Вера православная - утреня. Во сколько начинается и заканчивается утренняя, вечерняя, субботняя, воскресная и ночная служба в церкви в будние и праздничные дни, Рождественская, на Крещение, Сретенье, Благовещенье, Вербное Воскресенье, Пасху, Радоницу, Тро

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету (см. таблицу в главе "Время совершения церковных служб") девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца - вечер, вторая - полночь, третья - петлоглашение, четвертая - утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в "Учительном известии".

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами - царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении "Помилуй нас, Боже" произносится всего четыре прошения, опускается ектения "Исполним вечернюю молитву", и вместо великого бывает малый отпу́ст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня - это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники - Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: "Аще волит настоятель, творим бдение". Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней - 68 бдений - "по изволению настоятеля", всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51).

Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней - в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров - в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого - в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста - в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы - диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

Находится везде и возносить молитвы к Нему можно в любом месте. Храмы, соборы, церкви - это небо на земле, где Господь пребывает особым образом, дарует Свою благодатную помощь в различных делах, утешает скорбящих, принимает от человека благодарность. Богослужения совершаются строго по уставу. Чтобы узнать, во сколько начинается служба в церкви, нужно позвонить или сходить в интересующий храм.

Как правило, общие молитвы совершаются утром, вечером, иногда днём. В посты, праздники или обычные дни расписание богослужений меняется. В монастырях живут по специальному режиму, работают Богу чаще и дольше. В особые периоды, например на Пасху и Рождество, литургия проходит ночью. Все богослужения подразделяются на:

  • суточные;
  • недельные;
  • годовые.

Все службы в полном объёме проходят в монастырях. В городских кафедральных соборах и больших храмах богослужения проходят ежедневно. Маленькие городские и сельские приходы составляют расписание служб исходя из имеющихся требований мирян и возможностей духовенства.

Богослужебный церковный год стартует 1 сентября по старому стилю, а все службы года выстраиваются в зависимости от главного праздника Пасхи. Суточное богослужение начинается с вечера, исходя из библейского сотворения Вселенной: сначала был вечер, а потом утро. Вечерня совершается в честь праздника или святого, вспоминаемых на следующий день по календарю. Ежедневно церковь творит память какого-либо события из земной жизни Господа, Царицы Небесной или Святых.

Каждый день богослужебной недели посвящён важному событию:

  • воскресенье - особый день, малая Пасха, воспоминание воскресения Христова;
  • понедельник молятся Ангелам;
  • вторник - святому пророку Иоанну Предтечи;
  • среда - вспоминаются предательство Господа Иудой и память Креста, день поста;
  • четверг - день Апостольский и святителя Николая;
  • пятница - служба в честь крестных страданий Господа и Животворящего Креста, день поста;
  • суббота - почитаются Божия Матерь, память святых и всех почивших православных христиан.

Современное вечернее богослужение состоит из:

  • вечерни;
  • утрени;
  • 1-го часа.

Вечерняя служба посвящена памяти событий из Ветхого Завета: о сотворении Богом мира, падении первых людей, законе Моисея, деятельности пророков. Православные христиане благодарят Бога за скорби и радости прожитого дня и просят благословения на предстоящие ночь и утро.

Многие интересуются вопросом: во сколько начинается вечерняя служба в церкви? В разных приходских храмах складывается своя традиция проведения общих молитв, но в среднем начало вечерни обычно приходится на временной промежуток с 15:00 до 18:00 по местному времени. Если есть желание поучаствовать в богослужении, не лишним будет заранее осведомится о более точном времени в конкретной церкви.

Сколько идет служба в церкви и от чего зависит её продолжительность

Богослужение имеет целью оторвать человека от земной суеты, прикоснуться к вечности. Оно наставляет в вере и молитве, располагает к покаянию и благодарению. Верующие общаются с Господом посредством общей молитвы, таинств. В церковных службах нет ни одного действия или слова, сказанного для красоты или неуместно, всё имеет глубокий смысл и символику. Сколько идет служба в церкви,будет зависеть от таких параметров, как:

  • приходской храм или монастырь;
  • тип службы (праздничная, великопостная обычная, всенощная, литургия и т. д.);
  • пение хора;
  • скорость ведения службы духовенством;
  • количество исповедников и причастников;
  • продолжительность проповеди.

В приходских храмах богослужения сильно сокращены ввиду многочисленных земных забот верующих мирян, в монастырях они проходят в полном объёме. Во время поста, особенно в Великий Пост, службы долгие, с чтением псалтыри и покаянных молитв. Церковные праздники проходят с особым величием и торжеством, с многочисленным духовенством и народом. Чем большее количество исповедников и причастников, тем продолжительнее соборное моление. Стиль ведения службы тоже имеет значение: в каких-то храмах хор поёт протяжнее и молитвы произносятся неторопливо, чётко, а где-то, наоборот, темп быстрее. После литургии священник в назидание верующим произносит проповедь о важных событиях данного дня или на тему отрывка из читаемого Евангелия. Один батюшка говорит долго, поучительно, с примерами из жизни, другой кратко, по существу.

Учитывая все эти моменты, церковная служба может идти от 1,5 до 8 часов. В среднем в приходских храмах в обычные дни молитва длится 1,5–3 часа, а на Святой Горе Афон и в других монастырях достигает 6–8 часов. Перед большими праздниками и воскресеньем всегда совершается всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, утреню и 1-й час. В обычных приходских храмах оно длится около 2–4 часов, в монастырях - 3–6 .

Во сколько начинается утренняя служба в церкви

В современной церковной практике утренняя служба состоит из:

  • 3-го часа (воспоминание схождения Святого Духа на апостолов);
  • 6-го часа (в память распятия Господа);
  • Божественной литургии (проскомидия, литургия оглашенных и верных).

Литургия или Евхаристия (Благодарение) - центральное богослужение в церкви, на котором происходит главное Таинство - Причастие Святых Христовых Тайн. Данное священнодействие было утверждено Самим Господом на Тайной вечере, накануне крестных страданий, и Он повелел творить сие в Его воспоминание.

В 4-м веке святой Василий Великий составил и записал чин Литургии, а позже святой Иоанн Златоуст предложил сокращённый вариант службы. В современной церкви до сих пор используются эти два чинопоследования. Литургия святого Василия Великого служится 10 раз в году: по воскресеньям Великого поста, кроме Вербного, в Великий четверг и субботу Страстной седмицы, 14 января (в день памяти святого Василия) и в праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

В Великий пост по средам и пятницам служат Литургию Преждеосвящённых Даров. Остальные дни в году совершается Литургия святого Иоанна Златоуста.

На Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Спасителя от рождения до вознесения. В древние времена такая служба называлась преломлением хлеба. В Священном Писании именуется трапезой или вечерей Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20).

Ответ на вопрос "Во сколько начинается утренняя служба в церкви?"будет зависеть от традиции, сложившейся на конкретном приходе, количества причастников и престолов в храме, но точно можно сказать, что литургия всегда совершается до полудня. В больших храмах с многочисленным приходом может быть и по три службы, начиная с 6 часов утра. Маленькие церкви с одним престолом не могут творить больше одной литургии в день. В среднем начало утреннего богослужения колеблется в промежутке от 06:00 до 10:00. Конкретное время всегда можно узнать в самом храме.

Молиться Богу можно везде, но храм - это особое место присутствия Божия. Любой человек, даже далёкий от церкви, войдя в дом Господень, почувствует особую благодать, обитающую там. Как и в любом общественном месте, в храме существуют важные правила поведения.

Подойдя к дому Божию, необходимо трижды перекреститься с краткой молитвой: «Господи, помилуй» или выучить специальную, которая читается на входе в церковь. Женщинам лучше надеть юбку или платье ниже колен и платки, плечи должны быть прикрыты. Мужчинам полагается входить в храм без головного убора в благопристойной одежде. Не разрешается разговаривать, тем более смеяться, особенно во время службы.

Приходить на службу лучше заранее, чтобы:

  • купить и поставить свечи;
  • написать записки за упокой и о здравии;
  • заказать молебен, сорокоуст, панихиду (по желанию);
  • приложиться к иконам, мощам, распятию.

Обязательно нужно поставить свечу к празднику на центральный аналой с иконой дня или святого, напротив иконостаса. За упокой ставят в отдельном месте (канун), обычно возле распятия. Остальные подсвечники все за здравие, как правило, возле иконы Пречистой Богородицы, святых или церковных праздников. Нет жёсткого правила, куда и сколько нужно ставить свечей или класть пожертвований: всё зависит от желания и возможностей человека.

Когда начинается служба, нужно встать на свободное место, внимательно слушать чтение и песнопения, стараться вникать и молиться вместе со всеми. С первого раза всё будет непонятно, но при желании можно почитать специальную учебную литературу и постепенно изучать богослужебное устроение в православной церкви. Хорошим правилом будет следить за действиями духовенства и мирян, креститься и делать поклоны вместе со всеми. Сидеть во время службы разрешается только тяжелобольным людям. Евангелие слушают с преклонённой головой, с особым благоговением. На Божественной литургии читаются вслух всеми присутствующими молитвы "Символ Веры" и "Отче наш", их нужно выучить наизусть.

Невозможно в рамках одной статьи освятить тему "Как проходит служба ", потому что в течение года проходит много разных богослужений, и все они отличаются друг от друга песнопениями и молитвами. А также есть особые службы в виде молебнов, панихид, которые идут по особому чину. Великопостные богослужения очень проникновенные, продолжительные, со множеством коленопреклоненных молений: в это время много читают и мало поют. Праздничные службы проходят при ярком освещении храма, величественно и пышно прославляются Господь, Божия Матерь, Святые, а человек получает утешение, радость, освящается благодатью.

Изображает начало истории человечества , первые дни грехопадения - вечер (конец) творения мира, сменившийся для человека после грехопадения темной ночью с лишением лицезрения светлого Лика Божия. Утреня изображает радостное и светлое утро -явление Христа миру. А во второй половине еще более светлое утро - воскресение Господне. Еще только начинает загораться заря на небе Вифлеема, еще не погасли звезды. И вот среди тихого неба - тихая песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение ». Родился Христос - этот момент и изображает начало утрени (малое славословие), момент радостный и светлый, но время полного торжества еще не настало. Христос, родившийся на земле, должен пройти ради нас скорбный путь жизни в зраке раба и еще более скорбный путь Голгофы, пока не войдет в радость воскресения и не введет в нее нас. Памятуя это, мы в тишине еще не окончившейся ночи прибегаем смиренные, как вифлеемские пастухи, к святым яслям с воплем покаяния в словах ексапсалмия (шестопсалмия).

В церкви полумрак, чтобы сильнее падали в тишине и мраке на сердце огненные слова псалмопевца Давыда. Православная Церковь избрала для шестопсалмия псалмы такого характера, чтобы дать молящимся почувствовать с возможной полнотой и живостью падшее состояние человека, пробудить в них чувства греховности и безответности перед судом святости и правды Божией, страх вечной погибели в отчуждении от любви Божией, живое желание и надежду спасения в Боге, в Божией бесконечной милости, всепрощающей, очищающей от грехов, возвращающей к жизни из области смерти, возрождающей своей бесконечной отеческой любовью. Это псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Точно «горящий уголь» падают пламенные слова пророка на душу, расположенную слушать и вдумываться в «песни покаяния».

Плача у яслей Господа о своих грехах и умоляя о помиловании (и в псалмах, и в великой ектении, следующей за шестопсалмием), верующие ликуют о рождении Господа: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядыи во имя Господне », - приветствует хор Родившегося ради нашего спасения Христа. И поется тропарь дня, праздника или святого. Затем снова святая назидательная Псалтырь. На воскресной утрени всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых святой пророк Давыд подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (псалом 21-й), о смерти, сошествии в ад и воскресении (псалом 15-й), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (псалом 23-й). Последний псалом уже полон ликования. Господь Победитель открывает двери рая, входит Сам и открываете их для верных своих. Откройтесь двери: идет Царь Славы. Кто Сей Царь Славы? Господь Сил: Он Царь Славы (пс. 23-й). И еще светлее становится настроение молящихся.

Полиелей (Полиелеос)

Начинается полиелей. Полиелей значит «многомаслие », то есть обильное освещение. В то же время слово «полиелей » можно перевести как «много милости». И то и другое название подходит к той части праздничной утрени, которая называется полиелеем. По уставу в это время зажигаются обильные светильники . Отсюда - «многомаслие ».

Полиелей - это и пение псалмов 134 и 135 , в которых неоднократно повторяется «яко в век милость Его », то есть повторяется много раз слово «милость ». Открыты Царские врата - в знак того, что открыт гроб Христов, и через Воскресение Христово открыты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воскресения.

В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжество хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц и радостная весть ангелов мироносицам: «Сонм ангелов удивился, увидев Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но разрушившего силу смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. Зачем вы, ученицы, мешаете миро со слезами жалости, - вещал мироносицам блистающий во гробе ангел, - видите вы этот гроб (без Мертвеца) и знайте, что Спаситель воскрес от гроба».

«Ранним утром мироносицы в слезах спешили к Твоему гробу, но им предстал ангел и сказал: «Время плача кончилось: не плачьте, но возвестите апостолам о Его воскресении».

«Мироносицы-жены с миром пришедшие к Твоему гробу, Спаситель, рыдали, но ангел им сказал: «Что вы считаете Живого между мертвыми, Он, как Бог, воскрес от гроба ».

«Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице, во едином существе, взывая с серафимами: Свят, Свят, Свят, - Ты Господи. Родивши подателя жизни, Дева, Ты избавила Адама от греха и даровала Евве вместо печали - радость, воплотившийся же из Тебя Бог и Человек возвратил (направил к жизни) тех, которые от нея отпали ».

Антифоны

В воскресный день, после тропарей «Благословен еси Господи» и малой ектении, поют антифоны или степенны. С древности эти песнопения так называются потому, что антифоны пелись на два хора, а степенными называются потому, что смысл этих песнопений взят из 15 псалмов, называвшихся степенными - песнями степеней. Эти псалмы, 119-132, пелись в ветхозаветной Церкви на 15 ступенях входа в Иерусалимский храм, по псалму на каждой ступени.

Части этих псалмов соединены со стихами, составленными святым Иоанном Дамаскиным и иноками Студийской обители. Степенны-антифоны изображают чувства сынов Израиля, возвращающихся из плена вавилонского в землю отцов. В этих псалмах выражаются чувства души, желающей освободиться из плена греховного - из рабства диаволу, чтобы вселиться в обители, открытые нам воскресением Христовым. Здесь душа возносит к Господу то скорбный вопль об освобождении от страстей и наветов вражиих, то молитву надежды на милость Божию, то сетование о своей нечистоте душевной, то радость о служении Богу в Церкви, то страх перед судом Божиим, то всецелое упование на милосердие Спасителя:

«От юности моея мнози борют мя страсти: но Сам мя заступи и спаси мя, Спасе »

«Ненавидящии Сиона (Церковь Христову) посрамятся от Господа, яко трава бо во огневи будут изсохшая (потому что, подобно траве, сделаются добычею огня)».

«Святым Духом всяка душа живится (получает новую жизнь) и чистотою возвышается и светлеется Троическим единством священнотаино (таинственно просвещается Святою Троицею)».

--------
Библиотека Русской веры

Чтение Святого Евангелия и изнесение его на середину храма

Далее, в порядке утрени, следует чтение Евангелия. На воскресной утрени Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам. Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним, и потом износится на середину храма для поклонения и лобызания верующими и пребывает на середине храма, пока все верующие не приложатся к нему.

При изнесении Евангелия из алтаря верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Исусу ». Таким образом, изнесение святого Евангелия из алтаря на середину храма во время воскресных всенощных бдений знаменует то, что Воскресший Господь является и нам недостойным, подобно тому, как Он являлся по воскресении Своем женам-мироносицам и святым апостолам по Своему неложному обетованию : «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века » (Матф. 28, 20).

Изнесение иконы

В праздники Господни, Богородичны и святых во время полиелея износится на середину храма икона праздника или святого и перед ней поется величание празднику . Святая икона Пресвятой Богородицы находится среди храма, посреди нас для того, чтобы напомнить нам, что Владычица мира Сама всегда среди нас, как сердобольная Мать среди своих детей, как светлая всемогущая Царица среди своих верных слуг. Она около всех, верных Евангелию Ее Сына, и готова на помощь каждому, кто прибегает к Ней в своих скорбях и напастях.

После стихеры «Воскресение Христово видевше» полагается чтение псалма 50-го . Затем п оется: Слава. «Молитв ради апостол, Милостиве, очисти множество согрешений наших». И ныне. «Молитв ради Богородицы». Стих: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и по многим щедротам Твоим очисти беззакония моя, Боже Спасе мой». Далее поется стихера (так называемая по 50 псалме): «Воскрес Исус от гроба, яко же прорече, и дарова нам живот вечный, мир и велию милость». В праздничные дни вместо этой стихеры поется стихера празднику. Диакон возглашает ектению - молитву: «Спаси Боже люди своя». Потом следует пение канона.

Пение канона

Канон (правило) есть собрание духовных песней, составленных по образцу песней ветхозаветных и указывающих на них своим содержанием.

Образцом первой песни канона служит песнь святого пророка Моисея , в которой он прославляет Бога за избавление от фараона, потонувшего с войсками в морской пучине (Исход, гл. 15): «Пою Господа, ибо Он высоко превознесся. Коня и всадника ввергнул в море. Он Бог и прославлю Его ».

Образцом второй песни , которая поется только в святую Четыредесятницу, служит обличительная песнь пророка Моисея народу израильскому: «Внимай, небо: я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих » (Втор. 32).

Третья основана на песни святой Анны , матери Самуила, которая хвалит Господа за дарование ей сына. И молилась Анна: «Возрадовалось сердце мое в Господе и вознесся род в Боге моем ».

Четвертая берет содержание из песни пророка Аввакума , изображающего грозное шествие Господа для суда над людьми: «Господи, услышал я слух Твой и убоялся ».

Образец пятой - песнь пророка Исаии (гл. 26), изображающего грядущее царство Мессии, Который судит грешных и воскрешает праведных.

Источник шестой песни - молитва Ионы , восхвалявшего Господа из чрева кита: «К Господу воззвал я в скорби моей, - и Он услышал меня. Из чрева преисподней возопил, - и Ты услышал глас мой » (Иона, 2, 3). Иона, как известно, был прообразом воскресшего Христа.

Седьмая песнь заимствует свое содержание из песни трех еврейских отроков - Анании, Азария и Мисаила , вверженных в разожженную печь по повелению Навуходоносора и оставшихся невредимыми. Она выражает сокрушение о грехах еврейского народа и торжественное прославление Бога Истинного (Дан. 3, 26-27). В печи раскаленной, но не опаляющей трех отроков, Церковь видит прообраз безсеменного и девственного зачатия и рождения Исуса Христа, прославляет всемогущество Спасителя и молит Господа об озарении нас светлым огнем Божества.

Восьмая песнь берет свое содержание из второй половины песни трех отроков. В этой половине песни содержится призывание всей твари к прославлению Господа (Дан. 3,59).

После восьмой песни канона поется песнь Богородицы : «Величает душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем » с новозаветным припевом в честь Богоматери: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, девственно (без болезни и греха) родившую Бога Слово, истинную Богородицу, Тебя величаем» (песнь приводится в русском чтении).

Песнь «Честнейшую» сочинена была Козьмой Маюмским в самый Великий пяток, в день особой скорби для Матери Господа Исуса. Пречистой весьма благоугодна была эта песнь, и Она явилась преподобному с лицом светлым и радостным и сказала ему: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою ».

В девятой песни Церковь прославляет Святую Деву , Матерь пришедшего в мир Спасителя.

В середине кафизм и по шестой песни канона полагается чтение учительного Евангелия и Пролога. Этим Церковь вводит нас в суть воспоминаний праздника и готовит к разумному слушанию Евангелия на следующий день.

Стихеры на хвалитех и великое славословие

После канона, завершаемого малой ектенией, диакон на воскресной всенощной возглашает: «Свят Господь Бог наш». Потом поютсяхвалитные псалмы 148-150.

Далее следует пение стихер «на хвалите», оканчивающихся песнью в честь Божией Матери (Богородичен): «Ты выше всех хвалебных песней, Дева Богородица. Ибо чрез воплотившегося из Тебя взят в плен ад, вызван (из ада) Адам, уничтожено проклятие, освобождена Евва, умерщвлена смерть и мы получили жизнь (в союзе с Богом). Поэтому мы, воспевая, взываем: «Слава Христу, нашему Богу, оказавшему такое благоволение ».

«Слава показавшему нам свет» - возглашает священник. Христиане отвечают великим славословием: «Слава в вышних Богу».

В древней Церкви, в катакомбах, бдение продолжалось до утра. И возгласом «Слава показавшему нам свет» священнослужитель возвещал о появлении утренней зари или солнца. Мы благодарим Господа за то, что Он показал нам свет Богопознания, дал свет веры, осиял лучезарным сиянием Лика своего и Евангелия: «Слава Богу на небесах, мир на земле, в людях благоволение. Мы хвалим Тебя, благословляем, кланяемся, славословим и благодарим за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель. Господи, Сын Единородный и Святыи Дух. Господи Боже, Агнец Божии, Сын Бога Отца, принявший грех мира, помилуй нас. Принявший грехи мира прими молитву нашу; Сидящий одесную Отца помилуй нас, потому что Один Ты свят, Один Ты Господь Исус Христос, в славу Бога Отца, Аминь. Всякий день мы будем благословлять Тебя и прославлять Имя Твое вечно и во все времена ».

Заканчивается славословие пением «Святыи Боже». Эта мольба о помиловании, которая сама по себе отдельно выражает самоосуждающее покаяние, глубочайшее смирение, страх погибели и самое чувство погибельного состояния, здесь, в связи с ангельским славословием Богу-Спасителю, получаетдругой смысл и тон - выражает радость об открывшемся спасении, сердечную жажду благодатного помилования, благоговейную готовность всеми силами души служить милующему Богу.

После славословия поется тропарь праздника или (в воскресенье) особые тропари, прославляющие воскресение Христа, разрушившего смерть и осиявшего мир светом Своим через проповедь святых апостолов. Затем следуют две ектении: «Помилуй нас Боже» и «Исполним заутренния молитвы». Молитва главопреклоненная и, после обычного конца, отпуст . Далее следует первый час .

Утреня бывает вседневная и полиелейная или праздничная. Вседневная утреня совершается в те дни, в которые и вседневная вечерня, а полиелейная - в дни празднуемых святых.

Порядок утрени вседневной

По совершении полунощницыиерей возглашает: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; Трисвятое; по «Отче наш»

Иерей: «Яко Твое есть царство»;

Чтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся»; псалом 49-й: «Услышит тя Господь в день печали»; псалом 20-й: «Господи, силою Твоею возвеселится царь»

Во время чтения псалмов иерей совершает каждение храма;

Слава и ныне; Трисвятое; по «Отче наш»; тропари: «Спаси Господи люди Своя; Слава: «Вознесыися на крест волею»; и ныне: «Предстательнице Страшная и непостыдная»; ектения краткая: 1) «Помилуй нас, Боже», 2) о стране и 3) за всю братию и за всех христиан;

Иерей: «Слава Святей Единосущной»;

Чтец: «Аминь» и чтет шестопсалмие (ексапсалмы); великая ектения; «Бог Господь» на глас тропаря; тропарь по уставу; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню; кафизмы. Между кафизмами малая ектения и седальны из Октая. После последней ектении и седальнов псалом 50-й: «Помилуй мя Боже». Канон в Октае и Минеи. Ирмосы канона из Минеи поются вместо катавасии. После 3-й песни ектения малая и седальны в Минеи; после 6-й песни ектения малая; кондак и икос в Минеи;

После 8-й песнииерей возглашает: «Богородицу песньми возвеличим»;

Певцы поют песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа» с припевами «Честнейшую Херувим». Во время пения «Честнейшую» иерей или диакон кадит алтарь и храм. После канона: «Достойно есть»; малая ектения; светильны по уставу; хвалитные псалмы. Далее: «Тебе слава подобает».

Затем чтец продолжает: «Слава показавшему нам свет» и читает «великое славословие». Ектения: «Исполним заутрения молитвы». Стихеры на стиховне из Октая. Читается: «Благо есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь и Богородичен из Минеи. Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После ектении иерей возглас ичтец: «Аминь»; «Приидите поклонимся», 3 раза, и читает псалмы первого часа.

Полиелейная утреня

Полиелейная утреня до кафизм включительно отличается от вседневной только тем, что после кафизм седальны читаются из Минеи. Затем после последней, то есть второй кафизмы, порядок утрени идет уже не такой, как на вседневной, а именно: после малой ектении и седальна по 2-й кафизме поется «полиелей» и «величание» перед праздничной иконой.

На полиелей открываются Царские двери и иерей с диаконом кадят алтарь, весь храм и народ.

После Евангелия Царские двери закрываются, а на великое славословие опять открываются до первого часа. После полиелея - малая ектения; седален из Минеи; первый антифон степенны 4-го гласа: «От юности моея»; прокимен;

Иерей: «Яко свят еси Господи Боже наш»;

Певцы: «Аминь» и «Всякое дыхание»;

Диакон: «И о сподобитися нам» и проч.

Иерей читает Евангелие.

После Евангелиячитается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже».

Поется: Слава: «Молитв ради апостол (или других святых, соответственно праздника), Милостиве очисти», и ныне: «Молитв ради Богородицы, Милостиве очисти»; стих: «Помилуй нас, Боже»; стихера из Минеи.

Диакон чтет молитву: «Спаси, Боже, люди Своя»;

Певцы: «Господи помилуй» 12 раз;

Иерей: «Милостию и щедротами»;

Певцы: «Аминь» и поется канон. Канонов два: первый Богородичный на 6, второй праздника из Минеи на 8. Катавасия по Уставу. После канона хвалитные псалмы и стихеры «на хвалитех».

После стихер иерей возглашает: «Слава показавшему нам свет»;

Певцы поют великое славословие. После славословия - тропарь праздника. Две ектении «Помилуй нас Боже» и «Исполним заутренния молитвы», «Утверди Боже».

Затем диакон возглашает: «Премудрость»;

Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;

Певцы: «Честнейшую»;

Иерей: «Слава Тебе Боже наш, упование наше, слава Тебе»;

Певцы: Слава, и ныне, «Господи помилуй», 2 раза, и «Господи благослови»;

Иерей: отпуст по уставу;

Чтец: «Аминь» и следует чтение первого часа .

Расписание общественных богослужений в храмах.

Во сколько часов начинается и заканчивается утренняя ранняя и поздняя служба в церкви?

Важно: каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений! Общего расписания для всех храмов не существует!

Две литургии, ранняя и поздняя, служатся по большим христианским праздникам и воскресным дням в храмах, имеющих большие приходы.

Ранняя служба совершается в 6-7 часов утра, поздняя - в 9-10 часов утра. В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра - для поздней.

Длительность общественного богослужения 1,5-2 часа. В некоторых случаях длительность утренней литургии может составлять 3 часа.

Во сколько часов начинается и заканчивается вечерняя и ночная служба в церкви?

Вечернее общественное богослужение служится не ранее 16:00 и не позднее 18:00. Каждый храм составляет свое расписание.

Длительность богослужения составляет 2-4 часа и зависит от значимости приближающегося праздника. По Уставу вечерня может быть вседневной, малой и великой.

Вседневная вершится в будние дни, если на них не выпадает праздник с полиелеем или бдением.

Малая является частью Всенощного бдения. Великая служится в большие праздники и может отправляться отдельно или объединяться с утреней.

Мир изменяется, и эти изменения влияют, в том числе, и на церковный Устав. Ночные или всенощные бдения редко длятся от трех до шести часов (для монастырей). В обычных храмах длительность ночной службы 2-4 часа.

Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви сегодня: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу?

Причастие и окончание Литургии

Суточный круг церковных богослужений состоит из девяти разных служб. Сюда входят:

  • Вечерня - с 18:00 - начало круга,
  • Повечерие,
  • Полунощница - с 00:00,
  • Утреня,
  • 1-й час - с 7:00,
  • 3-й час - с 9:00,
  • 6-й час - с 12:00,
  • 9-й час - с 15:00,
  • Божественная литургия - с 6:00-9:00 и до 12:00 - не входит в суточный круг богослужений.

В идеале в каждом действующем храме эти богослужения должны отправляться ежедневно, однако, на практике суточный круг свершается только в больших храмах, кафедральных соборах или монастырях. В малых парафиях обеспечить постоянное богослужение в таком ритме невозможно. Поэтому каждый приход определяет свой темп, согласовывая его со своими реальными возможностями.

Из этого следует, что точное расписание богослужений нужно узнавать в храме, который вы собираетесь посетить.

Примерное время проведения утренних и вечерних служб приводится в начале статьи.

Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви?

Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 (как принято в мирской жизни), а 18:00 (предыдущего календарного дня).

Что это значит?

Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее - заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия.

Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также - всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших.

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви в воскресенье?

Первое воскресное богослужение начинается в субботу после 18:00, а последнее - заканчивается в воскресенье до 18:00. Воскресные богослужения наполнены темой Воскресения Господнего. Именно поэтому воскресные службы, особенно Божественная Литургия, являются самыми знаковыми в седмичном цикле богослужений.

Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание

Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи.

Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует!

Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» - особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню.

Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются.

Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения.

Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?



Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя
  • Служба 1-го часа. Время - с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
  • Служба 3-го часа. Время - с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
  • Служба 6-го часа. Время - с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
  • Служба 9-го часа. Время - с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
  • В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
  • Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
  • Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма - с 17:00 до 23:00.

Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких - 1,5-2 часа.

О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.

О народных традициях празднования Рождества можно прочитать .

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник?

Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения.

В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого. После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие.

В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться.

19 января служатся утреннее и вечернее богослужения с обязательным последующим водоосвящением.

Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Сретение?

Сретение завершает Рождественский круг православных праздников. Дата празднования - 15 февраля.

После торжественной утренней литургии проводится обряд освящения воды и свечей.

Обязательно уточните время проведения литургии в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Благовещенье?



Поздравление с Благовещением

Благовещение празднуется 7 апреля. Однако верующим стоит посетить вечернюю службу 6 апреля. В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения.

7 апреля служатся ранняя и/или поздняя литургии с обязательным исповеданием и причащением мирян.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье?

Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю.

Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу. Лазарева суббота - день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки.

В Вербное Воскресение совершаются ранняя и/или поздняя литургии с последующим освящением вербы.

Время богослужений зависит от внутреннего устава храма.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху?

Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений!

Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения (16:00-18:00). В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей.

Затем начинаются всенощные бдения с обязательным крестным ходом в 24:00.

После бдений и утрени служится Божественная Литургия с последующим благословением куличей. Как правило, благословение происходит при первых лучах солнца.

Вечером в Светлое Христово Воскресение правится и вечерняя служба. Однако куличи уже не благословляются.

Красивые поздравления с Пасхой можно найти .

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Радоницу?



Значение праздника Радоница

Радоница - особый праздник, который связывает прошлое и будущее. В этот день принято поминать усопших родных и близких.

Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения.

Намедни совершается вечернее богослужение, а с утра ранняя и/или поздняя литургия. Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений - все зависит от внутреннего устава храма.

Кроме того, уставами многих храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах.

Больше информации о Радонице .

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Троицу?

Дата празднования Троицы или Пятидесятницы зависит от даты Светлого Воскресения.

Важно: в преддверии праздника Троицы обязательно устраивается Троицкая Родительская Суббота, особенностью которой является специальное заупокойное богослужение. Это специальная Заупокойная Литургия, после которой можно и нужно посетить кладбище и помянуть усопших.

Вечер Родительской Субботы отмечен праздничным Всенощным бдением.

В воскресенье совершаются ранняя и/или поздняя праздничные литургии. Во многих храмах освящаются букетики из веточек и лекарственных трав.

Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить!

Советы о том, как говорить с детьми о Троице .

Года поможет вам не пропустить знаковые богослужения.

Видео: Как вести себя в Храме?

Нижеизложенное вседневное богослужение – вечерня и утреня, совершаются в седмичные дни, то есть с понедельника по субботу в так называемые период пения Октоиха. В этот период не входит время от начала Великого поста до Недели Всех Святых, а также пред- и попразднства Двунадесятых праздников, когда вечерня и утреня в большей или меньшей степени отличаются от вседневных. В период пения Октоиха вседневное богослужение не совершается, если святой в Минее имеет какой-либо праздничный знак и служба идет праздничным порядком.

Вседневная (будничная) вечерня

С вечерни начинается суточный богослужебный круг . Богослужение – вечерня (и, по современной практике, утреня с 1-ым часом) в честь какого-либо праздника или святого совершается накануне праздника вечером . Характер и содержание песнопений и молитв вечерни прекрасно переданы митрополитом Вениамином (Федченковым): «Там почти нет хвалебного элемента. …Объясняется это просто. Человек к вечеру устал: и телесно – от работы, и душевно – от забот, скорбей и духовной борьбы. Поэтому ему трудно славословить, легче каяться, сокрушаться, хочется мира, отдыха, покоя. …Потому здесь поется «Свете Тихий…» …Поэтому так уместна здесь примиренная, предсмертная песнь Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». …Характер вечерни… мирно-покаянный . …Кстати, какие утешительные, успокаивающие, обнадеживающие все прокимны на вечерне…».

Существует несколько видов вечерни :

    Малая вечерня . Краткая служба, которую полагается совершать перед всенощным бдением. В современной практике почти нигде не совершается (исключение - Св. Гора Афон).

    Вседневная или будничная вечерня . Совершается в седмичные дни, если нет памяти святого, имеющего знак полиелей и бдение.

    Великая вечерня . Совершается в воскресные дни, Двунадесятые и великие праздники и дни памяти святых, имеющих знак полиелей и бдение.

Порядок совершения вседневной вечерни изложен в 9-й главе Типикона ,где перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также его можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной вечерни

103-й псалом – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Господи, воззвах…» – Ч, неизменяемое

стихиры «на Господи, воззвах» – О и М, изменяемое

«Свете Тихий…» – Ч, неизменяемое

Прокимен – Ч, Сл, неизменяемое

«Сподоби, Господи…» – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

«Ныне отпущаеши…» – Ч, неизменяемое

Тропарь – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) вечерни

Свящ.: "Благословен Бог наш..."

Начало обычное, если не читался 9-й час

"Приидите, поклонимся..." (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

"Господи, воззвах..." [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

Стихиры со стихами на 6: 3 стихиры Октоиха

3 стихиры святому Минеи

* (если в Минее служба двум святым, то: 3 стихиры 1-му св., 3 стихиры 2-му св.)

Слава: святому Минеи (если есть)

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Свете Тихий…"

Прокимен дня

"Сподоби, Господи…"

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то, после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи,

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Ныне отпущаеши…"

Трисвятое по Отче наш

Тропарь святому Минеи

Слава, и ныне: Богороднчен (по гласу тропаря св. из 4-го приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то тропари поются в следующем порядке:

Тропарь 1-у св.,

Слава: тропарь 2-у св.,

И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Окончание: С.: "Премудрость"

Х.: "Благослови"

С.: "Сый благословен..."

Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

__________________________________________________________________

В современной практике к будничной вечерне присоединяется будничная утреня, поэтому после «Утверди, Боже…» следует возглас утрени «Слава Святей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: "Пресвятая Богородице, спаси нас"

Х.: "Честнейшую Херувим..."

С.: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Х.: "Слава, и ныне... Господи помилуй (трижды) Благослови"

С.: произносит отпуст

Х.: "Великого Господина..."

Поделиться: