Музыкальное развитие детей. Развитие музыкальных способностей детей

Кристина Кузьмина
Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Влияние музыки на детей благодатно , и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/

Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки .

Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом .

/Дьюлане Михайи. /

В нашем дошкольном учреждении работа по музыкальному воспитанию начинается с 2 лет .

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности - уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения , игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке , различать контрастные особенности ее звучания (громкое-тихое, высокие - низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку , музыкальную память , слух.

Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни .

Услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;

С интересом смотрят музыкально -двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;

По показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;

Увидев музыкального руководителя , начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально -двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;

Запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр ;

При звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя , а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта , стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей . Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальной образовательной деятельности : песни или пляски, музыкальные игры и упражнения .

Музыкальный руководитель имеют стаж работы 24 года и основываясь на своем богатом педагогическом опыте оказывает помощь нам молодым педагогам, так и родителям в вопросах музыкального развития и музыкального воспитания детей : консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе; помощь в организации музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой ; составлении музыкально -профессиональной фонотеки.

В работе с родителями музыкальный руководитель старается расширение их музыкальный кругозор . Систематически проводятся консультации для родителей, чьи дети эмоционально не развиты и коррекция эмоциональной сферы проходит с помощью музыкальных произведении . Родителям предлагаются статьи, буклеты. Особо ценятся родителями практические семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, совместное пение, разучивание потешек, игр, упражнений.

Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным , выполняется ряд условий :

В работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,

Каждое занятие с детьми заключает в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей , не утомлялось их внимание,

Повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения . Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.

В группе организован музыкальный уголок , который содержит :

Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)

Ударные (барабан, бубен, молоточки) .

Духовые (различные дудочки, свистульки) .

Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

Фонотека.

Песни, танцы для праздников, досугов.

Народные песенки, детские, колыбельные.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются во второй группе раннего развития :

«Собери игрушки» . Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку . Когда музыка стихнет , нужно остановиться.

«Громко-тихо» . Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите : «Я пою громко, тихо, очень тихо» .

«Угадай звук» . Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите : «Что это звучало?» . Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.

«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей , когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?

В процессе игр формируется произвольное поведение. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения, формируется интерес к музыке , порой это выражено эмоциональными реакциями такими как : радость, желание подпевать, желание двигаться в темп музыке .

В группе проводиться музыкальное сопровождение режимных моментов : во время приема детей включаем солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Динамичная, активная музыка во время проведения утренней гимнастики активизирует детей , значительно повышает качество выполняемых упражнений. Перед сном, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон пользуемся благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки , наполненной звуками природы.

Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать небольшие музыкальные произведения , различать музыкальное настроение произведения, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои музыкальные предпочтения .

На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры . В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально -эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте , до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности .

Во время первой беременности я активно занималась музыкальным воспитанием еще не родившейся Олеси: слушала классические и современные инструментальные композиции, посещала концерты органной музыки в Кафедральном соборе (Москва, ул. Малая Грузинская 27/13, настойчиво рекомендую), пела на мессах. Когда дочка родилась и стала активно расти, я поняла, что совсем ничего не знаю о музыкальном воспитании маленьких детей. Со вторым ребенком я этот пробел уже смогу восполнить. Делюсь приобретенными знаниями с читателями.

На первом году жизни ребенка важнейшая задача - это заинтересовать растущего человека различными видами деятельности, непосредственно связанными с музыкой: прослушиванием мелодий и песен, пением взрослых, танцами, прихлопыванием в такт, сопровождением музыки погремушкой.

В первые месяцы в качестве отвлекающих звуков желательно использовать естественные, встречающиеся вокруг: звон колокольчика (или «поющие ветра»), шуршание, собственную речь в разных интонациях. Выбирая мобиль или другую электронную игрушку, стоит послушать звучание до того, как оплатите покупку.

К трем месяцам здоровый ребенок уже умеет находить источник звука, поворачивая в его сторону голову. Если, конечно, этот звук его заинтересует.

Включая спокойную или энергичную музыку, родители могут подчеркнуть различие и с помощью танца: кружиться, двигаться плавно или быстро с малышом на руках. Интересно наблюдать за эмоциональной реакцией маленького плясуна, когда, держа его за ручки или ножки, выполняешь движения в такт композиции. Полезно включать записи «чистого» звука, издаваемого одним музыкальным инструментом. Очень скоро становится понятно, что карапузу по душе: гитара, волынка, дудочка или клавишные.

После шести месяцев можно учить уже сидящего ребенка стучать ладошкой по барабану, бить в бубен, звенеть колокольчиком и разными погремушками, другими предметами, способными звучать. Ближе к годовалому возрасту деткам ненадолго включают видеозаписи с простыми танцами, побуждая их повторять увиденные движения: кружение, приседания, хлопки. Музыкальные инструменты годовасика - это игрушечный барабан, пианино, дудочка, бубен, треугольник, металлофон, деревянные свистульки.

Важно комментировать прослушиваемую музыку, подбирая как можно больше определений: быстрая, медленная, радостная, печальная, спокойная, энергичная, народная, иностранная, скрипичная. Частью музыкального воспитания младенца становится и пропевание (а не проговаривание) потешек и прибауток («Сорока-ворона», «Идет коза рогатая»), а также текстов к пальчиковым играм. Многие интересных идей почерпнете у Железновых.

Музыкальный репертуар для детей до года

  • Чайковский П.И. «Детский альбом», 24 пьесы для фортепиано (1878);
  • Свиридов Г. В. «Детский альбом»;
  • Шуман Р. Пьесы для маленьких и больших детей для фортепиано;
  • Лядов А. Детские песни;
  • Кабалевский Д. Пьесы для детей;
  • Испанские, неаполитанские, французские, немецкие, польские и русские песенки в обработке классиков.

В качестве колыбельной можно выбрать детскую христианскую песню в исполнении Lena Karman.

Но нашей любимой была и остается музыкальная сказка «Лунная соната » - чудесное, нежное произведение с добрым сюжетом и музыкальным сопровождением из различных произведений Бетховена. Ее вы наверняка прослушаете не раз. Я приносила запись в педагогический колледж, и преподаватель музвоспитания включила ее для всей группы. Эту сказку слушали мои воспитанники в интернате, ученики в обычной школе и собственные детки - дома. Присоединяйтесь и вы. Я очень надеюсь, что эта (почему-то малоизвестная) сказка понравится и вашей семье. Приятного прослушивания!

Начиная с 16 недели внутриутробного развития, ребенок слышит звуки. Звуки внешнего мира в этот период он слышит очень приглушённо, зато мамин голос, биение сердца, шум кровотока сопровождают его постоянно. Эти звуки сплетаются для малыша в настоящую мелодию, которая дарит ему успокоение и чувство безопасности. Именно с этого момента звуки начинают играть большую роль в жизни ребёнка, и это влияние не отступает до конца жизни. Особенно важны для психического и даже физического развития звуки музыки.

Музыка для малыша в животе

Специалисты по пренатальному развитию единодушно считают, что знакомить ребёнка с музыкой нужно ещё до рождения. Воспринимать мелодию малыши начинают на сроке беременности около 16 недель (см по теме: ) . Лучше всего знакомить кроху с классическими музыкальными произведениями: они проверены временем и заведомо имеют положительное влияние. Включая музыку, все мамы замечают, что активность малыша меняется: под одни мелодии он затихает, под другие наоборот начинает активно шевелиться. Дело в том, что музыка очень влияет на эмоциональное состояние: одни мелодии успокаивают, расслабляют, другие бодрят, вызывают прилив активности.

Для развития ребёнка полезна и спокойная, и энергичная музыка: через нее он расширяет диапазон переживаемых эмоций. С помощью исследований психологами было доказано, что дети, слушавшие классическую музыку ещё до рождения, лучше развиваются физически и психически, раньше осваивают разные навыки и лучше говорят.

По большому счёту, будущим мамам можно не ограничиваться только классической музыкой и слушать всё, что приятно им самим, но некоторые направления музыки лучше ограничивать. Например, считается, что рок-музыка приводит к повышенному эмоциональному возбуждению и провоцирует агрессию. Детки, «выросшие» на такой музыке отличаются беспокойным поведением и возбудимостью.

Музыка с рождения

После рождения музыка начинает играть ещё более важную роль в жизни ребёнка. На новорождённого малыша музыка действует примерно так же, как действовала до рождения: задаёт его эмоциональный фон. Во время активного бодрствования можно включать весёлые динамичные песенки, перед сном или во время криков и капризов – тихие спокойные мелодии. Правда, если говорить о колыбельных песнях, однозначно намного лучше, если мама поёт ее сама. Кое-кто из мам очень низко оценивают свои вокальные данные и предпочитают включать уже готовые записи, чтобы не сформировать дурной музыкальный слух у ребёнка. Эти опасения напрасны, потому что малыши – самые благодарные слушатели, и голос любимой мамы для них – самая желанная мелодия. Если петь действительно не очень получается, можно просто говорить нараспев – это уже лучше, чем чужой голос из динамика.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Чем старше становится ребенок, тем более глубокое и всестороннее влияние оказывает на него музыка. Помимо развития эмоциональной сферы, музыка способствует развитию двигательных навыков. Даже если не обучать ребёнка танцевальным движениям, когда он научится стоять на своих двоих – его ножки идут в пляс, как только он слышит любимую песенку. Причём ребёнок очень хорошо чувствует ритм и двигается в соответствии со звуком.

  • Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Музыка не только вызывает определённые эмоции, — вслед за ними почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.
  • Очень важным аспектом влияния музыки на развитие ребёнка является формирование эстетического вкуса. Как мы уже говорили, слушать вместе с ребёнком можно абсолютно любую музыку, но классические музыкальные произведения обязательно должны быть включены в программу. Они являются своего рода эталоном звука и музыкального вкуса, универсальны для людей любого возраста, пола и социального статуса. В этом плане родителям можно не беспокоиться о том, что классическая музыка слишком сложна для ребёнка: на то она и «классическая», чтобы быть по душе любому слушателю.
  • Кроме классической музыки, ребёнка необходимо знакомить с народной музыкой. Через неё он приобщается к культуре своего народа, а народные песни – это вообще кладезь мудрости и знаний об устройстве мира. Народную музыку можно не только слушать, но и играть. Если говорить о русских народных инструментах, то многие и них вполне доступны малыша: дудки, ложки, трещотки.

Даже если родители не являются поклонниками народной музыки и не тяготеют к народным музыкальным инструментам, детские музыкальные инструменты и игрушки обязательно должны быть в доме. Это может быть бубен, металлофон, детский синтезатор или любой другой инструмент. Главный критерий – хорошее звучание и доступность для ребёнка. Для малышей хороши музыкальные игрушки, издающие разные звуки и проигрывающие мелодии. Для таких игрушек тоже главный критерий – качество звучания. Такие игрушки помогают развивать навыки слухового сосредоточения.

Детки старше двух лет уже способны запоминать тексты песенок. Можно даже не заучивать их специально: слушая и пытаясь подпевать, ребёнок запоминает слова и потом радует родителей первыми попытками сольного пения. Таким образом, музыка влияет ещё и на развитие памяти и речи.

Для людей, живущих в мире звуков, музыка – это средство отдыха, восстановления сил, повышения работоспособности, преодоления стресса. Приобщая ребёнка к музыке, мы не стремимся вырастить из него музыканта (хотя какая-то часть детей действительно с детства демонстрирует хорошие музыкальные способности, которые необходимо развивать), мы лишь способствуем его всестороннему развитию. От знакомства малыша с музыкой не стоит ждать каких-то конкретных положительных результатов, пусть это будет процесс ради процесса. Человеческая психика устроена настолько сложно, что никогда нельзя заранее предугадать, когда и в какой ситуации проявится эффект от услышанных ранее произведений Моцарта или маминых колыбельных.

Когда нужно начинать заниматься музыкальным развитием своего ребенка? Многие мамы задаются этим вопросом. Ведь сегодня довольно часто в разных кругах ведутся споры о методиках раннего развития и об их влиянии на формирование личности. Что касается того, нужна ли грудничку математика или знание всех букв русского алфавита, то здесь, конечно, противоположных мнений найдется масса. Чего нельзя сказать о раннем музыкальном развитии ребенка, о формировании его музыкального и эстетического вкуса.

Музыка для грудничков: первые уроки музыки

Лучше всего начать приобщать своего малыша к прекрасному с самого его рождения. Музыка, пение, танцы – это ведь сплошные , из которых и состоит внутреннее благополучие человека. Гармоничное всестороннее развитие – вот фундамент душевного и физического здоровья ребенка, закладывать который нужно с момента его появления на свет. И вам совершенно не обязательно быть виртуозом в оркестре или солистом филармонии, чтобы помочь крохе получить свои первые познания в музыке, открыть для себя такой разнообразный и бесконечно прекрасный мир гармонии звуков.

Все мы в той или иной степени музыкальны. И даже если у вас нет выдающихся способностей, это ведь не значит, что вы не можете наслаждаться музыкой так же, как и одаренные абсолютным музыкальным слухом или вокальными данными люди.

Так помогите же вашему малышу взять как можно больше от музыки. Тем более что на начальном этапе музыкального образования ребенка от вас не требуется даже знания нотной грамоты.

Музыкальное развитие детей раннего возраста

Музыка для грудничков: поем ребенку потешки и колыбельные

Психологи по перинатальному (т.е. дородовому) воспитанию утверждают, что ребенок слышит голоса родителей и музыку, еще находясь в утробе матери. А после рождения малыш способен различать высокие и громкие звуки. Кроха реагирует на мамин голос и успокаивается от его звучания. И вы смело можете начинать музыкальное образование своего чада прямо в роддоме. Когда его переодеваете или , пойте малышу песенки-попевки любого содержания. Например, такие.

Чук, чук, чу-учки,
На горе – стру-учки,
Под горой – лопа-атки,
Бегают ребя-атки.

Ты мне ру-учки подай,
Да с крова-ати вставай,
Умыва-аться пойдем,
Где води-ичка найдем!

Потягушки-потягу-ушечки,
От носочков до маку-ушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не оста-анемся.

Застегнем застёжки-застежки
На твоей одёжке-одежке:
Пуговки и кно-почки-кнопочки,
Разные заклё-по-чки.

Тушки-туту-ушки,
Где твои у-ушки?
Ушки в ша-апке,
Троньте ла-апки.

Это – ло-ожка, Это – ча-ашка.
В чашке – гречневая, в чашке – ка-ашка.
Ложка в ча-ашке побыва-ала -
Кашки гречне-евой не-е ста-ало!

Ротик мой умеет куша-ать,
Нос дышать, а ушки слуша-ать,
Глазоньки моргать-моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

Не помешает вам также выучить несколько колыбельных песенок. В этом как нельзя лучше поможет видеоролик, представленный ниже.

Колыбельные песни для самых маленьких – видео

Даже если вы не успели запастись такими коротенькими потешками или колыбельными заранее, не беда. Вспомните хотя бы «Ложкой снег мешая…» из мультфильма про Умку или «Спят усталые игрушки…» из «Спокойной ночи малыши». А если хорошенько поскрести в закромах собственной памяти, там можно много чего ценного почерпнуть. Ведь все мы когда-то были детьми.

И еще. Попробуйте сочинять попевки-пестушки сами, прямо на ходу. Рифмуйте простые фразы, а можно даже и без рифмы. Пойте обо всем, что делаете, обо всем, что видите вокруг. Это и есть первые шаги к налаживанию контакта со своим новорожденным крохой, а еще - это его первые уроки музыки. Вот такие нехитрые, но очень важные на данном этапе .

Музыка для грудничков: слушаем музыку

Какую музыку лучше слушать маленьким детям? Все те же психологи не устают говорить о чрезвычайной пользе классики для формирования музыкального вкуса у малышей. Традиционно «детские» композиторы – Моцарт, Вивальди, Чайковский. Но здесь нужно сделать акцент на один момент. Все детки разные. У всех разный характер и темперамент. Некоторые крохи расстраиваются и даже начинают плакать при прослушивании грустных мелодий, а кто-то слишком возбуждается от звучания веселых и динамичных (это проявление так называемой музыкальной отзывчивости).

Поэтому родителям следует внимательно наблюдать за ребенком во время прослушивания ним тех или иных композиций, чтобы корректировать репертуар в соответствии с предпочтениями маленького меломана. Ну, и конечно, не стоит забывать о детских песенках из . Им, как говорится, все возрасты покорны. И малыши намного активнее реагируют на песни со словами, чем на мелодии без голосового сопровождения.

В продаже можно увидеть диски с классической музыкой, которые адаптированы специально для прослушивания грудничками. На них преимущественно звучат скрипка и флейта, различные свистульки и колокольчики. А когда малышам исполняется 2 месяца , в список их предпочтений добавляются фортепиано и гитара, ксилофон и металлофон. Кстати, при мама может взять своего одно-, двух-, трехмесячного кроху на руки и хлопать его ладошками в такт музыке. Такое упражнение помогает развить в ребенке чувство ритма.

Что касается времени прослушивания, то малыши до года могут непрерывно слушать музыку не более чем 20-30 секунд . Затем желательно сделать перерыв 1-3 секунды . И после паузы можно продолжить прослушивание еще на 20-30 секунд . Далее любое музыкальное произведение будет звучать лишь в фоновом режиме, не поглощая полностью внимание ребенка. Но и этого, на ваш взгляд, короткого промежутка времени вполне достаточно для музыкального развития на самом начальном его этапе.


Музыкальные инструменты для детей до 1 года

В 3-4 месяца уже смело можно приобщать малыша к игре на музыкальных инструментах. Конечно, это не будет целенаправленное обучение, а, скорее, знакомство с разными инструментами и со звуками, которые каждый из них может воспроизводить. Обязательно приобретите некоторые из них. Для деток в возрасте до 1 года подойдут:

  • маракасы;
  • барабан;
  • колокольчик;
  • ксилофон;
  • металлофоном;
  • гитара;
  • детское фортепиано;
  • синтезатор.

В этом возрасте ваш кроха с легкостью позволит вам помогать ему стучать палочками по барабану, или звенеть в колокольчик. Этим вы положите начало формированию у ребенка музыкального вкуса. Ваша цель – показать малышу, насколько разнообразными могут быть звуки.

И здесь вам очень помогут нехитрые погремушки, которые довольно легко можно смастерить своими руками. Из всяких коробочек и баночек, которых на кухне у любой хозяйки целое множество. Их наполняют разными крупами, можно шариками, болтиками и всем, что найдется под рукой, и красочно оформляют. В связи с тем, что в каждой баночке - разный наполнитель, и звучать они, соответственно, будут по-разному, при смене «инструмента» с новой силой привлекая внимание малыша.

В 5-6 месяцев ребенок уже вполне может взять инициативу в игре на музыкальных инструментах в свои руки. При этом он захочет использовать все, что под руку подвернется. Будет стучать, хлопать, тереть, бросать, гладить, издавая такие звуки, о существовании которых вы, в своей скучной взрослой повседневности, вряд ли даже подозревали.

Также полугодовалого карапуза уже можно начинать знакомить с историей искусств. Нет-нет. Это не опечатка. В возрасте от шести месяцев и до двух лет дети очень хорошо запоминают лица. И эту особенность их развития можно успешно использовать для их музыкального образования. При прослушивании разных произведений показывайте своему крохе портреты композиторов, их написавших. Впоследствии ему не составит труда ассоциировать музыку с образом ее автора.

В статье будет описана польза музыкального развития ребенка.

  • Музыкальное воспитание ребенка должно начинаться еще в дошкольном возрасте. Более того, многие исследователи указывают на пользу воздействия музыки с самых первых дней жизни
  • Понимание искусства — это одно из условий развития гармоничной личности
  • Музыкальному воспитанию уделяют внимание в школах и детских садах. Но и родители, демонстрируя собственный пример, должны показать роль музыки в жизни
  • Музыкальное восприятие позитивно влияет на многие сферы жизни: развивает чувство прекрасного, вырабатывает личный вкус, дает возможность лучше понимать себя

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка

  • Развитие любви к музыке приобщает маленького человека к достояниям мировой культуры. Такой ребенок становится более эрудированным, эстетически ориентированным
  • Музыка позитивно влияет на развитие личности и на нервную систему. Ученые давно установили, что классическая инструментальная музыка способна замедлить сердцебиение и снять стресс
  • По средствам музыки ребенок познает окружающий мир. Она приводит его к новым мыслям и чувствам
  • Исследователи утверждают, что музыкально развитые дети более старательные во сферах сферах жизни, им проще дается обучение в школе
  • Музыкальное развитие стимулирует умственное. Те дети, которые регулярно занимаются музыкой имеют лучшую память
  • Музыкальное образование должно начинаться с дошкольного возраста и быть регулярным

Особенности музыкального развития детей по возрастам

  • Дети до 4х лет. Это период раннего развития ребенка, когда дети еще обладают наглядно-действенным способом мышления. В это время у малышей только зарождается желание активно участвовать в процессах. Они с интересом относятся к музыке, могут спеть детскую песню вместе со взрослыми. Также, с удовольствием повторяют некоторые движения
  • Дети 4-6 лет. Дошкольный возраст, который очень важен в музыкальном воспитании. В это время у ребенка формируется голосовой аппарат и способность хорошо двигаться. Необходимо заниматься пением, развивать ритмическое восприятие. Полезны физические нагрузки под музыку, как основа танца. Ближе к 6 годам дети способны запоминать движения и соотносить их с музыкой
  • Дети 6-7 лет. В этом возрасте малыши уже могут поразмышлять о роли музыки. Они уже определяют ее эмоциональное воздействие (грустная или веселая). Это оптимальное время для начала музыкального образования

Музыкально ритмическое развитие детей

  • Музыкально-ритмическое воспитание тесно связано с приобщением малыша к музыки. Это два дополняющих друг друга аспекта
  • Ритмическая грамотность заключается в способности слушать и слышать музыку. быть внимательным и соотносить ритм с движениями
  • Музыкально-ритмическое воспитание проводится по средствам танцев, игр и музыкальных занятий
  • Элементы такого воспитания допустимы с самого раннего возраста (как, например, ритмическое похлопывание в ладоши). Но наиболее важно оно в возрасте 5-7 лет
  • Ритмические движения воспитывают в ребенке чувство музыки, развивают физические навыки, учат согласовывать услышанную музыку с движениями танца
  • Музыкально ритмическое воспитание развивает творческие способности. Малыш учится самостоятельно придумывать движения и музыкальное сопровождение в своем воображении


Развитие музыкального слуха у детей

  • Музыкальный слух обычно является врожденным явлением. Но, в любом случае, его нужно развивать
  • Существует несколько способов выяснить, есть ли музыкальный слух у малыша. Проведите простой домашний тест
  • Если в доме имеется музыкальный инструмент, поиграйте с малышом в простую игру. Пусть он закроет глаза, а вы нажмете несколько клавиш (2). Ребенок должен сказать, сколько звуков прозвучало. Можно менять количество звуков, чтобы узнать, как четко их определяет ребенок
  • Еще одно упражнение, но более сложное. Напойте простую мелодию. Старайтесь, чтобы она была в допустимом для голоса ребенка диапазоне. Попросите его повторить
  • Музыкальный слух можно развить, даже если он отсутствует. Для этого требуются регулярные занятия и любовь малыша к музыке

Музыкально эстетическое развитие детей

  • По средствам искусства человек познает мир. Он учится отличать хорошее от плохого, предавать своим эмоциям четкие границы, обосновывать и облачать в слова чувства. Музыка — это одно из наиболее важных отраслей искусства
  • Первое, что сказывается на музыкальных предпочтениях малыша — это пример родителей. С детства слыша определенную музыку он строит представления о мире на основе ее
  • Многие педагоги, в том числе известный Сухомлинский, отмечали, что без музыкального восприятия невозможно полноценное развитие личности
  • Необходимо давать малышу развивать свой собственный вкус, включая разнообразную музыку. Уже с младшего школьного возраста полезно обсуждать музыкальные произведения. Ребенок должен уметь определить и выразить те эмоции, которые передает мелодия


Музыкальная игра средство развития ребенка

  • В игровой форме ребенок легче постигает информацию. Для него игровая деятельность мало связана со скучными занятиями и поэтому в удовольствие
  • Чтобы малыш не уставал, следует сделать игры более разнообразными
  • Зацикливаться на одном виде игр нельзя. Это быстро надоест и перестанет приносить эффект
  • Комбинируйте музыкальные занятия с другими видами деятельности. Включайте музыку во время досуга малыша. Это будет также важный элемент музыкального развития

Упражнения для развития музыкального слуха и ритма у детей

  • Совместное прослушивание музыки уже есть своеобразным упражнением. Сконцентрируйте внимание малыша на темпе и настроении музыки. Если это песня, то попытайтесь вместе спеть ее
  • Найдите мелодию, где будет четкий ритм. Предложите малышу постучать по столу пальцами в такт. Можно начать вместе, а потом дать возможность ребенку самому войти в ритм
  • В 5 — 6 лет можно начать заучивать стихи и песни. Это способствует ритмическому восприятию
  • Выберите звуковой диапазон, в котором малыш не будет травмировать голос. Сыграйте ноту, напойте ее и попросите ребенка повторить. Так спойте октаву вниз и вверх
  • Поиграйте в игру с хлопками. Настучите простой ритм и пусть малыш повторит. По мере развития ритмического восприятия можно усложнять ритмы
  • Купите ребенку детский барабан. Вместе играйте с ним, придумывая свои ритмы
  • В 6 — 7 лет малыша можно отдать в музыкальную школу, где будут проводиться специальные занятия по развитию творческих способностей


Музыкальное развитие детей раннего возраста 2-3 года

  • В таком раннем возрасте малыш только начинает узнавать окружающий мир. Музыка для него — нечто новое. И поэтому музыкальное развитие должно быть индивидуальным
  • Однозначно нужно периодически включать музыку ребенку. При этом сама мама может напевать и выражать заинтересованность
  • Дети по разному относятся к музыке. Для некоторых она не является раздражителем, они могут по долгу слушать ее. Тогда можно включать музыку довольно часто
  • Одним из элементов музыкального развития в этом возрасте является пение матери. Колыбельные и другие детские песенки позитивно сказываются на развитии
  • Детские игрушки, например клависин, можно также считать элементом музыкального развития. Пусть еще хаотично, но малыш уже пытается извлекать из него звуки. Главное не мешать ему в творчестве

Музыкальное развитие детей 4 — 5 — 6 лет

  • Дошкольный возраст — один из самых важных периодов в музыкальном воспитании ребенка
  • В 4 года малыш уже начинает осознавать музыку, как нечто отдельное. Его могут заинтересовать разные мелодии. В игровой форме можно уже начинать обсуждать услышанное. Связывать мелодии с интересными детскими историями
  • В 5 лет у малыша уже достаточно развитое восприятие. Он может передать эмоции. Координация движений уже нормальная, можно связывать танцевальные упражнения с музыкой. Включайте музыку во время упражнений и досуга малыша
  • В 6 лет малыш может ужу приступать к музыкальному образованию. В это время даже намечаются творческие способности. Те дети, у которых настоящий талант к музыке, могут придумывать несложные мелодии


Музыкальное развитие детей в начальной школе

  • В начальной школе музыкальное воспитание имеет две цели: ознакомление детей с основами музыкального искусства и развитие талантов
  • В первом классе дети слушают педагога, вместе выполняют упражнения на развитие ритма и слуха
  • Во втором и третьем классе уже начинают заниматься пением, осваивать музыкальные произведения, знакомятся с первыми композиторами
  • Если у малыша есть интерес к музыке, то его творчество не должно ограничиваться общеобразовательной школой. На самом деле в ней не так много времени уделяется музыкальному воспитанию
  • Но именно в школе ребенок ознакомится с инструментами и сможет выбрать наиболее подходящий

Видео: Музыкальное воспитание ребенка

Поделиться: