Основные права детей и их нарушения в российской федерации. Памятки по работе с неблагополучными семьями и профилактике нарушений прав ребенка Понятие нарушения прав ребенка по гражданскому кодексу

Диагностика нарушений прав ребенка в семье

Диагностика проводится в три этапа. 1-й этап. выявление детей, имеющих те или иные пси хологические проблемы.

Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, обыч но испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они неорганизованны, агрессивны, неурав новешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, воровство. Метод проведе ния диагностики - экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели.

Многочисленные отечественные и зарубежные психо логические исследования показали, что права детей чаще нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя ску ченность порождает большую нервозность у всех членов се мьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребен ка на образование и индивидуальное развитие его способно стей. К тем же результатам приводит и невысокий образо вательный статус родителей.

Отсутствие отца - источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера, как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою оче редь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Отмечается также снижение среднего интеллектуального уровня при увеличении числа детей в семье. Исследования показали, что, хотя члены больших семей обычно вниматель нее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на се мейные ценности, тем не менее отношение родителей к де тям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Мно годетные родители редко помогают детям преодолевать труд ности в обучении.

При увеличении размера семьи в первую очередь страдает развитие речи детей. Когнитивное развитие детей, незави симо от их пола, связано с интеллектуальными характерис тиками отца и его авторитарностью в семье.

Итак, при первичном знакомстве с семьей необходимо предложить родителям заполнить анкету, которая отразит г социальные параметры жизни данной семьи и позволит выделить для более внимательного знакомства психолога и педагогов те семьи, у которых есть объективные основания попасть в группу риска. Подчеркнем еще раз, что к числу объективных оснований относятся: тесное жилье, низкие доходы, низкий образовательный уровень родителей, непол нота семьи, многодетность

2-й этап. выявление родителей, нарушающих права сво их ДЕТЕЙ, ТО ЕСТЬ ПРИМЕНЯЮЩИХ К НИМ ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИ ХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

С этой целью проводится диагностика агрессивности ро дителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, а также выясняются методы воспитательного воздействия, принятые в семье. При приеме детей в дошкольное учреж дение родителям предлагалась следующая анкета для выясне ния их общего отношения к физическим наказаниям.

анкета для родителей

Наказания происходят потому, что...________________________________________

Мне приходится наказывать ребенка, когда он...____________________________

_______________________________________________________________________

Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве?

Они могли: дать пощечину; высечь ремнем; шлепнуть по попе; ущипнуть; поцарапать; ударить кулаком; посадить в темное место; поставить в угол; поставить на колени на кру пу; не разговаривать; лишить еды; лишить удовольствий; другие ____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?

_______________________________________________________________________

Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье ваших родителей?______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

В вашей семье?__________________________________________________________

Что раздражает вас в вашем ребенке?______________________________________

В жене (муже)? _________________________________________________________

В родителях?____________________________________________________________

В себе самом?___________________________________________________________

Затем родителям, у которых выявилось неадекватное от ношение к использованию физических наказаний, предлагал ся опросник Басса-Дарки (см. приложение). Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но в данном случае были выбраны только те шкалы, с помощью которых мож но оценить, насколько агрессивны родители.

Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 7. Вербальная агрессия.

Всего 44 вопроса.

Время заполнения опросника - 10-15 минут. Время заполнения анкеты 5 минут. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занима ющимися воспитанием ребенка. В полной семье методики заполняют оба родителя.

показатели нарушения прав ребенка :

Высокий балл по любой из шкал опросника Басса-Дарки.

Констатация факта использования физических наказа ний.

Оценка частоты использования физических наказаний в анкете - 2 балла (что соответствует их применению «в ис ключительных случаях») и выше.

По результатам этой диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка.

3-й этап. диагностика особенностей семейного воспи тания И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ В ТЕХ СЕМЬЯХ, ГДЕ НА РУШАЮТСЯ ПРАВА ДЕТЕЙ.

Здесь используется методика определения родительских установок и реакций (по методике PARY). Это опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жиз ни и воспитания детей (см. приложение).

Время заполнения опросника - 25-40 минут.

Методика PARY, помимо шкал, в которых констатиру ются проблемы родителей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отноше ния. Поэтому она дает возможность провести многосторон нюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей и провести коррекционную работу с опо рой на эти сильные стороны.


Рогожина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №8 г.Красноармейска

Основополагающий вопрос

Почему говорят, что яблочки от яблони недалеко падают?

Учебная тема

Семейное право

Цель работы

Анализ положения ребенка в семье, взаимосвязь и взаимозависимость между нарушением прав подростка родителями и противоправным поведением подростков.

Решаемые задачи

  1. Изучить психолого-педагогическую, юридическую и публицистическую литературу по проблеме нарушения прав ребенка.
  2. Раскрыть сущностные характеристики противоправного поведения, выявить его причины.
  3. Выявить степень защищенности подростка в семье на основе анализа его семейного положения.

Проблема нарушения прав ребенка в семье

Важность проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными нуждами во многих странах хорошо осознается и государством, и обществом в целом. Об этом свидетельствует наличие системы государственных социальных служб, защищающих права детей, и многочисленных благотворительных организаций, оказывающих помощь семье и детям.

Насилие по отношению к детям является следствием того подчиненного, зависимого от взрослых положения как в семье, так и в обществе в целом, которое ребенок всегда занимал ранее и продолжает занимать в настоящее время.

Ребенок порой оказывается очень удобным, а подчас и единственным возможным для родителей объектом демонстрации своей власти и контроля. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их основными нуждами представляет собой устойчивое социальное явление, которое присутствует в любом обществе, поскольку порождается его природой.

Как и преступность, насилие в семье не может быть уничтожено полностью, но распространенность его можно и нужно свести к минимуму. Существует ряд социологических теорий, используя которые можно прогнозировать распространенность жестокого обращения с детьми в обществе.

Современная социология выделяет три основных фактора, способствующие возникновению семейного насилия:

  1. кризис морали, когда нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям в обществе, а новые еще не распространились;
  2. кризис культуры, когда массовая культура утверждает как основные символы успеха те ценности, доступ к которым для подавляющей части населения жестоко ограничивается структурой общества;
  3. несоответствие доли общественных благ, получаемых каждым членом общества, его личным качествам и способностям.

Все указанные выше факторы характерны для нынешнего периода России. Еще одним обстоятельством, способствующим росту распространенности жестокого обращения с детьми в нашей стране, являются ошибки государственной социальной политики. Неадекватные ситуации в стране, ослабление системы государственного контроля и регулирования производства и потребления спиртных напитков привело к беспрецедентному росту злоупотребления алкоголем. По зарубежным данным, более 80% детей, страдающих от жестокого обращения и пренебрежения своими нуждами, живут в семьях алкоголиков и наркоманов. В России около 2/3 тяжких насильственных преступлений, убийств и изнасилований совершается в состоянии алкогольного опьянения. Отказ от принудительного лечения алкоголизма, сокращение сети государственных наркологических учреждений лишило семью возможности защититься от произвола злоупотребления алкоголем отца или мужа.

На сегодняшний день дети, пострадавшие от насилия в семье, могут обратиться в реабилитационные центры, психологические консультации, социальные службы, по телефонам «горячей линии» и, конечно же, в органы МВД и прокуратуру. Прямым показателем семейного неблагополучия является число детей, оставшихся без родительского попечения. В 1999 году таких детей было выявлено около 600 тысяч.

Новый Семейный кодекс обязывает всех граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщать о них в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Однако та же статья Семейного кодекса предусматривает ответственность только руководителей воспитательных, лечебных, социальных учреждений, в которых находятся дети, лишившиеся родительского попечения, и только за несообщение сведения о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. Таким образом, вступление в силу этого кодекса не улучшает положения дела о выявлении детей, подвергающихся насилию в семье.

В Уголовном кодексе РФ уголовная ответственность предусмотрена за недонесение только о тяжких преступлениях, тогда как побои, даже истязание к таким преступлениям не относятся. Более того, от этой ответственности освобождаются близкие родственники правонарушителя. Факты свидетельствуют, что женщины достаточно часто стремятся защищать интересы мужей и сожителей, а не детей. В значительной мере выявление детей, пострадавших от жестокого обращения, и последующее оказание им помощи затруднено недостатком знаний по правовым вопросам.

Подводя итог, можно заключить, что в России сложилась неблагоприятная ситуация, когда при росте распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами фактически отсутствует эффективная система выявления пострадавших детей и оказания им необходимой помощи. По моему мнению, выходом из этого положения является создание государственных центров по защите детей от насилия. Существующие в настоящее время специализированные учреждения из-за сохраняющейся ведомственной разобщенности не могут оказать такой помощи. При реализации социальных программ всегда возникают две трудности:

  • отсутствие финансирования;
  • нехватка специалистов.

Именно из-за отсутствия специалистов многие новые социальные учреждения для детей работают недостаточно эффективно. В такой ситуации особое значение имеет обеспечение надлежащих качества и компетентности оказываемой помощи. Добиться этого применительно к рассматриваемой проблеме можно путем разработки программы деятельности центров по защите детей от насилия.

Причины противоправного поведения подростков

«Трудный ребенок, - писал В.А.Сухомлинский, - это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом … Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей».

В последние годы наблюдается тревожная тенденция к снижению родительского авторитета, обусловленная неправильным поведениям как по отношению к своим детям, так и к окружающим, неумением родителей (по мнению подростков) жить и т.д.

Ученые-педагоги, психологи и социологи утверждают: главным образом из материнских и отцовских уст, их поведения и поступков ребенок получает до 80% всего того, что требуется для формирования человека как личности, и в первую очередь – для развития нравственно-психологических качеств будущего гражданина. При этом нередко деформируется важнейшая функция семьи – психологическая защита ребенка. Отсюда отчуждение от родителей, неприятие их жизненных стандартов, и как результат – переход на преступный путь. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводятся стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества. Следует также учитывать следующее:

  • большинство преступников были нежелательными детьми в своей семье;
  • в подобных семьях отсутствует главное – эмоциональный контакт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями;
  • особенно острое состояние неопределенности своего положения и ближайшего будущего в неполных семьях;
  • группы, в которые уходит подросток или ребенок, в основном играют роль эквивалента семьи, а старший в группе (лидер, вожак) как бы заменяет отца или старшего брата.

Современные политические, экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере влияют на кривую роста правонарушений, особенно среди порастающего поколения. Дети, подростки, молодежь оказались наименее защищенной частью общества. Этому способствовали следующие факты:

  • разводы. За последние 20-30 лет их было в среднем до 900 тысяч ежегодно. Это значит, что каждый год добавлялось почти 1 миллион детей-полусирот.
  • рост социально-психологической напряженности в обществе, порождаемый экономической и политической нестабильностью и, как следствие, межнациональные и этнические конфликты, вооруженные столкновения и локальные войны. В наш быт прочно вошли такие понятия, как беженцы, мигранты и эмигранты (в том числе и дети).
  • неправильное, нестабильное питание и обострение экологической ситуации в стране, приведшие к тому, что у 90% детей авитаминоз, здоровые призывники составляют только 10-15%.
  • ухудшение демографической ситуации.

К условиям способствующим преступности несовершеннолетних можно отнести следующие факторы:

  1. безнадзорность – отсутствие должного контроля за подростками со стороны родителей. Нередко причиной тому является занятость родителей.
  2. безнаказанность. Практика свидетельствует, что во многих случаях путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного реагирования на правонарушение нередко формирует убеждение во вседозволенности, вследствие чего совершаются более серьезные правонарушения (по данным исследований, до 65% несовершеннолетних, совершающих преступления, надеялись на безнаказанность).
  3. проблемы в правовом воспитании подростков.
  4. рост токсикомании и наркомании, пьянства и половой распущенности среди подростков и их родителей.
  5. вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность со стороны взрослых преступников.
  6. длительная незанятость подростков, особенно в городах, как часть более общей проблемы беззащитности, бесправия детей и подростков.
  7. резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций.

Анализ положения ребенка в семье и меры по профилактике противоправного поведения подростков

Для того чтобы проанализировать положение ребенка в семье и предложить возможные меры профилактики правонарушений среди подростков, мною было проведено анкетирование в 8-11 классах и получены следующие результаты:

  • только у 40% учащихся существуют открытые взаимоотношения с родителями, тогда как у 60% учащихся таких взаимоотношений нет;
  • 73% учеников ограничение свободы (экономической, поведенческой) тяготит, тогда как 27% ученикам в семье предоставлены такие свободы;
  • конфликтные ситуации присутствуют в отношениях с родителями у 68% учащихся; у 32% учащихся конфликты случаются очень редко;
  • 35% учащихся пишут, что их проблемы, интересы и даже вредные привычки не интересуют родителей или они не обращают внимания и им все равно.

Таким образом, проанализировав результаты проведенного теста, я пришла к выводу, что на сегодняшний день проблема положения ребенка в семье стоит наиболее остро. И по моему мнению, дело в неправильном подходе родителей к воспитанию детей, незнании подростками своих прав и неумении их использовать, в упадке нравственности, в стремлении найти более легкий путь достижения намеченной цели. Отсюда, наряду с бродяжничеством, агрессивным поведением наблюдается рост преступлений несовершеннолетних. Многие подростки хотели бы больше времени проводить с родителями, в кругу семьи, но из-за большой занятости взрослые не могут уделить лишней минутки для общения со своими детьми, что способствует отдалению подростков от родителей и непониманию. Возникают ссоры, разногласия и в большинстве случаев даже насилие (моральное и физическое).

Выводы

Незнание детьми своих прав и свобод играет определенную роль в их положении и отношении к ним не только в семье, но и в обществе. На мой взгляд, систематическое изучение своих прав и свобод даст детям большую свободу в своих действиях и большую защиту от любого насилия как в семье, так и за ее пределами.

Я вижу основные направления профилактики преступности несовершеннолетних в: охране прав и законных интересов несовершеннолетних граждан; морально-нравственном оздоровлении среды обитания несовершеннолетних; вовлечении несовершеннолетних в производительный, профессионализированный и хорошо оплачиваемый труд; развитии школьного самоуправления и широкого использования в обучении и воспитании «деловых игр» и тому подобное.

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

    убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

    родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

    родители (или один из них) имеют психические заболевания;

    нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

    родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

    родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

    дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

    синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

    ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

    повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

    выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

    участки облысения, кровоподтеки на голове;

    повреждения внутренних органов;

    «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

    боязнь родителей или взрослых;

    редкие проявления радости, плаксивость;

    реакция испуга на плач других детей;

    плохо развитые навыки общения;

    крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

Младший школьный возраст

    стремление скрыть причину повреждений и травм;

    боязнь идти домой после школы;

    одиночество, отсутствие друзей;

    плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

    агрессивность.

Подростковый возраст

    побеги из дома;

    употребление алкоголя, наркотиков;

    попытки самоубийства;

    криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

Множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей :

    противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

    обвинение в травмах самого ребенка;

    позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

    отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

    неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

    больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

    Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

    Поговорите с родителями.

    Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

    Обратитесь в органы опеки и попечительства.

    Обратитесь в милицию или прокуратуру.

    Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.


ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:
эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

* угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
* лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
* однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
* преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
* вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

* задержка психического развития;
* трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
* низкая самооценка;
* эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
* избыточная потребность во внимании;
* депрессия, попытки суицида;
* неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
* ложь, воровство, девиации в поведении;
* нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде - депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

* дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
* дети раннего возраста;
* дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
* дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
* дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
* родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
* в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

* не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
* публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
* сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
* обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
2. Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.


АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Расскажи о себе:

    Твой пол: м ж

    Возраст ___________ лет

    Перечисли состав c воей семьи (членов семьи, проживающих вместе с вами)
    1 ________________________ 5 ________________
    2 ________________________ 6 ________________
    3 ________________________ 7 ________________
    4 ________________________ 8 ________________

    Как ты оцениваешь материальный достаток своей семьи:
    - высокий
    - средний
    - низкий
    - крайне низкий

    В каком классе ты учишься __________________

    Как ты учишься
    - хорошо (5-4)
    - удовлетворительно (4-3)
    - плохо(3-2)

    Чем занимаешься в свободное время?
    - слушаю музыку
    - читаю
    - сижу дома
    - смотрю телевизор
    - собираемся на улице, в подвале, в подъезде
    - хожу к друзьям
    - что-то другое ________________________________________

    Тебе трудно найти контакт со сверстниками?
    - да
    - нет

    Какие у тебя отношения с родителями?
    - часто бывают конфликты, ссоры
    - тебя наказывают за проступки физически
    - тебя оскорбляют словами, кричат, заставляют чувствовать плохим человеком
    - хорошие отношения

    Как ты относишься к различным формам насилия?
    - с возмущением
    - с равнодушием
    - готов ли что-то предпринять для изменения ситуации
    - считаешь насилие иногда допустимым

    Наблюдал ли ты насилие у себя в семье?
    - да
    - нет

    По отношению к кому было направлено насилие в семье?
    - к матери
    - к отцу
    - бабушке
    - дедушке
    - братьям
    - сестрам
    - к себе самому (причинение вреда самому себе)
    - к животным

    Допускал ли кто-нибудь в семье насилие по отношению к тебе?
    - Да (если да, то кто)________________________
    - Нет

    Подчеркните, пожалуйста, те виды насилия, которые ты испытал или продолжаешь испытывать в своей семье:
    - психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и др.)
    - эмоциональное (оскорбления, грубая брань)
    - вербальное (словесное)
    - экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки
    - физическое (побои, издевательства)
    - уничтожение, повреждение имущества
    - сексуальное насилие (принуждение)
    - изнасилование


    а) да (если да, то кто) _______________________
    б) нет

    В какой форме было это насилие? а) унижения, оскорбления б) крик и брань в) высмеивание перед классом г) грубое одёргивание

    Обращались ли Вы к кому-нибудь за помощью?
    - да (к кому?)

а) друзьям
б) учителям (соц. педагогу)
в) родителям (родственникам)
г) посторонним взрослым д) другое _______________

Нет

Анкета для школьников,
используемая Центром социально-психологической помощи семье и молодежи г. Костамукши, одного из победителей конкурса мини-грантов для районов Карелии по программе "Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье".

    Сколько Вам лет?

    Ваш пол: муж. жен.

    Как Вы относитесь к различным формам насилия?
    а) с возмущением
    б) равнодушно
    в) готовы что-то предпринять для изменения ситуации

    Допускал ли кто-нибудь по отношению к Вам насилие?
    а) да
    б) нет

    Какого рода насилие Вы испытали по отношению к Вам в школе?
    а) физическое
    б) эмоциональное
    в) сексуальное
    г) никакого

    Допускал ли кто насилие по отношению к Вам в школе?
    а) да
    б) нет

    Испытывали ли Вы жестокое обращение со стороны друзей, одноклассников, сверстников, взрослых?
    а) да
    б) нет

    Пытались ли Вы себя защитить?
    а) да
    б) нет

    Наблюдали ли Вы насилие в семье?
    а) да
    б) нет

    По отношению к кому было направлено жестокое обращение в семье?
    а) к матери
    б) к отцу
    в) к бабушке
    г) к дедушке
    д) к братьям
    е) к сестрам
    ж) к себе
    з) к животным

    Какие чувства Вы испытывали, наблюдая жестокое обращение?
    а) страха
    б) ненависти
    в) злобы
    г) незащищенности
    д) ужаса
    е) вины
    ж) стыда
    з) подавленности
    и) безразличия
    к) сострадания
    л) жалости

    Пытаетесь ли Вы встать на защиту обиженного ребенка, человека?

а) да
б) нет

    а) друзьям
    б) учителям
    в) родственникам
    г) родителям
    д) посторонним взрослым
    е) специалисту
    ж) анонимному специалисту

    Делились ли с Вами друзья, одноклассники, другие дети перенесенным насилием? а) да
    б) нет

    Допускали ли Вы сами по отношению к кому-нибудь насилие?

а) да
б) нет

    Какого рода насилие Вы применяли по отношению к другим людям?

а) физическое
б) психологическое
в) сексуальное

    Какие чувства Вы испытывали, применяя насилие? Укажите.

    Как Вы думаете, стоит ли терпеть насилие, не применяя никаких мер?

а) да
б) нет

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Дорогой друг!
С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее:
- как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников;
- анонимная помощь каких специалистов тебе при этом необходима.
Анкета анонимна- указывать свою фамилию не обязательно! Твое мнение никому не разглашается!
Отвечая на каждый вопрос анкеты:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
Спасибо за помощь в работе!

    Отметь свой пол: м ж

    Сколько тебе лет? __________

    Сколько человек в твоей семье? __________
    Отметь всех, кто живет с тобой:
    Папа
    Бабушка
    Дедушка
    Отчим
    Мачеха
    Тетя
    Дядя
    Братья
    Сестры

    Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:
    Мама
    Папа
    _______
    _______

Рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- инвалид

    Есть ли у тебя родные братья и сестры?
    Да Нет
    Если да, то сколько их? ___________

    Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:
    -Спокойные и дружные
    -Иногда бывают ссоры
    -Напряженные, но без видимых конфликтов
    -Постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
    Другое________________

    Приходилось ли тебе убегать из дома?
    Да Нет
    Если да, постарайся написать причину ___________

    Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
    -моральные (психологическое)
    -физические

    Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)
    -Очень часто (каждый день)
    -Часто
    -От случая к случаю
    -Только иногда (не чаще 1 раза в год)
    -Никогда

    Напиши, за что тебя чаще всего наказывают
    _________________

    Отметь, кто чаще тебя наказывает
    - мама
    - папа

    Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо
    -Да - Нет

    Считаешь ли ты наказание насилием по отношению к тебе?
    Да Нет

    Отметь, как часто употребляют спиртные напитки у тебя дома
    -Каждый день
    -Несколько раз в неделю
    -Один-два раза в месяц
    -Только по праздникам
    -Никогда

    Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

    Считаешь ли ты это:
    -Насилием
    -Воспитательными мерами

    Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
    -Да -Нет

    Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников

Да -Нет
19.Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
-Да -Нет
Кому ты рассказал об этом?

Родителям
-Друзьям
-Никому

    Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
    -Обида
    -Гнев
    -Желание исчезнуть
    -Тоска
    -Безразличие
    -Страх
    -Ненависть
    -Желание ответить тем же

    Кому Вы могли бы рассказать о ситуации, связанной с жестоким обращением?

    а) друзьям
    б) социальному педагогу (учителям)
    в) родственникам
    г) родителям
    д) посторонним взрослым
    е) в полицию
    ж) Уполномоченному по делам ребёнка

з) ни к кому бы не обратился.

Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которого вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Семья - важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значение семьи в формировании личности.

Для решения правовых задач в ДОУ необходимо: во-первых, убеждённость педагогов в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, определённый уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов, и в-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
    щите детей от жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
  1. трансляция родителям положительного образа ребенка
  2. работа по коррекции детско-родительских отношений.
  1. Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
    взрослыми.

Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются наблюдение, беседы, тестирование родителей, изучение продуктов детской деятельности и посещение неблагополучных семей на дому.

Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако она наиболее эффективна в работе с родителями.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку: употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). А также на ответную реакцию детей (их настроение, содержание обращений, тон, мимику).

Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребёнка.

Необходимость решения этой задачи определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.

Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.

Родители, которые изо дня видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребёнка.

Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:

Использование папок-передвижек с темами, например «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»;

Уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;

Рисунки детей на тему «Мои права».

Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов. Темы семинаров разнообразны: «Что такое наказание и запрет?», «Типы родительской любви», «Мама, папа, я – дружная семья» и др.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, сам должен быть компетентен в этих вопросах.

С этой целью выпущен сборник методических материалов «Каждый имеет право» - результат работы творческой площадки «Содружество», действующей на базе нашего ДОУ. В сборник включены материалы для работы с педагогами, родителями и детьми по правовому воспитанию.

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка мы, родители, в первую очередь обращаем внимание на состояние групп в детском саду, наличие хорошо оборудованных детских площадок, музыкального и спортивного зала, кабинета медсестры. Но для всестороннего развития ребенка и комфортного пребывания в детском саду большее значение имеет не все это, а персонал, помогающий ребенку взрослеть…

Когда-то в одной из тем на достаточно популярном портале я увидела комментарий от заведующей детским садом. Его суть сводилась к тому, что сначала родители буквально падают в ноги, просят ребенка принять в детский сад, а потом, они же, вставляют палки в колеса персоналу учреждения, организовывают многочисленные проверки и донимают жалобами в Департамент образования. Откровенно говоря, стало очень неприятно.

Не потому, что положив руку на сердце, можно сказать, действительно есть такие родители, которых хлебом не корми, а предоставь им возможность удовлетворить свои амбиции - решить для себя и доказать другим, что воспитатель, его помощник, методист и заведующая – это просто «обслуживающий персонал». Их задача – развлекать и воспитывать ребенка, а родителей – все это контролировать, приходить в качестве ревизора и выносить свой вердикт. Если фраза заведующей была сказано в отношении именно таких родителей, это можно пережить. В конце концов, чего не скажешь сгоряча, да еще на форуме, где тебя никто не знает. А если нет?

Если эта фраза адресована всем нам, родителям? Если руководитель детского сада действительно уверен, что раз вас приняли в дошкольное учреждение, вы должны быть благодарны до второго пришествия и молчать, что бы ни случилось и что бы ни произошло? Если права ребенка в саду – это фантастика, а вот обязанности – закон? Как быть в этом случае? Что можно предпринять?

Фабула: откровенно о главном

Я была по обе стороны дверей дошкольного учреждения. В качестве педагога, работающего с детьми и в качестве родителя. Сегодня я пишу статью с позиции последнего. И надеюсь, что прочитают ее те родители, которым действительно нужна помощь, которые уважают педагога и заботятся о моральном комфорте своих детей в равной степени. Ведь только так можно вырастить всесторонне развитую личность, уверенную в своих силах и умеющую взаимодействовать в обществе.

Эта статья ни в коей мере не имеет отношения к работникам детского сада, которые свято чтут Конвенцию о правах ребенка и закон России об образовании, любят свою работу и добросовестно ее выполняют. Таким коллегам мне хочется сказать самые теплые слова благодарности и признательности за их труд, за каждый день ребенка в саду, который они превращают в сказку. Да здравствует педагог! Слава его труду!

Ложка дегтя, или немного о комфорте ребенка

К глубокому сожалению родителей, в детском саду, как и в любом другом образовательном учреждении, ребенок может столкнуться с одной из форм проявления насилия – физического, эмоционального, психологического. В силу возраста ребенка все это воспринимается им очень близко к сердцу, порождает страхи и формирует комплексы. С последними, возможно, ему придется бороться всю жизнь и это горько.

Потому так важно родителям детей внимательно наблюдать за всем тем, что происходит за закрытыми дверьми детского сада. Наблюдать и вовремя принимать меры. Для этого нужно не контролировать педагога, стремясь сделать его бесправным и угодным детям и себе (это вопиющая ошибка, крайность!). А разговаривать со своим ребенком, адекватно реагировать на его поведение и при необходимости на советы педагога по коррекции.

А вот если ребенок рассказывает вещи, от которых у вас поднимается давление, учащается пульс и заходится сердце, или вы сами стали свидетелем неприглядной картины (не обязательно с участием вашего ребенка) именно вы должны вмешаться и изменить ситуацию. Помните, закон на вашей стороне!

Буква закона. Права ребенка в дошкольном учреждении

Пребывание детей в детском саду регулируется несколькими документами, главные из них – Конвенция о правах ребенка и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Что это за законы?

Так, Федеральный закон утверждает, что в качестве одной из целей политики государства является защита ребенка от факторов, отрицательно сказывающихся на его физическом, интеллектуальном, психическом, нравственном и духовном развитии. Другими словами, если вашего ребенка в детском саду обижают или к нему предвзятое отношение, это не только ваша проблема, но и всего государства. Вы имеете полное право требовать содействия в решении проблемы всех органов государственной власти, имеющих отношение к сфере образования.

Схема «не выносите сор из избы» популяризуемая сегодня нерадивыми работниками детского сада здесь не работает, более того, она является потенциально опасной. Например, если вы во время прогулки группы на территории детского сада увидели, что один ребенок самостоятельно вышел за ограду учреждения и идет в сторону проезжей части. Гражданская позиция законопослушного человека не заканчивается возвращением ребенка в сад и укоризненным качанием головы в сторону воспитателя. Вы обязаны, да, обязаны (!) сообщить о произошедшем, как минимум, заведующей дошкольным учреждением. Помните, на месте того ребенка мог быть ваш собственный, а вокруг никого… кроме несущихся на предельной скорости машин.

Конвенция о правах ребенка добавляет к вышесказанному защиту детей от эмоционального насилия. Сюда относятся не только поступки педагога, но и его слова и даже манера говорить. Повышение голоса воспитателем при работе с детьми, едкие замечания в адрес ребенка и его родителей, близких, постоянная критика, угрозы и их применение, намеренная изоляция ребенка в саду, лишение его права на прогулку, участие в детском празднике и т.п. Все это – нарушение закона!

Как быть, если вы подозреваете, но не уверены в нарушении прав ребенка?

Если вы собираете утром в сад здорового улыбчивого ребенка, а забираете домой молчаливого и угрюмого, это повод задуматься. Хорошо, если ребенок говорит и может рассказать о своих проблемах, а если нет? Как узнать наверняка, происходит ли в саду что-то из ряда вон выходящее или налицо тяжелая адаптация сына иди дочери к детскому саду?

Идеальным выходом из ситуации будет наблюдение за тем, как проходят прогулки в детском саду. Естественно, лучше всего делать это незаметно для глаз воспитателя и своего ребенка. Попросите оценить атмосферу прогулок добрую подругу или знакомую, доверенное лицо семьи или сделайте это сами. На что обращать внимание?

Как воспитатель общается со своими воспитанниками – вежливо и корректно, практически на равных или используя при этом повышение голоса? Воспитатель всю прогулку находится в окружении детей и присматривает за ними или отвлекается на разговоры с коллегами? Он организовывает игры с участием детей или предоставляет им возможность самим себя развлекать? Как в целом ведут себя дети: тихо сидят, или проявляют по отношению друг к другу агрессию?

Обратите внимание, что последний вопрос едва ли не самый важный. Ответив на него, вы можете сделать далеко идущие выводы. Например, если дети проявляют агрессию, а воспитатель не корректирует такое поведение или делает это в недостаточной мере, это чревато возникновением драк и может говорить о том, что дети копируют поведение взрослого. Агрессия идет или с семьи, или с детского сада.

Если же дети на прогулке сидят словно мыши, мало общаются между собой или вовсе не взаимодействуют, это может указывать на то, что их ругают за шумные и активные игры, одергивают, если ребенок проявляет лидерские качества. Все это – серьезная пища для размышлений, повод для дальнейшего наблюдения и разговора по душам с воспитателем.

Во второй части статьи на конкретных жизненных примерах мы расскажем, как бороться с нарушением прав ребенка в детском саду

Поделиться: