Схемы и алгоритмы для младшей группы. Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

«Типы алгоритмов» - Какое расстояние прошел автомобиль? № 2. В магазине купили 2 кг яблок и 1,5 кг апельсинов. В программе могут быть другие типы переменных, например, вещественные (дробные) и литерные (символьные). Каждая переменная имеет имя, значение и тип. Графическое описание алгоритмов. Линейные алгоритмы. В программе имя переменной (например, A, B$, C%) служит для обозначения некоторой величины.

«Алгоритм уроки» - Составляем распорядок дня, чтобы многое успеть. Проверка условия. Примеры алгоритмов. Понятие алгоритма – одно из фундаментальных в информатике. Примером может быть богатырь на распутье из русских сказок. Обработку данных. Как такому ротозею Доверяют пароход? Так делают программисты. Начало цикла. Графического описания алгоритма.

«Схема алгоритма» - Делаю уроки. Смотрю телевизор. Перед сном я умываюсь и чищу зубы. Обычно после школы я иду гулять, а когда возвращаюсь, делаю уроки. Самостоятельно: После уроков я пойду домой. Пока времени меньше 22.00 я буду смотреть телевизор. Графические объекты блок-схемы: Алгоритмы. Обозначим время буквой t. Миша заболел, и сегодня не пришел в школу.

«Команда алгоритма» - Запись блок-схем в ms worde. Серия 2. Серия. Условие. 1.Точность. Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется … Алгоритм, в котором серия команд выполняется многократно называется… Серия 1. Циклический алгоритм. Команда n. Свойства алгоритма. Линейный алгоритм.

«Понятие алгоритма» - Дискретность Детерминированность Результативность Массовость. Алгоритм (лат. algorithmi – аль Хорезми – ср. азиатский математик IX в.,). Алгоритм всегда рассчитан на исполнение неразмышляющим исполнителем – формальное выполнение алгоритма. Необходимость уточнения понятия алгоритма. Построить алгоритмы не удавалось, возникло понятие алгоритмически неразрешимой задачи.

«Свойства и виды алгоритмов» - Неполная форма разветвленного алгоритма. Графический способ описания алгоритма (блок-схема). Виды алгоритмов. Выполняемое действие. Полная форма разветвленного алгоритма. Последовательность выполнения действий. Начало, конец алгоритма. Циклическая алгоритмическая конструкция, в которой условие поставлено в начале цикла.

Консультация для воспитателей

Алгоритм и его использование в работе
с детьми дошкольного возраста

Тарасова Юлия Борисовна

Одним из методов, которыйцелесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, является алгоритм.

Понятие «Алгоритм»

Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой

последовательности надо выполнить , чтобы достичь результата в любой

иззадачопределенною вида;

    последовательность команд для решения поставленной задачи ;

    система правил, сформули-рованных на языке понятном исполнителю и определяющих це-почку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий- алгоритмический процесс , а каждое действие-шаг . Число шагов для достижения результат конечно.Процесс раз- работки алгоритма -алгоритмизация.

Общие свойства алгоритмов:

    Массовость алгоритма (предназначен для решении группы подобных задач) ;

    Определенностьиобусловленность (алгоритм -точная и строго оп- ределеннаяпоследовательность шагов, нет свободы выбора дейст- вий);

    Результативность (любаяза дача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);

    Понятность (предписание сформулированотак,что оно одинаково понятно всем исполни телям той категории, на которую рассчитано);

    Дискретность(раздельность: пошаговый характер А);

    Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие тре- бующее разбивки на еще более простые.

    Основные виды шагов:

    1. Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)

    2. Составные (определяющие разветвлениепроцессарешения задач)

    Виды алгоритмов:

    1.Линейные (из простых команд).

    2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).

    3.Циклические(еслидействия повторяются).

    Формы проявления алгоритмов:

    1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;

    2.Наглядные: схемы, формулы.

    Значение алгоритмов :

    Придают развивающий характер обучения .

    Развитие умения планировать свою деятельность и прогнозиро вать результат.

    Развитие речи (точность, крат кость, доступность).

    Использование для развития поисковой деятельности детей.

Наиболее широко алгоритмы используются для ознакомлении детей с физическими явлениями и закономерностями, при проведении элементарной поисковой деятельности (Опыты, эксперименты), в основном в виде схем (наглядный А.: учет особенностей мышления дошкольника). Эти схемы позволяют придти ребенку к верному выводу, опираясь на наглядно представленную необходимую последовательности действия.

Младший возраст.

Основная задача- подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходи-мо выполнить действие в соответ ствии с условием (правило, кото рое отражает последовательность действия). Задается алгоритм помощью условного знака - стрелк и.Состоит алгоритм не более чем на трех действий.

Средний возраст:

Количество шагов увеличивается до пяти.Используются специаль ные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст:

Упражнения на освоение алго ритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий полученным результатом. Использ уются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.

В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

Как начинать обучение информатике? Как знакомить детей дошкольного возраста с информатикой?

Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей основам информатики. В настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности дошкольных знаний. В детском саду уже можно создавать предпосылки научных понятий. которые будут реализованы в школе. Конечно, можно, играя научить ребёнка считать, рисовать, рассказывать, но наша задача – сделать серьёзное занатие для ребёнка занимательным. Формирование начал компьютерной грамотности осуществляется не изолированно, а в контакте с другими видами деятельности, такими как развитие речи, математическая, изобразительная. Реализуем через тематическое планирование по знакомству с основами информатики в безмашинном варианте, которое разработали совместно, работая в одной группе с Черняевой Любовью Валентиновной, в результате многолетней работы по информатике.

Начинаем работу с младшей группы. Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую вовлечены все дети. На занятия приходят Робот Фердер и Муравей-Исполнитель, они приносят свои задания. Муравей-Исполнитель свободно передвигается по шахматной доске, выполняя команды, двигаясь на несколько клеток (вправо, влево, вверх, вниз). Выполняя команды, дети знакомятся с видами алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся. Шахматная доска служит примером координатной сетки - она тоже разбита на клетки, - учим правильному нахождению полей (С-2; В-5...). Подобная работа представляется весьма значимой в плане ознакомления школьников с системой координат на плоскости. Подготавливаем к работе с графическим дисплеем.

Знакомим детей с понятием алгоритм на интуитивным уровне, используя разные способы записи: словесные, с помощью рисунков, графические.

В тетрадях дети выполняют различные задания. Чертится экран воображаемого компьютера в виде квадратной сетки, вертикальные и горизонтальные линии пронумерованы. Расположение точек задаётся двумя числами. Точка находится на пересечении двух линий, найденные точки соединяются. В прямоугольной сетке дети выполняют команды по направлению стрелочек последовательно, по номерам, чертя изображение от красной точки. Это способствует развитию у дошкольников пространственной ориентации, графических навыков, мелкой моторики (при работе с компьютером - графический редактор). Нами разработана программа диагностики для тестирования детей по возрастам.

Занятие № 1

Тема: “Зоопарк” (Простейшие алгоритмы)

Цель:

  • учить выделять главные свойства математических отношений, зашифрованные в виде задач-шуток;
  • продолжать учить составлять и выполнять линейные алгоритмы для Муравья-Исполнителя с помощью указаний;
  • учить выполнять действия, закодированные стрелками, цифрами, рисунками;
  • закреплять умение составлять словесные алгоритмы жизненных ситуаций, записывая их в виде рисунков;
  • развивать мыслительные операции, творческие способности.
  • Материалы к занятию:

    Демонстрационный - настенная магнитная шахматная доска, фигурки героев на магнитах, плоскостные изображения деревьев (берёза, ель, сосна, пальма), алгоритм “Портрет”, магнитофон, аудиозапись танца, координатная сетка с фигурами животных, алгоритм “Вскипятим чай”, самовар, чашки, изображение робота.

    Раздаточный - лист с координатным полем, лист в форме квадрата, простой карандаш, счётные палочки, коврики.

    Ход занятия:

    • Вы были когда-нибудь в зоопарке? А хотите ещё побывать? Что же нам делать, если в нашем городе нет зоопарка? Можно полететь. Но на чём? А давайте полетим “во сне”. Устраивайтесь удобно на ковре.(Дети садятся, положив голову на колени ). А чтобы быстрее долететь, давайте поиграем.(Игра “Ночь” – дети решают задачи-шутки, показывая ответ пальцами рук ).
    • Сколько хвостов у двух ослов? (2)
      Сколько слонов плавает в Белом море? (0)
      Сколько ушей у четырёх мышей? (8)
      Сколько голов у Змея-Горыныча? (3)

    • Молодцы! Пора просыпаться, мы прилетели в зоопарк. Почему-то здесь никого нет… Но это дело поправимо. Сейчас мы превратимся в зверей, кто кого задумал. Вместе скажем волшебные слова, повернёмся через правое плечо: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в зверей! (Дети проговаривают “волшебные” слова, поворачиваясь вокруг себя, имитируя движения загаданного зверя )
    • Как много зверей в зоопарке! Как интересно! Но нам пора возвращаться! Давайте скажем волшебные слова, повернёмся через левое плечо и превратимся в детей: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в детей (Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова ).
    • Вам понравилось путешествие в зоопарк? Каких зверей вы видели в зоопарке? В кого превращалась Маша? Кто догадался? (Ответы детей )
    • Наш друг Муравей-Исполнитель, который живёт на шахматной доске, поступил на работу смотрителем в зоопарк. Устраивайтесь удобнее на ковриках. (Дети рассаживаются на коврике около шахматной доски ).
      Покормив зверей, Муравей не закрыл клетки. Звери вышли и все перепутались. Справа клетки с животными леса, слева – с животными жарких стран, Африки. (рис.1). Поможем Муравью?

    (Дети работают за столами на специально подготовленном листе с расчерченным рабочим полем. Начинают рисовать, выполняя поочерёдно команды по стрелочкам, с указанным направлением, начиная от красной точки )

    Цель: чашка горячего чая.

    Исходные данные: кран, вода, чайник, плита, спички.

    Алгоритм: включить воду, налить чайник, закрыть кран, включить плиту, поставит чайник на огонь, ждать пока вскипит, чайник вскипел, выключить плиту. (Дети перечисляют действия, выкладывают картинки на фланелеграфе ).

    Рис. 7.

    • Чайник вскипячён, но вот неудача. В доме не оказалось чайной посуды. Опять потребуется наша помощь. Составьте 1 предмет чайной посуды из 10 палочек. (Дети работают на полу, выкладывая из 10 палочек по одному предмету чайной посуды ).
    • Как много посуды! Целый чайный сервиз.
    • Понравилось наше путешествие? Чем?
    • Заканчивается наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь на ковре. Уснули. Дорога домой всегда быстрее. Вот мы и дома. Просыпайтесь! Как тепло нас встречают дома - горячим чаем из самовара. (Для детей устраивается чаепитие с конфетами и печеньем ).

    Занятие № 2

    Тема: “Письмо друга” (Элементы координирования. Симметрия по образцу)

    Цель:

    • продолжать знакомить с элементами координирования;
    • научить переводить зрительный образ в слуховую информацию;
    • находить координаты заданных точек, клеток на координатной сетке;
    • разгадывать карточки-модели с различными знаками, символами;
    • закреплять умение составлять простейшие словесные алгоритмы жизненных ситуаций;
    • формировать навыки составления сложных изображений из простых элементов, располагать рисунок в зеркальном отражении, используя заданное количество деталей;
    • закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный - шахматная магнитная доска, фигурки героев, 20 цветных квадратов (8*8) на магнитах, конверт, пиктограммы, книга, фланелеграф, анаграммы, координатная сетка с фруктами, схема-шифр.

    Раздаточный - лист с координатной сеткой, простой карандаш, карточки-модели, плато, детали мозаики, картинки фруктов, овощей.

    Ход занятия:

    (Дети заходят в группу и находят конверт большого размера)


    (Дети рассаживаются на ковре у настенной магнитной шахматной доски .)

    • Зимой Муравей любит кататься на лыжах. Больше всего ему нравиться слалом. Поможем ему спуститься с горы, проезжая во все ворота по очереди. Составим программу его спуска. Кто поможет? (вызываются трое детей, которые хотят помочь Муравью-Исполнителю ).
    • Составлять команды для Муравья-Исполнителя будет Никита (словесный алгоритм действий Муравья на шахматной доске )
    • Записывать команды стрелочками, выкладывая их на фланелеграфе будет Лера

    (Ребёнок подходит к фланелеграфу, выкладывает стрелочками путь Муравья .)

    • Помогать Муравью-Исполнителю выполнять команды будет Саша

    (ребёнок подходит к настенной шахматной доске, выполняет команды,передвигая фигурку муравья по шахматной доске. )


    • Начало.
    • Взять книгу с полки.
    • Открыть.
    • Рассмотреть иллюстрации.
    • Читать текст.
    • Перелистывать страницы.
    • Закрыть книгу.
    • Поставить на полку.
    • Стоп.
    • Физкультминутка “Как живёшь?”

    Как живёшь? – Вот так!
    Как идёшь? – Вот так!
    Как бежишь? – Вот так!
    Вдаль глядишь? – Вот так!
    Смотришь вслед? – Вот так!
    Ждёшь обед? – Вот так!
    Ночью спишь? – Вот так!
    А шалишь? – Вот так!

    (Дети сопровождают слова соответствующими движениями ).

    • Хорошо живёте! А вы катались когда-нибудь верхом? А робот катался. Хотите узнать на ком? Сейчас мы выложим на доске зелёными квадратами (работа на настенной шахматной доске. Воспитатель диктует координаты клеток, дети находят нужную, ставят 1 зелёный квадрат ).
    • Узнали чей это портрет? (дети: верблюд )
    • Давайте ещё заглянем в конверт. нас приглашают. Куда? (пиктограмма “мольберт, кисть” )

    (дети: музей, рисовать, выставка картин )


    (Дети по условным обозначениям на карточке-модели находят картинку с изображением фрукта или овоща, которая лежит около плато, выкладывают вторую половинку изображения мозаикой ).

    • Нам сегодня удалось помочь Муравью-Исполнителю и Роботу решить их проблемы. Все дети очень старались. Что вам больше всего понравилось? Муравей и Робот нас благодарят и дарят нам солнышки разных цветов. Цвет солнышка выберите сами. Если у вас сегодня все получилось – красное солнышко, старался - зелёное, надо постараться – жёлтое, было трудно – синее (дети выбирают солнышко, происходит самооценка детей ).

    Мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно .

    Правильные привычки – ключи к успеху

    Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, «автоматически» или почти не задумываясь. У детей алгоритмы поведения тоже вырабатываются подсознательно, на основе приобретенных навыков. Но далеко не у всех детей формируются правильные привычки, над этим нужно работать.

    Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы.

    У детей с большим опытом разных активностей , таких как частая смена обстановки, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, интеллектуальные игры и т.д., выстраивается «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует базовые психические шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях .

    А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации .

    Можно ли развить алгоритмическое мышление?

    Самый простой способ – учить своего ребенка всему, что вы знаете и умеете, и заставлять его, как бы ни звучало банально, думать прежде, чем сделать. Большинство детей, которые еще в дошкольном возрасте «учатся жизни» вместе с опытным взрослым, по проверенным временем алгоритмам решения «житейских» проблем, чувствуют себя увереннее сверстников и проще справляются с любыми трудностями.

    А на школу можно рассчитывать?

    В сегодняшнем мире к развитию алгоритмического мышления относятся гораздо серьезнее, чем 5-10 лет назад. В Австралии преподавание основ программирования начинается уже в третьем классе. С 2014 года аналогичные дополнительные курсы для начальных классов стали вводить во Франции. Схожие тенденции в Великобритании, Финляндии, Эстонии, Польше: детей учат понимать основные логические конструкции, обучают основам программирования уже в начальной школе.

    В странах СНГ ситуация обстоит иначе, и здесь родителям приходится рассчитывать в первую очередь на себя.

    В помощь родителям мы разработали . Это онлайн комплекс логических задач с теорией и комментариями опытных педагогов и методистов.

    «Хорошие задачи не просто вырабатывают навык решения аналогичных заданий, а действительно учат думать, искать простейший, правильный, лучший путь».

    Примеры задач из Лаборатории логики Logiclike

    Алгоритмы помогают усвоить правила безопасного поведения дома и на улице:

    Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме…

    По алгоритмам удобно учиться рисованию и другому творчеству, вырабатывать внимание к деталям:

    Задание на построение алгоритма по созданию аппликации.

    Знаешь правильный алгоритм — не ленись и, скорее всего, сможешь самостоятельно приготовить пирожки:

    Мы привели примеры простейших алгоритмов. В персональном кабинете есть более сложные и интересные.

    В Logiclike дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.

    Вполне возможно, что через 10-20 лет, благодаря хорошему старту в раннем возрасте , ваши дети найдут себя в создании новых эффективных алгоритмов для программных решений и совершат нечто значимое для себя и других людей.

    Кузнецова Надежда

    В соответствии ФГОС особая роль в примерной общеобразовательной программе дошкольной образовательной организации «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

    Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности, а также в совместную деятельность воспитателя с детьми. Алгоритмы к развитию сюжетно-ролевых игр можно оформить в виде тематических альбомов для использования в работе.

    Игра - это не только удовольствие и радость для детей. С ее помощью можно развивать воображение, память, мышление, речь. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в библиотеку, чтобы закрепить навыки чтения; в школу, чтобы проверить умение считать и др. Вашему вниманию я предлагаю алгоритмы-схемы для использования их детьми в сюжетно-ролевых играх. Опираясь на эти схемы дети учатся работать со схемами и планировать свои действия в игре.

    Алгоритм к игре "Рыбалка"

    Алгоритмы к игре "Кухня"






    Алгоритм к игре "Стирка белья"


    Алгоритмы к игре "Больница"






    Алгоритмы к игре "Парикмахерская"








    Публикации по теме:

    Алгоритмы 2я младшая группа. В младшем возрасте детям присуще наглядно-образное мышление. Чтобы им было легче освоить элементарные трудовые.

    Все мальчики любят игры с машинками. Мои малыши не исключение. В группе очень много машин, которые часто ездят с грузами и им нужен бензин.

    В нашем детском саду проходил конкурс уголков сюжетно-ролевых игр, я решила обогатить среду своей группы, сделав атрибуты к играм. Их можно.

    Разработанные как атрибуты к сюжетно-ролевым играм, эти игры могут использоваться как отдельные дидактические игры. "Укольчики". Цель игры:.

    Хотим поделится с вами новым дидактическим пособием для сюжетно-ролевых игр. Конечно,все это можно купить,но сделанное своими руками детям.

    В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период.

    Поделиться: