Упражнения на память и внимание рисунки. Картинки для развития памяти и внимания: тренируемся развлекаясь

Школа Юрия Окунева

Здравствуйте, дорогие друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Сегодня погружаемся в удивительный мир человеческого сознания. Рассмотрим картинки для развития памяти и внимания и заодно прокачаем нашу внимательность в увлекательной игровой форме.

Все, что мы сегодня увидим, основано на особенностях мировосприятия человека. Каждый видит окружающий мир по-разному. Более внимательный заметит все детали и разгадает секрет любого фокуса. Тот, кто менее внимателен, подвоха не заметит и попадется в очередную иллюзорную ловушку.

Картинки - доступный метод развития внимания, как для детей, так и для взрослых. Это хороший способ провести досуг с пользой для дела. Занимаясь, вы корректируете такие свойства внимания, как концентрация, стойкость и переключаемость. При желании можете распечатать картинки, развивающие внимание, чтоб рассмотреть их более подробно.

Как это работает

Большинство из картин, рассмотренных ниже, основано на эффекте оптическая иллюзия или обман зрения. Это ошибочное зрительное восприятие изображения, которое дает сознанию повод делать неправильные выводы и трактовать картины самым неожиданным образом.

Сегодня мы будем наблюдать:

  • Иллюзию восприятия глубины изображения (двухмерное изображение становится трехмерным);
  • Иллюзию движения (картинка оживает);
  • Перевертыши;
  • Хамелеоны (в одном рисунке – две картины);
  • Обман зрения (зритель видит на картинке то, чего там нет).

И при этом развивать внимание. Нравится? Тогда в путь!

Разминка

Если вам удалось прочитать с первого раза, вы весьма внимательны. Это задание иллюстрирует работу человеческого мозга.
Отлично подходит для тренировки концентрации внимания у школьников. Возьмите любой текст. Замените в нем несколько букв на значки, например, буква «а» – треугольник, буква «в» – пирамидка и т.д. Предложите ребенку прочитать.

Перевертыши

Перевертыши – это рисунки, при повороте которых на 90 или 180 градусов, мы видим изображение, отличное от исходного.
ТЕСТ 2. На картинке нарисована героиня басни Крылова – ворона. Сможете увидеть ее собеседницу?

Правильно, лиса! Мы перевернули рисунок «вверх тормашками» и получили такое изображение.

Попробуйте теперь на этом рисунке снова найти ворону. Все получилось? Вороньи крылья и лапки на месте?

ТЕСТ 3. Вы видите нарисованную лягушку. Сможете увидеть лошадь?

Картинки-хамелеоны

В этих заданиях нужно найти второй образ, скрывающийся за первым. Иногда для этого нужно отойти от рассматриваемого объекта на определенное расстояние. Развиваем переключаемость внимания.

ТЕСТ 4. Что вы видите в этом рисунке? Старца? Юношу на коне? Видите ли вы женщину?

ТЕСТ 5. Здесь обе картинки, воспринимаются без особого труда.

ТЕСТ 6. Этот рисунок можно отнести к предыдущей категории – перевертыши. Найдите молящуюся мать с ребенком.

ТЕСТ 7. Еще одно задание. Видите ли вы пастуха, играющего на дудочке? А корову, которая мирно пасется поодаль?

Кто не спрятался – я не виноват

Сейчас мы будем искать на картинке более мелкие детали. Для начала задание для дошкольников. Не расслабляйтесь, взрослым тоже полезно это выполнить.

ТЕСТ 8. Охотник вышел на охоту. Ему нужно поймать: носорога, бабочку, тукана, кабана, леопарда, слона, обезьяну, дикообраза, попугая, жирафа. Помогите ему.

ТЕСТ 9. А здесь нужно найти 11 лиц.

ТЕСТ 10. Сколько лошадей вы видите?

ТЕСТ 11. Сколько кошек?

Обман зрения

Задания из этого раздела заставляют наше внимание напрячься максимально. Картинки-иллюзии провоцируют нас увидеть то, чего на самом деле там нет. То, что вы увидите, зависит от степени вашей внимательности.

ТЕСТ 12. Для начала такое изображение. Что вы видите?

Глаз? Вы видите глаз? Но его там нет! Фотограф снимал просто воду!

ТЕСТ 13. Чего только не встретишь в метро?

ТЕСТ 14. Девушка-супермен.

ТЕСТ 15. Какой девушке какая голова принадлежит?

Восприятие глубины

Следующие картинки-иллюзии заставят нас поверить в невероятное. Оказывается, плоская поверхность может быть…целой пропастью. Посмотрите сами.

ТЕСТ 16. Что здесь изображено?

Одно из направлений стрит-арта – рисунки 3D на асфальте. Увидеть эту картину можно, только находясь в определенном ракурсе, встав в заранее обозначенную точку. Вы поверите, что это чудо – всего лишь раскрашенный асфальт и по нему можно ходить?

ТЕСТ 17. А как вам такое творение? Кто из вас видит в этом рисунке ровную поверхность?

Восприятие движения

Оказывается, некоторые картинки умеют двигаться. Это происходит оттого, что сетчатка нашего глаза, воспринимая некоторые сочетания цветов, рефлекторно их изменяет. Светлые участки делает темными и наоборот. Эффект усиливается, если приближать рисунок к себе, удалять его от себя или наклонять голову.

ТЕСТ 18. Не правда ли, колеса движутся?

Обратите внимание, картинка станет абсолютно неподвижной, если сосредоточить взгляд в одной точке. Таким образом прекрасно развивается концентрация и устойчивость вашего внимания. Попробуйте «остановить» картинку на 1-2 минуты.

ТЕСТ 19. Сияющее солнце.

ТЕСТ 20. И, наконец, последний рисунок, на закуску. Посмотрите внимательно и скажите, с какой стороны дома находится окно. Справа? Слева?

The end

Ну вот, наша творческая беседа подошла к концу. Если вам понравилось тренировать внимание, рекомендую сервис Викиум . Тренажеры в нем не менее увлекательны, чем эти картинки. А я прощаюсь с вами, дорогие читатели. Непременно пишите свои комментарии, хотелось бы узнать, что вам больше всего понравилось. Подписывайтесь на новости блога, если еще не успели этого сделать.
До скорых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Перед вами несколько местами милых, местами - нет, но живых существ. У вас есть минута, чтобы их запомнить. После того как минута пройдёт, уберите этот рисунок и…


…запишите названия всех животных в алфавитном порядке.

Синенькая юбочка, ленточка в косе

Знакомьтесь, это Мария, Бибиана, Мерседес и Хуана. Да, согласны, немного непривычные для нашей местности имена, но тем не менее. Запоминайте одежду, предметы и имена этих четырёх девочек в течение 90 секунд. После этого действуйте по старой схеме: пролистайте картинку вверх и ответьте на вопросы ниже.


  1. У кого на голове синие бантики: у Марии или Бибианы?
  2. Как зовут девочку в синих сапогах?
  3. У кого из девочек чёлка и костюм в горошек?
  4. У кого из девочек есть котёнок: у Хуаны или Бибианы?

Запоминательная минутка

Внизу написаны имена людей и даты, с которыми связаны некоторые события в их жизни. Вы должны три раза прочитать этот список. А потом убрать его и по памяти записать то, что запомнили.

  1. Витя и Флора поженились 17 июля 1976 года.
  2. Лариса родилась 12 мая 1987 года.
  3. Юля защитила кандидатскую диссертацию 21 июня 2013 года.
  4. Мэр запланировал грандиозное событие 25 февраля 2015 года.

Белый Бим Чёрное ухо

Теперь у вас есть 30 секунд, чтобы запомнить этих животных и их клички. По истечении этого времени закройте картинку и постарайтесь продемонстрировать волшебство своей памяти.


Пишем историю

У вас есть 90 секунд, чтобы запомнить имена и даты рождения известных исторических личностей. А теперь…


…мы сложили все имена и даты в огромный временной шейкер и перемешали их. Найдите правильный год рождения для каждой исторической персоны. Чур не подглядывать!


Посмотрите на картинку ниже, которая чем-то напоминает советский ковёр. Вглядывайтесь в квадраты столько времени, сколько вам нужно. Когда решите, что запомнили всё, уберите рисунок с глаз долой и ответьте на вопросы, приведённые внизу.


  1. Сколько цветков с тремя лепестками изображено на рисунке?
  2. Сколько чёрных цветков изображено на рисунке?
  3. Сколько на рисунке цветков, у которых есть только пять лепестков, но отсутствуют любого рода дополнительные элементы?

Только криптография, только хардкор

Если предыдущие упражнения показались детской забавой, то это заставит вас как следует напрячься. У вас есть две минуты, чтобы запомнить этот секретный шифр. Потом мужественно (для женщин - женственно) закройте рисунок и попробуйте расшифровать три слова ниже.

Готовы? Поехали! (Кстати, это реально выполнимое упражнение. Достаточно тренироваться около месяца каждый день, и сам Тьюринг вам позавидует, так лихо вы начнёте справляться с любыми криптографическими штуками.)

Поздравляем, вы только что отлично подзарядили свою память. И напоследок ещё пара банальных, но действенных советов для того, чтобы стать гигантом памяти.

Будьте наблюдательны. Занимайтесь спортом. Соблюдайте внешний порядок: всегда храните часто используемые вещи на одних и тех же местах. Пойте песни, объясняйте рецепты, цитируйте поэзию и запоминайте сказки, чтобы потом рассказывать их вашим детям или внукам. Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте идеи (абстрактные и не только) к образам.

Решайте головоломки, кроссворды, отгадывайте загадки, играйте в домино и шахматы. Говорите с людьми. Будьте оптимистами. И, конечно, читайте книги!

Любые навыки и способности нужно развивать с самого детства. И делать это лучше в форме обучающей игры. Предлагаем вам подборку игр для эффективной тренировки памяти малыша.

Игра №1: Мемори кардс

Интересная и любимая многими детьми настольная игра. Она тренирует зрительную память, логическое мышление и развивает усидчивость. Правила простые: парные карточки выкладываются изображением вниз, за каждый ход игрок может открыть по две картинки. Если они оказываются одинаковыми, участник забирает их в банк и продолжает играть. Когда пара не сошлась – карточки возвращаются на прежние места. Выигрывает тот, кто собрал большее количество пар.

Сложность игры зависит от возраста ребёнка: 2-летним малышам достаточно будет игрового поля из трёх парных карточек, 4-летним — из 8-10, а к 6 годам ребёнок может спокойно ориентироваться в поле из 20-25 парных картинок.

Игра №2: Детский скраббл

Всем прекрасно знакомо зелёное поле и белые фишки с буквами и очками. А вот скраббл для маленьких эрудитов скорее напоминает кроссворд. На поле уже написаны слова, так что задача вашего малыш найти в своих фишках нужную букву и поставить её на поле. Играть в скраббл можно, даже если ваш ребёнок пока не умеет читать и писать. Подобное развлечение для малышей как раз поможет запомнить буквы и написание слов. А когда ваше чадо подрастёт, можно будет складывать из фишек слова, которых нет на поле.

Игра №3: Пазлы

Они развивают зрительную память, внимание, мелкую моторику и усидчивость. Лучше всего начинать с деревянных пазлов для самых маленьких. Такие детали безопасны для малыша и легко сочетаются друг с другом. Количество элементов может быть самое разное – два, четыре, шесть и более. Главное, чтобы ваш кроха не потерял интерес к этому занятию. Слишком мелкий и сложный рисунок будет непонятен и скучен для ребёнка дошкольного возраста. Дети должны понимать, что у них получается, и видеть свой прогресс.

Игра №4: Ищем отличия

Карточки для этой игры можно купить в магазине, найти в интернете или нарисовать самим. Смысл в том, что берутся две практически одинаковые картинки, между которыми существует буквально несколько отличий. Задача ребёнка – сравнить две картинки и найти эти несоответствия. Более сложный уровень – убрать первую картинку и попросить озвучить отличия по памяти.

Игра №5: Угадай мелодию

Для этого развлечения вам не понадобятся особые вокальные данные. Главное здесь – знать репертуар детских песен, мелодии из компьютерных игр или мультфильмов. Эта игра развивает детям слуховую память, голос и чувство ритма. Сначала вы напеваете популярную мелодию, а ребёнок отгадывает. Потом вы меняетесь ролями. С совсем маленькими участниками можно начать «угадайку» с голосов птиц и зверей. Увидите, сколько радости и веселья доставит вашим детям эта простая игра.

Игра №6: Что лежит на столе

Выложите на стол 10-15 разных по форме и размеру предметов (ручку, монету, яблоко, игрушку, конфету, расческу) и попросите ребёнка смотреть на них в течение 30 секунд. Затем перемешайте вещицы. Задача малыша – вернуть всё на исходные места. Далее задание можно усложнить: отойдите от стола и попросите малыша по памяти восстановить картинку – рассказать или нарисовать. И помните, разложенные в ряд предметы легче запоминаются, чем расположенные хаотично. Поэтому, если вы только начали применять подобные игровые методики, начинайте с простого задания, которое будет по силам ребёнку.

Игра №7: Ромашка

Эта игра подойдёт деткам, которые любят рисовать и разукрашивать. Вариантов заданий может быть несколько. Например:

  • Нарисуйте ромашку с пятью или более лепестками, покажите её ребёнку и попросите его нарисовать такую же по памяти.
  • Нарисуйте 5 ромашек с разноцветными серединками. На другом листе нарисуйте не разукрашенные цветы и попросите малыша восстановить цвета.
  • Нарисуйте одну ромашку с 10 цветными лепестками. На другом листе изобразите ту же ромашку, но, оставив незаштрихованными несколько лепестков. Ребёнок по памяти должен будет дорисовать свой цветок.

Упражнения с ромашкой можно усложнять и видоизменять – закладывать определенную последовательность: чередовать цвета, размер, форму и длину лепестков и так далее.

Игра №8: Стишки

Лучше всего тренирует память разучивание стихов. Но простую «зубрежку» можно превратить в увлекательную игру. Выберите простые и понятные малышу стихи и попробуйте вместе нарисовать на бумаге сюжет выбранной истории. Ребёнок намного лучше воспринимает и запоминает информацию, когда у него задействованы несколько органов чувств. Для начала будет достаточно одного четверостишья. Каждый день разучивайте таким образом новые строчки — и в конце у вас получится иллюстрированный альбом, который вы будете с удовольствием пересматривать и перечитывать ещё долгое время.

Игра №9: Слова

В эту увлекательную и развивающую игру можно играть, как только ваш малыш начнет свободно изъясняться. Она просто незаменима, если вы, например, находитесь в аэропорту, в детской поликлинике или едете на машине на дачу. Реквизит не нужен, условия можно менять, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и его словарный запас. Так, с малышами можно перечислять по очереди домашних или диких животных, или, скажем, цвета и виды продуктов. А детям постарше можно усложнить задачу и ввести правило, чтобы каждое последующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Главное условие – слова не должны повторяться.

Игра №10: Паровозик

Очень эффективное, развивающее память занятие для всей семьи. Для участия достаточно всего двух человек. Для начала нужно выбрать тему игры, например: овощи, фрукты, цвета. Первый игрок называет свое слово, второй повторяет его и добавляет своё. Следующий участник (если играют двое, это снова будет первый игрок) должен повторить уже озвученные два слова и добавить третье, и так — каждый последующий участник повторяет все предыдущие слова, дополняя цепочку своим вариантом. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Она достаточно сложная, поэтому скорее подойдёт для детей от 5-6 лет. Но если 3-летний малыш запомнит цепочку хотя бы из четырёх слов, этот результат можно считать хорошим.

Парные карточки Memory — известная детская игра для развития памяти и внимания. На тренингах мы используем различные карточки: с цветными картинками, с черно-белыми картинками, с абстрактными картинками, разноцветные картинки, картинки с цифрами и тактильные картинки с различной фактурой.

У вас есть такая игра? Если нет, обязательно приобретите, либо сделайте самостоятельно, распечатав на принтере 10 — 20 пар разнообразных и красивых картинок на плотной бумаге. Тренировать память и внимание через игру — интересно и эффективно. Немногие знают, что с карточками существует множество игр, рассчитанные на любой возраст. Также в Memory можно играть самостоятельно и в большой компании.

В данной статье я поделюсь несколькими играми, которые мы используем на тренингах по развитию памяти и скорочтению. Без этих игр практически не обходится ни одно занятие, их любят и взрослые и дети.

Играйте и развивайте свою память и внимание!

Игра «Интересная история».

Как играть:

1. Возьмите 10 пар карточек. Разделите их на 2 одинаковые стопки.

2. 1ю стопку карточек (10 шт) разложите перед собой в горизонтальную последовательность, картинками вверх. Запомните расположение карточек.

3. Не меняя карточки местами, переверните их картинками вниз.

4. Возьмите 2ю стопку карточек и хорошо перемешайте их. Вспомните, где пара каждой карточки и положите ее рядом, картинкой вверх.

5. Переверните 1 последовательность карточек картинками вверх. Если вы все правильно сделали, пары совпадут.

Совет:

При запоминании не зубрите последовательность картинок, а мысленно соедините все картинки между собой в интересную, динамичную историю.

Игра «Начни сначала».

В эту игру можно играть самостоятельно либо в компании из 2-5 человек

Как играть:

  1. Приготовьте 7-15 штук непарных карточек. Возьмите первую карточку, назовите ее вслух и переверните картинкой вниз.
  2. Второй игрок берет вторую карточку. Повторяет вслух первую карточку, называет свою и, перевернув картинкой вниз, кладет на первую.
  3. Третий игрок берет третью карточку. Повторяет вслух первую, вторую и, назвав только что взятую карточку, кладет на стопку картинкой вниз.
  4. Все игроки по очереди берут по одной карточке, проговаривают по памяти все взятые до них карточки и вновь взятую, и кладут на стопку картинкой вниз.
  5. Кто первым забудет порядок карточек, выбывает из игры.
  6. Первый игрок берёт карточку, называет её вслух и кладёт рядом картинкой вниз.

Совет:

Начиная с первой взятой карточки, мысленно связываем все картинки в историю.

Несмотря на кажущуюся простоту, игра отлично тренирует память и внимание. Если не соединять картинки в историю, через несколько повторений сначала наступает ступор, и вы не можете вспомнить картинки. «Магического» в этом ничего нет, напротив все объясняется очень просто: объем нашей оперативной памяти ограничен, и если не применять методы для запоминания мы в лучшем случае запоминаем от 5 до 9 объектов. На тренингах мы подробно рассматриваем эти вопросы и учимся увеличивать возможности нашей памяти.

Игра «Бардак на столе».

В эту игру можно играть в компании из 2-5 человек.

Как играть:

  1. Приготовьте любое количество карточек.
  2. Разложите карточки в беспорядке – не должно быть ни рядов, ни столбцов.
  3. Игроки в течение ограниченного времени (например, 1 минута) запоминают расположение карточек.
  4. Не меняя местоположения, карточки переворачиваются картинками вниз.
  5. Игроки по очереди называют карточку, открывают предполагаемую картинку и проверяют себя.
  6. Правильно угаданные карточки игроки берут себе, а неправильно названные остаются открытыми на своих местах.
  7. Выигрывает игрок, набравший больше всех карточек.

Совет: Карточки легче запоминать, увязывая с интерьером комнаты или предметами в этой комнате, напротив которых они находятся. Можно параллельно с методом комнаты (или Цицерона) связать карточки в логическую цепочку.

Тренируйте память и внимание с удовольствием!

Поделиться: