Психология. Снижение уровня стресса

Случаются ситуации, когда малыш перестает слушаться и большинство родителей не знают, как научить его послушанию. Важно понять, как восстановить утраченный контакт и понимание. Почему происходит разлад отношений родителей и ребенка, нужно ли наказывать ваше чадо?

Этим вопросам и посвящена статья. Рассмотрим основные трудности и пути их решения. Дадим советы для построения правильных отношений между вами и вашим ребенком.

Как научить ребенка слушаться

Однозначного ответа на вопрос «как научить ребенка слушаться» нет и быть не может. Попытаемся дать несколько полезных советов для облегчения поиска контакта с ребенком.

С чего начать

Начало может быть в отказе от наказаний. Нельзя заставлять. Вернее, можно, но только силой. А такие шаги ни к чему хорошему не приводят.

Вот несколько советов как сделать, чтобы ребенок слушался:

  • Прекратите агрессивно реагировать на каждую провинность и отступление от вашей линии поведения.
  • Установите контакт с малышом. Разговаривайте с ним, объясняйте, почему он должен делать, то, что вы просите. Поймите ваше чадо, в чем причина его непослушания. Он может устать, проголодаться, хотеть пить.
  • Укрепляйте свой авторитет. Станьте героем, примером для подражания.
  • Поощряйте дела крохи, направленные в нужное русло. Пусть моет посуду, забивает гвозди, помогает. Даже если вам это и кажется неправильным
  • Превратите обязанности в игру или турнир (кто больше или быстрее). Детям всегда нравится участвовать в таких соревнованиях. И не забудьте, поддаться – проигрывать не любит никто.
  • Дайте дитяти «возможность выпустить пар». Пусть порезвиться и побегает. Двигательная активность радует детей, они становятся довольными и более послушными.

Чем старше становятся дети, тем сложнее привить им послушание. Не откладывайте этот вопрос на потом. Начинайте прививать привычку слушаться уже со второго года жизни крошки.

Как научить ребенка слушаться с первого раза

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выполняло просьбы сразу, и думают, как научить ребенка слушаться с первого раза. Но немногие понимают, сколько труда надо вложить в это умение. Мы попытаемся дать несколько простых рекомендаций:

  • Смотрите в глаза. Поддержка зрительного контакта очень важна при беседе с любым человеком. Говорите с ребенком не с высоты вашего роста, встаньте на один уровень. Зрительный контакт – самая простая и необходимая часть доверительных отношений. Нужно просить о чем-то, смотря в глаза.
  • Хвалите. Не забывайте поощрять за выполнение просьбы. В целом это самое важное в воспитании – похвальба. Хвалите часто, по поводу и без него. Научить слушаться можно начинать с просьбы о выполнении любимого дела. Попросите раскрасить картинку, показать, как он играет с любимой игрушкой – похвалите-попросите сделать что-то еще. Так вы установите цепочку связей – родитель просит - ребенок выполняет. И все это добровольно и без негативных ассоциаций.
  • Не давайте забывать о вашей просьбе. Не уставайте просить и напоминать. Это касается детей до трех лет. Не повышайте голос. Будьте спокойны и доброжелательны. Не прекращайте напоминать, что слушать вас надо с первого раза.
  • Говорите о своих чувствах. Расскажите о своем отношении к действиям малыша. Скажите, что расстроены его поведением, непослушанием. Но не «ты плохой, потому что не слушаешься», а «я расстроилась, потому что ты не делаешь, что я прошу».
  • Следите за последовательностью ваших требований. Они не должны противоречить друг другу. И просьба должна быть одна – не загружайте дитя сразу списком необходимых действий, все должно быть по порядку и в определенной последовательности.
  • Установите четкие правила и распорядок. Причем для всех членов семьи, а не только одного малыша. Следуя заранее обусловленным правилам и требованиям, он не будет видеть причин, чтобы отступать от заведенного порядка жизни.
  • Не отступайте со своих позиций. Не позволяйте нарушать требования. Помните, если уж вы установили ограничение – следите, чтобы оно оставалось нерушимо в любой ситуации.

Не обольщайтесь – даже следуя всем полезным советам, вы не найдете ответа на вопрос «Как заставить ребенка слушаться?». Воспитание — процесс длительный и трудный. И дитя будет бунтовать, и нарушать ваши требования и запреты.

Как реагировать если ребенок не слушается

Итак, вы соблюдаете свои обязательства, слушаете, стараетесь понять свою кроху. Но ваше чадо все равно начинается проявлять непослушание. Почему так происходит?

Давайте рассмотрим, как реагировать, если ребенок не слушается:

  • Ни в коем случае не теряйте спокойствия. Будьте ясны умом и хладнокровны. Не отвечайте криком на крик. Особенно если видите, что обычное «не хочу» (или наоборот «хочу») превратилось в истерику.
  • Присмотритесь к своим требованиям. Может, они завышены? Может что-то не так в самой просьбе?
  • С маленькими детьми очень хорошо действует игнорирование их капризов. Помните знаменитый случай, описанный К. Чуковским «Я не тебе плачу, а няне»?
  • Переключите внимание малыша на что-то другое.

Не забывайте про возрастные кризисы. Если ребенок 2 года не слушается, что делать – практически никто не знает. Этого избежать просто невозможно. Можно лишь минимизировать количество стычек.

Если обычные «мирные» способы не работают, приходится применять «жесткие» меры. Ниже рассмотрим, за что стоит наказывать и как сделать так, чтобы наказание было понято правильно, а не стало причиной еще большего конфликта.

За что нужно наказывать

Ребенок вообще не слушается, что делать? К сожалению, выход один – наказывать. Стоит или нет наказывать – это останется на вашей совести.

Ниже несколько советов о назначении наказания:

  • Не горячитесь. Сначала разберитесь - действительно ли есть вина вашего ребенка.
  • Назначенное наказание надо выполнять. Если решили наказывать – приводите приговор в исполнение. И не отступайте в дальнейшем – последующие проступки такого же типа не должны оставаться без наказания.
  • Не применяйте физическую расправу. Словом, можно вразумить гораздо сильнее и лучше, чем силой.
  • Не высмеивайте и не унижайте малыша, особенно на людях.
  • Обязательно объясняйте, за что наказываете и почему наказываете. Акцентируйте внимание на своих эмоциях по поводу проступка ребенка.
  • Наказание должно быть адекватно вине. Не наказывайте просто так.

Не забудьте после «отбытия» малышом наказания, поговорить с ним. Сделайте так, чтобы малыш извлек урок из сложившейся ситуации. Но сделайте это мягко, иначе кроха заупрямится и не услышит вас.

Как восстановить контакт с ребенком

Связь с малышом есть у каждого родителя от природы. Но эта связь может и разрушиться. Причем не всегда это является результатом крупного конфликта. Потерять контакт вполне можно и в результате дежурных ссор. Часто контакт начинает теряться с «первоклашками». Если ребенок 7 лет не слушается, что делать?

Попытаемся дать несколько советов по восстановлению контакта и доверия:

  • Обратите внимание, почему теряется контакт. Это может быть что-то совсем незаметное.
  • Не спешите показывать свою обиду и высказывать претензию. Подумайте, что именно вас раздражает в ситуации.
  • Говорите с ребенком. Слушайте его, а не только читайте нотации. Пусть ваше чадо предложит свой путь решения конфликта. Это может быть очень полезно не только для восстановления связи, но и для развития личности маленького человека.
  • После завершения конфликта и окончания бури эмоций, проведите время вместе, почитайте, погуляйте.
  • Следите за выполнение достигнутых соглашений. Это формирует уважение к вашим словам и повышение родительского авторитета.

Воспитание детей нельзя описать в одной статье. Помните, самый главный принцип: любите свое дитя и уважайте его – и вы поймете, как научить ребенка слушаться родителей.

Может быть врождённым в результате каких-либо патологий, а может быть приобретённым - спровоцированным бездумным вмешательством.

Стимуляция ослабленного иммунитета и негативные последствия

Результатом вмешательства в работу иммунной системы могут стать серьёзные : болезни суставов, болезнь щитовидки. Стимулирующие препараты могут спровоцировать обратный эффект: система начнёт видеть врага в собственных здоровых клетках, что приведёт к воспалительным процессам в тканях и даже их отторжению. Итогом бесконтрольного повышения могут стать такие заболевания, как аутоиммунный вид диабета, артриты ревматоидного характера, системная красная волчанка.

Показания для обращения к иммунологу

Поводом для беспокойства и побудительным мотивом для обращения к иммунологу должны стать следующие факторы:

  • Слишком частые, более шести раз в год, и продолжительные , бронхиты и прочие
  • , не связанные с простудой и не поддающиеся обычному .
  • Наличие группы симптомов присущих ОРВИ или ОРЗ, но не связанных с ними (отёки слизистой носа, ).
  • на , которая выражается в появлении в ротовой полости ранок, отёками горла, кожной сыпью, рвотой и диареей.
  • Быстрая утомляемость и сонливость.
  • Необоснованные повышения температуры тела.
  • Сильные расстройства в работе кишечника (запоры, диарея).
  • Беспричинные кожные высыпания.

Знаете ли вы? О дефиците в 1976 году был снят художественный «Под колпаком». В нём идёт речь о человеке, вынужденном жить в стерильной среде. История вымышленная, но описанное заболевание ТКИД - тяжёлый комбинированный иммуннодефицит реально, встречается в одном из 100000 случаев.


Причины частых простуд у ребенка

Такая же ситуация и в школе, следует также учесть, что в школьных классах численность детей больше, чем в детсадовских группах.

Повышаем иммунитет вашего малыша

Как укрепить иммунитет ребёнку, не прибегая к рассмотрим далее.

Режим дня

Пока ребёнок не в общеобразовательном заведении, за прогулки на отвечаете вы. Гулять нужно не менее трёх часов в день: полтора-два часа перед и столько же перед .

Закаливание

Для начала развенчаем распространённый миф: часто болеющих детей нельзя. можно и нужно всех детей, так как крепкая иммунная система на 70% зависит от образа жизни ребёнка, а детям со слабым здоровьем нужна консультация и индивидуально подобранная методика.

Основные правила процедуры :

  • Начинать нужно в тёплое время года.
  • Понижение температуры во время закаливания происходит постепенно, в зависимости от реакции малыша.
  • Во время процесса желательно создать тёплую атмосферу, закаливание должно ассоциироваться с .
  • Процедуры не должны надолго прерываться, желательны системные занятия.
Есть три вида процедуры: воздухом, водой и солнцем. Закаливание воздухом можно начинать в роддоме, оставлять малыша на какой-то период без одежды, увеличивая это время.

Лучший проводник тепла, начинать можно также с рождения. При этом речь не идёт об обязательном обливании: начать можно с обтираний влажным полотенцем или банной рукавицей.

Полезны всем и всегда, благодаря им организм активно аккумулирует витамин D, необходимый для работы организма в целом и усвоения в частности.

Контроль уровня стресса

Во время нервных потрясений в организме происходит выброс «вредных» (адреналин, кортизол) в повышенных количествах. При длительных это снижает защитные функции организма и вносит разлад во многие его системы.

Многие родители мучаются вопросом, как сделать ребёнка послушным, чтобы он делал то, что нужно. Виктория Кузнецова уверена, что для этого необходимо создать ему безопасную среду. А ещё нужно с увлечением и без фальши заниматься, играть, учить, воспитывать.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

«Виктория, как удаётся вам мотивировать своих детей на учебную деятельность круглогодично, да ещё, как вы пишете, без насилия и принуждения?». Это вопрос, который повторяется почти из письма в письмо, я вижу его в переписке почти каждый день, ну разве что с небольшими вариациями (как удаётся привлекать к домашним обязанностям, помощи взрослым и так далее).

Я понимаю, что это, видимо, наиболее актуальная проблема, так как исток у всех этих вопросов один и тот же: как управлять ребёнком, чтобы он делал то, что мы считаем нужным (полезным, интересным, необходимым и так далее).

Но нет! Вы не прочтёте в этом посте что-то вроде: «Ну и не заставляйте, ребёнок должен делать только то, что ему интересно, идите за ребёнком, прислушивайтесь только к ребёнку». К сожалению, именно так некоторые читатели понимают мои статьи, пробуют вести именно такую политику со своими детьми. У них, естественно, ничего не получается и они мне пишут: «У вас просто родились особенные дети, а у меня обычный. Поэтому эти методы с моим не работают. Я позволила своему ребёнку делать то, что он хочет. Теперь не представляю, как мы встретим 1 сентября…».

Давайте сегодня попробуем ещё раз и с другого захода.

Суть, на самом деле, вовсе не в том, чтобы позволить ребёнку делать то, что он хочет. Вседозволенность, а именно так это называется, губительна!

Позволяя ребёнку плыть по течению, взрослый перекладывает ответственность на неокрепшие плечи ребёнка, к которой тот совершенно не готов.

1. Дайте ребёнку выбор

Когда родитель говорит ребёнку «Ты можешь делать всё, что хочешь», он, вроде бы, предлагает ему самостоятельно организовать жизнь. Однако проблема в том, что ребёнок, как говорил Николай Зайцев, понятия не имеет, что он хочет. Да и не может этого знать. Он лишь три-пять-семь-восемь лет назад пришёл в этот мир, и мир для него лишь постепенно превращается из хаоса в порядок. Это процесс займёт ещё много лет, он называется обучением, и возглавить его должен взрослый.

Совершенно объяснимо парадигма свободного воспитания вызывает большую тревожность у многих родителей: «Как это, можно делать, что хочешь? А если он стулья пойдёт из окон швырять или стёкла бить в автомобилях?».

Чтобы этого не произошло, прежде чем мы сможем сказать сыну или дочери «делай, что хочешь», нам необходимо сделать две важных вещи: ограничить область деятельности и предоставить выбор. Ты хочешь лепить из пластилина или рисовать красками, читать эту книгу или ту, гулять на этой площадке или на другой, поедешь на велосипеде или самокате и так далее.

Если опция «швырять стулья из окна» не будет предложена, она и не будет выбрана. Это же очевидно!

Самый важный этап, на мой взгляд, это предоставить эту самую область деятельности, или, как говорят педагоги, создать среду, включив в неё как раз всё то, что вы считаете нужным, интересным и полезным. Иными словами, если вы хотите, чтобы ребёнок читал книги, нужно, чтобы в доме были книги, если вы хотите, чтобы рисовал, должны быть изобразительные материалы в ближайшем доступе.

Я до сих пор встречаю детей, которые в шесть-семь лет абсолютно не владеют кисточкой и карандашом и даже не знают, как пользоваться ножницами, потому что этому их попросту не научили родители. А зачем? Ещё, чего доброго, себе палец отрежет или на обоях нарисует… Поверьте, если в детской вашего ребёнка не устроена среда, опция «покидать стулья из окна» активируется куда быстрее.

Ребёнок - это колоссальный источник энергии. Если не направить эту энергию в нужное русло, она способна свести вас с ума

Что должно быть в этой среде? То, что нужно, полезно, важно. Но есть ещё один важный момент: в этой среде с ребёнком должен быть рядом любимый и значимый взрослый, к которому ребёнок всей душой нежно привязан. Поэтому лучше поместить в эту среду то, что любите или любили именно сами вы.

2. Не пересиливайте себя

Повспоминайте своё детство: может, о чём-то вы очень мечтали, чего-то очень хотели… Вот вам шанс вернуть своё детство и прожить его рядом с ребёнком. Не покупайте бисер только потому, что соседская девочка ходит на кружок. Если вы точно знаете, что конструкторы вас привлекают гораздо больше, чем вышивка, да здравствуют конструкторы! Я всё детство мечтала об игрушечной железной дороге. Догадываетесь, во что мы заигрывались часами с моим старшим сыном? Я обожаю шить кукольную одежду, поэтому с рождением девочек детская наполнилась куклами разных размеров и сортов.

Не стоит привязываться к стереотипу, что полезная среда - это непременно развивающие книжки и дидактические игры. Чушь

Всё, что вас увлекает самих, что ребёнок с радостью будет делать с вами, то и будет воспитывать и развивать, ибо, снова вспомним Н. Зайцева, «ребёнок проявляется в деятельности, а не в этих безумных тестах».

То, что вас не привлекает, не поджигает, наводит на вас тоску и уныние, то что вы приобрели для того, «чтобы было», потому что это нужно, полезно и есть у кого-то - всё это будет лежать у вас на полках и шкафах мёртвым грузом. Оно же будет провоцировать жуткое чувство вины и комплекс «яплохаямать».

Если мне всегда была неинтересна игра «Монополия» (абсолютно ничего не имею против, но мне просто скучно в неё играть), то я и не смогу объяснить своим детям, насколько полезно и увлекательно в неё играть.

Наоборот, того, чем вы бы не хотели, чтобы занимался ваш ребёнок, и не должно быть в детской среде. Например, вы старательно прививаете ребёнку идею о неполезности игры в карты, а сами с друзьями периодически перекидываетесь. Смиритесь, ребёнок давно знает, как играть в карты. То же самое с гаджетами, компьютерными играми и всем остальным. Ребёнок увидел у вас - будет и у него. Просто подумайте о том, как с этим жить.

3. И не делайте ничего через силу!

Остался последний пункт. Среда наполнена, взрослый согласен быть рядом, полон самоотверженного желания дать ребёнку только самое лучшее. Но что-то не идёт опять, не клеится. Ребёнок убегает, не прислушивается, среда не работает. В чём опять причина? В вашей тревожности.

То, что вы предлагаете ребёнку, должно быть преисполнено радостью, а не нервами, спешкой, суетой и нетерпением. Здесь нам с вами в помощь Юлия Борисовна Гиппенрейтер, которая советует не играть и не заниматься с ребёнком, если внутри вы этого не хотите. Ребёнок сразу почувствует фальшь. Ребёнок считывает с нас любую информацию.

«Да что он там чувствует, милюзга эдакая!» - возмущается одна мама: «Они что, ясновидящие прям?». Ваше тело вас выдаст. У него есть свой язык, и чтобы научиться скрывать его, требуются годы усиленных тренировок. Вот разговариваете вы с человеком, которого всей душой рады видеть. Ваше тело расслаблено, вы повёрнуты лицом к собеседнику, обильно жестикулируете, и жесты ваши широкие, размашистые, ваше тело как будто бы хочет обнять вашего собеседника! А вот вы разговариваете с другим человеком: стоите полубоком, смотрите мимо, руки на груди скрестили (отгородились) или кутаетесь в кофту, запахиваете куртку поплотнее, хотя вроде и не так уж холодно. Всё ваше тело хочет убежать, спрятаться. Предмет разговора вам давно надоел и неинтересен, но рамки приличий не позволяют беседу свернуть.

Понаблюдайте за людьми, да хоть в автобусе. Один сидит спокойно, глядя в окно, поглаживая себя по колену или читая что-то в телефоне. Другой всё время ёрзает, стучит пальцами по стеклу, теребит кончик шарфа или кепки, кусает губы и то и дело смотрит на часы. А когда ваш малыш только родился и ещё не умел говорить, как вы догадывались о его потребностях и желаниях? Вы по незначительным изменениям лица догадывались, что ему нужно то или это.

Когда вы зовёте ребёнка поиграть или позаниматься, понаблюдайте за собой, как ведёт себя ваше тело

Вы расслаблены или напряжены? Или вы тоже ёрзаете на стуле и нервно поколачиваете пальцами по столу, всем своим видом выдавая нетерпение, что ребёнок слишком медленно отвечает, долго думает, часто ошибается…

Какие фразы вы произносите? Как звучит ваша речь? Вы позитивны, говорите спокойно и неторопливо, приводя больше примеров, ободряя ребёнка, давая ему подсказки или бросаете короткие отрывистые фразы типа «Быстрее! Думай! Сколько можно с этим сидеть! Что ты тут застрял?» и тому подобное.

В ответ на такие фразы у ребёнка появляется ощущение, что мир небезопасен, а то, чем вы сейчас занимаетесь, несёт в себе угрозу! Ведь до того как мама купила эту игру, она была моей мамой, в теперь с ней что-то творится непонятное. Она, моя самая любимая мама, которая может и умеет всё, которая защитит меня от всех, даже она вдруг начала нервничать, повышать голос, и, может быть, даже меньше любить меня! И виновата в этом, конечно же, не мама, а вот эта злополучная магнитная азбука, пропись, кубики. А значит, это зло. Этого следует избегать.

Вот и получается потом, что приводит ко мне мама на занятие малыша, он как увидел кубики с буквами и с криком «О, это я учить не буду!» вылетел вон из кабинета. Еле догнали.

Ребёнок, потерявший ощущение безопасности, тревожен и неуправляем. Мы списываем это на дурные манеры, на отсутствие должного воспитания, на какие-то врождённые пороки, начинаем паниковать, наставлять и наказывать. А лечится этот недуг очень простым средством: непоколебимой уверенностью взрослого в своих силах и в способности ребёнка.

Часто приходится слышать от мам своих учеников: «Виктория, за вами мой ребёнок хоть в огонь и в воду! А вот со мной совсем не так». Почему? Потому что я безгранично верю в способности и таланты каждого ребёнка.

Где это взять? А вы видели в своей жизни хоть одного здорового человека, который не умел бы читать, ходить (я не имею сейчас в виду тяжёлые отклонения от нормы), говорить? Который бы путал лето с зимою, а собаку с кошкой? Не видели? Вот и я… Потому что всё проходит.

Ребёнок растёт и развивается. Его развитие всегда направлено вперёд, на рост, увеличение и накопление, как бы мы с вами ни препятствовали этому своей неумелостью, неграмотными методами, плохими лекарствами и докторами. «Ребёнок всё равно растёт вверх, он тянется к свету, к солнышку», - вспоминаю я опять слова Н. Зайцева.

Поэтому то, что не получается сегодня, получится завтра, что не сможет сейчас, сможет потом, через месяц, через год, но сможет обязательно. Лучше всех об этом знают как раз-таки мамы, хлебнувшие горюшка со своими неблагополучными детками, наслушавшись от врачей страшных слов, в том числе и «навсегда». Навсегда не бывает ничего, уж поверьте.

Что нам, как осознанным родителям, нужно сделать навсегда, так это обеспечить нашим детям среду и постоянное нерушимое чувство безопасности.

Фото: Shutterstock (NadyaEugene)

У вас бывало ощущение, что обращаясь с просьбой к ребенку, вы разговариваете со стенкой? У меня – миллион раз.

Типичная ситуация. Пора ужинать.

— Макс, иди есть. Котлеты с макаронами на столе.

Макс сидит в двух шагах от меня в гостиной и играет с динозаврами. Один напрыгивает на другого, тот шарахается в сторону – страшно интересно. Я повторяю. С нажимом.

— Макс, пора есть. Садись за стол.

Никакой реакции. Говорю еще раз. Не идет.

Страшно хочется заорать: «Да что с тобой не так, елки-палки? Я со стенкой разговариваю?».

Иногда сдержаться не получается. Жалею я об этом страшно. Потому что орать на ребенка – не правильно. Со всех точек зрения.

Во-первых, согласно исследованиям психологов, дети, родители которых проявляют по отношению к ним вербальную агрессию, обладают более низкой самооценкой и более склонны к депрессии.

А, во-вторых, повышая голос на ребенка, мы учим его нас игнорировать. Как это ни странно. Мы повторяем одно и то же несколько раз. А потом либо сдаемся и делаем то, что необходимо, сами (ребенок понимает, что слушать нас было не обязательно), либо начинаем орать (ребенок понимает, что шевелиться надо только тогда, когда на тебя орут, до этого можно подождать).

Что делать? Прошерстила материалы Child Development и обнаружила несколько действительно хороших советов. Даже не советов, а алгоритм действий.

1. Убедитесь в том, что ребенок действительно вас слышит. Не надо раздавать руководящие указания с другого конца комнаты.

Если ребенку меньше 6 лет, то стоит присесть рядом с ним, заглянуть ему в глаза и сказать то, о чем вы собирались ему сообщить. Можно легко коснуться его руки или приобнять.

С более старшими детьми необходимо как минимум установить зрительный контакт. То есть сначала убеждаемся в том, что ребенок обратил на нас внимание и лишь потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.

2. Важно понимать, что, возможно, ребенок игнорирует вас не нарочно. Дети до 14-летнего возраста часто не замечают то, что происходит вокруг них.

Согласно научным данным, если дети чем-то увлечены (играют, читают или просто мечтают), то не обращают внимания на происходящее вокруг них. У них отсутствует то, что называют периферическим вниманием.

То есть родитель может находиться рядом с ребенком и что-то ему говорить, а ребенок родителя игнорирует. Не специально. Так получается. Именно поэтому перед тем, как попросить о чем-то ребенка, необходимо убедиться в том, что он вас слышит (см. пункт 1).

3. С другой стороны, ребенок может игнорировать вас вполне осознанно. Бывает, что дети проверяют своих родителей «на прочность», на то, что они могут себе позволить, а что нет.

Для ребенка это крайне важная информация и подобные тесты являются вполне нормальной стадией развития.

4. Убедившись в том, что ребенок вас слышит, сообщите ему то, что планировали. И подождите. Посмотрите, что произойдет.

Если ребенок сделал то, о чем вы просили – замечательно. Если нет… Читаем дальше 🙂

5. Повторите просьбу еще раз и объясните ее. Расскажите ребенку о причине, по которой он должен ее выполнить.

Понимание того, что ваши слова – не произвол, что у вас есть серьезные основания, мотивируют ребенка «быть послушным». Это не всегда работает. Но вероятность того, что ребенок сделает то, о чем вы просите, сильно выше в случае, если он понимает смысл просьбы, ее причину.

Пример: «Пожалуйста, надень куртку прямо сейчас. Мы должны выйти из дома через минуту, иначе опоздаем в гости к Питеру. А это будет не слишком вежливо, правда?».

6. Позвольте ребенку ощутить последствия своего поведения. Не убрал одежду в корзину с грязным бельем? – любимая футболка осталась невыстиранной. Копался, собираясь на таэквондо? – Опоздал и инструктор заставил сделать 15 лишних отжиманий.

Этот способ отлично работает. Правда, некоторые следствия могут быть опасным для жизни и здоровья ребенка (и мы, естественно, их не допустим), наступления других приходится ждать слишком долго. Что тогда?

7. Спокойно сообщите ребенку о том, что его ждет, если он не выполнит вашу просьбу.

«Мы выезжаем в парк через 5 минут. Если ты не будешь готов вовремя, то вечером мы не сможем сыграть в игру, которую ты так любишь. Мы тратим время, которое могли бы использовать, чтобы поиграть, на уговоры и споры».

У ребенка есть выбор. Либо он подчиняется правилам, либо их нарушает. В последнем случае он должен понимать, что ему придется отвечать за последствия. Не сделал то, о чем просили (событие 1), тогда неизбежно наступит событие 2 (обычно неприятное для ребенка).

8. Последнее и, пожалуй, самое важное правило. Будьте последовательны. Если вы обещали ребенку, что в случае невыполнения вашей просьбы, будет то-то и то-то, то сдержите слово. Иначе в следующий раз вам просто не поверят. И опять не услышат.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей, она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня наконец дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне наконец удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей. Дети, как и взрослые, не хотят, чтобы ими командовали. Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

Эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

Эти слова должны быть утверждением – не командой

В этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Например:

Говоря: «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам», мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря: «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!», мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же, использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

Вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение

Вы будете тратить меньше нервов

Вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Поделиться: