Сценарий развлечения "рождественские святки". Сценарий мероприятия "рождественские посиделки"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

Екатерина Шевченко

Гуляют ребятки в рождественские святки

Ведущий : Все на Святки , все на Святки , Приходите-ка, ребятки !

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети : Да!

Ребёнок : Это что такое – Святки ?

Вед.: Вы не слышали, ребятки ? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

1 реб.: Леденьё пришло,

Зиму в дом принесло.

2 реб.: В сани коней запрягло,

В путь- дорожку вывело.

3 реб.: Хорошо, что каждый год

К нам зима приходит.

Песни звонкие поёт,

Хоровод заводит.

Дети поют песню : «Как на тоненький ледок»

(дети садятся на стульчики)

(Притухает свет. Заходит Баба-Яга с чертёнком и садятся

на лавочку возле избушки.)

Баба-Яга : Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь . Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт : О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга : Молодец, чернявенький! (гладит его по голове) Но этого мало.

Чёрт : Проникнуть к колядовщикам на гулянье !

Баб-Яга : Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю! (Прикасается к носу чёрта.)

Чёрт : О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга : И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт : Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга : Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе . Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая! (Подпрыгивает, приплясывает.)

(Убирает в избушке.) Танец «Звёзды»

Баба-Яга : А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

(Улетают.)

Вед.: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертёнком. Давайте будем петь и танцевать, Рождество справлять !

Входят ряженые (Цыгане, Скоморох) и поют :

Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята !

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

Песня «Новый год общая

(Дети садятся на стульчики.)

(Заходит Баба-Яга.)

Баба- Яга : Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества .

Вед.: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга : Не я! Это кот…он не доел, а я ему помогла.

Вед.: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята ?

Дети : Да!

(Вдруг из-за двери в зал летит веник.)

Вед.: Это ещё что за шутки?

Чёрт : (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед.: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

(Из-за двери вылетает башмак.)

Вед.: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт : Я бежал да запыхался,

Дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад,

Что увидел вас, ребят !

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт,

То со мной плясать пойдёт!

Игра «Жмурки»

(Потом Чёрт с Бабой-Ягой начинают гоняться за детьми и сажать их в мешок без дна.)

Черт : Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Вед.: Кышь, кышь, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес! (Чёрт и Баба-Яга убегают. (Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке)

Прикатила коляда,

Коляда-то молода, у-у-ух!

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить

Да ребят веселить !

Танец. старшая группа

Ведущий :

Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте!

Петь частушки помогайте! Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда, Коляда!

Никому не спится!

В каждом доме стар и мал

Ночь всю веселится!

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

Хоть и маленькие!

(Частушки - русская народная мелодия)

Проводится игра "Бабка Ежка".

Баба Яга :

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка,

Костяная ножка!

Буду вас развлекать,

Буду с вами играть!

(Дразнит детей)

Девочки с усами,

Мальчики с косами.

Дети встают в круг. В центре - водящий :

Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей - "заколдовать": как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит :

У меня живот болит.

Пошла бабка на огород,

испугала весь народ.

Ведущий :

А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(Игра с гостями «Гадание на горшочках» )

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Дети идут хороводом и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек :

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Полотенце : Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка : Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

Колечко : Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

Лента : Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

Пуговица : Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью. (взрослого)

(К шестому горшку бежит Баба-Яга.)

Баба-Яга : И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

(Достает веточку от елки из шестого горшка.)

Что это? Растолкуй?

Вед.: Видно – к новой метле!

Баба-Яга : (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед.: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга : Ой, много. Уж и не помню сколько раз в Рождество пакостила . Раз так, то я ухожу, но опять приду к вам на следующее Рождество . И тогда придумаю что-нибудь новенькое! (Баба-Яга уходит.)

Вед.: Ну, что ж, ребята , Баба-Яга улетела до следующего Рождества , а наш праздник подошёл к концу .

Загадаем все желание,

Чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!

Новогодние святки - Сценарий для детей старшей и подготовительной групп. В зале детей встречает ведущая (взрослый) и двое детей, одетых в русские народные костюмы. Дети входят в зал под любой народный напев или инструментальный наигрыш, рассаживаются: по одной стороне от ведущей

Девочки, по другой

Мальчики.

Ведущая.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них

Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

2-й ребенок.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

1-й ребенок.

А что такое святки?

2-й ребенок.

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

1-й ребенок.

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

2-й ребенок.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Ведущая.

Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Занавес открывается. На сцене, слева, стоит стол, вокруг

Стулья, на столе

Скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят молодые Хозяин и Хозяйка, поодаль

Бабушка. Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку-качалку. Справа на сцене

Маленькая скамейка, на ней ручная прялка, старинные утюги, горшки и т. д.

Хозяйка.

Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.

Хозяйка.

А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!

Бабушка.

Да разве сейчас колядовать могут? Так, название одно осталось. Вот в наши времена было, вот это да! Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Весело-то как было!

Хозяйка.

Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?

А приготовила ли ты, Наталья, чем ряженых-то угощать?

Хозяйка.

Да приготовить-то приготовила, да вот придут ли? Ой, кажется, Глаша проснулась.

(Достает из кроватки ребенка).

Потягушечки,

Подрастушечки!

Поперек толстушечки!

Хватушечки,

Бегушечки.

Бабушка.

Дайте-ка и бабушке понянчить. (Берет "ребенка", качает из стороны в сторону).

Тпрушки-потпрушки,

Поехали старушки.

Черт их понес,

Не помазал колес.

Колеса убежали,

Старухи те пропали.

Теперь моя очередь с дочкой позабавиться. (Берет "ребенка", подбрасывает на коленях, а затем делает вид, что роняет).

Хорошая дорога,

Хорошая дорога.

Вот стала что-то хуже

Шаляет, валяет (2 раза).

На мостике, под мостиком (2 раза)

Издалека слышна песня.

Мы ходили-походили

По проулочкам.

Эй, Овсень! Эй, Овсень!

Мы искали, искали Сергевнин двор.

Эй, Овсень! Эй, Овсень!

Мы нашли ее двор среди Москвы,

Среди Москвы

Ворота Красны.

Эй, Овсень! Эй, Овсень!

На второй фразе раздается стук в дверь. Хозяйка берет "ребенка", кладет в кровать. Хозяин тем временем открывает дверь. С продолжающимся пением входят ряженые (взрослые), к ним присоединяется группа детей.

Ряженые.

Зароди, Боже,

Жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле ядро,

А в доме добро.

Куда конь хвостом

Там жито кустом,

Куда коза рогом

Там жито стогом.

Все вместе.

Здравствуйте, хозяева добрые!

С Новым годом!

С Новым счастьем!

С Новым здоровьем!

(Кланяются).

Все колядующие исполняют песню "Сеем, веем" несколько раз. Под ее исполнение один из ряженых "сеет" зерно (имитирует рукой движение сеятеля), разбрасывает его во все углы дома.

Ряженые.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

1-й ряженый.

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

2-й ряженый.

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

3-й ряженый.

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь.

Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.

(Топает ногами).

Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь.

Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь.

Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Бабушка.

Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.

Ведущая.

У нас здесь две команды

Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный

Проводится игра "Ведьмина метелка". Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору

Коняшка. (Сани).

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке).

Идет Егорка

Бела шубенка. (Снег).

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце. (Снег).

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз).

Текло, текло и легло под стекло. (Лед).

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед).

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга).

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает

Ковром устилает. (Снег).

С детьми проводится еще несколько игр.

"Чудеса в решете"

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

"Догадайся

Ответь"

Выбирается из команды игрок. Дети другой команды делятся на две или три группы. Каждая, посовещавшись, задумывает слово. По знаку ведущего все одновременно громко начинают скандировать загаданное слово. Так же по знаку прекращают. Выбранный ранее игрок другой команды должен назвать те слова, которые ему удалось разобрать. Если задание выполнено, команда получает поощрительный знак.

"Дедкины потешки"

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

а) "Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь" (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

Вязку сушек

Сушил Сашка на суше.

У Сережи в сапожки

Попали сережки.

Галка-копалка,

Куда-то подевал-ка.

Подберезовик у березы

Зараспереподберезывался.

У дороги крутороги

Повалили сена стоги.

б) "Я начну пословицу, а вы закончите". Хором дружно отвечайте:

Без труда… не вынешь рыбку из пруда.

Делу время…

Потехе час.

Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.

Рукам работа…

Душе праздник.

Труд человека кормит… а лень портит.

Терпенье и труд… все перетрут.

Друга ищи, а найдешь…

Береги.

Других не суди … на себя погляди.

Играть играй, да дело… знай.

Красота приглядится, а ум… пригодится.

Кто много говорит, тот мало… делает.

Делу венец.

в) Кто больше частушек знает.

Игра "Баба Яга"

Дети встают в круг. В центре

Водящий:

Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей

- "заколдовать": как коснется ребенка

Он застывает в любой позе.

Баба ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит :

У меня живот болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку

Испугала зайку.

Ведущая.

Состязания заканчиваются. (Ведущая подводит итоги). У нас остались фанты за неправильные ответы. Ну-ка, выходите, у кого фанты в руке? Придется вам фанты отрабатывать.

Ведущая предлагает "фантам": проскакать на одной ножке, прокукарекать, дернуть соседа за нос, поздравить с Новым годом, проскакать зайцем и другое. Но все это делается одновременно по команде ведущего.

Ведущая.

Колядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Вместе Коляду нашли.

Коляда-моляда

Всех ребят созвала,

Всех ребят созвала,

Всем гостинцы раздала.

Хозяин с Хозяйкой и Бабушкой выносят угощения и приглашают детей к чаю в группу.

Ведущая.

Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!

Хозяева.

И вам спасибо, что не обошли наш дом.

Все дети и взрослые.

С Новым годом!

С Новым здоровьем!

С Новым счастьем!

Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.

Пояснение.

Перед праздником с детьми следует побеседовать об особенностях проведения дня Василия Великого на Руси. По старому стилю Васильев день приходился на 1 января (14 января по новому стилю), поэтому и Деда Мороза нередко величали Васильевичем. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков, считали в народе. Новогодним вечером отмечали покровителя свиней святого Василия, варили и разбирали по косточкам свиную голову. Хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой снеди: ряженые придут

Их за стол посадить нужно, досыта накормить, напоить и с собой завернуть, что пожелают. Гостей на празднике обсыпали зерном (щедрованье), желали при этом: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому на весь крещеный мир".

Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу. В некоторых деревнях, например, перед полночью собирались в избе стар и млад. Один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другой

Обычно подросток или мальчик _ надевал красную рубашку, специально приготовленную для этого случая белую шапку с кисточками. "Старик"

Уходящий год

Садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка

Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. "Старый год" при общих криках, насмешках выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра:

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Многи лета жили!

Дети, приплясывая, выкрикивали:

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть зерна в красный угол и пели, выкрикивая:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколько на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек!

С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!

Существовали и другие, сходные приговоры:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

Копнами,

На столе

Пирогами.

С Новым годом, с новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

Поскольку Василий

Покровитель свиней, свинятник, как говорили в народе, можно предложить детям загадки, пословицы про свинью.

Ничего не болит, а все стонет.

По земле ходит, неба не видит.

Хвост крючком, нос пятачком.

Была бы свинка, будет и щетинка.

Гусь свинье не товарищ.

Свинья грязи найдет.

Свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

В Новый год, как и на Рождество, девушки гадали, желая узнать свою судьбу: далеко ли, близко живет суженый, беден он будет или богат, выйдут ли они замуж в этом году или не выйдут совсем. Часто пели "подблюдные" песни. В блюдо складывали кольца, брошки, другие украшения, закрывали его и под пение вынимали по одному предмету. Хозяйка предмета из песни узнавала о своем будущем.

Мышь пищит, каравай тащит,

Да еще попищит, да другой притащит.

Да кому мы спели, тому добро,

Кому вынется, тому сбудется.

Лежит кошечка в печурочке,

Ой, люли!

Обложилася котенятками.

А чей перстенек, того и песенка.

Кому вынется, тому и справдится.

Идут сваты богатые.

Один сват в лаптях,

А другой в сапогах.

Кому поем, тому с добром,

Кому сбудется, не минуется.

Сей, мать, мучицу,

Пеки пироги.

К тебе будут гости,

Ко мне женихи.

Кому мы спели, тому и добро,

Скоро сбудется, не минуется.

Идет котик да по лавочке,

Ведет кошечку да за лапочку.

Ой, кому поем, ой, тому добро.

Гадали девушки и с петушком. На полу раскладывали различные предметы: хлеб

К жизни сытой и богатой; соль

Муж будет вредный и сердитый; зеркало

Муж-щеголь; уголь

К долгому девичеству; вода в блюдце

Муж будет выпивать; монетки

К богатству. Договаривались девушки, кому будут гадать, опускали петуха и следили, к какому предмету он направится

Такова и судьба.

Можно было узнать свое будущее, бросив башмак или валенок за ворота избы,

В какую сторону носок

Оттуда и жених придет. А имя суженого

Имя первого попавшегося на улице мужика.

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • Тамара Кожемякина

    Досуг на тему : «Рождественские святки » .

    для старшей и подготовительной группы.

    Цели и задачи :

    Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

    Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

    Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

    Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

    Материал : русские народные костюмы, костюм козы, музыкальные инструменты : трещётки, деревянные ложки, бубны, бубенцы, мешок для колядования, искусственные «снежки» , два подноса, пряники-козули, рождественская звезда из картона , деревянный домик, две свечи,две пары валенок, расписной сундучок, игрушки домашних животных : корова, овца, свинья, лошадь, коза,собака, две корзины для «снежков» .

    Музыкальное сопровождение : русские народные песни «Ах,вы, сени, мои сени!» , «Как у наших у ворот» , «Коробейники» , песня «Воздушная кукуруза» ,песня «Белоснежная зима» , песня группы «Иванушки» «Зима-холода» .

    Под русскую народную песню «Коробейники» выходят воспитатели.

    Ведущий :

    Наступила Рождество

    Долго ждали мы его,

    Святки празднует народ ,

    Веселится и поёт.

    Праздник этот самый длинный.

    Он весёлый и старинный.

    Наши предки пили ели,

    Веселились две недели.

    От Рождества и до Крещения ,

    Приготовив угощенье.

    7 января – светлый праздник Рождества . С 7 по 19 января праздновали Святки . 12 дней по количеству месяцев в году молодёжь колядовала. Колядки-это песни, в которых славят Христа, желают добра и здоровья хозяевам. Девчата и ребята наряжались в костюмы животных : козла, лисицы, петуха, медведя.

    Воспитатель :

    День сегодня не простой-

    Праздник к нам пришёл святой !

    Наступило Рождество ,

    Начинаем торжество!

    Воспитатель :

    Эй, спешите все сюда!

    В гости Коляда пришла!

    Будем мы шутить, смеяться,

    Будем прыгать, забавляться!

    «Как у наших у ворот» . Ряженые с музыкальными инструментами : деревянными ложками, бубенцами входят в зал и проходят к домику.

    Ведущий : - Посмотрите, дом стоит,

    Из окна кто-то глядит.

    Колядовщики (дети подготовительной группы) :

    Здравствуйте, хозяюшка!

    Выходит хозяйка.

    Хозяйка :

    Здравствуйте, гости дорогие!

    Колядовщики :

    Открывайте ворота,

    К вам пришла коляда!

    Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы,

    Живите без бед много-много лет!

    Дай Бог тому,

    Кто в этом дому,

    В доме –добра,

    В поле –зерна!

    Дайте нам кило конфет,

    Целый год вам жить без бед!

    Кто детишек угощает,

    Тому Бог помогает!

    Коляда,Коляда!

    Жили- были три кота,

    Три кота и котик,

    Дайте срочно тортик!

    Пусть Вам хорошо живётся

    да всё удаётся!

    Славим, славим, восславляем.

    С Рождеством всех поздравляем !

    Хозяйка :

    Это, что за народ

    Колядует и поёт?

    Ведущий :

    Это мы бояре!

    Ведущий и хозяйка проводят игру «Бояре» с подготовительной группой.

    Дети делятся на две команды. Они ходят по очереди навстречу друг к другу со словами.

    Бояре, а мы к вам пришли.

    Молодые, а мы к вам пришли.

    Бояре, а зачем пришли.

    Молодые, а зачем пришли?

    Бояре, нам невеста нужна,

    Молодые, нам невеста нужна.

    Бояре, а какая вам мила,

    Молодые, а какая вам мила?

    Бояре, нам вот эта мила.

    Молодые нам вот эта мила.

    Ведущий :

    Становись-ка в круг, народ,

    Поведём-ка хоровод.

    Ведущий проводит игру «Золотые ворота» с ребятами подготовительной группы.

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда.

    Первый раз – прощается,

    Второй раз – разрешается,

    Ну, а в третий раз не пропустим вас!

    Два человека делают ворота, а остальные, образуя цепочку проходят через них. На последних словах ворота закрываются Ребёнок. попавший в них, становится в круг.)

    Ведущий : «Есть любимая игра, называется «Свеча» ».

    Ведущий проводит игру «Свеча» с детьми подготовительной группы.

    Свечка,свечечка, свеча,

    До чего ж ты горяча!

    (Мальчики и девочки образовывают два круга. Они говорят слова и передают свечи. У кого остались свечи, выходят на середину и пляшут. Игра повторяется несколько раз.)

    Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» .В зал входят девочки старшей группы с шумовыми инструментами :бубнами, трещётками. Они исполняют колядки.

    1-я подружка :

    Ой, ребятки, нынче Святки ,

    Не пойти ль нам на колядки?

    Там блины, козули

    И кисель в кастрюле!

    2-я подружка :

    Ой, колядка, коляда.

    Золотая голова!

    Приходила коляда,

    Всем добра нам принесла.

    3-я подружка :

    Мы пришли вас прославлять

    Да хозяев величать.

    Ой, колядка,коляда,

    Всем здоровья принесла.

    4-я подружка :

    Ой колядка, коляда,

    Золотая борода!

    Позолоченный усок,

    По рублю волосок!

    5-я подружка :

    Подай, тётушка,

    Подай, матушка!

    На тарелочке

    Да на блюдечке!

    6-я подружка :

    Не отдашь пирожок-

    Мы корову за рожок,

    Свинку за щетинку,

    Быка за хребтинку!

    7-я подружка :

    Долго песни мы тут пели,

    А теперь прощаемся,

    Если мы вам надоели,

    Молчать обещаемся!

    Под песню «Ах, вы сени, мои сени» подружки выходят из зала.

    Хозяйка :

    А умеете ли вы, девчата и ребята, загадки отгадывать? Есть у меня чудесный сундучок. Вам загадки загадаю, а отгадки в нём найдём.

    1. Голодна-мычит,

    Сыта- ждёт,

    Малым ребятам

    Молоко даёт. (корова)

    2. Кто ни в жару,

    Ни в стужу

    Не снимает шубу? (овца, баран)

    3. Спереди пяточок,

    Сзади –крючок,

    По середине –спинка,

    На спинке- щетинка. (свинья)

    4. На дворе построен дом.

    На цепи хозяин внём. (собака)

    5. Четыре ноги,

    Пятый хвост,

    Шестая голова. (конь)

    6. Идёт, идёт,

    Бородой трясёт,

    Травки просит :«Ме-ме-ме,

    Дай-ка, вкусной мне.» (коза)

    Хозяйка достаёт отгадки- игрушки из сундучка

    Колядовщики :

    Где коза проходит, там пшеница родит.

    Где коза махнёт хвостом,

    Там там и хлеб кустом.

    А где стукнет рогом,

    Там хлеб взметнётся стогом.

    Дети хлопают в ладоши и читают поговорку :

    Идёт коза рогатая, Идёт коза богатая!

    Входит Коза в валенках и с мешком, кланяется, затем пляшет под песню «Воздушная кукуруза» .

    Коза предлагает поиграть в игру «Пошла коза по лесу» .

    Дети старшей группы встают в круг, а коза находится в середине. Все ведут хоровод и говорят :

    Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

    Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

    Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

    И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

    Коза выбирает одного человека и выполняет все движения. В кругу остаётся двое детей, четверо и т. д. Все дети из внешнего круга постепенно переходят к козе. В конце все стоят парами и танцуют.

    Коза :

    Коляд, коляд, колядушек

    Хорош с медком оладушек!

    А без мёду – не таков,

    Дайте, тётя, пирогов!

    Хозяйка :

    Да вот и пирог поспел! Угощайтесь!

    Хозяйка за руку выводит мальчика.

    Ведущий проводит игру «Пирог» с подготовительной группой.

    Дети встают в две шеренги.

    По середине сидит «пирог» .

    Все говорят :

    Какой он высокинький! (руки поднять вверх)

    Какой он широкинький! (руки развести в стороны )

    Какой он мякинький! (погладить себя по животу)

    Режь его, да ешь!

    «пирогу» бегут по 1 человеку от команды и салют его. Кто осалил первым, тот уводит «пирог» к себе в команду. Проигравший становится «пирогом» .)

    Ведущий :

    А скажи-ка нам,коза,что в мешке ты принесла?

    Коза :

    Снег вам принесла. На дворе-то уж зима.

    Дети старшей и подготовительной групп исполняют песню «Белоснежная зима» .

    Ведущий : козочка,коза, покажи, что за снег ты принесла?

    Коза достаёт «снежки» .

    Проводится конкурс «Попади в корзину» .

    Ведущий приглашает десять человек одной группы разделиться на две команды. Каждому ребёнку коза даёт «снежок» . Перед ребятами стоят две корзины. Задача : попасть «снежком» в корзину. Игра повторяется с детьми другой группы.

    Ведущий :

    Коза-дереза,а что это у тебя на ногах?

    Коза :

    Это валенки, друзья,

    Погадать хотела б я.

    Вот возьму я валенок, да и брошу за околицу.

    Кто мой валенок найдёт, тот и замуж позовёт.

    Коза зовёт девочек. Они берут валенки, встают спиной к мальчикам и бросают. Каждый находит свою пару. Гадают дети обеих групп по очереди.

    Ведущий :

    Молодцы ребята! Молодцы девчата! За руки беритесь, да крепче все держитесь.

    Под песню группы «Иванушки» «Зима-холода» исполняется танец детьми обеих групп. Затем детей просят занять свои места.

    Хозяйка :

    Вы всё пели да играли пряники- то поспевали.

    Примите, люди добрые, моё угощение!

    Вот козули,в честь козочки так называются.

    (Хозяйка на подносе даёт колядующим пряники-козули.)

    Хозяйка :

    Тихо кружатся снежинки.

    Сказка приходит к нам в дом!

    Ёлки, подарки, картинки!

    Зовём это всё-Рождеством !

    (Звучат колокола)

    Ведущий :

    Кругом звонят колокола

    В весёлый праздник Рождества .

    Звёзды водят хороводы,

    Веселятся все народы.

    Рождество вы славьте , люди!

    Пусть вам только счастье будет!

    (Колядовщики уходят под музыку «Ах вы,сени, мои сени» )

    Список литературы :

    1. И. И. Панкеев «От крестин и до поминок» Обычаи, обряды, предания русского народа

    2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах»

    Под редакцией О. В. Орловой 1995г. Г. Владимир

    3. Науменко Г. М. «1,2,3,4,5 мы идем с тобой играть» Русский детский игровой фольклор Москва 1995г.

    4. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» Москва 1994г.

    5. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Москва 1988г.

    6. Петров В. М. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1999г.

    7. Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Детство-Пресс 2012г.

    8. Аникин В. П. «Живая вода» : (Вступительная статья) //Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

    9. Жаворонушки : Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры : В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977 – 1988

    10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. –

    2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

    11. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2006.



    Галина Зверева
    Рождественские посиделки «Весёлые святки»

    Цель мероприятия:

    Познакомить детей с христианскими праздниками Рождество Христово, Святки

    Задачи проводимого мероприятия:

    1. Познакомить детей с рождественскими обычаями, традициями, со святочными гаданиями, играми и конкурсами.

    2. Развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры и конкурсы.

    3. Формировать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности.

    Возраст детей: от 4 до 10 лет

    Ведущий 1: Рождество!

    Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире.

    Праздник Рождества Христова – один из самых радостных и торжественных праздников в году. К Рождеству наряжают ёлку – пушистую красавицу, на макушке которой сияет Вифлеемская звезда. Ёлочка зеленая, и зимой, и летом, - это символ вечного мира, счастья и радости, пришедших в наш мир вместе с Христом.

    (можно рассказать историю о том, почему к Новому году и Рождеству украшают именно ёлку).

    История такова: давным-давно, когда Бог еще жил на земле, а не на небе, к нему по очереди приходили разные деревья, и всех он одаривал плодами: яблоню - яблоками, сливу - сливами, вишню - вишенками. Одна ель стояла в стороне. И тогда Бог повелел за ее скромность каждый год украшать ель сладостями, фруктами, игрушками и гирляндами.

    Наряжать ёлку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощами с огорода, который предварительно разукрашивали.

    Ведущий 2: 6 января, вечер накануне Рождества, считается Святым вечером и обязательно сопровождается народными традициями и обрядами. Хорошим обычаем в этот день считаются танцы вокруг елки, особенно на открытом воздухе. Ещё после ужина начинаются рождественские колядки. В основном колядовать ходят дети и молодёжь. В колядках принято прославлять Иисуса, поздравлять хозяев дома с его рождением и просить угощения.

    Рассказ, сопровождаемый показом слайдов.

    Давайте посмотрим, как все было.

    Слайд 1. С Рождеством!

    Слайд 2. Рождество Христово великий праздник.

    Слайд 3. Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей в разных странах.

    В городе Назарете жила Мария. Она была невестой плотника Иосифа.

    Однажды Марии явился Ангел и сказал, что у нее родится ребенок-Спаситель мира Иисус. Его отцом будет Сам Бог.

    В то время император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария.

    Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют.

    Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так свершилось великое событие рождение Спасителя.

    Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда.

    В далеких странах на Востоке, жили мудрецы-волхвы. Они наблюдали за небом и сразу увидели новую звезду. Волхвы поняли, что в Израиле родился великий Царь, и пошли поклониться Ему. Звезда сияла над ними и указывала путь.

    Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Иисусу дары-золото, ладан и смирну.

    В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.

    Ведущий 1:

    Гости все красивые,

    Дорогие, милые,

    Мы, хозяйки, хороши,

    Всем вам рады от души! (жест радушия)

    Мы пришли к вам с угощениями,

    С пирогами, с поздравленьями.

    Потому что в этот день в старину варили сочива- пшеничный взвар с медом и орехами.

    Это постное блюдо полагалось есть перед предстоящим праздником.

    А затем 12 дней от Рождества (7 января) до Крещения (19 января) начинались Святки – святые дни.

    Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается.

    Ведущий 2:

    (Слайд 9) Празднеством возрождающегося солнца была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю колядующих надо было встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год.

    А чем люди еще в Святки занимаются?

    Они гадают, гадают о любви, об урожае. Красиво гадают. Вот как об этом пишет поэт Жуковский в поэме «Светлана»:

    Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали:

    За ворота башмачок,

    Сняв с ноги, бросали…

    Одна из примет гласит, что в Рождественский сочельник 6 января нужно обязательно выйти на улицу и посмотреть в ночное небо. Увидеть падающую звезду в канун Рождества – большая удача. Загаданное при этом желание непременно сбудется.

    Ведущий 1: Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.

    Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры.

    Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок.

    А вот еще одно гадание. В этот день приносили в избу решето со снегом и клали на него столько меченых ложек, сколько человек в семье. Потом наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей ложке вода застынет ровно, тот проживет долго.

    Ведущий 2: Да, гаданий на свете много.

    Хотите, мы научим вас некоторым видам гадания?

    Например, если человек икает, то что это значит? (Кто-то вспоминает.)

    Чтобы узнать, кто именно вспоминает, загадывают кого-нибудь из знакомых, смачивают мизинец правой руки слюной и проводят по правой брови: если на пальце окажется волосинка, значит, вспоминает тот, на кого было загадано.

    А сейчас давайте все вместе погадаем.

    Гадание на будущее с чашками

    Для гадания потребуется несколько чашек соответствующих числом количеству гадающих. В чашки кладут кольцо, монету, хлеб, сахар, лук, немного воды. С закрытыми глазами, каждый из гадающих, по очереди, выбирает чашку. С чем вытягивают - это прогноз на грядущий год.

    Предсказания на будущее следующие:

    *кольцо - к свадьбе;

    *монета - к богатству;

    *хлеб - к достатку;

    *сахар - к веселью;

    *лук - к слезам;

    *чашка с водой - к жизни без особых перемен.

    *спичка - к ребенку.

    Гадание по книге

    Наугад надо взять какую-либо книгу. После этого назвать номер страницы и номер строки на ней - то, что в этом месте написано в книге, и служит ответом.

    Гадание по обуви

    (сланцы, домашние тапочки, парадные туфли, лыжные ботинки, мужской ботинок)

    В общую кучу складывается обувь. Гадать лучше в полумраке или вообще в темноте. Все участники разбирают по одной «обувке», загорается свет, и все узнают судьбу на ближайший год.

    Сланцы – поездка к морю на отдых

    Лыжные ботинки – здоровье и спортивная активность

    Тапочки – домоседство

    Парадные туфли – праздники, веселое время провождение, интересные встречи

    Мужская туфля – замужество или счастливая любовь или новое знакомство.

    Гадание «Угадай сколько»

    (гадание с мандарином)

    Раздаются мандарины. Загадывается желание. Чистится мандарин. Если долек четное количество желание исполнится и наоборот.

    Игра-гадание с шарфом

    Надо загадать желание, завязать глаза и проползти под шарфом, который натянут над полом. Если не заденешь шарф, желание сбудется.

    Гадание ДА-НЕТ

    Над банкой, с какой-либо крупой или зерном, держат левую руку ладонью вниз. Сосредоточившись, нужно задать интересующий вас вопрос. После этого возьмите из банки горсть крупы и высыпьте ее на стол, после чего пересчитайте количество зерен. Если число зерен четное, это означает положительный ответ - ДА, нечетное число, означает отрицательный ответ - НЕТ.

    Ведущий 1: В былые годы время от Рождества до Крещения в деревенской жизни выделялось особым духовным подъемом и проходило торжественно, празднично и весело. Собирались вечерки, посиделки, шумно и весело проходили игрища с ряжеными.

    Посмотрите наша елочка светится яркими огнями и ждет от нас подарков: веселых танцев и рождественских игр.

    А теперь настало время и нам повеселиться.

    Проводятся:

    Игра "Валенки"

    Перед ёлкой ставят валенки большого размера. Играют двое дети и родители (взрослый одевает валенок, ребенок бежит рядом). По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит ёлку быстрее и наденет валенки.

    Игра "Поймай снежок"

    Участвуют несколько пар. Дети и родители стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У взрослого пустое ведерко, у ребенка - мешочек с определенным количеством “снежков” (из ваты). По сигналу ребенок бросает снежки, а взрослый старается поймать их ведерком. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.

    Игра «Кто быстрее»

    Реквизит: обруч, шишки (снежки) 5-6 штук.

    Игра проходит по принципу «Музыкального стульчика». В обруч кладут шишки на 1 меньше, чем игроков. Под веселую новогоднюю музыку игроки танцуют вокруг обруча. Как только музыка останавливается, необходимо быстро схватить шишку. Тот игрок, кому шишка не досталась выбывает. Количество шишек в обруче уменьшается на одну и т. д. Победителем становиться последний оставшийся игрок.

    Игра «Гонки со снежинками»

    Разделить детей и родителей на команды, на каждую команду выдается большая бумажная снежинка. Суть игры заключается в том, чтобы донести снежинку на голове до определенного места, а там передать другому участнику. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее. Когда снежинка лежит на голове ее нельзя трогать руками.

    Игра «Морозные врата»

    Реквизит: два платка

    Двум игрокам завязывают глаза. Они берутся за руки и поднимают их кверху, образуя ворота. В руки они могут взять серебристую мишуру.

    Под веселую новогоднюю музыку дети по очереди должны тихонько пройти сквозь «Морозные ворота». Задача игроков (взрослые) с завязанными глазами, опуская руки, задеть проходящего игрока, не пропустить, то есть «заморозить». Игрок, которого заморозили, выбывает из игры.

    Побеждает игрок или несколько игроков, которым несколько раз подряд удается пробежать через «морозные ворота».

    Конкурс «Сдуй снежинку»

    Реквизит: стол, две снежинки, две трубочки

    На столе с краю лежат две снежинки. По сигналу ведущего игроки начинают дуть в трубочку на снежинку так, чтобы она «долетела» до противоположного края стола. Если снежинка во время движения слетела со стола, то ее надо поднять, положить на это же место, и продолжить дуть.

    Побеждает игрок, чья снежинка первой оказалась на противоположном конце стола.

    Конкурс «Магия чисел»

    Реквизит: два стола, два фломастера, две цифровых картинки.

    По сигналу ведущего игроки должны нарисовать картинку, соединяя цифры по порядку. Побеждают игроки, которые первыми закончили рисунок.

    Игра «Собери картинку»

    Реквизит: конверты с разрезанной на полоски картинкой.

    Каждой семье выдается конверт с картинкой, которая разрезана на тоненькие полосочки.

    По команде ведущего игроки вынимают полоски из конверта и собирают картинку. Побеждают игроки, быстрее всех справившиеся с заданием.

    Ведущий 1: Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!

    (Всех приглашают за стол. К чаю можно подать записочки с сюрпризом - с предсказаниями).

    Предсказания обязательно должны быть хорошими, добрыми, например:

    1. Если лить не будешь слез,

    Денег будет целый воз.

    2. Твой удел не так уж прост,

    Ждёт тебя карьерный рост.

    3. О, чудо, судьба приготовит сюрприз,

    Пакуй чемоданы, поедешь в круиз.

    4. Ждать осталось, самую малость,

    Скоро в дом ваш заглянет радость.

    5. Ждет вас скоро крутой поворот,

    Большая любовь в этот год вас ждет.

    6. Вам удачи, счастья, мира! Будет вам своя квартира!

    8. Не покинет вас удача! Будет новая вам дача!

    9. За здоровье ваше тост! Будет вам карьерный рост!

    10. Я желаю вам везенья! Ждет в семье вас прибавленье!

    11. Окружал вас чтоб уют! А доходы возрастут!

    12. Пусть сопутствует успех! Вам учиться лучше всех!

    13. Впечатлений много разных – в путешествиях прекрасных!

    14. Не тревожит пусть забота! Ждет вас новая работа!

    15. Не скучать желаю зря, будут новые друзья

    Поделиться: