Сказкотерапия для детей 3 лет примеры сказок. Сказкотерапия для ребенка

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

Для детей 6-11 лет.

Рассматривает проблему: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.

Для детей 4-7 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.


Для детей 4-6 лет.

Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.


Для детей 6-10 лет.

Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.


Мальчик Женя не умел говорить букву «р».

Ему говорят:

Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».

А он говорит: «палоход».

Для детей 5-9 лет.

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

8

Счастливый ребенок 15.09.2016

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами познакомимся с таким чудесным способом решения детских трудностей, как сказкотерапия. Казалось бы, что общего у терапии и сказки? Мы привыкли сказку все же воспринимать как легкое чтение для развлечения ребенка, но уж никак не для лечения, правда? Но, оказывается, сказка способна не только воспитывать малыша, но и помогать ему в решении многих проблем.

Есть даже специальное направление в психотерапии – сказкотерапия. Прикоснуться к такому интересному направлению и начать уже завтра рассказывать детям и внукам полезные сказки, попутно решая трудности, поможет ведущая рубрики , психолог, сказкотерапевт Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Сказкотерапия для детей

Добрый день всем читателям блога Ирины. У большинства людей детство ассоциируется с куклами и машинками, песочницей и, конечно же, сказкой. Мы с удовольствием читаем деткам перед сном маленькие истории, покупаем новые книжки, разыгрываем сюжеты любимых сказок. А сейчас еще и добавились новые возможности – аудиосказки, которые помогают развивать внимание и речь ребенка, в то время, пока мама занята другим делом.

Да и можно ли представить себе ребенка, который никогда не слышал сказок? Ведь именно на них выросли мы сами, наши родители и бабушки с дедушками. Наверное, что-то в этом есть, правда, если времена меняются, а связка «детство – сказка» остается?

И вот уже в который раз мы перечитываем крохе полюбившиеся «Теремок» и «Курочку Рябу», «Рукавичку» и «Огниво». И, только голос затихает, вместо мирного посапывания слышим: «Мамочка, а можно еще разочек? Ну, пожалуйста!». В чем же магическая сила сказки? Давайте подумаем вместе.

Что сказка дает детям?

Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.

Чему учат сказки наших детей? Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:

Воспитание хороших человеческих качеств

На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.

Мягкое обучение без насилия

Из сказок малыш узнает что-то новое, ранее неведомое. Есть даже специальный тип сказок – дидактические сказки – которые пишутся для обучения ребенка в игровой форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, другие абстрактные символы, — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь герою. Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление материала. Заметьте, никакого назидания и зубрежки! А знания будут получены.

Но, конечно же, не только дидактические сказки обучают. Фактически все сказки содержат образовательный аспект, только порой он более завуалирован.

Проживание эмоций

Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.

Привитие извечных ценностей

Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.

Понимание мира вокруг и отношений между людьми

Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.

Мягкая коррекция поведения ребенка

В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми. А также заботливыми мамочками. И мы с вами сегодня познакомимся с примером такой сказки.

Лечение души

Иногда человеку, пусть даже маленькому, не хватает жизненных ресурсов, понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки – глубокие истории, которые в буквальном смысле лечат душу. Они помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, осознать глубинный смысл происходящего.

Расслабление, набор положительного опыта

С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.

Виды сказок в сказкотерапии

Итак, мы с вами выявили основные функции сказок, и теперь давайте систематизируем знания, перечислив основные виды сказок в сказкотерапии. К ним относятся:

  • Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека.
  • Дидактические или обучающие сказки.
  • Психокоррекционные сказки , призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением.
  • Психотерапевтические сказки – для более глубокой, «лечебной» работы.
  • Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта.

Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.

Как работает сказкотерапия для дошкольников: реальные примеры

Вот, например, одна история, написанная мною в помощь одной чудесной мамочке, для мягкого отлучения уже подросшего ребенка от груди.

Как Медвежонок стал кушать мед

Жила-была большая Медведица. И однажды она стала самой счастливой Медведицей на свете, потому что у нее родился маленький Медвежонок. Поначалу Медвежонок был очень маленьким и слабеньким, и мама носила его на ручках и поила своим молочком. Медвежонку было очень вкусно, уютно и совсем не страшно. После еды Медвежонок засыпал, и мама могла в это время убираться в берлоге, или охотится.

Но иногда маленький Медвежонок просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не поила его молочком.

Медвежонок рос, и вскоре у него выросли большие крепкие зубки. Однажды, когда Медвежонок вновь заплакал, мама попыталась накормить малыша; но Медвежонок нечаянно укусил ее. Мама вскрикнула от боли. Медвежонок испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его голодным. Тогда мама взяла его на ручки и понесла в кухню. Там она показала ему бочонок с медом, и сама зачерпнула оттуда большую ложку.

— Попробуй! – сказала мама Медвежонку, и сунула ему в рот ложку.
Медвежонку стало так вкусно и приятно, что он заурчал от удовольствия. А после еды мама дала ему бутылочку с молоком, и он от души напился.

Потом Медвежонок с мамой долго играли, обнимались и веселились. А вечером они пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали к себе. Медвежонок убежал играть, но потом забыл и прибежал к маме снова просить молочка. И в этот раз он укусил ее еще больнее. Мама опять вскрикнула, и предложила Медвежонку бутылочку с молочком.

Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Медвежонок не идет к деткам за стол кушать мед. Ведь большие мишки уже не пьют мамочкино молочко! Медвежонок совсем испугался и спрятался у мамы на груди.

День за днем Медвежонок рос, и росли его зубки. Теперь они были очень острые. Медвежонок начал очень много кушать, и маминого молочка ему не хватало. Он понемножку стал кушать мед, орехи, малинку и прочие вкусности. Медвежонку очень хотелось вместе с другими детками бегать по зеленой полянке возле дома, строить куличики из песка, и тут же кушать мед, но так страшно было уходить от мамы. Ему так хотелось все время быть с ней рядом, прижиматься к ее груди и чувствовать ее тепло, он все еще хотел быть маленьким.

Однажды утром мама-Медведица ушла в магазин. Медвежонок проснулся, увидел, что мамы рядом нет, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Медвежонок увидел соседских мальчиков, которые сидели за столом и ели мед из большого бочонка, на блюде лежали лесные орехи, а в миске была сладкая малина. Им было очень весело. А Медвежонок был очень голодным. Он перестал плакать и решил, что тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе. Он наелся меда, а потом бегал и прыгал вместе с друзьями. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить по делам и в магазин — ведь Медвежонок уже совсем не боится оставаться один, без мамы и ее молочка. У него есть свой бочонок с медом, и он всегда может покушать, даже когда мамы нет дома. Медвежонок знает, что днем мама может быть занята своими делами, но по вечерам она обязательно поиграет с ним, и они полежат, крепко обнявшись.

Казалось бы, незамысловатый сюжет, простые слова. Но, тем не менее, они сделали свое дело, без насилия и обид. И теперь обе – и мама, и дочка – счастливы.

Вот еще один пример сказкотерапии. Эта сказка для деток, которые дерутся и обижают друзей.

Полет на Луну

В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.

А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.

— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!

На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:

— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.

Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.

— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?

— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.

Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.

— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!

А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.

– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.

— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул. – Без них – никак!

— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?

Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.

— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.

Тигренок повернулся и увидел мышку.

— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!

— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?

— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.

— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!

Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.

«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!

Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.

С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.

И напоследок – теплая и нежная сказка на ночь, которую я частенько читаю сыну перед сном.

Медвежонок Топа и волшебный полет

Жил-был маленький медвежонок Топа. Он очень любил играть в песочнице, рисовать яркими красками и гулять вместе с мамой. А еще он всегда помогал по дому – убирал свои игрушки, мыл овощи на суп и подметал в берлоге. Мама очень радовалась такой помощи, и всегда хвалила медвежонка. И потом они вместе шли творить: рисовать чудесные картины, лепить из соленого теста и делать аппликации.

Так, в творчестве и веселых заботах, пролетал день. И вот уже солнышко начинало садиться за горизонт, и на земле появлялись большие тени. Медвежонок очень радовался, ведь в это время к нему прилетал добрый сказочник. Он садился на одеяло к Топе, и они вместе улетали в волшебную страну снов.

И вот они уже поднимаются высоко-высоко. Где-то внизу остаются шумные города и дороги, леса и поля. А перед ними – огромное ночное небо! Мимо плывут звездочки. Они тихо шуршат, и, кажется, даже напевают негромкую песенку «Сон-сон, сон-сон».

— Послушай, Топа! Звездочки поют! Значит, мы уже совсем близко! – улыбается сказочник.

— Ура! – радостно отвечает медвежонок. Ему так хорошо и тепло на мягком одеяле. Так и хочется потянуться, свернуться клубочком и задремать.
Небо вкусно пахнет ванилью. Топа с мамой всегда добавляют ваниль, когда пекут ароматные булочки к чаю. Ням-ням. Какие же они вкусные!

Рядом проплывает маленькое облачко.

— Можно, я его потрогаю? – спрашивает медвежонок.

— Попробуй. Ведь это твоя сказка!

Топа прикасается к облачку, и его лапки погружаются во что-то мягкое и нежное. И снова появляется чудесная музыка.

«Баю-бай! Баю-бай! Спи, сыночек, засыпай!», — звучит в воздухе, и медвежонок закрывает глазки. Теперь он в стране снов, где его ждут волшебные единороги, мишки и тигрята, нежные цветочки и зеленые полянки. Полеты на радуге и тихие разговоры с луной и звездочками. Здесь все возможно.

Топа очень любит бывать тут. Ведь он знает, что утром проснется свежий и бодрый, и снова будет играть и творить. А пока что его ждет волшебное путешествие. Ура… Глазки слипаются. Баю-бай…

Друзья, этими примерами сказкотерапии я хочу показать вам, что сказка на самом деле способна творить чудеса! И почему бы нам не пользоваться такими ее свойствами?

Очень здорово, что существует такой волшебный метод помощи ребенку, как сказкотерапия. Большое спасибо его автору, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, и всем замечательным учителям, которые несут сказку в мир.

Хотите научиться писать сказки сами?

Полезные и добрые сказки для своих детей мы можем писать сами! Для этого нужно немножечко терпения, капельку вдохновения и горсточку нужных знаний! Если вам интересно научиться творить чудесные сказки, и самостоятельно развивать деток, милости просим в нашу Мастерскую Сказок – онлайн-пространство, в котором мы будем писать волшебные сказки! Совсем скоро начнется новый поток обучения . И для читателей теплого блога Ирины у нас будут особые условия – скидка в 1000 рублей!

Заявки в ранний список оставляйте на почту [email protected] с пометкой «От Ирины Зайцевой», и мы пришлем вам приглашение на курс!

Я искренне желаю вам теплой, яркой, сказочной жизни!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Аню за материал о сказкотерапии для наших детей. Сразу вспомнились времена, когда дочки были маленькими. Как же мы любили читать. И для меня это было настоящим спасением и огромной радостью. Читать мы могли часами, и, конечно, никогда не усыпали без сказки на ночь.

И очень важный момент: не только читать надо сказки с детьми, но и обязательно обсуждать все, разговаривать с ними на важные темы: как поступил главный герой, хорошо ли так делать, а как бы сделал он сам и т.д.- думаю, мысль понятная очень. Так мы развиваем речь ребенка, учим его логическому мышлению, воспитываем многие качества. Чем больше мы общаемся с нашими детьми, тем лучше. Применяйте сказкотерапию на радость вам и вашим детям. И примеры сказкотерапии Аня дала интересные. Можете почитать что-то новенькое детям, внукам.

Белый чай – настоящая драгоценность

СБОРНИК СКАЗОК ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ценность сказок для психотерапии, психокорекции и развития личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, способствует психологической защищенности ребенка. События сказочной истории естественно и логично вытекают друг из друга. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

СБОРНИК СКАЗОК

ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Терапевтический эффект - привыкание ко сну в детском саду .

Возраст детей: 2-5 лет.

«СОН КОЛОБКА»

Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного - он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница - Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.

Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду?

Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно!

А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! - Ласково сказала Лисичка.

Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся.

Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны... - сказала Лисичка.

Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном.

Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо - он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» - и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок.

Когда он проснулся - у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон.

С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.

Терапевтический эффект - осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада.

Возраст детей: 2-5 лет.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ»

Жила в море маленькая рыбка-Буль-буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала - это плакала и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой.

В этом саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали - воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала я маленькой рыбке Буль-буль:

Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком - и произошло чудо - рыбка Буль-буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-буль даже было странно - почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно проводить с ними время!

С тех пор Буль-буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья.

Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение детского сада,

Возраст детей: 2-5 лет.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«ЗАЙЧИК В ДЕТСКОМ САДУ»

В сказочном лесу жила мама Зайчиха и была она самая счастливая на свете, ведь у нее родился маленький зайчонок. Она назвала его Пушистик. Мама очень любила своего зайчика, ни на минуту не отходила от него, гуляла, играла с ним, кормила его вкусной капустой, яблочком, а когда он начинал плакать, мама вместо пустышки давала ему сочную морковку и зайчонок успокаивался.

Прошло время и Пушистик подрос. Мама решила отвести его в лесной детский сад, в который ходили все маленькие звери этого леса. И вот, однажды, мама привела своего зайчика в детский сад. Пушистик расплакался, ему было страшно и грустно без мамы, он не хотел там оставаться. К нашему зайчику подошла воспитательница, рыженькая Белочка. Она была хорошая и очень любила всех маленьких лесных зверьков. Белочка взяла его на ручки и нежно прижала его к своей пушистой, меховой шубке. Воспитательница пожалела, успокоила зайчика и познакомила его с другими зверушками, которые ходили в детский сад. Она познакомила его с маленькой веселой лисичкой, добрым мишкой, дружелюбным ежиком и другими зверушками.

Все зверушки очень обрадовались, что в их лесном саду появился новенький - зайчик. Они начали играть вместе с ним в игры, гуляли на зеленой лужайке, потом поели, отдохнули в кроватках. И вот за зайчонком пришла мама, чтобы забрать его домой. Как же она обрадовалась, когда увидела, что ее зайчик не плачет, а весело играет в саду! Пушистик всю дорогу домой рассказывал маме, с кем он познакомился в саду, и как интересно и весело ему было играть с новыми друзьями. Мама гордилась своим зайчиком и радовалась тому, что Пушистик понял, что плакать в детском саду не стоит, потому что там совсем не страшно, а наоборот весело и интересно.

Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха врачей и уколов.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«О ВИРУСАХ И ПРИВИВКАХ»

Случилось это очень давно. В большом теплом болоте поселилось Чудовище. Не было от него людям покоя. Пошли люди к Ивану-богатырю просить помощи. И пошел Иван-богатырь, и сражался с чудовищем. Три дня и три ночи они дрались. Наконец Иван-богатырь победил.

Чтобы отомстить людям, Чудовище, умирая, выплюнуло целые полчища маленьких, сгорбленных, агрессивных пришельцев – вирусов. Они расползлись по всему миру, проникли в организмы взрослых, детей, животных и вызвали очень тяжелое и опасное заболевание - грипп.

Многие люди и животные тяжело болели от гриппа, поскольку не знали, как себя защитить, как уберечься. Это случилось в древности, но, к сожалению, эти злые вирусы очень устойчивы и живучи.

Живут они и сейчас - в организме больных людей, на книгах, игрушках, посуде и других вещах, которыми пользовался больной.

Со слюной микробы попадают на тротуар или на землю. Когда слюна высыхает, вирусы становятся легкими как перышки, поднимаются с пылью в воздух и проникают в организм человека при дыхании.

Поселяются вирусы чаще всего в легких, там им тепло и уютно. Они начинают усиленно питаться и размножаться. Эти злые вирусы желают, чтобы все заболели.

Но хочу тебя успокоить, болеют не все! Те, кто заботится о своем здоровье и всегда соблюдает правила гигиены, а в особенности, всегда моет руки, могут не бояться - грипп им не страшен.

А люди придумали для лечения этих страшных вирусов лекарство-прививку, которую делают врачи. Эта прививка убивает все эти полчища злых вирусов и люди перестают болеть от гриппа.

Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха темноты.

Возраст детей: 4-6 лет

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«В ТЕМНОЙ НОРЕ»

Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми.

Только переступили порог Цыпленок и Утенок, как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет».

Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте.

А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе.

Вот видишь, Цыпленок, - сказал маленький Утенок. - Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте - Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой.

Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления... В норке никого не было.

Терапевтический эффект –снижение у ребенка тревожности по поводу страха темноты.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«ПОЧЕМУ СЕРЕЖА НЕ БОИТСЯ ЗАСЫПАТЬ САМ?»

Маленький Сережа лежал под одеялом и весь дрожал. На улице было темно. И в комнате у Сережи тоже было темно. Мама положила его спать и сама спала в своей комнате. А Сережа никак не мог заснуть. Ему казалось, что в комнате кто-то есть. Мальчик казалось, что он слышал, как в углу что-то шуршит. И ему становилось еще страшнее и даже маму позвать он тоже боялся.

Вдруг прямо на Сережину подушку приземлилась яркая небесная звезда.

Сережа, не дрожи, - шепотом сказала она.

Я не могу не дрожать, мне страшно, - прошептал Сережа.

А ты не бойся так - сказала звезда и осветила своим мерцанием всю комнату. - Смотри, ни в углу, ни под шкафом никого нет!

А кто это шуршал?

Никто не шуршал, это к тебе проник страх, но его очень легко прогнать.

Как? Научи меня, - попросил яркую звезду мальчик.

Есть одна песенка. Только становится тебе страшно, сразу же начинай ее петь! - Так сказала звезда и запела:

Живет в лесу темном страшный маленький страх,

Живет он у болота в темных кустах.

И из леса не показывается страшный маленький страх,

Пугается страх света - сидит в своих кустах.

А еще боится смеха страшный маленький страх,

Как только рассмеешься ты, исчезает страх в кустах!

Сначала Сережа слушал песенку звезды, а затем и сам спел с ней. Именно тогда страх исчез из Сережиной комнаты, и мальчик сладко заснул.

С тех пор Сережа не боится засыпать в комнате без мамы. А если вдруг к нему снова придет страх, поможет волшебная песенка!

Терапевтический эффект - показать ребенку другую сторону чрезмерной капризности и вредности.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«СКАЗКА О СОЛНЫШКЕ»

В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко - папа, меньшее Солнышко - мама, небольшое Солнышко - сынок и крошечное Солнышко - дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.

Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков - они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: ​​ капризничает, говорит «не хочу», «не буду» ...

А у тебя такое бывает?

Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком - это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.

Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:

Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать... Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!

И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки - кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.

Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.

Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми - кипрянами, которые так боялись темноты.

С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.

Какой молодец Солнышко-сынок!

А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?

Терапевтический эффект - научить детей перед сном ходить в туалет.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«МОКРАЯ ФЕЯ»

В одной волшебной стране под странным названием Нетландия жил мальчик Рома. Когда он ложился спать, в его сны прилетала поиграть Мокрая Фея. С ней было так весело! Вместе они могли улететь на другую планету, попутешествовать к Ниагарскому водопаду или просто посидеть у реки Кубань, спустив ноги в воду. Во сне можно было заказать разные времена года. И Рома часто заказывал лето. И Мокрая Фея тоже любила лето.

Звали Фею Мокрой, потому что она была похожа на улитку и оставляла после себя мокрый след. И, конечно, ей нравилась вода. Купаться она любила больше, чем другие развлечения.

Когда же Рома просыпался, то постель всегда была мокрой. И взрослые почему-то думали, что это сам малыш не доходит до туалета и делает лужу в постели. И действительно, так оно все и выглядело, и тут ничего не поделаешь. Но Рома был сообразительным мальчиком и решил в следующий раз, когда прилетит Мокрая Фея, поговорить с ней о мокрых следах. Так и сделал. И вот что он услышал от нее:

Мне жаль, что из-за меня у тебя «мокрые» неприятности. Извини, но я так люблю играться с тобой во сне! Что же нам делать?

Рома ей ответил:

Давай мы отныне будем играть в ванной комнате, где можно играть с водой.

Давай, - сказала Мокрая Фея и добавила, - и еще, прежде чем ложиться спать, ты, Рома, а не забывай сходить в туалет. А когда в течение нашего путешествия захочешь в туалет, то только скажи, и мы вернемся домой, а потом продолжим игры.

Хорошо - ответил Рома.

И вы, детки, к кому во сне прилетает Мокрая Фея, помните: перед сном обязательно сходите в туалет.

А как приснится, что хотите в туалет, проснитесь, проверьте (ущипните себя), чтобы понять, что это не сон.

Встаньте с кровати, дойдите до туалета, найдите унитаз и тогда... делайте свое мокрое дело.

Терапевтический эффект - научить детей придерживаться своих обещаний и выполнять обязанности

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«ОБЕЩАНИЕ»

В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик, ежедневно ходит в детский сад. Любит есть леденцы, качаться на качелях, съезжать с горок, ездить на самокате, велосипеде и еще много чего интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.

Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время, потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день ходить на работу.

Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать игрушки, пожалуй, так же, как и тебе...

В последний день своей болезни Артем с самого утра играл игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки. Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать, игрушки остались лежать разбросанными по полу.

Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу - игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.

Надо вернуть игрушки! Но как это сделать? Папа предложил в интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от мальчика. Артем одновременно обрадовался, что игрушки нашлись, и загрустил из-за того, что не сдержал своего слова... Возник вопрос: «Как же их теперь вернуть домой?».

Давай напишем письмо «потерянным вещям». В нем надо извиниться перед игрушками и пообещать выполнять свои обещания, - предложил папа. - Ты готов?

Да! - ответил Артем.

В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!

А ты бы обрадовался?

С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что обещания надо соблюдать.

И вы, дети, тоже помните это правило!

Терапевтический эффект – Снизить детскую тревожность по поводу страха темноты.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«СТРАШНЫЙ СТРАХ»

В темном лесу жил маленький Страх Страшный. И такой он был интересный - боялся всего сам. Треснет где ветвь, а он, аж подпрыгивает. Но каждую ночь он должен был ходить в город и пугать детей - работа у него такая была, и он ее вежливо выполнял. Пока добирался, весь потел и дрожал, как лист на ветру, так ему было страшно.

Других пугал Страх для того, чтобы не испугали его. Но он не знал, что другие и не собирались его пугать. Поэтому продолжал свое дело, ответственно относился к работе. Побеждая пугливость, страх каждый вечер ходил в город.

В городе высились большие, высокие здания, в каждом из которых было по 100 квартир. И каждую квартиру, где жили дети, надо было обойти и напугать малышей воем, мерцанием света или просто черной темнотой. Все детки начинали бояться. Прятались под одеялом, бежали друг к другу в кроватки, включали свет или просили родителей с ними спать. Представляли себе различные ужасы, монстров, чудовищ, людоедов.

В одной из квартир жила смелая девочка Аня. Ей надоело бояться и скрываться от страха. Хотя Аня и была смелой, но все же ей было не по себе. И решила она однажды узнать, что это за страх такой всех пугает. Взяла с собой фонарик и палку, чтобы проучить того, кто всем детям по вечерам не дает покоя. Оделась в темный плащ, в сапожки и вышла в подъезд. Через некоторое время увидела странного человечка. А может и не человечка, а гномика. Тот стоял посреди двора так, чтобы было удобно работать и захватить побольше окон детских комнат.

Аня заметила, что Страх выглядел странно, весь дрожал и постоянно бормотал что-то себе под нос. У него были короткие и сухенькие ручки, кривоватые ножки, на голове большая меховая шапка, хотя на улице была весна. Такой вид вызвал у Ани сожаление к этому старому дедушке, а не страх или ужас. Даже захотелось познакомиться со стариком.

Аня, как воспитанная девочка, сделала шаг из темноты навстречу и поздоровалась:

Добрый вечер, дедушка!

Здравствуйте - испуганно ответил Страх Страшный и сел на землю, ноги отказались его держать.

А что вы здесь делаете в такое позднее время? - спросила Аня.

Я... я... я... работаю... - запинаясь, ответил Страх.

Давайте познакомимся, - смело продолжила Аня.

Аня внимательно слушала и думала:

Надо же как, если бы я продолжала бояться и не осмелилась бы на отчаянный шаг, то до сих пор дрожала бы в своей кроватке под одеялом. А так я встретила Страх, познакомилась с ним и подружилась. Узнала, что сам Страх не такой уж и страшный, а даже приятный.

А сколько он знает интересных историй о лесных жителях!

В ту ночь и много ночей спустя дети спали спокойно. Страх Страшный теперь работал сказочником. Ему очень нравилась его работа. Детки ждали его и внимательно слушали истории о приключениях, а потом спокойно засыпали.

А страхи живут рядом с тобой?

Попробуй познакомиться с ними.

Терапевтический эффект - показать ребенку, что каждый человек уникален, поэтому необходимо беречь себя, любить и воспринимать таким, какой ты есть.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

«КАРАНДАШИ»

Жили в небольшой коробке шестеро карандашей. Все дружили между собой и работали бок о бок. Больше всего работал Черный карандаш. Чуть меньше - карандаши других цветов: Красный, Синий, Зеленый, Желтый. Среди них был карандаш белого цвета, вот именно с ним и произошло происшествие.

Его использовали меньше, чем другие, а чаще и вовсе не вытаскивали из коробки. Белый карандаш каждый раз расстраивался. Думал:

Я никому не нужен... Меня никто не любит, плохой у меня характер, никто не обращает на меня внимания. Мои друзья работают ежедневно, а я жду. Я ненужный карандаш, - и плакал так, что коробка стала мокрой.

Но однажды в офис, где жили карандаши, привезли черную бумагу. До сих пор писали и рисовали на белом, поэтому брали цветные карандаши. С тех пор Белый карандаш стал очень нужным - только им было удобно писать на черной бумаге. В офисе сначала начался переполох, потому что не могли найти Белый карандаш. А когда нашли, то уже пользовались только им.

Рад был карандаш белого цвета. Он старался ровно вести линию, шел быстро и мягко. Всегда был готов работать и днем, и ночью. Друзья радовались за него. Поддерживали всегда, а сейчас особенно, видели, что он счастлив, и им было приятно. Раскрывался талант и способности Белого.

Шли дни, и работал только Белый карандаш. Остальные карандаши отдохнули, и им уже стало скучно. А Белый начал очень уставать, да так, что даже вечерами ему не хватало сил поговорить с друзьями в коробке. И именно в этот момент вдруг все карандаши поняли друг друга. Белый понял, что терять надежду не надо, потому что рано или поздно выпадет возможность доказать свои способности и талант. А его друзья поняли, как было грустно Белому карандашу, когда тот сидел и ничего не делал.

С тех пор Черный, Белый, Желтый, Красный, Синий и Зеленый карандаши еще больше сдружились и поддерживали друг друга в трудные часы. Не забывали сказать приятное слово, напомнить о хороших качествах друг друга. И сами думали, как бы им поработать или отдохнуть. Каждый из них знал, что он незаменим и очень нужен своим друзьям и себе самому.

Вывод: Будь собой!

Сказкотерапия — современный и популярный метод в психоанализе и психотерапии, который используется для лечения детей, подростков и даже взрослых с помощью сказки. Читая или рассказывая сказки, басни, были, можно помочь ребенку навсегда избавиться от психологических проблем и их проявлений (страха, различных фобий, агрессивности и др.).

Какие виды сказок используют в сказкотерапии?

Для сказкотерапии активно применяются известные сказки, терапевтические рассказы и истории, направленные специально на искоренение той или иной проблемы, а также специальные сказки, рассказы, истории, написанные сказкотерапевтами и психологами. Рассмотрим подробно виды сказок, которые используются в сказкотерапии.

В сказкотерапии применяют следующие виды сказок:

  1. Народные сказки. Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые. В олшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы. К волшебным сказкам относятся: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица» и другие. В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости. Дети могут легко определить, человек с каким характером скрывается за тем или иным животным. Например, заяц всегда ассоциируется с трусливым человеком. Соответственно, основной его чертой является – трусость. Лиса символизирует хитрого человека. Главными героями сказок о животных являются: заяц, лиса, медведь, волк, кот и петух. Примеры сказок о животных: «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса», «Петушок – золотой гребешок» и другие. Б ытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях. Примеры: «Каша из топора», «Барин и мужик».
  2. Авторские художественные сказки. Они более насыщенны образами, переживаниями, чем народные сказки, поэтому могут помочь выявить внутренние чувства ребенка. (Примеры: сказки Андерсена).
  3. Дидактические сказки. Они подходят для сказкотерапии школьников, потому что с их помощью дети могут быстро и легко усвоить учебный материал.
  4. Медитативные сказки. В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок — заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться.
  5. Психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории . Они помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Подходят для детей до 13-летнего возраста. Они помогают в решении конкретной проблемы. Психолог Разида Ткач дает классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок: для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие).
  6. Психотерапевтические сказки помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Также они эффективны в работе с детьми, у которых психосоматические болезни.

Вид сказки для проведения сказкотерапии подбирается в зависимости от возраста ребенка:

  • Маленькие дети лучше понимают сказки о животных , а также рассказы про взаимоотношения людей и животных. Они легко отождествляют себя с животными, а свои поступки с их поступками.
  • Для школьников-подростков подойдут новеллистические сказки с бытовой направленностью, а также притчи и басни , которые помогают справиться с различными конфликтами в обычной жизни. Кроме того, они привлекательны для детей старшего возраста еще своей иронией и юмором.
  • Застенчивым или приемным детям, а также ребятам с низкой самооценкой и недостатком родительского внимания и любви подойдут волшебные сказки , в основе сюжета которых необыкновенные превращения и трансформации.
  • Маленькие дети редко проникаются волшебными сказками, но зато они приобретают популярность у дошкольников, детей младшего и старшего школьного возраста. С помощью этих сказок вся накопленная жизненная мудрость потихоньку заполняет подсознание ребенка.

Как использовать известные сказки для коррекции психологических проблем у детей?

Многие популярные народные и авторские сказки можно применять в сказкотерапии. В таблице ниже приводится информация о том, какие известные сказки можно использовать для коррекции психологических проблем у ребенка. на нашем сайте также поможет родителям детей начальной школы подобрать подходящие произведения для проведения сказкотерапии.

Таблица№1. Сказки для лечения психологических проблем у детей.

Психологическая проблема Сказка с лечебным эффектом
Проблемы в семье (скандалы, развод родителей, жестокое отношение). «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка».
Стресс, невроз, кризис. «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна-Лягушка, «Серая шейка».
Низкая самооценка, вхождение приемного ребенка в новую семью. «Мальчик-с-пальчик», «Гадкий утёнок».
Преодоление страха. «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» «Баба Яга».
Нежелание убирать за собой личные вещи и игрушки, отказ от содержания их в чистоте. «Федорино горе».
Жадность, нежелание делиться и помогать другим. «Мешок яблок».
Отказ или страх перед прививками, уколами. «Про бегемота, который боялся прививок».
Отказ от умывания, нежелание чистить зубы. «Мойдодыр».

Для превращения обычной сказки в терапевтическую необходимо, чтобы в ней особым образом была подчеркнута сюжетная линия, присутствовали элементы внушения, переплетения.

Сюжетная линия :

  • Традиционный зачин рассказывает читателю и слушателю, где происходит действие, знакомит с главными сказочными героями.
  • Вызов . Здесь нужно ответить на вопрос, что произошло, что побудило героя к тому или иному действию.
  • Дорога . Куда держит путь герой или герои, чтобы решить проблему?
  • Спутники и друзья. Кто помогает главному герою преодолеть все трудности на его пути?
  • Враги . С какими опасностями пришлось встретиться герою и его друзьям?
  • Сражение . С кем или с чем герою пришлось столкнуться? Как удалось преодолеть все преграды и трудности?
  • Победа . Положительные результаты, которых добились герои.
  • Награда . Уроки, полученные героями. Изменение жизни в лучшую сторону.

Внушение:

В привычную и всем известную сказку можно включить небольшие кусочки утверждений. Например, рассказывая ребенку сказку о том, почему обязательно нужно есть (проблема малоежек и детей, отказывающихся от еды), можно использовать короткую фразу: «Сила — в продуктах. Сила в молочных продуктах. Сила в витаминах. Сила в мясных продуктах». Эти короткие внушения лучше распределить в разных частях сказки. Тогда для ребенка они будут частью сюжета, но при этом уже на подсознательном уровне он будет слышать внушения, обращенные к нему, и руководство к действию.

Переплетение:

Существует пять сенсорных систем (слух, зрение, осязание, обоняние и вкус), с помощью которых человек знакомится с окружающим его миром. Поэтому необходимое условие для внушения – переплетение всех этих систем (вижу, чувствую, слышу). В сказке должны быть фразы о том, что услышал, увидел, почувствовал герой.

В своей книге «Основы сказкотерапии» доктор психологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева показывает, как можно применить для сказкотерапии известную народную сказку «Колобок»:

В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их с тобой разгадаем. Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно жили, ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для колобка. Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка? Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Итак, первый сказочный урок - чтобы не быть голодным, запасай впрок. Давай его запомним.

Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка положила колобок на окошко? Может быть, тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Поэтому второй сказочной урок - не ешь слишком горячую пищу, не торопись, даже когда сильно хочется попробовать.

А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может, совет не оставлять Колобка без присмотра? Кто так же может себя вести? Конечно, ребенок! Наверное, третий сказочный урок нужно усвоить всем родителям. Сказка учит их не оставлять детей без присмотра.

Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала Зайца, потом Волка и Медведя. Все они хотят его съесть, а он поет им свою песенку: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…» Чему же нас учит сказка? Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто-то тебе угрожает. Какой же способ для преодоления трудности выбирает Колобок в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Но о чем же он поет? «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя, Волка, и подавно уйду…»

Что же Колобок делает, когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает. Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью. Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая Лиса съела Колобка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации. Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали раньше, до добра не доведут. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так: находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь начеку, так как не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях («Я тебя съем»). Это очень важный жизненный урок.

Принципы сказкотерапии: как придумать сказку для коррекции поведения ребенка

Источником для создания терапевтических сказок служат знакомые сказочные сюжеты, притчи и былины, не последнюю роль играет воображение самого ребенка, а также ситуации из реальной жизни.

Для того чтобы придумать терапевтическую сказку самостоятельно, нужно учитывать некоторые правила:

  1. Не нужно полностью копировать в сказку проблему малыша , она должна быть лишь косвенно на нее похожей.
  2. В терапевтической сказке должен присутствовать понятный и нужный совет , благодаря которому ребенок сможет найти выход из трудного положения и справиться со своей проблемой.
  3. Сюжет сказки с терапевтическим эффектом должен следовать в определенной последовательности.

Таблица №2 . Руководство по созданию сказки с терапевтическим эффектом.

Элементы сюжета Правила создания разных частей сказки
Начало сказки. Жил-был… или жили-были в одном прекрасном царстве, королевстве… Главный герой должен быть одного пола и возраста с ребенком. Желательно, чтобы некоторые черты характера ребенка угадывались в сказочном персонаже. Кроме того, главным героем сказки для маленьких детей может стать любимая игрушка, животное или маленькие сказочные человечки.

Ребенку пяти лет будет интересно увидеть главными героями принцесс и принцев, а также солдатов. Современным детям будут интересны сказки, в которых главными героями станут роботы-трансформеры.

Для подростков лучше использовать бытовые сказки или притчи.

Описывать жизнь сказочного героя нужно так, чтобы ребенок ясно видел сходство со своей жизнью.

Однажды наш герой или героиня попали в … Нужно описать проблемную ситуацию, из которой ищет выход главный герой. Ребенок при этом должен найти точки соприкосновения и провести параллели со своей проблемой.
Из этого … Должно поменяться направление. В сказке появляются различные варианты для того, чтобы разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Возможно, что выход или верное решение главному герою помогут найти другие персонажи.
Кульминация терапевтической сказки Герой самостоятельно или с помощью друзей преодолевает все выпавшие на его долю трудности.
Развязка Герой приходит к осознанию того, что неправильно поступал, он признает свои ошибки и выбирает единственный правильный путь. За это он получает вознаграждение.
Сказочная мораль — «сказка ложь, да в ней намек…» Главный герой должен получить необходимый урок и изменить свою жизнь в новом правильном направлении.

Примеры небольших сказок для коррекции различных психологических проблем

Много интересных сказок с терапевтическим эффектом есть в книге доктора философских наук в области психологии, практикующего психолога Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Несколько сказок из этой книги приведены ниже. Одна из них поможет ребенку избавиться от страха, а другие — .

Сказка для преодоления страха

«Мой друг – дракон (Почти правдивая история)»

У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат - Трусишка. Год назад, когда Дарья была совсем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка. С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и… Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно. Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы - большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, он увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я - твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон». После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары.

Сказки для преодоления проблемы с недержанием мочи

«Поливальные машины»

Ты знаешь, что раньше поливальные машины работали только по ночам? Каждую ночь на улицы городов выезжали такие машины и поливали асфальт. Но многим людям это не нравилось, потому что они просыпались среди ночи, когда чувствовали влагу. Поэтому улицы перестали поливать ночью. С тех пор все люди спят спокойно.

Послание: спать лучше в сухой постели.

«Полные ведра»

Ты, когда был в деревне, видел, как люди носят ведра с водой? А видел, что происходит, если воды набрали слишком много? Правильно, вода выплескивается. И так происходит всегда: если воды налили больше, чем можно, она выливается.

Послание: не пей много жидкости на ночь.

«Обманутый мочевой пузырь»

«Одна моя знакомая девочка мочилась в постель, потому что спала на одной кровати с бабушкой. Хотя сама девочка знала, что она уже большая и ей стыдно мочиться в постель, ее мочевой пузырь думал, что она еще маленькая, раз спит с бабушкой.

Послание: ты сама ответственна за сухие ночи».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать об экскурсии в библиотеку. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг. Дошколята с большим интересом и завораживающими взглядами слушали рассказ библиотекаря...

Тематическое планирование на ЛОП Дата Тема недели Тема дня Итоговое мероприятие недели 1.06. День защиты детей Цель: Создание праздничной обстановки. В игровой форме подвести к пониманию наличия определенных прав и обязанностей и их сути. Стимулировать позитивные проявления...

Развлечение «Страна ЭРУДИТОВ» Возраст детей: старший дошкольный. Цели: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в команде. Поддерживать интерес к...

Задачи: Воспитательные:- Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать свои работы и работы товарищей. Развивающие:- Развивать творчество, воображение. Образовательные:- Учить детей лепить из целого куска пластилина, правильно передавать пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Материал...

Поделиться: