Занятия с матрешками для самых маленьких. Конспект НОД в группе раннего возраста «В гости к русской матрешке Матрешка конспект занятия в группе раннего возраста

Задачи:

1.Продолжать обогащать и развивать сенсорный опыт детей

раннего возраста

2.Активизировать работу мелкой моторики

3.Воспитывать уверенность в своих способностях

4.Развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе

продуктивной деятельности и по поводу результатов этой деятельности

5.Доступность использования игрушки - матрёшки в самых разных видах

детской деятельности:

Развитие речи

Театрализованная деятельность

Рисование

Праздники и развлечения

Экология

Тема

» Знакомство с матрёшкой»

Задачи:

1.Познакомить с матрёшкой

2.Развивать эмоциональное восприятие образа

3.Познакомить с материалом - деревом, из которого сделана

матрёшка (твёрдая, не мнётся, нельзя разбить, не тонет)

Формы и методы работы:

1.Игровые обучающие ситуации (ИОС)

2.Тактильное обследование игрушки

Игровая обучающая ситуация

» Матрёшки в гостях у ребят»

Воспитатель (обращает внимание детей на матрёшек):

Заиграла дудочка

Застучали ложки

К нам в гости пришли

Весёлые матрёшки!

Ребятки, посмотрите какие красивые матрёшки к нам пришли!

Давайте с ними поздороваемся

(Дети здороваются с матрёшками)

Воспитатель берёт в руки матрёшку, здесь и далее говорит за игрушку

Матрёшка:

Здравствуйте, малышки

Красивые детишки!

Мы, матрёшки удалые

В сарафанах пёстрых

Мы, матрёшки расписные

Пришли к вам в гости

Воспитатель:

Очень хочется матрёшка

Нам тебя обнять

Но боимся мы, матрёшка

Сарафанчик твой помять

Матрёшка:

Меня крепко обнимите

И на сарафанчик мой посмотрите

(Дети берут матрёшек в руки и обнимают)

Я сделана из дерева

Деревянная я

Меня можно обнять

А можно по мне постучать

(Дети стучат по матрёшкам)

А теперь мои друзья

Хочу в воде поплавать я!

Воспитатель (берёт тазик с водой):

Ну, матрёшечка, смотри

Ты в воде не утони

А мы с ребятками тоже поиграем

Какие игрушки тонут

А какие - нет, узнаем!

(Дети опускают в воду бумажный кораблик, камешки, резиновый мячик,

деревянные колечки от пирамидки, железные и пластмассовые

машинки и др)

Если игрушка не утонула, значит - она лёгкая.

Какие игрушки у нас утонули?

(Дети отвечают)

Значит - они тяжёлые

Мы сейчас матрёшку нашу

В воду опускаем

Утонет или не утонет?

Сейчас узнаем

(Дети вместе с воспитателем делают вывод: матрёшка не тонет,

потому что она деревянная)

Затем воспитатель с небольшой высоты незаметно роняет матрёшку

Воспитатель:

Ой, матрёшку уронили

Мы матрёшечку разбили!

Матрёшка:

Не разобьёте вы меня

Деревянная я!

Воспитатель:

Деревянные матрёшки на полочках стоят

В ярких сарафанах на деточек глядят

Разноцветные косынки у них на голове

Цветочки и ягодки - на сарафане

Матрёшки деревянные не тонут и не бьются

Когда их обнимаем - сарафанчики не мнутся!

Очень нам понравилось с матрёшками играть

Ждём вас, матрёшки в гости опять!

Тема

» Вот матрёшка посмотри - не одна, а целых три!»

Задачи:

1.Побуждать детей к самостоятельным действиям с матрёшками

(собирать и разбирать матрёшку)

2.Развивать внимание; умение доводить свои действия до конечного

результата

Воспитатель: (обращает внимание на волшебный сундучок)

Ребятки, отгадайте кто к нам в гости пришёл

Уронишь - не разобьётся

В ладошках - не сомнётся

Не тонет в воде

Кто в моём сундучке?

(Дети с помощью воспитателя отгадывают загадку)

Матрёшка:

Молодцы, ребятки

Отгадали загадку!

Посмотрите на меня

Я пришла к вам не одна!

(Воспитатель смотрит в сундучок)

Воспитатель (показывает сундучок):

Посмотри матрёшка сама

Сундучок пустой у меня!

Матрёшка:

Слушайте теперь, ребятки

Мою новую загадку

В ручки вы меня возьмите

По ладошке постучите!

(Дети с воспитателем стучат по ладошке матрёшкой)

Воспитатель:

В матрёшке что - то стучит

Давайте посмотрим

Кто там сидит?

Матрёшка:

Вы меня открывайте

И матрёшек доставайте!

(Дети открывают матрёшку, достают другую и так далее)

Воспитатель:

В большой матрёшке, как в домике

Сестрички живут

Этих сестричек - матрёшками зовут

Одна другой меньше

В матрёшке сидят

И ждут, когда малышки поиграть с ними захотят!

Двигательная разминка:

Мы - матрёшки, мы - матрёшки

Зашагали по дорожке

Топ - топ - топ, топ - топ - топ

Пляшет с нами весь народ!

В пляске будем мы кружиться

Как же нам остановиться?

Ля - ля - ля, ля - ля - ля

Веселится детвора!

Будем все мы приседать

Потом ножки выставлять!

Да - да - да, да - да - да

Развесёлая игра!

Воспитатель:

А пока мы плясали

Матрёшки наши заскучали

Давайте матрёшек возьмём

Играть с ними начнём!

Проводится игра » Собери и разбери матрёшку»

Воспитатель показывает силуэт солнышка

Воспитатель:

Заглянуло солнышко в окошко

Захотелось погулять матрёшкам

Большую матрёшку открывайте

Маленьких матрёшек доставайте

(Дети разбирают матрёшку, строят для матрёшки дорожку,

машинку, домик и др)

Воспитатель показывает силуэт тучки с капельками дождя

Воспитатель:

Скрылось солнышко за тучку

Дождик капает кап - кап

Нам матрёшечек всех надо

В большую матрёшку собрать!

(Дети собирают матрёшку)

Воспитатель:

Вот матрёшки молодцы

Поиграли с нами

Приходите в гости к нам

Будем очень рады!

(Дети прощаются с матрёшкой)

Тема :

» Мы матрёшек смастерили и на карусели прокатили!«

Задачи:

1.Побуждать детей доступными изобразительными средствами

украшать силуэт матрёшек

2.Вызвать у детей радость от совместной деятельности с взрослым и

сверстниками

3.Развивать цветовое восприятие

Воспитатель: (обращает внимание детей на матрёшек)

Наши матрёшки грустные стоят

Веселиться матрёшки не хотят

А давайте мы матрёшек

В сарафаны нарядим

И кататься на карусели их пригласим!

Воспитатель приглашает детей сесть за столы и предлагает на выбор

гуашь, пластилин, готовые детали для аппликации; силуэты матрёшек.

Дети украшают силуэты матрёшек, воспитатель помогает, по окончании

работы хвалит всех детей.

Воспитатель:

В сарафанах красивых матрёшки веселятся

А наши малыши на каруселях хотят кататься!

Воспитатель вместе с детьми прикрепляет к заранее изготовленной

из бросового материала карусели силуэты матрёшек

(К палочке - дозатору от ёмкости прикрепить сверху круглую крышку от

коробочки, к крышке скотчем прикрепить бумажные цветные полоски

с силуэтами матрёшек)

Воспитатель:

Карусели крутятся

Матрёшки сидят

Ребятки веселятся

Песни петь хотят!

(Воспитатель исполняет песню «Качели» слова Э.Макшанцевой,

музыка А.Филиппенко) Дети играют с каруселью.

Название: Игры-эксперименты в ДОУ. Музей матрёшки в младшей группе.
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ « Детский сад № 44»
Месторасположение: г. Березники, Пермский край, Россия

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАТРЕШКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:

ИГРА 1. МАТРЕШКА ПОТЕРЯЛАСЬ.

Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.

Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.

ИГРА 2. ЧАЕПИТИЕ.

Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

ИГРА 3. ПРЯТКИ.

Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

ИГРА 4. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

ИГРА 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ (ЗНАКОМИМСЯ С ВЕЛИЧИНОЙ ПРЕДМЕТОВ) - КРОВАТКИ ДЛЯ МАТРЕШЕК.

Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

ИГРА 6. СЮРПРИЗЫ.

Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.

Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.

Затем соберите каждую матрешку.

ИГРА 7. МАТРЕШКИ ПОКУПАЮТ ПЛАТОЧКИ.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

ИГРА 8. МАТРЕШКИ ПЕРЕПУТАЛИСЬ.

Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

ИГРА 9. ТОП, ТОП, ТОП.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.

ИГРА 10. ИГРАЕМ С ПЛАТОЧКОМ.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.

Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца.

Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки.

Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их.

ИГРА 12. ОТГАДАЙ, ЧТО ВНУТРИ – РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ.

Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.

Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание - взять для игры 8 матрешек.

ИГРА 13. ЧТО ЭТО ЗВУЧИТ? РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы.

ИГРА 14. ОТГАДАЙ МАТРЕШКУ.

Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

ИГРЫ С ПИРАМИДКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игра 1. Найди такой же.

Вам понадобится две одинаковых пирамидки. Снимите колечки со стержня и разложите детали в две коробки. Одна коробка – для малыша. Другая – для взрослого. Покажите малышу колечко из своей коробки и назовите его цвет: «Зеленое колечко. Как травка», «Желтое колечко. Как солнышко». Предложите ребеку найти такое же колечко. Как только малыш даст Вам колечко – приложите его к своему кольцу – образцу для сравнения и демонстрации совпадения цветов. Назовите еще раз цвет: «Зеленое как травка!»

Игра 2. Тук! Учимся говорить.

Поставьте стержень пирамидки перед малышом и предложите: «Соберем пирамидку». Опустите кольцо и когда оно опустится на опору, скажите: «Тук! Упало колечко! Тук». Повторите весело с малышом слово «тук» и предложите ему нанизать колечко. Сопровождайте нанизывание колечек звукоподражанием: «Тук! Упало! Тук! Упало». Называйте цвет колечек собранной пирамидки: «зеленое как травка», «голубое как небо», «желтое как солнышко» и так далее. Используйте в игре простые слова, доступные малышу: «на», «дай», «где», «тут», «там».

Игра 3. Собери пирамидку с кольцами, уменьшающимися по размеру: знакомимся в величиной предметов.

Покажите малышу пирамидку и разберите ее на его глазах. Снимите самое маленькое колечко и положите его слева от себя на стол. Снимите следующее колечко и положите в ряд справа от первого. У Вас получится ряд колечек по порядку –от самого маленького к самому большому. Попросите ребенка найти самое большое колечко в Вашем ряду: «Где самое большое колечко?». Пусть малыш нанижет его на стержень. «А сейчас где большое кольцо? (малыш выбирает из оставшихся на столе колечек самое большое). Какое колечко ты взял? Большое!». Так соберите всю пирамидку. Проведите ладошкой ребенка по собранной пирамидке: ровная! Если же пирамидка получился неровная, значит допущена ошибка и надо еще раз ее собрать.

Игра 4. Путаница.

Перепутайте кольца одной из пирамидок и другие предметы в коробке. Положите в эту коробку и кольца от других пирамидок. И попросите малыша собрать пирамидку, дав ему стержень и первое большое кольцо. Ему нужно будет отобрать для нее только подходящие элементы.

Игра 5. Выбери колечки.

Перемешайте в коробке кольца от разных пирамидок двух цветов. И предложите собрать пирамидку. Малышу нужно будет отобрать только кольца из того же материала и подходящего размера.

Игра 6. Пирожные.

Используйте колечки пирамидки как пирожные (разница в величине 3 см). Возьмите три игрушки разного размера: большую, среднюю и маленькую. И предложите угостить игрушки пирожными. Большой игрушке – большое пирожное. Средней игрушке – поменьше. Маленькой игрушке – самое маленькое пирожное.

Игра 7. Пирамидка наоборот.

Предложите ребенку собрать пирамидку «наоборот» - с меньшего кольца к большему. Скажите, что сейчас пирамидка «смотрит носиком вниз».

Игра 8. Что изменилось?

Выложите в ряд 3- 4 колечка. Назовите с ребенком вместе их цвет. Затем пусть малыш отвернется, а Вы уберете одно колечко. Ему нужно догадаться, какое колечко исчезло. И назвать его цвет.

Игра 9. Разноцветные дорожки.

Если у Вас много разноцветных колечек от разных пирамидок, то можно использовать их для выкладывания дорожек. Можно выложить одноцветную дорожку, например, желтую, ведущую к желтому домику. Или разноцветную с чередованием элементов по цвету (красный – желтый – красный – желтый), величине (большое колечко – маленькое – большое- маленькое) или форме (кубик – колечко – кубик – колечко)

Игра 10. Принеси такого же цвета.

Покажите ребенку колечко, назовите его цвет. И попросите малыша принести игрушку такого же цвета (например, если колечко красное, то малыш приносит красный мячик). Кладем игрушку рядом с колечком и сравниваем цвета. Если игрушка подобрана правильно, то ставим ее рядом с колечком.

Игра 11. Четыре пирамидки.

Для игры Вам понадобится 4 пирамидки из 3-4 колец одного цвета с убыванием величины. Сначала разберите каждую пирамидку и положите ее колечки в ряд рядом с основанием. А потом разложите колечки по размерам: выберите сначала все самые большие колечки (они будут одного размера, но разных цветов). Затем – все колечки поменьше. У Вас получатся группы колечек одного размера, но разных цветов. Соберите из них разноцветные пирамидки с колечками разных цветов, но одного размера.

Игра 12. Полянка.

Для игры Вам понадобится несколько пирамидок. Разберите их на части. Положите в центр комнаты обруч (или нарисуйте на полу мелом круг). Это будет наша полянка. На нее будут ходить «гулять и играть» колечки. Вокруг круга снаружи разложите все колечки. Скажите стишок:

«В лесу у речки

Жили колечки,

Дружно играли,

На полянке гуляли».

Поставьте в центр круга самое маленькое колечко и скажите: «Прибежали на полянку самые маленькие колечки. Вот такие!» и попросите ребенка найти такие же колечки. Поставьте найденные ребенком колечки такого же размера рядом с Вашим образцом. Наложите их на Ваше колечко и проверьте, действительно ли размер совпадает. Когда вы соберете все колечки нужно размера на полянке, то пусть они «поиграют» так, как придумает малыш. А потом отправим их «домой» отдыхать -за пределы круга. А на полянку придут «играть» колечки другого размера.

Игра 13. Чередование цветов или форм.

Вам понадобятся для этой игры две одноцветные пирамидки. Из них мы соберем на третьем стержне пирамидку с чередованием цвета. Сначала снимаем колпачки пирамидок и ставим перед нами пустой стержень еще одной пирамидки. Вместе с малышом мы снимаем колечки с одноцветных пирамидок по очереди. Например: синее колечко – желтое колечко – синее колечко – желтое колечко. Обратите внимание ребенка на то, что мы берем колечки по порядку. Также можно чередовать и форму, собирая новую пирамидку из двух пирамид (чередуя например, шарики и кубики или колечки и шарики)

Игра 14. Дорожки и башенки.

Из колечек пирамидок также можно строить дорожки (от самого маленького колечка к самому большому) и башенки (от самого большого колечка внизу до самого маленького вверху).

Игра 15. Загадки.

Соберите одну пирамидку правильно, а две – неправильно. Предложите малышу отвернуться. Или закрыть глаза. Проведите ручкой ребенка по пирамидке и предложите ему догадаться, правильно ли собрана игрушка. Потом малыш открывает глаза и проверяет себя.

Светлана Рыбачук
Конспект открытого занятия НОД в группе раннего возраста «Матрешки-разноцветные одежки»

Непосредственно образовательная деятельность

«Матрешки – разноцветные одежки»

Программное содержание:

Формировать умение группировать однородные предметы, обращая

Внимание на свойства предмета;

Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев, сенсомоторные пространственные координации «глаз-рука»;

Поощрять действия с предметами, при ориентации на 2-3 свойства одновременно (размер, форма,цвет);обращая внимание на совмещение рисунка на матрешках;

Формировать интерес к деятельности с разными предметами;

Совершенствовать самостоятельное практическое экспериментирование;

Закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов;

Обогащать детские художественные впечатления; формировать у ребенка

Отношение к цвету;

Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, настойчивость,

Любознательность; побуждать к общению.

Оборудование:

Матрешка большая деревянная, матрешки деревянные 2-х,3-х составные по количеству детей, шаблоны матрешек, тычки из ватных палочек. Гуашь 3-х. 4-х цветов (красная, синяя, зеленая, желтая, аудиозапись Ю. Слонов «Мы веселые Матрешки».

Ход занятия:

Звучит веселая музыка. Появляется матрешка (игрушка).

В. Посмотрите, ребята, кто к нам приехал?

Д. Дети узнают матрешку.

М. (от лица игрушки – матрешки говорит воспитатель) Здравствуйте,

ребята. Я узнала, что у вас в группе мои подружки живут, я к вам в гости приехала, чтобы с ними познакомиться, вы мне поможете? (ответы детей)

В. Конечно, матрешка, мы с ребятами тебе поможем. У нас в группе много

Твоих подружек – матрешек, да, ребята?

Где у нас самая большая матрешка? Давайте отведем к ней нашу гостью-матрешку.

(дети подходят к плоскостной матрешке из фанеры в уголке ряженья)

В. Здравствуй, матрешка.

(Имя ребенка, расскажи нашей гостье, какая это матрешка?

Ответ: Это большая матрешка.

В. Наша матрешка любит наряжаться, на неё мы одели бусы.

В. Расскажи (имя ребёнка) какого цвета бусы (имя ребёнка) какого цвета платочек у матрёшки, а какой (имя ребёнка) сарафан у матрёшки (уточняем вместе с детьми).

М. Ой, какая красивая. А я тоже очень нарядная, полюбуйтесь на меня.

Звучит музыка «Веселые матрёшки»

Матрёшка танцует, кружится, предлагает ребятам с ней потанцевать (дети танцуют).

М. Как вы меня, ребята, порадовали, хотите поиграть с моими подружками – матрёшками. Мы матрёшки – игрушки с секретом, посмотрите сколько их много.

Давайте – ка дружно

Поиграем немножко:

В матрёшке большой есть

Поменьше матрёшка.

Дети берут матрёшки, проводится игра «Разбери и собери матрёшку»

Интересно с матрёшкой играть,

Можно даже её открывать.

Приоткрой её немножко,

Там внутри – ещё матрёшка!

Только чуть поменьше ростом,

В остальном – двойняшки просто!

(воспитатель обращает внимание на ребёнка, который испытывает трудность, на возможность попросить помощь у другого ребёнка или у воспитателя; уточняет действие; побуждает высказывания о величине,

цвете, количестве матрёшек)

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке.

Раскрываешь расписную,

Глядь – а в ней ещё одна,

И похожа на большую –

Распрекрасная краса!

М. Какие, ребята, молодцы, всех матрешек собрали.

В. Матрёшка, посмотри, у нас ещё матрешки есть. (Трафареты матрёшек из бумаги)

М. Ой, какие у них сарафанчики белые, а мы матрёшки любим яркие одёжки!

В. Наши ребята, умеют рисовать горшки и сейчас украсят сарафанчики твоих подружек в яркие цвета. (дети выбирают краску и ватными палочками, методом «тычок» рисуют горшочки на бумажных трафаретах).

Матрешка интересуется, какого цвета горошки на сарафанчиках у матрёшек (индивидуально)

В. Какие яркие, нарядные стали матрёшки, давайте их поставим в хоровод и все вместе покружимся и потанцуем.

(дети танцуют с матрёшкой)

М. Спасибо, ребята, мне у вас очень понравилось. Я дарю вам своих подружек - матрёшек, чтобы вы с ними играли. До свидания.

(использованы стихотворения Ю. Володиной, А. Гришина,Л. Громовой)

Публикации по теме:

«Листья разноцветные - осени наряд». Занятие в группе раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности Цель: Расширять представление детей об осенних явлениях в природе через художественное творчество. Задачи: Образовательные: - расширить.

Конспект ННОД по образовательной области «Речевое развитие» «Разноцветные подружки - матрешки» Автор конспекта ННОД: Офицерова Татьяна Вячеславовна, воспитатель Детского сада № 106 ОАО «РЖД» г. Мичуринска. Образовательная область:.

Конспект открытого интегрированного занятия во второй группе детей раннего возраста «Зимняя прогулка» Цель: Закреплять знания детей о времени года - зима. Уточнять у детей представления о характерных изменениях в природе, одежде людей в зимнее.

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в группе раннего возраста «В гости к солнышку» Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в группе раннего возраста. «В гости к солнышку» Бойкова Светлана Владимировна.

Конспект открытого занятия по ФЭМП 2 группа раннего возраста «Прогулка в зимний лес» Цель: Закреплять умение детей различать размеры предметов и обозначать их в речи (большой – маленький) ; Закреплять у детей умение в названии.

Конспект открытого занятия по развитию речи детей раннего возраста с использованием игр с пальчиками «Ёж» Конспект открытого занятия по развитию речи детей раннего возраста с использованием игр с пальчиками «ЁЖ». Воспитатель: Кувалдина Т. Г.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАТРЕШКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Игра 1. Матрешка потерялась. Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом. Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно. Игра 2. Чаепитие. Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения. Игра 3. Прятки. Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке! Игра 4. Солнышко и дождик По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять. Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) - кроватки для матрешек. Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком. Игра 6. Сюрпризы. Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу. Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки. Затем соберите каждую матрешку. Игра 7. Матрешки покупают платочки. Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный. Игра 8. Матрешки перепутались. Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой. Игра 9. Топ, топ, топ. Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки: Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ. Прямо по дорожке – топ, топ, топ. Ну-ка веселее – топ, топ, топ! Вот как мы умеем – топ, топ, топ! Топают сапожки – Топ, топ, топ! Это наши ножки – Топ, топ, топ! Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом. Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха. Затем предложите по голосу догадаться, какая матрешка идет, произнося топ-топ-топ в разной темпе и с разной высотой голоса. Игра 10. Играем с платочком. Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой). Я платочком помашу И с платочком попляшу. Ты, платочек аленький, Покружись, И ребяткам маленьким Покажись! Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения. Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца. Игра 11. Учимся считать. Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки. Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их. Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память. Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке. Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание - взять для игры 8 матрешек. Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики. Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы. Игра 14. Отгадай матрешку. Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Александра Чеканова
Конспект интегрированного занятия (НОД) в группе раннего возраста «В гости к нам пришла матрешка»

Конспект интегрированного занятия

«В гости к нам пришла матрешка "

Воспитатели

МБДОУ детский сад 56

Группы раннего возраста «Кроха»

Никоненко И. В.

Чеканова А. В.

Задачи :

1) Образовательная область «Познание» - Развивать чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Учить действовать с двухместной матрешкой , сравнивая по величине (большая, маленькая) и различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый) .

2) Образовательная область «Коммуникация» - Развивать потребность в общении посредством речи. Развивать связную речь.

Словарная работа :

Активизация словаря : большая, маленькая, мама, дочка, платочек, красный, синий, желтый, зеленый.

Обогащение словаря : матрешки , птички, прыгают, чирикают, кормить.

3) Образовательная область «Социализация» - Формировать доброжелательное отношение к игровым персонажам и сверстникам.

4) Образовательная область «Музыка» - Закреплять умение выполнять игровые движения под музыкальное сопровождение.

Оборудование : большая матрешка (1 шт, матрешка двухместная (по одной матрешке на каждого ребенка , платочки четырех основных цветов, четыре пластмассовые корзинки четырех основных цветов, три птички для окошка.

Ход занятия:

В группе звучит фонограмма русской народной мелодии «Как у наших у ворот» .

Детки, слышите, как весело в нашей группе ? Хотите посмотреть, кто там веселится? Пойдемте, посмотрим, может сами потанцуем.

Воспитатель заводит детей в группу . На столе стоят матрешки .

Вот, оказывается, кто веселится!

Воспитатель берет одну матрешку в руки , показывает ребятам.

Это матрешка . Посмотрите, какой у нее красивый сарафан, какой яркий платочек. У нее есть глазки, носик и ротик. Покажи, Машенька, где у матрешки носик ротик , глазки. Матрешка танцует под веселую музыку. Хочешь поиграть с матрешкой ? Выбирай любую, какая тебе нравится.

Воспитатель аналогично проводит работу с каждым ребенком. Воспитатель берет в руки самую яркую матрешку .

Я веселая матрешка , ладушки, ладушки.

На ногах моих сапожки, ладушки, ладушки.

Воспитатель побуждает во время произнесения слов «ладушки, ладушки» хлопать в ладоши. Дети садятся за столики, у каждого двухместная матрешка .

Что это?

Воспитатель трясет матрешку , говорит удивленно. Затем открывает ее и достает из нее другую, поменьше.

Была одна игрушка, а теперь две. Одна большая, это – мама-матрешка , другая маленькая, это – дочка-матрешка . Достаньте маленькую матрешку из большой .

Дети выполняют действие.

Поздоровайтесь со своими новыми игрушками. Здравствуйте, матрешечки ! Большие матрешки пошли гулять .

Воспитатель ставит игрушку на стол, просит, что бы малыши поставили большие матрешки на середину стола «на лужок» , выстраивается колонна больших матрешек .

Мамы зовут к себе бочек : «Идите к нам» .

Выстраивается колонна маленьких матрешек .

Воспитатель ударяя в бубен :

Дождь пошел. Мама – матрешка прячет маленькую дочку.

Воспитатель открывает большую игрушку, прячет в нее маленькую.

Дождь не страшен!

Все дети выполняют аналогичные действия.

Воспитатель организует музыкально – двигательную деятельность.

В разных частях группы воспитатель расставляет 4 корзинки красного, желтого, зеленого и синего цвета. Из каждой корзинки выглядывают платочки, соответствующего цвета : из красной красные платочки, из желтой желтые платочки, из синей синие платочки, из зеленой зеленые. Воспитатель привлекает внимание к одной из корзинок. Дети подходят к ней.

В красной корзинке лежат красные платочки, кто хочет украсить себя красным платочком?

Дети достают платочки. Педагог помогает малышам повязать платочки девочкам на голову, мальчикам на шею. Предлагает поискать в группе корзинку и платочки другого цвета.

Наши девочки – настоящие матрешки . Настало время спеть песенку и поплясать.

Эх, матрешки хороши , хороши, хороши.

Вместе спляшем от души, спляшем от души.

Ручками похлопаем хлоп, хлоп, хлоп!

Ножками потопаем топ, топ, топ!

Руками помашем раз, два, три!

Вместе с вами спляшем от души!

Звучит белорусская народная мелодия «Вот как спляшем» . Дети танцуют.

Весело танцуют малыши. Птицы и те веселую музыку услышали, в окошко клювом стучат, зовут на прогулку ребят (на окне прилеплены три птички) . Пойдем гулять? На улице холодно, будем надевать шапки, куртки, сапожки, а вот платочки надо снять.

Проводится игра «Отнеси платочек» . Воспитатель ставит перед детьми 4 корзинки и предлагает разложить платочки по цветам.

По окончании игры воспитатель предлагает детям пойти одеваться на прогулку.

Поделиться: