Тихеева е и основные труды. Основы методики развития речи

Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева ( - ) - известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при . Сестра Л. И. Чулицкой . Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Биография

Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля года в городе Ковно (ныне это город Каунас , Литва) на территории Российской империи .

Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 - 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 - 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 - 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

В 1920 - 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования , где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).

Научный вклад в педагогику

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка . Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика развития речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства . Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь - речи воспитательницы детей. Елизавета Ивановна Тихеева не была сторонница обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию детей в родном языке.

Библиография

  • «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, 1928.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи дошкольника», Ленинград - Москва, 1937.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

Напишите отзыв о статье "Тихеева, Елизавета Ивановна"

Примечания

Литература и ссылки

  • Чувашев И. В., Очерки по истории дошк. воспитания в России (до Великой Окт. социалистич. революции), М., 1955.

Отрывок, характеризующий Тихеева, Елизавета Ивановна

Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.
Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск.
Но, кроме того, со времени выказавшихся в войсках утомления и огромной убыли, происходивших от быстроты движения, еще другая причина представлялась Кутузову для замедления движения войск и для выжидания. Цель русских войск была – следование за французами. Путь французов был неизвестен, и потому, чем ближе следовали наши войска по пятам французов, тем больше они проходили расстояния. Только следуя в некотором расстоянии, можно было по кратчайшему пути перерезывать зигзаги, которые делали французы. Все искусные маневры, которые предлагали генералы, выражались в передвижениях войск, в увеличении переходов, а единственно разумная цель состояла в том, чтобы уменьшить эти переходы. И к этой цели во всю кампанию, от Москвы до Вильны, была направлена деятельность Кутузова – не случайно, не временно, но так последовательно, что он ни разу не изменил ей.
Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода.
Но генералам, в особенности не русским, желавшим отличиться, удивить кого то, забрать в плен для чего то какого нибудь герцога или короля, – генералам этим казалось теперь, когда всякое сражение было и гадко и бессмысленно, им казалось, что теперь то самое время давать сражения и побеждать кого то. Кутузов только пожимал плечами, когда ему один за другим представляли проекты маневров с теми дурно обутыми, без полушубков, полуголодными солдатами, которые в один месяц, без сражений, растаяли до половины и с которыми, при наилучших условиях продолжающегося бегства, надо было пройти до границы пространство больше того, которое было пройдено.
В особенности это стремление отличиться и маневрировать, опрокидывать и отрезывать проявлялось тогда, когда русские войска наталкивались на войска французов.
Так это случилось под Красным, где думали найти одну из трех колонн французов и наткнулись на самого Наполеона с шестнадцатью тысячами. Несмотря на все средства, употребленные Кутузовым, для того чтобы избавиться от этого пагубного столкновения и чтобы сберечь свои войска, три дня у Красного продолжалось добивание разбитых сборищ французов измученными людьми русской армии.

Тихеева Елизавета Ивановна (24 апреля 1867 – 1 января 1943) – известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.

Краткие биографические данные

Е.И. Тихеева родилась в городке Ковно (Российская Империя) – ныне этот город называется Каунас, расположен в Литве.

Педагогическую деятельность начала в 1880 году, на протяжении десяти лет работала в качестве учителя начальных классов на Кавказе, затем переехала в Санкт-Петербург.

В 1913 году была назначена Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, до 1917 года работу совмещала с председательством в школьной комиссии данного общества, в сферу деятельности комиссии входило рассмотрение проблем и теоретических аспектов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 году принимает участие в открытии детского сада при Обществе содействия дошкольному воспитанию, принимает его руководство на себя где плодотворно работает до 1928 года.

Руководство детским садом совмещает с работой в качестве профессора в Петроградском педагогическом институте дошкольного образования; являлась руководителем опытного детского сада, открытого при институте. Работает над организацией обучения и воспитания детей дошкольного возраста, результаты исследований Е.И. Тихеевой и сотрудниц детского сада были отражены в объёмном труде «Детский сад по методу Е.И. Тихеевой», который был издан в 1928 году.

Умерла в 1943 году.

Вклад в науку

Наибольший вклад в педагогическую науку Е.И. Тихеева внесла как специалист по дошкольному воспитанию детей.

Основной задачей дошкольного воспитания, в соответствии с идеями Е.И. Тихеевой, должно являться осуществление подготовки детей к последующему школьному обучению, при этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В качестве важной составляющей дошкольного воспитания педагогом рассмотрена организация работы, в ходе которой успешно формируются первоначальные трудовые и поведенческие навыки, а также совершенствуется культура языка.

В качестве важного условия организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, Е.И. Тихеева называла наличие программы, в которой описывается воспитательная и образовательная работа с детьми, важной идеей являлось осуществление гибкого планирования данной работы в соответствии с направленностью и интересами дошкольников.

Важное значение в педагогических взглядах Е.И. Тихеевой занимало нравственное воспитание детей, в частности, педагогом обращается внимание на следующие направления нравственного воспитания:

  • воспитание разумной дисциплины;
  • организация труда детей, который носит обязательный и посильный характер;
  • наличие чёткого распорядка дня;
  • соблюдение режима трудового обучения дошкольников.

Основываясь положениями обучения и воспитания детей, разработанными М. Монтессори, Е.И. Тихеевой была разработана и внедрена в практику работы дошкольных учреждений оригинальная система и дидактические материалы, направленные на развитие чувственной сферы дошкольников.

Основой методики Е.И. Тихеевой был принцип парности, подразумевающий в игре и при проведении занятий организации действий по сопоставлению разнообразных предметов, знакомых дошкольникам, игрушек, природных материалов.

Кроме нравственного и сенсорного воспитания, Е.И. Тихеевой уделялось внимание разработке проблем методики развития речи и мышления дошкольников. В качестве основной формы использовались систематические занятия, на которых широко использовалось живое слово, произведения народной словесности, поэзии и произведения искусства.

На занятиях, направленных на речевое развитие дошкольников, в качестве основы использовались речевые образцы, в первую очередь – речь воспитателя.

Замечание 1

Не являясь сторонницей изучения в дошкольном возрасте иностранного языка, Е.И. Тихеева предпочитала совершенствование дошкольников в родных языках.

Основные труды

Основными трудами Е.И. Тихеевой являются результаты исследований в области дошкольного воспитания, методики речевого развития:

  • «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена»;
  • «Развитие речи дошкольника»;
  • «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»;
  • Русская грамота (букварь).

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.

Педагогическую деятельность Е.И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л.И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе (Шульгина, 2006).

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е.И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К.Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е.И. Тихеева составила в 1905 г. букварь «Русская грамота», а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е.И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом «Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания». Начиная с 1913 г. Е.И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

В 1914 г. Е.И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой «домов ребенка Монтессори». Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е.И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» и «новой свободной школы». В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, «потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся» (Шульгина, 2006).

В годы первой мировой войны Е.И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания. В мае 1917 г. Е.И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. Накопленный опыт отечественной педагогической культуры становится основанием для разработки и внедрения новых способов работы с детьми, в том числе и в форме так называемых ретроинноваций. В истории отечественного образования присутствует достаточное количество авторских педагогических концепций, которые имеют непреходящее значение собственно для его развития. В качестве одной из педагогических систем, которая прочно вошла в арсенал педагогической теории и практики на уровне организации системы дошкольного и начального образования, а также профессиональной подготовки будущих педагогов, в настоящее время признается «метод игры - труда» Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1943 гг.). Этот педагог стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений.

Особую значимость придает тот факт, что вклад известного педагога в теорию и практику отечественного образования был настолько значителен, что работ подобного типа достаточно много. В историко-педагогических исследованиях, посвященных анализу педагогической системы Е.И. Тихеевой, изучались разнообразные проблемы, которые нашли отражение в теоретических и методических трудах автора (Шульгина, 2006).

В настоящее время большая часть теоретико-методических работ Е.И. Тихеевой является труднодоступной, так как представлена преимущественно в до- и пост-революционных периодических изданиях, литографиях и практически не переиздавалась. Связано это с тем, что в конце 20-х гг. ХХ века Е.И. Тихеева выступила с рядом публикаций, отстаивающих идею деполитизации и деидеологизации образования. Ее педагогическая концепция вызвала критические замечания со стороны отдельных советских педагогов. Методические разработки, оформленные как «метод игры-труда Тихеевой», были объявлены буржуазными, реакционными, идеологически чуждыми и лишенными научной новизны (Л.И. Красногорская, И.В. Сватикова и др.).

Развитие стиля речи у детей. Что такое стиль ? Зачем он нужен? В каком случае он проявляется у человека? Как воспитать стиль речи у малыша? Каких ошибок нужно избегать? Статья Е.И. Тихеевой «О стиле» (1923 год)

Сейчас, в наши дни, когда дети плохо говорят, часто мы ставим перед собой задачу до школы – помочь ребенку правильно произносить все звуки родной речи, овладеть ее лексикой и грамматикой и научиться говорить связно, понятно, логично и по возможности выразительно. И даже почти и не ставим задачу развития и воспитания индивидуального стиля речи ребенка. А такая задача, оказывается, ставилась основоположником методики развития речи в России Елизаветой Ивановной Тихеевой сто лет назад. И эта задача очень важна. Ведь речь — это зеркало внутреннего мира ребенка, его восприятия жизни, его индивидуальности. И она должна быть индивидуальной!

Много работая с детьми, я вижу как у одного малыша исключительно богатый глагольный словарь – «вбежал вихрем», «выскочил как пуля», «помчался», «поплелся», «полетел как самолет»- его речь быстрая, энергичная. А вот словарь прилагательных у этого ребенка очень беден. Чаще всего такая особенность речи наблюдается у мальчиков. У другого малыша глагольный словарь бедный, но зато какие прилагательные! Девчушка, возвращаясь с детсадовской прогулки, говорит мне: « У меня щечки от мороза раскраснелись как румяные яблочки!». Какое сравнение! Какой яркий образ – поэтический! Кто из этих двух малышей более развит в плане речи? Вопрос без ответа! Они просто разные! И как хорошо, когда есть эта разница. А такая разница в речи может быть лишь тогда, когда ребенок освоил родную речь достаточно хорошо и свободно в ней себя чувствует и ею владеет. Иначе речь его однообразна и «как у всех». И уже не до индивидуальности!

Давайте сегодня поговорим о стиле речи. Работая с книгами начала 20 века для педагогов в процессе подготовки к своему курсу по игровым коммуникативным ситуациям, я случайно наткнулась на эту статью – статью Е.И. Тихеевой «О стиле». И она стала для меня откровением, хотя еще 15 лет назад я на данную статью не обратила особого внимания – тогда я еще «не дозрела» до ее понимания. Сегодня, когда во всем мы ищем «стильность» , мы забываем, что «стильность» и стил ь зависит не от моды, не от того, что нам пишут журналы, не от того « с чем сочетается красный цвет, а с чем он не сочетается» и не от того, что «так говорить красиво, а так плохо и не принято». А от того, насколько богат наш внутренний мир и насколько мы научились выражать свое внутреннее человеческое богатство во внешнем мире – в своей речи, одежде, в создаваемых нами вещах, в обстановке, в своем образе жизни. Стиль Пушкина, Лермонтова, Есенина в литературе, стиль Репина, Айвазовского, Врубеля в живописи – их не перепутать друг с другом, так как они индивидуальны! И наша «стильность» зависит прежде всего оттого, насколько мы духовно богаты и индивидуальны и насколько мы научились творить свою жизнь и обстановку, которая нас окружает. И задача воспитания своего индивидуального стиля в начале 20 века ставилась уже по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста! Ведь очень важно, чтобы ребенок вырос Человеком, а не частью толпы без своих интересов, взглядов, вкуса к жизни и индивидуальности!

В этой статье выражены очень важные мысли о том, что слово и речь нужны нам не для того чтобы просто болтать, то есть не для того чтобы говорить первое, что придет на ум или что попало. А для того чтобы развивать себя, слушать себя и выражать себя в мире – выражать то, что является нашей мыслью, плодом своего собственного размышления… Я всегда хотела послушать, как говорили люди раньше – хотя бы полвека назад, как они рассказывали, беседовали друг с другом. И вот в апреле мне попалась в Интернете аудиозапись речи К. И. Чуковского – он рассказывает слушателям о своей биографии. Послушайте эту запись! Какой разительный контраст с современной речью! Как много мы потеряли и продолжаем терять! Какой слог! Речь К.И. Чуковского медленная, размеренная, каждое слово выверено и точно передает эмоции, чувства, мысли! Такого уже не встретишь почти в наши дни. Слушая эту запись, как будто пьешь воду из чистейшего родника, а не из-под крана!

И еще одна очень важная мысль из статьи – слово малыша с первых дней его жизни должно отражать непосредственные впечатления ребенка, ЕГО опыт, ЕГО мысли! А не опыт и мысли взрослых, которые надо запомнить и повторить! Это должны быть выводы малыша! Его рассуждения, вопросы к взрослому, сравнения, гипотезы! Увы, как часто встречаются сейчас так называемые «развивающие видео», в которых малышу надо просто запомнить и повторить названия планет, вещей, цифр, букв, животных, стран на родном языке или на иностранном. А где здесь умение передавать в своем слове свои впечатления и эмоции? Где сравнение и размышление ребенка? Что может сказать и почувствовать ребенок, повторяя за диктором слово «пляж», «замок из песка» или «солнцезащитные очки», если он этого пляжа в глаза не видел??? И не знает, какие пляжи бывают, не лежал на песочке, не пересыпал его из руки в руку и не купался в море и никогда не надевал эти самые очки!!! Назвал, повторил за взрослым слова, всё хорошо запомнив — как собачка повторяет за человеком на дрессировке и… всё. Разве это развитие речи? Нет, это воспитание «пустой болтовни» , о которой тоже речь идет в этой статье. И которая названа выдающимися людьми 19 века самым разрушительным фактором для развития индивидуальности человека и воспитания его индивидуального стиля.

Желаю приятного прочтения и интересных мыслей и идей, осознаний и размышлений! И нового осознания того, что понимается под «развитием речи детей» и для чего всё это нужно и нам, и ребенку.

Статья из цикла «Детский сад 100 лет назад». Из истории отечественной дошкольной педагогики и методики развития речи. Книга Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию » — статья цитируется по изданию 1923 года.

О стиле речи и его воспитании у детей.

«Совершенства и недостатки речи, ее индивидуальные особенности проявляются в том, что мы называем стилем. Содействовать развитию речи ребенка значит содействовать выработке его стиля. «Le style c est I home», сказал Бюффон.

Та же мысль выражена и в следующем изречении Паскаля:

«Истинное красноречие смеется над красноречием. Стиль естественный и прекрасный приводит нас в восхищение и удивление: мы полагали встретить писателя, а находим человека ».

А потому все меры, клонящиеся к развитию стиля ребенка, должны опираться на главнейшую и основную заботу – сделать из него человека. Наш язык находится в непосредственной зависимости от богатства нашего внутреннего содержания.

«Стиль покоится на глубоких основах наших познаний, на сущности вещей, поскольку нам дано постигать ее в видимых и осязаемых образах»,сказал Гёте.

Первая и основная забота воспитателя и учителя, задумывающегося над вопросом о развитии речи детей, — содействовать количественному и качественному росту их внутреннего содержания, накоплению в них представлений, образов и знаний; и только опираясь на это незыблемое основание, можно не развивать, а содействовать самодовлеющему, естественному развитию речи и стиля, создавая благоприятные для этого условия и обстановку.

То, что мы называем стилем, есть часть духовного облика самого человека. Это нечто рождается с человеком, растет незаметно и параллельно с его общим духовным ростом. Мы замечаем это нечто, когда оно уже налицо, и не можем уловить времени его окончательного «формирования». Да у человека глубокого и богатого содержанием этого времени и не бывает. Духовный рост его, а стало быть и рост его стиля совершается в течение всей его жизни. Изучать стиль невозможно. Стиль вытекает из самодовлеющего напряжения всех духовных сил и способностей человека. Великие стилисты не изучали стиля, а сила, красота, оригинальность их стиля вытекала из их духовной глубины, их их внутреннего содержания и знания дела.

Но слух и язык даны всем людям, а в силу этого и способность речи присуща каждому человеку независимо от его духовной ценности и содержательности. Жизнь поверхностная, пустая и исковерканная, школа непродуманная и извращенная создают, к сожалению, очень распространенный тип людей: внутренний мир их, духовный багаж мизерны и незначительны, но, благодаря ли тому, что язык их хорошо подвешен, благодаря ли заботам о чисто внешнем развитии их речи без соответствующих забот о их внутренней ценности, — эти люди обладают способностью болтать легко и свободно. Это – противный тип пустых поверхностных болтунов, трескучая болтовня которых, лишенная всякой ценности и содержания, так нестерпима для каждого человека, хоть сколько-нибудь глубокого и дорожащего своим временем. Ушинский с присущим ему пониманием вопросов воспитания и критическим отношением к явлениям жизни говорит по поводу этих «изболтавшихся личностей»:

« У нас не сознается та истина, что действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет надобности развивать в детях, а напротив надо подавлять, если она уже развилась под влиянием каких-нибудь жизненных условий».

Важные по своей глубине и значению строки посвятил этому же вопросу и Песталоцци :

«Невозможно определить, насколько порча языка – болтовня, проникла во все мировые явления нашего времени, насколько она господствует во всей своей губительной силе, куда бы мы ни обратили взор. Замечательно, что в наши дни более, чем когда-либо, эта порча, проявляющаяся чуть ли не с колыбели, поддерживаемая школою, укрепляемая жизнью, выражается среди нас, можно сказать, повсюду одинаково, начиная с кафедр и до трактиров и пивных. Она является центром, вокруг которого группируются все другие источники порчи человеческой. …

Пока человек остается достойным великого дара человеческого рода – речи, пока он пользуется им как могущественным средством для выражения и сохранения своих человеческих преимуществ, с чистым желанием облагораживать и очеловечивать себя посредством него, до тех пор этот дарованный ему дар остается его святыней. Но раз он стал недостойным его, раз он больше не сохраняет его как могущественное средство для проявления своих преимуществ как человека, и пользуется им без чистого желания посредством него себя очеловечивать, дар этот становится для него лишь материальным орудием для проявления своих животных чувств и постепенно приводит его к потере человечности».

Педагог, руководящий развитием речи детей, должен неизменно памятовать сам и внушать своим воспитанникам, что есть речь и речь. Развивать нужно только такую речь, которая не является синонимом болтовни, которая ценна и значительна не одним гладким внешним построением, но прежде всего глубиною содержания.

Болтовня, как типичная представительница речи бессодержательной и ненужной, за которой кроется бездонная пустота, спокон веков заклеймлена народной мудростью. Она является тем огромным злом человечества, которое заставило Карлейля и многих других великих людей петь гимны молчанию.

«Молчание, молчаливость!» — восклицает Карлейль – в честь их следовало бы воздвигать алтари, если бы наше время алтари еще воздвигало. В молчании формулируются и заключаются все великие дела, которым суждено вступить в жизнь, чтобы этой жизнью управлять. Среди твоих повседневных дел, сомнений, продержи свой рот закрытым в течение только одного дня, и с какой ясностью предстанут перед тобой твои обязанности, дела и намерения, от какого только сора и хлама не очистится твоя душа в тиши уединения! Народная мудрость гласит: речь есть серебро, а молчание золото, — а я говорю: речь – дитя времени, а молчание – вечности».

«Праздная болтовня – родоначальница пустоты, половинчатости, она создает наиболее благоприятную атмосферу для того, чтобы сорные травы приобретали господство над благородными семенами человеческой жизни, их подавляли и глушили. Это одно из наиболее вопиющих зол нашего времени, с которым следует бороться всеми мерами. Мудрейшее из мудрых старое речение: «береги свой язык, потому что из него проистекает источник жизни». Человек есть в сущности воплощенное слово. Слово, которое он произносит, есть сам человек. Для чего дан нам язык: для того ли, чтобы произносить правду о том, что мы видим, и этим служить братству людей, или для того, чтобы изощряться и опошляться с бессодержательной болтовне, смущающей души и, словно стенами мрака, препятствующей единению людей? Ты, владеющий речью, этим совершеннейшим даром, подумай об этом. Говори, я умоляю тебя об этом, только тогда, когда твоя мысль созрела в молчании, при уверенности, что слово, которое ты произносишь, не будет пустым, ничего не значащим звуком…»

«В молчании твоя сила. Глупец! Ты думаешь, что если некому записать твою болтовню, она безвредна и не вечна? Ничто не погибает, ничто не может умереть. Праздное слово, тобой произнесенное, подобно зерну, посеянному во времени и которое преумножится в вечности»

«Мой юный друг, которого я люблю и знаю, хотя никогда не видал, учись быть чем-нибудь и что-нибудь делать вместо того, чтобы болтать о том, что делали и будут делать другие. За словом, хотя бы даже чего-либо и стоящим, скрывается несравненно более ценное молчание. Молчание глубоко, как вечность; слово мелко, как время. Это тебе кажется странным? Горе тому времени, горе тем людям, для которых эта вековечная истина стала чуждой…»

Роль и значение, в этом смысле, слова,с одной стороны, и молчания, с другой, должен продумать каждый, кто взялся за трудно и ответственное дело воспитания юношества. Не всякое слово ценно. Наиболее ценно, конечно, то слово, в котором глубина и значительность содержания гармонируют с изяществом, силой и литературностью изложения . Но если этой гармонии уже суждено быть нарушенной, пусть это нарушение всегда совершается в пользу содержания. А потому, прежде всего и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, в том числе и путем слова, содействовать формированию в детях прочного и богатого внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению значительных по ценности мыслей и представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык не имеет цены и неразлучен с пошлостью. При наличности – он развивается естественно и легко из духовной глубины человека. Забота школы, воспитателя заключается лишь в том,чтобы не препятствовать, а способствовать этому развитию.

Гораздо легче научиться излагать свои мысли, чем эти мысли приобретать и усваивать. Мысль ясная, продуманная, духовно слившаяся с человеком, найдет легко свое словесное выражение, если человек пройдет через соответствующую школу речи. Особых способностей для этого не требуется.

«Чем истинно мудрее человек, тем проще язык, на котором он излагает свои мысли», сказал Лев Толстой .

И это несомненно так».

Так писала Е.И. Тихеева о развитии у ребенка стиля речи в 1923 году . А как современно звучат ее мысли сейчас!

Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи Вы можете прочитать:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Для понимания сущности педагогического наследия Е.И. Тихеевой, с точки зрения ее исторической идентичности, особую значимость приобретают исследования Е.А. Гребенщиковой, Г.П. Ларионовой, Л.Н. Литвина, Э.В. Онищенко, Н.Б. Петровой, Л.К. Савиновой, Ф.Ф. Сватикова, И.В. Чувашева, где предлагается характеристика педагогических взглядов Е.И. Тихеевой на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в теорию и практику дошкольного и начального образования в России. Одновременно в отдельных работах дается позитивная оценка опыта практической деятельности известного педагога, участвующего в реформировании отечественного образования на рубеже XIX-XX вв. (Л.Л. Ворошилова, Л.С. Выготский, В.В. Колечко, Н. Короткова, М.Н. Певзнер и др.). Значительное число научных и публицистических работ посвящено различным аспектам методического творчества Е.И. Тихеевой (Е.А. Гребенщикова, В.Я. Лыкова, О.В. Морозова, Э.В. Онищенко и др.). Широко представлены в имеющемся научно-педагогическом арсенале исследования, рассматривающие основные положения: методики развития речи (О.Г. Архипова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, С.Ф. Ракова, О.Н. Сомкова); методики математического развития (А.М. Леушина, З.А. Михайлова); экологического воспитания (А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова); технологии трудового воспитания дошкольников (М.В. Крулехт, Л.Н. Литвин); своеобразия развития игровой деятельности ребенка-дошкольника (В.В. Колечко, В.Я. Лыкова).

1. Научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.

Педагогическую деятельность Е.И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л.И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе (Шульгина, 2006).

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е.И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К.Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е.И. Тихеева составила в 1905 г. букварь «Русская грамота», а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е.И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом «Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания». Начиная с 1913 г. Е.И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

В 1914 г. Е.И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой «домов ребенка Монтессори». Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е.И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» и «новой свободной школы». В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, «потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся» (Шульгина, 2006).

В годы первой мировой войны Е.И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания. В мае 1917 г. Е.И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. Накопленный опыт отечественной педагогической культуры становится основанием для разработки и внедрения новых способов работы с детьми, в том числе и в форме так называемых ретроинноваций. В истории отечественного образования присутствует достаточное количество авторских педагогических концепций, которые имеют непреходящее значение собственно для его развития. В качестве одной из педагогических систем, которая прочно вошла в арсенал педагогической теории и практики на уровне организации системы дошкольного и начального образования, а также профессиональной подготовки будущих педагогов, в настоящее время признается «метод игры - труда» Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1943 гг.). Этот педагог стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений.

Особую значимость придает тот факт, что вклад известного педагога в теорию и практику отечественного образования был настолько значителен, что работ подобного типа достаточно много. В историко-педагогических исследованиях, посвященных анализу педагогической системы Е.И. Тихеевой, изучались разнообразные проблемы, которые нашли отражение в теоретических и методических трудах автора (Шульгина, 2006).

В настоящее время большая часть теоретико-методических работ Е.И. Тихеевой является труднодоступной, так как представлена преимущественно в до- и пост-революционных периодических изданиях, литографиях и практически не переиздавалась. Связано это с тем, что в конце 20-х гг. ХХ века Е.И. Тихеева выступила с рядом публикаций, отстаивающих идею деполитизации и деидеологизации образования. Ее педагогическая концепция вызвала критические замечания со стороны отдельных советских педагогов. Методические разработки, оформленные как «метод игры-труда Тихеевой», были объявлены буржуазными, реакционными, идеологически чуждыми и лишенными научной новизны (Л.И. Красногорская, И.В. Сватикова и др.).

1. Методика развития речи

Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К.Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. В 1913 г. вышла из печати работа Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути ее развития». Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.

Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К.Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е.И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа…

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека». Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что «на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания». Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: «Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье.

То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное-говорить медленно, ясно и громко». Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.

У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева, - это детский сад, который «по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы…. «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду», - писала она. Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: «Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.

Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Е.И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т.д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей родному языку Е.И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово.

Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей. Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время. В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника» Высказывания Е.И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в настоящее время.

2. Теория дошко льного воспитания

Позднее, в 60-90-х гг. предпринимались попытки реабилитировать Е.И. Тихееву как видного деятеля отечественного дошкольного образования, но, тем не менее, в историко-педагогической литературе советского периода Е.И. Тихеева занимает скромное место в качестве одного из представителей общественно-педагогического движения за создание и развитие общественного дошкольного образования (Л.М. Волобуева, С.Ф. Егоров, Ф.Ф. Королев, Л.Н. Литвин, С.В. Лыков и др.). Особое место среди исследований историко-педагогического характера принадлежит Э.В. Онищенко, в работе которой представлена попытка актуализации отдельных, не лишенных педагогической значимости идей и способов организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в форме «ретроинновации» и внедрения авторского «метода», в качестве альтернативной модели работы современного детского сада (Шульгина, 2005). На этом основании можно говорить о том, что целостное осмысление педагогического творчества Е.И. Тихеевой достаточно сложная задача, т.к., во-первых, педагогическое наследие автора является очень полифункциональным и многообразным: от методологических (монографий) и публицистических (статей и докладов) работ, до учебников для дошкольного и начального образования и учебно-методических комплексов (в форме энциклопедий, программ, хрестоматий, методических пособий) для дошкольных работников; во-вторых, в «методе Тихеевой» представлено органическое единство всех форм культуры - от научно систематизированной философии образования до осмысления опыта спонтанного народного воспитания и собственной практической деятельности, в-третьих, присутствует, внешняя противоречивость исторической эпохи конца XIX - начала ХХ века и мобильность изменений в теории дошкольной педагогики, как в европейском, так и отечественном наследии; в-четвертых, отсутствует целостность и системность педагогических работ Е.И. Тихеевой как теоретико-методологического, так и прикладного характера; в-пятых, наличествует интенсивная внутренняя динамика оформления и последовательного развития, совершенствования авторской научной концепции Е.И. Тихеевой на различных этапах творческого пути, спонтанность ее выражения в отдельных работах. Можно констатировать, что научное наследие Е.И. Тихеевой достаточно обширно (порядка 15 монографий, 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности и 50 статей в периодических изданиях). В них впервые обосновывались идеи организации вариативной системы отечественного дошкольного образования с учетом как собственного, так и европейского опыта. Методические работы Е.И. Тихеевой явились обобщением многочисленных отечественных и западных исследований проблем воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста конца XIX - начала ХХ века. При этом следует учитывать тот факт, что именно в педагогическом наследии Е.И. Тихеевой произошло оформление единой теоретической концепции и практических технологий организации образовательной среды для ее реализации в условиях дошкольных учреждений различного типа (частных, государственных и общественных) (Шульгина, 2006).

Вместе с тем, научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой как целостная система до сих пор не являлись предметом специального научного изучения. Поэтому можно сформулировать явно выраженные противоречия между:

Признанием вклада Е.И. Тихеевой в развитие дошкольного образования и недостаточной изученностью ее научной биографии и творческого наследия;

Активной включенностью Е.И. Тихеевой в теорию и практику отечественного образования конца ХIХ - начала ХХ века и отсутствием концептуального анализа ее педагогической системы в работах историко-педагогической направленности;

Оценкой роли Е.И. Тихеевой в оформлении отдельных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста и отсутствием работ, посвященных анализу собственно ее авторского «метода игры - труда».

С этих позиций в качестве системы детерминант, повлиявших на становление и развитие мировоззрения Е.И. Тихеевой в единстве культурологического и биографического методологических принципов выделяются закономерности оформления собственно авторских педагогических суждений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выдержка из работы «Анализируя теоретические подходы Е.И. Тихеевой», применительно к организации общественного дошкольного и первоначального образования подрастающего поколения, можно объективно выделить системную характеристику работы различных учебно-воспитательных учреждений, с точки зрения описания (Запорожец, 1965).

Их значения и роли в обществе при выполнении основных социализирующих функций при работе с детьми, в том числе и посредством организации общественных организаций в условиях самого заведения;

Особенностей взаимодействия внутри педагогического коллектива, функциональных обязанностей администрации и педагогов, сотрудников и практикантов;

Ведущих принципов организации учебно-воспитательного процесса;

Требований к педагогическому составу в целом и личности каждого педагога, его профессиональной культуре, образовательному уровню и компетентности;

Особенностей организации различных функциональных помещений заведения и их оборудования;

Своеобразия пребывания в учебно-воспитательном учреждении ребенка, основных этапов его адаптации, сбора необходимых сведений и результативности индивидуальной и коллективной работы в различных возрастных группах;

Организации распорядка жизни (режима дня) и расписания занятий для детей различного возраста;

Системы учебно-воспитательной работы с детьми с точки зрения решения основных задач, таких как: развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование их знаний, умений и навыков;

Требований к наличию бытового и дидактического инвентаря для реализации основных образовательных, воспитательных и развивающих функций, а также необходимости создания педагогической библиотеки и музея, как средства методической подготовки воспитателей и обобщения их инновационного опыта.

Таким образом, Е.И. Тихеевой были выделены и оформлены ведущие компоненты целостной системы учебно-воспитательной работы с детьми. Одновременно она считала возможным учитывать культурный уровень русского общества, заниматься культурным просвещением русского народа, в том числе и с помощью дошкольных учреждений. В частности, она отмечала, что детские сады должны пропагандировать основы своей работы для ближайшего социального окружения, возлагая на них ответственность за подготовку и проведения самых различных мероприятий для населения с целью выяснения сущности и значения дошкольного воспитания, роли детского сада и его организации. Подобная система, по ее мнению, позволяет привлекать к участию в работе детского сада население и формирует определенное позитивное отношение к этим новым типам образовательных заведений.

3. Социально-педагогические взгляды Е.И. Тихеевой

Е.И. Тихеева считала необходимым активизировать социальную деятельную детских садов за счет активного привлечения к участию в их работе самих родителей. Совместная с семьей работа ориентирует на единство требований к детям и организованному воздействию на них. С этой целью Е.И. Тихеева, учитывая историческую ситуацию, предлагала создание родительских комитетов, проведение ежемесячных родительских собраний, организацию присутственных дней и подготовку открытых мероприятий и праздников для родителей. Все эти инновационные для своего времени формы сотрудничества родителей и ДОУ оказались достаточно перспективными, о чем свидетельствует их наличие и в деятельности современных детских садов.

В качестве значимого системного компонента своего «метода» Е.И. Тихеева выделяла материальную обстановку детского сада. С этой целью в своем авторском ДОУ - детском саду по «методу Тихеевой» она создавала для активной практической деятельности детей соответствующие уголки, так как по ее мнению «для творческого проявления личности нужно определенное место, материалы и орудия». На этом основании Е.И. Тихеева снабжала дошкольников пособиями, материалами и орудиями для игровой и трудовой деятельности, подчеркивая, что «детей надо не только снабжать предметами, но и обставить их так, чтобы пользование …было легко, удобно, целесообразно».

Она отмечала, что воспитательный потенциал вещественного мира огромен и «представляет обильную пищу и глубоко осмысленную работу органам внешних чувств и через эти органы развивается внутренний мир ребенка, обогащая его глубокими, ценными знаниями и представлениями». Именно поэтому Е.И. Тихеева считала возможным развивать способности детей на конкретном, наиболее близком и интересном материале трех категорий: природный, комплекс дидактических пособий, обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности. Особое внимание Е.И. Тихеева уделяет дидактическому материалу, который рассматривала как наиболее значимый и эффективный фактор интеллектуального развития ребенка, облегчающий естественное развитие личности, ее приспособленность к среде, расширяющий и корректирующий опыт, стимулирующий к разумной самодеятельности. Развивая данную идею, Е.И. Тихеевой была предложена собственная классификация дидактического материала и его разделение на «естественный» и «искусственный». Под «естественным дидактическим материалом» она подразумевает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, растения, семена и др., а к «искусственному» относит картонный и деревянный материал, построенный по принципу парности и предназначенный для изучения различных качеств и свойств предметов. Еще одним значимым для дошкольников видом материала она считала предметы и орудия трудовой деятельности. В связи с этим в своем детском саду ею была создана отдельная комната «трудовых уголков» (столярный, швейный, кухня, прачечная, домоводства, строительный), которые использовались для организации игр детей и обыгрывания различных трудовых процессов и их ценности для практической жизни.

В целом, можно говорить, что именно система требований к организации окружающей ребенка среды, разработанная Е.И. Тихеевой, представляла собой комплекс характерных для периода реформирования отечественной системы образования после революции 1917 года подходов к открытию государственных ДОУ с набором минимального педагогического оборудования, позволяющего обеспечить организацию учебно-воспитательной работы с детьми. Ее требования становятся определяющими и концептуальными для всей системы советского дошкольного образования вплоть до начала 40-х гг. и использовались также при разработке новых проектов детских садов в России. Целостность и концептуальность педагогической позиции Е.И. Тихеевой обеспечивались также разработанной ею системой управления и организации работы в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими пособиями и программными материалами. В частности, именно Е.И. Тихеевой были предложены два вида планов-программ: производственные, включающие содержательную характеристику работы в целом, задачи на год; а также педагогические, ориентирующие на содержание текущего процесса воспитания и обучения. Ведение годового плана должно вестись в соответствии с намеченными ключевыми организационными моментами, но сроки их реализации необходимо намечать предположительно. Комплекс занятия в детском саду, по мнению Е.И. Тихеевой должен находиться в строгом соотношении, способствующем развитию всех способностей ребенка. С целью реализации подобного подхода она считала возможным заполнить день пребывания ребенка в детском саду активной деятельностью, которая должна носить более или менее плановый характер, поэтому рабочий день разделялся на две половины: первую, до завтрака она предлагала посвятить занятиям, которые носили определенный, частично обязательный характер; вторая половина дня должна была ориентироваться на свободные индивидуальные и коллективные игры, беседы и другие формы работы с детьми. На сегодняшний день известно, что подобная система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста имела значительный педагогический потенциал. Об этом свидетельствует ее активное использование, в том числе и в современных ДОУ.

Заключение

тихеева педагог дошкольный воспитание

Свою педагогическую теорию Е.И. Тихеева не только активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений, но и пропагандировала посредством целого ряда детально теоретически проработанных и практически апробированных частных методик (методика развития детской речи; методика математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; методика ознакомления детей с природой и экологического воспитания ребенка-дошкольника), а также через способы организации самостоятельной (игровой и трудовой) деятельности ребенка с дидактическими материалами, которые и составляют значительную часть ее педагогического наследия и могут быть востребованы в современных условиях с учетом их соответствующей адаптации согласно требованиям технологии «ретроинновации».

Наличие подобных методических рекомендаций позволяет констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е.И. Тихеевой.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Просвещение, 1984.

2. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. - М.: Педагогика, 1976.

3. Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965.

4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М.: Просвещение, 1981.

5. Шульгина Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 2006.

6. Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой как составная часть авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. М., 2005.

7. Шульгина Е.В. Педагогические условия формирования самостоятельности старших школьников в современной семье // Материалы межвузовской научной конференции «Профессиональное становление специалиста в вузе». М.-Вологда, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Развитие дошкольного и начального образования в России в конце XIX–XX веков. Жизнь и педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой. Анализ единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе, проблема ознакомления детей с природой.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2017

    Ознакомление с теорией Ушинского о природе в первоначальном обучении детей. Взгляды Водовозовой на роль природы в дошкольном воспитании ребенка. Исследование значения естественных наук в системе образования детей в работах Тихеевой, Шлегера и Герда.

    реферат , добавлен 18.09.2014

    Понятия "Развивающая среда", "Средства обучения". История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада – в разных педагогических школах: дом ребенка Марии Монтесорри, вальдорфский детский сад, авторский детский сад Е.И. Тихеевой.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Особенности воспитательного процесса и его содержание. Системный подход к воспитанию и его идея. Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога. Развитие личности ребенка.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Оценка внутрисемейных отношений и их нравственная направленность. Типы распределения ролей в семье. Компоненты воспитательного потенциала семьи и критерии его оценки. Социально-педагогические типы семей. Механизмы инпринтинга, идентификации, рефлексии.

    реферат , добавлен 02.10.2009

    Трудовая деятельность, жизненный путь и человеческие качества А.С. Тайсина - талантливого педагога и географа. Школьные и студенческие годы. Служба в армии во время Великой отечественной войны. Его работа в вузе. Научное и педагогическое наследие учителя.

    презентация , добавлен 15.01.2014

    Жизненный путь И.Г. Песталоцци. Сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально–педагогическом наследии И.Г. Песталоцци и возможности использования опыта швейцарского педагога в современных российских условиях.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2012

    В.А. Сухомлинский - педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, заслуженный учитель Украинской ССР, Герой Социалистического Труда. Биография, педагогическое наследие, философские взгляды педагога. Рецензия на книгу "Сердце отдаю детям".

    реферат , добавлен 23.02.2012

    Биография жизненного пути Д.И. Менделеева - великого русского ученого, химика и педагога. Педагогические взгляды Дмитрия Ивановича, касающиеся народного образования, организации средней общеобразовательной школы и высшего специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2011

    Особенности российской семьи и семейного воспитания. Анализ воспитательного потенциала семьи, ее педагогической культуры. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка. Влияние семьи на становление личности ребенка. Работа педагога с семьей.

Поделиться: