Вышивка бисером для начинающих. Вышивка бисером

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX - XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.

Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.

Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.

Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.

С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек - крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это - богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как "золотой век русского бисера".

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт - Петербурга.

Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.

Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.

Трудно ли научиться вышивать? Как и любое дело, вышивка бисером требует внимания и аккуратности, а, главное, - желания. Если все это есть, то вышивать не трудно. Вышивка - это творческий процесс. Не бойтесь первых неудач, не думайте, что если у вас с самого начала не получилось задуманное, то вы не способны достичь мастерства. Приступайте смелее, только не забудьте настроить душу на радость и творите! И надеемся, что история развития вышивки бисером вам в этом поможет.

Как говорят в народе: "Рукам работа - душе праздник"

Выводы по 1 главе

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.

История развития вышивки бисером

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга.
Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.
Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» с. Сергиевское

Грачёвского муниципального района Ставропольского края

Творческий проект

«Вышивка бисером»

Выполнила: ученица 10 класса

МКОУ СОШ №5 с. Сергиевское

Алефиренко Алёна

Руководитель: И.В. Зайцева

с. Сергиевское 2013 г

Оглавление.

1. Обоснование выбора темы творческого проекта……………………………………с.3

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка……………………………..с.4

3. Схема обдумывания……………………………………………………………………..с. 5

4. Историческая справка……………………………………………….............................с.6

5. Вариативность…………………………………………………………………………….с.7

6. Основная часть……………………………………......................................................с.8

7. Правила техники безопасности………………………………………………………..с. 9

8.Экономическое обоснование……………………………….....................................с. 10

9.Экологическое обоснование…………………………………………………………..с. 11

11.Самооценка……………………………………………………………………………...с.11

12.Заключение……………………………………………………………………………..с.12


13.Список используемой литературы………………………………………………….с.12

14. Приложение……………………………………………………………………………с. 13

    Обоснование выбора темы творческого проекта.

Невозможно удержаться от восхищения при виде узоров, вышитых бисером. Трудно поверить, что эти картины не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой опытной мастерицы-вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хочется тоже взять в руки иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное.

Когда-то очень давно бисер стоил немалых денег, а способ производства крошечных бусинок хранили как сокровенную тайну. Бисером, словно драгоценным жемчугом, расшивали дорогую одежду и обувь, предметы культа и вещи, призванные украшать быт богатых людей. Из него создавали великолепные картины, которые ныне бережно хранятся в лучших музеях мира. Настали иные времена, и бисер перестал быть роскошью. Современная рукодельница может пойти в магазин и выбрать бусинки по своему вкусу. Теперь промышленность выпускает бисер разных размеров и оттенков. Маленьким стеклянным крупинкам придают самые замысловатые формы.

В век научно-технического прогресса, когда появилось огромное количество новых тканей и материалов, интерес к бисеру упал. Правда ненадолго, ведь все новое когда-нибудь становится привычным и перестает удивлять. Так случилось и с бисером: магия многоцветных капелек вновь начала манить к себе людей, открывая неувядающее очарование бисера.

Я давно научилась вышивать крестом. Сделала много необычных вышивок разной формы, различных расцветок.

Когда-то у меня порвалась заколка, сделанная из бисера. Весь бисер рассыпался на пол. Пока я его собирала, думала, как бы применить эти маленькие штучки, случайно наткнулась на свои вышивки. Меня осенило, я решила сделать вышивку бисером.

Потом я купила набор для вышивки бисером. И как только начала вышивать, увлеклась, и мне очень это понравилось. Теперь я стремлюсь узнавать что-то новое!

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Работу из бисера трудно найти в магазине. Но можно создать желаемое своими руками, и у этого есть целый ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, собственноручно расшитая работа обойдется вам намного дешевле.

Во-вторых, вы станете обладательницей уникального изделия. Вышивка бисером - это еще и невероятно модно.

Конечно, и в бутиках можно встретить оригинальную вещь, однако стоить она будет немало. Даже если узор, которым вы воспользовались, придуман не вами, а опытным дизайнером, он все равно будет единственным в своем роде, ведь вы вложили в него частицу своей индивидуальности, своей души. И, наконец, самое главное: вышивая бисером, вы получите огромное удовольствие. Не случайно современные женщины стали все чаще и чаще обращаться к рукоделию.

Третье, медики признают, что вышивание прекрасно успокаивает нервы, снимает стресс.

Тут-то и придет на помощь приятное занятие - вышивание. Не надо бояться, что оно отнимет слишком много драгоценного времени, которого вечно не хватает, ведь вышивать можно не только по выходным дням, но и вечерами, во время просмотра любимых фильмов и мультиков. Рукоделие телевизору не помеха.

Вышивание - созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против стресса, страхов и тревог.

Оно возвращает силы и энергию, наконец, оно поднимает самооценку. Согласитесь, сознавать, что этот шедевр, достойный музейного стенда, вы сделали своими руками, очень приятно. Если вы оденете вышитую бисером вещь, то непременно услышите восторги друзей, родственников и знакомых; если украсите бисером собственные джинсы или курточку маленького ребенка, обязательно поймаете завистливые взгляды прохожих.

В-четвертых, бисер дает отличную возможность подарить «вторую жизнь» старой одежде, обновить свой гардероб.

Купив новую простенькую и недорогую вещицу, вы можете расшить ее бисером и превратить в шикарную вещь. Костюм моды позапрошлогоднего сезона вновь станет актуальным, и для этого всего-то нужно подобрать подходящий бисер и проявить немного фантазии и терпения. Вышивка бисером хороша еще и тем, что она быстрее, чем многие другие виды вышивания, позволяет увидеть результаты своего труда. Этот вид рукоделия не слишком сложен и незамысловат.

Пятое, умение вышивать бисером избавляет от проблемы ломать голову над извечным вопросом: что подарить подруге, маме, бабушке на день рождения, восьмое марта, новый год, и другие праздники.

Шестое, любая вышивка, в том числе и бисерная, объединяет, помогает найти общий язык с самыми разными людьми.

Вывод: все перечисленные доводы убедили меня, заняться этим интереснейшим искусством.

3. Схема обдумывания

4. Историческая справка.

Прародительницами бисера были бусины-амулеты, которые человек вытачивал из костей и зубов убитых животных. В древнем Египте из кусочков кварца с наплавленными на него цветными стеклышками делались ожерелья, нагрудники, оплечья для фараонов и их родственников. Отдельные бусины, созданные руками умелых мастеров, были так хороши, что египтяне оправляли их в золото и во время больших праздников подносили в дар своим богам. Маленькими бусинами отделывали свою одежду, обувь, пояса и головные уборы скифы и сарматы. Индейцы украшали бусинами жилища, налобные повязки, ритуальные пояса, культовые предметы, детские колыбели, вплетали бисерные ленты в волосы. На одно платье индейской женщины порой уходило до шести килограммов бисера.

Появление стеклянного бисера связывают с развитием стеклоделия, которое возникло в Финикии около шести тысячелетий назад. Существует легенда, рассказывающая, как произошло открытие стекла. Однажды финикийские моряки везли из Африки большой груз соды. Остановившись на ночлег, на берегу моря, они развели костер и обложили его не камнями, как обычно, а кусками соды. Моряки уснули, костер погас. А утром они увидели в золе прозрачный твердый слиток и догадались, что это расплавленная сода. Так возникло стекло, из которого стали делать бусы. Сначала они были крупные, потом становились мельче, и, наконец, появился бисер. Он был красив и удобен для рукоделия и потому сразу же привлек внимание мастеров. Финикийцы делали бисер по той же технологии, что и египтяне, однако они наплавляли стекло на стерженек из кости или камня.

Такой бисер в те времена стоил немало: в Африке за несколько нитей стеклянных бусин можно было купить одного, двух рабов. Финикийцы долгое время торговали бисером по всему Средиземноморью. Потом бисер стали делать в Риме, затем в Византии. Традиции византийских умельцев переняли мастера Галлии и Германии. Правительство Венецианской республики приняло закон, по которому вывоз за границу материалов, применявшихся в стеклоделии, а также осколков необработанного стекла был запрещен. Нарушителей строго наказывали. Мастера или купца, нарушившего этот закон, могли объявить изменником государства и казнить, а его семью заточить в темницу. К стеклодувам, подозреваемым в разглашении важной государственной тайны, часто подсылали наемных убийц. Секрет изготовления стекла бережно хранился, хотя главным ингредиентом стекольной массы по-прежнему оставалась сода.

До конца XVIII века бисер изготавливался вручную, в начале ХIХ столетия для создания маленьких бусинок стали использовать специальные станки, вытягивавшие стеклянную массу в тонкие нити. Эти нити разрезали на мелкие кусочки - бисеринки. Бисеринки, сделанные машинным способом, стоили не слишком дорого, и с того времени носить вышитую бисером одежду могли позволить себе не только представители знати. Огромный интерес к бисеру не обошел стороной и Россию. Находки археологов свидетельствуют о том, что бисер и стеклярус с незапамятных времен применялся жителями Древней Руси для украшения одежды, головных уборов, обуви.

Первые письменные упоминания о маленьких бусинках, нашитых на одежду, датированы IX-ХII веками. Путешественники, посещавшие Россию в те времена, удивлялись тому, что бисер и жемчуг повсеместно употреблялся в декоративных целях. Восхищались иноземцы и умению русских рукодельниц, создававших настоящие шедевры вышивального искусства. Национальную и праздничную одежду украшали бисером многие народы России и сопредельных территорий. Женщины расшивали золотом, жемчугом и бисером передники, отделывали бисером юбки, рукава рубах, передники и головные уборы. Вышивка бисером в настоящее время скорее просто ремесло или приятное увлечение.

Остается надеяться, что когда-нибудь шитье бисером вновь обретет статус искусства, каковым оно было в прошлом, в те времена, когда создавались замечательные картины и панно, хранящиеся в наших лучших музеях России: Государственном историческом, в Государственном музее этнографии, Эрмитаже и Русском музее.

5. Вариативность

В процессе изучения и сбора информации было рассмотрено много вариантов изделий, которые можно было бы изготовить:

¤ Ковровая вышивка – данная технология очень интересная, но требует огромного мастерства и материальных затрат (см. приложение 1)

¤ Вязание – распространенный вид рукоделия, требует большого мастерства и терпения. (см. приложение 2)

¤ Вышивка бисером – данный вид рукоделия издревле славится мастерицами, не требует большого денежного вложения, им я владею в совершенстве. Я выбираю вышивку бисером. (см. приложение3)

6. Основная часть

6.1. Материалы и инструменты. (см. приложение 4)

1. Канва для вышивки черного цвета.

2. Бисер 13 оттенков.

3. Пяльцы. Бисерная вышивка, в отличие от вышивки крестом, объемна. Значит, для этого вида рукоделия нужно подбирать пяльцы большого диаметра, в которые рисунок поместится целиком.

4. Иглы для бисера.

5. Нитки для вышивания бисером должны быть прочные (шелк, полиэстер, нейлон, капрон)

6.2. Требования к изделию.

- качественно выполненные вышивки;

Изделие должно быть заметным, т.е. оно должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать моде;

Работа из бисера должна быть аккуратной, оригинальной и яркой;

Возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы;

Изделие должно иметь низкую себестоимость;

Нити для вышивки – прочные и не линяющие при стирке.

Метод изготовления

Ручной

Внешний вид, стиль

Аккуратный

Требования с точки зрения безопасности

Безопасно

Экологические требования

Экологически чистый материал

6.3. Технология изготовления. (см. приложение 5)

Канва вставляется в пяльцы; бисерная вышивка, в отличие от вышивки крестом, объемна, поэтому для этого вида рукоделия нужно подбирать пяльцы большого диаметра, в которые рисунок поместится целиком.

Определила центр полотна, на схеме есть обозначение стрелкой;

Вышивание производится горизонтальными или вертикальными рядами, бисеринка за бисеринкой;

Каждая бисеринка закрепляется в своей клетке канвы;

Закрепление нитки осуществляется двумя – тремя маленькими стежками;

С каждой новой нитью первую и последнюю бисеринку закрепляют двойным стежком; - бисеринки нашиваются на канву косыми стежками шва «полукрест», где каждая бисеринка соответствует знаку на схеме;

вышивание горизонтальными рядами вышивание вертикальными рядами

Готовая вышивка накладывается на картон, остаток ткани подворачивается на изнаночную сторону и приклеивается;

Натянутая на картон вышивка вставляется в рамку.

7. Правила техники безопасности.

Работа с иголками

1. Хранить иголку в определенном месте.

2. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку.

3. Обязательно найти потерянную иглу

4. Кусочки сломанной иглы собрать и выбросить.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мелкие предметы, стены и занавески.

6. Шить нужно только с наперстком.

Работа с ножницами

1.Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

2. Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.

3.Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.

Работа с электрическим утюгом:

    Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

    Утюг включать и выключать только сухими руками, берясь за корпус вилки.

    Ставить утюг на подставку; следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

7.1. Санитарно-гигиенические правила

1. Нельзя перекусывать нитку зубами.

2. Мыть руки перед началом работы.

8. Экономическое обоснование.

Темой своего проекта я выбрала вышивание бисером. Этот вид рукоделия не требует от меня больших усилий, а наоборот положительно действует на нервную систему и на всё здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышивки ни у кого не будет. Также я выигрываю и в денежном отношении. Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивании. Перед началом работы я выбрала на свое усмотрение рисунок и к нему нитки, бисер.

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия. На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:

Название материалов

Количество

Цена

Сумма

Бисер (разных оттенков)

1шт. -15р

195р

Нитки (шёлковые)

1шт.- 15р

15р

Канва

30:40

110р

110р

Итого:

320р

Рисунок я нашла в интернете. Иголки, пяльцы, ножницы у меня были дома. Итак, общие затраты составляют 320 рублей. А если купить готовую работу в магазине, то она будет стоить намного дороже. Следовательно, вышить картину своими руками приятнее и экономичнее.

9. Экологическое обоснование.

Процесс изготовления и эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как мой комплект изготовлен из экологически чистых материалов. Остатки материалов пригодятся мне для выполнения следующих проектных работ.

Я считаю, что мой проект – это экологически чистое изделие.

Вот и бисер предо мною,

Что же делать мне с тобою?

На вопрос я отвечаю,

И, конечно объясняю.

Вышиваю, расшиваю.

И картины составляю.

Если Вы хотите прикоснуться к такому искусству, мы ждем вас по адресу:

с. Сергиевское ул. Крестьянская,26 МКОУ СОШ №5

Кружок «Рукодельница»

11. Самооценка (см. приложение 6)

Я довольна своей работой. Картина сочетается с интерьером моей комнаты. Я считаю, что мой проект удался. Картина из бисера изготовлена своими руками, она получилась необычной, красивой и позволила мне со вкусом разнообразить интерьер моей комнаты, а также приобрести новый опыт по изготовлению изделий своими руками в технике вышивки бисером. Я даю оценку по следующим пунктам:

    Все ли я сделала?

    Получился ли у меня проект?

    Довольна ли я своим изделием?

    Хочу ли я в нём что-то исправить?

Ответив на все эти вопросы, оценю собственную работу на 5 баллов.

12. Заключение

Заканчивая эту работу, я подвожу итоги своей деятельности на данном этапе

Бисер снова в моде. Первыми его возможности оценили ведущие Кутюрье планеты. Украшения из бисера, платья и костюмы с бисерным шитьем, туфли с узорами из блестящих стеклянных шариков сначала появились на длинноногих моделях, дефилирующих на глазах восхищенной публики. Прошло совсем немного времени, и из мира высокой моды бисер смело шагнул в повседневную жизнь. Теперь его можно увидеть не только в музеях, на модных выставках, подиумах, но и на костюмах светских красавиц, на страницах модных журналов, на курточках малышей и джинсах юных модниц. Область применения бисера огромна. Роскошные свадебные платья с бисерным орнаментом, вечерние туалеты, купальники, джинсы, куртки, кофточки и юбки, вечерние и пляжные туфли, вязаные топы, шапки, варежки и перчатки и даже меховые и кожаные изделия. Словом, бисером можно украсить все, что душа пожелает!

Поставленных целей я достигла.

13. Литература

Бисер. Секреты мастерства. Искусство наложения: Учебное пособие. Дизайн обл. А. С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 48 с. + вклейка. Котова И. Н., Котова А. С.

Журнал «Чудные мгновения» 2/ 2008

Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М., 1988.

Максимова М. Вышивка. Первые шаги. М., 1997.

Молотобарова О. С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-192 с.

14. Приложение.

Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3

Приложение 4

Необходимо оборудовать место для вышивки. Чтобы было удобно сидеть и было хорошее освещение.
1. Пяльцы или специальный станок для вышивки
2. Настольная лампа
3. Канва с нанесенным рисунком, или канва без рисунка и схема для вышивки
4. Шёлковая нить и восковая свеча
5. Иголка для вышивки бисером
6. Ножницы
7. Ёмкости для бисера разных цветов
10. Чешский или японский бисер необходимых оттенков (№ 10,11).

Как подбирать цвет бисера для вышивки картин - лучше всего насыпать понемногу каждого цвета бисера в одну ёмкость и посмотреть, насколько сочетаются выбранные вами оттенки. Со временем у вас будет всё лучше и лучше получаться правильно подобрать бисер для вышивки своей картины.
Для начала натяните канву на пяльцы или станок. Если используете бумажную схему, предварительно просчитайте размер будущей вышивки, отмерьте линейкой, откуда следует начать вышивать.
Используйте линейку, чтбы не сбиться и не перепутать ряды. Закончив вышивать один ряд, передвиньте линейку. Если схема большая, то удобнее использовать прозрачную линейку, чтобы видеть будущие ряды для вышивки.

Основной метод вышивки картины бисером - когда бисеринки нашиваются на канву косыми стежками шва "полукрест", где каждая бисеринка соответствует кресту на узоре

Бисеринки при вышивании должны ложиться ровно и с одинаковым наклоном. Но это в идеале, а на самом деле этого достичь не так просто. Причина в том, что даже чешский бисер, к сожалению, не идеально ровный и одинаковый. Первую и последнюю бисеринки в ряду рекомендуется закреплять двойным стежком. Нить необходимо протянуть через воск (не парафин!!), это обеспечит отсутствие запутывание нити. Бисер лучше брать чешский или японский. Тайваньский нужно постоянно колибровать, а это большое напряжение для глаз. Вышивку можно начинать как снизу, так и сверху, но обязательно выполнение в одном направлении. Бисер должен соответствовать размеру ячеек канвы. Законченную вышивку можно оформить в рамку, лучше обратитесь в багетную мастерскую.

Приложение 5

Технологическая карта

-

Утюг

Приложение 6.

Фотография изделия

Вышивка бисером - это рукодельное искусство украшения, получившее свое распространение еще с древних времен. Различными узорами украшались холст, кожа, полотно, батист, тюль, хлопок и другие материалы. Вышивка создавалась в разных техниках с помощью нитей, бисера, камней, используя такие инструменты, как иглы, пяльцы, ножницы, наперстки. И это далеко не весь перечень инструментов и материалов. В современном мире мы сталкиваемся с различными видами вышивок, которые через столько лет сохранили для нас наши предки.

Увлечение именно вышивкой бисером достигло своего апогея в конце 18 века. Стеклярусом украшалась одежда и обувь, аксессуары, вышивали панно и картины. Изображали различные пейзажи, бытовые сцены, военные события и религиозные мотивы, вышивали иконы и церкви. В современном мире бисер по-прежнему не выходит из моды, многие ведущие модельеры разных стран не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер имеет неограниченное количество цветов и по своей цене доступен каждому. Для многих женщин и тогда и сейчас вышивка бисером стала любимым хобби. Это рукоделие требует хорошего терпения, сосредоточенности, аккуратности и сноровки. Вышивают, как и прежде картины, аксессуары и одежду.

Это очень красивые изделия, но кропотливый труд. Новичку в этом деле стоит набраться терпения и усидчивости. Как и в любом рукодельном искусстве, вышивка бисером должна соответствовать определенным правилам:

  1. число бисера в ряду соответствует числу клеток в строке схемы
  2. бисер обязательно должен быть одинакового размера
  3. бисер должен быть пришит с одинаковым наклоном и располагаться строго ровно
  4. основной элемент рисунка обязательно должен выделяться отделкой и быть в центре вышивки
  5. вышивка по канве выполняется рядами
  6. многие пользуются леской, либо синтетическими или хромированными нитками
  7. цвет канвы и нити должен совпадать
  8. длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки
  9. нужно использовать пяльцы или гобеленовые рамы, чтобы полотно для вышивания было очень плотно натянуто

Новичкам рекомендуется приобрести вышивку в наборе, которая продается в специализированных магазинах. В ней находится все самое необходимое: канва, схема для вышивания , бисер, игла и инструкция по вышиванию. Также процесс работы облегчает заведомо нанесенный на ткань рисунок. Рядом со схемой находится информация по соответствию цветов бисера с обозначениями на схеме. Перед началом работы ткань нужно натянуть на пяльцы.

Это определенные руководства для того, чтобы новичку было проще начать работу с бисером, а уже опытные рукодельницы смогут составлять индивидуальные схемы на свое усмотрение.

Чтобы закрепить бусинку, ее можно пришить стежком к ткани, либо использовать бисеринку поменьше, чтобы образовался небольшой столбик. Также можно вставить пайетку. Будут красиво смотреться пришитые бусины разных цветов, размеров, пришитые близко друг к другу или поодиночке. Для придания объема вышивке можно делать столбики из двух или более бисеринок.

Основные швы при вышивке бисером по схеме :

  1. Шов "Вперед иголку". Он известен нам еще со школы, с уроков труда. Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять, нанижите бусину.
  2. Шов строчной. Похож по исполнению на шов "Вперед иголку" и на шитье вприкреп. Вы сами выбираете и изменяете расстояние между бисеринками. Чтобы зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии или прямой, придать вышивке жесткость, то после завершения стежка еще раз пройдите в обратном направлении иглой. В этом случае бисер встанет ровнее.
  3. Шов стебельчатый. Такой способ придает вышивки жесткость, причем достаточно сильную. Наберите 2 бисеринки и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжать нужно до тех пор, пока в результате не достигнете желаемой длины строчки.
  4. Шов арочный ("Назад иголку"). Он похож на предыдущий шов, но здесь мы на иглу нанизываем 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой. Чтобы арочный шов был более жестким, можно вернуться назад не на одну, а на две-три бисеринки.
  5. Шов вприкреп. Бисер сначала нанизываем на нитку, которую затем пришиваем к ткани короткими стежками между бусинами. Такое шитье позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы окрестили этот способ словосочетанием "Ленивая жена". Укладываем нить с бисером на ткань. Другой нитью пришиваем низку бисера через каждую бусину или через 2-3 бисерины. Этот шов используется, когда нужно заполнить вышиваемое пространство бисерными рядами вплотную друг к другу.
  6. Шов "Вперед иголку" двусторонний. Похож на "Вперед иголку", с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается длиннее и на него также нанизывается бисерина.
  7. Шов стебельчато-строчной двусторонний. Этот шов получается из строчного и стебельчатого. При таком способе вышивка получается жесткая.
  8. Шов вприкреп двусторонний. На нить, пришивающую бисер к ткани, с изнаночной стороны нанизываем бусину, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую часть на нить снова нанизывается бисеринка.
  9. Шов "Монастырский". На лицевой стороне на каждый стежок нанизывается по одной бусинке, далее делаем диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусинке. Делаем вертикальный стежок на изнаночной стороне, нить снова выходит на лицевую сторону и делаем еще один диагональный стежок с бусинкой. В итоге с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные. При вышивании бисером по бисеринку нужно пришивать в клеточку канвы по диагонали. Важно, чтобы длина бисеринки примерно совпадала с размером клеточки канвы по диагонали. В таком случае изображение не деформируется.
  10. Шов обметочный. Выполняется как простой обметочный шов, только в каждую верхнюю петельку вставляем бисеринку.

Бисер может принимать непосредственное участие практически в любом шве. Не бойтесь экспериментировать, фантазируйте!

История вышивки бисером

Сейчас работа с бисером - древнейший вид рукоделия - увлекла на годы не только дизайнеров, но и простых любителей творить чудеса своими руками. Разнообразие бисера и неограниченные возможности его применения могут вскружить голову даже самой капризной моднице.

Бисерное шитье зародилось тысячи лет назад, но не утратило своей популярности до наших дней.

Традиция расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом, перламутром существует у многих народов, первые бусины были найдены археологами еще в гробницах фараонов. Египтяне расшивали бисером платья, делали из него ожерелья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Искусство этих народов переняли и в Римской империи.

Высочайшего мастерства в и изготовлении бисера достигли знаменитые венецианские стеклоделы в средние века. С этого момента начинается подлинный рассвет украшений из бисера. Маленькая бусинка завоевывает мир!

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по разному, например: в Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве – кароляй, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – пляценки и горлячки, в России – ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Старинный бисер был гораздо мельче современного. Размер отдельных бисериной не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие имело диаметр всего 0,2-0,3 мм. Можно себе представить, как трудно было работать с таким материалом. Нужны были тончайшие иглы из первоклассной стали. Иногда и они оказывались слишком толстыми, и рукодельницам приходилось делать двойную работу: снимать иглу и снова вдевать в нее нитку для каждого стежка. Количество цветов и оттенков бисера было невероятно большим: в одной коллекции начала века удалось собрать около 800 сортов старинного бисера, и этим отнюдь не исчерпывается его многообразие. Маленький размер отдельного элемента и бесконечное разнообразие цветовой гаммы позволяло век производить из бисера рисунки практически любой сложности. Бисер подражал и драгоценным камням - рубину, изумруду... Подражал и жемчугу.

Истории бисера предшествует появление стеклоделия. Изначально бусы делали из стекла, но постепенно размер бусин уменьшался и в итоге появился бисер. Кстати, до 17 века бисер производили только в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строгом секрете. Однако вскоре затейливые богемские мастера из Северной Чехии положили конец этой монополии, придумав «лесное стекло», в основе приготовления которого была не сода, а древесная зола. Оно оказалось даже более привлекательным и в скором времени окончательно потеснило стекло из Венеции, а чешский бисер по сей день считается одним из самых лучших в мире.

На Руси бисер появился в IX веке. Русские рукодельницы использовали его для украшения своих нарядов и предметов обихода, а с XVIII века жемчуг и бисер становится неотъемлемой частью народного мастерства. Как светская, так и церковная вышивка бисером всегда поражала иностранных гостей, а умение русских мастериц создавать настоящие шедевры, используя эти материалы, было известно всему миру.

Как никогда популярно было вышивание бисером в 19 веке. Его использовали для создания самых различных вещей – украшений, чернильниц, дамских кошельков, а непременным атрибутом платья и ризы была красивая бисерная вышивка. Тогда же и началось вышивание бисером целых картин, однако затем это искусство пошло на спад. Возрождение его относится уже к половине XX века, когда появляется мода на фенечки, вышитые бисером и стеклярусом сумочки и кошельки.

За прошедшие годы технология производства бисера почти не изменилась, так же как и искусство изготовления из него прекрасных изделии, которое по-прежнему требует терпения, мастерства, фантазии. Кутюрье все чаше используют бисер в своих показах. Модными вновь стали браслеты, кулоны, пояса, сумочки, расшитые бисером.


В настоящее время вышивка бисером является любимым хобби для многих девушек и женщин. Интерес к древнему рукоделию продолжает расти, ведь сегодня практически каждая может попробовать вышивку бисером, благодаря наличию готовых наборов, в которых есть все необходимые материалы, и имеется подробная инструкция к вышиванию. Техника работы с бисером не представляет особой сложности, картины вышиваются достаточно быстро, а сам процесс приносит только удовольствие и помогает отвлечься от повседневных забот. Выполненные бисером картины станут необычайно красивым украшением любого дома и предметом вашей гордости и радости.


Предлагаем вам приобщиться к столь древнему занятию и сделать жизнь чуточку ярче, ведь в каждой бисеринке, пришитой вашими руками, отражается капелька солнца.

Поделиться: