Жизнь и деятельность фребеля. Справочная информация «Фридрих Фребель и его система воспитания

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля - 21 июня ) - немецкий педагог , теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Философия Монтессори: Фрёбель – предшественник Монтессори

    Френе Селестен

    Фрідріх Фребель - Татусь дитячих садочків

    Гербарт и Бенеке. Падение Трансцендентализма.

    Субтитры

Биография

Молодые годы

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии , ревизора. Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию . Там, в кантоне Люцерн , он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе . Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

Организация детских дошкольных учреждений

Педагогические идеи

Теория развития ребёнка .

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, - проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания - заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Вклад в развитие мировой педагогики. Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Глава 5

Общественное дошкольное воспитание детей трудящихся в Западной Европе в концеXVIII - началеXIXв.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности.

Проблемы призрения малолетних детей, а также подготовки их к производительному труду приобрели злободневный характер. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: “женские школы”, “игральные школы”, “убежища”, а также “школы для плетения из соломы”, “школы для вязания кружев и т. п Несмотря на различные названия этих учебных заведений, подавляющее большинство их имело главной целью религиозное воспитание детей и подготовку их к. производительному труду на мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ под названием “Воспитание маленьких детей, или О важности воспитания детей бедняков написал английский педагог, бывший клерк Самуил Уильдерспин, который в 1820 г. сам открыл “школу для маленьких детей”. В этой, как и в других работах на ту же тему, раскрывалось социальное назначение, цель и задачи этих школ, предназначенных для воспитания детей рабочих, ремесленниковикрестьянв духе строгой дисциплины, протестантской морали, мелкобуржуазных добродетелей.

Для обеспечения своего содержания в школе, а главное - прибыли устроителю, предпринимателю малолетние дети должны были, как взрослые, работать на производстве.

Конечно, прогрессивные общественные силы пытались бороться с таким направлением школ для детей трудящихся, пытались преодолеть их эксплуататорскую сущность, добиваясь превращения их в воспитательные учреждения. Но, естественно прогрессивные педагогические идеи прививались в той или иной мере только в очень немногих из этих учреждений. Только некоторые “школы для маленьких детей или “игральные школы”, где основным контингентом были дети зажиточных бюргеров (горожан), отвечали в какой-то степени педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям для детей. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоническом развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и производительный разносторонний труд детей как средство их нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Очень редко, при стечении случайных благоприятных обстоятельств, элементы складывающейся прогрессивной системы воспитания проникали в школы для детей бедняков-тружеников.


Фридрих Вильгельм Фребель был видным представителем педагогики первой половины XIX в., он сыграл выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

Жизнь и деятельность Фребеля

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано. осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци - директором образцовой школы г. Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805-1807).

1807-1810 гг. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование. В 1811-1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей.

Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение “Универсальный германский воспитательный институт”, которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

Работа Фребеля шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд “К нашему немецкому народу”. Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу “Воспитание человека - главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении “вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей. Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название “Детский сад”.

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840 гг. издавал газету “Воскресный листок под девизом “Будем жить для наших детей”, в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. В 1843 г. он опубликовал “Материнские и ласкательные песни”, в 1844 г. под его редакцией вышли “Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге”, в 1851 г. им был издан “Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни”. Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга “Педагогика Детского сада (в России переведена и издана в 1913 г. под названием “Детский сад”).

Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку “детских садовниц - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины.

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци - директором образцовой школы в Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805-1807).

1807-1810 гг. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование. В 1811-1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей.

Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение "Универсальный германский воспитательный институт”, которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

Работа Фребеля шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд "К нашему немецкому народу”. Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу "Воспитание человека главный труд", в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении "вредных" идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей. Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название "Детский сад”.

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840 гг. издавал газету "Воскресный листок под девизом "Будем жить для наших детей”, в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. В 1843 г. он опубликовал "Материнские и ласкательные песни”, в 1844 г. под его редакцией вышли "Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге”, в 1851 г. им был издан "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни”. Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга "Педагогика Детского сада (в России переведена и издана в 1913 г. под названием "Детский сад”).

Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку "детских садовниц" - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины.

В России с сочинениями Фребеля знакома лишь небольшая часть публики, занимающаяся специально педагогикой. Русского перевода его сочинений нет, да едва ли полный перевод их помог бы распространению его идей среди нашей читающей публики. Трудно преодолевается его символическая метафизика, как, например, его трактаты о противоположностях и единстве, о таинственной связи, существующей между мячиком и законами Вселенной, о тройственности в симметрических формах; такое смешение метафизики и натурфилософии делает чтение неинтересным в общепринятом смысле. И это очень жаль. Потому что в книге Фребеля "О воспитании человека" под схоластической оболочкой скрывается драгоценное ядро, полное жизненности и знания - а именно, глубокое понимание Фребелем детской натуры, основанное на наблюдении и согретое искренней любовью к детям.

03.07.15

Фридрих Фрёбель ввел понятие «игра» в дошкольное детство как воспитательное средство. Разработал систему детского сада, направленную на развитие природных способностей ребенка, его творческого потенциала.
Он распознал глубокое значение игры для ментального развития человека, которое уже давно доказано современными исследованиями.

21 апреля 1782. Родился Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (Friedrich Wilhelm August Frobel) в деревне Обервейсбах на юге Германии, в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье пастора Иоганна Якоба Фрёбеля и его жены Якобины Элеоноры Фридерики, урожденной Гофман.
7 февраля 1783. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался. Мальчик рос, предоставленный самому себе.
1792. Дядя Фридриха, Иоганн Христоф Гофман, забирает его к себе в свою семью в г.Штадтилм, где Фридрих начинает посещать городскую школу. Позднее Фрёбель писал, что это были самые счастливые годы его жизни. Но не все в организации школы устраивало молодого Фридриха. «Мое школьное учение не нравилось мне. Оно было сухо и мертво; за это отсутствие жизни я ненавидел школу, убегал в горы, в лес. Там природа была мне школой, деревья, цветы учителями».
1779. После конфирмации Фридрих возвратился домой к отцу, начал работать учеником лесничего и заниматься самообразованием (изучал математику, геометрию, естествознание).
1799. Поступает в Йенский университет на деньги, полученные в наследство от матери. Изучает математику, архитектуру, топографию. Через два года у него закончились средства и он был вынужден вернуться к отцу.
1802. Умер отец Фридриха. Фрёбель был вынужден работать лесничим, библиотекарем, секретарем, но вся эта работа не приносит ему удовлетворения.
1804–1805. Поворотные года в биографии Фрёбеля. Получение наследства после смерти дяди (Гофмана) позволило Фридриху стать обеспеченным человеком и искать дело по душе. Он продолжает изучать архитектуру, в которой его привлекает точность, расчет, красота. По мнению Фрёбеля, «архитектура несет потенциал, облагораживающий души людей и общества».
1806. Фрёбель поселился во Франкфурте-на-Майне. Благодаря влиянию директора местной школы Готлиба Грюнера, меняет архитектуру на педагогику. В этой школе он знакомится с воззрениями известного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Несколько позже он дважды лично встречается с Песталоцци в Ивердонском университете. Его собственная педагогическая практика и встречи с Песталоцци легли в основу его педагогической системы.
1811. Поступает в Геттингенский университет, затем в Берлинский.
1813. Прерывает занятия в университете и поступает волонтером в действующую армию. Свой поступок он мотивировал так: «В нравственном воспитании пример должен подкреплять слова. Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклонюсь от этой обязанности».
1816. Открывается первая школа Фрёбеля в Тюрингии, которая была известна как «Универсальный германский воспитательный институт». К 1820 году в ней обучалось 60 мальчиков.
1826. Фрёбель пишет свою первую, незавершенную работу «Воспитание человека». В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей. За время своей 40-летней педагогической деятельности Фрёбель создал разнообразные учебные заведения. И все они содержали отделения для маленьких детей.
1836–1837. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане была изложена в сжатом виде педагогическая система воспитания.
1838–1839. Путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.
1838–1840. Фрёбель издает газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников.
1839. Издается его известная книга «Материнские и ласкательные песни».
1840. Фрёбель находит название своему дошкольному учреждению – «детский сад». В это название он вкладывал двоякий смысл: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе». В этом же году 28 июля открывается первый детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад».
1842. Отрываются курсы подготовки женщин для работы в детских садах
1844. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч». Книга составлена в сотрудничестве с художником З. Унгером и композитором М. Кохалом, песни и игры использовались в практике детского сада в г. Бад-Бланкенбурге. В этой работе Фрёбель обосновывает концептуальные основы своих педагогических воззрений.
1849–1850. Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Педагогические идеи Фрёбеля вошли в единую систему образования от детского сада до университета
22 сентября 1851. По роковому стечению обстоятельств, по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты. Фрёбель принял этот удар стоически и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».
21 июня 1852 Фрёбель скончался в г. Мариентале, близ Либенштейна. Его надгробие выполнено в виде пирамиды, состоящей из куба, цилиндра и шара, символизирующих идею Фрёбеля о единстве и многообразии мира и одновременно представляющих собой разработанные им простые первые детские игрушки.
Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его друзья, ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США. Детские сады вновь были открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них запрет.

В одном провинциальном местечке под названием Обервейсбах в многодетной семье пастора 21 апреля 1782 года появился на свет Фридрих Фребель. На его судьбу выпало грустное детство. Мать вскоре скончалась после родов, отец не мог уделять ребёнку достаточно времени из-за службы богу, а мачеха невзлюбила его. К тому же, большую семью было трудно прокормить — жили на грани бедности. Маленький и тихий Фридрих был предоставлен самому себе — он часы напролет проводил время в своем саду, наблюдая за природой. Тогда мало кто знал, что ему предстоит основать свой детский сад. Но «расти» в нем должны были не фруктовые растения, а настоящие цветы жизни, то есть дети. А пока юный Фребель искал свое предназначение: он не сразу понял, что педагогика — это его стезя. Одно время архитектура очень увлекала молодого человека, но встреча с Готлибом Грунером поменяла его планы. Они часто беседовали о вопросах воспитания, пока Готлиб не предложил Фребелю поработать в его школе. Так все и началось.

Фридрих Вильгельм Август Фребель

«Очутившись среди детей, я чувствовал себя, как рыба в воде; я чувствовал, что нашел хотя и незнакомое, но именно то, к чему давно стремился», — вспоминает Фридрих Фребель. Он решился повысить квалификацию, как бы сейчас сказали, и потому начал набираться знаний в школе общепризнанного педагога Песталоцци, совмещая учебу с работой домашнего воспитателя. Вскоре он поступил в Гёттингенский университет, один из старейших и почетных в Германии, где изучал естественные науки и философию. Он завязал полезные знакомства с будущими коллегами. С ними Фребель делился своими идеями насчет педагогического мастерства.

Фридрих Фребель рос одиноким, угрюмым и религиозным ребенком

Постепенно он приходил к мысли, что было бы неплохо собирать маленьких детей в одном месте и затевать с ними развивающие игры для души и тела. Фребель много думал об этом и в 1826 году написал свой главный труд «Воспитание человека», где изложил свои педагогические воззрения. Из года в год Фридрих издавал брошюры и книги, посвященные вопросу воспитания детей. Вместе с этим он открывал учебные заведения, работавшие по его системе. Однако Фребель и его сторонники столкнулись с жесткой критикой.

Если нам, обывателями XXI века, мысли Фребеля, воплотившиеся на практике в виде детского сада, кажутся обыденностью, то реакционерам того времени это очень напоминало чистой воды ересь. Помимо этого, в Германии повсеместно усиливались консервативные настроения на фоне роста либеральных людей — до французской революции 1830 года, которая пошатнула устройство Европы, оставалось всего ничего. В конце концов, Фребеля просто «задушили», и ему пришлось уехать в Швейцарию, где он получил полную свободу как педагог.


В детском саду Фребеля

В швейцарском Бургдорфе около Берна местные власти доверили ему попечительство над одним сиротским приютом. Там Фридрих смог как следует «поэкспериментировать» над детьми, отчего был очень доволен. Несколько лет спустя Фребель вернулся обратно в Германию в город Блакенбург. Именно там в 1837 году, хотя есть версия, что это был все-таки 1839 год, появился первый в мире настоящий «Kindergarten» — до этого педагог не работал с детьми дошкольного возраста. Понятие «детский сад» пришло как раз из немецкого языка. Придумывая название, Фридрих Фребель исходил из соображения, что дети — это цветы жизни, за которыми нужно заботливо ухаживать.

Первый детский сад появился в немецком городе Блакенбург

В чем соль методики Фридриха Фребеля? Какую задачу должны были выполнять детский сад и, с позволения сказать, «садовницы»? «Цель воспитания — передача во вне верной по призванию, чистой, цельной и поэтому святой жизни», — говорит он в своем основном труде «Воспитание человека». При этом педагог подчеркивал: «Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением». Потому детский сад и воспитательницы призваны «воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей». А для этого с детишками надо играть, петь, разговаривать, гулять на природе и рассказывать интересные истории.


Шестой дар Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель считал, что дети реализуются в играх. Для своего детского сада он придумал специальные игрушки, которые были призваны развивать память, наблюдательность и мелкую моторику. Все они получили название «дары Фребеля». Первый дар — разноцветный мяч, чтобы ребенок, например, отличал красный от синего, второй — всякие деревянные фигуры (для ознакомления с формами предметов), третий — большой куб, разделенный на восемь маленьких (представление о целом и составном), четвертый — кубик, но уже из восьми плиток, пятый — кубик из 27 частей, шестой — тот же кубик, но его можно разобрать на 27 маленьких кубиков, многие из которых поделены еще на части. Такие головоломки должны были развивать мозг ребёнка.

«Поэтому давайте с ранних пор малютке мячик в его маленькую ручку сначала хотя бы просто для того, чтобы он его обхватил, схватил, как бы для того, чтобы положить на него свои маленькие пальчики, как обручи, с целью уразуметь его круглую форму и научиться таким образом владеть им, держать его, удерживать его в своей руке», — говорил Фребель об игровом процессе. Игра, считал он, должна была также нравственно воспитывать ребёнка, прививать чувство товарищества и ответственности.

Фридрих Фребель в своей педагогике опирался на философию, а именно на немецкий идеализм. Он искренне верил, что в детском саду ребенок сможет «самораскрыться», а воспитатель — открыть в нем нечто божественное, ибо смысл жизни человека заключается в том, чтобы найти в суете сует свое место.

Основный концепт педагогики Фридриха Фребеля — это познавательная игра

Методика Фребеля пришлась по вкусу его последователям и современникам. При жизни заслуги этого педагога не были признаны. Но после смерти Фребеля люди начали открывать учебные заведения с его системой по всей Европе, а затем и по всему миру. Так, уже в 1860-е годы в Российской империи появились первые детские сады, а с 1866 года издавался «учительский» журнал «Детский сад».

Одну из своих книг по воспитанию Фридрих Фребель назвал следующим образом: «Будем жить для наших детей». И его слова оказались во многом пророческими.

Поделиться: