. Если же весь ваш туалет в какой-то одной цветовой гамме и отдельные детали отличаются лишь оттенками, тогда головной убор должен просто «попасть» в общий тон. Еще вариант цветового сочетания – абсолютно контрастный головной убор. Особенно эффектно смотрится очень яркая шляпка на фоне костюма в сдержанных тонах. Хочется отметить, что дизайнерские шляпы с разнообразным декором сами по себе являются очень активной и бросающейся в глаза деталью, поэтому, чтобы не переборщить, остальной наряд пусть будет более сдержанным.

Фетровый головной убор всегда подбирается к пальто. В этом случае этот аксессуар может быть ярким, необычным, а пальто сдержанным и классическим. Либо, наоборот, спокойный головной убор и экстравагантное пальто.

№ 2

Учитывайте и цвет волос. В большинстве случаев блондинкам не идет белый, желтый цвет и беж, им лучше выбирать, например, серый, синий, черный, красный, бирюзовый, коричневый, а если цвет лица яркий, то и зеленый. Рыжеватым женщинам нужно опасаться красных тонов. Их цвет - серый, зеленый, синий разных оттенков, а также кремовый и черный. Темноволосые женщины могут носить шляпы любого цвета, конечно, учитывая цвет кожи и одежды.

№ 3

Обязательно учитывайте тип фигуры (рост и комплекцию). Стилист Галина Астафьева советует руководствоваться вот такой схемой:

Тип фигуры

Худощавая

Склонная к полноте

Высокая

Шляпки с широкими полями, объемные вязаные береты, кепки.

Шляпы с узкими и жесткими полями, капоры. Не подходят узкие высокие шляпы.

Невысокая

Крохотные шляпки-«таблетки», небольшие береты, кепки с маленьким козырьком. Не подходят шляпы с широкими полями, но можно выбрать шляпу с узкими полями, но высокой тульей.

Береты, шляпки-«тюрбаны». Не подходят шляпы с широкими полями, слишком маленькие шляпы.

№ 4

Выбирайте шляпу в зависимости от типа лица .

Круглое лицо: желательно носить шляпы, максимально открывающие верхнюю часть лица или, хотя бы до половины. Подходят шляпы с полями, шапки-панамки, объемные береты, шапки с козырьками, платки и головные уборы с отделкой, расположенной на них в ширину. Также неплохо смотрятся высокие шляпы, которые как бы вытягивают лицо, делая его пропорциональнее. Не идут маленькие, плотно прилегающие модели, прикрывающие лоб, котелки, шляпки-таблетки.

Вытянутое лицо: желательны модели, закрывающие лоб. Подходят широкие «богемные» береты, классические мужские шляпы, асимметричные шляпки, шляпы с опущенными полями. Не стоит выбирать высокие шляпы, облегающие вязаные шапочки и береты.

Треугольное лицо: идут небольшие головные уборы, но не облегающие. Это могут быть шляпки с маленькими полями, шапочки с «ушками», закрывающие лоб. Можно примерить береты небольшого объема и шляпы-федоры, которые носят, сдвинув на бок. А еще наверняка пойдут платки и косынки, повязанные традиционно – кстати, очень модный тренд.

Квадратное лицо: хороши будут кепки с «ушками», шапки-ушанки, шляпки с полями, опущенными вниз. Также стоит обратить внимание на асимметричные формы шляп, но избегая тяжелого декора на них. Не идут платки, шляпы с прямыми полями.

№ 5

Как сделать так, чтобы головной убор гармонировал с прической ? Вот что советуют стилисты:

Обладательницам коротких прямых волос подойдут облегающие шляпки без полей, клоши, котелки.

При коротких же, но вьющихся волосах – кепи и шапки-панамки.

Длинные прямые волосы требуют шляпы с широкими полями, элегантных «коктейльных» шляпок, всевозможных смешных шапочек с отворотами и вязаных беретов.

А вот при длинных вьющихся волосах лучше выбрать облегающие вязаные шапочки, береты и шляпы с опущенными полями.

Для миниатюрной невысокой женщины длинные волосы лучше убирать под шляпу. Короткие, гладко причесанные волосы – идеальный вариант.

№ 6

Подбирая шляпу не нужно забывать и сугубо практические соображения. Она должна плотно сидеть на голове, не соскальзывать при наклоне головы. Во время примерки обратите свое внимание на ширину тульи. Она не должна превышать ширину Вашего лица. Макушка же должна упираться в верх тульи. Тогда шляпка подобрана по размеру.

№ 7

Шляпы уместны не всегда и не везде. Например, шляпа с перьями – это исключительно вечерний аксессуар для светских раутов. Девушка в шляпке с перьями, едущая в час пик в метро, непременно привлечет внимание окружающих, однако весьма сомнительно, что это внимание будет иметь что-либо общее с восхищением. И очень важно то, что шляпа обязывает. Даже простенькая соломенная шляпка добавит облику женственности. При этом бутылка пива в руке, грубая речь и даже просто широкий размашистый шаг способны уничтожить милый и наивный образ в одно мгновение.

И главное правило: носить шляпу можно только на гордо поднятой голове.

Как выбрать шляпу: модные советы от дизайнера Виолетты Литвиновой и Александра Васильева

И еще несколько советов от стилистов, как выбрать шляпу.

Три совета от «шляпника № 1» Стивена Джонса:

1.Пробуйте все. Я люблю, когда люди рассматривают разные шляпы. Многие обычно думают так: «Предстоит важное событие, поэтому мне нужна большая шляпа». Хотя на самом деле в чем-то более простом и маленьком вы можете выглядеть эффектно, но при этом естественно».

2.Не забудьте взять маленькое зеркало, чтобы рассмотреть собственный вид с тыла, особенно если покупаете шляпу на свадьбу – собравшимся предстоит до-о-лго разглядывать вас именно с этого ракурса.

3.Если вы купили шляпу для особенного случая, сначала примерьте ее дома. Таким образом вы к ней немного привыкнете и будете меньше бояться надеть в нужный момент.

Модельер Марина Седова советует: «никогда не надо спешить с выбором шляпы. Вот примеряете шляпку – не то, не то… А потом чувствуете – вроде бы хорошо. Но…могло быть и лучше. Раз так – не надо брать. Ищите дальше, пока все внутри вас не запоет – вот, вот она, единственная и неповторимая, вот то, что нужно брать! И здесь в этот момент никого не надо слушать – ни случайных зрителей, ни любимую подругу».

ИНТЕРЕСНО О ШЛЯПАХ

На протяжении всей истории головной убор, как правило, был способен сообщить о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца. Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы - бобровые шапки, ученые - шапочки с четырехугольной тульей. В средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.

В Швеции XVIII веке существовали две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые – России.

Выражение «безумный, как шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Поэтому шляпные мастера часто страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями.

Согласно поверью, если королевскую шляпу примерит на себя человек некоролевской крови – непременно умрет от насильственной мучительной смерти.

В XIX веке дамы носили капор с приклеенными к нему локонами. Создавалось полное впечатление изысканно уложенных волос, фактически под капором волосы никак не укладывались.

Считается, что выражение «эх ты, шляпа» первыми запустили в обиход военные в конце XIX века: оно было адресовано гражданским, носившим соответствующий головной убор.

САМЫЕ ДОРОГИЕ ШЛЯПЫ

Шляпка любви

Французский дизайнер Луи Мариетт, занимающийся изготовлением эксклюзивных шляпок для мировых знаменитостей, создал шляпу, оцениваемую в $2,7млн. Она создана из платины и инкрустирована бриллиантами. На форму шляпки дизайнера вдохновили плющ и колокольчики - потому шляпка приобрела причудливые извилистые декоративные «стебли». К большому неудовольствию всех коллекционеров, шляпа, созданная дизайнером, для продажи не предназначена.

Шляпа с опалами

Мало кому приходилось видеть такую шляпу как шедевр, созданный австралийским дизайнером Энн Мари Виллет в соавторстве с мастерами обработки драгоценных камней Вики и Питером Дрэкеттом. Дизайнерский головной убор «Глубокое голубое море» украшен яркими павлиньими перьями и 26-ю опалами, добытыми на знаменитом месторождении Лайтнинг-Ридж, общий вес которых составляет 1 447 каратов. Не секрет, что все великолепие природы поймано именно в многообразии благородного опала: огонь и молнии, мягкое мерцание далеких морей и все цвета радуги. Шедевр Энн Мари Виллет унизан опалами разных цветов и оттенков - от ярких синих вспышек до мягких белых мерцаний. Здесь есть и такие разновидности минералов как «пламенный опал», «молния-опал» и «павлин-опал», «арлекин». Опалы были вырезаны в изящные микроскульптуры Даниэлой Л"Аббатом и Кристин Русселем, после чего помещены в раствор чистого серебра и 18-каратного золота ювелирным мастером Гердом Герольдом Шульцем. По предварительным оценкам, головной убор может стоить от 150 до 200 тысяч долларов, что ставит его в ряд с одними из самых дорогих шляп, когда-либо продаваемых на аукционе.

ШЛЯПКИ И СКАЧКИ

Royal Ascot - это самые известные в мире скачки и символ старой Британии. Но помимо этого, это еще и основная международная выставка изысканных дамских шляпок. В каждый из пяти дней скаковой недели даме полагается надевать новую шляпку, и самую экстравагантную из них - в четверг, в так называемый Ladies’ Day, самый популярный день на скачках Роял Аскот.

«Ох, Ретт, чья это шляпка? Я куплю ее. Я заплачу за нее все, что у меня сейчас есть, все до последнего цента!» (М.Митчелл «Унесенные ветром»).

«Самый центр, самый пульс жизни представляют шляпные магазины, где перья, птицы, цветы, ленты и еще многое, «чему названья нет», вертится, поднимается, опускается, примеряется. Странные шляпки бывают на белом свете. Иная, посмотришь, шляпа как шляпа, а вглядись в нее – целая трагедия: на отогнутых краях, конвульсивно подняв лапы, беспомощно раскрыв клюв, умирает какая-нибудь белая или желтая птица. А тут же рядом, «сияя наглой красотой», расцветает букет гвоздики». (Н.Тэффи «В магазинах»).

«На ней было простенькое черное платьице, похожее на то, в какие одевают продавщиц. Из-под дешевой соломенной шляпки, единственным украшением которой была бархатная лента с бантом, выбивались колечки блестящих каштановых волос. С нее можно было писать портрет хорошей, полной собственного достоинства трудящейся девушки». (О.Генри «Блеск мишуры»). с гримасою какой-то изуверской,

она внезапно съедена была.

Подумаешь, соломенная шляпка!

Безделица какая-то и тряпка --

не платье, не пальто и не жакет...

Но без нее вокруг прелестной дамы

такие шли сражения и драмы,

что, собственно, и создало сюжет.

Все старые, а пуще молодые,

храните ваши шляпки золотые,

храните до конца и в этом соль...

Когда над головой грохочут громы,

способна даже пригоршня соломы,

сыграть в судьбе решающую роль!

Ода шляпе и той даме, на которой эта шляпа

Иронический стишок к началу шляпного сезона

Она поэтами воспета

Последних десяти веков,

Когда же на тебе надета,

То просто – не хватает слов…

Пускай без перьев, и поля

Немного меньше, чем в футболе,

Но ты в ней - чудо как мила,

А как ее оценят моли!

Пусть заедает суета,

И угрожает стресс,

Но дама в шляпке, господа,

Совсем не та, что без…

Чуть-чуть кокетливей, смелей,

Увереннее в жизни,

Немножечко капризней.

Под шляпкою – в любой сезон

Найдете бездну шарма,

Она всегда – хороший тон,

Носите шляпки, дамы!

Пускай проносятся года,

Я повторю упрямо:

Снимите шляпы, господа,

Пред вами в шляпке – дама…

Галина Бакулина

Примерка шляп

Вика шляпы примеряет.

Толк и цену каждой знает.

Для тепла - вот эта шляпа.

В холод носит ее папа.

Эта, важная из меха -

Для достижения успеха.

Тоже папина она -

Издалека всем видна.

А эта вот, не важная -

Легкая, бумажная.

Во время ремонта можно надеть,

Надо ее в каждом доме иметь.

Вот - нарядная мамина шляпка,

А это смешная дедулина шапка.

Шляпа такая - от солнышка спрячет.

Для лета она, потому всех и ярче.

Эта - бабулина, очень симпатичная.

А вот и Викулина шляпа - девичья.

Перемерила не мало

И немножечко устала.

Много шляп, а я – одна.

Что-то выбрать я должна?

В этой шапке я - Гугуце,

Мальчик в Грузии живет.

У нас такие не найдутся,

Эта шляпа мне идет!

Почему Шляпник из «Алисы в Стране чудес» безумен?

Во времена Льюиса Кэрролла мастера по изготовлению фетровых шляп подолгу работали с парами ртути. Отравление ртутью часто проявлялось в таких симптомах, как несвязная речь, потеря памяти, тремор, что нашло отражение в поговорке «Mad as a hatter» («Безумен как шляпник»). Именно поэтому Шляпник из «Алисы в Стране чудес», он же Болванщик, представлен безумным.

Где и когда мужчины прицепляли к шляпам лобковые волосы своих возлюбленных?

Викторианская эпоха в Великобритании известна крайне пуританскими взглядами на семейную жизнь и проявление сексуальности людей. Тем не менее, члены высшего общества нередко демонстрировали её, причём в необычных для нас формах. Так, любовники могли обмениваться декоративными коробочками, куда вкладывали свои лобковые волосы. А мужчины иногда прицепляли пряди таких волос своих возлюбленных к шляпе на манер кокарды.

Где и когда существовали налоги на шляпы, перчатки, окна и обои?

В 1784 году британское правительство озаботилось привлечением дополнительных средств в казну, для чего было решено ввести новый налог, размер которого бы варьировался относительно дохода каждого человека. Решение было найдено в виде налога на мужские шляпы, который уплачивался с каждой покупки. Соответственно, бедняки с одной шляпой в гардеробе платили немного, а с тех, кто мог себе позволить много шляп высокого качества, взималась гораздо большая сумма. Этот налог продержался 27 лет. В течение 18-19 веков в Англии существовало и множество других налогов подобного рода: на окна, обои, кирпичи, перчатки, духи и даже пудру для волос.

Какое французское слово, оказавшись в русском, было обратно заимствовано французами?

Слово «шапка» пришло в русский язык из французского через немецкий или польский. Позднее произошло обратное заимствование, и теперь у французов помимо слова «chapeau» в значении любого головного убора есть калькированное «chapka», относящееся только к меховой шапке-ушанке русского образца.

Источник : Плунгян В. А. Почему языки такие разные.

Какое отношение вязаные шапки с прорезями для глаз и рта имеют к городу Балаклаве?

Во время Крымской войны в боях под городом Балаклавой английские войска столкнулись с непривычным для себя сильным холодом. Чтобы решить эту проблему, для солдат были изготовлены вязаные шапки с прорезями для глаз и рта. Впоследствии эти шапки так и прозвали балаклавами, или balaclava по-английски.

От чего может защитить человека шапочка из фольги?

Некоторые люди носят шапочки из фольги, якобы защищающие от зомбирующих сигналов спецслужб или инопланетян. Однако тестирование популярных моделей таких шапочек показало, что они вовсе не экранируют сигнал, а могут даже его усиливать.

Откуда взялись выражения «шапочное знакомство» и «прийти к шапочному разбору»?

Согласно традиции, мужчины на Руси при входе в церковь снимали шапки и складывали их у входа, а по окончанию службы разбирали их обратно. Тот, кто опоздал, приходил уже к шапочному разбору, и с тех пор это выражение закрепилось в значении «прийти куда-либо слишком поздно, когда всё уже кончилось». А выражение «шапочное знакомство», означающее поверхностное и беглое знакомство с кем-либо, тоже связано со старым обычаем. Когда встречались знакомые или приятели, они в знак приветствия приподнимали шляпы, и только друзья пожимали друг другу руки.

Метки :

О шляпах можно говорить бесконечно. Кажется вроде бы, что этот предмет одежды в наше время как-то совсем и не актуален, хотя на самом деле все модельеры мира обязательно в своих коллекциях имеют великое множество подобных головных уборов. Очень нескучных и всегда необычных, чем продолжают традицию, которая насчитывает ни одно столетие. Благодаря этому в истории шляп поднакопилось много занимательных фактов...

Актриса Голливуда Мариам Марш в изящной шляпке 1936 год

Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Во второй его половине тон в моде задавала французская королева Мария Антуанетта. Шляпы представляли огромные сооружения, достигающие метра в диаметре. В сложные композиции из бантов, перьев и кружев даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение, например, фигурки райских птиц или огромных бабочек. Шляпы венчали букеты из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укрепленных на шляпе вазах с водой. Шляпы также увенчивали моделями парусников, плавающих в пруду лебедей, замков и других сооружений.

Шляпки начала ХХ века - мода на необычное и пышное на голове на страницах старых журналов

Старое фото - дама с мужем в оригинальной шляпке

Такие вот необычные шляпки - мода середины 30-х годов ХХ века

Актриса Бетти Девис в оригинальной шляпке с вуалью

  • Головной убор, как правило, способен сообщить о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца. Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы – бобровые шапки, ученые – шапочки с четырехугольной тульей. Древняя форма головного убора служителей многих религий напоминала верхнюю часть храма (так обстоят дела с православной митрой или папской тиарой).
  • В Средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.
  • Выражение «безумный, как шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Соответственно, мастера, делавшие шляпы, страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями.
  • Согласно поверью, если королевскую шляпу примерит на себя человек некоролевской крови – непременно умрет от насильственной мучительной смерти.
  • Цилиндр считался атрибутом человека высокого сословия. Так, например, узникам Петропавловской крепости отсиживать срок в цилиндрах запрещалось. Впрочем, не возбранялось сидеть в других головных уборах. Известно, например, что Дмитрий Писарев из духа противоречия «мотал срок» в турецкой феске с кисточкой.
  • В Швеции XVIII веке существовали две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые – России.
  • В XIX веке дамы носили капор с приклеенными к нему локонами. Создавалось полное впечатление изысканно уложенных волос, фактически под капором волосы никак не укладывались.
  • Считается, что выражение «эх ты, шляпа» первыми запустили в обиход военные в конце XIX века: оно было адресовано гражданским, носившим соответствующий головной убор. Есть и другая версия: что «шляпами» пролетариат называл недобитую интеллигенцию. И, наконец, последняя версия: немецким Schlafmütze («ночной колпак») дразнили сонь, мямлей и апатичных людей.
  • Британская королева – одна из самых известных «носительниц» шляпок. Ее головные уборы – не только брэнд монархии, но и своего рода национальное достояние. Дело в том, что любые шляпки, которые разонравились королеве или которые она перестала носить, попадают в музей ее головных уборов. Там шляпки снабжают надписью, где и по какому поводу королева в ней появилась, и дополняют фотографиями. Экспозиция музея пополняется почти ежемесячно.

Поделиться: