Во сколько малыш сидит самостоятельно. В каком возрасте ребенок начинает сидеть и ползать

В наши дни необычайно популярно раннее развитие детей. Каждая мамочка хочет продемонстрировать подругам при встрече всё новые навыки своего малыша. Например, один уже с ползунков может отличить красный от синего, а другой с месячного возраста изучает английский или еще пару иностранных языков.

Конечно, раннее развитие никто не отменял, но в погоне за ним мамочки совершенно забывают, что малыш должен естественным путем пройти все этапы развития, в том числе такой важный, как ползание.

Ребенок начинает ползать

Почему-то к этому способу передвижения малютки родители относятся с безразличием. Они почти не фотографируют эти моменты, не запоминают дату, когда это случилось впервые. Просто они не до конца осознают, какой на самом деле важный шаг в своей жизни совершает кроха, начиная ползать.

Для того чтобы ползать, малыш должен уже осознанно передвигать поочередно руками и ногами, что значительно развивает его мышление.

Благодаря ползанию кроха учится определять себя в пространстве, ощущать собственное тело, уметь им управлять, поворачивать, понимать расстояния до объектов.

Разве это не важнейший этап осознания действительности и себя в ней? Однако мамы упорно игнорируют этот способ передвижения, стараясь не акцентировать на нем внимание родственников и друзей, которым они обычно демонстрируют навыки и умения ребенка.

Да и вся производимая продукция для детей нацелена на скорейшее становление ребенка на ноги: это манежики, ходунки и прочие модели приспособлений, опираясь на которые ребенок начинает ходить при поддержке родителей.

В чем польза ползанья

Однако молодым родителям нужно усвоить, что ползание в младенческом возрасте способствует формированию в будущем в сознании малыша понятий о сторонах света, о том, где право, а где лево, учит ориентироваться по компасу и часам, определяя расстояние, направление и время. Малыши, которые не были лишены возможности ползать по полу, быстрее развиваются, вырастая, они обычно умеют хорошо чертить, рисовать, держать равновесие.

Без этого процесса ребенок может в будущем плохо ориентироваться на местности, путать направления движения, не уметь определять расстояния до предметов, из-за чего будет натыкаться на дверные проемы и стены. В школе при изучении грамматики русского языка ребенку сложно будет разобраться в падежных формах и он будет путать значения пространственных понятий «наверх», «снизу», «позади», «к», «на», «при», «перед» и др.

Ползание развивает не только пространственно-временные представления ребенка, но и тактильные ощущения: малыш часто прикасается руками и ногами к твердым поверхностям; изучает окружающее на гладкость, шершавость, скольжение; учится сминать предметы, которые попадаются ему на пути и не дают продвинуться.

Ученые отмечают прямую связь между ползанием младенца и его спортивным будущим. Умея хорошо чувствовать свое тело в пространстве, в школьном возрасте ребенок легко сможет поймать мяч, устоять на одной ноге, перелезть через объекты; ему будет легко прыгать, скакать, бегать, вести мяч по полю ногами или забрасывать его в корзину.

Ползание важно для малыша и в психологическом плане, ведь, давая ему возможность двигаться столь сбалансированным способом, мама формирует в нем ощущение свободного пространства, благодаря чему в будущем ребенок становится более уравновешенным, смелым и физически активным.

Учим ребенка ползать

Для того чтобы стимулировать кроху к познанию мира подобным младенческим способом, чаще доставайте его из кроватки или манежа, где возможности ползать нет, и отправляйте на пол изучать окружающее пространство. При этом уберите с пола опасные и травмирующие предметы, а для того чтобы уберечь малыша от переохлаждения, расстелите на пол флисовое одеяло или теплый плед.

Если провода находятся на таком расстоянии, что кроха может до них дотянуться,уберите их, а розетки закройте специальными резиновыми накладками.

Поверьте: малышу доставит большое удовольствие путешествие по своему дому!

Если ребенок не проявляет активности, необходимо его стимулировать. Возможно, это происходит потому, что малыша окружают чрезмерной заботой и приносят всё, что ему захочется, не давая возможности самостоятельно до этого дотянуться.

Следует поставить на пол специальную корзину, ящик или тазик с игрушками и интересными, безопасными вещами для малютки, к которой он может дотянуться сам. Пусть изучает свои игрушки самостоятельно! Это принесет куда большую пользу его развитию, нежели постоянное нахождение в коляске, на руках или в кроватке.

Если ребенок не умеет ползать

Если ребенок в полгода не умеет ползать, то зачастую это означает только то, что никто ему этого не показал. Помните, ведь малыши буквально схватывают на лету и стараются подражать поведению взрослого, отдаленно осознавая его как принятую модель поведения. Дети склонны к поглощению и трансформации новой информации и обучению.

Покажите ребенку, как можно передвигаться на коленках и ручках, и все время после этого следите за его прогулками, чтобы малыш не поставил занозы, не испачкал руки, не совал их в рот. И, конечно же, следите за гигиеной в доме.

Помимо всего перечисленного, ползание полезно для развития опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем. Ведь ползание для младенца - своего рода гимнастика, которая повышает тонус сосудов, формирует вестибулярный аппарат, заставляет ребенка чаще и глубже дышать, развивает суставы и связки. Обмен веществ ребенка при этом улучшается, срыгивание происходит реже, повышается аппетит, а вместе с ним и любознательность.

Исходя из этого стоит сделать однозначный вывод: пусть кроха ползает, пока не научился ходить, столько, сколько ему хочется!

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.

Малыши очень быстро растут и развиваются. Казалось, пару дней назад кроха только кушала и спала, но вот ребенок уже держит головку, потом начинает переворачиваться на животик, пытается ползти.

Важным этапом взросления малыша является освоение такого навыка, как сидение.

Когда (в каком возрасте) ребенок должен начинать сидеть самостоятельно, если ли разница в сроках для мальчиков и девочек? Как понять, что малыш готов сидеть, как помочь ребенкув освоении этого навыка, не навредив? Стоит ли присаживать деток? Мы разберемся во всех вопросах!

Во сколько месяцев ребенок начинает пытаться сидеть

Приходите вы к педиатру на очередной осмотр, и душу вашу терзают смутные сомнения. У подруги вон уже ползает вовсю, а мой – ни гу-гу. У соседки малышу 7 месяцев, сама видела, как сидит в песочнице, а моего не усадишь – сразу на бок заваливается…

И спрашиваете вы у доктора: «Когда же мой ребенок начнет ползать и сидеть?» А доктор вам и отвечает: «Не знаю». И дело тут не в квалификации. Ни один врач не знает, во сколько поползет или сядет каждый отдельный ребенок.

Возрастные границы настолько туманны и призрачны, что нельзя сравнивать своего малыша с соседскими детьми. Даже братики и сестрички в разное время садятся, и дело тут вовсе не в гендерном различии.

Ребенок обязательно сядет между 6 и 9 месяцами своей жизни.


Навык сидения развивается у малыша ввиду ряда факторов роста и взросления:

  • Развитие скелета – малыш не может сидеть на «желейных» костях, они должны вобрать в себя достаточно кальция и окрепнуть.
  • Развитие скелетной мускулатуры. Вы знаете, сколько групп мышц участвует в процессе сидения? Сходите 2 дня подряд в тренажерный зал на усиленное занятие на все группы мышц. С утра вы сами все почувствуете. Пока мышцы спины, шеи и ног недостаточно развиты, малыш физически не может сидеть – мускулы просто не в силах зафиксировать тело в нужном положении.
  • Психоэмоциональное развитие. Ребенок все делает тогда, когда ему это нужно и хочется. Детки садятся от любопытства – чтобы увеличить обзор, посмотреть на новые вещи, больше увидеть на прогулке. Нет еще такой потребности – нечего ему и садиться.
  • Развитие нервной системы. Чтобы ребенок сел, мозг должен отдать приказ телу, под воздействием нервного импульса должны напрячься строго определенные мышцы, которые впоследствии будут удерживать тело в сидячем положении. Для вас это естественно, а тело малыша всему этому только учится.

Во сколько месяцев каждый отдельный ребенок должен начинать сидеть самостоятельно – дело каждого отдельного ребенка, и никому ничего малыш не должен.


Важно! Многие ортопеды утверждают, что чем позже ребенок сядет и пойдет, то есть, чем позже его тело приобретет вертикальное положение, тем меньше проблем будет с осанкой в подростковом возрасте. Также раннее сидение, и особенно хождение, связывают с беспричинными острыми болями в поясничном отделе у людей старше 45 лет. В этом плане ортопеды ратуют за то, чтобы ребенка не сажали, пока не сядет сам, и не водили за руки раньше, чем малыш пойдет, держась за мебель.


Знаете ли вы? Некоторые педагоги утверждают, что лучший период для того, чтобы – это когда он уже может сам садиться. Сидящий ребенок чувствует себя немножко более самостоятельным, и в этот период отучить его от укачиваний гораздо проще.

Нужно ли присаживать ребенка

Дорогие мамочки, особенно молодые и амбициозные! Если вам нужен повод для гордости – гордитесь тем, что у вас есть ребенок, потому что многие о таком счастье только мечтают. Сидячий малыш – не повод для гордости, если вы посадили его ценой будущего сколиоза или деформации таза! Раньше 6 месяцев присаживать ребенка категорически запрещено. Ребенок сам решит, когда ему можно и нужно сидеть.

Единственное, что позволено – делать массажи спинки и ножек, выполнять детскую гимнастику, плавать в ванной или бассейне и хорошо кушать, что повлечет за собой укрепление скелета, мышц, и малыш сядет сам. Ваш максимум – при кормлении или прогулке посадить ребенка, облокотив на спинку коляски или подложив подушки так, чтобы ребенок был наклонен на 30-40°. Также не нужно сажать малыша на руки – его спина всегда должна облокачиваться на вашу руку или живот под углом около 45°.


Важно! Если ваш ребенок активный и сел сам раньше полугода, следите, чтоб малыш подолгу не сидел, не более 60 минут в сутки.

Как ребенок учится сидеть

Малыш всему учится постепенно. Среднестатистический ребенок пробует сидеть самостоятельно в 6 месяцев, и вопросов о том, как его этому научить, обычно не возникает. Процесс происходит поэтапно:

  • Малыш уверенно переворачивается со спины на животик и обратно.
  • Ребенок начинает ползать, постепенно переходя в положение «на четвереньках».


  • Из положения «на четвереньках» малыш заваливается на бок, опирается на обе ручки, выгибает спинку и садится, широко расставив ножки.
  • При сидении ребенок опирается на попу, боковые части ног, две или одну руку, подбородок приближен к груди.


  • Когда такая поза становится привычной, малыш окончательно выпрямляет спинку, перестает опираться на ручонки, гордо сидит, расставив ножки. Некоторые детки подбирают ножки под себя, сидя почти по-турецки.
  • С каждым разом малыш садится все увереннее, сидит дольше, легко принимает сидячее положение из лежачего и на четвереньках, легко меняет его обратно.

Знаете ли вы? Когда малыш научился сидеть, вполне можно попробовать . Позже он сможет с этого самого горшка сбегать, так что не прозевайте свой шанс.

Ребенок не хочет сидеть: что делать?

Со скольки месяцев обычный малыш начинает сидеть самостоятельно, мы выяснили, но вот ему 6, потом 7, 8, наконец, 9 месяцев, а ребенок все не сидит, в чем же дело?

Причин может быть несколько:

  • вы начали присаживать ребенка и он ленится садиться сам;
  • у ребенка слабо развиты мышцы спины и он не может этого сделать физически;
  • налицо патология развития опорно-двигательного аппарата, либо нервная патология.

В первом случае перестаньте присаживать малыша и подождите, пока он сам не сподобится на это действие. Можно оставлять ребенка в кроватке, подвешивая игрушки так, чтоб для их захвата малышу непременно нужно было сесть.

Если у ребенка слабо развиты мышцы, можно попробовать их «прокачать». Помогут массажи (но только у опытного специалиста!), плаванье в детском бассейне (такие есть в больших городах) или большой домашней ванне и ряд простых упражнений:

  • Летит самолетик. Берете малыша под грудь и под бедра двумя руками. Ножки малыша упираются вам в грудь. Спинка и попа напряжены. Такое упражнение делаем по 7-10 секунд, пару – тройку раз за день.
  • Тянемся к игрушке на пузе. Ребенок на животике, кладете перед ним игрушку, и пусть тянется к ней, ползёт.


  • Тянемся к игрушке на спине. Над кроваткой вешаете игрушки, чтобы малыш мог достать, только хорошо вытянув ручонку. Пусть старается и играется заодно.
  • Качаем пресс. Малыш лежит на спине, вы даете ему свои пальцы, чтобы схватился, приподнимаете его до угла 30°, задерживаете в этом положении на секунду и опускаете на спинку.

Если у вас есть фитбол – можно выполнять комплекс упражнений с помощью этого огромного мяча:


Также не стоит забывать проводить гимнастику для грудничков, массировать спинку и ножки малыша. В зимний период следует употреблять витамин D, если педиатр не нашел к нему противопоказаний, например, употребление смеси, в составе которой витамин уже есть.

При подозрениях на патологию развития нужно немедленно обратиться к педиатру или детскому неврологу.

Только квалифицированные специалисты могут дать ответ, в чем тут дело, установить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Если своевременно обратится к знающим специалистам, все проблемы можно решить малой кровью и без осложнений.

Как научить ребенка сидеть – видео

В этом видеоролике мама рассказывает, когда ребенок должен начинать сидеть. Если ребенок сел в 8-9 месяцев – это вполне нормально, и торопить малыша не нужно.

В этом ролике доктор Комаровский рассказывает, стоит ли присаживать детей, нужно ли помогать им садиться и вставать.

На этом видео показаны упражнения на развитие мышц спины. Такие упражнения помогут малышу уверенно сидеть.

Неважно, в каком возрасте сядет ваш ребенок – в 4 месяца (есть и такие малыши), в 6 или в 9. Главное, чтоб ребенок сделал это самостоятельно и когда придет время. Поощряйте малыша к ползанью, развивайте его мышцы детской гимнастикой и не оглядывайтесь на подруг и соседей.

Каждый ребенок индивидуален, и подход к нему должен быть соответствующим. Не торопите малыша, и у него обязательно все получится!

А в каком возрасте сел ваш малыш? Вы помогали ему, или он сделал это сам? Ребенок сначала пополз или сел? Как вы считаете: деток нужно присаживать, или лучше не торопиться? Если вы знаете интересные и полезные упражнения для развития скелетной мускулатуры малыша – поделитесь ими с нами в комментариях!

В каком возрасте ребенок начинает сидеть? Очень часто можно услышать цифру 6 месяцев, но для данного периода характерно именно подтягивание на руках, держась за мамины и папины руки. Ребенок присаживается не потому что хочет сесть, а просто показывает хорошую развитость хватательного рефлекса. Часто родители ошибочно начинают сажать новорожденного кроху, думая, что он уже физически созрел для этого, раз присаживается за пальцы. Это неверно. Спешка в подобном деле вредна. Подготовленный с физиологической точки зрения организм малыша позволит ему сесть самостоятельно без посторонней помощи.

Самостоятельное сидение для ребенка очень важно, оно является значимой вехой на пути к ходьбе

Средние сроки освоения навыка сидения

Для крохи, научившегося сидеть, открывается масса новых возможностей для развития. В первую очередь будет совершенствоваться крупная моторика. Ребенок будет учиться вставать на колени, на ножки, ходить. Для освоения этих навыков нужно равновесие. Как и любое другое новое дело, сидение требует времени и последовательности. Точных возрастных норм нет, поэтому ни один врач-педиатр не сможет с уверенностью назвать точный возраст, когда ваш кроха самостоятельно сядет. Каждый ребенок развивается индивидуально. Ниже приведем средние показатели, где освоение техники сидения происходит в три этапа:

  • 6 месяцев. Малыш начинает садиться при помощи взрослых, но сидит с опорой на руку или на обе руки. Присаживание методом подтягивания за пальцы можно делать в полугодовалом возрасте, но на очень короткое время. Пары минут вполне хватит.
  • 7 месяцев. Ребенок уже освоил, как самостоятельно садиться из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). При сидении малютка держится более уверенно, уже не опирается на руки. В вертикальном положении может поворачиваться в разные стороны и не падать.
  • 8 месяцев. Большая часть детей уже освоила сидение и может принять эту позу из любого положения – лежа на животе, спине и боку.

Ребенок грудного возраста может освоить самостоятельное сидение уже в 6 месяцев, что будет являться нормой. При освоении навыка ближе к 8 месяцам родителям также не следует беспокоиться. Мамам и папам деток, севших рано, нужно учитывать, что в вертикальной позе крохе нельзя находиться больше часа.

Малыша, который еще не научился сидеть, нельзя носить очень долго в вертикальном положении или сажать в коляску в положении сидя.


Если малыш еще не умеет сидеть, в коляске он должен находиться горизонтально

Сидение нередко приходит вслед за освоением ползания. Мышцы рук, ног и спины получают хорошую тренировку и уже готовы к переходу в сидячее положение. Такая последовательность освоения сидения является самой безвредной для детского позвоночника.

Иногда, когда ребенок очень активен, он может освоить навык сидения даже раньше, чем это бывает обычно. Более позднее обучение этому навыку, с задержкой на 1-2 месяца, также будет в пределах нормы.

Есть ли разница между полами?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Тема, когда садятся мальчики и девочки, полна слухов, мифов и заблуждений. Некоторые уверяют, что мальчики по природе более крепкие, а значит и освоить сидение должны раньше. Другие выступают за то, что девочки являются более активными, а потому все начинают делать раньше.

Не стоит устраивать противостояний. Вне зависимости от пола ребенка врачи не рекомендуют присаживать его раньше полугода. При отсутствии избыточного веса, проблем со здоровьем, мальчик или девочка в 6-7 месяцев или немного позже научится сидеть.

Распространенный миф о том, что раннее сидение девочки приводит к загибу матки, является абсолютно недоказанным. В современной науке вы не найдете ни одного достоверного объяснения этой гипотезе. Время для присаживания наступает тогда, когда девичий или мальчишеский мышечный корсет становится достаточно крепким.


Особой разницы между сроками высаживания мальчиков и девочек нет

Сажать рано - опасно

Порой мамы сомневаются, не рано ли они сажают своего малютку? Определить это нетрудно: если кроха заваливается на бочок или при сидении имеет сильно округленную спину, то присаживать не стоит. Запомните: никаких подушек и валиков, которые бы поддерживали кроху в положении сидя! Вне всяких сомнений, так малышу значительно интереснее – руки свободны, простор открыт, а мама может успеть сделать побольше дел, но поступать так опасно. Ортопеды уверяют, что искусственно поддерживая спину ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу.

Кроха, садящийся очень рано, получает огромную нагрузку на неокрепший позвоночник. Это может сказаться в будущем на развитии сколиоза и деформировании костей таза. Спешить не стоит. Помните, что более позднее обучение сидению способствует лучшему развитию скелета. Лучше помогать не в сидении, а в выкладывании на живот и в последующем ползании.

До самостоятельного освоения навыка сидения врачи не советуют:

  • использовать прогулочную коляску, если спинка в ней не отпускается до 45˚;
  • носить малыша в переносках типа «кенгуру» (рекомендуем прочитать: );
  • сажать ребенка к себе на колени;
  • все упражнения, направленные на укрепление мышц, следует выполнять с осторожностью.

Повод для беспокойства

Известны случаи, когда виной слабо развитых мышц и запоздалого созревания нервной системы являлись имеющиеся патологии. Такие ситуации требуют незамедлительной помощи специалистов, поэтому родители должны не откладывать и начать бить тревогу, если:

  1. Ребенок в полгода не научился держать головку в положении лежа на животике и не делает попыток приподняться на ручках. Это сигнал для обращения за врачебной помощью. Подобный навык является основным и без него невозможно дальнейшее полноценное физическое совершенствование. Некоторые послабления даются недоношенным малышам и деткам с ослабленным организмом.
  2. Ребенок в 10 месяцев не может самостоятельно сидеть, так как такую позу он находит неудобной. Этот случай также требует обращения к специалистам.

Правильная поза

При усаживании важно учитывать правильность положения всех частей тела:

  • Голова находится в немного наклоненном состоянии.
  • Шея - в разогнутом состоянии.
  • Разогнутой остается верхняя часть позвоночника.
  • Руки располагаются спереди и являются опорой.
  • Область поясницы согнута.
  • Тазобедренные составы находятся в согнутом состоянии и немного наклонены вперед.
  • Ноги разведены и вывернуты наружу. Опирается малыш на боковую поверхность ног.

Ребенок быстро устанет, если тело будет иметь неправильное расположение. Заметив, что кроха сидит неверно, знайте - его тело еще недостаточно окрепло, а изгибы позвоночника не сформировались должным образом.


Нужно внимательно следить за правильностью позы ребенка во время сидения

Упражнения и занятия

Иногда малыш хорошо и уверенно сидит, а вот принять это положение ему нелегко. Виной тому неспособность удержать равновесие. Можно принять во внимание следующие советы:

  1. Приподнимайте ребенка не из горизонтального положения, а из полулежачего, тогда нагрузка на позвоночник будет ниже и малыш затратит меньше сил.
  2. Занимайтесь развитием пресса. Держа кроху за руки, приподнимайте его до угла в 30˚, но не позволяйте ему сесть. Затем опустите кроху обратно. Сделать такое упражнение нужно несколько раз. Лежа на животике тоже можно развивать мышцы пресса. Малютка хватается за ваши пальцы, а вы аккуратно прогибаете его в спине, приподнимая за ручки.
  3. Развивайте мышцы спины. Ребенок лежит на животе. Одна ваша рука находится под грудью малыша, а вторая – между ножками. Ножки карапуза упираются в ваш живот. В таком положении ягодицы и спина находятся в напряжении, а шея немного выгнута назад.
  4. Купание и плавание станут отличными помощниками в укреплении всех мышц тела. В воде нагрузка на позвоночник минимальна. При возможности запишите малютку на аквааэробику или просто в бассейн. В качестве альтернативы подойдет большая ванна дома.
  5. Когда ребенок находится в положении сидя, в коляске или в стульчике для кормления, угол наклона спинки должен быть 40-45˚. Часто молодые мамы спрашивают врачей, можно ли использовать рюкзачки для переноса грудничков. Подойдет рюкзак-кенгуру с жесткой спинкой, чтобы снимать нагрузку с промежности. Вертикальная нагрузка также должна быть минимально возможной. Сколько может сидеть малютка в такой переноске? Носить кроху в рюкзачке можно не больше трех часов подряд.
  6. Чтобы ребенку было интересно заниматься, подвесьте красивые яркие игрушки, до которых ему захочется дотянуться.
  7. Постоянный комфорт не всегда полезен. Дать малышу побывать в разных условиях и ситуациях, например, завалиться на бок или найти баланс, необходимо - это будет хорошим подспорьем в научении технике сидения. Такие действия помогут малютке скорее сесть.

Если используется переноска, она должна быть с жесткой спинкой

Малыш, который уже хорошо ползает, но еще не сидит, абсолютно здоров и развивается в рамках нормы (рекомендуем прочитать.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Поделиться: