Во сколько месяцев начинают ходить мальчики сами. Когда ребенок начинает ходить самостоятельно - нормы и особенности

Как научить ребенка ходить самостоятельно? Пожалуй, стоит начать с мудрого решения: не торопить малыша и не тревожиться самим. Навык ходьбы - последняя и самая энергоемкая ступенька психомоторного развития ребенка первого года жизни. Окружите его заботой, обеспечьте правильный уход и безопасность, создайте условия для развития навыка - и все у крохи получится.

Грудничок за год проделывает невероятно сложный, уникальный путь развития - проходит всю эволюцию человечества. Из человека «лежащего» он постепенно превращается в человека «ползущего», «сидящего», «стоящего» и «прямоходящего». Двигательная активность малыша в течение года усовершенствуется. В итоге все изменения в его моторном развитии подчинены единой цели - встать на ноги и пойти. Когда ребенок начинает ходить, папа и мама впервые осознают: перед ними личность, полноценный и весьма любопытный член семьи. Именно с навыком ходьбы появляются дисциплинарные нотки в голосе родителей: «не ходи», «туда нельзя», «стой».

Как и когда ребенок начинает ходить

Во сколько начинают ходить дети? Диапазон нормы широкий: от 9 до 16 месяцев.

Обратите внимание на формирование ступней и степень кривизны ног малыша, который осваивает навык ходьбы. Грудничок может ставить носки врозь, сильно косолапить, ходить на цыпочках и т.д. Как только ребенок начал стоять, его обязательно надо показать ортопеду и неврологу. Врачи оценят состояние костно-мышечной и нервной систем, дадут рекомендации, в случае необходимости назначат лечебные процедуры - массаж, гимнастику, плавание.

Что может повлиять на запаздывание навыка

Если ребенок не ходит в год самостоятельно, при этом он не отстает в развитии, у него нет неврологических проблем, заболеваний опорно-двигательного аппарата, не стоит паниковать. Умение ходить в год - усредненный, символический срок. Что может повлиять на запаздывание навыка ходьбы?

Если есть сомнения и тревоги, не ищите совета на форумах. Лучше найти хорошего специалиста и получить консультацию профессионала.

Как помочь развить навык

Как правильно учить ребенка ходить? Для начала нужно убедиться, что он готов к этому процессу: регулярно встает с колен, стоит продолжительное время, пробует передвигаться, опираясь о предметы. Правильно учить - значит, создавать условия для развития этого навыка. Какими они должны быть?

Побеспокойтесь о безопасности. С момента, когда малыш начал перемещаться по дому, родители должны быть максимально бдительны. Уберите из поля зрения и доступности острые, тяжелые, горячие предметы, бытовую химию, средства по уходу за телом, лекарства и т.д. Поставьте защиту на углы и ящики шкафов, заглушки на розетки, провода спрячьте в короба - словом, приготовьтесь достойно встретить исследователя и путешественника.


Подготовка к самостоятельному передвижению: 7 полезных упражнений

Начинайте делать упражнения, если грудничок пытается подниматься с колен, стоять, делать первые шаги. Ребенок должен пойти в тот момент, когда захочет это сделать сам.

  1. На фитболе . Для детей от 6 до 9 месяцев. Усадите малыша на фитбол, развернув кроху спиной к себе. Держите малыша за бедра. Немного покачайте из стороны в сторону. Это упражнение поможет развить координацию и равновесие, необходимые для навыка ходьбы.
  2. Учимся стоять . Для детей от 9 месяцев. Выберите твердую поверхность, чтобы ребенку было легче отталкиваться ножками. Усадите кроху на корточки, развернув лицом вперед. Держите его в области грудной клетки. Приподнимайте его вверх, вынуждая подняться с корточек и выпрямить ножки. Можно выполнять это упражнение в виде игры - прыжков под ритмичную музыку или потешку. Если у малыша пока не получается становиться на ровные ноги, упражнение нужно отложить и вернуться к нему через какое-то время.
  3. Катание коляски . Для детей от 10 месяцев. Его можно выполнять тогда, когда малыш делает первые шаги с поддержкой за руки. Ребенок держится за ручку детской коляски, сзади его подстраховывает взрослый. Коляска медленно катится вперед, кроха следует за ней.
  4. Хождение с палками . Для детей от 10 месяцев. Можно выполнять при условии, что грудничок уверенно стоит. Вам понадобятся две палки длиной около метра. Грудничок держится за палки, ваши руки лежат на его ручках. Вместе вы переставляете палки и продвигаетесь вперед.
  5. Хождение внутри обруча . Для детей от 10 месяцев, которые стоят и делают несколько шагов самостоятельно. Запустите малыша в обруч. Перемещайте обруч так, чтобы ваши движения стимулировали кроху передвигаться внутри круга в разных направлениях.
  6. Погоня за игрушкой . Для детей от 9 месяцев. Можно выполнять тогда, когда малыш хорошо ползает и самостоятельно поднимается с колен при помощи опоры. Привлеките внимание грудничка игрушкой. Она должна «убежать» от него и сесть на кресле (стуле, кровати). Задача ребенка - проследовать за ней, добраться до нужного места, подняться с колен и достать игрушку. Это упражнение стимулирует малыша к самостоятельному вставанию на ноги.
  7. Ходьба с препятствиями . Можно выполнять тогда, когда грудничок ходит, держась за руку. Натяните в комнате веревку между мебелью. Она должна быть на доступном уровне, чтобы малыш с вашей поддержкой мог ее переступить. Постепенно поднимайте веревку до уровня колен ребенка.

Любая двигательная активность будет полезна ребенку. Если он не спешит вставать на ноги и перемещается в пространстве ползком - это надо только поощрять. Ползание укрепит его мышечный каркас, что со временем позволит уверенно переместиться в вертикальную плоскость.

Научить ребенка ходить невозможно. Учат ездить на велосипеде, кататься на коньках, плавать и т.п. Ходить, как и сидеть, ползать, приседать, наклоняться, стоять - это естественные физиологические навыки. Они регулируются не стремлением родителей, а работой мозга, готовностью нервной, мышечной, костной систем. Когда организм скажет «можно», тогда и начнется процесс.

Распечатать

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Приветствую вас, друзья! В нашей сегодняшней статье речь пойдет о первых шагах вашего малыша. Вы заботитесь о нем каждый день, радуетесь его первым успехам, смотрите, как он развивается. Вам, наверняка очень любопытно и хочется, когда же ваш младенец сделает первый свой самостоятельный шаг. А может быть ему нужно в этом помочь, вдруг он сам не справится? Сейчас мы вместе попробуем с вами ответить на все эти вопросы.

В каком возрасте дети начинают ходить и от чего это зависит

Сейчас я вас огорчу и скажу, что точного возраста нет. Более того, приблизительный интервал между крайними сроками достаточно внушительный, ведь некоторые детки начинают ходить в 9-10 месяцев, а другие откладывают это знаменательное событие аж до полутора лет. Это все очень индивидуально. Может быть такое, что ваш ребенок только научится нормально сидеть, а соседский уже ходить пытаться будет.

Срок, когда малыш начал ходить никак не повлияет на будущее формирование и физическую форму вашего ребенка. Если мы снова вернемся к соседскому малышу, который уже ходит, то не факт, что через 20 лет он будет таким же активным. Ваш может стать чемпионом страны по какому-то виду спорта, а соседский получить ожирение из-за неправильного питания или образа жизни.

На то, когда ребенок пойдет, влияет несколько причин. По отдельности они, вроде бы и незначимые, но если взять в совокупности, то, в принципе все эти факторы повлиять могут значительно.

  1. Пол ребенка. Все, наверное, в курсе, что мальчики ленивее чем девочки (во всяком случае, в детстве точно). Отсюда следует, что от девочек нужно ожидать того, что они пойдут раньше.
  2. Вес и телосложение ребенка. Более полненькие детки являются менее подвижными, им будет тяжелее удержать себя на ногах. Из этого следует, что и пойдут полные детки позже.
  3. Влияние родителей на процесс. Некоторые мамы и папы хотят поскорее научить свое чадо делать первые шаги и начинают читать кучу вспомогательной литературы, как это можно сделать плюс ко всему еще и кучу всяких приспособлений накупают. Другие же родители наоборот вообще не занимаются ребенком, не делают никакие упражнения, гимнастику и т.д.

В первом случае перебор и малыш действительно может пойти раньше положенного ему срока, а это чревато последствиями, о которых вы прочитаете чуть ниже. Я для этого специально даже отдельный пункт к статье выделил.

Во втором же случае ребенку будет трудно, потому что никто не готовил его мышцы к ходьбе. Поэтому важно знать золотую середину и помогать ребенку учиться ходить, а не насильно всеми способами заставлять его это делать.

  1. Темперамент малыша. Да у таких маленьких детей уже определился темперамент и формируется характер. Одни из них более спокойные, а другие более подвижные, им все интересно, они все изучают, пытаются куда-то доползти, падают, потом встают и пойдут они, естественно, быстрее.
  2. Наследственность. Вы могли особо не выполнять с ребенком никаких упражнений, а пойти он может рано. Все это из-за того, что вы или папа малыша тоже рано сделали свой первый шаг.

Если ребенок пошел слишком рано или слишком поздно

Я уже писал о том, что не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок пошел слишком рано. У него еще несформированный скелет, слабые кости и мышцы. Вес ребенка в 8-9 месяцев может быть уже внушительным, а косточки пока еще не готовы к тому, чтобы удерживать такую массу без последствий.

Каковы же могут быть последствия? Искривление косточек ног, в частности стоп. Оно вам нужно, я думаю, что нет.

Если же малыш начинает ходить наоборот поздно, то ничего страшного в этом нет, главное, что он уже пошел. Здесь все наоборот, косточки и мышцы уже окрепли и малышу ничего не угрожает. Ели же ребенку уже исполнилось больше чем полтора года, а он и не пытается ходить, то никто вам не мешает обратиться за консультацией к педиатру, пусть осмотрит малыша на наличие патологий.

Хотя патологий то обычно никаких и не бывают, а малыши начинают ходить позже из-за того, что:

  1. Перенесли какую-то болезнь и тренировки по хождению отложились на неопределенный срок. Такое было у меня в детстве, я очень серьезно заболел в 8 месяцев и долго пролежал с мамой в больнице, как результат – пошел поздно.
  2. Родовая травма. Тут, я думаю, и объяснять ничего не нужно.
  3. Полное отсутствие действий со стороны родителей. Вы не делали малышу никакую гимнастику по утрам и не выполняли никаких массажей, он у вас не плавал в ванной. Как результат, мышцы у ребенка неподготовленные и пошел он поздно.

Как помочь малышу научиться ходить

Упражнение «велосипед». Выполнять необходимо каждое утро: малыш лежит на спинке, а вы поочередно сгибаете и разгибаете ему ножки, то левую, то правую.

Попробуйте начать купать ребенка в ванной, он там будет работать ногами очень хорошо, что поспособствует укреплению мышц.

  1. Делайте укрепляющий массаж не только всего тельца ребенка, а конкретно еще и мышц на ножках, массируйте ему ступни и слегка постукивайте по ним.
  2. Можете купить малышу каталку. Это такая своеобразная игрушка, которую можно катать при этом еще и опираться и держаться за нее. Потом, потихоньку можно иногда забирать эту игрушку и прочие опоры отодвигать подальше, чтобы малыш пробовал ходить самостоятельно, ни за что не держась.

Техника безопасности

Если вы думаете, что ребенок просто возьмет и пойдет медленным, но уверенным шагом, то вы ошибаетесь. Движения его будут неловкими, неуклюжими, он будет как бы печатать шаг. Из-за этого ребенок будет довольно часто падать поэтому:


«Первая» обувь ребенка, какая она должна быть

Она будет достаточно дорогой по сравнению с остальными моделями. Ведь обувь у малыша должна быть выполнена из натурального материала. Лучше брать мягкую замшу, ведь она дышит и достаточно хорошо гнется.

Также берите обувь с жестким задником и тонкой подошвой. Подошва не должна быть твердой, она также должна хорошо гнуться. Также не помешает небольшой каблучок.

В общем-то я здесь перечислил, в принципе, все критерии дорогой и удобной обуви для взрослого человека, вот ребенку нужно примерно то же самое. В этом возрасте на обуви экономить не стоит. Это потом уже, когда ребенок подрастет и начнет бегать с мячом с другими ребятами, то можете, конечно, купить ему для разнообразия дешевые кеды, чтоб не жалко было.

А на сегодня у меня все, дорогие друзья, я надеюсь, что достаточно информативно ответил сегодня на поставленный вопрос, и вы теперь уже со знанием дела будете ожидать, когда же ваш карапуз пойдет.

Возраст до года – самый трудный как для малыша, так и для его родителей. В это время ребенок приобретает основные жизненные навыки – сидеть, говорить, ходить. Он активно знакомится с окружающим миром, делает свои первые шаги. Его родители с нетерпением ждут этих событий. Но в силу индивидуальных особенностей происходит это у всех по-разному. Давайте рассмотрим вопросы, когда ребенок должен начать ходить, и как мы можем помочь ему это сделать.

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно?

Развитие ребенка всегда происходит скачкообразно. Что касается двигательной активности, то сначала кроха учится переворачиваться со спины на животик и обратно, затем садиться и ползать, а уж потом – ходить. Последнее обычно происходит в возрасте 12 месяцев. Но это не является обязательным, и ваш ребенок вполне может пойти в 9-10 или же в 13-14 месяцев. И то, и то является очень вероятным, поскольку условная норма данного этапа развития – с 9 до 16 месяцев. Вместе с тем эти цифры касаются лишь самостоятельного вертикального передвижения, а не в ходунках или держась за руку. Но даже если ваш ребенок начнет ходить в 17 месяцев, показывая гармоничное развитие во всем остальном, это можно считать не отклонением, а его индивидуальной особенностью. Жалобы на то, что ребенок начал ходить очень поздно или, наоборот, слишком рано, имеют основание только в случае каких-либо физических недугов у ребенка.

Во сколько начинают ходить мальчики и девочки?

Возраст, когда кроха делает первые шаги, зависит от очень многих факторов. В первую очередь это уровень его физического развития, крепость мышц ножек, состояние позвоночника, особенности строения тела. Более полные детки могут пойти чуть позже, в то время как обладатели худощавой фигуры обычно более активны. Но вместе с тем можно чуть ускорить этот процесс, если пройти курс массажа или просто стимулировать увеличение физической активности ребенка. Немного позже может пойти и ребенок, родившийся раньше срока.

От пола ребенка начало самостоятельной ходьбы, как правило, не зависит. Существует, однако, мнение, что мальчики начинают ходить позже девочек. Однако пока это научно не доказано и является лишь гипотезой – многие мальчики начинают ходить даже раньше, вписываясь, тем не менее, в указанную выше норму.

Как стимулировать ребенка к хождению?

Существует несколько способов .

Однако следует помнить, что советы, перечисленные выше – всего лишь опосредованная помощь, и ребенок пойдет не раньше, чем сам будет к этому готов физически и психологически.

Совершения переворотов и попыток сесть их малышом, как пришло время осваивать новые навыки. Речь идет о первых самостоятельных шагах, которые всегда очень неуверенные и могут заканчиваться падениями.

Время, когда ребенок начинает ходить, сначала с опорой, а затем и полностью самостоятельно, остается в памяти родителей навсегда. Это и не удивительно, ведь их карапуз освоил первое и наиболее важное в жизни каждого человека движение. А вскоре он сможет достаточно уверенно, бегать и прыгать, что будет указывать на окончание младенческого периода.

Вопрос, во сколько месяцев дети начинают ходить, не имеет четкого и однозначного ответа. Первые шаги дети в зависимости от своих индивидуальных особенностей развития могут делать в разном возрасте. Существуют лишь приблизительные сроки, на которые можно ориентироваться, однако особо огорчаться, если их малыш стал ходить раньше или позже – не стоит. Массаж и специальные упражнения могут в некоторой степени повлиять на этот процесс, однако, лишь косвенно.

Средний возраст, в котором ребенок начинает самостоятельно ходить – это около 1 года, т.е. — 12 месяцев. Однако нормой считается, период с 9 месяцев до полуторагодовалого возраста.

На то, во сколько месяцев ребенок делает первые шаги, оказывают влияние несколько предрасполагающих факторов:

  • генетическая предрасположенность, поэтому маме и папе следует поинтересоваться у своих родителей, во сколько месяцев они начали ходить самостоятельно;
  • вес ребенка, так как пухленькие малыши обычно начинают ходить несколько позже – им сложнее удерживать на неокрепших ножках массу тела;
  • половой признак также играет роль, ведь считается, что девочки начинают самостоятельно ходить раньше мальчиков;
  • темперамент ребенка, когда уравновешенные и пассивные детки не спешат делать первые шаги слишком рано, а непоседы, которые не могут долго сидеть на месте в одной позе, в виду своей любознательности при первой же возможности попытаются встать на ножки и пойти.

Базовой подготовкой к освоению нового двигательного навыка становится развитие мышечного корсета, чему способствуют специальные упражнения, и улучшение координации движений, которые весьма интенсивно происходят у детей на первом году жизни. С освоением таких движений, как , вставание на ручках, вставание на ножки, к ребенку приходит ощущение уверенности в собственных силах. Когда малыш начал держать равновесие, это говорит о том, что он готов осуществить свои первые шаги.

Как происходят первые попытки ходить

Наверное, многие родители заметили, как грудничок в первые месяцы своей жизни пытается оттолкнуться стопами ножек от твердой поверхности, когда мама держит его в вертикальном положении под мышки. На самом деле, это вовсе не попытки ходить, а просто младенческий рефлекс. В таком возрасте ножки ребенка еще слишком слабы, а мускулатура – не достаточно развита, чтобы удерживать его тело вертикально.

Мышцы ножек начинают развиваться у ребенка в тот момент, когда он учится самостоятельно переворачиваться, ползать и . Первые попытки встать на ножки малыш будет делать возле какой-либо опоры, например, у своей кроватки, дивана или другой мебели. При этом он будет ручками придерживаться за нее. Так постепенно малыш сможет путешествовать по дому, перемещаясь от одной опоры к другой. Вскоре родители заметят, как на несколько секунд, а затем и минут, он будет отпускать ручки и самостоятельно стоять у опоры. Возможно, он даже попытается поднять с пола любимую игрушку из такого положения.

Спустя некоторое время малыш начнет шагать по дому с помощью взрослых. Также он научится самостоятельно сгибать коленки и садиться на пол из положения стоя. Так, ребенок постепенно освоит такие навыки как хождение с опорой, наклоны, приседания, которые будут предшествовать его первым шагам.

Многие родители замечают, как их . Такая ситуация вполне может быть, ведь многие детки делают свои первые шаги именно на носочках, при этом стопы ножек будут развернуты наружу. Вообще походка маленького ребенка, который только что постиг этот навык, значительно отличается от походки взрослого человека.

Вот некоторые типичные отличия:

  • малыш будет ставить стопы параллельного друг другу;
  • шаги ребенок выполняет без привычного перекатывания между пяткой и носком;
  • первые попытки обычно очень часто сопровождаются падениями, так как дети еще не могут удерживать центр тяжести.

В виду перечисленных особенностей детской ходьбы родителям стоит быть особенно осторожными, стараться не выпускать ребенка из виду, страховать его попытки ходить самостоятельно, а также создать ему максимально безопасные условия для тренировок.

Имеется в виду, что необходимо убрать из комнаты, где малыш учится ходить, все острые и колющие, а также хрупкие предметы. Не лишним будет также закрыть острые углы мебели. Если малыш упадет плашмя, то из-за хрупкости и не особенной крепости детских костей, существует вероятность получить сложный перелом.

Если малыш часто падает и его попытки пройти по комнате не всегда удаются, для него очень важной будет реакция и поддержка родителей. Поддерживать его попытки следует ласковыми словами и спокойным тоном. Лишние движения родителей при этом не наилучшем образом оказывают влияние на формирование уверенности у малыша. Не стоит каждый раз, когда он усядется на попу, кидаться к нему и стараться его поднимать. В данном случае лучше дождаться, пока ребенок сам поднимется и продолжит свою ходьбу.

Если малыш начал ходить слишком рано или поздно

Ребенок начал рано осваивать ходьбу, многие родители радуются, и стараются всячески способствовать дальнейшему освоению этого навыка. Однако, на самом деле, особой радости в данном случае нет, так как в раннем возрасте у малыша может быть еще не достаточно крепкий позвоночник. Чем раньше ребенок начинает делать попытки ходить, тем больше нагрузка возлагается на неокрепшие мышцы ножек и позвонки. Такая ситуация может в дальнейшем привести к искривлению ножек и неправильному формированию стоп.

Если первые попытки передвижения несколько запоздали и ребенок не начал ходить к году, то возможно его мышцы еще не достаточно окрепли, чтобы удерживать тело в вертикальной позиции. Обычно такие детки позже начинают переворачиваться, пытаться садиться и ползать. Однако в случаях, когда процесс слишком затянулся, лучше всего обратиться к врачу , который сможет установить, есть ли у ребенка проблемы, например, с ослабленным иммунитетом.

Роль родителей в освоении ходьбы

Родители, детки которых слегка запаздывают с первыми шагами, могут попытаться самостоятельно помочь им в этом. Например, очень эффективными в таких случаях являются массаж и специальная гимнастика.

Среди посильного участия родителей следует отметить следующие мероприятия:

  • предоставьте малышу свободное пространство для освоения нового навыка, где будут присутствовать удобные опоры в виде мебели, например, дивана;
  • на полу, где ребенок пытается ходить, следует расставить его любимые игрушки, что будет стимулировать его наклониться и любым способом их достать;
  • необходимо систематически делать массаж, направленный на укрепление мышц;
  • выполняйте комплекс специальной гимнастики, с упором на упражнения на сгибание и потягивание ножек;
  • обеспечьте ребенку удобные игрушки-каталки, с помощью которых он сможет уверенно выполнять первые шаги.

Первая обувь для первых шагов

Как правило, первые в своей жизни шаги ребенок начинает выполнять без обуви, босиком или в пинетках. Как только выполненных шагов будет становиться больше, необходимо позаботиться о комфортной обуви.

Лучше всего отдавать предпочтение при покупке сандаликам или ботиночкам из мягкой кожи или замши с твердым задником и гибкой подошвой и супинатором.

На обуви для самых маленьких уместен будет небольшой каблучок, так как это предотвратит падение назад.

Однако с появлением обуви, не стоит лишать малыша возможности передвигаться босиком. Помните, что выполнение шагов босыми ножками заменяет ребенку массаж, а также способствует раннему закаливанию.

Поделиться: