Успение Богородицы – история праздника. О запретах на праздник успения пресвятой богородицы Успение божьей матери 28 августа

Праздник Успение Пресвятой Богородицы восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами. Согласно Нового Завета, после Вознесения Иисуса Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14).

Праздник Успение Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери - событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу. Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших. Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо. Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа - Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

В V веке на месте погребения был возведен храм. На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней. "О, дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!".

28 августа отмечается один из величайших православных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Христиане в этот день вспоминают земную жизнь Богоматери и светлый переход на небеса. Перед празднованием этого светлого дня верующие соблюдают двухнедельный (с 14 по 27 августа). Во время поста они отказываются от скоромной пищи и все свободное время проводят в молитвах.

Слово «успение» на русский язык переводится как «смерть». И хотя для многих людей кажется абсурдным праздновать такое событие, потому что для большинства оно ассоциируется с тоской и сердечной болью, но глубоко верующие христиане знают, что это всего лишь переход от земной жизни к небесной. Людям нужно бояться не смерти, а поступков, которыми было наполнено их земное существование.

Успение празднуется ещё с древних времен. В IV веке византийский император Флавий Маврикий ко дню своей победы над персами приурочил празднование Успения Пресвятой Богородицы, сделав это событие одним из самых значимых церковных праздников.

Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

После смерти и Воскресения Иисуса Матерь Божья находилась в Иерусалиме. Во время Великого гонения на Христиан Она переехала в Эфес, где часто посещала праведного Лазаря и гору Афон, которую она благословила для проповеди слова евангельского.

Незадолго до смерти Богоматерь снова прибыла в Иерусалим. Здесь Она постоянно молилась и посещала места, связанные с важными жизненными событиями Спасителя. В один из дней перед ней предстал Архангел Гавриил, который известил Её о том, что через три дня Она покинет землю и поднимется на небеса к Сыну Своему.

Перед смертью Богоматерь всё Своё скромное имущество завещала Своим прислужницам – вдовицам. Велела после кончины захоронить Себя в Гефсимании рядом с родителями.

В день Успения в Иерусалиме собрались для прощания с Богородицей практически все апостолы. Во время Её ухода сам Христос в окружении многочисленных ангелов предстал перед Ней. Богоматерь обратилась к нему с молитвой и попросила благословить всех тех, кто чтит Её память. Свою душу в руки Господа Она отдала в радости и благодати.

На протяжении трёх дней и трёх ночей у гроба Божьей матери пребывали апостолы, воспевая псалмы. На третьи сутки к ним пришло утешение от Великого образа Матери Божьей и Её слов, призывающих всех возрадоваться, потому что теперь Она будет всегда со всеми. После утешительного изречения тело Богоматери покинуло землю, и было вознесено на небеса.

28 августа: традиции и обычаи дня

С 28 августа фактически наступает начало осени и начинается молодое бабье лето (по ). Поэтому в этот день предсказывали погоду на старое бабье лето, которое начиналось 14 и заканчивалось

Для земледельцев этот праздник являлся знаковым. Он завершал сезон летней полевой страды. По этому случаю в деревнях вскладчину организовывали большой «успенский» пир. Каждый житель из дома приносил напитки и угощения, которые предварительно благословлялись в храме. Также в церковь для благословения и освящения приносили колосья и семена разных хлебов. В поле оставляли горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы в следующем году был хороший урожай ». Последний сжатый сноп во многих местах хранили до Нового года. Его называли «именинник», наряжали в сарафан и несли на пир.

Праздновать начинали с вечера. Утром все работали в поле. На Успение помогали в уборке урожая нуждающимся. Всем миром оказывали помощь трудолюбивым семьям, которые не успевали своими силами собрать урожай. А вот лентяев крестьяне не любили. Считали, что они сами виноваты в своих бедах.

Существует поверье, что с этого дня солнце начинает засыпать: светит не так ярко, как в середине лета, и греет меньше. С каждым днем становится все холоднее. Перелетные птицы готовятся к отлету на юг.

Начиналась пора свадеб и молодежных посиделок. Девушки присматривали себе женихов. Считалось, что если с Успения не присмотришь, то зиму в девках проведешь. Женщины принимались за рукоделие.

На Успение было принято солить огурцы. В народе говорили: «На Успение огурцы солить, на капусту рубить» .

Наши предки издавна любили квашенные, соленные и моченные овощи и фрукты, а также разнообразные маринады. Они веками бережно собирали рецепты и знали секреты удачной засолки огурцов.

Во-первых, внимательно нужно отнестись к выбору сорта огурцов. Все сорта делятся на салатные, универсальные и консервные. В консервных сортах тонкая кожица и большое содержание сахара. Такие огурцы получаются самыми вкусными, потому что рассол легко проникает вовнутрь. Отдавать предпочтение нужно свежему сырью. Чем свежее овощи, тем вкуснее продукт.

Во-вторых, важным составляющим для приготовления заготовок на зиму является вода. Лучше всего подходит родниковая или колодезная. А вот вода из-под крана не всегда годится. Из-за мягкой огурцы потеряют свою упругость, а жесткая прибавит соленьям неестественный привкус металла.

В-третьих, важны и специи, которые будут использоваться во время засолки. На Руси использовали чеснок, укроп, хрен (усиливает вкус), петрушку (делает вкус пряным), мяту (делает вкус более свежим). Укроп применяли с мягкими зелеными семенами. Он наиболее душистый. Предпочтение отдавали свежим специям.

Идеальной ёмкостью для засола является дубовая бочка. Бочковые огурцы более ароматные. Хранили бочку с огурцами в прохладном и сухом месте. Если на поверхности рассола появлялась плесневая пленка, её удаляли и посыпали рассол горчичным порошком.

28 августа: приметы дня

  1. Если молодое бабье лето теплое, то на старое жди ненастье.
  2. Если на Успение появится радуга, то осень будет теплой и затяжной.
  3. Если много паутины, зима будет морозной и ясной.
  4. После захода солнца около земли появляется туман, который к рассвету рассеивается к дождю.
  5. Полевые цветы пахнут сильнее обычного – к ненастью.
  6. Сон с 27 на 28 августа вещий. Он может сбыться на двадцать четвертый день. Сновидение, увиденное днем 28 августа, исполнится, но не скоро. Никакой опасности оно не несёт.

Люди, родившиеся 28 августа, практичные и находчивые. Их силе воли и усердию можно позавидовать. Им следует носить сфалерит и алмаз.

Видео: церковный календарь на 28 августа



Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2

В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.

Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. – сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице.

Один из них – Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Святой Амвросий, говоря о жизни Владычицы нашей на земле, так описывает дивные душевные качества Пресвятой Богородицы:

– Она Дева не только по плоти, но и по духу: смиренна сердцем и не тороплива в речи; слова Ее полны Божественной мудрости; Она почти постоянно в чтении святого Писания и неутомима в трудах; целомудренна в беседах, говоря с людьми, как пред Богом; никого никогда Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы и убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь, но всё, что ни видела, покрывала Своею любовью; из уст Ее никогда не исходило слова, не приносившего благодати; во всех делах Своих Она являла образ высочайшего девства. Внешний вид Ее был отображением внутреннего совершенства, – благости и незлобия.

Так говорит святой Амвросий. Описание святости душевной и внешнего вида Богоматери встречаем также у Епифания и Никифора:

– Во всяком случае Она сохраняла досточтимую сановитость и постоянство; говорила очень мало, только о необходимом и добром, – слова Ее были сладостны для уха; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь. Рост Ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы светло-русые и несколько златовидные; взгляд быстрый, проницательный; глаза, цветом напоминавшие масличный плод; брови немного наклоненные, темные; нос средний; уста, подобные цвету розы и сладкословесные; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые; в Ней не было никакой гордости, во всем простота, без малейшего притворства; Она была чужда всякого потворства, являя, в то же время, пример высочайшего смирения. Одежды Ее были просты, без всяких искусственных украшений, как о том говорит сохранившийся доселе покров Ее главы, – словом, во всем у Ней проявлялась проникавшая Ее Божественная благодать.

Так повествуют Никифор и Епифаний о душевном и телесном образе Пресвятой Богородицы во время жизни Ее на земле.

Теперь же о Матери Божией, водворившейся в небесных обителях и стоящей одесную престола Божия, могут поведать только небесные духи, да души праведных, предстоящие Богородице и наслаждающиеся лицезрением как Бога, так и Пречистой Девы; они лишь могут сказать нам о Ней, как того требует Ее святость. Мы же, славя Отца, Сына и Святого Духа, Бога единого в Троице, славим по Бозе и Его Пречистую Матерь, и Ей, от всех родов славимой и блажимой во веки, поклоняемся усердно.

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

В этот день Святая Церковь совершает празднование Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - самый главный праздник в Ее жизни и главный праздник в жизни каждого из нас. Пресвятая стремилась к нему всю жизнь, с того момента, когда трагически умер на кресте Ее возлюбленный Сын, Господь и Бог наш Иисус Христос. Мария много лет ждала, когда Ее душа выйдет из тела и войдет в вечность, где встретит Божественного Сына и Господа.

«Кто-то скажет: странные люди, эти христиане, для них Успение, то есть смерть Матери их Бога, - праздник. Но в том-то и дело, что не смерть. Ведь любой христианин знает, что смерти не существует. Тем более для Богородицы.

В Евангелии о жизни Девы Марии после Распятия Иисуса говорится совсем немного. По просьбе Спасителя, обращенной Им с Креста к Своему апостолу, после завершения земной жизни Христа Иоанн Богослов «взял Ее к себе», то есть на свое попечение. Богородица постоянно находилась с апостолами, и в день Пятидесятницы, как и на учеников Христа, на Нее сошел Святой Дух.

Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания», - писал в V веке Иерусалимский Патриарх Ювеналий.

Из церковного Предания известно, что Богородица после распятия Спасителя жила в Иерусалиме в доме родителей Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась. В период очередных гонений на христиан Дева Мария вместе с Иоанном Богословом уехала в Эфес (на территории современной Турции), где и прожила несколько лет. Потом снова вернулась в Иерусалим. Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах. Убеждать людей в истинности пути ко Христу Она могла и без всяких слов: одного взгляда на Нее было достаточно, чтобы все понять.

Однажды во время молитвы у Гроба Господня к Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Так он сообщил Деве Марии, что Ее земные дни сочтены. О полученном от Ангела известии Дева Мария сказала Иосифу Аримафейскому, который был одним из учеников Иисуса, но в число апостолов не входил. По его просьбе и по молитве Богородицы в течение нескольких дней большинство апостолов собралось в Иерусалиме, для того чтобы проститься с Ней.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью, ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Димитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры. Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны (в которой покоился и прах Ее супруга Иосифа Обручника) у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас находится подземный православный (греческий) храм.

Похоронная процессия была столь торжественной и многолюдной, что это вызвало гнев иудейских первосвященников. Они ненавидели Христа, а значит, не пылали любовью и к Матери Его, Которая личным примером и убедительным словом обратила в христианство многих язычников и иудеев. Посланные стражники не смогли помешать процессии: и тело Девы Марии, и идущие рядом с ним христиане были как будто ограждены невидимой стеной. Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр (специальный похоронный помост) с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены какой-то неведомой силой. Афония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, а потом принял христианскую веру, и руки его вернулись на место. Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, - так полагалось по обычаю.

Апостол Фома не успел на похороны Богородицы, он пришел в Иерусалим на третий день после погребения. Другие апостолы привели его к гробнице, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. «…Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, - остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» - повествует святитель Димитрий Ростовский.

В этот же день святые апостолы собрались все вместе за обедом, а виделись они довольно редко, ведь каждый нес Слово Божие в разных странах. И тут им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

Вот почему Успение Пресвятой Богородицы не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» - это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…*

Праздник Успения Пресвятой Богородицы - один из любимых на Руси, и именно в честь него посвящались самые прекрасные обители, храмы. Успенский храм в Кремле, Успенский собор в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Успенская Киево-Печерская лавра, Успенский Почаевский монастырь, Успенский Псково-Печерский монастырь и многие другие обители и храмы посвящены этому великому празднику. Потому что жизнь каждого человека должна пройти от рождения до успения и главным днем после рождения каждого человека является день его рождения в вечность - успение, обретение встречи с Богом.

Между этими двумя точками должна пройти наша жизнь, которая сделает последний день не смертью, а именно успением. Успел, спелость, уснул - все это однокоренные слова, которые обозначают результат пройденного пути, результат обретения определенных качеств и свойств души, которые позволяют человеку быть в вечности с Богом.

За время священнического служения многократно приходилось провожать людей в последний путь, в путь всея земли, совершать заупокойные богослужения, отпевания. Священник всегда чувствует, с чем и зачем приходят люди, что они делают во время отпевания: молятся или по сторонам смотрят. Например, при отпевании на кладбище, были случаи, когда во время совершения заупокойной службы часть близких отходили в сторонку и курили. Такие несовместимые вещи: благовонный фимиам (кадильный дым) и табачный смрад перемешиваются в одно. Но ведь случайностей нет, и как человек жил (конец - всему делу венец), так и заканчивается его жизнь.

Бывает, например, какая-нибудь древняя старушка, которая ни средств не имеет, ни почета, ни звания, а родные и близкие настолько «убиваются», настолько искренне плачут о дорогой потере. Причем это не истеричный крик: бывают такие слезы, которых спектаклем не назовешь, потому что это все же трагедия, но они выходят за естественное состояние, потому что нет веры и так «убиваться» может только неверующий человек, не понимающий, что расставание временное и, даже если жизнь заканчивается трагически, это естественный процесс. Но смерть - это плата за грех, и в любом случае она приходит в нашу жизнь тогда, когда это угодно Богу, потому что только в Его власти призывать человека в вечность. И Господь всегда из всех добродетелей выбирает высшую, высшее состояние души, когда человек созрел, поспела душа. Если же жизнь нерадивая, то тут из двух зол меньшее: Он забирает до того, когда падение будет уже окончательным и абсолютно невозвратимым.

Когда, например, из жизни уходит какой-нибудь начальник, то приходит много гостей, официальных лиц. Приходилось отпевать в траурных залах, где говорились разные речи: какой человек был деятель, или каким он, например, был рыбаком. Потому что люди теряются, не знают, что сказать, говорят то, что им близко, чем они сами живут, а говорить-то всегда важно о душе, о том, какой красотой она обладала, а душа всегда украшается любовью. И память людская зависит только от одного: насколько человек, прожив жизнь, смог раздать себя другим в любви, милосердии, жертве. И чем больше эта отдача, тем дольше память. Бывает так, что человек еще не ушел, а его наследство уже делят, «пилят», и возникает жуткая возня, кому что достанется. Бывает, человек в больничной палате лежит как бы без сознания, родственники выясняют отношения, а он все слышит. Но даже когда он уходит из жизни, он ведь продолжает видеть и слышать все, что происходит с его детьми или внуками. Нужно так прожить жизнь, чтобы оставить после себя что-то доброе, но для этого, конечно, следует потрудиться в подвиге приобретения любви. Помогай нам всем Господь!

Священник: Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Кузоро

Успение Пресвятой Богородицы является одним из самых важных церковных праздников в 2018 году. Дата праздника ежегодно остается неизменной и наступает 28 августа. Согласно летописям, именно в этот день умерла мать Иисуса Христа – Мария. В православии Успение Богородицы иногда называют второй Пасхой.

Значение праздника Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемого 28 августа 2018 года и его история

Название праздника Успение Пресвятой Богородицы имеет в себе особый смысл. Так, дословно «успение» переводится как «мирная кончина», то есть в этот день принято отмечать дату смерти святой Марии. Но при этом, православные называют Успение Богородицы именно праздником. Это связано с тем, что отмечается факт воссоединения матери Христа с Господом в духовном плане, а не физический факт смерти.

По легенде, после распятия и последующего воскрешения Иисуса Христа, Мария осталась жить в Иерусалиме, ежедневно приходя и молясь над надгробием Господним. До последнего вздоха Богородица знала, что ее смерть не станет окончанием ее жизни и она сможет увидеться со своим сыном, поэтому ждала этого момента с радостью.

До сих пор подлинно неизвестно, как скончалась Мария, и что с ней произошло после этого. В поверьях описано, что в возрасте 70-ти лет, во время молитвы к Марии явился архангел Гавриил и сообщил о скорой встрече с Богом. По прошествии трех дней, святая действительно умерла, успев перед этим попрощаться со своими близкими и родными.

Захоронение Пресвятой Богородицы было совершено в пещере, которую после церемонии надежно замуровали камнями. Спустя три дня гробница была открыта, но от Марии осталась только погребальная одежда. Поэтому говорят, что сын Пресвятой Богородицы – Иисус Христос, забрал на небо не только душу, но и тело своей матери.

Когда и как отмечают Успение Пресвятой Богородицы в 2018 году

Успение Пресвятой Богородицы входит в двенадцать главных праздников православной церкви. Он наступает после строгого Успенского поста, который длится на протяжении двух недель – с 14 по 27 августа.

В Иерусалиме, недалеко от пригорода Гефсимании, на Успение Пресвятой Богородицы ежегодно проводят специальную Службу погребения Богоматери. На этой церемонии, священники появляются в рясах голубого цвета, как знак небесной чистоты и непорочности. Начало службы лежит во всенощном бдении, а после этого вокруг церкви совершается крестный ход с плащаницей, изображающей лик Богородицы.

Особым обрядом в день Успения Пресвятой Богородицы, является исполнения Великого славословия. В нем рассказывается история рождения Иисуса Христа, переданная ранее ангелом пастухам в Вифлееме.

Праздник Успение Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и целых девять дней попразднства.

Что касается употребления еды, то несмотря на то, что 28 августа подходит к завершению Успенский пост, если праздник Успение Богородицы выпадает на среду или пятницу, то верующие могут съесть только немного рыбы. А вот если дата отмечается в любой другой день недели, то употреблять в пищу можно абсолютно все продукты, в том числе и мясные. В 2018 году Успение Пресвятой Богородицы является непостным днем.

Народные традиции и приметы 28 августа 2018 года, в Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успение Пресвятой Богородицы богат традициями и особыми обычаями. Так, начиная с этого самого дня, принято отмечать завершение жатвы. 28 августа верующие крестьяне приносят колоски свежего урожая в церковь, освящая их и тем самым благословляя крестьянский труд. Примечательно, что такой же обряд принято проводить в такой стране, как Греция – единственным отличием является предмет освящения – там используют овощи и фрукты.

В былые времени, верующие люди очень тщательно подготавливались к Успению Пресвятой Богородицы. Повсеместно подготавливались свежие бараны, мясо которых после использовали для приготовления праздничных блюд. Также на стол ставили разнообразные пироги, медовуху и пиво.

В этот день принято заготавливать овощи на зиму, чтоб на холодный период обеспечить себя запасами.

Незамужние девушки в этот день могут начинать искать суженого-ряженого, дабы успеть выйти замуж до следующей весны.

Принято обращать внимание в Успение Святой Богородицы на погодные условия. Так, если на улице хорошая погода, то в середине сентября будут ненастные дни.

На Успение противопоказано ссориться, а желательно отдавать свою любовь и добро людям.

Поделиться: