Характеристика каждого этапа роста и развития ребенка. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение

← + Ctrl + →
Важнейшие критерии здоровья

Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка

Медицинский работник СЭС, осуществляя контроль за здоровьем и развитием подрастающего поколения, -может правильно оценить полученную информацию только с учетом возрастных особенностей детского организма. Только на их основе можно составить правильный режим дня детей в организованных коллективах, организовать учебно-воспитательный процесс, питание, физическое воспитание, а также осуществить гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.

Организм человека -: это единое целое, в котором все чрезвычайно тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.

Рост и развитие - две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост - это общебиологическое свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях: увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей. Развитие - это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической дифференциации клеток, тканей, органов.

Организм ребенка отличается от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и систем. Главная особенность организма ребенка - это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь роста и развития.

Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, которые являются основой дальнейшего физического и психического развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно). Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6-7 лет, период полового созревания: 12-13 лет (девочки), 14-15 лет (мальчики).

Иллюстрацией указанных закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес - 50%, в 27z года - 75%, в 5 лет - 90%, в 10 лет - 95%. Между тем масса всего тела новорожденного составляет только 5%, а в 10 лет -только 50% от массы тела взрослого человека.

Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период - за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.


Неравномерно возрастает и длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12-15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног увеличивается в 5 раз, рук - в 4, туловища - в 3 раза. Голова новорожденного составляет "Д, а у взрослых - 1/8 длины тела.

К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.

Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым - режим дня, характер деятельности и т.д. Для человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его организма, служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем соответствуют этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов деятельности организма. Первый пик соответствует временному периоду от 8 до 12 ч, второй - от 17 До 19 ч. Учет данных биоритмологии чрезвычайно важен в гигиене детей и подростков (организация режима дня, определение времени для учебных занятий в школе, домашних заданий, для отдыха, занятий физкультурой и т. д.).

Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность. Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Чтобы правильно организовать медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная периодизация). В зависимости от целевого назначения существуют разные возрастные периодизации. Одна из первых была создана в начале XX века русским педиатром Н. П. Гундобиным. Эта периодизация не потеряла своего значения в наши дни. В настоящее время широко пользуются возрастной периодизацией, основанной на биологических принципах. Детский, подростковый и юношеский возраст представлены в ней 7 периодами:.

1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);

2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4) первое детство (от 4 до 7 лет);

5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст - до 3 лет; 2) дошкольный возраст - 3-6(7) лет; 3) школьный возраст:

Такая периодизация наиболее полно отражает существующее в настоящее время разделение детских учреждений на ясли, детский сад, школу. Подобное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет только подростковый возраст, к которому при данной группировке относятся дети с 15, а не с 12-13 лет, так как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и проводится профессиональное обучение; на подростков 15-18 лет распространяются определенные трудовые льготы.

Период новорожденности. Этот период длится до 10 дней (от рождения до момента отпадения пуповины) и характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям внеутробного существования. В данный период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные функциональные сдвиги: в первые 2-4 дня наблюдается снижение массы тела (на 6-10%); желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов; недостаточная терморегуляция (температуры тела легко изменяется при изменении температуры окружающей среды). К началу второй недели при соблюдении нормальных условий питания и ухода за новорожденным большинство указанных изменений почти полностью исчезает.

Грудной возраст. У детей в данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса - в 3 раза. С 6 мес начинают прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития в данный период жизни может привести к учащению случаев острых заболеваний, формированию отклонений в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания).

Раннее детство (преддошкольный, или ясельный, возраст). Данный период длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200-300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. Каждое перенесенное заболевание может привести к развитию хронической болезни, повлечь за собой отставание в физическом и нервно-психическом развитии.

Первое детство (дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет). Для этого периода характерен более медленный темп роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5-8 см, массы тела около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. В этот период продолжаются рост и функциональное совершенствование всех органов и систем, а также интенсивное развитие интеллектуальных способностей.

Второе детство. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и массе тела, по ширине плеч. В среднем к 12-13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов. В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.

Подростковый возраст. Его называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста (пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Наибольшая прибавка длины тела у девочек наблюдается в возрасте от 11 до 12 лет, у мальчиков - от 13 до 14 лет.

В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжаются развитие молочных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки. У городских девочек СССР и большинства европейских стран первые менструации появляются примерно в возрасте 13 лет, у живущих в сельской местности - в более поздние сроки, на 6-10 мес позже.

Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация - ускорение роста и развития. Явление акселерации было отмечено еще в конце XIX века во всех высокоразвитых странах, а в XX веке оно наблюдалось уже в большинстве стран земного шара. За последние 30-40 лет в СССР масса тела новорожденных увеличилась в среднем на 100-300 г, а длина- на 1,2-1,5 см; удваивается масса тела на 4-5-м месяце жизни, а не на 5-6-м, как ранее. На год раньше, чем в начале XX века, у современных детей происходит смена молочных зубов постоянными. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте. Например, современные московские школьницы 12 лет по длине и массе тела соответствуют 14-летним девочкам 1952 г. Параллельно с этим за последние 20 лет отмечается ускорение полового созревания детей примерно на l"/г-2 года. Такие изменения наблюдаются не только в СССР, но и в других странах. Существует множество самых разных теорий и гипотез, пытающихся найти объяснение данному явлению. Акселерация - феномен сложной комплексной структуры, где тесно переплетены воздействия как биологического, так и в еще большей степени социального порядка. В последние годы отмечено замедление темпов акселерации, которая в прошлые десятилетия была очень выражена, особенно в крупных городах. Многолетние динамические наблюдения _за школьниками показали, что пик акселерации для городских школьников наблюдался в середине 70-х годов. В ближайшие годы следует ожидать пик акселерации в сельской местности, а в дальнейшем - окончание этого процесса.

← + Ctrl + →
Значение систематического наблюдения за здоровьем детей и подростков Важнейшие критерии здоровья

В постнатальный период рост и развитие всех органов и систем происходит непрерывно , гетерохронно, с биологической надежностью.

Под развитием в широком смысле слова понимают процесс качественных и количественных изменений, протекающих в организме человека. Развитие включает в себя три основных процесса: рост, дифференцировку тканей и органов и формообразование, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под ростом понимают увеличение размеров развивающегося организма, прибавку массы тела, т. е. количественные изменения. Они связаны с увеличением количества клеток или их размеров. Например, увеличение легких происходит за счет увеличения разветвлений бронхов, количества и объема альвеол. Увеличение мышечной массы происходит за счет увеличения размеров мышечных волокон, в то время как их количество остается неизменным.

Под развитием понимают качественные преобразования в организме - дифференцировку тканей и органов (в процессе развития у клеток, вначале однородных, появляются специфические структурные и функциональные различия, происходит их специализация), усложнение и совершенствование функций всех органов и систем, механизмов регуляции функций, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Постепенно нарастающие в процессе роста количественные изменения приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. Рост и развитие протекают гетерохронно (неодновременно и неравномерно). Неравномерность роста проявляется в том, что периоды усиленного роста сменяются периодами снижения темпов роста. Интенсивно, но неравномерно происходит рост всех органов и длины тела в течение первых трех лет, особенно в первый год. За первый год прибавка в росте составляет в среднем 25 см, масса тела увеличивается втрое. Второй скачок роста (полуростовой) наблюдается в 6 - 7 лет, третий (пубертатный ) - в подростковом возрасте.

Развитие, как и рост, протекает неравномерно: в периоды замедления темпов роста происходит интенсивное развитие организма детей и подростков.

Неодновременность роста и развития проявляется в том, что в процессе индивидуального развития созревание различных органов, даже отдельных клеток одного органа происходит не одновременно, а от степени созревания зависят приспособительные реакции ребенка, лежащие в основе его взаимодействия с окружающей средой. На каждом возрастном этапе максимального развития достигает та система, которая наиболее важна для организма в данный период времени.

Такая гетерохронность роста и развития способствует гармоничному (оптимальному) развитию детского организма, так как постепенно в деятельность включаются новые системы, необходимые для выполнения более сложных функций на каждом возрастном этапе.

В различные возрастные периоды отдельные системы ребенка наиболее чувствительны к развитию, эти периоды называют сенситивными (sensus - чувство) или критическими (например, критическим периодом для развития речи является возраст до 5 - 6 лет). Для процесса созревания сенсорных систем ребенка, его психического развития необходим приток афферентной информации из окружающей среды. Дефицит сенсорной информации (сенсорная депривация) в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению психического развития. До 10 лет процессы роста и развития не имеют резких половых различий, хотя девочки в некоторой степени обгоняют мальчиков. После 10 лет эти различия выражены в большей степени и девушки приходят к функциональному уровню взрослого организма на 1 - 3 года раньше юношей.

К общим закономерностям индивидуального развития организма А. А. Маркосян предложил отнести биологическую надежность . Органы и системы организма растут и развиваются при наличии запаса резервных возможностей (как в технике), что гарантирует организму, как биологической системе, сохранность и оптимальное протекание физиологических процессов при различных воздействиях. Надежность обеспечивается рядом морфологических и функциональных особенностей: парностью некоторых органов; наличием депо (запаса) для крови, углеводов, жиров; избыточностью количества нейронов в ЦНС; количества медиаторов, выделяющихся в синапсах при проведении нервных импульсов, и т. д.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков, обеспечивающих выносливость и работоспособность человека. Физическое развитие обусловлено наследственными факторами, но вместе с тем в значительной степени зависит от социально-бытовых условий жизни, степени загрязнения окружающей среды в месте проживания. Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья детей и подростков. Акселерация у современных детей требует систематического изучения уровня физического развития, так как необходимо пересматривать стандарты школьной мебели, спортинвентаря, физических нагрузок, педагогических приемов обучения и воспитания.

Физическое развитие подразумевает не только высокий уровень физической силы, мышечной массы, которые определяются ростом и весом. При оценке физического развития необходимо оценивать состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нейрогуморальной системы регуляции.

Индивидуальную оценку физического развития проводят с использованием следующих методов: 1. соматометрии (измерение различных размеров тела человека); 2. соматоскопии (внешний осмотр тела); 3. физиометрии (исследование функциональных показателей).

Метод соматометрии (антропометрии) - с его помощью оцениваются не только абсолютные значения роста, отдельных частей тела, веса, окружности грудной клетки, но и их соответствие возрастным нормам, пропорциональность телосложения, так как с возрастом у детей происходит изменение пропорций тела. Одно из основных требований соматометрии – строгая унификация (единообразие) методов измерения тех или иных показателей развития.

Метод соматоскопии – наружный осмотр тела. Этот метод позволяет оценить: особенности телосложения (конститутуцию), его пропорциональность, развитие скелетной мускулатуры, степень жироотложения; вид осанки; форму грудной клетки; форму ног; состояние стопы.

Метод физиометрии позволяет определить функциональные показатели организма человека. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (спирометрия), мышечную силу рук, становую силу (динамометрия), частоту сердечных сокращений, артериальное давление.

По темпам физического и психического развития среди сверстников по паспортному возрасту существуют значительные различия. Возраст развития или биологический возраст – понятие, отражающее степень морфологического и физиологического состояния организма. Биологический возраст зависит от наследственности и условий среды и образа жизни человека. Моложе своего возраста по паспорту становятся те люди, у которых здоровый образ жизни сочетается с положительной наследственностью. Критериями оценки биологического возраста являются:

1) половая зрелость (степень развития вторичных половых признаков);

2) скелетная зрелость (сроки и степень окостенения костей скелета);

3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

4) конституция человека;

5) уровень развития психофизиологических функций;

6) возрастные изменения физиологических систем;

7) степень развития мышечной системы (мышечная сила, выносливость, координация движений);

8) антропометрические показатели.

Женщины в отличие от мужчин стареют медленнее и живут дольше в среднем на 6 – 8 лет.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства детей каждого возрастного периода, нередко встречаются и отклонения в развитии, которые проявляются в акселерации или ретардации.

Акселерация - ускорение роста и развития организма в постнатальный период. Различают эпохальную и внутригрупповую акселерацию.

Эпохальная акселерация отмечена в начале XX века в индустриально развитых странах. Темпы роста и созревания детей значительно ускорились по сравнению с XIX веком. Массовые обследования физического развития детей и подростков показали, что акселерация охватывает весь организм. В XX веке у новорожденных длина тела стала больше на 2 - 2,5 см, масса - на 500 и более грамм. В целом за 100 лет длина тела у дошкольников увеличилась на 10 -12 см, а у школьников - на 10 - 15 см. Половое созревание наступает в среднем на 2 года раньше, чем XIX веке. Ускорение коснулось и двигательных функций, современные подростки и молодые люди быстрее бегают, выше и дальше прыгают, большее количество раз подтягиваются на турнике и т. д. Акселерация физического развития стимулировала и психическое развитие детей, но в определенной степени ускорение психического развития обусловлено и научно-техническим прогрессом.

Наблюдения показали, что существенных различий в темпах акселерации детей разных национальностей не обнаружено. Но городские дети подвержены акселерации в большей степени, чем сельские.

Физиологические механизмы эпохальной акселерации до конца не выяснены, предложено несколько гипотез, вскрывающих причины акселерации:

1. Изменение характера питания: современный человек потребляет больше мяса, овощей, фруктов; принимает много лекарств, и особенно антибиотиков, которые в животноводстве используются для увеличения массы тела у скота.

2. Циклические космические изменения солнечной активности, ультрафиолетового облучения, увеличение радиационного фона Земли;

3. Большое количество смешанных браков между людьми из различных регионов, что приводит к обновлению генофонда, умножению генетических различий;

4. Малоподвижный образ жизни, загрязнение окружающей среды, темпы городского образа жизни (на территориях, где людей не коснулась урбанизация, акселерация не отмечена).

Внутригрупповая акселерация. В каждой возрастной группе 13- 20 % детей обгоняют в росте и развитии сверстников. Создание благоприятных стимулирующих условий обучения, использование особых методик развития восприятия, внимания, речи и т. д. способствует более полной реализации возможностей ребенка. Но психологи предостерегают против «искусственной интеллектуальной акселерации», когда к ребенку предъявляются завышенные требования, так как это может привести к нарушению его высшей нервной деятельности. Показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка является его желание, готовность заниматься. Ускорение развития требует пересмотра методов обучения и воспитания в различные возрастные периоды; изменения стандартов в школьной мебели, спортинвентаря, инвентаря трудового обучения, поэтому каждые 10 - 15 лет проводятся массовые обследования физического развития детей и подростков. Дети рано взрослеют физически, но уровень работоспособности, социальная зрелость несколько отстают от их физической зрелости, что должно учитываться педагогами и родителями.

Ученые отмечают, что в конце XX , начале XXI веков темпы акселерации снизились.

Вторым отклонением от типичного роста и развития является ретардация - отставание (замедление) в развитии, которое наблюдается в среднем у 13- 20 % детей в каждой возрастной группе. У этих детей отмечается дефицит массы тела, общая задержка физического и психического развития, к 7-летнему возрасту они не готовы к обучению в школ. У таких детей труднее и длительнее проходит период адаптации к школе, они не справляются с программой, среди них больше плохо успевающих или неуспевающих детей. Учебные нагрузки вызывают у них перенапряжение нервной системы, что приводит к снижению работоспособности, ухудшению в состоянии здоровья, увеличению заболеваемости.

Биологические механизмы отставания в развитии до конца не изучены, ученые полагают, что важная роль принадлежит:

1) наследственным факторам;

2) неблагоприятным факторам внешней среды;

3) социально-гигиеническим факторам (недоедание, отсутствие родительской заботы в неблагополучных семьях и др.).

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.
    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:
    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц . С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на

Детский организм постоянно находится в процессе роста. Он не может быть полностью идентичен организму взрослого человека и развивается в соответствии с конкретными, установленными закономерностями. На разных этапах развития, т.е. в разные временные промежутки жизни ребенка, можно выделить те или иные особенности, характерные именно для этого периода.

От возрастных характеристик организма зависят и способность к сопротивляемости различным заболеваниям, которые в разном возрасте протекают по-разному, и скорость дальнейшего роста и общее развитие детей дошкольного возраста.

Кроме того, для каждого периода выделяют риски развития тех или иных патологий. Но вовсе не значит, что ребенок на каждом этапе своего развития будет чем-то болеть.

Если он здоров, регулярно осматривается педиатром и врачами-специалистами, участвует в профилактических мероприятиях, за ним наблюдают родители, ему обеспечены нормальные, благоприятные условия детского развития, этого, как правило, достаточно для того, чтобы он рос здоровым.

Детское здоровье

Детское здоровье зависит от многих сопутствующих факторов: физического, умственного, функционального развития, силы иммунитета, созданных для дальнейшего развития предпосылок.

К дошкольному возрасту относят детей 3-7 лет жизни. Дети именно этого периода посещают детские дошкольные учреждения.

В этот период наблюдается еще большее снижение темпов роста, а также рост и развитие всех органов и систем. Ребенок прибавляет около 2-3 кг в весе и 6-8 см в росте в течение каждого года. При этом уходят жировые отложения (в том числе и в области лица), из-за чего меняется его внешность. Остановимся более подробно на особенностях, свойственных детскому организму в возрасте 3-7 лет.

Продолжается развитие нервной системы. С 4 лет ребенок, как правило, уже хорошо говорит, строя предложения; его речь понятна не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям. Улучшается память, благодаря чему ребенок может запоминать стихи, пересказывать прочитанные ему сказки. Улучшается двигательная и мелкая моторика: ребенок осваивает новые двигательные навыки, например умеет кататься на двухколесном велосипеде, коньках, может танцевать, рисовать, лепить, работать с конструктором, вышивать и др.

Наблюдается тенденция к развитию костной ткани, дети прибавляют в росте, у них меняются пропорции тела, растет череп.

В костной системе все еще преобладает хрящевая ткань, пластичные элементы, вследствие чего кости более мягкие, гибкие и не такие хрупкие, как у взрослых. Однако они гораздо больше подвергаются искривлениям и деформациям, так как легче гнутся. Содержание в костях детей минеральных веществ минимально, преобладают органические вещества и вода. Постепенно содержание минеральных веществ в костях растет. Поверхность кости у ребенка этого возраста сравнительно ровная. Снабжение кровью костных тканей обильное, хорошо развиты метафизарные, эпифизарные артерии. Переломы у детей чаще поднадкостничные, так как надкостница достаточно утолщена.

Рост толщины кости происходит за счет надкостницы, поперечный рост осуществляется за счет развития костномозговой ткани. Еще одна особенность костной ткани ребенка этого возраста - высокая степень регенерации.

Рост детских костей обусловливается в основном хорошим кровоснабжением, которое является таковым благодаря достаточно развитым диафизарным, метафизарным и эпифизарным артериям и обильной васкуляризации.

Для характеристики костной системы ребенка врач осматривает его тело сверху вниз поочередно в фас, профиль, со спины. Принимаются во внимание визуальная симметричность и форма, длина частей тела, осанка, походка. Таким образом, врач может сделать выводы о наличии поражений опорно-двигательного аппарата, симметричности лопаток, плеч, бедер, отставании лопаток, искривлении позвоночника (который у детей дошкольного возраста особенно подвижен, следовательно, требует особого внимания), нарушении походки и т. д. По результатам осмотра ребенок может быть признан здоровым, здоровым с незначительными отклонениями или же с наличием значительных отклонений. В последнем случае ребенку необходимо пройти рентгенографический осмотр и последующую консультацию у ортопеда.

В возрасте 3-7 лет продолжается процесс переустройства фиброзной мембраны суставной капсулы. Из-за того что коллагеновая ткань недостаточно развита, суставы более подвижны, чем у взрослого человека, возрастает их амплитуда. Связки становятся более прочными.

С 5 лет начинается замена молочных зубов на постоянные.

Продолжает формироваться мышечная масса, причем крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие. От развития мышц зависит и формирование осанки.

Как происходит развитие детей дошкольного возраста?

Чем старше становится ребенок, тем более быстро развивается мышечное волокно, в связи с чем, в свою очередь, увеличиваются интенсивность и скорость роста мышечной системы в целом. Чтобы развитие мышечной системы происходило правильно, в жизни детей должны присутствовать соразмерные их возрасту и здоровью физические нагрузки. Так, особенностью детей этого возраста является более быстрое развитие крупных мышц, значит, мелкие мышцы требуют дополнительной нагрузки.

Изучение свойств мышечной системы производится визуально и с помощью динамометрии. Это измерение силы групп мышц специальными медицинскими приборами - динамометрами. Существуют кистевые динамометры для измерения силы мышц пальцев, становые динамометры, предназначенные для исследования силы мышц при выпрямлении туловища. Также с помощью специальных приборов проверяют механическую и электрическую возбудимость мышечной системы.

К 3-4 годам скорость роста ребенка по сравнению с. более ранними периодами заметно замедляется. Масса тела детей в возрасте 3-6 лет уже не является четким показателем здоровья и правильного развития организма, как в более раннем возрасте, особенно на первом году жизни. В то же время рост таковым показателем считаться может, так как он является величиной более постоянной. Рост изменяется только в одностороннем порядке, в сторону увеличения.

Измерение массы тела ребенка производится в утреннее время, строго натощак специальными медицинскими весами. Правильная пропорциональность веса и возраста определяется для детей 3-5 лет по формуле:

где В - возраст ребенка в годах.

Для детей 5-7 лет эта формула выглядит так:

Или же вес ребенка до десяти лет можно определить по следующее формуле:

где: М - масса ребенка в 1 год;

В - возраст ребенка в настоящее время.

Измерение роста детей производится ростомером в вертикальном положении. При этом тело ребенка должно быть выпрямленным, затылок - слегка касаться поверхности измерительного прибора. Стопы должны быть плотно сдвинуты, ноги оставаться прямыми, руки опущены вдоль туловища. Только такое положение ребенка позволит измерить его точный рост.

Рост является показателем правильного или неправильного развития. Если рост ребенка имеет значительное отклонение от нормальных показателей, следовательно, нарушено его развитие. Рост увеличивается главным образом из-за увеличения длины ног, так как разные части детского скелета растут с различными темпами.

Какие факторы могут влиять на скорость роста детского организма?

Здесь прослеживается и прямая зависимость от правильного питания, т.е. важен процесс получения детским организмом всех необходимых ему веществ из пищи. В рационе дошкольника должны обязательно присутствовать белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Кроме того, рост ребенка может зависеть и от наследственности, и от количества инсулина, гормона щитовидной железы, и других видов гормонов.

Растут дети преимущественно во время сна, причем быстрее - во время утреннего. Если сравнить тенденции роста в каждый сезон года, то обнаружится, что весной и летом дети растут быстрее, нежели в другое время. Следует принять во внимание, что мальчики и девочки растут по-разному и нормальные показатели роста и веса у них отличаются.

Обычно дети до 2,5-3 лет подвергаются контролю веса и роста достаточно часто. После 3 лет необходимость в этом снижается. Достаточно контролировать рост и вес 1 раз в 6 месяцев.

Биологический смысл жизни сводится к воспроизводству видов. Здесь размножение рассматривается как барьерный процесс, ведущий от взрослого организма к только что образовавшемуся. При этом только малая часть организмов способна размножаться почти сразу, как появилась сама. Это самые простые бактерии, которые способны делиться уже через 20 минут от начала жизни. Другим же, чтобы начать размножаться, нужно расти и развиваться.

Общее понятие роста и развития

Итак, живые существа заселяют планету и проживают на ней. Огромное их количество, не поддающееся счету, воспроизводится в течение суток, недель, месяцев и лет. Многим для размножения не нужно приобретать новых функций, то есть дополнительных к тем, которые они получили после своего появления. Но большинству других это необходимо. Им как раз и нужно вырасти, то есть увеличиться в размерах, и развиться, то есть приобрести новые функции.

Рост называется процессом увеличения морфологического размера организма. Только что образовавшееся живое существо должно вырасти, чтобы запустить свои процессы метаболизма на максимально активном уровне. И только с увеличением размера тела возможно появление новых структур, гарантирующих развитие некоторых функций. Потому рост организма и развитие организма - это связанные процессы, каждый из которых является следствием друг друга: рост обеспечивает развитие, а дальнейшее развитие увеличивает способность к росту.

Частное понимание развития

Рост и развитие организма связаны тем, что протекают параллельно друг другу. Ранее понимали, что существо должно сначала подрасти, а новые органы, гарантирующие появление новых функций, расположатся на якобы освобожденном месте во внутренней среде тела. Примерно 150 лет назад существовало мнение, что сначала происходит рост, затем развитие, затем снова рост и так далее по циклу. Сегодня понимание совершенно другое: понятие роста и развития организма обозначает процессы, которые пусть не тождественны, но протекают вместе.

Примечательно, что в биологии выделяется два вида роста: линейный и объемный. Линейным называется увеличение длины тела и его участков, а объемным - расширение полости тела. Развитие также имеет свою дифференцировку. Выделяют индивидуальное и видовое развитие. Индивидуальное подразумевает накопление определенных функций и навыков одним организмом вида. А видовое развитие - это совершенствование нового вида, способного, к примеру, чуть лучше адаптироваться к условиям проживания или заселить ранее необжитые зоны.

Соотношение роста и развития у одноклеточных организмов

Продолжительность жизни одноклеточных организмов составляет срок, который способна прожить клетка. У многоклеточных этот период значительно больше, и именно потому они развиваются активнее. Но одноклеточные (бактерии и протисты) являются чересчур изменчивыми существами. Они активно мутируют и могут обмениваться генетическим материалом с представителями различных штаммов вида. Потому процесс развития (в случае с обменом генами) не требует увеличения размеров бактериальной клетки, то есть ее роста.

Однако как только клетка получает новую наследственную информацию путем обмена плазмидами, требуется синтез белка. Наследственность есть информация о его первичной структуре. Именно эти вещества являются выражением наследственности, так как новый белок гарантирует новую функцию. Если функция ведет к увеличению жизнеспособности, то эта наследственная информация воспроизводится в дальнейших поколениях. Если же никакой ценности она не несет или вообще вредит, то клетки с такой информацией погибают, потому как являются менее жизнеспособными, чем прочие.

Биологическое значение роста человека

Любой более жизнеспособен, чем одноклеточный. Кроме того, у него гораздо больше функций, нежели у одной изолированной клетки. Потому рост организма и развитие организма - это понятия наиболее специфичные для многоклеточных. Поскольку для приобретения определенной функции требуется появление некой структуры, то процессы роста и развития максимально сбалансированы и являются взаимными "двигателями" друг друга.

Вся информация о способностях, до которых возможно развитие, заложена в геноме. В каждой клетке многоклеточного существа содержится одинаковый генетический набор. На ранних стадиях роста и развития одна клетка многократно делится. Таким образом происходит рост, то есть увеличение размеров, необходимое для развития (появления новых функций).

Рост и развитие многоклеточных разных классов

Как только организм человека появляется на свет, процессы роста и развития балансируются между собой до определенного периода. Он называется остановкой линейного роста. Размеры тела заложены в генном материале, как и цвет кожи и прочее. Это пример полигенного наследования, закономерности которого пока недостаточно изучены. Тем не менее нормальная физиология такова, что рост тела не может продолжаться бесконечно.

Однако это характерно в основном для млекопитающих, птиц, земноводных и некоторых рептилий. К примеру, крокодил способен расти всю жизнь, а его размеры тела ограничены лишь сроком жизни и некоторыми опасностями, которые могут поджидать его в ее течении. Растения и вовсе растут всю жизнь, хотя, разумеется, есть искусственно выращенные виды, у которых эта способность некоторым образом угнетается.

Особенности роста и развития в биологическом плане

Рост организма и развитие организма направлены на решение нескольких проблем, которые имеют отношение к фундаментальным свойствам всего живого. Во-первых, эти процессы нужны для реализации наследственного материала: организмы рождаются неполовозрелыми, растут, приобретают функцию размножения в течение жизни. Затем они дают потомство, а сам цикл воспроизведения повторяется.

Второй смысл роста и развития - это заселение новых территорий. Как бы не неприятно было это осознавать, но природой в каждом виде заложена склонность к экспансии, то есть заселению как можно большего количества территорий и зон. Это порождает конкуренцию, которая и является двигателем видового развития. Организм человека также постоянно конкурирует за свои территории обитания, хотя это сейчас не так заметно. В основном ему приходится бороться с естественными недостатками его тела и с мельчайшими возбудителями заболеваний.

Основы роста

Понятия "рост организма" и "развитие организма" можно рассматривать и намного глубже. Например, рост - это не только лишь увеличение размеров, но и умножение количества клеток. Каждое тело многоклеточного организма состоит из множества элементарных составляющих. И в биологии элементарными единицами живого являются клетки. И хотя вирусы не имеют клеток, но все равно считаются живыми, должна быть пересмотрена.

Пусть так, но клетка по-прежнему - наименьшая из всех сбалансированных систем, способных жить и функционировать. При этом увеличение размеров клетки и надклеточных структур, а также увеличение их числа является основой роста. Это относится как к линейному, так и к объемному росту. Развитие также зависит от их числа, потому как чем больше клеток, тем больше размер тела, значит, тем более просторные территории организм может заселить.

Социальное значение роста человека

Если рассматривать процессы роста и развития только лишь на примере человека, то здесь появляется некая парадоксальность. Рост важен, потому как физическое развитие человека является основным движущим фактором воспроизводства. Личности, физически неразвитые, зачастую не в состоянии дать жизнеспособное потомство. И это позитивный смысл эволюции, хотя, как факт, он негативно воспринимается обществом.

Именно наличие социума - это парадокс, потому как под защитой его даже физически неразвитый человек из-за завидных интеллектуальных способностей или прочих достижений способен вступить в брак и дать потомство. Разумеется, нормальная физиология не меняет своих принципов у людей, не имеющих заболеваний, но физически менее развитых, чем другие. Но очевидно, что размеры тела - это генетическая доминанта. Раз они меньше, значит, личность менее других способна приспосабливаться к меняющимся условиям обитания.

Развитие человека в социуме

Хотя человек приспособил условия обитания под себя, он все равно сталкивается с неблагоприятными факторами. Выживание в них - это вопрос приспособленности. Но здесь существует еще один биологический парадокс: сегодня человек выживает в обществе. Это конгломерат людей, который уравнивает шансы всех на выживание в определенных ситуациях.

Здесь также работают и биологические инстинкты сохранения вида, потому в самых ужасающих ситуациях мало кто из личностей заботится лишь о себе. Потому, раз нам выгодно пребывать в социуме, значит, развитие организма человека без него невозможно. Человеком даже разработан язык для коммуникаций в обществе, а потому одним из этапов личного и видового развития является его изучение.

С рождения человек не способен говорить: он лишь издает звуки, демонстрирующие его страх и раздражение. Затем, по мере развития и нахождения в языковой среде, он приспосабливается, говорит первое слово, потом вступает в полноценный речевой контакт с другими людьми. И это чрезвычайно важный период его развития, ведь без социума и без адаптации к проживанию в нем человек менее всего приспособлен к жизни в сложившихся условиях.

Периоды развития организма человека

Каждый организм, особенно многоклеточный, в своем развитии проходит ряд этапов. Их можно рассмотреть на примере человека. От момента зачатия и образования зиготы он проходит и фетогенеза. Весь процесс роста и развития от одноклеточной зиготы до организма занимает 9 месяцев. После рождения начинается первый этап жизни организма вне материнской утробы. Он называется который длится 10 дней. Следующий за ним - грудной возраст (от 10 дней до 12 месяцев).

После начинается раннее детство, которое длится до 3 лет, а от 4 до 7 лет начинается ранний детский период. С 8 до 12 лет у мальчиков, а у девочек до 11 лет длится период позднего (второго) детства. А с 11 лет до 15 у девочек и с 12 лет до 16 у мальчиков длится подростковый период. Юношами мальчики становятся с 17 лет и до 21 года, а девочки - с 16 до 20 лет. Это время, когда дети становятся взрослыми.

Подростковый и взрослый период

К слову, уже с называть наследников детьми неправильно. Они юноши, которые с 22 до 35 лет переживают первый зрелый возраст. Второй зрелый у мужчин начинается от 35 и заканчивается в 60 лет, а у женщин с 35 до 55 лет. А с 60 лет по 74 года начинается Возрастная физиология очень показательно отражает изменения, наступающие в теле человека с течением жизни, а вот болезнями и особенностями жизнедеятельности людей пожилого возраста занимается гериатрия.

Несмотря на медицинские мероприятия, смертность в этот период наиболее высокая. Поскольку физическое развитие человека здесь прекращается и стремится к инволюции, то телесных проблем становится все больше. Но развитие, то есть приобретение новых функций, практически не останавливается, если рассматривать в ментальном плане. В плане физиологии развитие, несомненно, тоже стремится к инволюции. Оно достигает максимума в период от 75 до 90 лет (старческий) и продолжается у долгожителей, преодолевших возрастной барьер в 90 лет.

Особенности роста и развития в периодах жизни

Возрастная физиология отражает особенности развития и роста в различные периоды жизни. Она акцентирует внимание на биохимических процессах и важных механизмах старения. К сожалению, пока нет возможности действенно повлиять на старение, поэтому люди до сих пор умирают из-за накопленных в течение жизни повреждений. Рост организма заканчивается уже после 30 лет, а, по данным многих физиологов, уже в 25 лет. Тогда же останавливается и физическое развитие, которое может вновь запускаться при усердной работе над собой. В разные периоды развития следует работать над собой, потому как это является наиболее действенным эволюционным механизмом. Ведь даже сильные генетические задатки не могут быть реализованы без тренировок и практики.

Поделиться: