Внимание особенности развития внимания дошкольников. Как развить внимание у детей дошкольного возраста

Процесс внимания в дошкольном возрасте можно сравнить с фонариком. На что направляется внимание, то и становится объектом познания. Ограниченность свойств данного процесса в первые годы жизни является положительным условием, так как малышу не приходится выбирать и теряться в выборе, на чем сосредоточиться. Но каждая возрастная ступенька предоставляет новые возможности, и развитие внимания у дошкольников позволяет им включиться в активное изучение окружающего мира.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Перешагнув планку, отделяющую дошкольный возраст от раннего, дети вступают в стадию интенсивного развития всех . Особенности внимания у дошкольников в сравнении с предыдущим этапом проявляются в том, что в поле зрения и слуха теперь попадает гораздо больше различных объектов.

Теперь предметам необязательно быть яркими и броскими, а звукам громкими и звонкими, чтобы завладеть вниманием дошкольника. Трехлетнему ребенку интересно практически все, что его окружает. Начинается возраст «почемучки», когда хочется узнать обо всем, что это и как оно функционирует.

В 4-5 лет у детей устанавливается прочное сотрудничество внимания с воображением, что позволяет малышам слушать сказку и в это же время представлять главных героев. Объектом внимания становится и сама , ее звучание, новые понятия.

Все больше дошкольники направляют внимание на отношения людей, как сверстников, так и взрослых. Они начинают замечать особенности общения, поведение окружающих, их словесное обращение и поступки.

Возрастные характеристики внимания

Внимание имеет свойства или характеристики, которые на каждом возрастном этапе усиливаются. Главные из них касаются количества и удержания воспринимаемой информации:

  • объем
  • распределение
  • переключение
  • устойчивость

В дошкольном возрасте все перечисленные свойства качественно усовершенствуются. Важным фактом является то, что за считанные детские годы объем внимания ребенка должен приблизиться к соответствующему показателю взрослого человека – 5-7 объектов. Учитывая, насколько мал объем внимания малыша до трех лет (одновременно охватывается вниманием только 1-2 объекта), предстоит значительный рывок.

Под распределением внимания подразумевается свойство, позволяющее воспринимать в один и тот же момент несколько объектов примерно с одинаковым вниманием. Например, когда ребенок слушает рассказ и рассматривает иллюстрацию к нему, бессмысленно делать замечание, чтобы он не болтал ногами. Младший дошкольник не может контролировать одновременно столько объектов. Но старшим детям учесть и выполнить такое требование вполне посильно, так как они способны распределить внимание между разноплановыми объектами.

Переключение внимания обеспечивает переход от одного предмета или явления к другому. Казалось бы, что данное свойство применять ребенку легко, поскольку нужно просто переместить внимание на иной объект. Однако дошкольник переключается легко в том случае, если исчерпал интерес к первичному объекту, а второй его необычайно привлек. Чем больше взрослеет ребенок, тем чаще ему приходится переключать внимание по требованию взрослого, а это не всегда удается. Малыш уже может смотреть на книжку, которую ему показывает мама, а мысли его все еще кружатся вокруг того робота, с которым он играл минуту тому назад.

Устойчивость – это способность внимания удерживаться на одних и тех же объектах.

Данное свойство в дошкольном возрасте также тесно связано с интересом ребенка. Поэтому детям удается удерживать активное внимание в игре и в привлекательной для них творческой деятельности, но непросто подключить устойчивость внимания там, где велят взрослые.

Устойчивость и переключение внимания в большой степени зависят от развития волевой сферы дошкольника. Эти свойства необходимо тренировать, начиная с 6 лет, так как в этом возрасте ребенок способен волевым усилием направить свое внимание на указанный объект и сосредоточиться, несмотря на отвлекающие факторы.

Виды внимания

Выделяют два природно обусловленных вида внимания – непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное. В последнее время психологи-практики используют понятие послепроизвольное внимание, под которым подразумевают способность сосредотачиваться на выполнении заданий для достижения цели.

Непроизвольное внимание

В дошкольном возрасте внимание детей чаще задействуется стихийно, непреднамеренно. Поскольку в этих случаях психический процесс работает без участия воли, данный вид внимания называют непроизвольным.

Непроизвольное внимание может быть мимолетным, но также может отличиться устойчивостью. Например, ребенок с интересом рассматривает бабочку, севшую на цветок, но, как только она сложила крылышки, переключается непосредственно на цветы. В другом случае, малыш обратил внимание на часы с кукушкой, внимательно прослушал сигнал и посмотрел сопровождающее его действо, а затем последовала череда вопросов о кукушке, о часах, о возможности повторить сигнал и пр.

Непроизвольное внимание остается преобладающим видом в дошкольном детстве. Им можно в определенной степени управлять, подключая детский интерес. Побуждая посмотреть или прислушаться к звукам, взрослый задает направление, но активизируется ли внимание у детей, во многом зависит от объекта. Успешно срабатывают объекты, удивляющие ребенка своей привлекательностью, необычностью, желанностью.

Произвольное внимание

Развитие произвольного внимания дошкольников связано с проявлением волевого усилия посмотреть, прислушаться, умения сконцентрироваться. Без данного вида внимания невозможно обучение в школе. Поэтому развитие внимания дошкольников, прежде всего, заключается в формировании функции произвольности.

Особенности внимания таковы, что произвольность не возникает сама по себе. Дошкольник учится управлять вниманием под руководством взрослого. Для этого существуют прямые стимулы, выраженные словами «Посмотри внимательно!», «Прислушайся», «Будь внимательным!», «Внимание!».

Такие призывы успешно срабатывают уже в среднем дошкольном возрасте. Старших детей важно учить выполнять задания по инструкции.

Активное внимание формируется у ребенка, когда он включается в игры с правилами. Для того чтобы оставаться участником, ему необходимо все время направлять внимание на соблюдение правил (называть только съедобное, построить башню из кубиков только двух цветов).

Произвольность внимания ребенка возрастает с развитием . Старший дошкольник способен не только выполнять инструкции различной сложности, полученные от взрослых, но может сам формулировать планы-инструкции, договариваясь с родителями: «Я сейчас дорисую, а потом мы почитаем вместе сказку о гномах?»

Послепроизвольное внимание

Если ребенок длительное время сосредоточен на определенной деятельности, говорят о послепроизвольном внимании. Хотя данный процесс, скорее, является комплексным и включает устойчивый интерес, а в старшем дошкольном возрасте и проявление некоторых личностных качеств, таких как ответственность, целеустремленность.

Основные принципы развития внимания у дошкольников

Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте учитывают слабую сформированность свойств данного процесса – малый объем внимания, сложность переключения, непродолжительную устойчивость. Все усилия взрослых, направленные на развитие внимание дошкольника, важно применять, учитывая основные принципы.

Привлекательность задания. Тренировать произвольность внимания следует в таких играх и упражнениях, которые потенциально привлекательны для дошкольника. Если родители настаивают, «чтобы через 5 минут все игрушки были собраны», такой приказ к развитию внимания отношения не имеет.

Постепенное усложнение задач. Чтобы ребенок учился распределять внимание, в игровой деятельности предлагайте учитывать несколько правил: «Начинай строить башню из самых больших красных деталей, потом добавляй меньшие желтого цвета…», «Нарисуй пять цветочков, чтобы все они были разного цвета…», «Рассади всех своих кукол по росту».

Переключаться с одного вида деятельности на другой дошкольнику легче, когда его подготовят к этому: «Мы посмотрим еще две картинки, а потом ты нарисуешь то, что тебе больше понравилось». Со старшими дошкольниками эффективно вводить игровой элемент: «Сейчас ты собираешь паззлы, а когда я сосчитаю до трех, ты должен взять лист и рисовать то, что я назову».

Сложность данных тренировок заключается в том, что дошкольнику, переходя к другим действиям, требуется время на то, чтобы сконцентрировать свое внимание.

Учет индивидуальных особенностей. Проявление свойств внимания дошкольника зависит от природных индивидуальных особенностей. Дети с таким «быстрым» , как холерик и сангвиник, гораздо быстрее переключат внимание на новые виды деятельности. Флегматики и меланхолики затрудняются в переключении, однако демонстрируют более устойчивое внимание.

В данной статье представлена общая характеристика внимания у детей дошкольного возраста. Поскольку этот психический процесс поддается целенаправленному развитию, полезно применять , оказывающие действенное влияние на формирование произвольного внимания.

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тунева А.А.

педагог–психолог

МДОУ ЦРР «Дружба»

«РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания - послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до 2 часов.

Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Хотя дети младшего и среднего дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Для развития произвольного внимания большое значение имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Следовательно, игры ребенка, особенно с участием взрослого, являются важнейшим условием развития внимания ребенка.

Свойства внимания, или аттенционные способности такие как: концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость, также развиваются под влиянием различных видов деятельности. Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.

Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.

Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.

Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.

Сколько ступенек на лестнице?

Сколько окон в комнате?

Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-у").

Пять подсказок родителям по развитию внимания детей

1. Занимаясь с ребёнком, не прячьте свои эмоции, проявляйте удивление, интерес, восторг!

2. Возьмите на себя руководство вниманием ребёнка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребёнка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания – это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники и младшие школьники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребёнку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности.

3. Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребёнка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее его развитие. Слова родителей, тормозящие отвлечение детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если постоянно говорить: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!», вряд ли он с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».

В тихой и спокойной обстановке ребёнок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идёт оживлённый разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

4. Если вы хотите, чтобы ребёнок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о его хорошем физическом самочувствии и настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своём деле, что всё происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребёнка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания.

Развитию концентрации внимания будет способствовать наличие у ребёнка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредотачивая своё внимание на нём, он будет приобретать опыт всё более высокой степени концентрации внимания.

5 Берегите внимание детей. Если ребёнок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

1. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219..

2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Текст] /П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. -1958.- №

3. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: МГУ, 1974.-102 с. 33-38

4..Мухина В. С. Детская психология. - М.: Апрель Пресс, 2000, с. 314

5. Немов Р. С. Психология: Учебник для высших педагогических заведенмй.-М.:Владос, с. 204

6.Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: Еврознак, 2001, с. 113

7.Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997. с. 40

8. Электронный

1. Теоретическая часть

1 Понятие о внимание как об особом свойстве сознания

1.2 Основные виды внимания

1.3 Основные свойства внимания

1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка

1.5 Особенности внимания в младенческом и раннем возрасте у детей

6 Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

2. Практическая часть

Литература

Теоретическая часть

1.1 Понятие о внимание как об особом свойстве сознания

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам "настроить" на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.

Внимание - это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность объектах, имещих для личности определенную значимость.

Внимание обычно не считает особым психологическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы "жертвует собой" ради них и обеспечивает успешную и четкую работу сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: всматривание, вслушивание, принюхивание, обдумывание задач или, забыв обо всем на свете пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания) предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Внимание может проявляться как в сенсорной, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах.

1.2 Основные виды внимания

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевое усилия, которое переживает как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Воловое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не овлечься, не ошибиться в действиях. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека. Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевцых усилий, утомляет через 20 минут.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

1.3 Основные свойства внимания

Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные способности.

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость внимания отличает людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Колебание внимания - кратковременное непроизвольное изменение степени внимания интенсивности, напряженности.

Переключаемость внимания - способность быстро переходить от одной деятельности к другой.

Распределение внимания - способность одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Объем внимания измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении.

В жизни трудно определить, за счет какого именно качества внимания достигается успех в деятельности: большого объема внимания или быстрой переключаемости

1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка

Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому можно познавать и изучать что-то новое.

Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое, яркое и целиком оказываются под властью внешних впечатлений. Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность.

Выделяют внешнее внимание, обращенное на окружающий мир, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли. Выделяют также произвольное (осознанно направляемое) и непроизвольное (спонтанное) внимание.

Непроизвольное внимание возникает в ответ на какой-то яркий, необычный раздражитель. Например, во время урока на окно садится яркая птица и все внимание детей уже приковано к ней, а не к учителю.

Произвольное внимание появляется у детей в 5-6 лет. В этом возрасте он уже способен управлять им и может сосредоточиться на чем-то по своему осознанному выбору.

Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.

Объем внимания - количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3.

Концентрация внимания - свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные.

Переключаемость внимания - скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит - при котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе.

Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения.

5 Особенности внимания в младенческом и раннем возрасте у детей

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения - безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течении всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение движений связывает ребенка с внешним миром. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор со взрослым. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. Особенностью психического развития младенца является то факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений.

Внимание ребенка младшего и раннего возраста кратковременное и неустойчивое, слабое, он не управляет своим вниманием. Неустойчивое внимание ребенка не поддается управлению, так как он владеет им.

У маленьких детей, узкий объем внимания. Распределение внимания между предметами или действиями детям недоступно. Они не могут сосредотачиваться на словах, обычно после двух лет можно вызвать внимание детей словом, рассказом.

В более старшем возрасте, внимание детей становится устойчиво к активной игровой деятельности, различными действиями.

1.6 Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Практическая часть

Подобрать и нарисовать парные картинки для 2 младшей группы

2 младшая группа - 3-4 различия. Для диагностики взять 3 детей. Задание с каждым ребенком индивидуально "Посмотри эти картинки и скажи, чем они отличаются".


Подобраны и оформлены 3 игры на внимание для 2 младшей группы

Анализ по вопросам:

Сосредоточен ли ребенок?

Отвлекался на посторонние раздражители?

Легко и быстро выполнил задание или испытывал затруднения?

Если нашел быстро все отличия - высокий уровень, если 1-2 различия не заметил - низкий.

Игра для детей от 3-х лет "Пройти лабиринт"

Цель: в игровой форме развивать речь, внимание, память.

Ход игры: Воспитатель рисует запутанные лабиринты, придумывая интересные задания, предлагая ребенку пройти по лабиринту с помощью пальца. внимание ребенок игра память

Слава легко и быстро выполнил задание, не отвлекался, был сосредоточен.

Степан легко и быстро выполнил задание, не отвлекался, был сосредоточен.

Арина отвлекалась, испытывала затруднение при выполнении задания.

Игра на внимание "Где зайчик?" (взята с интернета)

Цель: развития внимания у детей.

Ход: Взять две-три игрушки зайца и пирамиду. Рассмотреть их, а затем накрыть платочками разного цвета и задавать детям вопросы. Затем игрушки увеличивать до пяти. Дети легко и быстро выполнили задание, не отвлекались.

Играя, изучаем буквы

Цель: Развивать у детей внимание, мелкой моторики.

Ход: вырезать буквы из бархатной бумаги и предлагать ребенку обводить их пальцами по контуру. При этом называть каждую букву.

Дети были сосредоточены, не отвлекались, легко и быстро выполняли задания.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит "настроить" на него свои органы чувств.

Внимание у некоторых людей может быть сосредоточенное, внимательное, у других же рассеянное, не внимательное.

Так же и дети дошкольного или раннего возраста. Один ребенок может быть очень сосредоточен, а другой нет.

Настоящее искусство сосредоточения основывается на умении объемно воспринимать поле внимания и одновременно осознавать весь этот объем. Некоторые сферы жизнедеятельности развивают такие навыки.

Литература

1. Немов Р.С. "Психология" 1997г.

Столяренко Л.Д. "Основы психологии" 2005

Коломинский Я.Л. "Основы психологии" 2010г

Психическое и физическое формирование ребёнка – это два взаимосвязанных понятия. Психическое здоровье характеризуется когнитивными функциями. Дети – это очень благодарные люди, и развитие внимания у детей дошкольного возраста при регулярных занятиях даёт очень хорошие результаты.

Внимание – это не изолированная психическая функция. Работа с ребёнком наряду с тренировкой внимательности подразумевает подключение памяти, воли и остальных психических процессов в совокупности. Развивать эти функции целесообразно параллельно. Например, невозможно воспринять и воспроизвести информацию, если страдает память. А запоминать информацию человек не может, если он невнимателен. В свою очередь, внимание невозможно без адекватных мыслительных процессов.

Внимание необходимо человеку, чтобы суметь вовремя отреагировать на изменяющиеся обстоятельства внешней среды. В процессе эволюции этот феномен развивался и оттачивался. Составляющие компоненты процесса – настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу — постоянно совершенствовались и оттачивались у наших предков.

Для того чтобы внимание развивалось, оно постоянно должно подкрепляться ответными реакциями и действиями. Мышцы, которые реализуют ответную реакцию, следует постоянно тренировать.

Вся познавательная деятельность ребёнка, направленная на объект исследования, складывается из следующих факторов:

  • избирательное восприятие объекта;
  • осмысление;
  • проговаривание вслух или про себя;
  • воображение;
  • переключение с одного объекта на другой.

Для того чтобы тренировать внимание у ребёнка, надо, чтобы объект изучения был привлекательным для него, и возникало желание что-то с ним сделать.

Виды внимания

Существует деление на следующие виды внимания:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное;
  • чувственное;
  • интеллектуальное;
  • природное;
  • социально обусловленное.

Все эти виды взаимосвязаны, один перетекает в другой при определённых обстоятельствах. Для формирования произвольного внимания необходимо к тренировке подключать работу с волей, мышлением, речью.

Функции, свойства внимания

Внимание выполняет следующие задачи:

  • активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности;
  • восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации;
  • замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению;
  • обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.

Свойства внимания:

  • Концентрация – способность сосредоточиться на конкретном объекте.
  • Распределение на несколько объектов без ущерба для восприятия.
  • Интенсивность – чем больше интерес к какому-либо виду деятельности, тем выше интенсивность внимания.
  • Устойчивость — возможность сохранять внимательность длительное время, заниматься изучением какого-либо вопроса длительное время.

Объем информации, которую ребёнок может контролировать в своём окружении, демонстрирует, сколько раздражителей он удерживает в фокусе внимания. В норме — не более трёх объектов в 4-5 лет. Этот объём находится в прямой зависимости от кратковременной памяти, мышления, способности сосредоточиваться.

  • Способность переключения.
  • Возможность противостоять отвлекающим моментам.

Быть полноценным объектом могут только тот предмет или действие, которое интересно ребёнку в конкретное время или обеспечивает какие-то потребности организма.

Способы оценки внимания

Для оценки функций существуют специальные индивидуальные и групповые тесты, методики. К самым распространённым относятся:

  1. Методика поиска начала и конца линий на рисунке.
  2. Для оценки распределения, переключения, устойчивости, утомляемости используется методика, при которой детям даётся задание отметить определённым образом разные фигуры, например, треугольник – точкой, квадрат – галочкой и т. д. Время на выполнение диагностики — 2 минуты.
  3. Параллельно оценивается краткосрочная память. Для этого ребёнку дают разноцветные картинки, просят поискать предметы и разложить эти изображения в заданной последовательности. А потом спрашивают, на каком месте та или иная вещь лежала первоначально.

Очень большое значение при проведении диагностических процедур имеет желание ребёнка участвовать в них.

Нарушения внимание

В зависимости от того, какая форма невнимательности преобладает, говорят о следующих видах нарушения внимания:

  1. Снижение устойчивости, концентрации — затрудняет познавательную деятельность и ведёт к нарушению мыслительных процессов, к сложностям с обучением.
  2. Уменьшение объёма – количественный показатель, который позволяет сконцентрироваться на нескольких отличительных свойствах предмета одновременно, ориентироваться на улице.
  3. Значимым нарушением является неспособность воспринимать информацию на слух, следовать словесным инструкциям. Данное расстройство говорит о том, что человек не воспринимает речь как носитель информации.
  4. Полное отсутствие внимания.

Пограничные состояния, протекающие с нарушением внимания:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • весенние гиповитаминозы;
  • социальная запущенность;
  • скандалы в семье;
  • астения после болезней;
  • нерегулярное пребывание на свежем воздухе, неполноценное питание.

Патологические состояния, характеризующиеся сниженным вниманием:

  1. При маниакальных состояниях наблюдается ускорение ассоциативных процессов, пациенты не отслеживают события, которые могут происходить вокруг из-за того, что не успевают на них сосредоточиться: наблюдается порхающее сознание.
  2. При эпилепсии наблюдается инертность мышления, пациенты вязнут в неважных деталях и не могут охватить все необходимые детали объекта. Основной отличительный признак эпилептического типа – витиеватые фразы, вязкость мышления, ненужные усложнения.
  3. Последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции проявляются взаимосвязанными нарушениями внимания, снижением интеллекта и другими функциями.
  4. Умственная отсталость характеризуется сложностью переключения с одного задания на другое. При постановке новой задачи дети соскальзывают на старое, уже знакомое решение, не могут следовать полученным инструкциям, синтезировать информацию, сделать выводы. Наблюдается сужение круга интересов. У этих пациентов невозможно развить произвольный вид внимания.
  5. Одним из первых симптомов шизофрении является нарушение активного внимания, что ведёт к нарушению познавательной деятельности, выхватыванию второстепенных деталей из происходящих вокруг событий. Сфокусироваться на обозначенном объекте ребёнок не может. Он моментально переключается и теряет интерес к происходящему.

Вышеперечисленные патологические состояния должен диагностировать врач специалист. Когда имеется нарушение, стоит обратиться на консультацию, провести диагностический поиск и следовать полученным инструкциям. Зачастую при данном виде расстройства бывает достаточно регулярно заниматься, следуя определённым этапам, последовательным упражнениям в развитии внимания у детей.

Методики тренировки внимания

Для тренировки внимательности в детском и взрослом периодах жизни существуют свои подходы, закономерности. Настоятельно рекомендуется создать условия для комфортного обучения, предварительного объяснения предстоящих занятий, позитивной эмоциональной окраски, доверительного общения.

Этапы развития внимания у детей:

  1. На протяжении первого года жизни у детей существует только непроизвольная внимательность.
  2. К началу второго года жизни постепенно совершенствуется исследовательская деятельность – это зачатки целенаправленного внимания.
  3. Со второго по третий годы дети могут выполнять словесные инструкции, целеустремлённо ищут взглядом названный предмет.
  4. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять запутанные инструкции. Он постепенно развивает целенаправленную фиксацию, может стойко удерживать внимание не только на предмете, но и анализировать его свойства и взаимосвязь с факторами окружающей среды.
  5. В пяти – шестилетнем возрасте совершенствуется произвольная функция по собственному желанию и под контролем самоинструкций. Это хорошо видно в играх.
  6. В семилетнем возрасте волевое внимание уже сформировано. Его объём, устойчивость будут совершенствоваться всю оставшуюся жизнь.

Хороший эффект дают развивающие игры, которых великое множество. Отличительно чертой этих манипуляций служит то, что дети легко обучаются тому, что окрашено позитивными эмоциями, подразумевает чередование умственной и физической активности.

Методики занятий

Начиная с 4-5 лет, наступает фаза мнимого психологического благополучия, или затишья. Теперь ребёнок становится послушным и покладистым, с удовольствием учится, у него повышается энтузиазм к изучению окружающего мира.

При развитии внимания у детей 4-5 лет надо основываться на стремлении ребёнка в этот период времени к самостоятельности.

Надо позволить ему сделать некоторые вещи самому и стремиться, чтобы он доводил до конца начатое занятие. Сейчас пришла пора дать возможность заявить о своих желаниях, высказать свои мысли. Попытка устанавливать удобные для него правила научит ребёнка правильно реагировать, понимать, сопереживать людям.

Помогая создавать детям свой мир из фантазий на бумаге или из конструктора, необходимо стремиться, чтобы они объясняли словами свои цели и задачи, рассказывали о героях из своего мира. Таким образом происходит формирование и развитие внимания, речи у детей 4-5 лет. Человек становится главным героем, основным действующим лицом и добивается недостающего ему внимания.

В этом возрасте появляется стремление дружить, заводить новые знакомства, общаться в коллективе с себе подобными. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнку надо давать возможность принимать участие в сюжетно-ролевых играх, например, в больничку, магазин, войну или разыгрывать эпизоды любимых сказок. Возможность спланировать последовательные действия, распределять роли в игре, научиться общаться, концентрировать внимание прекрасно тренируются в данной ситуации.

Все недостатки воспитания и дефекты общения, которые были у ребёнка в это время, трансформируются в плохие привычки, отрицательные черточки в поведении.

Математические игры должны учитывать, что дети в этом возрасте способны к следующим действиям:

  • отличить овал, квадрат, прямоугольник и т. д.;
  • расставить первые десять цифр в нужной последовательности;
  • сравнить — меньше, больше, отличать количество предметов.

Логические задания включают обычно следующие техники:

  • определить различия двух картинок;
  • построить конструктор из образца;
  • сложить пазлы из 4-5 частей;
  • 7-10 минут заниматься интересным для него делом, не отвлекая своё внимание;
  • обобщать предметы по сходным признакам, подбирать противоположные по смыслу слова, запоминать словосочетания;
  • знать названия профессий, стран;
  • пересказывать любимые сказки;
  • охарактеризовать различные фрукты, ягоды, овощи;
  • назвать насекомых, рассказать про них;
  • увидеть неправильно нарисованные фигуры.

Родители, педагоги должны понимать, что ребёнок может продолжительное время заниматься интересным для него делом. Поэтому об окончании игры человека надо предупреждать заранее. Важно интересоваться мнением детей, отвечать на вопросы «почему» и предоставить возможность самим подобрать ответы.

Старшие дошкольники

В этот период времени, развивая внимание у детей старшего дошкольного возраста, надо учитывать, что ребёнок уже полностью владеет языком, правильно произносит слова, строит предложения.

Ему подвластны мелкие и крупные движения, обобщающие слова, интонация, восприятие произведений искусства, музыки. Дети в этом возрасте любят следующее времяпрепровождение:

  • рисовать;
  • лепить из глины, пластилина;
  • вырезать;
  • клеить;
  • делать поделки, аппликации;
  • помогать дома.

Особенности развития младших школьников

При анализе развития внимания у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в 7-8 лет наступает переломный момент в жизни. Это время переоценки ценностей: на смену старым мотивам приходят новые мысли и стремления. Важно основывать тренировки внимания на том, что игра постепенно прекращает быть основным занятием ребенка. Развитие личности зависит от результатов его учебы, признания среди сверстников.

Наступил момент, когда ребёнок думает, прежде чем что-то сделать, скрывает свои эмоции и переживания, наступает утрата детской непосредственности. При развитии внимания задействуют формирующееся чувство ответственности у детей младшего школьного возраста. Всё, что происходит вокруг, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Функции высшей нервной деятельности в этом возрасте становятся произвольными и осмысленными.

Но внешние раздражители еще являются сильным отвлекающим фактором, поэтому целесообразно выполнять следующие тренировочные упражнения:

  1. Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
  2. Города и страны, когда называют столицы стран или продолжают названия городов, услышав последнюю букву предыдущего слова.
  3. Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
  4. Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша. Для усиления интереса на одном конце линии изображается животное, а на другом его — домик. Дети сосредоточенно ищут зверушке дорогу к дому.
  5. Для развития устойчивости перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
  6. Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
  7. Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.

Существует большое количество упражнений. Необходимо помнить, что надо чередовать задания, чтобы процесс обучения всегда был интересным: поощрять стремление к обучению, учить последовательным целенаправленным действиям, стремиться доводить начатую работу до логического конца и всегда после себя убирать рабочее место или игровую зону.

Тренировка мышц всего организма, подвижные игры, утренняя гимнастика также являются неотъемлемой частью занятий на внимательность. Подвижные «вышибалы» с мячиком дают возможность веселиться, двигаться, концентрироваться на нескольких внешних раздражителях.

Заключение

Формирование внимания заключается в регулярной, повседневной, целенаправленной деятельности. Занятия должны проходить в комфортных условиях. Постепенно создаются тренировочные ситуации с попыткой отвлечь внимание ребёнка и приучить его не реагировать на внешние раздражители. Демонстрация важности выполняемых действий, значимости труда ребёнка позволит воспитать дисциплинированность, серьёзное отношение к занятиям, сформировать поведенческие навыки, улучшить память и внимание.

Необходимо помнить, что на фоне перенесенных инфекций, интоксикаций после инфекционных заболеваний наблюдается снижение всех функций нервной системы. Те же явления развиваются при авитаминозах. Для поддержания функций нервной системы необходимо, чтобы в питании был достаточный набор витаминов и микроэлементов. Особое значение имеют витамины группы В, аскорбиновая кислота, селен, магний.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

История изучения внимания - это одна из самых противоречивых страниц в психологии. Многие психологи считают, что внимания нет вообще, а есть только преобладание то одних, то других психических процессов: восприятия, памяти, мышления и т.д. В самом деле, когда человек что-нибудь сосредоточенно рассматривает, - работает его восприятие; когда фантазирует, придумывает что-нибудь, - включается воображение. Может показаться, что для внимания не остается места. Однако во всех этих ситуациях существует примерно одинаковое состояние психики, ее направленность на определенные события и явления действительности. Именно такое особое сосредоточение и есть внимание. Без него невозможно выполнение любой, даже самой простой деятельности.

Внимание не имеет своего специфического продукта. Мы не можем быть заняты вниманием. Результатом внимания является улучшение всякой деятельности.

К.Д.Ушинский: «Внимание есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово учения, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Гальперина П.Я. «Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Г.А. Урунтаева под вниманием понимает направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной неуспеваемости детей в школе.

Свойства внимания

Внимание имеет и свои, отличающие его от других психических процессов особенности. Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания – концентрацию, устойчивость, переключаемость, объем, распределение.

Концентрация – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.

Объем – это количество объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одновременном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3-х предметов.

Переключаемость – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода с одного вида деятельности на другой. Это связано с волевым усилием.

Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а по крайней мере двух разных действий одновременно.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное.

При непроизвольном внимании наша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий, без предварительного намерения. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних раздражителей. Сильный звук, яркий свет, острый запах – все это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для нас значимыми – факторы внутренние.

Произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно формируется у ребенка только в общении с взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставит перед ним взрослый, а затем и тех, которые ставятся им самопроизвольно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

Нарушения внимания

1.Маленький объем внимания - невозможность сконцентрироваться на нескольких объектах, удерживать их.

2.Недостаточность концентрации внимания – трудно сохранять внимание, не отвлекаясь.

3.Недостаточная избирательность - не может сконцентрироваться на нужном объекте, деятельности.

4.Плохая переключаемость – не может переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Плохая распределяемость – не умеет одновременно выполнять несколько дел.

6.Недостаточная произвольность – затрудняется в сосредоточении по требованию.

7.Рассеянность - неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Закон «кризисов внимания »

Следует помнить, что существует закон «кризисов внимания». Суть его заключается в том, что человек может воспринимать устную информацию определенными дозами «квантами». Длительность первой кванты около 12 - 15 минут. Затем наступает небольшое торможение – мозгу нужен отдых хотя бы 1-2 минуты. Это первый кризис внимания. В это время происходит полное отключение внимания, и человек просто перестает воспринимать, что говорится.

Следующая длительность восприятия информации на 2-3 минуты меньше и длится 10-12 минут. Затем наступает второй «кризис внимания». И снова мозгу нужна передышка в2-3минуты.

Третий и последний «кризис внимания» наступает после второго через 8-10 минут. Затем наступает глубокое торможение. Человек мало что воспринимает. Наступает перегрузка, которая проявляется усталостью, сонливостью, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на раздражители.

Это для школьника. Для старшего дошкольника длительность второй и третей «кванты» активности вдвое короче.

Существование кризисов внимания следует учитывать на занятии и в кризисный момент включить в занятие шутку, яркий пример, физкультминутку, упражнение на релаксацию. Во время первого кризиса желательно дать детям активно подвигаться и провести физкультминутку; во время 2-го кризиса предпочтительнее релаксационная пауза, которая дает возможность детям не только подвигаться, но и снять усталость.

Время наступления кризиса внимания зависит от возраста детей. Рассчитать нормативное время планирования проведения физкультминутки или релаксации можно так: длительность занятия по нормам САНПИНа по возрасту разделить на 2; это и будет время проведения первой физкультминутки длительностью 2-3 минуты; оставшееся время снова разделить на 2 – это будет время проведения следующей разрядки. Так для подготовительной группы целесообразно провести первую физкультминутку примерно на 15-18 минутах занятия, вторую – на 24-26 минутах занятия. Конечно, эти цифры приблизительны, и в каждом конкретном случае педагог ориентируется на самочувствие детей и реальную ситуацию.

Для успешного обучения в школе, овладения ребенком учебной деятельностью, уже в детском саду следует формировать у детей элементы учебной деятельности, основанные на внимании:

умение принимать постепенно усложняющиеся инструкции (для развития этого умения - учить расчленять задание на части);

умение удерживать инструкцию на протяжении занятия (дополнительный инструктаж на занятии, повторение ребенком инструкции);

навык самоконтроля.

Развитие внимания

В дошкольном детстве следует направленно формировать все свойства внимания.

Устойчивость внимания – способность длительно сосредоточиваться на чем-либо. Уже у младшего школьника требуется весьма высокий уровень устойчивости внимания: нужно 40 минут слушать учителя, следить за ответами товарищей, работать с учебником. Да и дома нужно сосредоточенно потрудиться, чтобы не слишком долго засиживаться за уроками. Основы же внимания складываются в дошкольном детстве.

Устойчивость внимания у дошкольников можно формировать в самых разных видах деятельности. Им можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку. Если ребенок начинает терять интерес к делу и хочет бросить его, нужно немного изменить задание (перестрой гараж так, чтобы в него вместилась не только маленькая, но и большая машина и т.п.) с тем, чтобы ребенок был внимателен к своему делу достаточно долгое время. Дети могут заниматься одним, заинтересовавшим их делом от 10 минут в возрасте 2-3 года до 1-1,5 часов в старшем дошкольном возрасте. Главное, чтобы деятельность была посильной и интересной ребенку.

Устойчивость внимания можно развивать с помощью такого простого упражнения: схематически нарисовать на листе бумаги несколько рядов «пляшущих человечков» 4-5 видов. Например, один человечек, у которого ручки в стороны, а ножки вместе; другой – ножки в стороны, руки вниз; третий – руки и ноги в стороны; четвертый стоит смирно; пятый – руки вверх, ноги вместе. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут просматривать ряды «пляшущих человечков» и отмечать карандашом каких-нибудь только одних человечков, например, которые стоят смирно.

Переключение внимания – способность переходить от одной деятельности к другой. Переключение внимания требуется от ребенка даже в самых простейших ситуациях: надо переходить от игры к занятию, от слушания сказки к одеванию на прогулку, от рисования к еде и т.д. И мы прекрасно знаем, как нелегко подчас даются ребенку все эти изменения режимных моментов. На занятиях в детском саду (и тем более в будущем на уроках в школе) от всех детей требуется одновременное и довольно быстрое переключение внимания: они должны переходить от письма к рассказу, от чтения к счету, от работы в тетради к работе с учебником, и далеко не все одинаково хорошо умеют это делать. Помочь дошкольнику в развитии переключаемости внимания помогут несложные игры и упражнения, которые можно выполнять в процессе утренней гимнастики или физкультминутки. В таких упражнениях ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать. Можно проводить с ребенком игру в «троеборье». Например, в течение нескольких минут нужно быстро построить домик из кубиков, нарисовать человечка, рассказать стихотворение. В этих упражнениях следует оценивать темп и качество выполнения заданий.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или даже несколькими предметами и ситуациями. Школьнику приходится одновременно слушать учителя и писать в тетради, рассматривать рисунок на доске и слушать объяснение учителя. От дошкольника требуется умение распределять внимание и во время выполнения заданий на занятии, и в игровой деятельности, если у него несколько партнеров по игре. Например, в настольной игре «Лото» ребенок слушает водящего и следит за тем, есть ли на его карточке называемый водящим предмет. Развивать распределение внимания можно с помощью таких простых упражнений, как одновременный счет двух видов предметов, одновременная сортировка геометрических фигур по двум признакам – цвету и форме и т. д.

Центральная, основная линия развития внимания – это постепенный переход от полного господства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что оно вызывается наиболее новыми, яркими, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. В дошкольном возрасте ребенок уже может довольно долго выполнять какую-либо деятельность, если она интересна ему, не требует никаких внутренних усилий и основывается только на непроизвольном внимании.

Произвольное же внимание требует от ребенка умения сосредоточиться на задании и выполнении его, даже если оно не очень интересно и ново для ребенка. Непроизвольное внимание само по себе не перерастает во внимание произвольное. Формирование произвольного внимания – это особая воспитательная задача. Она решается только под руководством взрослого. Решающую роль взрослого в развитии внимания ребенка ярко подтверждает эксперимент. Проведенный Л.С.Выготским.

Он играл с детьми раннего возраста в прятание предмета. Он прятал орех под одну из стоящих перед ребенком чашек. Дно одной чашки накрывали картонным кружком светло-серого цвета, а другой – темно-серого. Орех в процессе эксперимента всегда прятали под чашку с темно-серым кружком, но дети этого не знали. Если ребенок угадывал, под какой чашкой спрятан орех, он брал его себе. В ходе эксперимента выяснилось, что дети даже после 49-50 проб не могли выявить закономерность, в соответствии с которой прятались орехи. Оказалось, что внимание детей было направлено исключительно на орех. Но достаточно было один раз молча указать на темную картонку, пряча под чашку орех на глазах ребенка, как он сразу же начинал безошибочно решать задачу. Таким образом, указание взрослого направляло внимание ребенка, после чего он сам произвольно направлял свое внимание на нужный для решения задачи признак.

Для развития произвольного внимания ребенка придумано много игр и упражнений.

Игры и упражнения на развитие внимания дошкольников

1.В каждое занятие включайте хотя бы одну игру или упражнение на развитие внимания.

2.Давайте детям задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, сложить картинку из пазлов, нарисовать или наклеить целый лес или сад из множества деревьев, слепить целую тарелочку мелких ягод и т.д.

3.Предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их; задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о».

4.Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами и строго следите за их выполнением.

5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, пересказы произведений и составление рассказов, трудовые поручения в заданной последовательности. План задавайте словесно или с помощью схем, опорных картинок, образцов.

6.Давайтедетям задания на рисование с натуры.

7.Учите сравнивать, анализировать образец и результат своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

8. Давайте задания на рассматривание и нахождение ошибок в нелепых картинках, умышленно составленных с ошибками описаниях, неправильно решенных примерах.

9.Предлагайте детям повторить названные вами несколько слов или чисел в прямом и обратном порядке. Начинайте с 3слов или чисел. Постепенно увеличивайте их количество.

10.Тренируйте внимание детей с помощью упражнений: 10-15 предметов или картинок показывайте ребенку в течение ½ - 1 минуты; накройте предметы или картинки салфеткой; пусть ребенок вспомнит их. (Если ребенок 6-7 лет вспомнит хотя бы 5-7 предметов – это хороший показатель).

11.Пусть ребенок в течение короткого промежутка времени запомнит какое – либо расположение предметов или игрушек на столе и закроет глаза или отвернется. Вы в это время измените порядок расположения предметов или уберите 1-2 из них. Пусть ребенок восстановит прежний порядок или угадает, что вы убрали.

12.В газетах и журналах часто печатаются картинки с заданиями: найти определенное количество различий между двумя картинками. Решайте с детьми эти задания.

13.Развивать концентрацию внимания ребенка можно путем заучивания стихотворения при наличии какого-то звукового раздражителя, например, включенного радио или телевизора.

14.Упражнение «Не ошибись»: взрослый произносит какие-либо слова, ребенок должен, например, хлопнуть в ладоши, если услышит название транспорта (одежды, инструмента и т.д.), если услышит слово с определенным звуком ит.д.

15. «Цифровая таблица»: на листе бумаги вразнобой (можно еще и разного цвета и величины) написать цифры от 1 до10 (20). Пусть ребенок посчитает по порядку, отыскивая и показывая указкой цифры.

16.Дать ребенку предметную симметричную разделенную по вертикальной оси пополам картинку, половина которой раскрашена определенным образом. Предложить раскрасить также другую половину картинки.

17. «Топ – хлоп»: ребенку дается задание на правильную фразу хлопнуть, на неправильную – топнуть. Взрослый в темпе произносит правильные и неправильные утверждения, а ребенок либо топает, либо хлопает, например: зимой расцвели ромашки, в июле выпал снег, картошка растет на елках, авокадо – это фрукт, делать зарядку – полезно для здоровья, медведи – травоядные животные, дятел – это маленькая рыбка и т.д.

18. «Маленький жучок»: лист бумаги расчерчивается на клетки наподобии шахматной доски, из картона вырезается маленький жучок – путешественник; взрослый диктует, в каком направлении и на сколько клеточек нужно переместить жучка, ребенок выполняет действие с жучком, перемещая его в соответствии с заданием взрослого.

19.Ребенку дается задание: послушать сказку и сосчитать, сколько ударов молоточка он услышит. Взрослый читает текст и постукивает молоточком. По окончании текста у ребенка спрашивают, о чем читали и сколько постукиваний молоточка он услышал. Упражнение способствует развитию распределения внимания.

20. «Птица – не птица». Детям читают стихотворение и дают задание хлопнуть, когда они услышат название не птицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи...

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи…

Прилетели птицы: голуби синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки, и спасибо шутке.

21. «Запрещенное движение»: вы выполняете друг за другом поочередно какие-либо движения, ребенок повторяет их за вами. Заранее нужно условиться с ребенком о том, что одно из движений ему выполнять запрещается, например, хлопки или приседания. Неожиданно вы включаете это запрещенное движение в ряд других движений. Как только ребенок повторяет запрещенное движение – он проиграл.

22. «Пожалуйста»: вы договариваетесь с детьми о том, что ваше задание им нужно выполнять лишь в том случае, если к заданию вы будете добавлять слово «пожалуйста». Далее взрослый дает детям задания на различные движения, то добавляя, то опуская слово «пожалуйста». Кто выполнил движение, заданное без слова «пожалуйста», тот проиграл.

23. На развитие внимания направлены широко известные игры: «Съедобное и несъедобное», «Я садовником родился…», «Вам барыня прислала туалет…».

24. «Опиши с закрытыми глазами»: ребенку можно предложить с закрытыми глазами описать часть интерьера группы, внешний вид детей, воспитателя, перечислить, кто из детей пришел уже и т.д.

Поделиться: