Внеклассное мероприятие "осенние посиделки" в начальной школе. Осенний праздник в начальной школе «Луковые посиделки"

Ведущая и участники праздника одеты в русские костюмы.

Звучит песня «В горнице моей…»

Хозяйка-Поудобнее садитесь,

Не спешите,соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку,наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить,нескладушки петь,

Веселые потешки-прибаутки сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

(Слышится смех,звон бубенцовю.Хозяйка открывает дверь)

Реб.-Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?

Хоз.-А чем платить будете?

Реб.-А чего надобно?

Хоз.-Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я.Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Ниток напрясть,носков навязать.

Вышить к празднику рубаху.

Спеть про Дуню-тонкопряху.

Выбрать девушку-красу

И подергать за косу.

На дружка поглядеть,частушки попеть.

Загадать загадку,станцевать вприсядку.

А хозяюшке поклон и за хлеб,и за соль.

Хоз.-Мир вам,гости дорогие,вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Хоз.-У меня для каждого найдется и местечко,и словечко.

Всем ли места хватило?

Гости:

В тесноте,да не в обиде.

Добрый Иван-и людям,и нам.

Хозяюшка веселая-и гости радостны

Русский человек хлеб-соль водит.

Небылицы в лицах

Сидят в теремах-темницах,

Щелкают орешки да тваорят насмешки.

ШУТЛИВЫЕ ДИАЛОГИ

1.-Ты пирог ел?

Нет,не ел.

А вкусный был пирог?

Вкусный,да сладкий.

2.-А блины ел?

Ел.

Хватило?

Хватило!Еще и осталось.

А куда остаток дел?

Съел да еще и не хватило!

3.Где ты,брат Иван?

В горнице.

А что ты делаешь?

Петру помогаю.

А Петро что делает?

Да на печи лежит.

4.Фома,что из леса не идешь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идет.

Так сам иди.

Да он меня не пускает.

Хоз.-Развеселили вы меня.А хотите песню послушать наших пра-пра-прабабушек?

(Звучит песня «У голубя»)

Хоз.-Красивая песня.А вы так умеете?Спойте,а я послушаю.

(Поют песню «Соловушка»)

Хоз.-Чтоб разговаривать быстро,ловко,нам нужна…

СКОРОГОВОРКИ.

У быка губа тупа.

Жили-были 3 китайца…

Сшит колпак,да не по-колпаковски.

Ехал грека через реку.(Приз-бублик)

Девочка-Разрешите поплясать,разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половыци лопнут?

(Русская народная пляска)

Мальчик-Эй,сударушки-вострушки,затевай давай частушки!

ЧАСТУШКИ.

1.-Вы послушайте,девчата,

Нескладушку буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

2.-Сидит ежик на березе,

Белая рубашка,

На головке сапоги,

На ноге фуражка.

3.-По деревне нынче шла

И Ванюшку видела:

Под кустом сидел и плакал-

Курица обидела.

4.-Ходит милый по селу,

Ходит,улыбается.

Оказалось-зубы вставил,

Рот не закрывается.

5-Дети вилами поели

Из баранины уху,

Не пора ли закругляться

Петь такую чепуху?

Хоз.-Вот частушки так частушки,веселятся мои ушки.

Я вам прибаутку,а вы мне пословицы.

ПОСЛОВИЦЫ.

За двумя зайцами погонишься,ни одного не поймаешь.

Не лезь перед батька в пекло.

Один в поле не воин.

7раз отмерь…

Не спеши языком,торопись делом.

Ласково слово и кошке приятно.

Этот ананас не для вас.

Хоз.-А теперь хочу я знать-не пора ли поиграть

(Игра «Бой петухов»)Слышится чихание.Заходит Домовой.

Дом.-Кто шумит,кто поет,мне спать не дает?

Хоз.-Никак Домовой пожаловал.Заходи к нам на посиделки.

Дом.-Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю ва загадки,

Кто смышленей,погляжу.

ЗАГАДКИ.

1.Сидит Филат,на нем 100 заплат.

2.Голубой платок,красный колобок,по платку катается,людям улыбается.

3.Сначала блеск,потом треск,а за треском плеск.

4.Вита бечева,на конце голова.

5.В голубенькой рубашке бежит по дну овражка.

6.Зубастые,а не кусаются.(грабли)

Дом.-О,а это что за сундук?Видно много в нем добра.

Хоз.-Верно,ему уже 100 лет.Показать,что в нем?Это трава-горька.От чего она?

Реб.-Это полынь,она от тараканов,моли,клещей.

Хоз.-А в этом мешочке…Понюхайте.МятаА она зачем в сундуке,как вы думаете?

А это крапиважгучая,пользою могучая:весной-борщ,лен красить,не выгорит,не полиняет.От простуды,от кашля.Голову мыть-волос лечить.А как от нее цыплята,утята растут!А еще крапивой лечат,воспитывают тех,кто в чужой огород лазает.Ну вы сами знаеть.

А это куклы Кузьма и Демьян-божьи кузнецы.Они куют семейное счастье,эти куклы-покровители всех мастаров и мастериц.На Кузьминки осенью их дарили мужчинам,чтобы они были успешными в ремесле,труде.

А вот вам,молодцы,ложки.Почините их немножко.

Что еще здесь?Фата бабушкина подвенечная.Кто хочет померять?

А давайте в бояр играть.

ИГРА «БОЯРЕ»

Бояре,а мы к вам пришли,молодые,а мы к вам пришли.

А зачем пришли,молодый,а зачем пришли?

Бояре,а невеста неплоха,выбирай жениха.

(2 ширенги становятся друг против другаюПриговаривая,сходятся и расходятся)

Девочка-невеста кладет фату,вытаскивает узелок;А это что за узелок?

Хоз.-Положи на место.Это смертный узелок.Испокон веков на Руси был такой обычай:запастись одежкой на смерть.Ну,не будем о грустном.

Еще в сундук клали приданное-ткали,вышивали,шили,вязали Полюбуйтесь,какая красота.Заведем хоровод,удивим народ.

(хоровод с вышитыми изделиями.)

Хоз.-Ложки починили?Поиграйте-ка немножко

На красивых,ярких ложках.

(«Ложкари»)

Хоз.-А теперь по моим движениям угадайте,что я делаю.(шить,вязать,нитку в иголку,гладить)Берет корзинку,оттуда выпадает клубок.

Хоз.-Ой, до чего же я неловкая.Кто поможет смотать?

(Игра с клубочками)

Хоз.-На посиделках посидели с пользой дела.Наши руки не знают скуки

(Ребята дарят гостям обрядовыеи куклы под музыку «В горнице»)

Хоз.-В небе будто от побелки

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки,

Где пришлось нам птдохнуть.

Посиделки,вечеринки,

Звезды месяца в ночи-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Пусть живет страна родная

Вм.- Очень русская,земная,

В мире лучшая страна!

Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознательности; развития творческих способностей учащихся;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель праздника – создать условия для:

  • расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;
  • формирования любознательности;
  • развития творческих способностей учащихся;
  • реализации творческого потенциала учащихся;
  • сплочения ученического коллектива;
  • формирования чувства прекрасного;
  • развития и реализации самоуправления классного коллектива;
  • популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;
  • развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.

Участники праздника: учащиеся 1- 4 классов.


Оформление:

  • выставка рисунков об осени;
  • выставка поделок «Осенняя фантазия»
  • выставка овощей и фруктов.

Оборудование:

  • 10 корзинок, осенние листья, шишка,
  • клей ПВА, бумага формата А4, обручи;
  • 50 луковиц, ракетки для бадминтона;

Предварительная подготовка участников: найти и разучить загадки об овощах и фруктах, песни об осени, сценки на осеннюю тематику, стихи про грибы.

Ход праздника

1 ученик:

Осень лебёдушкой тихо явилась,
В жёлтое платье она нарядилась.
Кисти с оранжевой краской взяла,
Красить деревья, траву начала.
Серым раскрасила тучи на небе,
Белым – туман, что плывёт на рассвете.
Для паучков вот клубок серебра,
Чтоб паутинка блестела с утра.
2 ученик:

Кистью разбрызгала капли воды -
Это сентябрьского неба дожди.
Свежести в воздух добавила запах,
Спрятала рыжики ёлкам под лапы.
Сколько забот у красавицы этой!
Всё изменить нужно ей после лета.
3 ученик:

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.
4 ученик:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
5 ученик:

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
6 ученик:

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.

В едущий:

Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на наш праздник, а назвали мы его – «Осенние посиделки».

Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели. Сегодня на празднике у нас присутствуют гости, они оценят ваши работы.

Звучит песня 2,4 класс «Осенний блюз» .


Звучит музыка появляется девочка в костюме Осени и разбрасывает листья.
1 . Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень.

Принесла рябины гроздья.
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.

2. Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Ты их, Осень, не жалей,
А отдай нам поскорей!
Осень.

Их так просто не отдам,
А задам работу вам.
Соберите листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
Исполнении песни «Осень в лесу» 1 класс

Проводится игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.

Дети на своих листах выстраивает из листьев слово – «Осень».

Осень.

Спасибо, ребята за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!
Красивые можете сложить букеты,
Которые можно ещё и читать!

В едущий.

Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем!
(Осень садится в зал)


1 ведущий:

А ребята из 3 класса приготовили тебе Осень ещё один подарок песню об осени. Дети исполняют песню
Осень постучлась к нам

(Слова Т.Прописнова, Музыка И.Смирнова)
Осень постучалась к нам золотым дождем,
И с, увы, не ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку, засыпает сад.

А рябина-ягода, словно огонек
Согревает, радует пасмурный денек
В лужицах, как лодочки листики кружат
Серые, холодные, тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную, по стеклу стучит.

2 ведущий:

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте:

1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

2. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)

4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидоры)

5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)

6. Какие овощи усатые? (Фасоль, горох)

7. У какого овоща есть глазки? (Картофель)

8. Кругла да гладка, откусишь - сладка,

Засела на грядке крепко. Я - ...(Репка)

9. Желтый Антошка вертится на ножке.

Где солнце стоит, туда и он глядит.(Подсолнух)

10. Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.(Яблоко)

Ведущий. Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. А 1 класс нам покажет сценку

Игра-конкурс «Соберем листочки»

(На фоне музыки)

Дети складывают каждый свой листочек, разрезанный на части. Затем собирают с пола листочки такого же цвета и формы, кто быстрее.


1 ведущий: А 3 класс нам покажет сценку про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим

«Луковые посиделки».

Выскакивает Лучок

Лучок:

Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зелёный лук!


На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян


Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка

Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал.

Лукинична: Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…

Дед Лукья: Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня всё исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят.

Лукашка: Что ты, что ты, дедушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Лукинична: (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Лукашка: Всё вокруг так красиво, празднично… А почему здесь так много лука развешано?

Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».

Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.

Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».

Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

Ведущий: Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.

Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть.

Все уходят. Появляется Лучок

Лучок:

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть –
Надо лук зелёный счесть!
И головки лука тоже
Нам полезен и пригож!

Ведущий:

Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами о многих овощах.
А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? …… (ответы детей)…Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики. Но, оказывается, не все боятся дождя. Сейчас 2,4 класс споют нам песенку, про то как они относятся к дождю.
Исполняется песня «Дождик»

Ведущий . А сейчас я предлагаю немного поиграть. Все вы знаете сказку «Репа». А мы сейчас не будем ее слушать, а будем играть в игру «Репка».

Участвуют две команды по 6 человек. Это дед, бабка. Жучка, внучка, кошка и мышка . У противоположной стены зала два стульчика. На каждом стульчике сидит «репка» - ребёнок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к «репке», обегает её и возвращается, за него цепляется (берёт его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоём, вновь огибают «репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т.д. В конце игры за мышку цепляется «репка». выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

Выступает 1 класс с песней «Осень наступила»


Проводится конкурс «Весёлый огородник». (От каждого класса по 5 участников)

На расстоянии 5 м от каждой команды располагается обруч. В нём лежат 10 луковиц. Урожай лука нужно перенести в корзину. Каждой команде выдаётся ракетка для бадминтона и корзинка. Игрок держит ракетку за ручку. По сигналу он двигается к грядке - обручу. Берёт лук из грядки, кладёт на ракетку и возвращаются к команде. Кладёт луковицу в корзину и передаёт эстафету другому.


Ведущий.

Молодцы, ребята, хорошо поработали на огороде. Поаплодируем друг другу. А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть, кто нибудь помнит пословицы про хлеб? ………
Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

1-й:

Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
2-й:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
3-й:

Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Ведущий. Многие любят собирать грибы, и часто грибников в лесу больше, чем грибов.

Читают стихи о грибах 2,4 класс

Давайте проведём эстафету «Назвался груздем - полезай в кузов!»

По сигналу первый «груздь» от каждой команды подбегает к обручу, пролезает через него, кладёт обруч на место и бежит за другим «груздем», берёт его. и они вместе бегут к кольцу, пролезают через обруч, бегут за следующим. Когда последний участник прицепится. все встают вместе в обруч.

После такого веселого задания послушайте песню в исполнении 1 класса «Осень постучалась к нам»

Игра-конкурс «Подбери шишку»:

Шишку в центр положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять!


Подведение итогов праздника

Ведущие:

Слово предоставляется многоуважаемому жюри! Вот и подошёл к концу наш праздник. А закончить я хочу его следующими словами:

Жил человек пещерный в дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину не добыл
И по причине этой голоден очень был.


Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор,
И с нами овощи повсеместно соседствуют до сих пор.
И полезны, и вкусны – ешьте все овощи от души!


МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
п. Кардымово Смоленской области

Подготовила старшая вожатая
Серкова Надежда Викторовна

Цель праздника – создать условия для:

  • расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;
  • формирования любознательности;
  • развития творческих способностей учащихся;
  • реализации творческого потенциала учащихся;
  • сплочения ученического коллектива;
  • формирования чувства прекрасного;
  • развития и реализации самоуправления классного коллектива;
  • популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;
  • развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.
Участники праздника: учащиеся 1- 4 классов.

Оформление:

  • выставка рисунков об осени;
  • газета «Лук от семи недуг»;
  • выставка овощей и фруктов.
Оборудование:
  • 10 корзинок, осенние листья;
  • клей ПВА, бумага формата А4, 10 обручей;
  • 50 луковиц, 10 ракеток для бадминтона;
  • 3 плаката с нарисованными яблонями (в прорезях вставлены яблоки, которые легко вынимаются).
Предварительная подготовка участников: найти и разучить загадки об овощах и фруктах, песни об осени, сценки на осеннюю тематику, частушки про грибы.

Ход праздника

Праздник открывают ученицы 2 класса Б. Танец «Листопад»

1 ведущий: (На фоне музыки)

Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычат в небе где- то,
В вышине над нами пролетая.

2 ведущий:

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.

Читают учащиеся 2 класса «В»

1 ученик:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

2 ученик:

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.

3 ученик:

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.

1-ый ведущий:

Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на наш праздник, а назвали мы его – «Луковые посиделки». Лук, конечно, любят все. Древние египтяне, когда строили пирамиды, записали на них, сколько рабочие съели лука. Он придавал строителям силу и здоровье. «Лук – от семи недуг!» - говорит русская пословица. Сейчас мы готовим из лука и салаты, и щи, и пироги. Горьковатый вкус лука знаком каждому. Практически ни одно блюдо не обходится без лука. Но на нашем празднике будет главным не только лук, но и другие овощи, которые не менее полезны. А на празднике нашем будут соревноваться команды, и я приглашаю их занять свои почётные места, а Вас, дорогие зрители, прошу поприветствовать наших участников. Аплодисменты. Приветствие классов. Итак, начинаем!

Звучит музыка появляется девочка в костюме Осени и разбрасывает листья.

1-ый ведущий.

Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень.

Принесла рябины гроздья.
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.

2-ой ведущий.


Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Ты их, Осень, не жалей,
А отдай нам поскорей!
Осень.

Их так просто не отдам,
А задам работу вам.
Соберите листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.

Проводится игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.

Каждая команда на своих листах выстраивает из листьев слово – «Осень».

2-ой ведущий.

Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем!
Осень.

Спасибо, ребята за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!
Красивые можете сложить букеты,
Которые можно ещё и читать!
(Осень садится в зал к жюри)

1 ведущий:

А ребята из 4 класса «А» приготовили тебе Осень ещё один подарок песню об осени. Дети исполняют песню

Сегодня у нас ПРАЗДНИК ОСЕНИ, ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели. Сегодня на празднике у нас присутствуют гости. Встречаем: заместитель по воспитательной работе Нестерова Е.Ф., учитель Физической культуре Баранова Е.В., учитель изобразительного искусства Калачёва С.О. и конечно же наша главная гостья сама госпожа Осень!

2 ведущий:

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадайте:

1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

2. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)

1 ведущий:

4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидоры)

5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)

Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все помогаете, дома копать картошку? ….дети отвечают….

А 1-й класс «А» нам сейчас споёт совсем про другого мальчика.
(исполняется песня «Антошка»)

2-ой ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку. Она тоже об овощах.

Сценку нам покажут ученики 3 класса «А» класса. Она называется «Как помидор стал красным».

Вед. Жили на одном огороде овощи.

Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются.

Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.

Вед.

Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.

Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.

Огурец:

Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.

Лук:

Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!

Вед.

А помидор всё своё твердил.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Овощи (хором):

Хвалился, хвалился и с куста свалился!

Вед.

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.

Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.

Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.

Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.

Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

1 ведущий: А 2 класс «А» нам покажет сценку про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим

«Луковые посиделки».


Выскакивает Лучок

Лучок:

Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зелёный лук!

На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян

Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка

Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…

Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Бабушка Лукерья (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».

Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.

Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».

Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.

Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть.

Все уходят. Появляется Лучок

Лучок:

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть –
Надо лук зелёный счесть!
И головки лука тоже
Нам полезен и пригож!

2 ведущий:

Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами о многих овощах.
А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? …… (ответы детей)…Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики. Но, оказывается, не все боятся дождя. Сейчас 3-й класс «Б» споёт нам песенку, как они относятся к дождю.
Исполняется песня «Дождя не боимся»

1 ведущий: А сейчас я предлагаю немного поиграть


(От каждого класса 5 участников)

Перед вами яблони стоят. Каждой команде необходимо как можно больше собрать яблок в свои корзины. Сколько яблок соберёте – столько и очков получите! (На плакатах нарисованы яблони, на которых «поспели» яблоки. (Яблоки можно легко вынимать из прорезей.)

А сейчас ребята мы узнаем, какой овощ самый полезный. Выступает 1 класс «Б»

Инсценировка стихотворения «ОВОЩИ»

Вед:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Вот!
Вдруг овощи спор завели.

Перец:

Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Горох (весело):

Я такой хорошенький зелёненький мальчишка.
Если только захочу, всех горошком угощу!

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свёклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свёклы - нету!

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!

Редиска (скромно):

Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Огурец (задорно):

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свеженький огурчик витаминный! Очень нужен!

Морковь (кокетливо):

Про себя рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты всегда, дружок, крепким, сильным, ловким!

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор! Помолчи немного
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный!


2-й ребёнок:

Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

3-й ребёнок:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!

4-й ребёнок:

Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!

Девочка в русском народном костюме держит поднос, на котором лежит каравай.

Подведение итогов праздника

Ведущие:

Слово предоставляется многоуважаемому жюри!
Организатор праздника:
Вот и подошёл к концу наш праздник. А закончить я хочу его следующими словами:

Жил человек пещерный в дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину не добыл
И по причине этой голоден очень был.

Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор,
И с нами овощи повсеместно соседствуют до сих пор.
И полезны, и вкусны – ешьте все овощи от души!

Дополнительный материал

Грибные частушки

Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно
Про грибы споём частушки очень замечательно.
Я на дереве сидела, с высоты грибы смотрела
Как подуло ветерком, я с берёзы кувырком.
Сколько лет тебе, Сморчок? Ты, наверно, старичок?
Удивил грибок меня: возраст мой всего два дня!
Лёня рано-рано встал, все грибы в лесу собрал
Хвалится грибочками с беленькими точками.
Кабы, кабы, да кабы, на носу росли грибы,
Сами бы варилися, да и в рот катилися.
Девочки – поганочки пляшут на поляночке,
Не жалеют каблуков, распугали грибников.
По лесочку шла я шла, много я грибов нашла
Как увидела медведя, еле ноги унесла.
Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли!
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гавриловская ООШ»

Фольклорный праздник

«РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Подготовила: Агабекян И.Ю., педагог нач. образования,

Пашенцева С.В., педагог нач. образования

г Выборг

2016

Фольклорный праздник

«Русские посиделки»

Цель: расширить знания воспитанников о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.

Место проведения: МБОУ «Гавриловская ООШ»

Участники: учащиеся МБОУ «Гавриловская ООШ»

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ответственный: Агабекян И Ю, Пашенцева С В

Продолжительность: 45 минут

СЦЕНАРИЙ

фольклорного праздника «Русские посиделки»

Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!
Ребенок: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные, русские, забавные песни поют.

(русская народная песня «Жили у бабуси»)

Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Два весёлых гуся.

Один - серый, другой - белый,

Два весёлых гуся!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки,

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке.

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке!

Вот кричит бабуся:

"Ой, пропали гуси!

Один - серый, другой - белый,

Гуси мои, гуси!

Один - серый, другой - белый,

Гуси мои, гуси!"

Выходили гуси,

Кланялись бабусе,

Один - серый, другой - белый,

Кланялись бабусе.

Один - серый, другой - белый,

Кланялись бабусе!

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте загадку.

1 .Стоит девица в избе,

А коса – на дворе (печь)

Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)

Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.

(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)

Хозяйка: Ванюшу разбудили.

(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)

Ай люли, люли, люли,

Прилетели гуленьки,

Стали гульки ворковать,

Мово Ваню забавлять.

Aаа-ааа-ааа...

(Хозяйка положила младенца в люльку)

Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.

Ржаной хлебушко –

Калачам дедушка.

(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)

Хозяин: Заходите, гости дорогие!

(Заходят гости.)

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.

Если величать –

так на пороге встречать.

1-й гость:

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

2-й гость:

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(Гости низко кланяются печке.)

Хозяин:

Хозяйка, что есть в печи –

всё на стол мечи.

Гости дорогие, чем богаты –

тем и рады.

(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)

Хозяйка:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

Запахом дразнят!

(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)

Хозяйка:

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

(Кушайте, гости дорогие.)

Гости: Спасибо, хозяйка.

(Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)

Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!

Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!

(Из-за печи выходит Домовой)

Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

(русская народная песня «Домовой»)

В нашем доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что ни говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Всё в квартире вверх ногами,
Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами
Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьёт палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто суёт свой нос повсюду,
Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно ни при чём.
Виноват, конечно, Кузя.
Виноват во всём.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик

Ведущий: А сейчас для вас ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

А родители дорогие будет в этом помогать.

    Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

    Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

    Четыре братца под одной крышей живут (стол)

    Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

    Сама не ест, а всех кормит (ложка)

Ведущий: И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Домовой: Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. (Игра с родителями)

Скороговорки.

    У осы не усы, не усищи, а усики.

    Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

    Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: Коляда́ - народное название рождественского , праздника , а также от Рождества до . Основное значение - славянские обрядовые реалии Рождества . Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись (с использованием шкур, рогов и масок), , , одаривание колядовщиков, молодёжные , . Посмотрим же какие частушки пели в этот день.

Частушки «Коляда»

    Мы частушки на колядки
    Развеселые споем,
    Вы нас слаще угощайте,
    А то обидимся – уйдем!

    Сеем, веем, развеваем
    И достатка вам желаем,
    Не скупитесь на блины,
    Чтоб красиво пели мы.

    Коляда идет к вам в дом,
    И мешки несет с добром,
    Кто подаст нам больше всех,
    Ждет того большой успех!

    Мы пошли по деревеньке,
    Взяли сумки и мешки,
    Хорошо колядовали,
    Жаль, не взяли рюкзаки!

    Не скупись, хозяин дома,
    На закуску и вино,
    Мы с тобой давно знакомы,
    Знаем, что вина полно!

    Ангел с неба к нам спустился,
    И сказал Иисус родился.
    Мы пришли его прославить,
    И вас с праздником поздравить.

    Кризис людям нипочем,
    Мы танцуем и поем!
    Сочиняем мы ,
    Чтоб бежал он без оглядки!

    Мы пойдем ,
    Чтобы доллар опускать.
    Поддержите нас, друзья,
    Вся страна - одна семья!

    , коляда, Этой ночью к вам пришла, Только жадничать не надо, Все вернется вам сполна.

    Ночью дети
    Сами в гости к вам пришли.
    Не гоните, накормите,
    И вкусняшкой угостите!

    Мы с шагали,
    Мы замерзли и устали!
    Чаю сладкого налейте,
    Сахарочку не жалейте!

    Не жалейте для детей
    Пирожков и булочек,
    Мы пропоем
    Про петушков и курочек!

    В Рождество колядовать -
    Значит праздник отмечать.
    Собирайтесь-ка вы с нами,
    Век останемся друзьями!

    Ведущий: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый шумный и веселый в народном календаре праздник. Причем, каждый год время Масленицы меняется, ведь это - «переходящий» праздник, время которого зависит от того, когда в данный год будет праздноваться. Эмблемой этого старинного праздника стал блин, как знак Солнца.Масленицу называют тризной по умершей зиме-стуже. Россия - страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы - всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пили чарками вино, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души.

    Стихи в исполнении детей:

    1.Широкая масленица – сырная неделя!

    Широкая Масленица – Сырная неделя!

    Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

    Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

    Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

  1. Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

    Яркие салазки с горочек скользят.

    Целый день веселье. Наступает вечер...

    Накатавшись вволю, все блины едят.

  2. "ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.

    Все гулять, резвиться вышли, как один!

    Игры и потехи, а за них – награда:

    Сдобный и румяный масленичный блин!

  3. Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

    Каждая хозяюшка колдует у печи.

    Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

    Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

  4. А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

    Ледяные крепости, снежные бои...

    Тройки с бубенцами на поля выходят.

    Парни ищут девушек – суженых своих.

  5. ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

    Тёща приглашает зятя на блины!

    Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

    Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

  6. Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

    Вся родня встречается, водит хоровод.

    Праздник продолжается, общее веселье.

    Славно провожает Зимушку народ!

  7. ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

    Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

    Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

    Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

  8. Пышные гуляния Ярмарка венчает.

    До свиданья, Масленица, приходи опять!

    Через год Красавицу снова повстречаем.

    Снова будем праздновать, блинами угощать!

  9. 2.По древнему рецепту

    Ох, люблю же я блины!

    До чего они вкусны!

    Мне их бабушка печёт.

    Вот опять их есть зовёт.

  10. Я пеку румяные

    Русские блины

    По рецепту древнему

    Предков старины

    Знает его тайну

    Бабушка моя,

    По наследству – мама,

    И, конечно, я

    Сладкие, медовые,

    С мёдом, с молоком

    Ароматы сладкие

    Заполняют дом

    Три огромных блюда

    Напеку блинов, –

    Приходите в гости –

    Чай уже готов!

  11. 3.Блины

    Мы печем блины с утра,

    Чтобы их была ГОРА!

    Хватит всем друзьям, знакомым!

    Первый блин, конечно, комом.

    Будет пир у нас горой!

    Подгорел слегка второй.

    Тут за дело взялся папа –

    Третий блин скатился на пол.

    Брат решил испечь один –

    Разорвал четвертый блин.

    Бабушка взялась за пятый –

    Получился он помятый!

    А шестой пекла сестра –

    Ужинать пришла пора!

    Дедушка седьмой испёк –

    Сразу блин стащил щенок!

    Остальные делал я –

    Тесто кончилось, друзья!

    Ну, а мама прокричала:

    « Завтра всё начнем сначала!»

  12. 2. Ярилин день (7 класс)

  13. Этот день на Руси издавна посвящали богу Яриле. Говорили, что в середине лета все святые меряются силой с языческим богом, а победить не могут. Что интересно, до сих пор нет единого мнения о том, кем именно считали Ярилу наши предки. Существуют, к примеру, версии о том, что он был богом солнца, богом любви, богом сил природы. В этот день отправлялись на покосы, набивали матрацы свежескошенной и высушенной травой. По вечерам собирались у костров, веселились, водили хороводы, заваривали душистые чаи на травах. Устраивали также «ярилины игрища», ярмарки, посещения родственников. Праздники сопровождались кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем.

Стихи в исполнении детей:

1. Вновь Весна пришла на Север,

Разукрасив путь свой чудный.

Расстелился нежный клевер,

Словно бархат изумрудный,

По нему прошла босою

Заклинательница лета,

И прозрачною росою

Заблестели первоцветы.

А потом леса укрылись

Ночи звёздной кисеёю,

Кони-ветры удалились

Вслед за Месяца ладьёю.

2. Мы летели за ветрами

В даль, к рассветному пожару,

И брусничными коврами

Нас манили крутояры.

Пролегли за облаками

Ярко-алые борозды,

Доставали мы руками

Наши северные звёзды.

3.Лес раскрыл свои объятья:

Ветви зелены и остры.

Танцевали сосны-братья,

Танцевали ели-сёстры.

Для созвездий яркой стаи

Пел огромный старый камень,

Встал над лесом, расцветая,

Зоревой, рассветный пламень,

И не в горнице небесной -

На вершине древней ели

Сладко спал под эти песни

Свет-Ярило в колыбели.

3.Праздник Ивана Купалы (8 класс)

Ведущий

Иван Купала - один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. Отмечается в ночь с 6 на 7 июля.

Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу - поиск цветущего папоротника.Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным пверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает тыскивать клады.

В этот день примечали: сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов, на Иванову ночьзвездно - много будет грибов.

Стихи в исполнении детей:

1.На Ивана на Купалу

Смеха, радости немало.

С песней водит хороводы

Под берёзками народ,

И на землю, и на воды

Солнце щедро свет свой льёт.

Праздник света, праздник света!

Золотая горка лета!

В этот праздник снова молод

И силён славянский бог.

И девичий волос долог,

И цветёт в ночи цветок…

На Ивана на Купалу

Все приглядывают пару

И для суженого девы

Из цветов венок плетут.

Над рекой плывут напевы,

За собою в даль зовут.

И трещотки, и свирели

Над кострами загудели.

День влюблённых и любимых,

Нам надежду подари,

Всех родных, далёких, милых

Светом солнца озари!

2.День волшебный есть в году,

Если подойти к пруду

И на папоротник глянуть

Цвет пока не начал вянуть.

Можно видеть всюду клад,

И неважно, дом или сад.

Вам цветок покажет чудо,

Жемчуга и изумруды.

Торопись, совсем чуть-чуть

Тот цветок покажет путь.

Надо миг лишь ухватить,

Чтоб потом в богатстве жить!

3.В праздник Ивана Купалы

Мистики разной не мало:

Силой огонь обладает,

Да и вода помогает.

И оберег из цветов

Против жестокости слов,

Порчи и черного сглаза

Да и от всякой заразы.

Пусть же вода смоет беды,

Даст новых сил для победы.

Пусть жар огня истребит,

Все, что в душе наболит.

И символичны забавы

В праздник Иваны Купалы!

Ведущий: (9 класс)

Пасха - Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель - 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг - день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Стихи в исполнении детей:

1.Воскресение Христово

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки –

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь".

2.Христос воскрес! – всего два слова...

Христос воскрес! – всего два слова,

Но благодати сколько в них!

Мы неземным блаженством снова

Озарены в сердцах твоих.

Забыты скорби и страданья,

Забыты горе и нужда,

Умолкли стоны и роптанья,

Исчезли зависть и вражда…

3.Открыты царские врата пред нами...

Открыты царские врата пред нами,

Святой огонь сияет от свечи...

Кругом опять расставили во храме

Цветные яйца, пасхи, куличи,

Еще темно, но солнышко играет,

Играет всеми красками небес.

И радостно друг другу повторяем:

« Христос воскрес!».

« Воистину воскрес!»

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ 4 КЛАСС

Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.

ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

Ведущий:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)


Ведущий: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Ход праздника

Выходят ведущий и ведущая в русских народных костюмах.

Ведущий. Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать к чаю!

Ведущая.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущий . Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. (Обращается к ведущей.) Так о чём же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ведущая . Как о чём? О чае.

Ведущий . Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Ведущая. Или после бани...

Ведущий . Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас «чайная страна», и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие - это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Ведущая . Чайная церемония - это обряд, зародившийся в Китае ещё до нашей эры. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Ведущий . Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии. Сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека.

Ведущая. И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил чайник на праздничном столе, как и сто лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

Звучит «Русская плясовая». Вбегают скоморохи.

Скоморох 1.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние.

Торопись, честной народ!

Тебя развлеченье ждёт.

Скоморох 2.

Дорогих гостей

Ждёт множество затей:

В игры можно поиграть,

Силу, ловкость показать,

От души повеселиться,

Вкусного чайку напиться!

Ведущая.

Кто же из вас примет участие в состязании?

Что ж, друзья, давайте так:

Мой вопрос, а ваш ответ,

Отвечаете или нет.

Кто вопросы отгадает,

Со скоморохом поиграет.

Ведущая задаёт вопросы . Тому, кто правильно отвечает, даётся жетон.

1. Кто открыл чай? (Козы)

2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, предохраняет от простуды.)

3. Родина чая? (Китай)

4. Какой чай лучше: с добавками или без добавок? (Настоящий чай не должен иметь добавок.)

5. В чём хранят чай? (Лучше в стеклянной посуде с плотной крышкой.)

6. В какой посуде следует заваривать чай? (В фарфоровой или фаянсовой, так как она как бы смягчает воду.)

7. Из каких растений, цветов можно заваривать чай? (Роза, Иван- чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, лист малины и др.)

8. Чем можно заменить чай? (Черника - лист, плоды, шиповник, Иван-чай, лист смородины.)

9. Назовите сорта чая с добавками из лекарственных трав. («Элегия», «Идеал» и др.)

Ведущий.

Молодцы у нас ребята,

А девчата? И девчата!

Ну ни в чём не уступали,

Все вопросы отгадали.

И сейчас я приглашаю

Победителей подняться

Да сноровкой потягаться.

Ведущая. Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо сходить за водой.

Скорее к колодцу - воды набирайте,

Бегите к столу - самовар наливайте!

Проводится конкурс «Наливаем чайник».

На столах стоят чайники it чашки с водой. Участники переливают стаканами воду в четник. Выигрывает тот, кто быстрее справится и не прольёт ни капли. Скоморохи следят и выдают жетон победителю.

Ученик 1.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

Ведущий. Очень полезен для здоровья травяной чай.

Проводится конкурс «Узнай траву» (4-5 человек).

В розетки положить лекарственные травы, которые заваривают в чай, и разместить на столе. Под каждую розетку положить красиво оформленную салфетку с номером. Заготовить карточки, обозначив на каждой номер всех розеток. Раздать карточки, и в течение 5—7 минут каждый из них должен отгадать название травы.

За правильный ответ выдают жетоны.

Ведущая.

Пока самовар поспевает,

Хозяюшки дом убирают.

А ну-ка, веник берите,

Сюда бегите,

Чистоту наведите!

Проводится конкурс для девочек.

На полу лежат два обруча, в них кубики.

Их надо по одному заметать на совок и складывать в ведро.

Ведущий.

Самовар-то греется.

Вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя

Стол наш был накрыт.

Скоморохи и несколько детей сервируют столы к чаю.

Ведущая. Ну а какой же чай без частушек.

Девочки исполняют частушки.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки!

В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нём пенится!

Погляди-ка на себя -

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Ведущий.

Вот уже струится пар,

Закипает самовар!

Ведущая. А сейчас заварим чай. А что это за чай, вы должны угадать.

Проводится конкурс «Угадай, что за чай».

На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи - лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др. - каждый чайник пронумерован.

Участники по очереди пробуют чай и определяют, какой чай. Победитель получает жетон.

Ведущий. А теперь, дорогие гости, прошу вас к столу! Ведущая. А ребят, которые победили в наших конкурсах, мы награждаем связками баранок!

Ведущий . Сейчас мы с вами попьём чаю и посмотрим инсценировку стихотворения Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар».

Дети инсценируют стихотворение.

Иван Иваныч Самовар

Был пузатый самовар,

Трёхведёрный самовар.

В нём качался кипяток,

Разъярённый кипяток,

Лился в чашку через кран.

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошёл,

К самовару подошёл,

Дядя Петя подошёл.

Дядя Петя говорит:

Дай-ка выпью, - говорит, -

Выпью чаю, - говорит.

К самовару подошла,

Тётя Катя подошла,

Со стаканом подошла.

Тётя Катя говорит:

Я, конечно, - говорит, -

Выпью тоже, - говорит.

Вот и дедушка пришёл.

Очень старенький пришёл.

Он зевнул и говорит:

Выпить разве, - говорит, -

Чаю разве, - говорит.

Тут и бабушка пришла.

Очень старая пришла.

Даже с палочкой пришла.

И, подумав, говорит:

Что ли выпить, - говорит, -

Что ли чаю, - говорит.

Вдруг девчонка прибежала,

К самовару прибежала.

Наливайте, - говорит, -

Чашку чая, - говорит.

Тут и Жучка прибежала,

С кошкой Муркой прибежала,

К самовару прибежала,

Чтоб им дали с молоком,

Кипяточку с молоком,

Кипячёным молоком.

Вдруг Серёжа приходил,

Неумытый приходил,

Всех он позже приходил.

Подавайте, - говорит, -

Чашку чая, — говорит.

Наклоняли, наклоняли,

Наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар.

Наклоняем самовар,

Будто шкап, шкап, шкап,

Но оттуда выходило

Только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не даёт,

Опоздавшим не даёт,

Лежебокам не даёт.

Ведущий.

Всем спасибо за вниманье,

За игру, стихи и смех.

Ведущая.

Говорим мы: «До свиданья!»,

Снова в гости ждём вас всех.

Поделиться: