Зимние развлечения в старшей группе детского сада. Конспект ООД «Зимние развлечения» с детьми старшей группы

Тема: «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Цель:

  1. продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме;
  2. продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы.
  3. Развивать мелкую моторику рук;
  4. Побуждать детей к бережному отношению у природе;
  5. Воспитание сенсорики;
  6. Развивать память, внимание, мышление;
  7. Активизировать и пополнять словарный запас;
  8. Совершенствовать координацию движений.

Материалы и оборудование: картинно-графический план; ковролин(фланелеграф); шнуровка «снежинка», конверты для игры «кто быстрее?»; цветные заготовки для изготовления кормушек (оригами); музыкальное произведение А. Вивальди «времена года»(зима); кукла со сменной одеждой; фигурки животных и птиц, хвойных и лиственных деревьев, небо, солнце, сугробы на липучке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

(Дети угадывают загадку)

Воспитатель: сегодня мы с вами будем продолжать говорить о зиме и зимних забавах.

— А кто из вас назовет сколько зимних месяцев? (Дети отвечают: три зимних месяца)

— А вы сможете назвать зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

— Молодцы, а теперь мне назовите самый первый зимний месяц. Про него еще говорят: году конец, а зиме – начало? (дети отвечают: это декабрь)

— А второй зимний месяц называется. . . . . (дети хором отвечают: январь)

— И третий, самый последний и холодный месяц? (дети называют: февраль)

— Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц? (дети называют месяц)

2. Работа по картинно-графическому плану .

(вывешивается картинно-графический план на магнитной доске)

На картинно-графическом плане изображены картинки в той последовательности, которая указана на схеме(см. ниже)

(На фланелеграфе прикрепляется панно: ковролин голубого цвета, а на столе раскладываются атрибуты: фигурки животных, небо, солнце, сугробы, деревья хвойные и лиственные на липучке

Составляя рассказ по картинно-графическому плану, ребенок подходит к столу, рассказывает и прикрепляет фигурку к голубому полотну. Если ребенок затрудняется или забыл, то другие дети ему помогают).

— Небо (какое? серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)

Солнце (светит. Но не греет, оно прохладное).

Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

— Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

— Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).

— День становится чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.

— Животные (медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Заяц бегает в белой шубке. Он меняет шкурку для того, чтобы его не было видно на белом снегу. По лесу ходит голодный волк и лиса. Они очень злые. Белочка сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды и грибы).

— Люди надели теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки), дети катаются на лыжах, санках, коньках.

— День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

— Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

— Сугробы (снежные, глубокие, высокие).

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (Дети отвечают: да, знаем )

  1. В зимний холод всякий молод.
  2. Что летом родится, зимой пригодится.
  3. Зима не лето – в шубу одета.
  4. Зима без снега – лето без хлеба.
  5. Мороз не велик, а стоять не велит.
  6. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
  7. Много снега – много хлеба.
  8. Много снега на полях – много хлеба в закромах.

Воспитатель: молодцы ребята. Посмотрите на наш зимний пейзаж, вам он нравится? (Дети отвечают: Да, нравится).

Воспитатель: А чего в картине не хватает? Посмотрите внимательно. (В картине не хватает сугробов, ведь зима и много снега).

Воспитатель: правильно, сугробов не хватает. Ведь столько снега намело. Кто из вас прикрепит сугробы? (ребенок встает и прикрепляет сугробы к полотну)

Воспитатель: Выпал снег во дворе. Ребята давайте с вами выйдем во двор и слепим снежок. (дети встают в кружок и начинают выполнять пальчиковую гимнастику).

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.

И. . . . . сломаем! Топчат воображаемый снежок ногами.

Воспитатель: Какой мы с вами снежок слепили. Давайте представим, что мы этот снежок взяли в ручки. Какой этот снежок на ощупь?

(Дети отвечают: снежок мягкий, гладкий, холодный, липкий, белый, хрустящий, твердый, пушистый)

Воспитатель: Ребята, а что будет если нам на ладошку снежинка упадет? (Дети отвечают: Она растает и превратится в капельку воды).

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему снежинка превратится в капельку воды? (Дети: потому, что снежинка состоит из воды. Когда на улице морозно, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает).

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. А вы знаете почему снег хрустит?

(Дети: да, знаем, потому, что снег состоит из снежинок, а снежинки состоят из маленьких кристалликов. Когда мы наступаем на снег, хрусталики ломаются и издают хруст ).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про зиму. А вы рассматривали снежинки? Они такие все разные, ни одна снежинка не похожа друг на друга. Но если снежинка попадает нам на ладошку, она быстро растает.

— А вы хотите сделать себе такие снежинки, только которые не растают даже в самый жаркий день? (Дети: да, очень)

Воспитатель : Тогда давайте пройдем к своим местам и я покажу вам как сделать такие снежинки. (Дети проходят на свои места и воспитатель показывает ребятам как изготавливать снежинку. Дети под музыку выполняют шнуровку «снежинка»)

Воспитатель: Какие у вас снежинки получились. Вам нравятся снежинки? (Дети: да, очень нравятся).

Воспитатель: А теперь давайте подойдем к нашему зимнему пейзажу и прикрепим снежинки к картинке. (Дети прикрепляют снежинки к ковролину).

Воспитатель: Дети, вам нравится зима?(Дети: да, нравится ). А какие зимние забавы вы знаете?(Дети начинают рассказывать о том, какие зимние забавы и развлечения они знают ).

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем в одну зимнюю забаву – слепим снеговика (Дети становятся в круг).

4. Физминутка «СНЕГОВИК»

Давай дружок, смелей дружок Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой

Кати по снегу свой снежок снежный ком.

Он превратился в снежный ком Остановились, «рисуют» двумя руками круг

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла показывают руками на лице улыбку и улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла, показывают 2 глаза, прикрывают голову ладошкой

Показывают нос, встают прямо и держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.

Увы! И нет снеговика! Пожимают плечами, разводят руками.

Воспитатель: Как жаль, если такой веселый и красивый снеговик растает на солнышке. А вы, ребята, хотите сделать снеговика не из снега, чтобы но никогда не растаял? (Дети отвечают: да, хотим)

Тогда давайте пройдем на свои места и поиграем в игру «Кто быстрее».

(Дети проходят и садятся на свои места)

5. Складывание снеговика. Игра «Кто быстрее?» (развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики)

Воспитатель: Ребята, давайте вместе посчитаем:

Раз, два, три – начало игры!

(Дети под музыку начинают собирать снеговика из частей. Кто первый собрал снеговика, поднимает руку. Воспитатель помогает ребенку, который немного затрудняется и подбадривает остальных.)

Воспитатель: Какие у вас красивые снеговики получились. Посмотрите них. Какого цвета туловище снеговиков? (Туловище у них белое)

— А ведерки какого цвета? (Ведерки зеленого цвета).

— Посмотрите на его глазки, какого они цвета? (Глазки у снеговика черные)

— а на что похожи они? (Глазки похожи на угольки )

Воспитатель : Такие снеговики точно никогда не растают. Вам понравилось собирать снеговиков? (Дети отвечают)

— Вам нравится зима? (Дети отвечают: да )

— А зимние забавы любите? (Дети: да, любим!)

Тогда давайте встанем в круг и покажем как мы любим зимушку-зиму.

6. Хоровод «Зимушка-зима»

(Дети вместе с воспитателем встают в хоровод, звучит мелодия и дети поют хороводную песню «Зимушка-зима».)

7. Воспитательный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: А теперь послушайте ребята стихотворение А. Яшина

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Столько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло!

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птичкам зимой? (Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).

Воспитатель: А кто знает, как сделать кормушку? (Ребенок говорит: Я знаю как помочь птичкам, можно для них сделать кормушку и начинает рассказывать стихотворение А. Чепурова:

Трудно птицам зимовать

Надо птицам помогать

Распилить я пополам

Досочку еловую

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую

Прилетают птицы в сад

Посидят, поговорят.

Им бояться нечего

Пусть мороз трещит сердито

Их столовая открыта

От утра до вечера.

Воспитатель: Какой молодец. Но мы не будем делать деревянную кормушку. А сделаем кормушку из бумаги. А кормушки будут у всех разные, разноцветные, и нашим птичкам точно понравятся такие кормушки.

Воспитатель: Давайте я вам покажу как изготовить такие кормушки. (Дети садятся на свои места и воспитатель показывает им технологию изготовления кормушки в технике «оригами». Звучит мелодия)

Воспитатель: Поднимите свои кормушки вверх, вам нравятся кормушки? Ну а птичкам они точно понравятся, давайте покормим наших птичек (воспитатель насыпает корм в кормушку и дети вместе с воспитателем уходят кормить птиц)

Палькина Ирина Игоревна
Конспект занятия по развитию речи «Зима. Зимние забавы» (старшая группа)

Тема : «Зима . Зимние забавы »

Цель : закрепление знаний детей о зиме.

Задачи :

1. Обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах ;

2. Активизировать и расширять словарь (существительные, прилагательные, глаголы) . Формировать лексико-грамматические категории (составление простых предложений с простыми предлогами на, с) 3. Воспитывать устойчивый интерес к выполнению различных заданий, достижения целей

Предварительная работа : Рассматривание картинок, иллюстраций о зиме, чтение рассказов, отгадывание загадок о зиме.

Ход НОД.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает письмо :

- «Здравствуйте, ребята! Какое замечательное время года - зима : Выпал снег. Все деревья надели снежные шапки. Дети с радостью выбегают на улицу поиграть и покататься на роликах. Дорога скользкая, ролики едут быстро. Но самая лучшая зимняя игра- это купание в речке. Поплавал в проруби, вышел на берег, лег на пушистый снежок и загорай себе на здоровье! Солнце светит ярко, скворцы щебечут. Чудесное время года зима !» Незнайка.

Воспитатель задает вопросы, дети исправляют ошибки, которые допустил Незнайка. Беседа с опорой на личный опыт детей. Воспитатель : а теперь, мы проверим что вы, знаете о зиме, зимних играх и забавах . Послушайте загадки :

“Дел у меня не мало – я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю Белю поля, белю дома, Ну как зовут меня (Зима )

“Снег идет, Под белой ватой Скрылись улицы, дома Рады снегу все ребята Снова к нам пришла (Зима )

“Я тепла не потерплю Закручу метели, Все поляны побелю Разукрашу ели, Замету снежком дома, Потому что я (Зима )

Воспитатель : Ребята, смотрите как много загадок о зиме. А вы любите зиму?

Дети : Да, любим.

Воспитатель : Ребята а что можно рассказать о зиме. Какая она?

Дети : Снежная, морозная, белая, холодная.

Воспитатель : Молодцы! А подскажите мне зимние месяцы . Сколько их?

Дети : Три. (Называют по порядку. Рассказывают о каждом по картинке.)

Воспитатель : А какой самый любимый праздник у нас зимой?

Дети : Новый год! Ёлка, Дед мороз!.

Воспитатель : А теперь я предлагаю поиграть в игру : ”Я называю слова если слово относиться к зиме хлопаете, если нет – топаете. (снежинка, лыжи, коньки санки, ёлка, велосипед, ролики) .”

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.

Воспитатель : Ребята а что можно делать зимой на улице?

Дети : Лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, строить крепости.

Воспитатель : Смотрите, как можно проводить весело время на улице зимой.

(Дети рассматривают иллюстрации “Зимние забавы”

Ответьте : катается на лыжах кто?---(Лыжник)

катается на санках кто?--- -(Саночник)

катается на коньках кто?---(Фигурист, хоккеист, конькобежец)

Воспитатель : А теперь я приглашаю встать в круг.

Физкультминутка

На дворе у нас мороз Чтобы носик не замерз Надо ножками потопать, И ладошками похлопать, (дети хлопают в ладоши, топают ногами) С неба падают снежинки – как на сказочной картинке Будем их ловить руками И покажем дома маме. (руки над головой, хват. движения как будто ловят снег) А вокруг лежат сугробы (потягивают руки в сторону) Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы Поднимаем выше ноги (ходьба на месте с высоким подниманием колен) Мы идём, идём, идём (ходьба на месте) И к себе приходим в дом. (дети садятся на стульчики)

Рефлексия. - О каком времени года мы сегодня говорили? - Какие вы знаете зимние забавы детей ? Давайте в конверт сложим правильные картинки и отправим письмо Незнайке.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Зима. Зимние забавы» Конспект интегрированного занятия по теме: «Зима. Зимние забавы» Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе «Зима. Зимние.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира «Зима. Зимние забавы» (старшая группа) Цель ООД: систематизировать знания детей о признаках зимы, познакомить с понятием «Зимние забавы». Задачи: Образовательные: продолжать.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Зимние забавы» Рассматривание фотографий «Дети на прогулке» Цель: Учить детей рассматривать фотографии и рассказывать о событиях на них изображенных. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «Зимние забавы» в младшей разновозрастной группе 2–4 года Тема: «Зимние забавы». Цель: учить составлять связный рассказ по картине «Зимние забавы» Задачи: закреплять представление о признаках зимы.

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе «Зимние забавы» Цели: - закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;.

Интегрированное занятие в старшей группе "Зимние забавы" (Связная речь + аппликация)

Составили: Бондарева Е.А.(логопед 1кв.кат.) и Мальцева Т.В. (воспитатель 1кв. кат.)

Цель : закрепление знаний детей о зиме.

Задачи:

Познание. Закрепить знания о времени года зиме, ее приметах.

Коммуникация: Учить подбирать однородные определения и глаголы.

Развивать диалогическую речь. Совершенствовать умение чётко отвечать на вопросы.

Учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.

Совершенствование коммуникативных навыков , установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению.

Художественно – творческие. Учить детей вырезать круги из квадратов, аккуратно наклеивать их на бумагу. Закреплять правила работы с ножницами.

Физкультура. Формировать двигательную активность, гибкость пальцев, кистей рук, умение подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.

Социализация. Способствовать накоплению эмоционально положительного опыта. Воспитывать у детей доброжелательность, умение выполнять совместное задание.

Предварительная работа . Наблюдения, игры, постройки из снега снеговиков, крепости; беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях.

Материал: ватман синего цвета, квадраты, ножницы, клестер, кисточки, клеенки, мячи.

Ход занятия .

1 часть. Педагог: Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Л: говорит несколько пословиц о дружбе

Дружба - самое дорогое сокровище.
- Дружба дороже денег.
- Без друга в жизни туго.
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Человек без друзей, что дерево без корней.

Посмотрите, какая красота! (показываю иллюстрации или слайды с зимними пейзажами)

Скажите, какое время года на этих фотографиях? (Зима. Это зима.)

Вы любите зиму? (ДА)

Летом я ездила на юг и познакомилась с ребятами из южного детского сада, а вчера я получила от них письмо. Они пишут, что не знают, какая у нас зима.

Как же помочь им узнать о зиме? (Рассказать, нарисовать, написать, снять фильм) Правильно. Давайте составим для них рассказ о зиме, но сначала вспомним все об этом прекрасном времени года.

Давайте представим, какая зима.

Закроем глаза и послушаем музыку. Что вы представили?

Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме?

(Зимой холодно и много снега, водоемы покрыты льдом.)

Что такое лед? Что такое снег? Каким он бывает? ((Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый) А какими бывают снежинки? На что они похожи? (возьмите снежинки)

Дыхательная гимнастика.

Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозом
Полетели, закружились
Ледяные звезды.

А вы умеете правильно дуть? Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:

Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Доскажи словечко»

Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.)

На посёлки, на лужок

Все снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка -. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)

Повторите все родственные слова к слову СНЕГ.

Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :

осенью бывает листопад, а зимой…. снегопад
–летом бывает дождь, а зимой…снег
–весной снег тает, а зимой…падает
–летом катаются на велосипедах, а зимой… на санках
–весной лес просыпается, а зимой… спит
–летом катаются на роликах, а зимой… на коньках
–летом бывает жарко, а зимой… холодно
–осенью деревья разноцветные, а зимой… белые, голые
–летом растут цветы, а зимой… сугробы
–летом купаются, а зимой… лепят снеговика
–весной насекомые просыпаются, а зимой… прячутся

Физкультминутка.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Скажите, а можем мы рассказать ребятам из южного детского сада о своих любимых зимних забавах? Что мы любим делать зимой? (Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика…)

Мы с вами вспомнили какая погода зимой, в какие игры вы играете.Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

Наступила суровая зима. (Теперь вы придумайте свои предложения) .

К нам в гости пришла зима. Зимой идет снег. Деревья спят, стоят голые, без листьев. Они покрыты снегом как пуховым одеялом или меховой шапкой. На улице мороз, холодно. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Посмотрите, какой замечательный рассказ у нас получился.

2 часть А сейчас мы поиграем со снежками. Возьмите по одному снежку и вставайте в круг. Повторяйте движения за мной.

Я снежком круги катаю

(между ладоней)

Взад-вперёд его гоняю

(смена рук)

Им поглажу я ладошку

(соответственно)

Будто я сметаю крошку,

(смена руку)

И сожму его немножко,

(соответственно)

Как сжимает лапу кошка

(смена рук)

Каждым пальцем шар прижму

(соответственно)

И другой рукой начну

(смена рук)

А теперь последний трюк:

Снежок летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

Поиграли со снежками. Скажите, пожалуйста, а что можно построить из снежных комков (снеговика, снежную крепость, горку) Правильно. Давайте мы с вами построим снежную крепость и покажем ее ребятам из южного детского сада. Из чего мы построим крепость? (из бумаги) Ребята, а какой формы снежки? (круглой) А круги мы с вами будем вырезать из квадрата. Посмотрите, пожалуйста, я вам покажу, как мы будем это делать. Работаем с ножницами очень аккуратно. Берем ножницы и срезаем у квадрата уголки, немного их закругляя. Получился круг, теперь мы его намазываем клеем на клеенке и приклеиваем, прижимая салфеткой. Первый комок в нашей крепости заложен. Приступаем к работе.

Дети выполняют задание.

Ребята, посмотрите какая большая крепость у нас получилась. Молодцы. Всем спасибо.

Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?

Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю наш рассказ о зиме и крепость моим знакомым ребята в южный детский сад.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы»

Образовательные: Учить составлять предложения по моделям; сюжетный рассказ по картине. Активизировать словарь детей по теме «Зима». Обогащать представления о сезонных изменениях в природе зимой.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей и доказательную форму монолога в детской речи.

Воспитательные: Воспитывать терпение в беседе и умение выслушивать собеседника.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Предварительная работа.

Наблюдение зимней погоды. Чтение художественной литературы на зимнюю тематику. Участие в зимних играх, забавах.

Материалы и оборудование.

Картинно-графический план на тему «времена года», картина «Зима. Зимние забавы» с прорезями, конверты с сюжетными картинками на зимнюю тематику.

Ход:

1 часть. Воспитатель загадывает загадки

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня…. (коньки)

Зимой на ветках яблоки?

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это… (снегири).

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Мягкие пушинки –

Белые… (снежинки)

Меня не растили –

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза – угольки. Руки – сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)

Не колючий, светло-синий

На кустах развешен… (иней).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

А если солнце ее припечет –

Заплачет она и потечет. (сосулька)

Воспитатель спрашивает о каком времени года все эти загадки?

2 часть. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

1. Наступила зима, потому что медведь спит в берлоге

2. Стало холодно, потому что люди надели шубы и шапки.

3. На дороге образовался гололед, потому что пешеход вдруг упал.

4. Каток открылся потому, что Ваня взял коньки.

5. Декабрь закончился потому, что мы стали отмечать новогодний праздник.

6. Выпал мягкий снег, потому что дети решили слепить снеговика.

7. Всю ночь шел снег, потому что люди вывезли снегоуборочные машины.

8. Образовался гололед, потому что дворник посыпает дорогу песком.

3 часть. Воспитатель предлагает составить предложения о зиме,

Наступила зима.

Солнце (светит, но не греет, холодное)

Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное, облака низкие)

Земля (белая, засыпана снегом, большие сугробы)

Деревья (стоят голые, покрыты инеем, на ветках снежные хлопья)

Люди (надели теплую одежду, расчищают дороги, отапливают дома, встречают новый год)

Животные (медведь, еж спят; белка, заяц поменяли шкурки на более теплые и незаметные).

Птицы (перелетные улетели в теплые края, остались зимующие: воробьи, синицы, голуби)

Зимой можно кататься на лыжах, санках, коньках, катать снеговика, играть в снежки, строить снежные крепости.

Хорошо зимой! Я люблю зиму, потому что …

4 часть. Физкультминутка

Снег, снег, белый снег. (Дети машут руками перед собой)

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали («Встают» на лыжи)

И по снегу побежали. («Бегут»)

Сегодня из снежного (Д. идут по кругу, «катят» снежный ком)

Мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не пройдет, (Грозят указательными пальчиками)

Никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе. (Идут по кругу)

А жучка все лает «Чужой во дворе».

5 часть. Задания по картинкам.

6 часть. Воспитатель вывешивает большую картину «Зима. Зимние забавы» с прорезями для маленьких картинок. Картинки со столов прикрепляются к большой картине после каждого ответа детей.

Посмотрите, здесь нарисована горка. На чем можно съехать с горки? (На санках)

А лыжня для кого? (Для лыжников)

Что дети делают на катке?

Кого дети подкармливают зимой?

А здесь дети будут лепить снеговика.

Какая замечательная картина получилась. Составим по ней рассказ.

Дети составляют рассказ по картине.

7 часть. Итог.

Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Чей рассказ вам понравился больше и почему?

Развлечение «Зимние забавы». Старшая группа детского сада

Программное содержание:
Выявлять и систематизировать представления детей о зиме. Учить образовывать прилагательные от существительных. Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова: декабрь, январь, февраль, любознательный, вьюга, гололед, метель, трескучие морозы, иней.
Материал:
Конверт (письмо от Почемучки), кроссворд, картинка «Что перепутал художник?», разрезные картинки «Времена года».
НОД.
1. На столе у детей разрезные картинки «Времена года». Дети собирают картинки и называют времена года.
- Как вы догадались, что это зима?

2. Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне письмо, на конверте указаны названия нашего детского сада и нашей группы. Письмо от любознательного мальчика Почемучки. (Чтение письма).

– Что такое зима?
- Сколько у зимы месяцев?
- С какого месяца она начинается?
- Расскажите стихотворение о декабре:
Декабрь.
Завершая длинный год,
Сам декабрь к нам идет!
Он несет снега, метели
И в игрушках ярких ели.
Стало голодно в лесу:
Посмотрите на лису!
У лисы идет охота-
Не поймать ей зайца что-то!
Чтобы не было беды,
Заяц путает следы.
Лес заснул под царством льда,
Наступили холода.
- Как называется второй месяц зимы? (стихотворение о нем)


Январь.
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше,
На крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.


Январь.
Посмотри на календарь:
Начинается январь!
В теплой шубе он идет,
Новый год с собой ведет.
В шубе белой заяц скачет,
Лес его надежно прячет –
След поземки заметает.
По снегам глухарь гуляет.
А мороз трещит и злится.
Снег метет хвостом лисицы.
Лоси, лисы, кабаны
Ждут в седом лесу весны.
- Последний, третий месяц зимы? (стихотворение о нем)


4. Разгадывание кроссворда.
- Я буду загадывать загадки, а слово – отгадку мы будем вписывать в кроссворд.


1)Он летает белой стаей.
Он сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту (снег).
2)Кто затеял канитель,
Стелет белую постель,
Спать укладывает поле?
Это снежная…(метель).
3)Все кругом белым-бело,
Много снега намело.
В белых шапках лес, дома.
Ходит белая…(зима).
4)Только тронешь – голосят
Пуще вспуганных гусят.
В одну сторону летят,
А в другую не хотят.
Горделивые в осанке,
Но не лебеди, а…(санки).
5)Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка).

5. Физкультминутка.
Подвижная игра «Снежинка»
Играющие расходятся по залу. На сигнал «Ветер подул, закружил снежинки!» дети кружатся на месте. Со словами взрослого «Снежиночки – пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» приседают. Игра повторяется.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получатся снежок.
6. Игровое упражнение: «Придумай слово»
- От слов мороз, холод, ветер, снег, лед образуйте слова, которые отвечали бы на вопрос, какой?
- О чем можно сказать «морозный»? (День, воздух)

7. Игровое упражнение: «Почему та не бывает?»
Дети рассматривают картину: зима, вьюга, гнущиеся деревья, мальчик в шортах и панаме.
- Что перепутал художник? Почему так не бывает?
8. Итог.
- Какие приметы, пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Пословицы
Январь – году начало, зиме серединка.
Январь – батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц январь - зимы государь.
Февраль – вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Февраль – силен метелью, а март капелью.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь мостит, декабрь гвоздит, да ухо мороз рвет.
Узок путь зимою, а жидок – весною.
Февраль солнце на лето поворачивает.

9. Подвижная игра «Снежинки и ветер»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Игра проводиться 2-3 раза.

Снежинки, снежинки по ветру летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят,
А ветер дует все сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в большой
Снежный ком.
(Легкий бег в разных направлениях
Бег с поворотом вокруг себя
Бег к взрослому и приседание около него на пол.)

Поделиться: