"Ребёнок (подросток) ничего не хочет, — жалуются родители. — Что с ним?"

Подростки не хотят учиться, да и вообще ходить в школу. С этой проблемой многие родители обращаются на Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Бывает так, что ребенок с удовольствием занимался уроками, любил школу, одноклассников и учителей, а потом вдруг все изменилось. И вот он уже не подходит к тетрадкам, на уговоры родителей взяться за ум поддается неохотно, то и дело норовит залезть в телефон, чтобы его никто не трогал.

Конечно, напряжение растет из-за того, что подростковый возраст – это ответственное время, когда нужно приложить все силы и поступить в хороший вуз или найти работу. Родители ломают голову, как отвечать на заявление «это мне в жизни не пригодится» и вообще не знают, как вдохнуть в своих детей мотивацию учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием.

Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.

Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.

Разделим причины нежелания учиться на три группы:

  1. Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
  2. Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
  3. Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.

Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации ?

  1. Рано отдали ребенка в школу

Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.

  1. Построение слишком далеких перспектив

«Не будешь учиться, станешь дворником », — часто пугают родители. Но говорить это ребенку 13-14 лет неэффективно. Подростки воспринимают такие слова родителей, как преувеличение. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.

  1. Отсутствие четкой организации жизни ребенка

Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.


  1. Отсутствие единства требований со стороны родителей

Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.

  1. Некорректные методы воспитания

К плачевным последствиям приводит подавление личности. Оно часто озвучивается фразами: «Ты пока еще никто», «Тебя не спрашивали », — а также сопровождается угрозами, физическими наказаниями или, наоборот, излишними заискиваниями: «Ну, сделай, пожалуйста, я тебе разрешу еще два часа в телефон играть» . Родители слишком жестко или слишком мягко себя ведут. Это давление или манипуляции, которые наносят подростку психологический вред, подавляя или развращая его.

  1. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка

Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.

  1. Привычка всегда быть на стороне учителя

Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.

  1. Высмеивание ребенка, частые негативные оценки

«Ты не способен даже на такую элементарную вещь? У тебя это не получится, даже не пробуй! ». К сожалению, родители говорят это своим детям. Эти некорректные приемы воспитания касаются родительской эмоциональной реакции и означают дискомфорт и ощущение беспомощности, которые чувствует сам родитель. Когда у родителей исчерпывается воспитательный запас, они злятся, обижаются, боятся, но он не хотят это признавать и вымещать эти негативные эмоции на ребенка. Подросток под такой атакой закрывается, перестает доверять родителям или начинает активно обороняться, нападать в ответ и отказываться выполнять требования, предъявленные в такой форме.

  1. Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки

Плохо, когда родителей не интересуют обстоятельства, а только оценки. А ведь оценка отражает результат процесса обучения. Подросток мог стараться, но просто что-то не понять, упустить. Учителя не случайно просят детей делать работу над ошибками, чтобы ребенок разобрался, что и почему он сделал не так, за что он получил ту или иную оценку. Родители могут помочь ребенку проанализировать, что и почему не получилось: «А как ты это делал? А с чего ты начал? А почему здесь ты сделал именно вот так? »


Какие еще могут быть причины?

  1. Неблагополучие, напряженная обстановка в семье

Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.

  1. Неблагополучие в классе

Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.

  1. Отсутствие цели

Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.

Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:

  1. Умение прилагать усилия

У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.

  1. Умение действовать по инструкции взрослого

Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.

  1. Умение организовывать себя

Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.

  1. Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги

Когда ребенок видит «махину» того, что нужно сделать, он говорит: «Нет, это невозможно! » и отказывается от выполнения. Большая и трудная работа не кажется такой страшной, если разделить ее на части и делать последовательно. Если не делать большие дела, то они сами не исчезнут, а накопятся и станут еще больше: из маленького снежка они превратятся в большой снежный ком.

Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.

Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!

Звонок бесплатный и анонимный!

Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое поколение молодых людей, которые "ничего не хотят". Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться). Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть — родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: "Ну почему он ничего не хочет?!".

Подробности истории

"Что значит "ничего", — интересуюсь я. — Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет?"

Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка "нормальных" дел для подростка. То есть:

  • учиться;
  • работать;
  • ходить на курсы;
  • встречаться с девушками;
  • помогать маме по хозяйству;
  • и даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него — как от козла молока. Мама всю жизнь для него, всё только для его блага, себе во всём отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла — а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче!

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, "отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передаётся?" . Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно. Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда — Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей.

Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет — не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

"Ну что с ним такое? — уже чуть не плачет мама. — Я же всю жизнь ему отдала!"

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И, правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приёме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.

Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст! 15-летний парень говорит, как школьная училка: "Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И ещё я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час".

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трёх лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошёл в школу — добавился конный спорт. Сейчас, кроме учёбы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит — некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит — "играть на гитаре" . (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять.) Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет. В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще всё-таки бабушка.

Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома её нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у неё нет рычагов власти по отношению к их "общему" ребёнку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришёл бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял — и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну всё-всё: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова, и снова звучит этот припев: "ничего не хочет" .

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: "А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама всё отхотела, отмечтала, распланировала и сделала".

Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости — в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждёт с работы маму или папу, высказывает своё желание и получает ответ. Обычно: "Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)" . И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе её (пока ещё машину) во всех деталях. Таким образом, ребёнок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел — написал маме эсэмэску, отправил — мама заказала через Интернет — вечером привезли. Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочёл две страницы логопедического букваря? Раз — и оборвали начало сказки. Всё. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда всё есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука — самое что ни на есть творческое состояние души, без неё невозможно придумать себе занятие. Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде — "мы для него всё, а он в ответ — ничего" . Перечисление того, что именно "для него всё", впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел — это третий класс. Ну четвёртый, для девочек. Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово "наркотики" чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как: "Вы же понимаете, в какое время мы живём" . Если честно — не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжёлых, например, когда война идёт прямо в вашем городе. В моё время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили. А вот чего не было — это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу "одна бабка сказала". И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоём доме. Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от неё современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой — не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе. С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки — сами, поесть разогреть — сами, в лучшем случае родители вечером спросят: "А что у тебя с уроками?" . На всё лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.

А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объёме обрушилась на голову единственного чада.

"Я в его годы уже твёрдо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала ("Ну и что? Я с первого, разве это о чём-то говорит?" — К.Д.), а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведёшь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать!"

Всё это произносится с трагической интонацией — "Куда катится этот мир?!" . Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребёнка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

  • чтобы делал все сам;
  • чтобы беспрекословно слушался;
  • проявлял инициативу;
  • занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;
  • был чутким и заботливым и не был эгоистом;
  • был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. "Я хочу невозможного?" — печально спрашивает она. Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на всё согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идёт мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребёнком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная. Ребёнок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно!), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду. Девочки ничего не знают о "женском круге".

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь ещё и русским языком, и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык. Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки — в пределах сотни. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

"Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофёром, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе. Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит".

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ ("проверяет портфель, не даёт надеть то, что я хочу" ) и, условно говоря, насилие над личностью ("ничего нельзя" ). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов. Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки — хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком — постучал и вошёл, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Не могу поверить, что остались ещё такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни — общение со сверстниками. Но это означает, что ребёнок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребёнка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно — ничего не хотеть. А зачем? Всё равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, "иди лучше уроки делай" .

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряжённая, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.

А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестаёт радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребёнок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная "абсолютно бесполезная" прогулка с друзьями — необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное "балдение в ящик" (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звёздах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребёнка — преступно и недальновидно. Не выучит этот урок сейчас — накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т.д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Всё, что они делают — учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учёбы, но при этом — вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как!

Кто такой современный подросток? Конечно, стричь всех под одну гребенку - это неправильно, но некий собирательный образ всё же вырисовывается. Часто это достаточно умный и мозговитый ребенок, который совсем ничего не хочет в жизни. Он может хорошо учиться и даже неплохо танцует/поет/рисует (нужное подчеркнуть), но его это не интересует.

Он не хочет работать, строить карьеру, заводить семью. Его мечта - какой-то уголок, да немножко денег на еду, и чтобы не трогал никто. И это вроде не так плохо, как если бы он принимал наркотики, но всё равно как-то страшно. Узнал своего ребенка? Тогда давай разбираться, в чём дело и как с этим быть.

Проблемные подростки

Таких детей не назовешь в полной мере проблемными, ведь они не устраивают бунты против родителей, не уходят из дома, но есть куда более серьезная проблема - абсолютное отсутствие желаний и мотивации. Моя подруга работает психологом, занимается подростками, так вот она говорит, что таких клиентов у нее по три в неделю.

Она рассказала случай, на котором мы и разберем эту проблему. К ней пришла мама 15-летнего мальчика, который, по ее словам, ничем не интересуется и делать ничего не хочет. Оказывается, мальчик, назовем его Юра, не хочет ничего делать из списка обычных дел для подростка. То есть учиться, работать, ходить на курсы, встречаться с девушками и помогать по хозяйству.

Ребенок, по словам мамы, даже в отпуск ехать не хочет. Мама в печали, вырастила мужика, а толку никакого. И знаешь, ведь тут уже есть проблема, но об этом позже. Мама так старалась, чтобы у сына было всё только самое лучшее: кружки, секции, репетиторы, летние лагеря. В итоге же она получила сына, который сначала спит до обеда, а потом до ночи играет на компьютере.

Голова у парня золотая, как говорят учителя, но учится он плохо. В школу ходит, когда хочет, все слова пропускает мимо ушей. Дома тоже не делает ничего, даже на кухню не выходит, чтобы поесть. Бабушка приносит еду ему в спальню. Понятное дело, что мама в отчаянье.

Картина следующая, мама как проклятая вкалывает на работе, чтобы обеспечить сына всем необходимым, отца чаще всего нет или он не слишком участлив. Ребенка отправляют на всевозможные секции, занимают его более чем полностью. Где-то лет с трех он уже чем-то занимался, что-то учил: английский, плаванье, подготовка к школе.

Понятное дело, сейчас добавилось еще с десяток задач вроде конного спорта, репетиторов и прочего. Мальчик домашний, во дворе не гуляет, да и друзей у него близких нет. К телевизору безразличен. По словам мальчика, даже в компьютерные игры он играет не так уж часто, как жалуется мама.

Ну что же, пора перейти к тому, в чём же проблема, что пошло не так. Когда у ребенка есть только мама, активная, сильная, энергичная мама, которая занимается карьерой и обеспечением семьи, нет отца или он не так заботлив, как того требовалось бы, то семейная парадигма искажается. Мама занимает роль мужчины, а вот роль мамы замещает бабушка или няня.

Вот только бабушка не может стать полноценной мамой, нет у нее таких рычагов власти. Мама пытается дать сыну всё, а он несчастлив и ничего не хочет. Вот только тут и напрашивается вопрос: а когда и зачем ему что-то хотеть? Ведь мама за него уже всё захотела, решила, спланировала и сделала.

У этих детей есть всё: телефоны, вещи, занятия на каждый день, отдых на море. Вот только у них нет возможности, так сказать, поплевать в потолок. Вот просто поскучать. А ведь скука и заставляет придумать себе занятие и захотеть чего-нибудь. И ведь родителей не упрекнешь, они действительно делают для них всё…

Вот только это всё иногда доходит до абсурда. Мамы пытаются оградить детей от всего по их мнению опасного, но часто перегибают палку. А знаешь, в чём парадокс? Такие дети чаще всего вырастают у тех родителей, которые чуть ли не с пеленок делали всё сами. Это многим знакомо, родители работали, а ребенок становился самостоятельным по мере своих потребностей.

С первого класса сами ходили в школу, сами себе еду разогревали, если нет никого дома, а еще сами делали уроки и отвечали за себя. Эти самостоятельные дети выросли и сами стали родителями, обрушив на головы своих детей свое представление о мире. Сколько они сетуют, мол, а я в твои годы…

Они требуют от детей слишком многого, потому что и дают им слишком много. Вот например, мама Юры, на вопрос о том, какого именно поведения она ждет от сына, ответила: «Хочу, чтобы он делал всё сам, слушался меня, проявлял инициативу, был заботливым, не эгоистом, но и настойчивым, пробивным мальчиком» .

Ты представляешь себе такого человека? Вот и я нет. Мама и сама понимает, что хочет невозможного. Тут ведь одно из двух, всегда. Или музыка, или танцы, или послушный и заботливый отличник, или энергичный и пробивной, но троечник. Не бывает всё и сразу. И не нужно пытаться загрузить ребенка всем подряд, лишь бы он был всесторонне развитым.

Так ребенок пропускает очень важный этап развития: общение со сверстниками. Ему просто некогда пойти с ребятами куда-то, во дворе посидеть хотя бы. Они так вступают в социальную игру, так они ищут свой путь, открывают свои желания. Нужно давать детям чуть больше свободы, а не контролировать каждый шаг.

Ведь есть мамочки, которые не пускают гулять с друзьями, не разрешают ходить в гости. Моя подруга, которая психолог, рассказывала, что иногда дети жалуются, что даже ни разу в кино с друзьями не были, только с родными. И этим детям не 6 лет, а 16. А еще многие жалуются на то, что мамы проверяют карманы, портфели, телефон.

Нужно соблюдать границы. Если у первоклассника еще можно проверить карманы, чтобы не постирать штаны вместе с жвачкой, то с подростком всё не так. Многим это покажется диким, но в комнату к ребенку, которому уже лет 14, нужно входить со стуком, спрашивая разрешения, чтобы войти. Это банальное уважение и соблюдения его прав на личную жизнь.

А еще ситуацию не улучшает критика со стороны матери. Постоянные напоминания, вроде «пойди помойся, надень шапку, вымой руки » говорят ребенку о том, что он еще маленький, что за него еще могут всё решить. Даже такие мелочи. Как бы это ни звучало, задумайся, родители сами убивают в своих детях любые желания и стремления.

Своей сверхопекой родители блокируют творческую энергию ребенка. Ведь ему запрещено то, чего он действительно хочет, он не может решать сам. Вот он больше и не хочет ничего, ведь всё равно запретят, раскритикуют. Мы хотим обеспечить нашим детям безопасность и абсолютный комфорт, а в итоге лишаем их жизни.

Да, мир не идеален и жесток, но сами родители в нём же как-то живут. И детей от него оградить не получится. Нужно позволять детям жить, совершать ошибки, сталкиваться со злом, ведь иначе научиться нельзя. Только так из них вырастут настоящие сильные личности, которые будут к чему-то стремиться, чего-то хотеть.

Так что же делать? Как всё исправить? Вспомни, о чём ребенок тебя просил, а потом перестал. Поверь, даже простая, абсолютно бесполезная на твой взгляд, прогулка с друзьями необходима ребенку для нормального психологического здоровья. Нужно позволять ребенку немного безделья, пусть смотрит телевизор, играет в игры, ведь так он познает себя.

Конечно, нужно вводить какие-то правила, рамки, но не ограничивать же ребенка полностью. Ты стараешься как лучше, это понятно, но тебе придется принять тот факт, что ребенку нужно иногда просто бездельничать. Не может же он постоянно учиться, заниматься, ходить на кружки и к репетиторам. Всё должно быть в балансе.

Все родители хотят как лучше, но иногда перегибают палку, а потом пожинают плоды. Недавно мы писали о том, как вырастить самостоятельного ребенка, который станет сильной личностью.

А еще мы рассказывали тебе о стадиях развития мальчиков и о том, что в этот период нужно им больше всего. Это очень полезная шпаргалка для каждого родителя!

Подростковый период у современных детей начинается значительно раньше классических 13 лет. Уже десятилетние мальчики и девочки отстаивают самостоятельность, пытаются отделиться от родителей и добиться права делать что вздумается. Редакция Chips Journal поговорила с подростковыми психологами центра «Точка» Марией Завалишиной и Анной Привезенцевой и выяснила, что делать, если ребенок не интересуется ничем, кроме роликов на YouTube, грубит и проверяет родителей на прочность.

Что делать с детьми, которые в 10-11 лет уже ничего не хотят? Родители прыгают вокруг них, возят отдыхать, предлагают кружки, а все, чего хотят дети, - это торчать в интернете.

Анна : Ребенок ничего не хочет - это традиционный запрос к психологу, достаточно частая ситуация. Худшее, с чем это может быть связано, - начало развития депрессии. Но когда ребенок психологически здоров и просто ничего не хочет, мы объясняем это следующим образом: в подростковом возрасте начинает формироваться самосознание - ребенок стремится понять, какой я, чего я хочу, чем мне заниматься, как дальше жить. Для того, чтобы понять, кто такой я, хочется сначала отказаться от всего, что не я.

Соответственно, все родительские предложения и идеи, как провести свободное время, автоматически становятся неактуальными. Потому что это не я придумал, это не я затеял, и все, что предлагают родители, автоматически - нет.

И если в тот момент, когда ребенок отказывается от чего-либо, родители спокойно это воспринимают, уходят от давления, у него появляется время и простор для того, чтобы начать ориентироваться в том, чего он хочет. Это не автоматически происходит и может занимать довольно много времени. Но этот процесс очень важный, нужно с уважением к нему относиться: это такой способ научиться делать выбор.

Но дети не сидят, отвернувшись к стене или глядя в потолок, они чаще всего заняты гаджетами или телевидением. Как быть с таким «ничего не хочу»?

Мария : На фоне личностных изменений очень важно помнить, что есть довольно серьезные нейрофизиологические изменения. Биохимия мозга подростков очень сильно отличается от взрослых людей. Если грубо совсем говорить, то нейромедиатор, который влияет на все познавательные процессы, отвечает за систему вознаграждения и удовольствия и частично за стрессоустойчивость, у подростков вырабатывается в гораздо меньшем количестве, чем у взрослого. В том числе с этим связано ощущение постоянной скуки и недовольства у подростков.

Но в тот момент, когда происходит какое-то действие, связанное с наградой, этот нейромедиатор вырабатывается в гораздо большем количестве, чем у взрослых. Подросток находится как бы на качелях: большую часть времени он в подавленном состоянии, но как только он получает «награду», он погружается в мир огромного удовольствия. Что именно может быть наградой - это отдельная тема. Как правило, это связано с одобрением сверстников или с какими-то достижениями внутри игры, а также с рискованным поведением (которое может проявляться в разных формах). У детей этого возраста в принципе энергии немного, но стремиться к награде готовность довольно высокая. И если мы говорим о гаджетах, это очень быстрое и простое удовольствие; то, что всегда в доступе.

И, конечно, ребенку очень сложно остановиться: чем больше ты погружаешься, тем больше тебе хочется. И еще: те структуры, которые отвечают за контроль и произвольность в мозге, у подростков еще не созрели. И они оказываются в клетке: с одной стороны, поток удовольствия, с другой стороны – скука, а с третьей – невозможность как-то себя регулировать и осознавать последствия.

Но это значит, что родителям нужно вступать в конкуренцию с гаджетами? Предлагать интересные занятия и постоянно развлекать.

Анна : В 11-12 лет у родителей еще есть возможность повлиять на поведение детей: роль родителя в это время достаточно велика. Кто-то решает это путем запрета и ограничения гаджетов. Это какое-то время работает, но потом ребенок все равно скажет в грубой форме: до свидания со своими указаниями и советами. Я не видела благополучных историй, когда родители контролировали время использования гаджетов: как правило, эти попытки обречены на провал за редким исключением.

Договоренности вроде «ты играешь два часа, а потом идешь делать уроки» ребенок будет нарушать. Он все равно будет играть сколько хочет, потому что удовольствие выше договоренности.

Но тем не менее кое-что можно сделать. Например, разговаривать с ребенком. Не говорить ему: «ты должен ходить в спортивную секцию», а разговаривать в ключе его личного развития. Вроде: «вот смотри, ты растешь, твое тело меняется, важно и хорошо, наверное, было бы следить за своей фигурой, за своим телом. Было бы здорово, если бы ты ходил на какие-то спортивные занятия. Давай посмотрим, какие есть и что бы тебе из этого хотелось и было бы интересно».

Путем переговоров родители могут достичь своей цели: ребенок три раза в неделю занят спортом, а не сидением в гаджетах. Но цель достигается не прямым запретом, а путем расширения детских возможностей, кругозора. Важно, чтобы ребенок научился выбирать, имел эту опцию выбора.

Важен диалог: не «ты будешь ходить на английский, потому что ты двоечник», а «смотри, тебе хочется путешествовать и классно будет, если ты выучишь какой-нибудь язык». Кстати, игры или видео-ролики тоже могут быть отправной точкой для таких разговоров. Например, если дети играют в онлайн-игры, там часто бывают иностранные команды, а в YouTube много англоязычных блогеров, и у ребенка появляется потребность понимать другой язык.

Мой призыв таков: не нужно объявлять вето на игры, потому что чаще всего это противостояние доводит до серьезного конфликта. Игру надо вплетать в действительность ребенка таким образом, чтобы она не являлась центром его жизни и центром ваших бесед и отношений.

Часто в семье борьба за отказ от гаджета доходит до такого абсурда, что родители и дети просто прекращают общаться на какие-либо другие темы, как будто кроме того, сколько ты сегодня часов играл и сколько это может продолжаться, и говорить больше не о чем. Родители вступают с ребенком в зависимые отношения и начинают таким образом поддерживать его зависимость. Важно все-таки поддерживать здравомыслие: меньше паники и больше конструктивных предложений.

Мария : Сейчас меняются вообще все процессы, отвечающие за восприятие, концентрацию внимания, память. Подростки сегодняшние и те, кто был подростками десять лет назад, очень сильно различаются. Даже на уровне физиологии: у них разные способы восприятия информации. И люди еще пока не очень понимают, что с этим делать. Мне кажется, я выступлю этаким злым полицейским, но у меня другая позиция в отношении гаджетов: контроль должен начинаться в детстве, а не когда подросток уже играет. Я согласна, что поздние запреты не сработают, но ограничения очень важны, потому что ребенок сам не в состоянии их регулировать. Они должны появиться в раннем возрасте, когда ребенок соприкасается с цифровой техникой. Но главное, это не должно быть скандалом, насилием, и не должно начинаться спонтанно и внезапно.

С подростками младшего возраста более-менее понятно, а как взаимодействовать с более старшими детьми, которые ничего не хотят? Давить уже нельзя, а что можно? Может быть, нужно «стать ребенку другом»?

Мария : Все-таки родитель – не друг. Друзья у ребенка есть, и у них другая функция, другие отношения. А у родителя есть позиция, которая предполагает в том числе и введение ограничений, выстраивание границ и прочую регуляцию. Просто во всем должен быть баланс.

Анна : Я согласна с тем, что функция родителя, это не «быть другом». У родителя есть ответственность за ребенка. Он юридически, по крайней мере, отвечает за него. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит ему – например, свое тело, свои чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности, подростка он не может. Как бы ему ни хотелось и как бы его ответственность не диктовала ему это.

Жесткие попытки контроля подростка выглядят как насилие, и по сути им и являются. Эти попытки, как правило, встречают жесткий отпор со стороны подростка, но если у него недостаточно сил, чтобы бороться, он просто тихо саботирует. Например, родитель говорит: «Садись, делай уроки». Подросток как бы садится за стол, открывает учебник и ковыряет в носу оставшийся вечер.

Все, что родитель может сделать в данной ситуации, это сказать прямым текстом: «я считаю, что тебе было бы намного важнее и полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности. Готов за тебя заплатить, готов тебя записать, готов тебя отвести, готов тебя поддерживать. Если нужна помощь, готов будить тебя по утрам, и так далее. Я все это готов делать, потому что я за тебя волнуюсь и тебя люблю. Но дальше наступает твоя ответственность». Такой разговор возможен где-то лет с тринадцати, четырнадцати. И дальше на этом моменте все, точка. Родитель больше ничего сделать не может. Подросток должен сам научиться брать ответственность за себя, за свою жизнь.

Чем раньше родитель избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей обретет и он, и подросток.

Часто на протест уходят все силы подростка, он борется с родителями вместо того, чтобы сесть и подумать, что делать с жизнью. И когда подростки оказываются в ситуации, что никто на них не давит, они начинают что-то делать сами. Через какое-то время. У всех по-разному это происходит в зависимости от интеллекта. Кто-то через месяц это понимает, кто-то через год, кто-то через два. Но в какой-то момент они все понимают, что так дальше жить нельзя, надо что-то делать.

Если родители при этом не давят, спрашивают, как дела, кормят обедом и так далее, то у подростка появляется возможность все-таки воспользоваться предложением родителей или придумать что-то свое и попросить родителей о помощи. Вот, как-то так я себе это представляю.

В психологическом центре «Точка» открыт набор на групповые занятия для подростков 11-17 лет, и для детей 9-10 лет. Есть также возможность записаться на индивидуальную очную или скайп-консультацию.

Поделиться: