Что такое словосочетание? В еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. В лесных кладов

28. Прочитайте.

В еловом лесу без устали хлопочут проворные белки. В вершинах ёлок они устроили тёплые гнёзда. В лесных кладовых хлопотливые зверьки спрятали вкусные орехи.

  • Спишите. Подчеркните главные члены. Выпишите из первых двух предложений словосочетания.

      Хлопочут (как?) без устали,
      хлопочут (где?) ...,
      в лесу (каком?) ...,
      белки (какие?) ....

      Устроили (что?) гнёзда,
      гнёзда (какие?) ...,
      устроили (где?) ...,
      в вершинах (чего?) ....

Вспомните! В словосочетании есть главное и зависимое слова. От главного слова ставится вопрос к зависимому. Зависимое слово уточняет значение главного:

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Со..нце ст..яло низко над горизонтом. 2. На небе показался серп м..л..дого мес..ца.

  • Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Выпишите словосочетания.
  • Разберите любое предложение по членам предложения. В какой последовательности вы это будете делать?

го ри зо́нт

30. Прочитайте словосочетания. Составьте из них предложение и запишите его.

Резвились у сосны, весело резвились, утром резвились, маленькие бельчата, у сосны высокой.

  • Подчеркните в предложении грамматическую основу.

31. Прочитайте. Придумайте к тексту заголовок.

Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно.

Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти, громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собою воробышка.

Воробей жертвовал собою! Он героически спасал своё детище! Собака остановилась и отступила.

(И. Тургенев)

  • Определите тип данного текста. Какова тема и главная мысль текста?
  • Подготовьтесь написать изложение текста по вопросам:
  1. Почему воробышек сидел на дорожке неподвижно?
  2. Какая опасность ему угрожала?
  3. Как старый воробей героически защищал своё детище?

Диктанты

Встреча весны

Вот и весна пришла в город. Стало тепло на дворе. Зажурчали ручьи. Из-под земли вылезла зелёная травка. Молодые липки на улицах покрылись маленькими листочками. Как радостно смотреть на них!

Скоро поедем на дачу. Возьму с собой лопатку. Вскопаю грядку для вкусной репки и сладкой морковки.

Кумушка – лиса.

У лисицы зубки остры, ушки на макушке. У кумушки – лисы шубка тёплая. Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост лиса носит бережно. Смотрит лисонька ласково, зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них ходов и выходов.

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, перемахнут с сучка на сучок. То вниз головой спускаются на землю собирать грибы.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах – шустрая белка.

Родной язык.

Мы говорим на русском языке. Сколько в нём метких слов! Русский язык звучный, красивый. В его словах можно услышать вой вьюги, жужжание пчелы. На этом языке писал стихи великий Пушкин, маленькие рассказы для детей – Толстой.

Учительница Светлана Евгеньевна учит нас родному языку. Мы хотим хорошо его знать.

Месяц цветения.

Пришёл третий месяц весны. В лесу раскрыли свои белые чашечки ландыши. Полянка у ручейка вся покрыта мелкими цветами. Сколько их среди густой травы! Это голубые глазки незабудок.

В садах распустилась сирень. Цветёт душистая черёмуха. Скоро зацветут груши и яблони. Это весёлый и яркий май.

Слон Митя живёт в доме со ступеньками. Он большой и сильный. У Мити умные и добрые глаза. Сторож Иван Петрович принёс ему сухой травы и свёклу. Рядом поставил ведро с водой. Слон поел душистого сена. Напился прохладной водицы и затрубил. Значит, очень рад.

Братья Шиловы.

Шилов Фёдор – рабочий завода. Там собирают машины. Младший брат Фёдора Игорь – ученик. Он учится в четвёртом классе. Братья часто проводят время вместе. Летом плавают в озере. Зимой встают на лыжи и коньки. Любимое занятие братьев – игра в шашки. А какие фильмы любят смотреть Шиловы? Старший брат – о Москве. Игорь – о животных.

Голубая звёздочка.

Однажды гулял серый ёжик по лесу. Темно там в ночное время. Увидел он красную ягоду. Наколол запасливый зверёк ягодку на иголочку. Напал на груши – понёс на спине в норку. И листочек прихватил. Заметил звёздочку на тропе. Накрыл его листком. Пусть полежит до зари. На утро вместо звёздочки увидел красное солнышко.

Весна пришла.

Ласковые лучи солнца посылают на землю тепло. Тают снега. По канавкам бегут говорливые ручейки. Быстро шагает весна. На речках, озёрах лопнул лёд. Набухли и лопнули почки. Цветёт плакучая ива. Стоит вся в пушистых барашках. Скоро деревья наденут новый наряд. Оживут поля, леса. Школьники будут работать в саду.

Летний дождик.

Над деревней Новинки нависла чёрная туча. Тяжёлые капли дождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Птицы забились под крышу. Танечка и Оленька укрылись на крыльце. Тёплый дождик омыл траву и цветы. Воздух стал чистым и свежим.

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берёз! На траве капельки росы. В густых ветвях весело поют птицы. Детишки сели на пенёк. Слушают чудесное пение соловушки. Пора и по малину. Сочные ягоды так и манят. Кто кладёт в рот, кто в кузовок.

Дежурные.

Катюша Сорокина и Павел Чашкин дежурят по классу. Они пришли рано. Катенька помыла доску. Павел полил цветы. Скоро прозвенит звонок. Ученики сели по местам. Входит учительница Ольга Сергеевна. Первый урок – русский язык. Дежурный раздал тетрадки. Дети открыли пеналы, взяли ручки и карандаши. Они пишут число.

На катке.

В декабре стоят чудесные деньки. Яркое солнышко и сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже застыл. Лёд стал крепким. Ребята устроили там каток. Илья Медведев и Полина Щукина помчались на пруд. Легко мчатся коньки! Мальчик догнал старших ребят. Полина кружит на одной ножке, делает ласточку.

Анна Нечаева очень любит животных. У Анюты есть пёс Шарик и котёнок Пушок. Шерсть у собаки длинная, чёрная. А Пушок весь беленький, пушистый. Собака и котёнок живут дружно. Девочка даёт им молоко, рыбку. Она водит их гулять на бульвар. Кота несёт на руках. Шарик бежит рядом на поводке.

Следы на снегу.

Пушистые снега укрыли поля и холмы. Лесник Семён Иванович встал на лыжи. Он держит путь в лес. Рядом бежит собака Полкан. Вдоль опушки след лисицы. Она искал добычу. А тут долго петлял косой. Чей след похож на веточку? Да это прыгала ворона! Полкан глядит на лесника. Хочет побегать и порезвиться.

Тайны леса.

Ударили февральские морозы. Кругом бело. Скорей в лес! Сколько в нём тайн и загадок. Лыжи бегут быстро. Володя и Егор оказались на поляне. Что за птицы трещат в лесной тишине? Да это сороки! Грудка белая, а спина чёрная. А вот стоит высокая сосна. В ней дупло. Кто там живёт? В гнезде сладко спит рыжий зверёк. Это хлопотливая белочка.

Время урожая

Осенью на деревьях в саду созревают плоды. Фермеры получат богатый урожай. Вот краснеют наливные яблочки. Там желтеют спелые груши.

Сад охраняет сторож. Его зовут Степан Петрович. Он живёт в сторожке. Рядом стоит будка. Это жилище овчарки Джины. У собаки чуткий слух. Услышит Джина чужие шаги – сразу рычать начнёт.

Вопрос: В еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. В лесных кладов??х они спрятали вкусные орехи, а на еловых сучках развесили красноголовые подосиновики и маленькие опенки. В вершинах густых ёлок зверьки устроили тёплые гнёзда. В них белки спасаются от лютых морозов и холодных ветров. Определите падеж имен прилагательных в форме множественного числа?


В еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. В лесных кладов??х они спрятали вкусные орехи, а на еловых сучках развесили красноголовые подосиновики и маленькие опенки. В вершинах густых ёлок зверьки устроили тёплые гнёзда. В них белки спасаются от лютых морозов и холодных ветров. Определите падеж имен прилагательных в форме множественного числа?

Ответ:

Проворные - И.п. лесных - Р.п. вкусные - И.п еловых - Р.п. красноголовые - И.п. маленькие - И.п. густых - Р.п. тёплые - И.п. лютых - Р.п. холодных - Р.п.

Похожие вопросы

  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе??иях должны стоять запятые? Июльская ночь была тёмная и безветренная: только (1) с одной стороны (2) небосклона светились звёзды. Другая часть неба (3) казалось (4) была заволочена одною большою тучею, мрачно нависавшей над небольшим городком. 1) 1, 2 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 3
  • Спортсменов построили в колонну по 6 человек в ряду,а затем перестроили,поставив в каждый ряд по 4 человека. Сколько всего спортсменов, если их больше 85, но меньше 100?
  • Раскройте скобки, используя Present Perfect или Past Indefinite. A. 1. I just (to tell) you the answer. 2. I (to tell) you the answer yesterday. 3. She already (to answer) the letter. 4. She (to answer) it on Sunday. 5. John and Richard just (to go) away. 6. They (to go) away 5 minutes ago. 7. I (to read) this book during my summer holidays. 8. He (to read) the novel this summer. 9. The baker (to sell) all his cakes. 10. He (to sell) the last cake half an hour ago. 11. I (not to see) him for three years. 12. I (not to see) Michael at the party yesterday. B. 1. You (to wear) your hair long when you were at school? - Yes, my Mother (to insist) on it. 2. He (not to smoke) for two weeks. 3. When he (to arrive)? - He (to arrive) an hour ago. 4. You (to lock) the door? 5. I (to read) this book when I was at school. I (to enjoy) it very much. 6. I can"t go out because I (not to finish) my work. 7. I (to write) a letter but I can"t find a stamp. 8. The clock is slow. - It isn"t slow, it (to stop). 9. Here are your shoes, I just (to clean) them. 10. I (to leave) home at 8 a.m. and got there at 9. 11. You (to have) breakfast yet? - Yes, I (to have) it at 8-30. 12. I (to meet) him last June. 13. You (to see) the moon last night? 14. The play just (to begin). You are a little late. 15. The newspaper (to come)? 16. The actors (to arrive) yesterday and (to start) rehearsals early this morning. 17. We (to miss) the bus. Now we"ll have to wait. 18. You (to be) here before? - Yes, I (to spend) my holidays here last year. - You (to have) a good time? - No, it (to rain) a lot. C. 1. You (to hear) the news? - What news? - About Ted and Dane. They (to be) out on the roof last night and Tom (to slip) and Dave (to try) to hold him, but he couldn"t and they both (to fall) down. 2. I think you (to have) an unpleasant experience last week-end. What (to happen) exactly? 3. You remember the coin you (to find) in the pool? 4. Mr.Clapton (to arrive), Kate. - Oh, good. You (to find) your way all right, Mr.Clapton? - Yes, thank you. - I (not to hear) you ring the bell. - I couldn"t find the bell, so I (to knock) instead. 5. He (to light) a cigarette and (to walk) to the window. 6. Can we get dinner here? - Of course, we can. Have you got enough money? I (to spend) my last dollar on the taxi. 7. As we got into the taxi my brother asked, "Well, you (to speak) to Harry?" - "I (to speak) to him this morning." 8. "Hello," the little girl said to her Mother and looked at her companion. - "Come and say "How do you do" to Mr.Carpenter." - I (to see) him already." - "You can"t have done, dear. He just (to arrive) here." - "I (to see) him in the hall this afternoon." - "I"m sure you didn"t. You (to see) my little daughter yet, Mr.Carpenter?" 9. I remember you (to have) three little freckles on your nose, but they (to disappear). 10. You (not to hear) what the teacher (to say)? 11. At school I (to be) never good at languages, but here I (to learn) a bit of French. 12. "Good night. It (to be) nice to meet you," he (to say) and (to leave) the29 room. 13. What (to happen) to you there? - Let"s forget it. Even now I can"t believe I (to do) it

2. Прочитай текст.

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спустятся на землю собирать грибы.
На еловом сучке белки развесили сушить красноголовые подосиновики, тонконогие маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали вкусные орехи .
Поздней осенью переменят белки рыжие платьица на серые зимние шубки.
В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах – шустрая белка.

(99 слов)
(По И. Соколову-Микитову)

3. Определи тип текста.

повествование рассуждение

4. Выпиши из предложенных слов только те, которые характеризуют белку.
Весёлая, трусливая, шустрая, жадная, проворная, хлопотливая, злая.

Белка (какая?) весёлая, проворная, хлопотливая, шустрая.

5. Озаглавь текст и запиши.

Белки

6. Верно ли утверждение, что белки устраивают кладовые и делают запасы на зиму?

Верно .

Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.

7. Сделай подписи под иллюстрациями.

8. Подчеркни в скобках нужные буквы. Определи границы предложений. Спиши. Подчеркни в первом и втором предложениях подлежащее и сказуемое.

Построила гн(и,е )здо белка. Гн(и,е )здо тёплое получилось. Рядом кл(а ,о)довую устроила. Гр(и ,е)бов и орехов в кл(а ,о)довую нат(а ,о)скала. Не страшно теперь з(и ,е)мовать!

Поделиться: