Статья патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа

Память… Она нетленна и вечна, она смотрит на нас со старых фотографий с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики; и она не даёт померкнуть для потомков ни одной героической странице истории страшной афганской войны и Победы над фашизмом.

В феврале в Михайловской школе прошел месячник военно - патриотического воспитания. Прошло множество мероприятий, встреч, в которых принимали участие не только мы, ученики школы, но и наши родители, жители поселка. На протяжении февраля действовали выставка рисунков учеников начальных классов «Пусть всегда будет солнце», фотовыставка в библиотеке «Афганистан болит в моей душе». 13 февраля ребята нашей школы приняли участие в поселковом митинге, который состоялся у Памятника погибшим воинам - афганцам. Поселковый голова Иванович В.Н. от имени всех жителей поблагодарил присутствующих на митинге воинов - афганцев за мужество и героизм. Ребята с интересом слушали рассказы о той страшной войне. 14 февраля во всех классах прошел единый урок «Час обрав нас»

Ученики 11 класса вместе с классным руководителем посетили Белицкую Зою Ивановну, мать Белицкого Владимира Ивановича, погибшего при исполнении интернационального долга.

«Память сердца! Память сердца! Где предел тебе, скажи! Перед этим озареньем отступают рубежи» - такими словами ведущие начали фестиваль военной песни. Эти песни помогали нашим людям в трудные минуты. Учащиеся 5-11 классов исполнили песни: «Закаты алые», «Огонек», «Песня фронтового шофера», «Ровесницы наши», «Тальяночка», «Ах, эти тучи в голубом», песни об афганской войне. Минутой молчания присутствующие почтили память тех, кто отдал свои жизни при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан, освобождении г. Ровеньки от немецко - фашистких захватчиков, кто погиб, добывая Победу в великой Отечественной войне.

Особое настроение было у учителей, учащихся и родителей 26 февраля. В этот день прошел конкурс строя и песни. Ребята тщательно готовились к этому дню: выбирали песню, отрабатывали выполнение команд, маршировали, подбирали форму. И все это было не зря. Конкурс стал настоящим праздником. Ребята показали, что являются достойной сменой своим отцам и дедам.

Мы, не знавшие войны, обязаны помнить о тех, кто мужеством и героизмом приближал победу в Великой Отечественной войне, о тех, кто с честью выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. Никто из них не думал о славе, когда шёл на смертельный бой с врагом - и слава нашла их. Никто из них не думал о бессмертии и славе - и они остались вечно живыми.

Наша сила заключается в том,

Что хотим мы покоя и счастья.

Чтобы солнышка луч в каждый дом

Заглянул и прогнал все ненастья.

Без сомнения, на сегодняшний день в России патриотическому и военно-патриотическому воспитанию уделяется повышенное внимание: в нем участвует целая сеть государственных и общественных организаций, на эти цели выделяются специальные средства, о результатах и существующих проблемах написано множество статей, книг, отчетов и методических пособий. В этой небольшой статье мы не можем подробным образом рассмотреть весь этот многоуровневый и многоплановый процесс. А потому хотелось бы сосредоточить внимание на его осмыслении в публичном пространстве: какие смыслы доминируют в обсуждении (военно-)патриотического воспитания в публичном пространстве современной России. Опираться в этом мы будем на официальные документы, научные статьи и доклады тематических конференций последних лет, а также наиболее популярные материалы в Интернете .

Во-первых , необходимо обратить внимание на то, что в средствах массовой информации внутрироссийские события представляются через противопоставление «либералов» и «патриотов». Странность этой дихотомии заключается в том, что либерализм является политической идеологией (т.е. системой воззрений о желательном политическом устройстве государства), в то время как патриотизм (любовь к Отечеству и готовность подчинять свои интересы государственным) - это более фундаментальная система воззрений, не связанная с обсуждением конкретных политических проблем. В качестве примера можно привести ситуацию в России в августе 1914 г., когда в самом начале Первой мировой войны представители разных политических взглядов объединились под патриотическими лозунгами во имя защиты Отечества.

Существующее ныне ситуативное противопоставление во многом связано со смешением понятий, когда консервативные идеи представляются как патриотические, а «патриотами» называют себя консерваторы, тем самым обозначая монополию на «патриотизм» и обрекая оппонентов на автоматический статус «не патриотов». Влияние идеологии консерватизма прослеживается в увязывании патриотического воспитания с духовно-нравственным развитием и апелляцией к таким понятиям как «духовность», «соборность», «национальный дом» и пр. . В итоге патриотическое воспитание начинает сводиться к продвижению определенной политической идеологии, неизбежным следствием чего патриотизм перестает быть универсальной ценностью для всего общества.

Во-вторых , в глаза бросается нечеткость определения патриотизма даже в официальных документах. Например, четкое определение отсутствует в тексте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» . В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Определение патриотизма через «любовь» характерно для большинства изученных нами материалов. Некоторым исключением является Росвоенцентр (осуществляет организационное сопровождение указанной программы), на сайте которого акцент смещен на поведенческий аспект: «патриотизм рассматривается как особая направленность социального поведения граждан, высший смысл жизни и деятельности личности, долг и ответственность перед обществом, предполагающие приоритет общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества» .

Широкое использование таких размытых понятий как «любовь», «готовность» и прочих (т.е. отсылающих к психическому миру человека) создает неопределенность (ведь конечная цель «любить свое Отечество» размыта и широка) при выработке конкретных действий в рамках (военно-)патриотического воспитания и тем более при создании конкретных систем оценки. Так, хотя (военно-)патриотическое воспитание направлено на сознание людей, 7 из 8 оценочных показателей упомянутой государственной программы учитывают лишь интенсивность ее воплощения. Размытость понятий и целей при акценте на формально-организационную сторону приводит к тому, что под воспитание любви и чувств можно привязать чуть ли не любое мероприятие, избегая ответа на сущностный вопрос: действительно ли проводимые мероприятия эффективны. Например, в методических материалах, написанных педагогами, порою наблюдается столь большое расширение понятия «патриотическое воспитание», что возникает ощущение, будто авторы пишут обо всем образовательном процессе .

В-третьих , и это отражено в заглавии, стоит отметить столь тесное переплетение патриотического и военно-патриотического воспитания, что зачастую последнее полностью поглощает первое. Подобная подмена характерна прежде всего для представителей государственных организаций и тех, кто занимается именно военно-патриотическим воспитанием (и в меньшей, например, для работников системы среднего образования). Нередко оба понятия используются как синонимы. Это наблюдается и в аналитических , и в учебно-методических работах : в приведенных по ссылкам примерах можно наиболее ярко наблюдать, как разговор о патриотизме плавно перетекает в анализ системы военно-патриотического воспитания. В государственной программе по патриотическому воспитанию из шести задач пять относятся к организационно-правовым и лишь одна, связана с конечным результатом: «формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву». Среди задач по патриотическому воспитанию, решаемых Росмолодежью, на первом месте стоит: «Содействие включению молодёжи в программы патриотического воспитания, в том числе по подготовке к службе в Вооружённых Силах, проведению работ по увековечению памяти защитников Отечества» .

Четвертый аспект, который обращает на себя внимание, связан с тем, что во всех текстах подрастающее поколение выступает зачастую в качестве пассивного объекта патриотического воспитания: его учат любить Родину, передают определенные знания, прививают культурные нормы и стандарты в целях формирования долга перед страной. Если некая творческая активность и предполагается, то лишь в выборе определенного рода занятий. В качестве иллюстрации обратимся к словам «практика» - руководителя Зала воинской славы музея Великого Новгорода С.М. Орловой: «Реже видим посетителей-студентов. Это показывает, что добровольное посещение, без принуждения, непривычно для сознания сегодняшней молодежи и автоматически сигнализирует о маловажности мероприятия. <...> Во многом такой образ мысли связан с позицией нашего государства, где человек пассивен. Стоя в толпе на митинге, он не является его активным участником и услышанная таким образом информация не сформирует его самосознания и активной гражданской позиции» . Поясним, что наша критика направлена на навязчивую нарочитость этого процесса, в рамках которого даже не предполагается, что обучающийся может выстраивать собственные тактики сопротивления, которые в самом радикальном случае приведут к полному отрицанию «навязываемых» идей (ибо они будут восприниматься именно как навязанные).

И наконец, отметим, что работа по (военно-)патриотическому воспитанию зачастую ограничивается такими смысловыми сферами как «спорт», «армия», «история», «духовность», «народная культура». Как правило под патриотическую попадают такие виды деятельности, которые сочетают те или иные элементы, заимствованные из указанных сфер. Например, военно-патриотические лагеря, в которых происходит подготовка к армии, проходят занятия по физической подготовке и читаются лекции на историческую тематику. Другой пример - издания, указанные в списке мероприятий по реализации государственной программы по патриотическому воспитанию: 7 из 8 посвящены исторической тематике (причем остается неясным каким образом 6-томный сборник архивных документов по истории оборонно-промышленного комплекса России и СССР может напрямую способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения) . Институт национальной стратегии (Центр политологического консалтинга) посвятил патриотическому воспитанию один доклад с характерным названием: «Концепция патриотического воспитания в современной России: историческая память и гражданское самосознание». Весь текст представляет собой разоблачение стереотипов, связанных с отечественной историей.

Показательно и то, что язык («дискурс»), на котором ведется обсуждение проблем (военно-)патриотического воспитания является смесью бюрократического языка (превращение разговора в «сухие» программы и отчеты), дидактики (с акцентом на структурно-функциональный подход, который везде видит некие «системы», «структуры», «элементы» и «функции», создавая тем самым иллюзию управляемости) и патриотической публицистики. Подобное сочетание делает дискурс обращенным самим на себя: на этом языке практически невозможно критическое обсуждение и выработка стратегий, однако он идеален если надо определенные виды деятельности представить в качестве «патриотических». Последнее имеет колоссальное значение с точки зрения получения государственного финансирования.

По крайней мере по форме процесс патриотического воспитания во многом воспроизводит существовавшую в Советском Союзе систему идеологической пропаганды, если из последней исключить централизацию и относительно развитую проработку внутреннего смыслового стержня, т.е. ключевых идейных посылов. Это роднит патриотическое воспитание и пропаганду, а патриотизм начинает восприниматься как государственная идеология.

Здесь важно провести разницу между патриотизмом военного и мирного времени. Безусловно, во время войны (в ситуации чрезвычайного положения - что принципиально) залогом победы является готовность каждого отдать собственную жизнь, т.е. на первое место выступает идеал жертвенности, что не отменяет, впрочем, и ряда личных целей (защита своей семьи, посмертная слава героя и пр.). Отсюда высокий моральный дух является производной тесного взаимодействия высоких идеалов и личных смыслов. Управлять этим с помощью героической пропаганды в полной мере невозможно. Как показывает опыт обеих мировых войн, она может быть эффективна с точки зрения общественной мобилизации. Однако оказавшись на фронте воодушевленный патриотическими идеалами человек сталкивается вовсе не с героической стороной войны, что может иметь негативные последствия (начавшаяся деморализация русской армии уже в конце 1916 года тому свидетельство). Без сомнения, в мирное время с прагматической точки зрения государство должно воспитывать те идеалы служения обществу, которые в случае войны станут идейной основной для общественной мобилизации. Однако те же примеры ратных подвигов прошлого готовят общество к реагированию в ситуации именно чрезвычайного, военного, положения, но предлагаемые «рецепты» как правило не применимы для самой мирной жизни (искусственно же создавать «угрозу войны» вряд ли прагматично с социально-экономической точки зрения). Нередко в литературе по патриотическому воспитанию приводится тезис о том, что практически всю историю Россия воевала, но при этом забывается, что за исключением периода мировых войн (когда война стала тотальной) сражения вели профессиональные армии где-то на периферии государства, в то время как основная часть населения жила практически мирной жизнью.

А потому более целесообразным патриотизм стоит определять не через абстрактную любовь или особый род деятельности, а посредством увязывания личных интересов с интересами страны, готовность реализовывать жизненные цели в России так, чтобы реализация личного интереса вела к созданию некоего общественного блага. Как писал заместитель директора Административного департамента Аппарата Правительства Российской Федерации А.Л. Балыбердин: «Сегодня основной проблемой, связанной с совершенствованием системы патриотического воспитания, является то, что современное смысловое наполнение российского патриотизма не является фактором, формирующим интерес граждан к нему и, особенно, у молодого поколения» . Другими словами, созидать смыслы и возбуждать интерес - вот те задачи, которые должны стать руководящими.

Становится очевидным, что на первое место выступает не прямое информационное воздействие, а создание системы институтов, нацеленных на помощь молодым людям в поиске своего призвания, определении и реализации жизненных целей. Соответственно, из объекта воздействия молодой человек превращается в субъекта, а во многом абстрактный разговор о национальной гордости и ценностях заменяется совместным поиском ответа на более практичный вопрос: «Как я могу реализовать себя и тем самым послужить своей стране?». Естественно, это напрямую связано с созданием социальных лифтов (к слову, их отсутствие было одной из ключевых причин «арабской весны» на Ближнем Востоке) и общим экономическим положением страны. Тогда критериями эффективности могут служить количество желающих эмигрировать или уже эмигрировавших молодых людей. Проблема «утечки мозгов», опять остро вставшая в последние годы, явно показывает: люди по разным причинам не могут найти свое место в стране. Бороться с этим явлением посредством пропаганды как минимум неэффективно (а по сути аморально). В этом плане патриотизм действительно мог бы стать ответом и на решение социальных проблем молодежной среды (наркомания, преступность и пр.), о чем говорил в своей выше процитированной статье А.Л. Балыбердин, однако опять-таки не напрямую, а через содействие в личном развитии.

А военно-патриотическое воспитание может, как это постоянно говорится, конечной целью ставить снижение числа уклонистов от срочной службы в Вооруженных Силах. Однако подобная постановка вопроса представляется ограниченной. Скорее, система военно-патриотического воспитания должна ориентироваться на поиск и привлечение тех молодых людей, которые по физическому состоянию, личным интересам и психологическому складу готовы и способны пойти на военную службу.

Конечно, все вышесказанное вовсе не отрицает значения той деятельности по (военно-)патриотическому воспитанию, которая ныне проводится. Тем более, что ряд существующих форм и методов (например, военно-спортивные лагеря или поисковые экспедиции), на наш взгляд, могут быть весьма эффективны при решении определенных (тактических) задач. Вопрос в том, что создавать смыслы, прививать идеалы и давать знания невозможно через одноразовые (пусть и многочисленные) мероприятия и простое информирование. Главное - увлечь человека. В качестве примера, можно привести романы В.С. Пикуля, которые, с одной стороны, совершенно справедливо критиковались профессиональными историками за многочисленные ошибки, а с другой стороны, привлекли внимание миллионов граждан Советского Союза к истории. У некоторых затем этот интерес перерос в профессиональную деятельность. Если говорить о практической деятельности Российского военно-исторического общества, то зачастую акцент делается на тех мероприятиях, которых позволяют привлечь внимание к истории, сделать ее ближе, т.е. наполнить личными смыслами. Так, одним из многочисленных проектов, приуроченных к 100-летию Первой мировой войны, стало создание бесплатной компьютерной игры «Илья Муромец» (первый в мире стратегический бомбардировщик, сконструированный И.И. Сикорским и принятым на вооружение в русской императорской армии). Другим примером может послужить «Народный архив Первой мировой» - электронная база данных, где каждый желающий может разместить имеющуюся у него в личном архиве информацию о родственниках - участниках той войны. За несколько лет было установлено 1150 мемориальных досок героям Советского Союза и России на школах, где они учились. Подобная доска будет всегда находиться в поле зрения учащихся школы (подавляющее количество которых находится в сельской местности), самим существованием свидетельствуя о близости героя, словно говоря: «Вот он, герой, совершивший подвиг, когда-то учился в тех же самых стенах, что и вы». Другое перспективное направление - военно-исторические (реконструкторские) фестивали. Так, на 26 проведенных или поддержанных Обществом фестивалей присутствовало около 700 тыс. зрителей.

В заключение, хотелось бы повторить, что (военно-) патриотическое воспитание должно быть ответом не на вопрос: «Почему я должен любить страну, в которой я живу?», а на вопрос: «Что я могу сделать для общества, в котором живу?». Если акцентировать внимание только на первом вопросе, то патриотическое воспитание неизбежно деградирует в пропаганду мегаломании. Русский религиозный философ В.С. Соловьев за несколько десятилетий до русской революции 1917 г. весьма ярко очертил гибельность такого пути: «Национальное самосознание есть великое дело, но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство доходит до самообожания, тогда естественный конец для него есть самоуничтожение».

Пахалюк Константин Александрович , ведущий специалист научного отдела Российского военно-исторического общества

Первая публикация: Пахалюк К.А. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа // Аналитический вестник № 33 (586): "Военно-патриотическое воспитание российских граждан: состояние, проблемы, пути совершенствования". Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2015. С. 53-60.

Патриотическое воспитание молодежи // Росмолодежь. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/directions/patrioticheskoe-vospitanie/ (последняя дата обращения 7 октября 2015 г.)

Орлова С.М. Историческая память поколений в системе патриотического воспитания на наследии Великой Отечественной войны // Патриотизм XXI века: формирование его на традиции прошлого и современного опыта. М., 2013. С. 99.

Патриотическое воспитание школьников

В последние годы в нашей стране произошли изменения, обостряющие социальную, экономическую и политическую обстановки, что привело к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания. В условиях современной обстановки патриотическое воспитание обучающихся становится приоритетным направлением образовательной системы.

Во время одной из встреч Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания Владимир Владимирович Путин сказал: « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Что же такое патриотизм?

В Педагогическом энциклопедическом словаре (2002г.), даётся следующее определение патриотизма - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

В словаре русского языка С.И. Ожегова (1978г.) патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (патриотизм определяется как «любовь к отчизне».

В Военно-энциклопедическом словаре понятие патриотизма трактуется шире - «любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам».

Можно сделать вывод, что «патриотизм» - это личностное качество человека. Сущность этого феномена заключается (7):

«а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;

б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности»

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. По мнению А.Н. Вырщикова (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Отличник народного просвещения РСФСР. Отличник просвещения СССР ) и М.Б. Кусмарцева (кандидат педагогических наук, доцент) «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства».

В настоящее время необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения отражается во многих программах, проектах, нормативных документах, научных и популярных публикациях.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» основной целью патриотического воспитания является любовь к своей Родине, и преданность ей, готовность защищать его интересы, гордость и верность традициям и культуре своего народа, готовность служить своим трудом на благо Отечества. Логическим продолжением программы является проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основные ориентиры которого сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан. Новизной программы являются основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а так же придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования прописаны воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Этот закон и другие нормативно-правовые документы ориентируют педагогов на патриотическое воспитание обучающихся, на активизацию внимания на формирование у детей гордости за свою страну, ее культуру и историю.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью патриотического воспитания школьников является развитие высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

В этом плане система образования представляет собой возможность для планомерного воздействия на процесс формирования жизненных ценностей обучающихся, воспитанию в духе межнационального согласия и российского патриотизма, распространению знаний об истории и традициях разных народов России и об общей истории и культуре страны.

Прекрасные слова принадлежат Д.С. Лихачеву: «Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, - чем действительно можно гордиться и сейчас, и впредь». История России, как известно, богата знаменательными событиями. Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия всегда были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важными историческими событиями в жизни государства и общества.

Проведение познавательно-игровых программ, посвященных Дням воинской славы и памятным датам, позволят школьникам закрепить и углубить знания об истории России и гордиться подвигами героев нашей страны, способствуя тем самым формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Литература

1. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей/ Внешкольник информационно-методический журнал – 2013. - № 6 (156).

    Вырщиков, А. Н. , Кусмарцев, М. Б . Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - URL: http: // www . archives . ru / programs / patriot _2015. stml /

    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: Л – Р/Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

    Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

    Проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - URL: .

    Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы / Научный журнал КубГАУ- 2015.- №110 (06). [ Электронный ресурс] - URL: http: // .

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной стадии обучения только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…

Свою статью я хочу посвятить именно такому человеку, смелому, мужественному Ролану Уразову, настоящему патриоту, ученику 11 класса.

Ролан – настоящий патриот, постоянно укрепляющий свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанный, образованный и просвещенный, воспитывающийся в хорошей, многодетной, дружной семье, участвующий в общественных мероприятиях и организациях патриотической ориентации.

Не случайно он решил посвятить свою будущую жизнь служению народу, защите Родины, объясняя это тем, что посещая спортивные секции, кадетский класс «Беркут» при Казанской школе, он изо дня в день давал себе нравственные ориентиры: быть смелым, мужественным, воспитывался в духе патриотизма, не переставая напоминать себе как важно и нужно любить свою семью, школу, родное село, район, область, страну. Дух патриотизма в нем присутствовал всегда: на тренировках, на выездных испытаниях, спортивных соревнованиях за честь родной школы, района. По мнению наставников Ролана: спортивное воспитание формирует у спортсмена такие качества как стойкость, мужество, дисциплинированность, способность переносить самые суровые испытания, воспитание в духе гордости за родную страну, необходимые для достижения победы.

Дети нашей школы, учителя могут, действительно, гордиться тем, что именно из стен нашей школы выйдет такой достойный гражданин, опора, уже достигший многих высот.

С момента рождения и до самой смерти любому человеку даётся имя. Имя человека имеет серьёзное влияние на характер и судьбу его обладателя.

Имя Ролан – это вариант немецкого имени, означает «родная земля».

Надёжность и справедливость – вот главные качества личности Ролана. Он верен обещаниям и никогда не подведёт. С детства он отличается силой воли и моральными качествами.

Он никогда не подводит товарищей. Принимает участие во всех школьных мероприятиях. Его ценят и любят одноклассники. Школьная учеба идет легко. Учится только на «отлично». В переводе с древнегерманского толкование его имени еще имеет значение «слава», что объясняет его стремление находиться в центре внимания не только сверстников, но и остальных учащихся. Но надо отметить, что выбирает для этого достойные способы благодаря своему интеллектуальному потенциалу, разносторонним интересам, умению оказывать влияние, помощь товарищам. Он не подводит тех, кто на него полагается и всегда выполняет данные обещания. Ролан стремится к новым знаниям, много читает, развивает свой интеллект. Мы думаем, что на каком бы поприще он ни прилагал усилия - везде достигнет успеха, поскольку он отличный стратег и тактик. От всей души поздравляем его с успешным выступлением на квалификационных испытаниях в селе Юргинском на право ношения оливкового берета, право ношения шеврона он получил еще в прошлом году.

Еще он является обладателем многочисленных грамот: в соревнованиях по легкой атлетике в метании гранаты, за лучший результат в беге на 3000 метров, грамотой за отличное выполнение обязанностей заместителя командира взвода на военно-полевых сборах, в соревнованиях по спортивному туризму 1 место – лыжные гонки, 5 километров, от МАУДО «Вагайский центр спорта и творчества», грамотой за 2 место от Аванпоста по измерению силы удара «Панчер», за высокие спортивные показатели, отличную военную подготовку, смелость и волю к победе по военно-прикладным видам спорта Почетной грамотой от Юргинской районной общественной организации ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов «Память», награжден нагрудным знаком «Долг и честь», совершил три прыжка с парашютом при Куртамышском АТСК ДОСААФ России и получил Свидетельство парашютиста, и грамотой от Казанского поселения за высокие военно-спортивные достижения. Это награды только за последние два года. Мы ему желаем успехов во всем, достижения еще больших высот, успешной сдачи выпускных экзаменов, оставаться таким же смелым, благородным, ответственным, достойным человеком. Выражаем огромную признательность родителям Ролана, маме – Уразовой Гульчире Заримовне, учительнице начальных классов, папе – Уразову Альвару Камилевичу, которые всегда и во всем поддерживают сына, вдохновляют, направляют, учат и воспитывают. Поддержка родителей очень многое значит для детей. За достойное воспитание сына Уразовы также награждены грамотами от главы района Сунгатуллина Р.Ф. и от начальника управления П.Г. Гонцула.

В. В. Путин в своем послании отметил, что тема патриотизма становится одной из доминирующих в государстве, а потому необходимо заниматься популяризацией здорового образа жизни среди детского и юношеского поколения, необходимости привлечения к спорту. Необходимо воспитывать молодое поколение здоровыми, смелыми, мужественными, в духе патриотизма, не переставая напоминать как важно и нужно любить свою семью, родной город, республику, страну. Спорт, физические нагрузки формируют у ребят такие качества как стойкость, мужество, дисциплинированность, способность переносить самые суровые испытания, воспитание в духе гордости за родную страну, необходимые для достижения победы. Также В. В. Путин заявил о необходимости развития массового спорта, спорта высоких достижений, так как это тесно связано и с патриотическим воспитанием, и с подготовкой к службе в Вооруженных Силах.

В последнее время в районе очень часто проходят различные соревнования, товарищеские встречи, что очень радует нас. Наши дети постоянно участвуют в соревнованиях по мини-футболу, волейболу, легкой атлетике, лыжным гонкам, теннису, в выездных испытаниях воспитанников кадетских классов школ. Редкие соревнования не приносят побед. В школе хорошо налажена работа по патриотическому воспитанию, ведению ЗОЖ.

Это благодаря таким молодым специалистам, как Садыков А.А. , руководитель кадетского класса «Беркут», Юсупов Р.Н. ,учитель физической культуры, педагоги дополнительного образования.

Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для современной молодежи. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свою Отчизну, а пить пиво, курить сигареты, проявлять неуважение к старшему поколению и т.п. – это удел слабых и необразованных людей.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.

От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в нашей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

И я хочу, чтобы в нас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.

Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать

15.11.2016 год

Казанская средняя общеобразовательная школа

Ахметчанова Лиана Демухаметовна, педагог-организатор школы, учитель русского языка и литературы

Уразов Ролан со своими одноклассницами и классным руководителем

Разнообразие форм и методов гражданско-патриотического воспитания в начальной школе как условие формирования патриотизма у учащихся.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации традиционно являлось патриотическое воспитание граждан. В последние десятилетия все более заметной становится утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Президент выразил уверенность, что все-таки для большинства россиян оно все же сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. «Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» .

В свете происходящего всё острее и глобальнее, на уровне государственной образовательной политики, встаёт вопрос о повышении значимости патриотического воспитания.

Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими силами служить его интересам. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способного успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и в военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения нет слов «патриот», «патриотическое воспитание», в нем используются слова «гражданин» и «гражданственность». Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни, однако оно тесно пересекается с патриотическим, нравственным, духовным и социальным развитием личности. Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), тесно связанных с его гражданскими качествами: любовь к своему народу, своему краю и своей Родине; уважение к ценностям семьи и общества; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; а также любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражатьформирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно формировать у ребенка активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Таким образом, патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства.

Воспитание патриотизма в современных условиях, когда подрастающее поколение все чаще ориентируется на Запад, требует от педагога тщательно продуманного системного подхода. На наш взгляд, начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Последние два года накануне 70-й годовщины великой победы во второй мировой войне предоставляют, на наш взгляд, особенно широкий диапазон возможностей для патриотического воспитания школьников. Этот период совпал с моим приходом в новую школу, в 1 класс. Мероприятия по патриотическому воспитанию стали проводиться мной систематически с первых месяцев обучения школьников.

Сначала работа проводилась на ознакомительном уровне, была направлена в большей степени на эмоциональную сферу детей и на развитие их творческих способностей. Во 2 классе мы начали вводить точные даты, исторические справки, увеличили долю самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Тема Великой Отечественной войны, жертв, принесенных советским народом, цены, заплаченной нашей страной в целом и каждой семьей в частности за победу, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Поэтому одной из наиболее значимых целей, которые мы ставили перед собой, было «оживить» те события, согреть их лично пережитыми эмоциями горя, радости, гордости, дать ребятам почувствовать свою сопричастность событиям далекого прошлого.

Мы начали нашу работу с проведения нескольких классных часов, посвященных Великой Отечественной войне, которые сопровождались демонстрацией фотографий, видео-роликов, музыкальным сопровождением. Дети смотрели ролики и хроники о Великой Отечественной войне с большим желанием, а потом задали ряд вопросов о предметах военного быта, об оружии, о возрасте, с которого молодых людей брали на фронт. Все эти вопросы свидетельствовали о глубокой заинтересованности детей. Чтобы удовлетворить их интерес, мы пригласили в класс музейных работников с выездными лекциями о детях войны, истории шинели, животных, которые помогали человеку воевать и выживать в этих страшных условиях. Ребята с интересом разглядывали принесенные экспонаты (письма, фотографии, предметы, связанные с войной). Особенно внимательно учащиеся слушали рассказы о детях, которые участвовали в войне, о том, что им довелось пережить. Ощутив, что эта тема особенно глубоко их волнует, мы дополнительно провели в школьной библиотеке литературный час «Маленькие герои большой войны». Дети с огромным желанием записали авторов и названия книг о юных участниках войны, 17 человек из 24 действительно взяли эти книги в библиотеке и прочитали их. Затем мы сами посетили музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты.

Интересной и показательной, на наш взгляд, оказалась следующая работа. На уроках литературного чтения мы дважды проделывали однотипные действия: прочитав и разобрав произведение о войне, дети под моим руководством выделяли этапы сюжета (завязку, развитие действия, кульминацию, развязку), рисовали иллюстрации к каждому этапу и устраивали выставку рисунков «Рассказ о войне в иллюстрациях». Сравнение иллюстраций наглядно показало, что после проведенных классных часов, лекций сотрудников музея и посещения музейных экспозиций ребята гораздо лучше стали представлять себе, как выглядели солдаты, что представлял собой их быт, как проходили сражения.

Следующим шагом стала организация встреч с ветеранами войны и тружениками тыла. С каждым годом все меньше становится участников и очевидцев тех страшных военных лет. Если мы не проявим бережливого внимания к воспоминаниям воевавших, не передадим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки (в надежде, что, когда придет время, они поступят так же), связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться сохранить, восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют отношение к тем далеким военным событиям, пусть и опосредованное.

На личных встречах с ветеранами дети имеют прекрасную возможность услышать об ужасных и радостных моментах войны из первых уст. Память старшего поколения, которую они несут ребятам в своих простых рассказах о пережитом, врезается в детские души очень глубоко. Ведь одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и совсем другое – впечатление от рассказа участника той страшной войны. Кроме того, современная молодежь порой бывает жестока и нетерпима в своем восприятии пожилых людей, их переживаний, не чувствует, что Ветераны Великой Отечественной войны –люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайший пример патриотизма и самоотверженности. Бережность, чувство благодарности к ним должно начать формировать и воспитывать с детства.

В этом году наш класс встречался с Ситниковым Игнатом Деевичем, ветераном труда и испытателем ядерного оружия, и Чернобай Ниной Никифоровной – труженицей тыла. По окончанию беседы ветераны неожиданно угостили детей пряниками, которые считались на войне большим и редким лакомством. После такого рассказа воспринимали их ребята уже совсем по-другому. Даже те дети, которые не любят пряники, не считают их лакомством, ели их с удовольствием. На этапе рефлексии в ходе беседы, которую мы проводили после посещения ветеранов, практически все учащиеся говорили, что эти пряники были особыми, показались им необыкновенно вкусными. Ребята, в свою очередь, подарили ветеранам подарки и рисунки. Встреча была незабываемой, полной впечатлений. На ней было сделано немало фотографий – каждый хотел обязательно сфотографироваться с участниками трагических событий – из которых позже составили фотоотчет.

Ряд последующих мероприятий мы объединили темой благодарной памяти современного поколения к участникам войны, которым удалось выжить в этих страшных испытаниях, и которые погибли, защищая свою Родину.

На уроках технологии учащиеся работали в группах над творческим проектом открытки «Спасибо за победу»: необходимо было продумать оформление и содержание открытки, сделать ее, а затем защитить свой проект. Каждый ребенок вложил свою фантазию, творчество, написал пожелание ветеранам войны.

Впервые в этом году решились на исследовательскую работу: под моим руководством ученицей 2 класса был подготовлен проект «Великая отечественная война и ее роль в судьбе моих прадедушек». В работе девочки над проектом участвовала также ее семья; ученица собирала песни военных лет (песни, которые произвели на нее особенно сильное впечатление, были записаны на диск, прослушивание и обсуждение которого было организовано в классе), документы, награды, свидетельствовавшие об участии ее прадедов в войне. В процессе сбора необходимых материалов ученица опрашивала родственников, которые еще помнят ее прадедушек и хоть что-то могли рассказать об их жизни, посетила краеведческий музей по месту их жительства (село Костино Алапаевского района), военкомат; мы работали с сайтом «Мемориал» и другими информационными интернет-источниками. Работа была проделана очень большая. На выступлении в районном конкурсе исследовательских проектов, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках городской краеведческой игры «Я- тагильчанин», наш проект занял II место, получил Диплом второй степени. На защите проекта на конкурсе учебно-исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь Нижнего Тагила» ученица заработала 61 балл из 90, получила грамоту за социальную значимость проекта. На вопрос комиссии: «Для чего ты собирала песни военных лет?» ребенок ответил коротко и в то же время исчерпывающе: «Чтобы почувствовать, что испытывали тогда люди».

Последний классный час о войне мы завершили минутой памяти, сопровождающейся заставкой вечного огня и соответствующей мелодией. Это очень сильно подействовало на школьников, на формирование чувства сопереживания, сопричастности детей. Мы организовали поход к памятнику боевой славы, возложили цветы к его подножию.

Двухлетняя системная работа по воспитанию у детей патриотических чувств дала свои результаты. Например, это отразилось на отношении ребят к участию в различных мероприятиях, конкурсах, связанных с темой войны. Оно стало гораздо более серьезным и осознанным, ребята демонстрировали желание работать вместе и заинтересованность, и в итоге добились успеха. Всем классом рисовали стенгазету, посвященную Дню победы, которая была признана одной из лучших в школе. Участвовали в конкурсе военно-патриотических песен, исполняли песню «Солнечный круг» большим хором 2-х классов, реквизит (солнце, голуби и небо) готовили и раскрашивали сами. Выступили отлично, родители, которые присутствовали на конкурсе, были очень довольны и гордились своими детьми. Наш рисунок «Маршал Жуков на коне» был размещен на выставке в здании ГДДЮТ. Мы приняли участие в смотре-конкурсе «Поколение «дети войны» глазами детей XXI века», посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Получили благодарность от Нижнетагильского местного отделения Общероссийской общественной организации «Дети Войны». Каждый год мы участвовали в городской игре «Я – тагильчанин», и в этом году заняли первое место в параллели среди начальных классов.

Младший школьный возраст – это период существенных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он прочитал, выучил, а то, что он пережил, поэтому знает и помнит, и этот опыт определяет его действия и поступки. Поэтому гораздо более важными результатами, по моему мнению, стало то, что я замечаю, как мои дети, слушая рассказ о войне, замирают, а некоторые даже не могут сдержать слезы. Мои дети гордятся тем, что они родились и живут именно в России, они умеют уважать пожилых, готовы отдать свои игрушки для детей-сирот, поздравить ветеранов, понимают, что нашу Родину нужно беречь и защищать.

Уроки Великой Отечественной войны – это уроки жизни, нашей с вами жизни, как в прошлом, в настоящем, так и в будущем. А каким оно будет, зависит от нашей с вами работы по патриотическому воспитанию сегодня…

Поделиться: