Ребенок нервный раздражительный. «Казнить нельзя помиловать», или что делать, если ребёнок нервный и непослушный

Как правило, нервными бывают дети с врожденной детской невропатией. Ребеночек с таким диагнозом гораздо возбудимее своих сверстников. С самого рождения он плохо спит и ест и по мере взросления ребенка эти проблемы только увеличиваются. Такие дети часто раздражены и расторможены. Им очень сложно сосредотачиваться на долгое время. Их отвлекает любая, даже незначительная мелочь, они часто суетливы и неусидчивы. Бывают случаи, когда ребенок, страдающий нервозом не активен и эмоционален, а наоборот, очень замкнут, молчалив и переживает все в себе. И все же, как бы ни протекала невропатия, нужно помнить, что малыш очень эмоционален, склонен к беспокойству и очень быстро переутомляется. Дети, с врожденной невропатией болеют гораздо чаще сверстников. В душном помещении или при изменении погоды они часто жалуются на головные боли или боли в животике. Такие дети невыносливы, у них иной обмен веществ и пониженная реакционная способность организма.
Невропатия – это пока не болезнь, это всего лишь почва для дальнейших неврозов или неврастенических реакций. Неврозы, это заболевания, затрагивающие личностные аспекты характера малыша. В младшем возрасте очень часто встречаются невроз навязчивых состояний, неврастения, истерический невроз, невроз страха. Все перечисленные формы невроза имеют свои особенности, но главное их сходство сильно, по времени и по мощи, возбуждение нервной системы.
В раннем возрасте отличить нервозы друг от друга очень сложно, поэтому употребляется общий термин «нервоз». Как только вы заметите, что ваш малыш слишком эмоционален, возбудим, агрессивен или наоборот, молчалив, подавлен и вял, то, не откладывая в долгий ящик и не пуская все на самотек, обратитесь к врачу. Основной причиной неврозов бывает воспитание, а точнее родительский взгляд на «можно» и «нельзя». Запомните, как правило, у нервного ребенка нервные родители и малыш просто лишь копирует стиль поведения родителей в семье, поэтому вести себя с такими детьми надо очень осторожно, дабы не усугубить их состояние.
Для начала нужно найти причины невроза в семье и сгладить их. Ни в коем случае таким малышом нельзя управлять словно роботом, не нужно ущемлять его достоинство и постоянно упрекать. Толку от упреков не будет, вы лишь натолкнетесь на стену непонимания между вами и малышом, в противном случае вы лишь укрепите в ребенке раздражение по отношению к вам. Ни в коем случае нельзя показывать свои страхи и истерики при ребенке, помните, ребенок копирует модель поведения родителей на протяжении всей жизни.
В трехлетнем возрасте все малыши переживают так называемый «кризис трех лет». Когда малышу исполняется три года, родители с ужасом обнаруживают, что их малышом не так-то просто управлять: то, что раньше он воспринимал, как должное теперь вызывает у него бурю протеста. Ни в коем случае не пытайтесь искоренить его упрямство в этот период, это еще больше укрепит в нем все его страхи и неврозы. Наоборот, помогите ему в это период, поддержите его.
Помните, что основной причиной неврозов у детей является нервная обстановка в семье: нервные родители, развод в семье, слишком сильное навязывание малышу стандартов «можно» и «нельзя». Мир, гармония и чуткое отношение к малышу родителями никогда не позволят ребенку обзавестись букетом неврозов и страхов, поэтому прежде чем кричать на ребенка, заставляя его успокоиться, подумайте о том, что ребенок спокоен тогда, когда спокойны его родители.

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня я раскрою свой главный принцип позитивного материнства. Расскажу, что помогает мне сохранить спокойствие во многих неприятных ситуациях. Как не раздражаться на ребенка?

Дети не всегда все делают так, как мы желаем. У детей есть свои потребности, свои обстоятельства... Иногда ребенок никак не засыпает. Иногда — устраивает истерики. Иногда — просто не слушается и делает все назло. Знакомо?

Мне тоже знакомо. Я писала об этом в статье « ». И сегодня я хочу дополнить эту статью. Рассказав один эффективный метод, с помощью которого можно научиться сохранять позитивное отношение к почти любым ситуациям.

Как же нам не раздражаться?

Первое , что нужно сделать, это вспомнить основные ситуации, в которых вы начинаете злиться и выходить из себя. Обычно, эти ситуации постоянно повторяются. У кого-то они связаны с приемом пищи. У кого-то — с ежедневной уборкой. Бывает, что дети устраивают истерики каждый раз перед прогулкой. А у меня самый сложный и опасный период в течение дня — дневной сон.

Как это происходит у нас? Засыпает младший сын. Так как , я должна лежать рядом и давать ему грудь. Нельзя выйти со старшей дочкой в другую комнату. А старшая дочка регулярно издает какие-то звуки. Малыш просыпается, и тогда я часто начинала раздражаться. Малыша снова уложить уже нереально, старшую дочку уложить уже тоже нереально, я остаюсь без отдыха и с двумя неспящими капризными детьми.

Второе , что надо сделать: определить, что именно вас так бесит в вашей ситуации. Ведь мы реагируем не на самого ребенка. Мы реагируем на свои несбывшиеся планы. Или на ощущение, что вы выглядите дурой рядом с орущим в общественном месте карапузом. Или на свое ощущение беспомощности, когда вы никак не можете увести куда-то своих детей... Покопайтесь внутри себя. В чем причина вашей негативной реакции? Не всегда мы можем докопаться до сути. Бывает, что женщина раздражается на плач, потому что в детстве ее собственный плач оставался без ответа. Бывает, что дети задевают наши собственные травмы. И тогда мы взрываемся без всяких видимых причин.

Я тоже в свое время поняла, почему я злюсь. Это было несложно. Я просто хотела отдохнуть. И дочка лишала меня этой привилегии.

Следующий шаг: придумайте, как вы можете удовлетворить свои потребности другим способом. Как вы можете исправить причину своего раздражения? В моем случае нужно было принять следующие меры:

  • придумать себе какое-то поощрение. Решить, что если младший ребенок снова будет быстро разбужен, я не разозлюсь на старшего, а с чистой совестью буду смотреть фильм. Обычно мне дают что-то посмотреть минут 20-30, но я стараюсь не прибегать к такой возможности слишком часто;
  • не строить никаких планов перед дневным сном. Если не настраиваться на долгожданный отдых, его отмена не влечет за собой столь бурные эмоции;
  • внимательно следить за своим состоянием, не позволять себе сильно уставать. Об этом я писала в « » и во многих других статьях.

И последний важный этап: найти несколько положительных моментов в своей ситуации. Как минимум — три. Или больше. Можно специально создать себе такие моменты.

Когда просыпается младший сын, я теперь часто прихожу к следующим выводам:

  1. Отлично! Уснем сегодня вечером чуть раньше!
  2. Разрешаю себе пойти на кухню и съесть кусок пирога.
  3. Если на улице хорошая погода — можно немедленно выйти гулять!
  4. Иногда, если надо отдохнуть, разрешаю себе посмотреть фильм.
  5. Сон отменяется — значит, самое время сделать себе красивую прическу.
  6. Какая шикарная возможность поработать над своими недостатками! Доказать себе, что я могу не злиться на маленького ребенка по пустякам!
  7. Когда сын спит, он висит на груди. Соответственно, у меня немного затекает тело, неудобно... Сын проснулся — значит, можно, наконец, встать и потянуться!
  8. А еще можно встать и выпить, наконец, стакан воды!
  9. Иногда я придумываю себе дополнительные бонусы — начинаю делать маникюр (младший при этом обычно сидит в слинге), приступаю к , наношу маску на волосы.

Позитивному взгляду на жизнь совсем несложно научиться. Это лишь вопрос привычки. Что делать, чтоб овладеть таким навыком? Просто начните с сегодняшнего дня искать во всем хорошее. При каждой мелкой неприятности задавайтесь вопросом: а какие положительные моменты есть в данной ситуации? И найдите три таких момента. Пройдет немного времени, и вы начнете видеть «плюсы» во всем уже автоматически. Здорово, не правда ли?

Позитивное материнство не только позволит вам спокойнее относиться к детским капризам. Вы будете легче относиться к жизни, проще воспринимать разнообразные неприятные события. А муж начнет видеть дома не унылую загнанную женщину, а бодрую веселую красавицу, для которой любой поворот событий несет что-то хорошее. Спит ребенок — хорошо! Не спит — хорошо! Капризничает — не беда! Не желает идти с прогулки домой — прекрасно!

Какой возраст детей самый сложный для вас? Лично мне легко не злиться на грудного малыша. Он еще такой крошечный и ничего не понимает. Но когда в 2-3 года карапуз демонстрирует свой характер и не желает слушаться... Я читала, что для нас особенно тяжелым возрастом детей будет тот, в котором у нас самих было много травм и неприятных происшествий. Как вы думаете, это правда?

Попробуйте почитать Ю.Гиппенрейтер, там много дельных советов.
Мне очень помогает одно простое правило. Общаться с ребёнком на равных. То есть представьте себе, что перед вами взрослый, сформировавшийся человек. Смогли бы Вы себе позволить со взрослым человеком общаться тем же тоном, что с дочерью?
Не бойтесь рассказать дочери о своих чувствах, она поймет.Например, если она орёт, расскажите ей, что очень раздражены,что сейчас сорвётесь. Не говорите это каменным тоном, выражайте свои чувства.Посмотрите ей в глаза.Скажите, что хотите жалости и понимания.Попробуйте обнять её. Попробуйте найти хоть чуть-чуть тёплого огонька в вашем сердце к ней,не обнимайте бесчувственно,она сразу почувствует и будет хуже. Сделайте это всё таким тоном и с такими чувствами, как будто перед вами дорогой человек, просто почувствуйте её боль.
Когда я вот так орала-мне умереть от боли душевной хотелось. У меня в глазах темнело от страха,что меня не любят.Я так сильно старалась найти этому опровержение, но не находила его нигде, и от этого только больней стновилось, безысходней,замкнутый круг. Я понимаю, что мои слова выглядят бессмыслицей, но как же я это всё помню..Я никогда не забуду этих чувств. А ведь мне всего навсего хотелось, чтоб мама обратила внимание на меня. Поговорила со мной,обняла, сказала, как сильно меня любит.И я всегда ждала момента, когда я расскажу ей о своём страхе и мы посмеёмся над ним.Увы, не смешно мне даже сейчас. Пишу и плачу, вспоминая пережитое.
Были у мамы просветления, но ведь одним добрым поступком никогда не перечеркнёшь всех злых дел. Надо себя менять.Сожалеть-это не решение проблемы,лучше делать, и потом не сожалеть.
Для начала откажитесь от всего ненужного мусора, который отвлекает Вас от общения с дочкой, соответственно заставляет её "просить" внимания, а вас злиться(интернет, книги, игры компьютерные,разные хобби). Звучит дико, но уберите это все от себя куда-нибудь подальше. На время, потом достанете, не бойтесь. Вы просто немного уделите дочери внимания, ей это очень нужно..Пообщайтесь с ней с интересом, расспросите о чём-нибудь, полежите рядом перед сном,посмейтесь над чем-то смешным. Поделитесь своим сокровенным, расскажите как вам тяжело сейчас найти с ней общий язык, попросите о помощи. Да-да, именно такими словами. Непривычно?Говорите с ней подолгу, всегда смотрите в глаза. И конечно же много слов о том, что любите, что она нужна вам, что даже когда все плохо-все равно она дороже всех.
И в таком режиме как минимум месяц-полтора. Я даю вам гарантию, вы не узнаете ни себя, ни своего ребенка. Могут быть ухудшения, могут быть улучшения.При истериках только терпение и любовь, ни окриков, ни злобы, ни неискренности.
Вы поймите главное, у вас есть ШАНС. И пусть от страха у вас появляется терпение.От страха потерять этот шанс..
Попробуйте пойти к психологу, попить успокоительные. Займитесь чем-нибудь интересным вместе с дочкой, что увлечёт вас обеих.
Вот как-то так,наверное...

Жалобы на раздражительность своего ребенка среди родителей явление достаточно распространенное. Чаще всего от раздражительности своих любимых чад страдают мамы, ведь именно они больше всего времени проводят с ребенком и несут на себе основное бремя ответственности за его воспитание. Часто мамы легковозбудимых детей выглядят вымотанными и сами раздражаются по любому поводу. Для того, чтобы научиться справляться с детской раздражительностью, нужно понимать природу такого поведения и его причины.

Как ведет себя раздражительный ребенок

Раздражительностью называют склонность человека к очень сильным и порой неадекватным реакциям на вполне, в общем-то обычные, ситуации. Раздражительный ребенок может слишком бурно реагировать на не совсем удобную одежду, шум, замечания родителей или когда что-то не получается. Ребенок может кричать, продолжительно и громко плакать, выражать агрессию (словесно или физически). Реакции могут быть и совсем неадекватные: одна девочка, к примеру, начинала вырывать у себя волосы, если у нее что-то не получалось делать.

Кроме того, раздражительные дети с трудом засыпают, беспокойно спят, а просыпаются часто с плачем или криком. У таких детей наблюдается плохой аппетит, они могут категорически отказываться даже от любимых блюд. Раздражительные дети нередко склонны протестовать против всего, что предлагают родители: от прогулки и мультфильма до необходимости купаться. Такие малыши отличаются повышенной утомляемостью, легковозбудимые, а вот внимание у них снижено, и усидчивость заметно хуже по сравнению с другими детьми.

Причины детской раздражительности

Причины детской раздражительности могут быть самыми разными. Для понимания причин имеет значение то, в каком возрасте у ребенка начала раздражительность проявляться и стала привычной формой поведения.

Если ребенок еще совсем маленький, в возрасте до трех лет, то раздражительность может быть следствием:
неблагоприятных факторов, воздействие которых испытывала мама малыша, будучи беременной. Речь может идти о хроническом переутомлении, пережитом во время беременности горе, воздействии вредных факторов окружающей среды;
тяжелых и длительных родов, сопровождавшихся асфиксией плода;
органических поражений головного мозга или нервной системы;
заболеваний веготососудистой системы;
ранних стадий ряда заболеваний, таких как сахарный диабет, грипп, заболевания щитовидной железы;
тяжело и долго режущихся зубов;
предъявляемых к ребенку чрезмерно завышенных или излишне заниженных требований;
предъявления к ребенку значимыми взрослыми разных или взаимоисключающих требований;
поведения родителей, которые сами постоянно демонстрируют ребенку примеры собственной раздражительности.

Причиной раздражительности у детей 4-6 лет нередко становится попустительский стиль воспитания, либо гиперопека. Чрезмерный авторитаризм родителей и завышенные требования по отношению к ребенку тоже могут стать причиной раздражительности, причем в самых экзотических ее формах. Ведь с авторитарными родителями ребенок не может выразить свой гнев открыто, и он направляет агрессию на себя (вплоть до нанесения себе телесных повреждений) или на других, тех кто слаб и беззащитен.

Симптомы раздражительности у младших школьников нередко наблюдаются в случае, если у ребенка не складываются отношения со сверстниками в классе, или учителя постоянно заставляют его переживать ситуации неуспеха, публично стыдят или высмеивают. Требование родителей учиться только на «отлично» тоже приводит к вспышкам раздражения.

Самая частая причина раздражительности у подростков – это гормональная перестройка организма. На втором месте – сложные отношения со сверстниками и неуверенность в себе.

Как помочь ребенку

Раздражительный ребенок от собственного поведения страдает, в первую очередь, сам. Он беспомощен и не может совладать со своими эмоциями, а после каждой вспышки раздражения чувствует себя обессиленным. У более старших детей появляется еще и чувство стыда, но очередной «накат» эмоций они контролировать не в силах. Как же помочь таким детям? Здесь все зависит от возраста и причин раздражительности. В первую очередь нужно обследовать ребенка и исключить возможность заболеваний. Если же они обнаружены, то вовремя назначенное правильное лечение поможет быстрее преодолеть болезнь. Будет уходить болезнь – уйдет и раздражительность.

Для раздражительного малыша до трех лет очень важно соблюдение режима дня, ведь ребенок быстро утомляется. К каким-то необычным событиям, даже посещению поликлиники, ребенка лучше подготовить заранее. Раздражительным детям противопоказана спешка. Поэтому на сборы куда-либо лучше отводить в два раза больше времени. Таких деток лучше не заставлять ждать удовлетворения естественных потребностей, они не могут терпеть голод, жажду, дискомфорт от мокрого белья. Жесткие требования лучше заменить взаимодействием в игровой форме. Так, вместо требования: «Убирай игрушки!» лучше придумать игру и вместе с любимым мишкой уложить все игрушки спать.

Для детей 4-6 лет очень важна дисциплина и соблюдение правил, если дисциплины нет, дети чувствуют себя незащищенными и могут реагировать вспышками раздражительности. Очень важно давать детям право на ошибку и возможность ее исправить самим. Дети в этом возрасте уже сознательно подражают значимым взрослым, поэтому важно показать им пример того, как можно справляться с негативными эмоциями и цивилизованно конфликтовать. Малыши 4-6 лет плохо переносят требования, смысла которых не понимают и наказания, которые считают несправедливыми. Поэтому важно разъяснять свои требования, отвечать на вопрос: «Почему это нужно?» конкретно и понятно, а не заявлять: «Потому что я так сказал!». Если малыш наказан, то ему нужно объяснить – за что и разобраться, что он должен или не должен делать в будущем.

Дети очень тяжело переносят ситуации, когда значимые взрослые предъявляют к ним разные требования. Они не понимают, как же нужно себя вести, чтобы соответствовать разным представлениям о хорошем ребенке у мамы и папы, или у мамы и бабушки. Поэтому договориться между родственниками о единых требованиях к малышу и критериях оценки его поведения – это очень важный шаг. Следует помнить, что взрослыми, предъявляющими разные требования к нему, ребенок со временем еще и научается манипулировать!

При появлении признаков раздражительности у детей 7-12 лет , нужно постараться выяснить, что с ними происходит в школе. В случае если отношения со сверстниками в классе не складываются, может оказаться полезным посещение каких-то кружков или секций, где ребенок будет более успешен. Никогда нельзя сравнивать ребенка с другими детьми! Этот «воспитательный» прием ничего, кроме вреда не принесет. Если ребенка сравнивают с другими не в его пользу – у него развивается куча комплексов, а раздражительность только увеличится. Сравнение же не в пользу сверстников грозит тем, что у ребенка разовьется завышенная самооценка, высокомерие по отношению к другим. Он начнет предъявлять к другим людям завышенные требования, и будет раздражаться, если те не будут им соответствовать.

Не самая лучшая практика – требовать от младшего школьника учиться только на «хорошо» и «отлично». Такие требования порождают страх перед ошибками, а это прямая дорога не только к неврозам и раздражительности, но и к комплексу неудачника.

Подростку важно знать, что происходит с его организмом, с чем связаны вспышки раздражения. Поэтому ему нужно рассказать о взрослении, гормональной перестройке и о том, как это проявляется в ощущениях. Человеку, который понимает, что с ним происходит, гораздо спокойнее и самоконтроль в этом случае дается значительно легче. Если же у подростка неприятности, не складываются отношения со сверстниками, то очень важно, чтобы он доверял родителям, тогда вместе легче будет справиться с любыми подростковыми проблемами. Родителям подростков нужно помнить – нотации убивают доверие наповал! А самое главное – они абсолютно бесполезны. Вместо чтения нотаций нужно постараться найти способ продемонстрировать подростку, что его чувства понимают и ему сопереживают. В конце концов, каждый взрослый тоже был подростком когда-то, просто некоторые из нас со временем об этом прочно забывают.

С детской раздражительностью можно справиться, если выявить ее причины, выбрать правильную стратегию поведения по отношению к раздражительному ребенку и придерживаться ее неукоснительно. И не ждать мгновенных результатов, так как у многих детей раздражительность через определенное время закрепляется как привычное поведение, и даже устранив причины, само это поведение устранить мгновенно не получиться. Нужно набраться терпения, поведение ребенка при педагогически грамотном взаимодействии обязательно начнет постепенно улучшаться.

Поделиться: