Социально-личностное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст

Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во-первых, способных найти «себя» и своѐ место в жизни; во-вторых, понимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в-третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

На протяжении многих лет исследований учѐных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребѐнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Данный факт находит своѐ отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. В статье 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» представлены требования к образовательным программам и содержанию образования, которое должно «способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) также указывает на ценность и значимость периода детства, важность признания ребенка субъектом образовательных отношений и необходимости учета его индивидуальных потребностей . В данном документе выделяется несколько направлений развития ребенка, среди которых значимое место отводится социально- личностному, которое включает в себя задачи «формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной организации; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» , развития положительного отношения ребѐнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

На основании представленного выше, можем констатировать, что социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в настоящее время является одним из приоритетных и относится к категории стратегических направлений обновления российского образования, включая дошкольное, и изучается различными смежными дисциплинами, в том числе педагогикой, психологией, социологией, позволяющие охарактеризовать особенности развития личности ребѐнка в социуме.

Развитие ребѐнка дошкольного возраста происходит очень стремительно при непосредственном участии взрослых, которые создают оптимальные условия для проявления индивидуальности каждым ребѐнком, приобщения к нормам и традициям общества, приобретения необходимого опыта, становления основ ценностного отношения к элементам социальной культуры. Данный возрастной период является ответственным за дальнейшую жизнедеятельность человека, так как здесь интенсивно формируется личность ребѐнка через воспитание важнейших качеств (нравственность, духовность, социальная активность, самостоятельность, самопознание, инициатива и др.), позволяющих ориентироваться в меняющихся условиях, тем самым способствовать его саморазвитию и самореализации. Из этого следует, что важным является отношение ребѐнка к взрослым как к соучастникам их деятельности, который вводит дошкольника в мир вещей, ценностей и взаимоотношений.

Проведенные исследования на протяжении долгого времени убедительно доказывают, что дошкольнику необходимо оказывать квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей, его социализации. У ребенка необходимо развивать умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность не только собственной личности, но и других людей, уметь выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социализация является процессом усвоения и воспроизведения ребенком социального опыта, позволяющего активно действовать и осуществлять взаимодействие с другими членами общества.

Социально-личностное развитие ребѐнка дошкольного возраста, согласно нашей точке зрения, понимается как целенаправленно организованный процесс формирования ценностного отношения к себе и окружающему миру, социальных отношений со сверстниками и взрослыми, которые способствуют саморазвитию, самопознанию и самореализации самого дошкольника. Это достаточно длительный процесс, требующий немалых усилий от значимых взрослый и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально- личностного развития:

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;

Сбор и анализ информации об индивидуальных личностных особенностях каждого воспитанника (личностные качества, умения, потребности, личный опыт детей, взаимоотношение с окружающими и т.д.);

Разработка перспективного планирования работы с детьми по социально-личностному развитию (основные направления работы);

Осуществление систематической работы с детьми по социально-личностному развитию (разнообразие форм, методов, средств, приемов и способов работы);

Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Таким образом, в процессе реализации данной педагогической технологии социально-личностного развития успешность данного процесса будет зависеть от уровня профессионализма взрослых, формирующие у детей представления о социальном мире, окружающих людях, о самом себе, природе и рукотворном мире, социальные навыки, уверенность в себе, нравственное сознание, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, и от собственной мотивации ребѐнка, заключающаяся в желании познавать окружающий мир, вступать в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, проявлять свои способности. Большое значение имеет развитие самостоятельности мышления, коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности. Дошкольник должен быть соучастником происходящих вокруг него событий, уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях.

Условием социально-личностного развития является наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная деятельность детей . Следовательно, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребѐнка в социальном мире, значимым взрослым важно знать особенности и общие закономерности этого процесса, знакомить его с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Это научит ребѐнка свободно ориентироваться в созданном окружении, любить, ценить, уважать и заботиться об его субъектах.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что основой социально-личностного развития ребѐнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Значимые взрослые в жизни каждого ребенка в дошкольном возрасте должны формировать представление о многообразии человеческих отношений, знакомить с правилами и нормами жизни в обществе, вооружать моделями поведения, которые помогут ему в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определѐнных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: Коллективная монография [Текст] / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.

3. Технология социально-личностного развития дошкольников: материалы городской научно-практической конференции 01-02.12.2008 [Текст] / Под ред. Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – Магнитогорск: Магнитогорский ГУ, 2009. – 189 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – 0 – 13 [Текст] / М.: Проспект, 2013. – 160 с.

Воспитание как процесс освоения социального опыта и результат влияния окружающей среды, социума на ребенка.

Сущность и структура процесса воспитания. Принципы социально-личностного воспитания детей в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Задачи социально-личностного воспитания: становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям; воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками; воспитание культуры поведения и общения; развитие основ самосознания и гражданских чувств ребенка.

Классификация методов социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста. Методы организации социального опыта, методы осмысления социального опыта воспитанниками, методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей.

Социально-эмоциональное воспитание и развитие ребенка. Вовлечение детей в гуманистически направленную деятельность как условие социально-эмоционального воспитания. Ситуации социально-эмоционального воспитания детей. Развитие социальных чувств в разных видах деятельности.

Воспитание культуры поведения и культуры общения у детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Подходы к определению понятия «самостоятельность». Самостоятельность как интегральная характеристика субъектной позиции ребенка. Педагогические условия воспитания детской самостоятельности в общении и совместной деятельности.

Воспитание – см.Фз 273

Воспитание характеризуется: Многофакторностью – личность подвергается множеством многофакторных влияний, накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт. Личностной обусловленностью – большую роль играет личность педагога, его педагогические умения. Отдаленностью результатов. Непрерывностью (не исчерпывается отдельными мероприятиями).

Социально-личностное воспитание – выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность общественной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями. Нормами и правилами, принятыми в обществе.

Принципы социально-личностного воспитания(они же принципы воспитания):

- Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса (организация многостороннего педагогического влияния на ребенка, через систему целей, содержания);

- Принцип гуманизации воспитателя (самоценность дошкольного возраста и личности ребенка, уважение его прав);

- Принцип педагогического оптимизма (опора на положительное в личности ребенка)

- Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе (человек развивается в активной самостоятельной деятельности);

- Принцип создания перспектив движения к новым целям (необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения);

- принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных особенностей детей.

- принцип взаимодействия сотрудничества педагога с родителями.

Задачи социально-личностного воспитания:

Становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру (людям, природе, рукотворному миру, своей семье)

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявлять заботу о других людях.

Воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками;

Воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и детьми;

Развитие основ самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности.

Основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях. В результате у детей формируется положительный образ «Я» включающий:

Образ физического «Я», какой я, (возраст, вес), кто я (гендер);

Образ социального «Я», я в семье и в кругу сверстников.

Образ реального «Я»- что я умею делать;

Образ моего будущего «Я» - кем хочу быть.

Методы социально-личностного воспитания

Метод воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

(программа госов) Классификация методов воспитания ( по Н.Ф.Головановой)

1-я группа методов. - Методы накопления социального опыта - Общая особенность в том, ребенок накапливает свой практический опыт поведения.

    Приёмы: указание что делать; прогнозирование результата – что и зачем делать; показ и объяснение что и как делать (как поздороваться, как попросить игрушку и др.), контроль и оценка .

    Упражнения: Прямые упражнения многократное повторение показанного взрослым действия. Косвенные упражнения чистота и порядок в группе приучает к аккуратности.

    Поручение.

    Пример.

    Ситуации свободного гуманистического выбора (самостоятельность ребенка)

    Требование.

2-я группа методов Методы осмысления детьми социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общая особенность – вербальность данных методов à слово должно быть обращено к сознанию ребёнка, вызывать размышления и переживания, быть основанием для поведения

    Ознакомление с правилами и нормами деятельности и поведения в процессе повседневного общения взрослого и детей. (Ребёнок подражает примеру взрослого и переносит его на своё поведение).

    Разъяснение значения деятельности и правил поведения. (Используется при организации новой деятельности, введении новых правил

    Организация развивающих практических ситуаций (Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер)

    Организация игровых ситуаций (Показ инсценировок с игрушками,Дидактические игры, Образные игры-имитации)

    Рассказ воспитателя и чтение художественной литературы. (Социальная норма, правило должны быть спрятано за сюжет, с помощью воспитателя дети дают оценки и делают выводы)

    Беседа

3-я группа методов. Методы стимулирования и коррекции действий и поступков детей - это методы, обращенные к чувствам и эмоциям, сознанию ребенка.

    Соревнование. (Соревнование основано на том, что ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников).

    Поощрение - одобряет правильные действия и поступки, поддерживает и развивает стремление действовать в нужном направлении, позволяет самоутвердиться.

    Наказание - указывает ребёнку на его ошибку, помогает признать вину, направить к необходимым действиям.

4-я группа методов. Методы самоопределения личности ребенка, помогают ребёнку стать субъектом деятельности, общения.

В 6-7 лет у ребёнка возникает потребность в рефлексии: осознавания себя, своей внешности, характера, возможностей.

Методы самопознания – базируются на модели рефлексии.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить представить каждое из этих «Я» в виде существа, похожего на человечка и нарисовать таких человечков схематически фломастерами разного цвета.

А потом подумать, насколько хорошо знает, эти существа, что может о них рассказать?

Эта игра-метафора помогает ребёнку осмыслить себя.

Метод «Шаг вперед»

«Шаг вперед» - на каждый день ребёнок намечает себе какое-нибудь хорошее дело (не только для себя, но и для других), а вечером подводит итог. Это может быть ведение «дневника добрых дел».

Компоненты социально-личностного развития:

    Социально-нравственная направленность – интергативное свойство личности, обеспечивающее гармонию нравственно-мотивированных отношений к познанию, деятельности и общению. (С.В.Петерина0

    Социальная компетентность, как базисная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии взаимоотношений с другими людьми (мотивационно-эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонент) (Т.В.Антонова Т.А. Репина).

    Социально-эмоциональное развитие, показатели – способности ребенка адекватно ориентироваться в близком социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. (Бабаева Т.И.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Литература

Введение

Личность. Только понятию «личность» существует более 50 определений. Приведём одно, принадлежащее Л.И.Божович, которое будем использовать в качестве рабочего в дальнейшем рассмотрении выделенной проблемы: «Личность -- это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития».

Развитие личности - последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности.

Социализация (в психологии развития) [лат. socialis - общественный] -- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания -- целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С.

Социально-личностное развитие -- процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

Интериоризация - процесс, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, процесс становления социального в индивидуальное (Л.С.Выготский).

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка - распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Социальное развитие (социализация) -- процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

· трудовых навыков;

· знаний;

· норм, ценностей, традиций, правил;

· социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности -- важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Средства, методы, приемы социально-личностного развития детей в ДОУ

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

· Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

· Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.

· Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.

· Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, нацио-нальные) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.

· Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия -- к воспроизведению по образцу -- к самостоятельному воспроизведению -- к творчеству).

· Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).

· Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми.

· Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.

· Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

· Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей Ниша -- это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Перед педагогами стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.

В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально - нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:

1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3. Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4. Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором : откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?» личность поведение образование дошкольный

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

4. Следующие ситуации типа «Мы дружим со школьниками».

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учеников.

5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Также дети участвуют в играх-имитациях : смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья . Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Необходимо воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

Ребёнок должен прежде всего осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.

В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформлить альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениями о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

Традиционным в дошкольных учреждениях становятся проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я - взрослый, ты - ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.

В условиях детского сада необходимо проводить мониторинг: каким образом происходит социальное развитие ребенка-дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду. Результаты диагностики необходимы для планирования совместной и индивидуальной работы с детьми.

Заключение

Социально-личностное развитие ребенка дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его ограничить от остальных видов и направлений.

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций - одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.

Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.

Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада - помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

Систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Литература

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Меж. пед. Академия, 1995. 212 с.

2. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. 2000. № 1.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

4. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Ярославль, «Ремдер», 2005. 164 с.

5. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для руководителей и методистов. 2-е изд., испр. М.: Айрис-пресс, 2004. 64 с. (Дошкольное воспитание и развитие)

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. № 6.

7. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / М.: Аркти. 2003. 112.

8. Интерне ресурс: http://planetadisser.com/see/dis_228586.html%20.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Физические упражнения как основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Игровые обучающие ситуации в непрерывной образовательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Изучение уровня развития движений у детей.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2014

    Цели и задачи образовательной программы, содержательные модули. Организация образовательного процесса. Физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста. Рекомендуемый результат.

    методичка , добавлен 25.02.2009

    Сущность понятий воспитания и образования. Возрастная периодизация и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Факторы формирования личности, биологические и культурные особенности воспитания в младенчестве и дошкольном периоде.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2009

    Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2010

    Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда как средство развития детей дошкольного возраста. Развитие эстетических чувств. Оборудование зоны природы в детских садах.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014

    Изучение основных методов развития мышления в дошкольном возрасте. Особенности умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Анализ возможности развития мышления у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2017

    Миссия дошкольного образования. Цели, задачи, принципы и требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечение психолого-педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребёнка.

    реферат , добавлен 15.06.2015

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Закономерности психомоторного развития детей дошкольного возраста. Взаимосвязь процессов развития психомоторики и овладения ведущим видом деятельности в дошкольном периоде. Влияние нарушения статодинамической функции на психическое развитие ребенка.

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Задача современного образования – воспитывать граждан, способных думать, самостоятельно «открывать» знания, быстро ориентироваться в потоке информации, умеющих найти правильное решение в ситуации выбора. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности: «Особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей», отмечает Н.А.Назарбаев .

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.

.

Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Государственный стандарт дошкольного образования РК выдвигает ряд требований к социальной компетентности дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

— сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

— перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

— систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

— коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. Большое влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение знания, опыт, ценности, традиции. Вот почему для нормального развития малыша очень важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры, так как игра для дошкольника является ведущей типом деятельностью. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по мнению Л.С.Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру» .

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования. Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов: частотой контактов с ребенком; эмоциональной насыщенностью контактов; информативностью.

На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение. Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность. Третий уровень – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д. Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка – первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу. Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он- сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

.

Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Дошкольное детство — короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру — главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» — 6 февраля 2008. – Астана, 2008.
  2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. — Астана, 2009. – 31 с.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.Социальные отношения формируются в игре. Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта, который перерастает в насилие

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию.
При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей

моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.


Поделиться: