Здоровый малыш: азбука семей общения. Азбука общения с ребенком Консультация для родителей азбука общения с ребенком

Ирина Лукина
«Азбука общения». Родительское собрание

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Вы первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то. что он будет считать важным в жизни. Дети всему учатся в общении со взрослыми . "Годы чудес" - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Об этом пойдёт сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт и родительская зоркость помогут нам найти ответы на многие вопросы.

Как Вы думаете, когда следует начинать прививать ребёнку навыки культурного поведения? В каком возрасте?

Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок? Пожалуйста приведите примеры.

Умеет ли Ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как Вы этого добиваетесь?

Именно игра и сказка должны стать вашими верными помощниками. Можно использовать маски, игрушки. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.

А сейчас мы с вами немного поиграем и вспомним основные правила культурного поведения.

Игра "Научим Карлсона хорошим манерам" (под музыку родители передают игрушку , когда музыка остановится, тот, у кого игрушка, говорит правило культурного поведения.)

Нужно ли упражнять ребёнка в навыках культурного поведения?

Имеют ли успех в воспитании такие методы, как беседа, наказание, нравоучение? Мы, взрослые, знаем : вежливое слово становится и волшебным. Но как же научить ребёнка говорить волшебные слова?

Вот Вам небольшая история, знакомая многим :

1. - Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша,а ты почему не здороваешься? Сейчас же скажи : "Здравствуйте. " Ну, чего ты молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи : "Здравствуйте". Я жду. В кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание. Ну, скажите, как мне ещё его учить?

Какие советы Вы дали бы маме? Как бы Вы поступили?

2. Следующая ситуация : "Вы едете в переполненном автобусе. К счастью, Вы и ребёнок сидите. В автобус заходит пожилая женщина с тяжёлыми сумками". Ваши действия.

3. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговариваете. Ваш ребёнок то и дело прерывает вас : "Мам, пойдём!" Ваша реакция?

Известная поэтесса Агния Барто писала : "Когда не ладятся дела, мне помогает похвала". Хвалите ребёнка каждый день. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получит утром до прихода в детский сад; вечером по дороге домой обязательно найдите повод похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите. И Вы увидите, как быстро ребёнок усваивает правила поведения.

А сейчас мы предлагаем Вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносе. Если ребёнок всегда выполняет данное правило, Вы кладёте на стол фишку синего цвета, если не всегда или неправильно - жёлтого,если не выполняет - красного.

1. Ребёнок самостоятельно моет руки перед едой, после посещения туалета, вытирается развёрнутым полотенцем.

2. Аккуратно вешает одежду.

3. Умеет самостоятельно пользоваться носовым платком.

4. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную услугу.

5. При встрече приветливо здоровается; прощаясь, всегда говорит "до свидания"

6. Не бросает на улице, в помещении бумажки.

7. Умеет при необходимости извиниться.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут Вам решить, над чем следует поработать с ребёнком.

Вы немного устали. Сейчас мы с Вами поиграем в детскую игру, которая тоже помогает развитию у детей навыков культурного поведения. Называется она "Пожалуйста". Вы и дома можете играть в эту игру с детьми.

Если я скажу "пожалуйста" - выполняйте задание, не скажу - не выполняйте.

"Пожалуйста", хлопните в ладоши;

"Пожалуйста", поднимите руки;

Опустите руки;

"Пожалуйста, опустите руки;

Поднимите правую руку;

"Пожалуйста, поднимите левую руку.

В помощь в развитии у ребёнка культуры поведения мы Вам ещё хотим предложить памятки "Секреты воспитания вежливого ребёнка". Надеемся, что Вам они помогут (родителям раздаются памятки ) .

Что можно сделать…
Самый эффективный способ - помочь ребенку обнаружить свои сильные стороны. Иногда задатки очевидны, например ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще способности менее заметны, однако они точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других хорошее воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих милый, добродушный характер.
Развивать сильные стороны, а не исправлять слабые - еще одна позитивная стратегия.
Помочь ребенку увидеть как сильные (прежде всего), так и слабые стороны других людей. Не скрывать свои слабые стороны. Чаще относиться с юмором по отношению к своим слабостям.
Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Какую рубашку мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.
Как быть…
Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?». Невероятное удовольствие слышать вопросы детей. Вот уж где простор для педагогической самореализации - понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего еще. Случается - вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку - значит подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».
Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».
Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.
Как развивать любознательность ребенка?
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.
Как быть…
Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.
Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.
Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.
Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.
Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.
Знайте, интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.
Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?» и др.
Создавайте дома или в детском саду условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для приготовления пищи. Развесьте различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать воображение в изобразительной деятельности и др.
Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.

Консультация для родителей «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»,

развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

· Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

· Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

· Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

· Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

· Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.

· Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

· По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

· У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

· Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

· Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"

Эта статья поможет воспитателям в работе с детьми раннего возраста,а именно в период адаптации малышей....

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

Консультация для родителей «Общение со вторым ребенком в вашей семье»

Если у вас в семье два ребенка, ваше вербальное и невербальное общение со вторым из них будет отличаться от общения с первым. Следующие рекомендации помогут вам улучшить свое общение со вторым ребенко...

Азбука семейного общения

Где мой папочка? Или как растить сына или дочь одной

Все дети хотят иметь отца. Совсем маленькие пытаются называть папами отцов своих друзей, и часто доводят до слез своих матерей, которые не представляют, как объяснить такому крохе, почему он лишен этого в жизни. Иметь папу или хотя бы знать о нем в равной степени важно как для мальчиков, и для девочек. Тем более, что со всех сторон активно «сыплют соль на рану» и, то и дело, спрашивают: кто твой папа и где он сейчас. Матери не избежать откровенного разговора с ребенком об отце, хотя для женщины, душа которой ранена, это тяжелый разговор.

Когда ребенок впервые задает этот вопрос, его интересует, есть ли у него папа, но постепенно возникают сопутствующие вопросы, уточняющие образ отца и на все приходится отвечать маме.

Как же вырастить сына?

Женщины, поднимающие сыновей в одиночку, часто беспокоятся о том, как правильно их воспитывать, чтобы не вырастить «маменькиных сынков». Еще страшнее получить «маменькиного жениха».

Мать и дочь

Если девочка воспитывается одной матерью, которая ее хотела, в психологическом плане у дочери есть образец для подражания, и она изо дня в день видит, как ведет себя женщина, как одевается, как общается с другими людьми.

Если женщина хотела мальчика, она, возможно, принципиально будет воспитывать свою дочь «пацанкой», у нее вырастет активная деловая женщина, личная жизнь которой, скорее всего, будет неудачной.

Опасность для женщины, воспитывающей ребенка одной заключается еще и в том, чтобы не избаловать его сверх меры. Ребенок привыкает к тому, что он единственный у мамы, центр и смысл ее жизни. Поэтому часто случается, что дети одиноких матерей вырастают не лучшими друзьями, а мучителями.

Желаем успехов в воспитании!

Ольга Теплых
Тренинг для родителей «Азбука общения»

Тренинг для родителей «Азбука общения »

Цель : способствовать преодолению родителями трудностей в общении и взаимодействии с детьми.

Задачи :

Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с детьми.

Упражнять родителей в построении эффективного общения с детьми .

Продолжительность занятия : 1 час.

Материал : бейджики на каждого участника, ручки на каждого участника, бумага, фломастеры, задания на каждого участника, памятки.

План проведения.

Упражнение «Знакомство» .

- Родителям предлагается оформить свои визитные карточки, где желательно красочно написать свое имя, которым они хотели бы, чтобы их называли другие участники во время занятий. Затем все садятся рядом друг с другом, образуя большой круг, и представляются по очереди.

Вступление.

В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении общения с ребенком для его развития. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и медицинский уход, но лишен общения со взрослым , плохо развивается не только психически, но и физически : он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. И если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только полезным, но и вредным. Плохая еда отравляет организм, а неправильное общение «отравляет» психику ребенка, эмоциональное благополучие и его психологическое здоровье ставит под удар.

- «Проблемные» , «трудные» , «непослушные» , «дети с комплексами» , «забитые» – это результат неправильно сложившихся отношений в семье. Практическими психологами открыт был важный факт : оказалось, что большинство родителей , которые обращаются за помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями . На основании этих и других фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном детстве, и, как правило, бессознательно.

В нашей стране наиболее известной, доступной по изложению, действенной и полезной книгой является «Общаться с ребенком, как?» Ю. Б. Гиппенрейтер. На нашей сегодняшней встрече мы с вами познакомимся с основными положениями из этой книги».

Практическое упражнение.

Уважаемые, родители сейчас по кругу я предлагаю вам высказаться по следующему вопросу : есть ли у вас проблемы в общении с ребенком , если есть, то какие?

(Ответы родителей )

После того, как все родители высказались , психолог делает вывод о схожести проблем, которые возникают у родителей в общении с детьми . Затем раздает памятки «Общаться с ребенком, как?» , где отражены основные принципы общения с ребенком .

Обращается внимание родителей на первый принцип «Безусловное принятие ребенка» .

Родителям задается вопрос :

Что такое, по вашему мнению, безусловное принятие ребенка?

(Ответы родителей )

Безусловное принятие ребенка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Не редко можно услышать от взрослых такое обращение к ребенку : «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь лениться…» В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят, «только, если» .

Давайте посмотрим, насколько Вам удается принимать своих детей.

Диагностика.

Родителям предлагается закрыть глаза и вспомнить сколько раз за предыдущий день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько раз – с отрицательным (упреком, замечанием, критикой) .

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Следующий принцип, с которым мы с вами познакомимся, называется активное слушание – это значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Понять это нам помогут следующие ситуации.

Решение проблемных ситуации.

1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее 3-х летний малыш в слезах : «Он отнял мою машинку!» .

2. Мама с 5-ти летней дочкой собираются гулять; мама говорит, что нужно одеться потеплее, на улице холодно, но дочка капризничает и не хочет надевать «эту уродскую шапку» .

(Родителям предлагается высказаться, как бы они поступили, что бы сказали в этих ситуациях)

Затем предлагаются правильные фразы :

1. Ты очень огорчен и рассержен на него.

2. Тебе она очень не нравится.

Если вы хотите послушать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, можно слегка притянуть ребенка к себе, или придвинуть свой стул к нему поближе.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует ему задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Также в беседе важно «держать паузу» . После каждой вашей реплики лучше помолчать. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Вы меня, уважаемые родители , можете спросить : «А как же быть с нашими чувствами? Мы же тоже люди, мы устаем, сердимся, волнуемся и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми. А кто нас будет слушать?» Так вот в таких случаях очень хорошо помогают «Я-сообщения » или «Я-высказывания» . Что это такое? Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. «Я-сообщения » содержат личные местоимения : я, мне, меня.

1. Сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь…)

2. Говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры)

3. Говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка …я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)

Упражнение «Мой идеальный ребенок» .

Психолог предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей ) качества ребенка перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например : «У Натальи Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал

Завершение.

Хотелось бы от вас услышать ваше мнение о том, что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком ?

Литература :

Шипицына Л. М. и др. Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет)

Издательство : Детство-Пресс, 2010 г.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?. - АСТ, Астрель, Харвест, Москва. ; 2008. – 83 с.

Поделиться: