Как работать с травмой в процессуальной терапии. О процессуальной психологии

«Процессуальный ум»

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы
International School of Processwork Russia (ISPWR), стандарт IAPOP.

Процессуальная работа - это следование пути природы

Что такое процессуальная работа?

Процессуальная работа или процессуально-ориентированная психология - междисциплинарное направление в современной психологии. Основной акцент в процессуальной работе делается на восприятии потока жизненных событий - «процесса», а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.

То, что человек воспринимает как проблему (проблемы в отношениях, хронические заболевания, депрессии, зависимости, кошмарные сны и т.д.) на самом деле - проявление бессознательного, которое стремится объяснить, что мы живем в чем-то не своей жизнью и где-то идем против своей глубинной Сути. Например, у человека хронический симптом – мигрень. Проживая этот симптом, может прийти понимание того, что головная боль возникает в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным и не может защитить свои интересы. Но в самой мигрени уже есть ресурсы, которые только необходимо раскрыть и привнести в жизнь и отношения. Но часто некоторые аспекты личности (там, где проявляется сила, агрессия, сексуальность, свободолюбие и т.д.) бывают подавлены. Мы можем говорить себе "нельзя быть таким, это не принято". Но в тот момент, когда человек начинает вести себя иначе, и при необходимости показывает, что он может быть сильным и постоять за себя, телесный симптом уходит. Так, в повторяющихся ситуациях в отношениях, в кошмарных снах, в телесных симптомах и других сферах жизни проявляется наше подсознательное, которое указывает нам на нашу внутреннюю силу и ресурсы.

Занимаясь процессуальной работой, мы учимся быть разными и гибкими, в зависимости от ситуации. Появляется легкость и уходят тревоги, так как интегрируются прежде отвергаемые части нас самих.

Главное в процессуальной работе – находится в потоке непрерывной многоуровневой практики осознания, замечать малейшие изменения в окружающем пространстве и в теле – все это может быть ключом к развертыванию "процесса", который приведет человека к более целостному и гармоничному восприятию себя и мира. Специалисты по процессуальной работе стараются следовать своему собственному процессу и процессам отдельного человека и группы.

Теории и методы процессуальной работы может лично испытать и проверить любой человек и убедится в их универсальности. Процессуальная работа используется в индивидуальной терапии, для самостоятельной работы, а так же для разрешения семейных конфликтов, конфликтов в различных группах и организациях.

Арни и Эми Минделл в Москве, 29.04.13. История возникновения процессуально-ориентированного подхода, основы теории и работа с клиентами. Встреча со студентами МИП.

И. Зингерман, «Три уровня состояния сознания в процессуальном подходе Арнольда Минделла при работе со снами»

Арнольд Минделл и процессуальная психология

Основные идеи процессуально-ориентированной психологии были разработаны в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, доктором философии, психотерапевтом, автором 20 книг, переведенных на 20 языков.

Арнольд Минделл изучал физику в Технологическом университете Кембриджа, а затем психологию в швейцарском Институте Юнга в Цюрихе и стал юнгианским психоаналитиком. Минделл добавил к своим знаниям в области физики и западной психологии наблюдения за австралийскими шаманами, целителями и изучал древние духовные практики, в том числе даосизм и буддизм. Из таких, казалось бы, разных областей, возникла процессуально-ориентированная психология. Она объединила открытия науки, древние представления о человеке, танец и воображение, ощущения в теле и сновидения.

Арнольд Минделл

Основатель процессуального подхода

Процессуальный подход интересен, поскольку вы должны изменить ваше нормальное состояние сознания или, если выразиться с помощью метафоры, вам нужно сесть на лошадь задом наперед. В одном из племен американских аборигенов существовала смешная, несколько странная шутовская фигура. Ему позволялось быть в племени до тех пор, пока он был «человеком-наоборот», то есть делал все не так, как все. Его лошадь двигалась вперед, но сидел он на ней наоборот, лицом к хвосту.

Скакать на лошади задом наперед означает говорить жизни: «Да, это невозможно» и в то же время: «До чего интересной может оказаться эта болезнь». Вы идете вперед спиной. Обычно вы считаете, что смерть ужасна, но если подумать с точки зрения еретика - смерть может вас чему-нибудь научить. Это может даже понравиться! Скажите «нет» боли, а если уже больше ничего не помогает, попытайтесь сказать ей «да». Когда беда обернется чем-то интересным - вы будете просто прыгать от радости. Это словно божественное откровение или способность быть совсем другим. В процессуальной парадигме всеобъемлющее «да» миру представляется потенциальностью, как бы семенем того, что стремится себя выразить.

Раньше мне необходимо было подумать прежде, чем действовать. Теперь я доверяю естественному течению событий и думаю гораздо меньше. Вместо этого я следую моим чувствам. Мой путь в настоящее время - следовать непредсказуемому. Я действую сейчас, а думаю после. Есть многие вещи в работе процесса, которые мне непонятны. Кое-что я могу объяснить, но есть еще масса такого, что мне хотелось бы изучить. Дело помощи человеческим процессам - это безграничная область, такая же древняя, как даосизм, и такая же новая, как теории холодинамики вселенной.

- «Вскачь задом наперёд», Арнольд Минделл

Основные идеи

Понимание процессуальной работы строится на нескольких базовых понятиях: Основные идеи, которые могут помочь понять, что же такое процессуальная работа – это понимание того, что такое три уровня сознания, понятия первичного и вторичного процесса, "края", а так же метанавыков фасилитатора (терапевта).

Три уровня сознания

Три уровня сознания

В своих наблюдениях Арнольд Минделл пришел к тому, что сновидения и телесные симптомы "говорят" об одном и том же, то есть отражают определенный жизненный процесс человека. Он понял, что если правильно раскрыть послание сновидения, то можно обойти какую-то неприятную жизненную ситуацию, тенденцию, которая уже "созревает" в повседневной реальности, например, болезнь или даже аварию. И тогда Минделл стал исследовать, откуда же приходят сновидения с тем же упорством, с каким он изучал возникновение Вселенной, будучи студентом-физиком. Обращаясь к различным источникам, изучая древние тексты, общаясь с шаманами Австралии, Минделл понял, что про этот источник сновидений люди знали всегда. Кто-то называл это Дао (даосизм), кто-то называл его Всевышним Богом, кто-то называл Основой Мироздания и т.д.

Так сформировалась теория о трех уровнях сознания.

Обычно мы себя сознаем себя в так называемой реальности консенсуса. Реальность консенсуса (общепринятая реальность) - термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее (осознанное или неосознанное) соглашение между людьми. В консенсусной реальности существует дуальное восприятие, здесь все разделено на плюс и минус, хорошо и плохо, добро и зло, день и ночь, мужчина и женщина, субъект и объект. Это привычный нам уровень восприятия реальности. Что его формирует и создает консенснусную реальность? Для того, чтобы что-то произошло в жизни, должна быть тенденция - чтобы заболеть, надо промочить ноги. Чтобы появилась зависимость, должна быть большая потребность в расслаблении, и неумение его получать. Возникает вопрос, откуда приходит реальность консенсуса? На этот вопрос можно получить разные ответы: психологи вам скажут, что источник формирования нашей повседневной жизни - это бессознательное, шаманы назовут это сновидением, квантовые физики - волновой функцией... В любом случае они будут описывать второй, более глубинный уровень восприятия реальности, который и формирует сценарии и варианты нашей жизни. Арнольд Минделл предложил назвать этот второй уровень сознания Dream Land (англ. "дрим ленд") - страной снов, или страной грез. В нашем сознании есть некое пространство, которое формирует мечты и будущее. Именно поэтому возможны вещие сновидения, возможны предсказания. И Сновидение является тем состоянием ума, из которого потом и проявляется наша привычная консенсусная реальность.

Сны могут быть кошмарными, могут быть прекрасными. Но может не быть четко выраженной их дуальности. Например, во сне вы можете убивать других и это не вызовет у вас ужаса или отторжения, возможно ходить по воде, летать по воздуху или пить чай на вершине Эвереста в купальнике или домашних тапочках. В сновидениях возможно делать самые немыслимые вещи с точки зрения реальности консенсуса. Второй и третий уровни сознания происходят из недуального состояния сознания, находящегося за пределами нашего привычного, и даже сновидческого, восприятия.

Страна грез, страна сновидений (Dream Land) - это не только ночные образы. К ним относятся любые другие видения. На уровне Страны грез, процессуальная работа имеет дело со сновидениями, глубинными чувствами, невысказанными истинами, "двойными", или непреднамеренными сигналами, "призраками" (не представленными фигурами), и призрачными ролями в историях и мифах отдельных людей и организаций. Большое значение имеют история, мифы, и события, затрагивающие не одно поколение. Здесь также можно ощущать воздействия будущего на настоящее.

Для третьего уровня сознания характерно недуальное состояние, где нет взаимодействия на уровне субъекта и объекта. Именно из этого источника происходит формирование пространства второго уровня - пространства сновидений.

На глубочайшем недвойственном уровне, или уровне «сущности», Основы, Дао, процессуальная работа имеет дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие на нас можно чувствовать, но еще нелегко выразить словами. Здесь вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, еще не выразившиеся в виде осмысленных образов, звуков и т.п.

Первичный процесс, край, вторичный процесс

«Первичный процесс», «вторичный процесс» и «край»

Следующие ключевые понятие процессуального подхода - «первичный процесс» и «вторичный процесс». Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.
Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той идентичности человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах.

Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

Между первичным и вторичным процессом находится «край», то есть опыт переживания неспособности сделать нечто, переживание ограничения или препятствия. Этот край могут представлять различные «краевые фигуры». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

В целом, все навыки процессуальной работы представляют собой навыки осознания

Метанавыки терапевта

В процессуальной работе используется понятие «фасилитатор» (вместе терапевт) - специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками, которые помогут ему вести процесс группы или одного человека.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы - осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры.

Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, в котором проявляется недуальное восприятие мира, где проблема может стать источником силы и ресурсов.

Второй навык - «следование» самим себе и чувству Дао, то есть, событиям, которые являются наблюдаемыми и/или интуитивно постигаемыми. Мистический аспект процессуальной работы пытается следовать тому, что не вполне выразимо, в то время как ее конкретная и реалистическая часть имеет дело с наблюдаемыми сигналами и их развертыванием, позволяя этим сигналам рассказывать нам, что они означают.

Третий навык - «прозрачность». Фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Четвертый навык - осознавание себя на трех уровнях реальности. Во-первых, осознавать и чувствовать себя на уровне обусловленной реальности; во-вторых, жить на уровне сновидения: разговаривая с человеком, впадать в легкий транс. Это помогает развернуть процесс еще глубже. И, в-третьих, мы одновременно можем иметь ощущение себя и этого человека в едином, изначальном пространстве. Из этого состояния мы способны любую проблему сделать своим Учителем, и обучаться, проживая источник, откуда приходит это послание, где является суть этой проблемы консенсусной реальности. Таким образом, мы обретаем себя целостных.

Как часто называют процессуально ориентированную психологию, расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик. . В ней сосуществуют и дух шаманизма, даосизма, буддизма, актерской игры и открытия современной физики. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания, соединяя восточные духовные практики и западные методы психологии. Особое внимание уделяется работе со снами. Методы Процессуальной психологии применяются при лечения заболеваний любой сложности: раковых заболеваний, зависимостей, восстановления после черепно-мозговых травм.
Процессуальная работа - пока единственное психологическое направление, работающее с комой.

Процессуальная психология, в отличие от традиционных школ, действует более системно и глубинно - она воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой - внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.

Процессуальная работа означает следование пути природы . Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека - даже то, что он воспринимает как проблему - является его учителем. Все, что происходит с человеком, несет в себе ключ к достижению целостности: гармонии с собой и окружающим миром, здоровью.

Любой симптом имеет тенденцию к исцелению. Иначе говоря, любая конфликтная ситуация, любая проблема, любое заболевание уже содержит информацию о своем решении. «Проблема» является посланием, которое нуждается в понимании на уровне тонких сигналов, «флиртов», сновидений, и поэтому вынуждено проявиться через конфликты, ухудшение здоровья и т.д.

Если Вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в любой сфере своей жизни, направлять энергию в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.

Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в Величайшем Приключении своей Жизни - самой Жизни.

Процессуальная психология - пожалуй, единственная область современной психологии, одинаково эффективно применимая в столь разных областях, как:
. Работа с телом . Посредством работы с телом методами процессуальной психологии можно справиться с кратковременными и долгосрочными заболеваниями, избавиться от них и предупредить в дальнейшем. В том числе и от тех, которые «не лечатся» классической и нетрадиционной медициной (см. работу А.Минделла ).
. Работа со сновидениями . С помощью работы со сновидениями в процессуально-ориентированной психологии можно из каждого, даже самого незначительно сна извлечь множество посланий, в том числе о сценариях жизни и отношений, заболеваниях, решении текущих жизненных и творческих проблем и т.д. Техники работы со сновидениям разительно отличаются от психоанализа, и при этом доступны не только для узких специалистов, но и для всех желающих.
. Работа с конфликтами и отношениями . Техники процессуальной психологии позволяют легко решить проблемы во взаимоотношениях и конфликты, групповые и личные.
. Работа с депрессиями . С помощью процессуальной психологии можно не только работать с депрессиями, но и мягко и экологично снимать человека с антидепрессантов, прописанных психотерапевтами для подавления симптомов депрессии.
. Работа с комой и повреждениями головного мозга . Техники процессуальной психологии позволяют вернуть к нормальной жизни человека, пережившего кому и повреждения головного мозга.
. Работа с психическими расстройствами . Процессуальные психологи с успехом работают с шизофренией, эпилепсией и другими расстройствами психики.
. Работа с зависимостями . Процессуальные техники применимы для избавления от зависимостей, алкогольных, наркотических и не только.
. Работа с бизнес-структурами . С помощью последних наработок процессуальной психологии можно успешно оптимизировать бизнес-процессы (см. ).
. И прочее, прочее, прочее... Сложно назвать задачи, которые нельзя решить процессуальной психологией, хотя наши учителя не перестают повторять, что решение проблемы - лишь приятный побочный эффект...

Процессуальная работа помогает свершиться процессам, заложенным "внутри" человека, организации, сообщества. Она направляет и усиливает их. В этом наиболее существенная системообразующая черта процессуальной психологии. Не лечить пациентов, а помогать людям пройти свой путь, осуществить то, к чему есть внутренняя готовность.

Процессуальный метод был основан в конце 1970-х годов .
Мировой центр процессуальной психологии находится в Портленде, США, штате Орегон.

Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл , который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали и сайт о философии и практике этого направления.

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии. Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.

Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые - хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность - согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Основные идеи процессуальной работы

По определению Минделла, процессуальная работа - это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов , основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания - и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них - это концепция Юнга о процессе индивидуации , при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью » (англ. edge ) индентичности человека.

  • Личные : у человека грань может лежать касаться его интеллекта , что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
  • Семейные : у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
  • Социальные : пол , религия , этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных . Это один из механизмов, движущих гомофобией .
  • Человеческие : существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе », в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса , или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.

Уровни опыта

Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.

Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность» (англ. sentient essence ). Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.

Сферы применения

Примечания

См. также

  • Эми Минделл

Ссылки

  • Официальный сайт Арнольда и Эми Минделлов (англ.)
  • Worldwork site (англ.)
  • Max Schupbach: процессуальная работа и развитие организаций (англ.)

Организации

  • GPI is an International Consortium of Process Oriented Conflict Facilitators, Peacebuilders, and Trauma Healers. (англ.)
  • Global Process Work Training portal (англ.)
  • Process Work Institute (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology, Zurich (англ.)
  • Process Work Australia (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology in the United Kingdom (англ.)
  • Process Work Greece (англ.)
  • Research Society for Process Oriented Psychology in Poland (англ.)
  • CFOR - Force for change (англ.)
  • Ассоциация Процессуальной Работы (рус.)
  • - Обучение процессуально ориентированной психотерапии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Процессуальная работа
  • Процессуально-ориентированная психология

Смотреть что такое "Процессуальная терапия" в других словарях:

    Гештальт-терапия - (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия

International Institute for Process Work (Russia) IIPW

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Образовательный стандарт IAPOPhttp://www.iapop.com/ispwr/

Сертификационная Программа по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии.

Обучение по стандартам IAPOP.

Уважаемые коллеги! Ведется набор на обучение 2018-2020г.

Расписание семинаров:

1 семинар - 8-9 декабря 2018г - Введение в Процессуальную работу. Теория и практика. Работа с движением. - Сербина Людмила.

Данная программа является уникальной, так как позволяет освоить новый психотерапевтический метод, на профессиональном уровне и получить глубокие знания в области процессульно-ориентированной психологии и психотерапии. Программа включает как теоретическое, так и практическое обучение. Обучение ведется в рамках стандартов IAPOP с использованием теоретического и методического арсенала его преподавателей, которые обладают уникальными и разносторонними навыками и метанавыками и личным глубоким многолетним профессиональным психологическим опытом и вносят его в процесс обучения. Все преподаватели имеют собственную практику ведения личной терапии и преподавания в различных школах и направлениях терапии. Многие преподаватели являются старейшинами процессуального обучения в России, основателями и учредителями Процессуального сообщества в России.

Многие преподаватели сейчас являются членами и руководителями профессиональных психотерапевтических организаций и сообществ: Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР) Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Европейской Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов, Международной Ассоциации Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP), Международной Ассоциации Фасилитаторов (IAF).

Преподаватели Сертификационной Программы:

Ректор МИПСИТ, президент ПСИРП, международный дипломированный специалист и тренер по процессуальной психологии, член IAPOP, член Европейской Ассоциации телесно-риентированных терапевтов, автор и ведущий обучающих программ по работе с шоковыми травмами и травмами развития.

к.пс.н, психотерапевт ЕАР, Дипломант PW, руководитель модальности по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии в ППЛ, член IAPOP.

Врач-биофизик (диплом РГМУ им. Пирогова), врач психотерапевт (диплом ММА им. Сеченова), психолог (диплом МЭГУ), процессуальный терапевт - сертификат 3-х годичной программы Центра по процессуальной работе в Портланде, США (Process Work Center of Portland,USA), гештальт терапевт.

к.пс.н. Процессуальный терапевт,Ведущий курса "Введение в процессуальную терапию".Член Профессионального Сообщества Интегративно Работающих Психологов. Преподаватель и член Совета Московской Психологической Лаборатории 12.

обладатель степени МА «Организационные изменения и фасилитация конфликтов»(Process Work Institute (PWI), Portland,USA), сертифицированный специалист попроцессуальной работе(PWI, USA), бизнес-тренер, дипломированный консультант по управлению (SMC, Россия), коуч (CTI, Amsterdam, Netherlands) с 14-летним стажем работы.

Принцип нашей работы заключается в том, что бы дать качественное образование, где в процессе обучения вы сможете глубоко и интересно учиться и получите новый инструмент и новую методику, что бы использовать это в своей профессиональной деятельности, а так же научиться работать со своими личными проблемами и комплексами.

Особенность нашей программы заключатся в том, что наши преподаватели имеют большой опыт в других подходах, то в процессе обучения будет рассмотрена связь В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Вы получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Программа реализуется в сотрудничестве с членами международной ассоциации процессуально-ориентированной психологии. Это позволяет глубоко и осознанно освоить метод Процессуальной Работы, основателем которой является Арнольд Минделл, и он работает с большим спектром проблем. Процессуальный подход использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик и исходит из положения, что решение проблемы содержится в самом нарушении, которое она вызывает.

Процессуальная психология развилась во всестороннюю психотерапевтическую систему, и применяется в различных контекстах, включая индивидуальную терапию и работу с группами и организациями. Особое внимание уделяется работе со снами и с телесными симптомами, включая работу с тяжело больными, с измененными и крайне экстремальными состояниями сознания, с зависимостями, для разрешения личностных и семейных конфликтов с большими и малыми группами в бизнес среде.

Для кого эта программа

Сертификационая Программа Международного Института Процессуальной Работы (Россия) (IIPW) предназначена для психотерапевтов, психологов-консультантов, специалистов, работающих в области здравоохранения и образования, педагогам, социальным работникам а также коучам, людям, занимающимся развитием организаций, бизнес консультантам, а так же всем желающим, кому интересен процессуальный подход для самообразования, самопознания и саморазвития.

Что в результате

В результате прохождения Международной Сертификационной программы IIPW вы освоите и приобретете теоретические практические знания Процессуальной работы, которые необходимы в индивидуальной работе с клиентами, так и в работе с малыми и большими группами, безнес-организациями.

В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Структура сертификационной программы :

Условия участия:

Для вступления в Международную Сертификационную программу необходимо:

Заполнить и подать заявление.

Пройти вводную сессию с преподавателем сертификационного курса.

Форма заявления

  • Адрес, электронный адрес, телефон, скайп
  • Резюме (дата рождения, пол, возраст, образование, место работы и др.)
  • Предыдущий опыт процессуальной работы. Какие семинары посещали, какие программы, опыт личной терапии?
  • Какие другие психологические и психотерапевтические подходы изучали? В каких программах принимали участие?
  • Кратко напишите почему вы хотите изучать Процессуальный подход.

Документы:

При успешном завершении Международной Сертификационной Программы International Institute for Process Work (Russia) IIPW (Международный Институт Процессуальной Работы в России) выдаётся:

  • Международный Сертификат по Процессуальной работе.
  • Накопительный сертификат Профессиональной Психотерапевтической Лиги.(по запросу)
  • Свидетельство о повышение квалификации от об окончании программы повышении квалификации установленного государством образца; (по запросу)
  • Также вы можете получить Диплом о профессиональной переподготовке: «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (в объеме 980 часов), (по запросу)

О формате.

  • 12 семинаров по 2 дня (выходные дни)
  • Личная терапия не менее 20 часов;
  • Супервизии групповые и личные 20 часов;
  • Интервизорские группы не менее 4 раз в год;
  • Сессии с адвайзером (личным куратором) 4 сессии и одна завершающая по итогам обучения;
  • Ведение студенческой зачетной книжки;
  • Ведение личного дневника;
  • Написание итоговой работы (реферат)
Подробнее:
  • Количество часов семинарских занятий составляет 12 семинаров, по выходным дням.
  • Супервизии 20 часов. (Различные форматы: групповая, индивидуальная) Это может быть как очная работа с клиентом, или им так же может быть любой студент программы, а так же разбор Кейсов из личной практики или из работы в интервизорских группах.
  • Интервизорские группы. Самостоятельная работа в малых группах. Группа 3-5 человек. По итогам встречи студенты составляют протоколы по структуре процесса и интервенций. (Каждый из студентов на встрече является Психотерапевтом, Клиентом, Наблюдателем) Протоколы проверяются адвайзером на личных сессиях с ним.
  • Личная терапия минимум 20 сессий. Личная терапия является важной составляющей частью учебного процесса.
  • Сессии с адвайзером, личным куратором в процессе обучения – 5 сессий (2 сессии в год, консультации по написанию итоговой работы, и заключительная (итоговая)сессия)
  • Рекомендуется определиться со своим Адвайзером в течении двух месяцев с момента вступления в программу. При его участии заключается студенческое соглашение и выбирается фокус личных интересов в процессе обучения в сертификационной программе. Для тех студентов, кто одновременно обучается и в сертификационной, и в дипломной программе, адвайзер является одним и тем же лицом.
  • Студенческая зачетная книжка. Сюда фиксируется информация о прохождении семинаров, супервизий, встреч с адвайзером. Ведение дневника необходимо на протяжении всего сертификационного курса и в дальнейшем, если студент продолжит свое обучение в дипломной программе.
  • Ведение Студенческого дневника. На протяжении обучения студенту рекомендуется вести подобный дневник, куда записывается личный опыт от прохождения семинаров, личных сессий, супервизий, интервизий и внутренней работы.
  • Написание итоговой работы (реферат). Общий объем от 10 и более страниц. В этой работе студенты демонстрируют свои теоретические и практические знания в письменном виде. И демонстрируется знание текстов и книг, по Процессуальной работе доступных как на русском, так и на английском языках.
  • Сертификат о прохождении программы выдается после выполнения всех вышеперечисленных требований программы и прохождения заключительной сессии с адвайзером. Преподавательский состав сертификационной программы оставляет за собой право принимать решение о выдаче сертификата студенту, а так же о прохождении дополнительных часов для освоения недоработанных тем.

Темы семинаров:

Семинары программы:

(В темы семинаров могут быть внесены изменения и дополнения)

Процессуальная работа. Введение: Теория и практика. Источники и история создания. Основные определения и положения (первичный, вторичный процесс, край). Сновидящее тело и сновидческий процесс. Уровни работы в процессуальном подходе (консенсусный, сновидческий, сущностный). Работа с каналами восприятия.

Работа с симптомами. Соматические заболевания. Работа с соматическими заболеваниями, симптомами в процессуальном подходе. Послание симптомов. «Дух симптома». Работа с различными хроническими и острыми симптомами. Телесно-ориентированная работа с симптомами.

Работа со взаимоотношениями. Основные принципы взаимоотношений. Коммуникативные аспекты в первичных и вторичных процессах взаимоотношений. Методы работы с парой и межличностными взаимоотношениями. Мифы в отношениях. Работа с семейными системами. Высокий и низкий сон взаимоотношений. Конфликты, публичные атаки

Теория конфликта с точки зрения процессуально-ориентированной психологии. Мировая работа (World Work) и концепция Глубинной демократии. Основы фасилитации конфликтов. Сигналы эскалации и деэскалации конфликта.. Работа с обвинениями. Понятие рангов и их роль в разрешении конфликтов. Типы рангов и степень их осознанности. Сигналы высоких и низких рангов.

Работа зависимостями: химические и поведенческие зависимости. Процессуальная работа (терапия) с зависимостями. Виды и механизмы формирования зависимостей. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость. Особенности работы с химическими зависимостями. Различные способы проявления послания в зависимостях: первичный и вторичный процесс, края. Особенности телесно-ориентированной работы с зависимостями.

Сны, сновидения, работа со сновидением. Процессуальная парадигма работы со сновидениями. Определение различных уровней работы со сновидением. Мифы в сновидениях. Работа с ранними детскими снами и их связь с хроническими симптомами и со стилем жизни и жизненными сценариями. Исследование снов и едва заметных предсигналов(Флирты), проявляющихся на грани состояния сна и бодрствования.

Измененные состояния сознания, психопатология, депрессии. Структура измененных состояний сознания в процессуальной психологии. Связь с культуральными и социальными мифами и краями. Особенности процессуальной работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Процессуальная работа (терапия) с различными видами депрессий.

Работа с травмой. Формирование ресурсов. Особенности соматической работы с посттравматическими расстройствами. Разворачивание личностного мифа человека через детские сновидения, ранние травмы, соматические заболевания и паттерны отношений. Первичный и вторичные процессы при ПТСР, Работа с травмой как работа с Экстримальными и измененными состояниями сознания. Край и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур. Особенности работы в каналах при работе с травмами. Роли. Взгляд на роли в работе с травмой. Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы травмированного внутреннего ребенка).
Вторичная идентичность и роли (агрессор, демон (внутренний угнетатель) , свидетель, защитник)
Формирование ролей, работа с ними. Особенности работы с ролями при ПТСР.
Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном) .

Диссоциация как начало процесса отстранения и осознанности,

Диссоциация и паралельные вселенные(Минделл)
Высокий и низкий сон при работе с травмой. Застревание в низком сне. Способы работы,
Восстановление оси эго Самость. Работа на сущностном уровне (большое «U»)
Трансформация травмы. Работа с травмой на символическом и мифологическом уровне.
Осознание жизненного мифа, возможность посмотреть на свою жизнь как на путь индивидуации и встреча на этом пути с травматическим событием как с инициацией. Травма как преобразующая сила на пути индивидуации. Старейшинство. Травма как вызов для нашего духа. Столковение с нуминозным, трансперсональным опытом. Мудрость, духовность и опыт старейшинства при трансформации травмы.

Мировая работа. Принципы мировой работы (World Work). Методы фасилитации группового процесса (Group process). Фасилитация работы в группе на собраниях, совещаниях, стратегических сессиях. «Горячие» моменты в групповой работе (Hot spots). Сложные участники в группе.

Геопсихология. Векторная работа. Векторный метод осознавания, исследование ИСС связанных не только с чувствами и различными внутренними состояниями, но и с природой пространства, связью наших тел с планетой Земля. Понятие большого «U» и малого «u», суммирование векторов. Исследование глубинных состояний и способности нахождения направления как личных, так и коллективных. Понятие кратковременной и долговременной осознанности.

Внутренняя работа. Процесс-ориентированная классическая внутренняя работа. Зачем и когда делать внутреннюю работу? Осознавание сигналов / уровни восприятия. Канал-ориентированные методы усиления сигналов. Навыки раскрытия процесса «Вперёд» (от сигналов к фигуре). Навыки раскрытия процесса «Назад» (от фигуры к её сущности). Работа с барьерами во внутренней работе. Работа с внутренним критиком.

Процесс-ориентированный коучинг.Процесс-ориентированный коучинг. Схожести и различия терапии и коучинга.Цели и принципы процесс-ориентированного коучинга. Раскрытие и реализация потенциала человека. Процесс-ориентированный коучинг руководителей. Связь личностного развития руководителя и развития организации в целом. Как личные барьеры руководителя формируют организационные барьеры.

Начало обучения - осень 2018г. Обучение в Москве.

Дополнительная информация.


Поделиться: