Проблема цели воспитания в педагогике. Воспитание в педагогическом процессе

Проблема целеполагания в обучении относится к наиболее сложным и важным проблемам в педагогике. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Целеполаганиев педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Целеполагание - это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:

Обоснование и выдвижение целей;

Определение путей их достижения;

Проектирование ожидаемого результата.

Если генеральные или общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в т.ч. для конкретного урока, конструируются и корректируются учителем с привлечением учеников.

Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно – историческая и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности.

В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание . При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом. При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.



Педагогическое целеполагание включает следующие этапы : 1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы),

Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность учителя как организатора деятельности

Как бы ни было важно сотрудничество, оно не является нашей конечной целью. Отсутствие сотрудничества приносит родителям разочарование и стресс, поэтому всегда родители упоминают о нем в первую очередь.

Иногда родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Вполне понятно, что мы хотим видеть наших детей счастливыми, но, если сделать это своей целью, она постепенно поведет семью вниз по наклонной плоскости. Когда мы стремимся сделать наших детей счастливыми, мы оказываемся заложниками детских «хочу» вместо «надо». Желания и потребности часто имеют мало общего. Нашим детям нужно больше спать, есть больше овощей, меньше смотреть телевизор, выполнять свои домашние обязанности и т. д. А они хотят совсем другого: ложиться как можно позже, есть нездоровую пищу и смотреть телевизор целый день! Горькая ирония заключается в том, что попытки сделать наших детей счастливыми часто приводят к прямо противоположному результату: дети становятся неудовлетворенными, немотивированными и не ценят те вещи и удовольствия, которые у них есть.

Таким образом, вместо того чтобы сосредоточиться на том, что наши дети хотят, давайте сосредоточимся на том, что им нужно, тогда мы сможем дать им те навыки, с которыми они смогут сами себя сделать счастливее. Интересно, что чем больше мы даем нашим детям того, что им нужно, тем больше они на самом деле хотят!

Чего же мы хотим для наших детей, когда они войдут во взрослую жизнь? Какие навыки нужны им, чтобы вести продуктивный образ жизни и создавать достойные отношения? Ответ, который я слышу чаще всего, доверие, и на то есть весомая причина. Уверенные в себе дети становятся самостоятельными и получают удовлетворение оттого, что делают какие-то вещи для себя. Они становятся более гибкими и легче приспосабливаются к новому и отличному от них окружению, легко справляются с любыми невзгодами.

Когда они в конечном итоге покидают родной дом, поступают в институт и находят работу, у них есть необходимые жизненные навыки для успешного совершения этих значительных шагов во взрослую жизнь.

Важные жизненные навыки

Вот лишь небольшая выборка жизненных навыков, которым мы хотим обучить наших детей:

✓ Мы хотим, чтобы наши дети ответственно обращались с деньгами.

✓ Мы хотим, чтобы они умели безопасно пользоваться общественным транспортом.

✓ Мы хотим, чтобы они умели держать свои вещи в чистоте и в порядке.

✓ Мы хотим, чтобы они умели готовить.

✓ Они должны чувствовать себя уверенно в магазинах, ресторанах и банках.

Все эти жизненные навыки добавляются к самостоятельности. Самостоятельность - это очень важное качество, которое шире сотрудничества, хотя именно сотрудничество первоначально волнует большинство родителей, которые приходят ко мне за советом и на тренинги. Когда ребенок сотрудничает, он делает то, что ему говорят, с первого раза и не возмущаясь. А когда ребенок самостоятельный, ему больше не нужен родитель или учитель, который говорит ему, что делать и как это делать. Самостоятельный ребенок или подросток достиг той стадии, где он сам себе говорит, что надо делать, и сам вспоминает, когда это нужно сделать, в девяноста процентах случаев.

Когда ваши дети будут послушными, опытными и ответственными, они станут самостоятельнее, увереннее в себе и счастливее. Жизнь семьи станет намного приятнее. И как только ваши дети смогут делать что-то для себя сами, вам придется делать все меньше и меньше для них, таким образом, у вас появится больше времени для себя. Вы почувствуете удовлетворение и уверенность, осознавая, что ваши дети активно овладевают навыками, привычками и ценностями, которые для вас важны.

Самостоятельность

Конечно, мы все знаем, что гораздо быстрее и легче застелить кровать или загрузить посудомоечную машину самому, чем учить ребенка, шаг за шагом, день за днем. Но очень важно не сдаваться! Обучение и тренировка - это те инвестиции, которые принесут прибыль намного быстрее, чем родители могут себе представить. Когда мы продолжаем делать для наших детей то, что они могут сделать сами, мы непреднамеренно лишаем их возможности стать самостоятельными и уверенными в себе. Делая вместо наших детей то, что они могут сделать для себя сами, мы подаем отрицательное сообщение, как будто считаем, что они не справятся с этим заданием либо что они не обязаны это делать. Сами того не осознавая, мы можем легко скатиться до роли прислуги! Так что я вам рекомендую: каждый раз, когда вы делаете что-то вместо своего ребенка, подумайте: «Что из этого он может научиться делать сам для себя?» - и начните его учить, как это делать. Он будет гордиться собой, и вы почувствуете удовлетворение, привив ему еще один жизненный навык!

Самостоятельность - это ступенька на пути к уверенности в себе. Чем больше наши дети делают для себя сами, тем увереннее они становятся. Привычка сотрудничать - это только основа, фундамент, который помогает нашим детям меньше сопротивляться, когда их просят что-то сделать, а это, в свою очередь, помогает им охотнее делать что-то для себя.

Цели воспитания - это главный вопрос педагогики, который определяет содержание, методы и результат воздействия на ребенка. Именно от их правильного выбора зависит, каким вырастет человек, какие у него будут личностные качества и характер.

Что такое цель и задачи воспитания

Для начала необходимо разобраться, что же означают эти понятия. Принято считать, что целью является тот результат, к которому стремишься. Задачи же, в свою очередь, отвечают на вопрос, с помощью каких действий этого можно добиться.

Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на ребенка непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог.

Цель воспитания - это заранее прогнозируемый результат в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, в его формировании и личностном развитии. Его может достичь педагог в процессе своей работы только через выполнение более конкретных задач.

Например, учитель хочет повысить уровень информированности учащихся о ВИЧ-инфекции. То есть в результате ребята должны иметь представление о данном заболевании. Для этого педагогу нужно будет решить несколько задач: рассказать, что такое ВИЧ-инфекция, какими способами передается, как можно предотвратить заражение, познакомить с вариантами обследования, а также проверить уровень усвоения материала.

Как видно, если правильно определить воспитания, то можно грамотно выстроить свою работу. Это даст возможность понять, развитию каких качеств, умений и навыков способствовать, а также какие знания формировать.

Общие и индивидуальные цели воспитания

Если говорить о целях воспитания, то в первую очередь выделяют индивидуальные и общие. Гуманистическое направление в педагогике выступает за их совмещение и единство, что, конечно, правильно и нужно в процессе обучения.

Цель воспитания является общей, если она направлена на формирование качеств у всех людей. Можно сказать, что это некий социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к исполнению определенных функций, в которых большего всего нуждается общество на данном этапе развития. Ее также называют целью-идеалом, которая сочетает в себе политические, экономические, правовые, биологические, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом, совершенном человеке и его значении в социальной жизни.

Индивидуальная цель воспитания - это развитие определенного, отдельно взятого индивидуума. На этом акцентируется внимание по той причине, что каждый человек неповторим и уникален, со своим особенным набором возможностей и устремлений. Именно поэтому важно подбирать линию развития в индивидуальном порядке.

Человек как член общества зависит от него, подчиняется его законам, нормам и требованиям. Потому обязательным условием в определении результата воспитания является совмещение индивидуальной и общей целей.

Факторы, определяющие выбор цели воспитания

Прежде всего, выбор цели воспитания определяет потребность общества в людях определенного типа. С другой стороны, результат воздействия на ребенка будет отражать достигнутый уровень развитости социума. Доказательством является тот факт, что в различных общественно-экономических формациях были свои цели воспитания. Это проиллюстрируем на примере изменения приоритетов в такие эпохи, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.

Так, в доисторическом обществе всех детей учили готовить пищу, мастерить одежду и охотиться на животных. То есть цель воспитания сводилась к вооружению знаниями и навыками, которые просто необходимы для выживания. При рабовладельческом строе в приоритет ставилась роль обладателя, знатных детей учили завоевывать чужие земли и защищать свои. Простой же люд воспитывал свое поколение, исходя из ценности покорности и физического труда. В эпоху феодализма прививали качества джентльмена и рыцаря-добродетеля. Период капитализма развивал активных и деятельных людей-предпринимателей. Вместе с тем во все времена высоко ставили такие вечные ценности, как добро, истина и красота.

Также в большинстве своем цель воспитания определяет политика и идеология государства. В любой стране развитие ребенка всегда направлено на укрепление сложившихся общественных отношений. Кроме того, на выбор целей воспитания оказывает влияние социальное развитие, научно-технический прогресс, возможности образовательных учреждений и становление педагогической науки. Помимо перечисленных факторов немалое значение имеет психическое созревание и физиологические особенности человека.

Все это, конечно, просто необходимо учитывать в работе педагога и при определении результата развития ребенка.

Современные цели воспитания

Исходя из вышесказанного, стало понятно, какого гражданина хотели получить в ту или иную эпоху. Но как же обстоят дела с целью воспитания в современном мире?

В настоящее время упор делается на гуманистическое направление. Согласно ему, нужно создавать условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Именно она сегодня является ориентиром формулировки целей и задач педагогики.

Гуманистическое направление считает, что для всестороннего развития важно акцентировать внимание на умственном, физическом, трудовом, экономическом, нравственном, экологическом и эстетическом воспитании.

Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс. В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию.

Также важной целью воспитания является физическое развитие. Оно способствует укреплению здоровья и формированию таких качеств, как смелость, дисциплинированность, настойчивость, решительность и ответственность. Трудовое воспитание прививает любовь к любой работе, будь она бытовой или профессиональной. Знание основ экологических дисциплин поможет сберечь окружающую среду и понять детям, как можно уменьшить расход природных ресурсов.

Эстетическое воспитание вырабатывает умения создавать прекрасное вокруг себя своими руками. У детей уже в раннем возрасте формируются взгляды, вкусы и идеалы, которые основаны на национальных особенностях и достижениях цивилизации. Цель нравственного воспитания - это создание высокоморального человека, который понимает убеждения, привычки поведения и нормы, принятые в социуме. Детей важно научить уважительно относиться к обществу, людям, самому себе и труду. должно ценить честность, ответственность, порядочность, милосердие и другие качества, которыми должен обладать гражданин страны.

в образовательном учреждении

Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:

  • Охрана жизни, укрепление психического и физического здоровья.
  • Проведение коррекционных занятий для устранения недостатков в развитии.
  • Воспитание в детях с учетом возрастных особенностей любви к природе, семье, родине, чувства гражданственности и уважения к другим.
  • Осуществлять гармоничное развитие в разных направлениях: познавательно-речевом, физическом, социально-личностном и художественно-эстетическом.
  • Взаимодействовать с семьями ребят и оказывать им консультативную помощь для полноценного формирования детей.

Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:

  • Приобщение учащихся к национальной культуре, ценностям народа, языку, обычаям и традициям.
  • Развитие физических данных, привитие любви к здоровому образу жизни.
  • Создание условий для профессионального самоопределения детей.
  • Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетними.
  • Способствование проявлению потенциала одаренных ребят.
  • Поддержка самостоятельности, инициативности и творчества школьников через создание детских движений и ученического самоуправления.
  • Проведение воспитательной работы посредством взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет отличаются в разные периоды школьной жизни.

Какие задачи решает воспитание в семье?

Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.

Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения. В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания. Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.

Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:

  • Создание максимальных условий для развития детей.
  • Социально-экономическая и психологическая защита ребенка.
  • Обучение полезным навыкам, которые направлены на помощь близким и самообслуживание.
  • Передача успешного опыта создания семьи и воспитания детей.
  • Формирование чувства собственного достоинства и ценности своего «Я».

При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности.

Принципы воспитания

Что такое принцип? Это исходное или основополагающее положение, которым руководствуется педагог, когда организует процесс воспитания. Цель при этом определена заранее, и она не может быть достигнута, если не соблюдать определенные принципы.

Итак, чем же должен руководствоваться педагог в своей деятельности?

  • Целенаправленность воздействия на ребенка.
  • к каждому.
  • Осуществлять воспитание в процессе обучения.
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
  • Предъявлять требования, но уважать личность ребенка.
  • Связывать воспитание с жизнью.

Педагоги и родители при осуществлении принципов, целей и задач могут использовать разные методы воспитания.

Что такое методы воспитания

Начнем с определения этого понятия. Методами являются конкретные способы и пути воздействия на поведение, сознание, волю и чувства. По-другому можно сказать, что это приемы управления деятельностью, в процессе которой осуществляется развитие и самореализация личности. Это некие ходы, которые помогают осуществить достижение заданной цели. нужно использовать с умом. Правильный выбор гарантирует успех, удачный результат.

Факторы выбора методов воспитания

  • Цели и задачи развития ребенка.
  • Содержание воспитательного процесса.
  • Учет возрастных и личностных особенностей. Одна и та же цель может быть достигнута разными методами в зависимости от зрелости воспитанника.
  • Отведенные сроки. В условиях ограниченного времени используются жесткие методы, которые быстро подействуют.
  • Педагогическая грамотность. Учитель или родители должны опираться на свои знания и выбирать только те методы, с которыми знакомы, в которых полностью уверены.
  • Ожидаемые последствия. При выборе метода нужно уметь предвидеть результат, к которому он может привести. При неблагоприятном исходе необходимо отказаться от способа воздействия на ребенка и найти другой путь, который бы помог осуществить цель воспитания человека.
  • Условия воспитания. К ним относится стиль воздействия, климат в коллективе и другие факторы.

Методы воспитания

Традиционно выделяют четыре группы методов: убеждения, приучение (упражнения), стимулирование деятельности и самовоспитание. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Методы убеждения предполагают сознательное восприятие некоторых ценностей, что формирует личные убеждения, взгляды, идеалы и влияет на развитие отношений. При таком способе воздействия используются следующие приемы: увещевание, рассказ, разъяснение, беседа, наставление, совет, внушение и требование.

Приучение представляет собой многократное повторение каких-либо действий с осознанием результатов и цели воспитания. Это, как писал великий педагог А. С. Макаренко, упражнение в верном поступке. Для этого необходимо регулярно выполнять одно и то же, чтобы действие стало привычной формой поведения. В процессе своей жизни у ребенка появляется множество привычек. И хорошие из них нужно поощрять и превращать в качества личности. Для развития маленьких детей важно использовать игровые ситуации, в которых участники смогут понять суть происходящего и попробовать себя в разных ролях.

При стимулировании деятельности важно показать перспективы, создать настроение радости и ожидания награды в результате деятельности. При таком методе воспитания можно использовать несколько приемов. Это поощрение (похвала, вручение чего-то материального), наказание (неодобрение, порицание, замечание, осуждение, выговор) и соревнование.

Самовоспитание - главный способ развития

Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.

Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе. При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни.

Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.

Как уже отмечалось, ни в одной стране мира нет воспитания «вообще». Оно всегда имеет конкретно-историческую форму выражения и направлено на формирование личности определенного государства.

Цели воспитания в Украине обусловлены тремя факторами: а) распадом СССР и провозглашением Украины независимым государством; б) изменением социально-экономической формации, переходом от социалистических общественных отношений к рыночным, интеграцией в европейское и мировое сообщество; в) построением демократического общества.

Названные факторы предусматривают ориентацию на возрождение национального достоинства, патриотизма и гражданственности личности; образованность на мировом уровне, гуманизм, духовность, деловитость; активизацию каждого человека в частности, ее самореализацию в материальной и духовной сферах общественной жизни, соблюдения всех прав человека. "Целью образования, - подчеркивает закон Украины "Об образовании, - является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественного выбора..." "Главная цель национального воспитания, - сказано в Государственной национальной программе

«Образование», - приобретение молодыми поколениями социального опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение высокой культуры национальных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных черт граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры».

Следовательно, цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности - с повестки дня не только не снимается, но и развивается согласно новых целей и ценностей, которые стоят перед личностью и обществом. Цель воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые объединяются в приоритетные воспитательные направления: умственное, нравственное, трудовое и другие. Данные направления тесно связаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение. Вместе они образуют целостную систему национального воспитания.

Национальное воспитание - это воспитание, которое осуществляет все общество в целом: семья, учебные заведения, формальные и неформальные объединения, общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры, религиозные объединения и др. Самой весомой составляющей национального воспитания является воспитание, которое осуществляется государственными учреждениями, институтами и т.д. Но последнее является более узким, единичным относительно национального, что действует вне государственного и имеет значительно более широкий диапазон влияния на процесс социализации личности. Общеобразовательные учебные заведения призваны реализовать в полной мере цель и основные задачи национального воспитания. В то же время они имеют ряд специфических воспитательных задач: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развитие познавательной активности, культуры умственного труда, выработку умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике и т.д. Поэтому главными направлениями воспитания детей и молодежи в практической деятельности школы являются: умственное, патриотическое, нравственное, правовое, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое, физическое, половое воспитание.

В условиях переходного периода центр тяжести в формировании всесторонне развитой личности перемещается на воспитание гражданственности, которая аккумулирует системно-утворювальну характеристику гражданина независимой Украины. «Реально целью воспитания в условиях экологического, экономического и духовного кризиса нашего общества...должно стать воспитание жизненно активной, гуманистически направленного гражданина демократического общества, который бы в своей жизнедеятельности руководствовался культурно-национальными и вселюдськими принципами». Установка на воспитание активного в действиях и поступках гражданина будет способствовать развитию физического, психического, социального и духовного потенциалов индивидуальности воспитанника, а самореализация, самоутверждение в общественной, трудовой, художественной и других видах деятельности - всестороннему формированию его личности.

Нам уже известно, что современная педагогика развитых стран отличается неоднородностью, значительным количеством теоретико-философских платформ, которые не совпадают между собой. Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение проблемы целей воспитания.

Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Цель всего процесса воспитания в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Одна из центральных задач воспитания - помочь человеку сделать нравственный выбор. Основой для морального поведения есть три фундаментальные добродетели: доверие, надежда, благодарность. Будучи заложенными в природе человека, они составляют, по словам немецкого философа и педагога А.Ф. Больнова, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм морали, которые должны формировать воспитания, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ей помочь и быть терпимым к проявлениям несовершенства.

Педагогика неотомизма выступает за воспитание человека, идеалом жизни которой является Бог. Согласно учению педагогов-неотомістів, необходимо заботиться о обе стороны человека - тело и душу, но главное - душа. Поэтому близкой целью воспитания является христианское совершенствование человека на земле, далекой целью - забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь как вечный, неизменный и самый стабильный социальный институт.

Новогуманістична педагогика, развивающейся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Известный немецкий педагог и психолог Л. Кольберг считает, что воспитание должно направляться на развитие сознательной организационной структуры личности, которая позволяет анализировать, объяснять и решать важные моральные и социальные проблемы. В связи с этим конкретная задача - в каждом человеке развивать способности к самостоятельным суждениям и решениям.

Прагматическая педагогика исходит из того, что истинное воспитание не есть внешним воздействием, а развитием свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет. Для того, чтобы подготовить человека к жизни, воспитание должно обеспечивать ее рост в практической сфере, формировать опыт, развивать практический ум. Цель воспитания - подготовка к жизни. Задачи воспитания: пробуждение и развитие внутренней активности, направленной на достижение жизненных целей человека; воспитание предприимчивости, социальной корректности, высокого чувства достоинства, силы и т.д. Педагогика необіхевіоризму главную цель воспитания видит в формировании «управляемого индивида» - настоящего гражданина, который воспринимает систему, придерживается прав и обязанностей демократического общества, является патриотом своей общины, штата, государства, мира. Важными задачами этой педагогики является воспитание чувства ответственности, дисциплины в процессе труда.

Следовательно, в отличие от отечественной педагогики, для которой всегда был характерен определенный монизм и глобализм идей, современная педагогика развитых стран придерживается курса практичности, умеренности и досягаемости.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90. 3.2. Воспитание умственной культуры.
91. 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
92. 3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
93. 3.5. Воспитание экологической культуры.
94. 3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
95. 3.7. Воспитание эстетической культуры.
96.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра педагогики

Контрольная работа

по педагогике

студента III курса

заочной формы обучения

Абрамович Александр Викторович

2.1 Модульное обучение

1. Понятия цели воспитания в педагогике (исторический аспект)

1.1 Понятие о целях воспитания в истории педагогики

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание; будущее, на достижение которого направлены его усилия. Цель воспитания в конечном итоге отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. В первобытно-общинном строе воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его целью являлось вооружение человека опытом выживания. Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности, знание «семи свободных искусств»; путь к всестороннему развитию лежал через «пайдейю» - познание всех вещей. Для рабов требовалось воспитание смирения, покорности, трудолюбия, знание «семи механических искусств» (ремесел). При феодализме классовое деление целей сохраняется: для феодалов - это рыцарское воспитание, для ремесленников и крестьян - трудовое. При капитализме воспитание и образование имеют своей целью формирование высококвалифицированных рабочих и компетентных и образованных буржуа, способных управлять производством. В демократическом обществе целью воспитания становится гармоничное развитие личности, предполагающее гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В современной трактовке эта цель формулируется как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

В то же время в истории педагогики наблюдалось поразительное многообразие подходов к определению цели воспитания. В Античности был сформулирован идеал гармоничного развития личности, однако он по-разному трактовался различными мыслителями. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Д. Локк полагал, что цель воспитания - сформировать джентльмена - человека деятельного и инициативного, обладающего глубоким умом и практическими знаниями. В теории Ж.-Ж. Руссо цель воспитания подчинена формированию общечеловеческих ценностей. И.Г. Песта-лоцци утверждал, что целью воспитания должно стать развитие способностей и дарований человека, заложенных природой. Их необходимо постоянно совершенствовать и таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей личности». И.Ф. Гербарт считал целью воспитания всестороннее развитие интересов ученика, направленное на его гармоническое развитие, идеалом личности ему представлялся добродетельный человек, умеющий приспосабливаться к существующим отношениям, уважающий установленный порядок. К.Д. Ушинский целью воспитания называл духовное и нравственное развитие. М.И. Демков считал, что целью воспитания должно стать укрепление нравственности и религиозности человека.

1.2 Принципы воспитания и обучения в истории педагогики

Принципы воспитания - это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.

1.Принцип природосообразности воспитания. Идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского (см. 6.1). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX-XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

2.Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде (см. 8.2). Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф.А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. С.И. Гессен настаивал на единстве школы с обществом и нацией в целом, предполагая существование специальной «областной педагогики». Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.

3. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо (6.2). В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание - как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф.А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К.Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.

Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. В частности, термин «воспитывающее обучение» впервые был введен И.Ф. Гербартом, однако идеи воспитывающего обучения встречались и в более ранних педагогических концепциях. Воспитывающим называют обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, учебному материалу. Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная педагогическая проблема. Так, Я.А. Коменский, признавая огромную воспитательную роль обучения, не разделял процессы обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль в педагогическом процессе отводил воспитанию. И.Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая это тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И.Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К.Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.

Развивающее обучение - это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, нравственных и познавательных способностей учащихся путем развития их потенциальных возможностей. Как стройная теория развивающее обучение сложилось в трудах Л.С. Выготского. Вместе с тем с разных теоретических позиций проблемы развивающего обучения рассматривались в педагогических концепциях И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф.А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В частности, Дистервега считают ученым, впервые обосновавшим в педагогике идею развивающего обучения.

Выводы по первому вопросу: Таким образом, исторически сложилось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой. Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.

2. Характеристика современных образовательных технологий

Понятие о технологии

Технология (от греч. tйchne -- искусство, мастерство, умение и греч. logos -- изучение) -- комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

2.1 Модульное обучение

Модульное обучение - истоки

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса.

В нашей стране технология модульного обучения в различных вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х годов (П. А. Юцявичене и др.). воспитание обучение образовательный модульный

Концепции модульного обучения

1.технология лабораторного плана (Е. Пакхерст, Дж. и Э. Дьюи (1919 г.)

2.советские педологические вариации (1923 г.)

3.технологии программированного обучения (Б. Ф. Скиннер (1950-е), Н. Краудер, В. П. Беспалько (1960-е)).

Цель модульного обучения

Создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса.

Особенности модульного обучения

1.модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

2.модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

3.модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Технология модульного обучения

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей

Процессуальность (Алгоритм модульного урока)

1. Формулировка темы урока.

2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

3. Разбивка учебного материала на определенные логически завершенные учебные элементы и определение каждого из них.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Определение способов учебной деятельности учащихся.

6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.

7. Составление модуля данного урока.

Принципы модульного обучения

1. Мобильность;

2. Структуризация содержания обучения;

3. Динамичность;

4. Действенность и оперативность знаний;

5. Гибкость;

6. Осознанная перспектива;

7. Разносторонность методического консультирования;

8. Паритетность.

2.2 Разноуровневое обучение

Разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне(А,В,С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Виды разноуровнего обучения.

1. Внутренняя дифференциация - это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроке.Внутри класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще по обучаемости, т.е. по легкости и быстроте усвоения учебного материала.

2. Внешняя дифференциация - это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей (или неспособностей), по проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов,профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия.

Технологичность.

Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. Тематическое планирование осуществляется для укрупненных единиц усвоения и предусматривает подготовку технологической карты (в виде таксономии целей) для учащихся, в которой по каждой единице указаны уровни ее усвоения:

1. Знание (запомнил, воспроизвел, узнал);

2. Понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой);

3. Применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации);

4. Обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое);

5. Оценка (определил ценность и значение объекта изучения).

Для каждой единицы содержания в технологической карте закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных или тестовых заданий.

Процессуальность.

Ознакомление с таксономией целей обучения является первым этапом ориентации учащихся. Кроме того, в ориентационную основу действий входят ознакомление обучаемых с процессуальной стороны и распределением функций между участниками учебной работы.

Важным условием является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций:

Добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала;

Полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения;

Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;

Возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням, например, в одном ряду - минимальный, в другом - базовый, в третьем - вариативный (включающий учащихся, работающих на творческом уровне и отдельно группу выравнивания, зона ближайшего развития представителей которой в силу самых различных причин не позволяет на данном уроке работать со всеми над одним содержанием - пропуски, болезни, слабая мотивация и т. п.);

Приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с таксономией целей и итоговым эталоном полного усвоения;

Текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет-незачет - пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый контроль - по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично);

По каждой укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль: для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения;

В случае затруднений каждый получит помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы;

Возможно освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в процессе классной работы уровнем не ниже базового; при оперативной работе школьника на уроке возможно выполнение обязательной части домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой нормы;

Ведущие понятия, алгоритмы, способы деятельности, теоремы, законы и т. п. обязательно проговариваются и отрабатываются в парах сменного состава каждым учеником;

Возможно обучение по индивидуальным планам, даже с опережением товарищей по каким-либо образовательным областям на один и более классов.

Ход учебного занятия планируется учителем с предоставлением возможности учащимся, особенно старших классов, свободы выбора различных методов, организационных форм, приемов, процедур к т. п. В качестве теоретической основы для конструирования учебного занятия рекомендуется системно-деятельностный подход.

Системность.

На основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;

Внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в зависимости от познавательных интересов на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов;

Дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.

Создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

Добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);

Организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;

Полное усвоение базового компонента содержания образования;

Парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава) формы организации учебного процесса;

Текущий контроль за усвоением учебного материала;

Вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала (для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения);

Опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам в каких-либо образовательных областях.

Выводы по второму вопросу: Таким образом, по изученной технологии, модульного изучения развивает индивидуальные способности каждого ребенка, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень освоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

В условиях применения технологии разноуровневого обучения предпочтительны такие по времени занятия, которые позволяют реализовать полный цикл обучения по укрупненной единице усвоения.

3. Сущность и задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание -- это целенаправленный процесс организации и стимулировании трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к труду, проявлению инициативы, творчества, стремления к достижению высоких результатов в работе.

Целью всей системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, формирование у них ответственного отношения к труду и выбору профессии. В процессе трудового воспитания необходимо решить ряд задач:

Формирование твердых убеждений учащихся в том, что труд является правом и обязанностью каждого гражданина, что труд является основой общественного и личного благополучия, что добросовестный труд позволяет обрести честь, достоинство и счастье в жизни;

Формирование у учащихся научных, специальных, общетехнических знаний по широкому кругу профессий, всесторонней профессиональной ориентации как основы выбора профессии;

Развитие интересов, потребностей в трудовой деятельности, формирование трудолюбия, бережливости, деловитости, инициативности, уважения к людям труда, творческий подход к делу;

Формирование трудовых умений и навыков, обеспечивающих овладение профессиональной деятельностью;

Помощь учащимся в выборе профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества и производства.

Знания по основам общественно полезной и производственной деятельности, по широкому кругу профессий;

Умения и навыки общественно полезной и производственной деятельности, в том числе профессиональной;

Опыт общественно полезной и производственной деятельности.

В соответствии с целью, содержанием, формами обучения выбираются методы обучения. Методы изложения научных знаний -- рассказ, лекция, объяснение используются при организации коллективных занятий.

Инструктаж, предъявление и разъяснение инструкций, технологических карт к трудовым заданиям применяются систематически (вводный, текучий, заключительный инструктаж), так же как и методы учета, контроля и оценки результатов работы. Личный пример, демонстрация, иллюстрация выполнения трудовых операций, действий в целом или отдельных заданий очень важны в трудовом обучении. Для стимулирования активности учитель использует методы поощрения, соревнования, каждый метод предполагает не только деятельность преподавания, но и учащихся. При этом используются методы усвоения нового материала -- запись, конспектирования информации, изучение учебной и научной литературы; работа с инструкциями, технологическими картами, чертежами; методы самостоятельного выполнения заказов, заданий, самоконтроль и самооценка.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1. Осознание целей и задач труда;

2. Воспитание мотивов трудовой деятельности;

3. Формирование трудовых умений и навыков.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности -- способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

Формами трудового воспитания являются:

1. Средства морального и материального поощрения;

2. Представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3. Подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях;

4. Использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Вывод по третьему вопросу: Таким образом, исследованный материал позволяет сделать вывод, что трудовое воспитание должно быть правильно, педагогически целесообразно организованно. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.

Список использованных источников

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1987. - 416 с.

Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский и др. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. - 2000. - №2. - С.10-43.

Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 1996. - 312 с.

Кряж, В.Н. Гуманизация физического воспитания / В.Н. Кряж, З.С. Кряж - Минск: НИО, 2001. - 179 с.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.-Т.1: А-М. - 1993 - 608 с.

Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 336 с.

Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: учеб. пособие для студ., преподавателей, аспирантов / Т.А.Стефановская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие педагогики как науки, ее сущность и особенности, предмет и методы изучения. Сущность процесса воспитания и обучения. Основные понятия социализации, их характеристика. Педагогический процесс, его состав и компоненты, основные задачи и цели.

    тест , добавлен 08.04.2009

    Система принципов воспитания в современной педагогике. Анализ закономерностей воспитательного процесса как основы принципов воспитания. Характеристика главных принципов воспитания, основные пути их эффективной реализации в педагогической работе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия. Характеристика методов и средств воспитания в народной педагогике. Применение приемов трудового, физического и интеллектуального воспитания этнической педагогики в практике семейного обучения.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения. Сущность и характеристика основных принципов системы физического воспитания, их взаимосвязь и значение.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Характеристика основных концепций воспитания. Основные понятия социальной педагогики. Компоненты воспитательной системы школы, ее цели и задачи. Методики изучения воспитанности личности. Анализ методики Капустина "Экспертная оценка уровня воспитанности".

    контрольная работа , добавлен 05.04.2012

    Цель и задачи трудового воспитания. Методы воспитания сознательной дисциплины. Содержание и формы трудового воспитания младших школьников. Задача воспитания трудолюбия как одна из важнейших в системе формирования личности. Организация труда в школе.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    История развития и становления методов обучения. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи. Особенности традиционного обучения. Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода. Принципы воспитания и их характеристика.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Основные понятия педагогики, базовые категории дидактики. Цели и задачи преподавания, логика и структура обучения. Взаимосвязь обучения, методов образования и воспитания. Четыре уровня обучения В.П. Беспалько. Логико-дидактическая структура психологии.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Исследование системы образования и воспитания в Японии. Анализ форм организации учебной деятельности. Описания дошкольных образовательных учреждений. Основные задачи японской педагогики. Изучение особенностей обучения в старшей школе и в университете.

Поделиться: