Темы бесед в армии. Темы бесед проводимые с военнослужащими по призыву

МЧС России

Главное управление Министерства Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

И ликвидации последствий стихийных бедствий

По Омской области

УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(должность, звание, фамилия, имя, отчество)

С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

(наименование органа, подразделения)

Начат «___»_____________ 20___ г.

Окончен «___»_____________ 20___ г.

КОДЕКС ЧЕСТИ

Сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам

Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

Стихийных бедствий

Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - сотрудник системы МЧС России) определяет моральные принципы и правила его поведения.

Высокую репутацию сотрудника системы МЧС России, право на доверие и поддержку граждан Российской Федерации можно заслужить только профессионализмом, порядочностью и добрыми делами.

Долг чести сотрудника системы МЧС России – быть примером в исполнении Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, верным гражданскому и служебному долгу, военной присяге (для военнослужащих), присяге сотрудника органов внутренних дел (для сотрудников Государственной противопожарной службы), глубоко осознавать свою личную ответственность за добросовестное исполнение функциональных обязанностей в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Долг чести руководящих кадров МЧС России – умело сочетать требовательность и ответственность за создание здорового морально-психологического климата в подчиненном подразделении, формировать нравственную культуру сотрудников МЧС России, заботится о подчиненных, обеспечивать их социально-правовую защищенность, окружать вниманием ветеранов, а также семьи сотрудников, погибших при исполнении служебного долга.

В военной службе (службе), работе и повседневной жизни сотрудник системы МЧС России должен руководствоваться следующими нравственными принципами и этическими нормами настоящего Кодекса чести:

Чтить и уважать государственные символы Российской Федерации и символику МЧС России;

Использовать предоставленные государством полномочия разумно, строго в рамках закона;

Служить во имя обеспечения безопасности жизни простого гражданина России, каждого конкретного человека, нуждающегося в помощи, ради его спокойствия и стабильности;

Быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допускать, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские взаимоотношения, национальность и вероисповедание;

Быть постоянно готовым прийти на помощь, никогда не использовать беспомощность пострадавших в корыстных целях, не принимать подношений за исполнение служебных обязанностей, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними, как подрывающими авторитет МЧС России в глазах общественности;

Быть мужественным и смелым, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей; трусость и малодушие – качества, неприемлемые для сотрудника системы МЧС России;

Всегда помнить, что общие усилия и результаты работы системы МЧС России могут быть ослаблены или сведены на нет бездействием, аморальным поступком даже одного нерадивого сотрудника;

Постоянно помнить, что пользу простому человеку и обществу может принести сотрудник системы МЧС России, постоянно совершенствующий свою квалификацию, профессиональную подготовку, стремящийся быть всесторонне развитым, высокообразованным, использующий в своей деятельности прогрессивные методы, технологии и передовой опыт;

Всегда проявлять уважение и тактичность по отношению к гражданам при исполнении должностных обязанностей и в повседневной жизни; помнить, что это непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета МЧС России в целом;

Проявлять в работе инициативу, правильно воспринимать критику, своевременно признавать допущенные ошибки, не искать ложного самооправдания;

С честью и достоинством носить форму одежды, заботиться о своем внешнем виде;

Хранить и приумножать лучшие традиции МЧС России: патриотизм, верность служебному долгу, товарищество, взаимовыручку, мужество, бескорыстие, благородство, самопожертвование, профессионализм, особый командный дух корпоративной культуры МЧС России, а также внимание к людским чувствам и горю.

Утвержден приказом МЧС России от 06.03.2006 года № 136

По организации индивидуально-воспитательной работы с личным составом МЧС России

Одним из эффективных факторов, направленных на формирование социально значимых и профессиональных качеств сотрудников, военнослужащих и работников системы МЧС России (далее - сотрудники системы МЧС России) является индивидуально-воспитательная работа.

Индивидуально-воспитательная работа - наиболее важная и эффективная форма воздействия на личность сотрудника системы МЧС России.

Под индивидуально-воспитательной работой принято понимать систему целенаправленных мер индивидуального воздействия, осуществляемых с учетом личностных особенностей человека и направленных на формирование всего комплекса социально-значимых и профессиональных качеств сотрудника системы МЧС России в интересах добросовестного выполнения оперативно-служебных задач, укрепления дисциплины и законности.

Индивидуально-воспитательная; работа состоит в том, чтобы исходяиз глубокого и всестороннего знания людей, учета их индивидуальныхособенностей, систематически оказывать целенаправленноеиндивидуальное влияние на сознание и чувства каждого сотрудникасистемы МЧС России, формировать его мировоззрение, отношение кпорученному делу, развивать положительные качества, направлять всесилы и энергию на образцовое выполнение служебного долга.

Индивидуально-воспитательная работа включает в себя следующие формы и методы:

Индивидуальные воспитательные беседы - самаяраспространенная форма, предусматривающая доверительный,товарищеский характер общения, направленная на развитие иливыработку у сотрудника системы МЧС России определенныхположительных качеств;

Индивидуальная помощь - применяется при решении различных вопросов служебной и общественной деятельности, личной жизни, в изучении нормативных актов и функциональных обязанностей, в овладении техникой, пожарно-спасательным оборудованием и др.;

Индивидуальные задания и поручения - включает в себя служебные задания, учебные задания, общественные поручения;

Индивидуальный контроль - может проводиться в форме личной проверки воспитателем несения службы, выполнения задания, поручения, проверки качества подготовки материалов;

Заслушивание отчетов и сообщений сотрудников системы МЧС России - обычно проводится на совещаниях и собраниях личного состава;

Личный пример воспитателя - безупречное выполнение своих служебных обязанностей, высокая дисциплинированность, строевая выправка, внешний вид, высокая требовательность к себе и др.;

Посещение сотрудников системы МЧС России по месту жительства - применяется при решении задач по изучению жилищно-бытовых условий сотрудника системы МЧС России, семейных отношений, круга внеслужебного общения и их влияние на состояние дисциплины сотрудника. отношения к службе, ознакомление с характером проведения сотрудником свободного времени.

Руководителям и командирам всех степеней планирование воспитательной работы начинать с мероприятий по индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками системы МЧС России, укреплению дисциплины и законности, повышению их культуры и профессионализма. Лично утверждать планы мероприятий по проведению воспитательной работы в своих аппаратах.

При составлении плана, определении кандидатур воспитуемых рекомендуется строить схему индивидуального воспитательного воздействия на сотрудников системы МЧС России по линии непосредственной подчиненности. Так например, командир (начальник) подразделения проводит ИБР с офицерами подразделения, офицеры подразделения со своим подчиненным личным составом. При этом прежде всего обращается внимание на работу с молодыми сотрудниками системы МЧС России, сотрудниками системы МЧС России стоящими в резерве на выдвижение и входящими в группы психолого-педагогического сопровождения и внимания.

Планы индивидуально-воспитательной работы должны отвечать следующим основным требованиям: быть конкретными, реальными и действенными.

Все пункты плана ИВР должны быть реально выполнимыми. Не допускается планирование абстрактных и общих мероприятий. Необходимо помнить, что данная работа носит индивидуальный характер и должна быть направлена на конкретного сотрудника системы МЧС России и достижение конкретного результата. В зависимости от этого выбирается одна из следующих примерных тем:

С молодыми сотрудниками системы МЧС России:

Ознакомительная беседа;

О взаимоотношениях в семье сотрудника системы МЧС России;

О взаимоотношениях с наставником;

Традиции подразделения;

О проблемах и трудностях при втягивании в службу, вхождение в коллектив;

Льготы и гарантии сотрудникам МЧС России и членам их семей.

О соблюдении дисциплины (воинской, служебной, трудовой);

О соблюдении дорожно-транспортной дисциплины;

О взаимоотношениях в коллективе;

О культуре в обращении с гражданами;

О культуре общения с сослуживцами, взаимоотношениях в коллективе;

О соблюдении формы одежды;

О порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий;

Об ответственности за противоправные действия, связанные со служебной деятельностью;

О поведении в быту;

О сохранности служебного удостоверения.

Кроме вышеперечисленных в беседе могут применяться и другие темы, необходимые для достижения результата в зависимости от личности сотрудника системы МЧС России и поставленной задачи.

Индивидуально-воспитательная работа будет действенной только в том случае, если она ведется с данным сотрудником системы МЧС России на протяжении длительного времени и четко прослеживается ее результат.

Результаты проводимой работы оформляются в дневниках индивидуально-воспитательной работы (далее – дневник ИВР) в соответствии с данными методическими рекомендациями. Дневники ИВР необходимо иметь всем руководителям (начальникам, командирам).

На каждого сотрудника системы МЧС России заводится карта социально-демографического и морально-психологического изучения (стр. 10) и раздел учета проводимой работы (стр. 11).

В рассматриваем аспекте очень важно правильно вести учет проводимой индивидуально-воспитательной работы. Например, в плане ИВР (стр. 9) запланирована индивидуальная беседа о неукоснительном соблюдении правил дорожного движения с каким-либо сотрудником системы МЧС России. По выполнении данного пункта плана ставится дата и делается отметка о его выполнении. Результат, в виде краткой справки, заносится в раздел учета проводимой работы (стр. 11) данного сотрудника.

В общей системе индивидуально-воспитательной работы очень важен контроль за ее ходом. ИВР дает положительный результат, если начальник постоянно контролирует, следит за ее этапными результатами. Каждый руководитель должен постоянно оценивать эффективность проводимых мероприятий. В этих целях в дневнике ИВР он должен вести учет всех мероприятий, оценивать их действенность, систематически отмечать выявленные изменения в характере подчиненного и его поведении. Это дает возможность видеть динамику развития личности подчиненного, что в свою очередь позволяет вносить необходимые коррективы в план воспитательной работы, обеспечить преемственность при переводе сотрудника из одного подразделения в другое.

Каждый командир (начальник) должен знать о своем подчиненном следующее: Ф.И.О., возраст, образование, стаж работы в МЧС России (в должности), состав семьи, жилищно-бытовые условия, особенности характера, потенциальные возможности, состояние здоровья, поведение вне службы, увлечения, наличие взысканий и поощрений, какую общественную работу выполняет, примечания.

Отдел координации воспитательной работы с личным составом Департамента кадровой политики

С П И С О К

Личного состава подразделения

П/п Звание Должность Ф.И.О. Примечание

С П И С О К

Молодых сотрудников системы МЧС России

П/п Звание Должность Ф.И.О. Дата и номер приказа о зачислении в подразделение Ф.И.О. наставника

Подразделения

П/п Общественное поручение Дата избрания Ф.И.О.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

(наименование подразделения)

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

«_____»_____________20___г.

Индивидуально-воспитательной работы с личным составом

(наименование подразделения)

На ____ квартал 20___ года

№ п/п Дата

Проведения Вид ИВР Ф.И.О. Отметка о выполнении

Начальник _________________________

(наименование подразделения)

____________________________________ _________________________

(звание) (Ф.И.О., подпись)

УЧЕТ НАРУШЕНИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Ф.И.О.

Звание, должность Вид нарушения Меры дисциплинарного и материального взыскания Отметка о снятии взыскания

Ветеранов подразделения

№ п/п Фамилия, Имя, Отчество Адрес, телефон

Личного состава подразделения,

Награжденных орденами и медалями

П/п Звание, должность Фамилия,

Имя, Отчество Название награды Дата и номер приказа Примечание

Сотрудников системы МЧС России, выполнявших задачи

В Северо-Кавказском регионе

П/п Звание Должность Ф.И.О. Сроки нахождения в командировке Прохождение реабилитации

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

Социально-демографического и морально-психологического изучения (заполняется на каждого сотрудника системы МЧС России)

Фамилия

Отчество

Должность

1. Дата и год рождения

2. Образование

3. Стаж службы (работы)

4. Стаж в должности

5. Состав семьи

6. Домашний адрес, тел.

7. Условия проживания

8. Место работы членов семьи, тел.

9. Взаимоотношения в семье

10. Черты характера

11. Увлечения

12. Уровень спортивной подготовки

13. Состояние здоровья

УЧЕТ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

(заполняется отдельно на каждого сотрудника системы МЧС России)

Дата Проведенное мероприятие Выводы, что необходимо сделать

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОВЕРЯЮЩЕГО

По ведению дневника ИВР

№ п/п Дата проверки Фамилия и должность проверяющего Замечания и предложения проверяющего Принятые меры по устранению недостатков

М.В. Тарасов, полковник, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры культуры и искусства Военного университета

Разговор, который пойдет в настоящей статье, основан как на личном опыте индивидуальной воспитательной работы в подразделении, так и на ряде учебных пособий, посвященных этой проблеме.

Начнем с самого главного.

Любая беседа должна быть подготовлена. Добивайтесь того, чтобы беседа всегда носила целеустремленный характер и не превращалась в праздный разговор. Основными ее направлениями могут быть:

Исходя из сказанного выше при подготовке к беседе намечается:

1) что необходимо выявить;

2) что сообщить собеседнику;

3) на что его нацелить.

До вступления в разговор.

Одно из обязательных условий

· в поле, на учениях, в учебном классе или в помещении подразделения, обстановка должна располагать подчиненного к искренности.

5.3.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащих.

Индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Одно из первых условий высокой эффективности беседы составляет тщательная подготовка к ее проведению.

До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора – они лишь основные ориентиры его общей направленности.

Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана.

В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

5.4. Наблюдение.

К изучению военнослужащего методом наблюдения необходимо привлекать самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.

Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом дополнительной информации о военнослужащем, полученной с помощью других методов.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Индивидуальная воспитательная работа с подчиненными

Структурно содержание ИВР включает взаимосвязанные этапы: подготовительный, целенаправленного педагогического воздействия и оценки результатов работы за определенный период времени.

Первый этап (подготовительный) предопределяет действенность индивидуального подхода к военнослужащему и, в свою очередь, делится на этапы: диагностический, изучения личности, прогностический, выбора оптимальных путей достижения целей.

На что его нацелить. До вступления в разговор. Одно из обязательных условий · в поле, на учениях, в учебном классе или в помещении подразделения, обстановка должна располагать подчиненного к искренности.

О сильном перевозбуждении военнослужащего-контрактника в ходе беседы свидетельствует: Помните хорошее правило, гласящее:

«Дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду»
.

И всё — сержанты понимают, что мой интерес может ударить по их налаженному быту. И оказывается, что чай-то ведь не подвержен срокам службы.

А я еще пару вечерков внезапно завалю в роту окинуть взглядом: кто чаи гоняет у меня в комнате досуга?

— А ты?- а так остановил, поговорил и тебе польза и солдат доволен, ротный с ним «поболтал». Короче друзья, мой совет, не гнушайтесь разговаривать

План воспитательной и социально-правовой работы с личным составом роты на март 2012 г

Занятие кружка художественной самодеятельности. В день начальника караула, войскового наряда провести общественное аттестовании сержантов Мылтыкбаев П.М., Полукедова А.Д., Табуреткина А.А.

Совещание сержантов:

«О состоянии воинской дисциплины в роте и мерах совершенствования дисциплинарной практики»
. Беседы с личным составом: — «Наркомания – путь к преступлению».

Методика индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту

Имеет конкретные педагогические цели.

2) Является составным компонентом комплексного подхода к делу воспитания.

3) Осуществляется по отношению ко всем подчиненным в любой обстановке.

4) Ведется постоянно с использованием всех методов и средств воспитания. 5) Ведется в соответствии с требованиями присяги, уставов, выводами и рекомендациями военной педагогики и психологии.

Приложение

Методика проведения индивидуальной беседы

с военнослужащим рядового состава (вариант)

Самым распространенным и наиболее доступным методом индивидуально-воспитательной работы является беседа – один из простых и одновременно комплексных способов воспитательного воздействия на военнослужащего.

Беседа позволяет командиру (начальнику), должностному лицу как субъекту воспитания без трудоемкой и длительной по времени подготовки решать ту или иную воспитательную задачу.

В индивидуальной беседе с подчиненным командир вооружает воспитуемого военнослужащего необходимыми способами поведения и деятельности для данных условий жизни в подразделении, успешного выполнения учебно-боевых задач, методами влияния на сослуживцев, приемами саморегуляции и т. д.

Методические советы для проведения индивидуальной беседы:

Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике. Подобрать время и место для беседы. Составить перечень интересующих вас вопросов, тщательно продумать последовательность их задавания. При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора.

При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.

Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.
Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним.

Воспитывающий (субъект воспитания) должен знать некоторые правила для повышения эффективности индивидуальной беседы в воспитательных целях.

Первое правило гласит о том, что беседа тогда достигает цели, когда воспитуемый осознает ее необходимость.

Второе правило состоит в том, что беседа станет тогда результативной, когда командир подготовит условия для , сумеет расположить к себе собеседника, установит с ним прочный контакт взаимодействия.

Установлению непринужденной, доброжелательной, побуждающей к откровенному разговору обстановки способствует правильная методика постановки вопросов. А именно:

    ставить лишь те вопросы, которые позволяют глубже познать духовный мир военнослужащего, его индивидуальные психологические особенности; вопросы формулировать понятно, чтобы они не вызывали односложных или двусмысленных ответов; избегать вопросов, которые могут выставить воина в неприглядном свете и вызвать негативный психологический настрой; больше задавать косвенных вопросов, по возможности не вести в процессе беседы никаких записей или делать их как можно меньше, ибо это может насторожить собеседника; не вести беседу в спешке или в возбужденном либо пассивном состоянии (при наличии физической усталости, болезни).

Третье правило, готовясь к беседе, не следует забывать о том, что подчиненный может быть по-разному ориентирован на ее развитие и результат.

Практика показывает, что чаще всего встречается два варианта ориентации:

    подчиненный не видит в предстоящей беседе смысла и заранее убежден в ее безрезультативности. Причины такой ориентации могут быть различными, например, что военнослужащий считает данный способ общения с командиром (начальником) неадекватным ожиданиям или же не видит в его личности средства (условия) решения его проблемы; подчиненный в командире (начальнике) усматривает лицо, инстанцию, которая непременно должна решить его проблему, вразумить, наставить, научить и т. д.

Четвертое правило заключается в том, что беседа может обеспечить ожидаемый воспитательный эффект тогда, когда в ней будет полно реализована возможность основного метода воспитания – метода убеждения, составляющего фундамент беседы.

В случае, когда целесообразность развития определенного качества подчиненного не вызывает сомнений, но он не уверен в том, что сможет развить его у себя, то здесь можно применить метод , т. е. воздействовать словом, интонацией на воспитанника.

Приемы реализации метода нравственного выбора различны. Это может быть ситуация обсуждения военнослужащими на диспуте проблем воинской дисциплины, в подразделении, которая требует от участников проявления жизненной позиции, нравственного кредо. Уместно поручить подчиненному осмыслить его моральные критерии и соотнести их с военно-этической нормой, после чего подготовиться и выступить на данном диспуте.

Преднамеренное включение в ситуацию нравственного выбора осуществляется и по отношению к нарушителям требований воинской дисциплины.

В этом случае командиру целесообразно, предварительно выяснив степень устойчивости мотивации недисциплинированного поведения у подчиненного, предложить ему еще раз соотнести формы свойственного ему поведения с общей целью коллектива, требованиями боевой готовности, его собственной социальной и служебной перспективой, наконец, с самочувствием подчиненного в группе сослуживцев. Побудить его к тому, чтобы он сам отобрал аргументы за определенные формы поведения, соотнес их с нормами внутриколлективной жизни и требованиями нравственного идеала. Названный прием хотя и не решает в полной мере задачу воспитания подчиненного, но в то же время осуществляет заметные подвижки в его нравственном сознании.

Практикум:

Как подготовить и провести индивидуальную беседу с военнослужащим, прибывшим в воинскую часть (молодым воином)?

Индивидуальная беседа является одной из форм индивидуально-воспитательной работы. Готовясь к беседе, необходимо продумать ее содержание, ход и направленность, выбрать время и место, создать благоприятные условия для ее проведения. Это в полной мере относится к ознакомительной беседе.

Беседа должна быть откровенной. К ней должен быть готов и воин. Поэтому надо умело использовать естественное желание каждого военнослужащего доверительно по душам поговорить со своим командиром, начальником.

Условно проведение беседы можно разделить на три этапа:

1-й этап - вступительный.

Главная задача – снять напряжение и настороженность. Для этого можно применять несколько способов:

а) сказать несколько теплых слов в адрес военнослужащего (касающихся его личности или каких-либо успехов в ходе службы);

б) хорошая шутка в начале беседы также может уменьшить отчуждение и снять напряжение;

в) рассказать немного о себе.

2-й этап – основной.

Сначала задаются вопросы, касающиеся личности военнослужащего (об интересах, школе, детстве, отношении к службе в армии). Затем следуют вопросы, имеющие своей целью получение более полной информации о воине.

3-й этап – заключительный.

Главная цель этого этапа – создание положительного впечатления от проведенной беседы с соответствующим моральным настроем на хорошую службу.

План беседы с военнослужащим (примерное содержание):

1. Знакомство с военнослужащим, его биографическими данными, положением в семье, особенностями жизни, учебы, трудовой деятельности до призыва в армию, отношение к культурно-массовым мероприятиям, спорту и т. д.

2. Выявление по возможности основных черт характера собеседника (уравновешенность, склонность к определенному , принципиальность, честность, дисциплинированность, исполнительность, контактность, откровенность и другие).

В примерном перечне могут быть такие вопросы:

    что известно военнослужащему об истории Казахстана, кого знает из исторических личностей; что знает о своей части, соединении, его боевом пути, достижениях и успехах; какова роль подразделения, в котором служит; как понимает служебный долг, войсковое товарищество, как складываются и сложились взаимоотношения между воинами в подразделении; как оценивает свой коллектив и себя в этом коллективе, что вкладывает в общее дело, в повышение боевой готовности подразделения, части; как выполняет обязанности по должности, известны ли ему уставные обязанности, текст Военной присяги, основные положения законов РК о военной службе; что известно ему о наиболее значительных событиях, произошедших за последнее время в Казахстане и за рубежом; как оценивает свои личные успехи, достижения, в чем видит свои ближайшие задачи.

Примечание:

Рекомендуется, по возможности, в ходе беседы охватить все стороны службы и обязанностей воина – от вопросов боевой готовности до соблюдения личной гигиены, обязательно спросить у него, в чем он нуждается, какая ему нужна помощь, какие у него просьбы, пожелания.

Вместе с тем в тактичной доброжелательной форме необходимо указать на недостатки, недоработки, отрицательные черты характера, которые могут мешать стать солдату образцовым воином и дать советы по их исполнению.

3. Заключение беседы: предложения, наставления, советы, рекомендации военнослужащим

Выводы для своей последующей работы с подчиненным и со всем личным составом заносятся в Журнал индивидуально-воспитательной работы.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Кафедра «Общевоенным дисциплинам»

На тему: Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими. Формы и методы индивидуально-воспитательной работ

Выполнил: Артыков И.И

Проверил: Иханбаев Б.М

Алматы, 2017

Введение

2. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы.

Заключение

Введение

В системе воспитательной, идеологической и психологической работы наряду с массовыми способами, формами и методами воздействия на сознание, психику и поведение военнослужащих неоценимо важное место занимает ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Актуальность и значимость данного направления воспитательной работы особо возрастает в системе комплексного воспитания личного состава войск (сил), решения учебно-боевых, организационно-мобилизационных и служебных задач на современном этапе развития армии, утверждения принципа «нулевой терпимости» к правонарушениям в самосознании должностных лиц ВС РК.

Индивидуально-воспитательная работа позволяет дифференцированно, с учетом конкретных условий обстановки, исходя из складывающейся ситуации:

· развивать у военнослужащих чувство патриотизма, воинского долга, повышенной ответственности и дисциплинированности;

· доходчиво разъяснять и доводить до сознания всего личного состава необходимость и важность боевых, учебно-боевых, служебных и иных задач повседневной деятельности войск;

· своевременно вырабатывать эффективные (рациональные) пути и способы выполнения задач, стоящих перед органами военного управления ВС РК.

Надо отметить, что результативность любого учебно-воспитательного процесса во многом зависит от полноты и качества индивидуальной работы, ее внутреннего содержания и идеологического наполнения, своевременного и комплексного применения должностными лицами различных форм и методов педагогического воспитательного воздействия на личность, воинский коллектив в целом.

Анализ текущего состояния индивидуально-воспитательной работы, практика действующей системы информационно-воспитательных, профилактических и правовых мероприятий, проводимых должностными лицами на местах, высветили причины и факторы, наиболее характерные для многих воинских частей и учреждений. Среди них следует выделить:

ь низкий уровень педагогической культуры и обученности должностных лиц офицерского и сержантского составов практике умелого применения форм и методов индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

ь наличие факторов бессистемности, неконкретности при постановке задач, недостаточного внутреннего наполнения (содержания) проводимой в войсках индивидуально-воспитательной работы, процесса воспитания в целом;

ь отсутствие непрерывно налаженного и углубленного процесса изучения и анализа индивидуальных (личностных) качеств и особенностей военнослужащих;

ь нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;

ь воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;

ь проявление элементов бездушия, формализма и косности со стороны отдельных руководителей органов военного управления при работе с подчиненными, не принятие действенных мер по защите их законных прав, вследствие чего происходит утрата их авторитета и уважения в коллективах;

ь сведение изучения личности воспитуемого (обучающегося) к знанию лишь его биографических данных. Подобная односторонность и субъективный подход к индивидуально-воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

В свое время легендарный казахский полководец Бауржан Момышулы по этому поводу в своей книге «Психология войны» писал: «Упрека заслуживает не тот, кто в искреннем стремлении к достижению цели потерпел поражение (по причине незнания, неопытности), а тот, кто, боясь ответственности, отсиживается, занимая выжидательную позицию».

1. Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими.

Действенность воспитательной работы в подразделении во многом зависит от глубокого знания людей. Поэтому одним из основных направлений в деятельности офицеров подразделения является всестороннее изучение морально-психологических, деловых и других качеств подчиненных, их запросов, настроений, нужд, особенностей характера и поведения, в соответствии с которыми и строится воспитательная работа.

Индивидуальная воспитательная работа - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Индивидуальный подход в воспитательной работе дает возможность:

Охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого военнослужащего;

Всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого военнослужащего и педагогически целесообразно использовать эти знания в воспитательном процессе;

Педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с военнослужащими с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

Умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания военнослужащих;

Своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель - военнослужащий, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуально-воспитательной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитателя в процессе формирования всесторонне развитой и качественно подготовленной личности военнослужащего, способного эффективно решать учебно-боевые задачи.

Жизнь показывает, что индивидуальная работа позволяет повысить эффективность воспитания, если офицеры руководствуются принципами и владеют ее методами.

Организация индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя комплекс мероприятий:

Определение целей и задач этой работы;

Охват постоянным влиянием всех военнослужащих;

Четкое определение, кто и с кем индивидуально работает;

Продуманное планирование индивидуальной работы;

Изучение ее состояния в коллективах;

Глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;

Обучение офицеров и сержантов практике использования методов, форм и средств индивидуального подхода;

Установление медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих.

В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включают в себя 4 основных этапа:

1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащих, их сильных и слабых сторон.

2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия.

3. Практическое осуществление спланированного воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств военнослужащего.

4. Систематический анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, корректировки его методов и приемов, если работа недостаточно эффективна.

Особенности индивидуально-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

а) С офицерами.

Без создания атмосферы доверия и искреннего уважения, без знания запросов и интересов каждого офицера, материально-бытового положения его семьи вряд ли можно поддерживать в офицерской среде заинтересованное отношение к своей карьере.

Проявление демократичности в общении с подчиненными офицерами позволит командиру создать в коллективе обстановку взаимозаинтересованности в решении многих социально-бытовых проблем. Опора в решении этих вопросов на Офицерское собрание, женсовет части (корабля) во многом способствует повышению служебной активности подчиненных.

Обращение офицеров между собой по имени и отчеству всегда являлось доброй традицией Русской армии, так как помогало установить отношения, характеризующие отношения соратников. Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командира в деле повышения эффективности воздействия на офицера.

б) С сержантами (старшинами).

Главная трудность в деятельности старшин состоит в том, что им приходится обучать и воспитывать своих сверстников.

При проведении индивидуальной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих офицеру необходимо выявить, насколько сержант (старшина) испытывает потребность в осуществлении своих командных функций в подразделении, насколько он авторитетен для своих подчиненных. Без налаживания уставных, но особо доверительных и доброжелательных отношений с младшими командирами будет очень проблематично преодолеть объективные трудности в деятельности сержантов (старшин).

Индивидуальную воспитательную работу с сержантами (старшинами) желательно устремлять на:

Обеспечение личного примера младшего командира в службе (в овладении специальностью, в выполнении нормативов, порядка и правил воинской дисциплины, распорядка дня, формы одежды);

Повышение ответственности младших командиров за выполнение ими своих служебных обязанностей, используя в их воспитании методический прием «оказание личного доверия»;

Использование моральных и материальных стимулов для поощрения лучших младших командиров и широкое использование гласности в пропаганде их передового опыта.

в) С неформальными лидерами.

Неформальным лидером в воинском коллективе принято считать военнослужащего, не занимающего служебные и общественные должности в подразделении, но пользующегося среди сослуживцев авторитетом.

Основная особенность индивидуальной воспитательной работы с ними состоит в том, что офицер не должен оставлять без педагогического воздействия устремления неформала, особенно если они направлены против линии командования на поддержание уставного порядка и правил воинской службы. В индивидуальной работе с ним лучше всего опираться на младших командиров, общественных активистов и тех военнослужащих, которые пользуются доверием у неформалов.

В индивидуальной работе с неформальными лидерами важно:

1. Направить качества неформального лидера на глубокое освоение своей специальности и овладение смежными, поддержку младших командиров в сплочении воинского коллектива, оказание помощи молодым воинам и шефство над ними, достижение спортивных результатов и т.п.

2. Стремиться убедить неформального лидера антиколлективной направленности в ошибочности его представлений, действий, выводов. Для чего, с одной стороны, желательно добиться утверждения в его сознании значимости для каждого гражданина идеи защиты своего Отечества, патриотизма, верности воинским традициям, а с другой - приобщить к практическим мероприятиям по укреплению боевой готовности, возлагая на него дополнительные обязанности по повышению качества выполнения учебнобоевых задач подразделением.

3. Если не удается изменить негативную направленность деятельности неформального лидера, то желательно добиться решительного развенчания его авторитета в глазах сослуживцев, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе на основе уставных, профессиональных и особенно патриотических ценностей воинской службы.

4. Если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, то необходимо обеспечить изоляцию неформального лидера от остального личного состава и создать в воинском коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков сослуживцами.

г) С военнослужащими «группы Риска».

К этой группе относятся военнослужащие, имеющие нервно-психическую неустойчивость. Она проявляется в виде психопатологических расстройств, токсикомании и некоторых психических заболеваний.

Уровне поведения и деятельности это выражается в виде познавательной, эмоциональной и волевой ограниченности, своеобразия отношений к сослуживцам и в направленности личности.

В выявлении таких лиц квалифицированную помощь оказывают медики. Офицерам важно знать признаки нервно-психической неустойчивости. Их можно систематизировать. Заметив характерные признаки, необходимо принять комплекс мер, направленных на восстановление нормального состояния, и лишь после этого выбрать сугубо индивидуальные приемы.

Анализ достигнутых результатов индивидуальной воспитательной работы должен осуществляться командиром подразделения ежедневно. Для этого необходимо обладать постоянной, своевременной, правдивой и объективной информацией о положении дел в подразделении и поведении личного состава.

В этих целях надо использовать доклады подчиненных командиров, дежурных и дневальных, информацию командиров соседних подразделений, анализ выступлений воинов на собраниях личного состава, результатов индивидуальных и групповых бесед, проводимых вечеров вопросов и ответов, учет поведения военнослужащих на занятиях, в столовой, на построении, в курилке и др. Важно не только своевременно получать информацию, но и анализировать ее и принимать необходимые меры для организации эффективной воспитательной работы с конкретными людьми.

Для учета и анализа действенности индивидуальной работы, выработки воспитательных воздействий на военнослужащих каждый офицер ведет рабочую тетрадь (педагогический дневник).

В ней фиксируются:

1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащего и динамика их развития за каждый период обучения.

2. Конкретные факты индивидуальной работы (дата, время и краткое содержание индивидуальной беседы, выводы наблюдений по результатам беседы).

3. Характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с командиром отделения, старшиной команды, командиром группы, информации от старших командиров, начальников.

4. Выводы из результатов непосредственного и опосредованного изучения военнослужащего.

5. Успеваемость военнослужащего по результатам боевой и общественно-государственной подготовки.

6. Положительные и негативные поступки военнослужащего и мотивы их проявления.

7. Характерные суждения.

8. Выводы по результатам воспитательного воздействия.

9. Определение направлений, форм, методов, средств, приемов дальнейшего индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащего.

10. Обучение должностных лиц практике воспитательной работы.

11. Работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины и правопорядка.

12. Работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения.

13. Работа с семьями офицеров, старшин и матросов по контракту, родителями военнослужащих по призыву.

14. Социально-биографические данные на весь личный состав.

Планирование индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляется всеми командирами, начальниками в планах личной работы на день, неделю, месяц.

Практика показывает, что характерными недостатками при организации и проведении индивидуально-воспитательной работы являются:

Отсутствие в работе учета особенностей военнослужащих, требующих индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

Нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;

Воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;

Сведение изучения личности обучающегося к знанию лишь биографических данных.

Подобная односторонность и субъективный подход индивидуальной воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

воспитание личный состав военнослужащий

2. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы

Качество проводимой индивидуально-воспитательной работы в значительной мере определяется глубокими знаниями командиров подразделений основных форм и методов изучения личности военнослужащих, индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненных, умениями применять эти знания в практической деятельности.

В целях всестороннего изучения личности военнослужащего рекомендуется использовать следующие основные формы работы: анализ документов, индивидуальная беседа, индивидуальное наблюдение, педагогический эксперимент и обобщение экспертных оценок.

Анализ документов.

Эта форма позволяет приступить к изучению личности военнослужащего даже до его непосредственного прибытия в часть. Различные категории военнослужащих имеют разный набор документов, который сопровождает их на всем протяжении службы.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа относится к универсальной и достаточно эффективной форме изучения личности военнослужащего.

Предлагается следующая методика индивидуальной беседы.

1. Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым.

2. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике.

3. Подобрать время и место для беседы.

4. Составить перечень интересующих вас вопросов, продумать последовательность их задавания.

При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора. При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.

5. Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи.

6. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов.

7. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени.

8. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.

Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним. Индивидуальное наблюдение.

Чтобы выработать правильное представление о военнослужащем, необходимо наблюдать за его поведением в различных ситуациях.

Можно предложить следующую методику проведения индивидуального наблюдения.

1. Определение целей и задач наблюдения.

2. Собственно наблюдение. Поведение наблюдающего не должно быть нарочитым, походить на слежку.

3. Анализ результатов наблюдения, фиксирование полученных данных.

Проводя индивидуальное наблюдение, необходимо быть как можно более естественным в своем поведении, не стараться во чтобы то ни стало добиться всех поставленных целей. Лучше повторить наблюдение несколько раз, чем позволить возникновение между вами и подчиненными атмосферы настороженности и недоверия.

Обобщение экспертных оценок.

Суть этой формы индивидуального изучения личности воина заключается в обобщении возможно большего числа сведений, поступивших от различных источников. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть двух видов: естественный и лабораторный.

Лабораторный эксперимент проводится по особой методике хорошо подготовленными специалистами в области психологии, педагогики и социологии. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях подразделения путем помещения военнослужащего в различные ситуации с последующим изучением наблюдаемых реакций.

Сравнение результатов изучения в начале и в конце эксперимента позволит командиру сделать конкретные выводы, получить ответ на интересующие его вопросы.

Изучив в достаточной степени личность военнослужащего, командир определяет форму индивидуально-педагогического воздействия. Целью такого воздействия может быть:

Формирование у подчиненного необходимых качеств;

Попытка избавить его от каких-либо негативных черт.

К формам индивидуально-педагогического воздействия относятся: индивидуальная беседа, индивидуальное задание, индивидуальная помощь, воздействие через третье лицо.

Индивидуальная беседа.

Согласие или несогласие военнослужащего с лицом, проводящим беседу по обсуждаемой проблеме, не означает достижения результатов или провал беседы; легкое согласие подчиненного со словами командира может быть ложным, желанием угодить, чтобы побыстрее избавиться от разговора. Несогласие, даже выраженное в категоричной форме, не всегда отражает истинную позицию подчиненного, а может свидетельствовать о его стремлении поддержать имидж самостоятельного в суждении человека.

Индивидуальное задание.

Смысл индивидуального задание заключается в создании для военнослужащего такой ситуации, когда он может раскрыть свои положительные качества или убедиться в необходимости избавиться от недостатков. Индивидуальное задание может быть выражено в виде приказания, поручения, просьбы и т.д.

Типичные ситуации для реализации индивидуального задания:

1. Назначение военнослужащего старшим при проведении занятий или работ, если его старшинство не определено уставом.

3. Подготовка военнослужащим выступления на собрании, подведении итогов и др.

4. Индивидуальное проведение военнослужащим ремонтных работ на технике и т.д.

5. Оказание помощи товарищам в изучении техники.

6. Участие в обустройстве подразделения, оформительских работах.

Условия эффективности данной формы индивидуально-психологического воздействия:

1. Соответствие характера задания целям воспитания с учетом индивидуальных качеств военнослужащего.

2. Задание должно быть посильным и выполняться при достаточном материальном обеспечении.

3. Обязательный контроль за ходом реализации задания, помощь воину в его выполнении.

4. Объективная оценка выполнения задания, поощрения за успехи, разбор недостатков.

Индивидуальная помощь.

При оказании индивидуальной помощи подчиненному командир должен придерживаться определенных правил:

1. Установить причину необходимости оказания индивидуальной помощи: отставание или стремление к опережению: неопытность, незнание или лень; недобросовестность; сформировавшиеся черты характера или случайное влияние.

2. Выяснить отношение военнослужащего к оказанию ему помощи. Есть ли у него желание избавиться от недостатков или достичь положительных целей.

3. Воспринимает ли он помощь как Должное или считает это ущемлением своего личного достоинства.

4. Помощь не должна быть навязчивой, в грубой форме, с унижающими человека условиями. Нельзя оказывать помощь подчиненному только в целях поднятия своего престижа.

5. Помощь должна быть доброжелательной, тактичной, с опорой на положительные качества военнослужащего, понятной и бескорыстной.

Воздействие через третье лицо.

Это специфическая форма опосредованного индивидуального воздействия на военнослужащего. В качестве третьего лица могут выступать: родители, товарищи, руководители учреждений и предприятий, где учился или работал военнослужащий до службы.

Применение этой формы имеет свои особенности:

Обращение к родным и близким военнослужащего необходимо с учетом его семейных и других отношений;

Недопустимо жаловаться на подчиненного, показывать воспитательную несостоятельность командиров и начальников, превращать форму воспитания в форму наказания.

Таким образом, руководить воинским коллективом подразделения - это значит не только командовать подчиненными, приказывать им, но и осуществлять систематическое индивидуальное, воинское и нравственное воспитание личного состава. А для этого надо всесторонне изучать и знать личные качества, интересы, нужды каждого, доверять людям, уважать их достоинство.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что индивидуально-воспитательная работа была и остается неотъемлемой составной частью деятельности всех должностных лиц органов военного управления по формированию у личного состава высоких патриотических, морально-боевых и психологических качеств, требующей настойчивости, терпения, навыков, знания психологии и менталитета нынешнего поколения военнослужащих.

Надо всегда помнить о том, что в индивидуальной работе лучшее средство воздействия на личность - это чуткость, внимание, заинтересованность, желание быть рядом, умение жить заботами и нуждами подчиненных, понимание сути проблем и путей их решения. Нужна обыкновенная человеческая доброта и взаимоуважение. Конечно, успех в индивидуально-воспитательной работе не достигается одной беседой, пусть даже самой задушевной. За беседой непременно должна следовать целеустремленная системная воспитательная работа, в которой должны участвовать не только командиры и начальники, но и все офицеры, сержанты, актив, общественные институты, а нередко и весь воинский коллектив.

Довольно выразительно и емко по этому поводу высказался Бауржан Момышулы, обращаясь со словами назидания к нашим командирам: «Командир должен быть сердцеведом и психологом. Он должен знать, что самый укрепленный рубеж немногого стоит, если не укреплены души бойцов». В этой короткой фразе в принципе и заложена суть индивидуально-воспитательной работы.

Тем не менее, в условиях совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере военного и оборонного строительства, государственного развития в целом, будут определенно возникать обстоятельства, требующие изменения применяемых способов, форм и методов воспитательной работы.

В этой связи в ходе реализации в войсках организационно-методических указаний и рекомендаций необходимо на постоянной основе оценивать степень актуальности, эффективности приемлемости тех или иных форм и методов воспитательного воздействия.

При наличии рациональных предложений по совершенствованию данного направления воспитательной деятельности следует инициативно вносить объективно обоснованные и мотивированные предложения в адрес вышестоящих органов военного управления.

По всем возникающим вопросам по разъяснению порядка и особенностей применения системы индивидуально-воспитательной работы с личным составом обращаться установленным порядком в адрес Департамента воспитательной и идеологической работы ГШ ВС РК.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность наркомании и тенденции её развития в Вооружённых силах РФ. Предотвращение проникновения и распространения наркотических средств в подразделении, методика выявления лиц, склонных к наркомании. Формы и методы воспитательной работы в подразделении.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Сущность и значение информационно-воспитательной работы, виды, формы, методы, силы и средства. Практическое применение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости (в сухопутных войсках).

    курсовая работа , добавлен 16.01.2004

    Понятие индивидуальной образовательной работы с персоналом. Основные методы воспитательной работы с сотрудниками государственной противопожарной службы. Планирование индивидуальной воспитательной работы. Цели, организация и обязанности наставничества.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2011

    Назначение, основные задачи и структура информационно-воспитательной работы. Методы воздействия в практике информационно-воспитательной работы. Информационные процессы лежат в основе важнейших функций психики воинов: мышления, памяти, эмоций и чувств.

    реферат , добавлен 16.01.2004

    Теоретические основы воспитания военнослужащих-женщин. Оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы. Стратегическая цель, целевые векторы и задачи процесса воспитания военнослужащих-женщин.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

    реферат , добавлен 03.09.2007

    Преобразования в Вооруженных Силах Российской Федерации. Информационно-пропагандисткая работа. Формирование у личного состава осознанной готовности к защите Отечества. Системы обучения и подготовки руководителей информационно-пропагандисткой работы.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Основные компоненты содержания воинского воспитания. Требования к вооруженному защитнику Родины. Формирование у личного состава непоколебимой верности Военной Присяге и воинским уставам. Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил.

    доклад , добавлен 07.06.2011

    Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащих.

Основной задачей индивидуальнойбеседы с военнослужащим является индивидуальное знакомство с ним. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает офицер, проводящий беседу, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности воина, в частности, анализа документов, наблюдения, экспертного опроса и др.

При умелом проведении индивидуальной беседы офицер может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого впоследствии целесообразно строить индивидуальную работу с военнослужащим.

Индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Одно из первых условий высокой эффективности беседы составляет тщательная подготовка к ее проведению.

До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию.

Другое требование беседы – ее непринужденность. Необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию целостного единого рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора – они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана.

Всю полученную информацию об особенностях личности военнослужащего, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. В процессе беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие.

В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

5.4. Наблюдение.

Метод наблюдения – один из наиболее объективных и надежных методов изучения военнослужащих. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих.

При индивидуальном наблюдении, предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к военной службе, сформированность моральных, индивидуально-психологических и других качеств военнослужащего, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.

Предметом наблюдения могут выступать межличностные контакты членов коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих (направленности личности, организаторских, коммуникативных, лидерских, эмоциональных, волевых и других качеств).

К изучению военнослужащего методом наблюдения необходимо привлекать самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.

Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется создавать различные ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить. Например, ставить задачи, решение которых требует технических, организаторских, лидерских, эмоционально-волевых и других качеств.

При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил поведения, регламентированных общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношения с командирами.

Информацию о преобладающих качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия наблюдаемого в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень сформированности индивидуально-психологических качеств.

Наблюдение за военнослужащим в процессе повседневной жизнедеятельности позволяет выявить у него наличие признаков нервно-психической неустойчивости .К таким признакам следует отнести: развязанное поведение, легкую раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость. Недостаточную сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу, выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании, примитивность высказываний.

Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом дополнительной информации о военнослужащем, полученной с помощью других методов.

Поделиться: