Знакомство детей с эскимосской народной сказкой «Как лисичка бычка обидела. Конспект занятия по развитию речи

Сказки народов тайги и тундры читает Р. Пляттвып. 3 пл. 9

Выпуск 3

Пластинка 9

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
Сказки народов тайги и тундры
Пересказ Вл. Глоцера и Г. Снегирева

Как лисичка бычка обидела
Рыбья упряжка.
Медведь-пастух
Добрая лисичка.
Ленивая птичка
Мышка.
Куропаточка-крикунья
Улитка

Читает Р. Плятт

Сторона 2

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
(окончание)

Лисица и налим.
Зайчик
Медведь и карась
Читает Р. Плятт

Храбрый Азмун
Амурская сказка

Инсценировка В. Скурьят

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Ведущий - В. Зубарев
Азмун - Л. Шабарин
Старый Плетун - И. Ключарев
Тайрнадэ - Ю. Михайлов
Парень, Нерпа - К. Протасов

Режиссер В. Скурьят

Звукорежиссер А, Рымаренко
Редактор И. Якушенко
Художник А. Кошкин

От берегов Белого моря до берегов Тихого океана, на тысячи километров протянулась тайга. Лес, лес - без конца и края. Огромные кедры в горах, голубые лиственницы по берегам быстрых сибирских рек, непроходимые завалы поваленных бурей деревьев - все это тайга.
А где кончается тайга, там, за Полярным кругом, начинается тундра. Карликовые березки, ивы да цветы по берегам холодных озер и топких болот. Земля здесь оттаивает в ко¬роткое! полярное лето только сверху, а глубже она всегда твердая и мерзлая.
Сурова природа тайги и тундры. Но с не¬запамятных времен жили здесь разные племена охотников, оленеводов, рыбаков.
На широких лыжах, подбитых оленьей шкуркой, уходили охотники с луками и стрелами в тайгу за соболями и белками, за дикими оленями, за медведем.
В легких лодках из тюленьей кожи заплывали далеко от берега зверобои, чтобы добыть гарпунами моржей и китов.
С места на место перегоняли пастухи оленьи стада в долины, где растет белый мох ягель.
Долго длится полярная ночь. Только в мар¬те покажется краешек солнца и порозовеют снега в тундре. Но вдруг опять налетит снеж¬ная буря, ледяной ветер загонит людей в яранги, где горит огонь, тепло и в котле варится моржовое мясо.
Люди со всего стойбища, из всех яранг сидят у огня и слушают сказку. Маленькие девочки и мальчики придвинулись поближе к сказочнику.
Сказочник рассказывает об отважных охотниках, о злых колдуньях, о добрых медведях, про маленьких сусликов - евражек, про ворона Кутху...
Мальчики и девочки знают всех зверей и птиц и совсем не удивляются, что евражка менялась домами с медведем, в ворон Кутху запряг в нарты больших горбуш. Долго рассказывает свои сказки сказочник, у детей уже слипаются глаза, хочется спеть, да жаль пропустить хоть слово.
Когда сказочник доходит до страшного мес¬та, он бледнеет и говорит все тише, тише, а слушатели кричат:
- Ух!
Правда!
Так!
Заканчивает сказку сказочник, и последние
его слова такие:
- Конец. Я убил бурю!..
И правда: буря за пологом яранги утихла. Сказка помогла скоротать длинную полярную ночь.
Недаром у чукчей, нивхов, долган, эвенков сказочник - самый уважаемый человек в стойбище.
От одного сказочника к другому, из уст в уста, век за веком, переходили самые любимые сказки и дошли до наших дней.
Владимир Глоцер
Геннадий Снегирев

С далеких берегов седой древней реки Амур пришел к тебе в гости новый друг - Храбрый Азмун из сказки Дмитрия Нагишкина (? -1961). Писатель этот известен как автор романа «Сердце Бонивура», книги сказок «мальчик Чокчо» и других произведений о былых нравах и обычаях народов Дальнего Востока.
Настоящим другом будет тебе Азмун, который наперед о людях думает, потом о себе, страшен и ловок Азмун - чтобы другим помочь, отправляется он в сказочное путешествие, не за тридевять земель, а на дно моря, к старому Старику морскому.
Сейчас ты услышишь эту сказку - о красоте природы амурского края, о мудрых жителях его - искусных рыболовах и охотниках, о том, как спас их Азмун.
Про многих с тех пор забыли. А про Азмуна помнят.

Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

Ход занятия

«Сегодня вы услышите чудесную сказку „Как лисичка бычка обидела“, – говорит педагог. – Кто кого обидел? А кто такойбычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием „бычок“. Вот его-то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?»

Воспитатель читает сказку:

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:


Бычок, бычок,
Пучеглазый.
Бычок, бычок,
Большеротый.
Бычок, бычок,
Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

– А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

– Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

– А ты ему ничего не говорила?

– Сказала.

– Что ты ему сказала? – спросила лиса.

– А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.

– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…

Воспитатель обращается к детям:«Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на севере нашей страны (показывает на карте).

Представляете теперь, как выглядит бычок? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие?

А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок?

Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.

А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Катя (Дима…)».

Педагог предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее.

Двое детей пересказывают сказку по частям. При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо, Аня».

Воспитатель организует драматизацию сказки. Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит сложа руки. И так далее.



Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить им перед каждым пересказом изображать морскую волну: «„Ш-уууу, ш-уууу“, – набегает волна и отступает. – „Шуршим, шуршим, шуршим“, – шуршат камешки».

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом; в освоении родного языка.

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш , на определение позиции звука в слове.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям для выполнения уже знакомое им задание: если они услышат звук с, то нужно изобразить умывание, если услышат звук ш, сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея. Педагог произносит звуки с и ш : то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

Затем называет слова со звуками с и ш . Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель . Воспитатель радуется, если дети интересуются, что означает то или иное слово.

Педагог объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук с : шампунь, шарф, сережки, сенбернар, шимпанзе, самородок, сазан, шлюпка.

Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук ш , надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука ш – два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш .

Выполняя задания, дети называют слова, которые им незнакомы.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина»:


Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.



Педагог интересуется, понравились ли детям стихи.

«Вообще-то это стихотворение называется „Жадина“, – говорит воспитатель. – Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? Почему вы так считаете?»

Воспитатель повторяет стихотворение. Затем ставит на свой стол три пирамидки и просит детей назвать три слова со звуком ш . (Шагал, большую, подошел .) Если дети не могут определить третье слово, педагог читает стихотворение еще раз.

Педагог читает отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком с .


Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала…
А волосы растут.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу решетку из трех ячеек и одно за другим произносит слова: пес, кусок, нос . Дети определяют позицию звука с в каждом слове, а воспитатель кладет цветной кружок в нужную ячейку решетки.

Педагог произносит слова шмель и стол и выясняет у детей, одинаково ли звучит звук л в этих словах.

Если останется время, дети вместе с педагогом читают скороговорку (сначала медленно, затем быстрее, потом еще быстрее): «У шоссе шалаш, шалаш у шоссе». Затем ребята пробуют самостоятельно прочитать скороговорку.

Примечание. Вне занятий следует прочитать детям стихотворение Э. Успенского «Страшная история» полностью.

Для индивидуальной работы с детьми по звуковой культуре речи можно использовать рабочие тетради «Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа». (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Сказки народов тайги и тундры
Эскимосская сказка "Как лисичка бычка обидела".

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Увидала лисичка бычка и запела:
-Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
- А ты ему ничего не говорила?
Лисичка говорит:
- Сказала.
-Что ты ему сказала? - спросила лиса.
-А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый.
-Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты первая его обидела.

^ Ительменская сказка «Рыбья упряжка»

У ворона Кутхи жена была запасливая, хозяйственная. Вот раз она говорит ему:
- Езжай на море, пока оно не замерзло, и налови побольше рыбы на зиму.
Взял Кутх нарты, положил на них удочки и пошел к морю. Стал он удить рыбу.
Маленьких рыбок Кутх в море выбрасывал, а больших - в нарты складывал. Да столько рыбы наловил, что нарты с места не сдвинет.
"Как я нарты до дома довезу без собак? - подумал Кутх. - Запрягу-ка я в нарты больших рыб - они и потащат".
Запряг Кутх горбуш в нарты и поехал домой.
-Ну, горбуши, тащите нарты хорошенько. Я вас на каждой стоянке досыта кормить буду.
Помчались горбуши быстрее ездовых собак.
"Ух, как тащат! - подумал Кутх. - Скоро я дома буду".
Домчали горбуши Кутху до тайги.
-Ну, Кутх, корми нас! -говорят. - Мы устали.
-Еще немного повезите, тогда накормлю, - говорит Кутх.
А сам думает: "Только бы до дому доехать, а там я их на зиму засолю".
Еще быстрее помчали горбуши упряжку. Кутх даже засмеялся от радости. "Жена будет довольна. Много рыбы привезу".
Примчали горбуши нарты на сопку. Остановились, никак отдышаться не могут.
-Ну, Кутх, корми нас! Совсем мы замучались.
А Кутх в ответ:

Рассердились они у высокой скалы и говорят:
-Ну, Кутх, корми нас. Сил больше нет.
А Кутх в ответ:
-Еще немного повезите, тогда покормлю.
Рассердились горбуши, повернули к морю и помчались быстрее прежнего.
Затрясся Кутх от страха. Кричит, молит:
- Горбуши, горбуши! Остановитесь! Я вас досыта накормлю.
-Не верим тебе! - закричали горбуши. - Ты нас три раза обманывал.
Потащили они нарты прямо в море.
Хотел Кутх соскочить, да не успел.
Нырнули горбуши в воду, а вместе с ними и Кутх с нартами.
Утонул обманщик Кутх, и не жаль его. Не обманывай!


^ Эскимосская сказка « Ленивая сова»

Жила в зеленом лесу серая сова. Была она ленивой-преленивой. Ей даже лень было перелететь с дерева на дерево. Как-то теплым днем она сидела в дремоте на лиственнице. Подлетел к ней пестрый дятел и застучал по дереву.
Проснулась сова, встряхнула помятыми крыльями и спросила сонным голосом:
– Что ты, дятел, шумишь – спать мне не даешь?
– Разве ты не видишь? – удивленно посмотрел на нее дятел своими глазами, похожими на просяные зернышки. – Еду я себе добываю.
– Ты что, не мог другого места найти? Убирайся отсюда! – прикрикнула на него сова.
– Все трудятся, одна ты спишь. Хотя бы гнездо себе сделала! – сказал дятел и улетел прочь.
Уселась сова поудобнее и только было заснула, как снова услышала шум. Это сорока подлетела к лиственнице и стрекочет над самым ухом. Закричала на нее сова, а та не испугалась и говорит ей бойко:
– Почему ты все спишь? Посмотри кругом – все птицы хлопочут, у каждой свое дело: кто птенцов кормит, кто гнездо вьет!
Не дождалась сорока ответа от совы и полетела дальше новости лесные собирать.
Опять задремала сова, вдруг слышит, как над ее головой кто-то летает. Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. А кругом птицы снуют кузнечики звенят, мошки жужжат.
Стыдно стало сове, и решила она, как придет другой день, за гнездо приняться.
Наступила ночь. Была она очень холодной. Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. Вспомнила она о теплом гнезде синички – вот бы в таком поспать. Длинной была холодная ночь. Даже глаза бесчисленных звезд неба замерзли и потускнели от холода. Всю ночь сова мерзла и поджидала восхода солнца. Наконец солнце взошло и согрело ее. Разомлела сова от тепла и сладко заснула.
Так проходил день за днем, а гнезда себе сова так и не свила из-за своей лености.

^

Мансийская сказка «Зайчик»


Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал. Пошел к огню пожаловаться:

– Огонь, сожги осоку на озерном берегу!

– Какое зло сделала тебе осока? – спросил огонь.

– Губу мне разрезала, – ответил заяц.

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя, – сказал огонь. Пошел заяц к воде и говорит:

– Вода, прибудь, затуши огонь!

– Какое зло тебе сделала осока?

– Губу мне разрезала.

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:

– Дети, в воду стреляйте!

– Какое тебе зло вода сделала?

– Вода не прибывает, огонь не тушит!

– Какое тебе зло сделал огонь?

– Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!

– Какое тебе зло сделала осока?

– Губу мне разрезала?

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к мышке и говорит::

– Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи. чтобы стрелять не могли!

Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду – вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке-перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе опалил.

Татьяна Лесникова
Знакомство детей с эскимосской народной сказкой «Как лисичка бычка обидела»

НОД для детей старшего возраста (речевое развитие)

Подготовила : Воспитатель Лесникова Т. Н.

Знакомство детей с эскимосской народной сказкой «Как лисичка бычка обидела » .

Цель : Познакомить детей со сказкой «Как лисичка бычка обидела » . Формировать умение связно, последовательно пересказывать сказку по частям .

Задачи :

Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь у детей .

Дать понятие о том, что бычок – это рыба.

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память,внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору .

Расширять кругозор детей .

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Предварительная работа : знакомство с народом эскимосы ; рассматривание карты, где проживают эскимосы .

Оборудование : текст сказки , иллюстрации героев сказки .

Словарная работа : бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг ) .

В - Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Хорошее, радостное, а может кто-то не выспался и хотел с мамой остаться?

В. - Я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас отличное. Хотите, я отгадаю, почему?

В. - Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

В. - А кто такие друзья?

Д. - Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В. - Ребята, а какими должны быть друзья?

Д. - Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.

В. - А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д. - Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.

1. Быстро плавала в реке,

Оказалась на крючке.

Тут не до улыбки!

Кто же это? – (рыбка)

2. Всем известная плутовка

Кур таскает очень ловко

Глазки бегают играя,

Сама рыжая такая.

Хвост пушистый - закавычка.

Как зовут её?. (Лиса)

В. - Герои сказки , которую мы будем читать - лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием - бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки , дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

2. Пальчиковая гимнастика.

А сейчас, мы поиграем с пальчиками :

Лиса – Лиса из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу, или по коленкам)

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула,

Быстро-быстро уплыла.

3. Чтение сказки . Две ладошки вместе изображают плавательные движения.

Хлопают в ладоши

Ладони поочередно сжимаются в кулак.

Плавное движение каждой ладонью.

Хватательные движения “щепоткой”.

Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.

В. - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела » .

Шла однажды лисичка по берегу моря . А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать . Увидала лисичка бычка и запела :

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит :

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой .

Лиса- мать спрашивает :

Кто тебя обидел , доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел . Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает :

А ты ему ничего не говорила?

-Сказала .

Что ты ему сказала ? – спросила лиса.

А я ему только сказала , что он пучеглазый да большеротый.

Вот видишь,- сказала мать- лисица , - ты первая его и обидела .

4. Беседа по сказке .

В. - Как называется сказка ?

В. - Где шла лисичка ?

В. - Кто высунулся из воды?

В. - Какие слова пропела лисичка ?

В. - Что ответил бычок?

В. - Понравились слова бычка лисичке ?

В. - Что спросила лиса – мать?

В. - Как ответила лисичка ?

В. - Что еще спросила лиса -мать?

В. - Что ответила лисичка ?

В. - Какой вывод сделала мама-лиса?

5. Физминутка «Лисонька» .

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

7. Подготовка детей к пересказу .

В. - А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз , подумать и подготовиться к пересказу сказки .

8. Пересказ сказки детьми по частям .

Дети рассказывают по цепочке .

В. - Согласны ли вы с концовкой сказки ?

Как бы вы закончили сказку ?

В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?

«Слово может обидеть ,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести»

«Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»

«Худое слово доведет до дела злого»

«От худого слова – да навек ссора»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Не хочешь, чтобы тебя обидели , не обижай других»

В. - Какие вежливые слова вы знаете?

Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В. Спасибо всем, занятие наше заканчивается и я очень хочу, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с русской народной сказкой «Хаврошечка» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с русской народной сказкой «Хаврошечка» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой.

Коррекционно-воспитательное занятие в старшей речевой группе «Сказка «Как лисичка бычка обидела» Коррекционно-воспитательное занятие в старшей речевой группе Сказка «Как лисичка бычка обидела» Программное содержание: 1. Помочь детям.

Мария Шульгина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как лисичка бычка обидела»

Цель. Помочь детям запомнить содержание сказки и понять главную идею произведения.

Задачи. Учить детей пересказывавать текст по частям,драматизировать отрывки сказки.

Развивать диалогическую и монологическую речь,выразительно ты жестов,мимики, творческие способности.

Воспитывать доброжелательность и любовь к окружающему миру.

Оборудование. Ноутбук, красивая коробка,цветик-семецветик, настольный театр "Лиса и бычок",атрибуты для драматизирова (головные уборы, элементы костюма,голубая ткань, фигурки из соленого теста,краски,кисти,губки.

Ход занятия.

Дети сидят на ковре играют. Воспитатель заносит большую коробку.

В-ль. Ребята, посмотрите, нам пришла посылка! Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми открывает коробку и достает цветик-семецветик.

В-ль. Посмотрите какой красивый цветок! Как же он называется? (Ответы детей)

В-ль. Да ребята, это цветик-семецветик. А что же нам пожелать? (Ответы детей)

В-ль. А давайте отправимся в путешествие на север, как девочка Женя из сказки. Но для начала, чтобы не замерзнуть мы поделимся друг с другом теплом своих сердец.

В круг скорее становись

Крепко за руки держись!

Будь же добрым, не скупись

Щедро людям улыбнись.

От улыбки всем известно

Станет хмурый день прелестным!

В-ль. Теперь мы можем отправиться в путешествие. Какие волшебные слова нужно сказать?

Дети :

Лети,лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

В-ль. Вот мы и оказались с вами на севере. На севере тоже живут люди. Называют этот народ -эскимосы. Я сейчас вам о них расскажу.

Воспитатель вместе с детьми подходят к ноутбуку. Показ слайдов. Рассказ воспитателя об эскимосах.

В-ль. Как же холодно на севере,давайте с вами сядем у костра и погреемся. А пока вы греется я вам расскажу одну чудесную эскимосскую сказку. Называется она "Как лисичка бычка обидела ".

В-ль. Как вы думаете, кто такой бычок? (Ответы детей)

В-ль. А есть морская рыбка бычок. Вот лисичка его и обидела ,а как она его обидела я вам сейчас расскажу.

Воспитатель читает сказку.

"Шла однажды лисичка по берегу моря . А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичка разглядывать . Увидела лисичка бычка и запела .

Бычок,бычок

Пучеглазый.

Бычок,бычок

Большеротый.

Бычок,бычок

Колючий бочок!

А бычок ей и говорит :

А ты косматая,и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой .

Лиса-мать спрашивает :

Кто тебя обидел ,доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел . Наговорил мне,что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает :

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала?- спросила лиса.

А я ему сказала,что он пучеглазый и большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица- ты его первая и обидела .

Воспитатель. Вам понравилась сказка (Ответы детей)

В-ль. Какая в этой сказке лисичка ? (Ответы детей)

В-ль. А какой бычок? (Ответы детей)

В-ль. Что запела лисичка ? (Ответы детей)

В-ль. А что ответил бычок? (Ответы детей)

В-ль. Помните, что ответила мама- лиса (Ответы детей)

В-ль. Вот и вы, прежде чем жаловаться на кого-нибудь,подумайте, не поступаете ли вы,как лисичка из этой эскимосской сказки.

В-ль. Лисичка пела песенку -дразнилку,давайте мы вместе её споем.

Дети вместе с воспитателем поют песенку.

В-ль. А теперь Милана споет (Рита.)

Воспитатель повторно читателей сказку.

В-ль. Может кто то хочет нам рассказать эту сказку с помощью настольного театра. (Дети выбирают себе пару и рассказывают сказку по частям)

В-ль. Вот какая интересная сказка,а нам пора и честь знать и отправляться обратно в детский сад.

Воспитатель отрывает лепесток и вместе с детьми произносят слова :

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

В-ль. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

В-ль. О каком народе вы узнали? (Ответы детей)

В-ль. Как называется сказка, которую они сочинили (Ответы детей)

В-ль. А вы хотели бы сами превратиться в героев сказки?

воспитатель отрывает лепесток, дети повторяют слова :

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

Дети переодевания в героев сказки. Рассказывают по ролям. Воспитатель напоминает действия. "Лисичка шла ", "бычок высунулся из воды" и тд.

В-ль. Как называется сказка? Что этой сказкой нам хотели сказать эскимосы? (Ответы детей)

В-ль. Да ребята,есть такие поговорки " Как аукнется, так и откликнется. " Не хочешь чтобы тебя обидели ,не обижай и сам других.

В-ль. А сейчас, давайте отправимся в нашу мастерскую и раскрасимь фигурки из соленого теста для нашейитеатральной студии.

Дети раскрашивают фигурки.

В-ль. Какая же у нас получилась чудесная сказка,молодцы!

Публикации по теме:

«Как лисичка с бычком поссорились». Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию Конспект интегрированного занятия по Развитию речи (Коммуникация) и Рисованию (Худ. Творчество). Тема: «Как лисичка с бычком поссорились».

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела» Тема. Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: учить проводить звуковой анализ слова, продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект занятия по развитию речи «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию речи «Лисичка – сестричка и серый волк» (старшая группа). Цель: Формирование интереса и любви к русским.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию рече на тему: «Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Программные.

Поделиться: