Самостоятельное изготовление детского развивающего коврика. Детские развивающие коврики своими руками

Развивающий коврик для детей – это комплексная развивающая игрушка, состоящая из различных игровых элементов.

Главное его предназначение – развитие мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений.

Вы можете приобрести коврик как в магазине, так и сделать развивающий коврик для детей своими руками.

В нашей статье мы расскажем чем полезен такой коврик для ребенка и как можно сделать развивающий коврик самостоятельно.

Одной из основных задач хороших родителей является создание творческой развивающей среды для малыша. И, пока малыш еще очень мал, развивающий коврик будет для него такой средой, так как он включает в себя все необходимые элементы для первоначального развития грудничка.

Развивающий коврик позволяет развивать детишкам мелкую моторику, которая напрямую связана с развитием речи.

Коврик позволит вашему малышу все хватать, перебирать в пальчиках, мять, рвать.

Коврик так же поможет вашему ребенку сформировать представление о форме, размерах, цвете, вкусе, запахе предметов позволяет сенсорика.

А прикосновение к предметам уже дает возможность на ощупь определять их свойства – то есть развивать тактильные ощущения.

Развивающий коврик, особенно если сделать его своими руками можно использовать и как массажный – на нем можно разместить достаточно деталей, которые будут массировать пяточки вашего ребенка.

Таким образом, коврик будет способствовать также физическому развитию и оздоровлению.

Для детей, какого возраста предназначен развивающий коврик

Главное преимущество использования развивающего коврика в том, что применять его можно практически с самого рождения. До какого возраста ваш ребенок будет с ним играть, зависит только от вас.

Если вы планируете сшить развивающий коврик своими руками малышу до года, необходимо применить как можно больше сенсорных и тактильных элементов, мелких деталей для развития моторики.

Если же коврик задумывается для ребенка старшего возраста, он превращается в обучающее и развивающее пособие.

Чем сложнее будет коврик – тем больше в нем будет возможностей для развития. Он может стать вашему малышу помощником не только в изучении форм, цветов и размеров, но и животных, букв, цифр, материков и даже планет. С некоторыми ковриками детишки не хотят расставаться и в 5 и в 7 лет.

Помните, что если ваш ребенок еще очень мал, нужно ограничивать время игры с ковриком. Он вызывает у малыша массу впечатлений, эмоций, и может быстро утомить. Чем старше ваш ребенок – тем больше времени можно проводить, развиваясь на коврике, и тем больше различных вариантов игр.

Игры с развивающим ковриком

Количество и качество игр с развивающим ковриком зависит от полета вашей фантазии, а чуть позже – и от изобретательности вашего малыша.

Ведь своим примером вы покажете ему, сколько открытий можно совершить, манипулируя простейшими предметами, и будете систематически развивать его воображение!

Перечислим только некоторые варианты игр с ковриком, а дополнять этот список можно до бесконечности.

Рассматривание и наблюдение. На первых порах даже этого достаточно, чтобы получить новую информацию и знания.

Знакомство с ковриком. Показываем малышу, что шуршит, что звенит, что открывается, отстегивается, расшнуровывается. При этом можно рассказывать веселые стишки, потешки по теме, петь песенки. Постепенно малыш сам освоит все манипуляции.

Секретики и сюрпризы. Чтобы мотивировать ребенка поскорее научиться справляться с разнообразными застежками – можно под ними кого-то или что-то спрятать.

Сбор урожая. Элементы на липучках можно собирать и складывать. Например, цветочки в букет, овощи или грибы – в корзинку.

Изучение цветов, форм и размеров, понятия «больше-меньше». Если слон не может зайти в дом, значит, он больше, чем дверь.

Изучаем овощи, фрукты, животных, птиц, буквы, цифры, времена года, время и т.д.

Играем в ролевые игры.

Сочиняем сказки , и играем в них вместе с малышом. Со временем он поразит вас своими сочинениями.

Шьем детские развивающие коврики своими руками

Подготовка

Для начала необходимо определиться какой коврик вы хотите сшить. Необходимо рассмотреть все идеи. Развивающие коврики, сшитые своими руками, могут быть разных размеров; разных форм; цельными, либо состоять из частей; двусторонними и односторонними; с бортиками и с дугами; музыкальными и т.д.

Собираем и анализируем всю имеющуюся информацию по развивающим коврикам. Выделяем для себя наиболее интересные варианты и подробно их изучаем.

Создаем проект своего коврика

Этот наиважнейший этап включает в себя следующие пункты:

  • Концентрируемся, пробуждаем нашу фантазию и творим в своей голове определенный образ будущего произведения, т.е. развивающего коврика.Это не может быть бессмысленный, нелепый подбор аппликаций и фурнитуры. Должна быть осознанная и четко сформулированная идея!
  • Переносим свою идею на бумагу. Определяем форму и размер коврика. Можно сделать подробное описание – от общей картины до подробного описания отдельных элементов.Необходимо также ясное обоснование и цели, которые помогут вам развить вашего малыша при помощи именно такого коврика. Делаем выкройки коврика и его элементов.
  • Изучаем виды тканей и фурнитуры и определяем, что бы нам хотелось использовать, и что будет уместно в нашем проекте.

Выбираем материалы для детского развивающего коврика

Наиболее часто используемые материалы:

Ткани:

  • Однотонная плотная ткань для основы (например, костюмная) и нескользкая ткань для изнаночной стороны.
  • Синтепон в качестве наполнителя
  • Клеевые прокладочные материалы
  • Тонкие ткани – ситец, бязь
  • Плащевка
  • Драп, фетр
  • Атлас
  • Джинса, вельвет
  • Бархат
  • Жатые ткани
  • Махровая ткань
  • Кожа, замша, мех и т.д.

Ткани нужно выбирать яркие, разноцветные, с интересным рисунком. Перед тем, как идти в магазин, проверьте содержимое ваших шкафов – наверняка там окажется несколько давно невостребованных вещичек, либо лоскутков.

Кстати, в ателье тоже часто остаются лоскуты ткани, которые добрые портнихи с удовольствием отдадут вам безвозмездно (то есть даром), а те, что похитрее, попросят за них какую-нибудь копеечку.

В магазин же вы идете, точно зная перечень необходимых тканей и размеры лоскутов.

Фурнитура:

  • Кнопки
  • Липучки
  • Велькро
  • Молнии
  • Пуговицы
  • Ленточки
  • Резинки
  • Шнурки, тесьма
  • Бусинки
  • Пайетки
  • Разноцветные камешки и пр.

Прочие элементы:

  • аппликации
  • полиэтилен
  • игрушки-пищалки
  • шерстяные нитки
  • различные наполнители: фасоль, горох, пшено, греча и пр.
  • зеркальная пленка
  • музыкальные модули и т.д.

Это далеко не все виды фурнитуры и других материалов, которые можно использовать. Сходите в магазин сначала с ознакомительной целью, изучите ассортимент. Затем дома обдумайте, что из этого разнообразия подойдет для вашего коврика, а затем уже с готовым списком смело шагайте повторно. Чем больше будет использовано вариантов застежек, отделки – тем более развивающим получится ваш коврик.

Воплощаем замысел в жизнь – шьем развивающий коврик своими руками!

Итак, все необходимые материалы куплены и подготовлены: ткани чистые и проглаженные, рассортированные по цветам, нитки подобраны к ним по цветам, фурнитура аккуратно разложена по коробочкам. Приступаем!

Условно можно разделить работу на две части: работа с крупными деталями (используем швейную машину) и работа с мелочью (пришиваем вручную).

Этап 1. Шьем основу

Основа состоит из двух отрезов ткани. Для верхней части, как правило, выбирается однотонная плотная светлая ткань, например, костюмная. На нее достаточно легко пришиваются все элементы. Для нижней части основы лучше выбрать нескользкую плотную ткань, например джинсу. Когда ребенок начнет ползать, коврик не должен ползать вместе с ним. Между двумя выкроенными отрезами помещаются слои синтепона, поролона или другого наполнителя. Если в вашей квартире прохладно – лучше сделать несколько слоев наполнителя, чтобы малыш мог лежать на полу без опасения простудиться.

Этап 2. Создаем фон

Для фона мы используем крупные куски ткани, поэтому кроить их можно прямо на основе. Фоном может быть лес, море, небо, поле и т.д. Можно подколоть куски ткани булавками, а можно и приметать – кому как удобнее. Затем прострочить на машинке. Если посадить ткань на клеевую основу – она прослужить дольше, не будет сыпаться и распускаться.

Теперь на фон накалываем крупные плоские части коврика – дома, деревья, дороги, реки и т.д. И пришиваем их на машинке.

Этап 3. Изготавливаем элементы

Этот процесс весьма трудоемкий, т.к. каждая деталь должна быть выполнена с максимальной тщательностью.

Элементы могут быть стационарными — их нужно пришивать крепко. Могут частично двигаться – например, бабочка, которая машет крыльями. Либо быть полностью подвижными – это, как правило, элементы на липучках, которые можно перемещать по всему коврику.

Этап 4. Накладываем элементы на фон

Лучше всего разложить все готовые элементы на фоне, а затем определить последовательность их добавления. Более крупные элементы можно будет пристрочить на машинке, часть из них будут объемными. Даже цвета ниток можно подобрать заранее. Если вы будете учитывать все факторы, то намного упростите и ускорите процесс работы.

Этап 5. Ручная работа

Этот этап подразумевает усидчивость и терпение, но если вспомнить, что он последний, можно немного потерпеть, не правда ли? А еще развитие мелкой моторики и нам, мамам, совсем не помешает – развивать ее можно всю жизнь.

Достаем наши коробочки с фурнитурой, раскладываем на коврике, оцениваем эстетичность. Если все хорошо — начинаем пришивать.

На каждом этапе работы по созданию коврика следует помнить о безопасности ребенка. Любая бусинка или пуговичка может быть как развивающим элементом, так и опасным предметом. Все мелкие детали должны быть надежно пришиты. Нитки должны быть крепкие. Пуговицы можно укрепить дублирующими пуговицами с изнаночной стороны.

За ковриком необходим регулярный уход. Стирать следует, разумеется, вручную, открепив при этом подвижные элементы. Если в каких-то местах ткань начала расползаться, необходимо сразу подшить или заменить. То же касается и фурнитуры, за ее надежностью нужно следить с особой тщательностью. Развивающий коврик замечателен тем, что он подобен живому организму – может изменяться и расти вместе с вашим малышом. Что убрать, а что добавить – решать только вам и вашему малышу.

Чтобы создать этот развивающий коврик своими руками не обязательно нужно уметь хорошо шить. Главное условие - желание и много терпения, так как процесс этот достаточно долгий и кропотливый.

Материалы и инструменты:

  • куски различной ткани
  • ткань хлобчатобумажная,
  • флис,
  • синтепон,
  • флизелин,
  • прозрачная ткань (органза),
  • тесьма,
  • контактная лента,
  • бусы, декоративные пуговицы,
  • нитки, иглы, швейная машина

Размер готового изделия - 140 на 170 сантиметров

Для различных участков коврика понадобятся хлопчатобумажные куски тканей, размером около 46 на 60 сантиметров. Все данные буду указывать без припусков. Хотя Вы можете делать размер какой Вам удобнее.
Я разделила коврик на четыре части

Прострачиваем каждую зону. Накладываем кусок голубой ткани, которая будет озером.

Озеро проложено синтепоном и за счет этого оно мягкое. Прострачиваем по краю.

Ствол дерева я сделала из старого ненужного свитера. Для этого я пришила на кусок от свитера волнистую тесьму.

Думаю, что ребенку будет интересно водить по тесьме маленькими пальчиками.

Крона дерева сделана из двух видов ткани: лицевую сторону я сделала из шелка, а изнанку - из хлопчатобумажной ткани.

В первую очередь пришиваем ствол, а затем траву. В роли травы - присборенная лента.

Траву пришиваю декоративной строчкой

Делаем крону для дерева, складывая её из нескольких деталей.

прострачиваем крону дерева в нескольких местах каждую деталь.

Рисуем шаблон ракеты. На второй фотографии - изнанка ракеты, а на третьей - иллюминатор

Делаем запчасти для крыльев ракеты и для её носовой части. Примеряем, прикладывая на корпус. Прокладываем слоем синтепона. У меня не синтепон, а какой-то материал плотнее синтепона

Теперь ракета стала объемной и еще к ней пришился фирменный логотип. Пришивала ракету к ткани основе показанной на второй фотографии строчкой.

Ну вот и всё - можно взлетать!


Теперь будем делать лужок -пришиваем ленту-липучку для жителей луга - объемных жуков и растущих на лужке объемных цветов.

Сделаем домик на берегу озера - наверное в нем кто-нибудь захочет поселиться! Делаем красивое окошко, приметываем его на ткань и пристрачиваем


Теперь сделаем море с морскими жителями в морской глубине.

Вырежем из флиса волнистый контур и положим под него прозрачную ткань. Сметаем прозрачную ткань красивыми складками и вернем флис на место, прикрывая им край прозрачной ткани

Отгибаем прозрачную ткань на флис, поправляем наши складки и пришиваем присобранное кружево, имитируя пену

Заселим коврик животными - жителями Африки

Подкладываем для создания объемности синтепон

Приметываем на синтепон шелестящую пленку от цветочной упаковки.

Пристрачиваем синтепон с пленкой к ткани. Шелестит просто великолепно - ребенку очень нравиться!

Следующий этап - создание морских волн. Пришиваем к участку с морской глубиной ткань, которая будет изображать небо и сверху укладываем синий флис, который станет в последствии волнами. Ширина (высота) нашего небесного участка - 24 сантиметра.

Подготавливаем обитателей морских глубин

Помещаем морских жителей под прозрачную ткань. Очень удобно использовать картинки-апликации

Пристрачиваем с обратной стороны участок неба и волн.

Прикладываем шаблон для выкройки изгибов волн, обводим шаблон мелом. После этого можно отрезать лишнюю синюю ткань.

Окончания волн прикрепляем в с помощью декоративной строчки.

Такой же высоты как и небо (24 сантиметра) делаем космос.

В небесах над лугом и лесчом у нас будут обитать пчелы. Картинки с пчелами делаем по той же технологии как и жителей Африки.

Различная живность на берегу моря и на лужке - это готовые аппликации. Их мы просто приклеиваем горячим утюгом.

Пристрачиваем ленту с оипучками для фигурок, которые можно будет переклеивать с места на место.

Расскладываем развивающий коврик на ровной поверхности и по нему меряем сколько нам нужно материала на обратную сторону. Можно воспользоваться готовой основой одеяла для ребенка. Далее нам нужно сшить и вывернуть коврик.

Прошиваем для укрепления и сохранения формы по главным стыкам тканей.

Прячем в кроне нашего дерева разные секретики!

Следующим этапом разбрасываем на нашем морском берегу разноцветные камушки.

Для прикрепления на липучки я сделала такие фигурки как цветок, облачка, тучу с дождём и солнце.

В центр цветка я положила пластмассовые шарики

Внешняя сторона облаков сделана из белой ткани с рельефной поверхностью. Сверху на ткань нашита органза. Внутренняя сторона облаков - хлопчатобумажная ткань.
Органзу кладем на облако, формируем в складки по краю облачка, наметываем. Прокладываем синтепон для объемности. На внутреннюю сторону нашиваем липучку
Наметываем, прошиваем, выворачиваем на лицо, зашиваем дырочку, через которую выворачивали с помощью потайного стежка.

Вы можете дополнительно красиво сформировать складки, пришив их ниточкой в нескольких местах. Вот такие пушистые облака:

Для того чтобы сделать солнышко, нужно взять красивую блестящую ткань. Также можно использовать какую-нибудь фактурную ткань, желательно в желтых тонах. Вырезаем два круга из ткани и два меньшего диаметра из синтепона. Также нам понадобится несколько квадратов - столько, сколько лучей у солнца Вы планируете сделать.
Прокладываем круги синтепоном и прометываем. На одну сторону пришиваем ленту-липучку.

Из квадратов формируем лучи. Можно внутрь вставить шелестящую упаковку от цветов.
Лучи пришиваем к кружочку выкроенному из любой ненужной ткани. Прокладываем синтепоном для объема.


Для изготовления тучки мы возьмем хлопчатобумажную ткань на оборотную сторону, любую фактурную ткань на лицевую и нашьем поверх полупрозрачную ткань типа органзы по тому же принципу, как мы делали облака. Шить тучку надо так же как шьют косметички. Единственно - не вшиваем молнию.


Вот наконец-то наш коврик полностью сшит!

Каждая мама уже на 2-3 месяце после рождения ребенка задумывается, чем бы малыша занять. В этом поможет развивающий коврик. Его можно купить или сделать самостоятельно. Стоят такие вещи сравнительно дорого, а из приемлемого ценового диапазона порой ничего не нравится. Тогда, вооружившись желанием, фантазией и свободным временем можно сделать развивающий коврик для детей своими руками. Пошаговая инструкция, предложенная в этой статье, поможет в этом.

С двух месяцев промежутки бодрствования у ребенка становятся больше, соответственно, свободного времени у мамы – меньше. Еще примерно через месяц, а то и раньше, приходит мысль: «как было б хорошо, если бы кроха мог заниматься сам» – ведь игрушек и погремушек все прибавляется, но внимания он им почти не уделяет. Как же его заинтересовать? Это возможно, главное понять особенности мировосприятия новорожденного и правильно организовать для него игровое пространство в виде развивающего коврика.

Цвет

Ребенка первых месяцев жизни привлекают крупные контрастные объекты. Черно-белые картинки интересуют его больше, чем цветные, а ломаные или прямые линии он предпочитает волнистым. Соответственно выбирается и основной фон коврика. Чаще используют светлую ткань, с последующим размещением на ней темных контрастных объектов. Но можно поступить и наоборот, сделать темное ночное небо и яркие звезды на нем.

С рождения ребенок плохо видит. Пространство и предметы, его окружающие – это расплывчатые обесцвеченные очертания из тени и света. С двух месяцев малыш уже осматривается по сторонам и узнает силуэт мамы. С 3 месяцев ребенок начинает различать цвета, и первый из них – красный. Однако черно-белые крупные формы по-прежнему привлекают его больше, чем цветные.

Если ткань пестрит красными, зелеными, синими тонами – крохе поначалу она будет казаться почти однородно-серой, а если еще и игрушки сделать тех же цветов – любопытства коврик не вызовет. И также в блекло-серое пятно сольются голубой, розовый и салатный тона. Это очень важно, ведь такая вещь необходима именно на первых месяцах жизни. Потому что когда малыш поползет – его внимание всецело переключится на другие окружающие предметы, в пределах коврика его будет уже не удержать.

На заметку: сейчас есть светодиодные игрушки на батарейках, которые начинают светиться от контакта с кожей или загораются от встряхивания. Если придумать, как безопасно внедрить в игровую зону подобный светящийся элемент – успех будет обеспечен!

Тактильные ощущения

Как только ребенок поймет, что ручками можно брать различные вещи – начнется новый этап познавания окружающего мира. На развивающем коврике нужно разместить объекты из разнообразных материалов.

Можно использовать различные гладкие и пушистые ткани, бусины, пуговицы, а также уже имеющиеся небольшие пластмассовые игрушки и прорезыватели. Еще ребенку очень понравятся «сюрпризы», кармашки и спрятанные в них предметы, а лучше, если эта вещь будет шуршащей или светящейся.

Звук

Ассоциировать предмет и звук, исходящий от него, малыш тоже учится не сразу. Но, когда он понимает это – шуметь – становится его любимым занятием. Он грохочет погремушками, стучит ими обо все подряд, а к музыкальным электронным игрушкам готов даже ползти. Поэтому и на развивающем коврике обязательно нужно разместить что-то, издающее звуки.

Это могут быть съемные элементы на «липучке». Или небольшой пластиковый шарик с насыпанной внутрь крупой, или шуршащий кусок упаковки или фантика от конфеты обшитые тканью. Или все, что еще придет в голову. Главное при этом, не забывать о безопасности. Также можно прикрепить к коврику некоторые уже имеющиеся погремушки и пищалки.

М аленькие дети все норовят попробовать на вкус, об этом нужно помнить, надежно закрепляя все детали на коврике. Также съемные элементы стоит делать размером не меньше, чем кулачок ребенка, чтобы малыш не мог засунуть их в рот и случайно проглотить. А если деталь небольшая, лучше «привязать» ее.

Таким образом, чтобы сделать развивающий коврик, который действительно заинтересует малыша важно учесть все особенности его возраста. Элементы, размещенные на коврике должны быть контрастны фону, иметь гармоничное разнообразие форм, цветов, размеров, фактур и звуков, привлекая внимание ребенка, побуждая дотянуться до них. Игровое пространство можно составить из разных локальных зон, к примеру: голубое небо с черными птицами на нем, зеленый луг с белыми цветками, и темно-синий прудик, со светлыми рыбками в нем.

Изготовление

Самый простой вариант коврика, не требующий особых материальных затрат и времени – это если использовать для основы обычное одеяло, плед или покрывало и просто нашить поверх игрушки. В этом случае даже не обязательно иметь швейную машинку, все детали можно прикрепить вручную.

Но, если захочется к делу подойти серьезно и смастерить качественную вещь – это потребует больше сноровки, времени и средств. Ниже приведена последовательность основных шагов, для достижения более качественного результата.


В этом видеоролике показан пример коврика, изготовленного своими руками. В процессе просмотра можно почерпнуть несколько оригинальных идей, как интереснее организовать и разместить игровые участки.

Если, времени на изготовление идеального игрового места ушло слишком много, так что малыш уже пополз и ковриком почти не интересуется – расстраиваться не нужно. Через некоторое время ребенок насытится своими свежеобретенными возможностями, научится стоять, и станет исследовать все на своем новом уровне досягаемости. Так что, получившийся развивающий коврик, со множеством замочков, «сюрпризов» и других интересных зон – можно подвесить к стене на уровне глаз малыша – получится своеобразный занимательный бизиборд.

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.

Почему нужно развивать мелкую моторику

Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.

Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.

Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей

Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.

Сенсорные мешочки

Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:

  • макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
  • крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
  • муку и крахмал;
  • бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
  • конфетки;
  • орехи;
  • природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
  • ластики разных форм;
  • вату или синтепон;
  • пуговицы и бусины.

Правила безопасности

Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.

Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками

Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки

Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров

Сенсорный кубик

Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

Как сделать куб для развития мелкой моторики

Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:

  • небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
  • синтепон или поролон в качестве наполнителя;
  • флизелин;
  • декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
  • нитки;
  • утюг;
  • швейная машина.

Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.

Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.

Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.

Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.

Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.

На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.

Видео: как сделать развивающий кубик своими руками

Тактильная подушка

Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.

Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.

Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм

Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет

Подушка для развития мелкой моторики своими руками

Сшить такую подушку можно дома.

Для её изготовления понадобятся:

  • ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
  • флизелин (53×50 см);
  • ткань для задней стороны (50×55 см);
  • фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
  • молния длиной 50 см;
  • липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
  • ватман, бумага, карандаш;
  • ножницы;
  • нитки, иголки и булавки для шитья;
  • подушка 45×50 см.

Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.

Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.

Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.

Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.

Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.

Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.

Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком

Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.

Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.

«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см

Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).

Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.

Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.

Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.

Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.

Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.

Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.

Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.

По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.

В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.

Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).

По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.

Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.

Тестопластика

Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.

Рецепт теста для лепки

Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).

  1. Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
  2. Хорошо перемешать.
  3. Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.

Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.

Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками

Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты

Разборные элементы

Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.

Пальтишки из фетра

Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.

Математические шнурочки

Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.

Видео: дидактические игры со шурками

Шнуровка

Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.

Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.

Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.

Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.

Сортеры

Сортеры, кроме мелкой моторики, позволяют развить в малыше усидчивость, внимательность и сообразительность. Сделать их своими руками также возможно, хотя и немного сложнее, чем шнуровки или математические шнурочки.

Для сортера понадобится картонная коробка и несколько небольших игрушек разной формы. На одной стороне коробки нужно вырезать отверстия, соответствующие формам выбранных предметов, только немного больше по размеру.

Фотогалерея: сортеры, сделанные своими руками

Круглые отверстия вырезают немного большими, чем пластиковые крышечки
Такой оригинальный большой сортер подойдет малышам, которые уже умеют ходить Для самого простого варианта самодельного сортера понадобятся коробка и заготовки из картона

Развивающие стенды - универсальные дидактические приспособления

Развивающий стенд может сочетать элементы всех описанных предметов и игр.

Материал (яркая хлопчатобумажная ткань нескольких цветов),
- поролон,
- нитки,
- швейная машина,
- аппликации,
- наполнитель для подвесных игрушек,
- безопасное зеркало для малыша,
- поролоновый канат,
- отделочные материалы (тесьма, колокольчики, бубенчики, погремушки, кольца для прорезывания, липучка, молнии).

Инструкция по пошиву развивающего коврика

  1. Определитесь с размером коврика. Он будет зависеть от свободного места (не каждая мама сможет выделить площадь 2х2 м в обычной квартире) и содержанием. В основном размеры развивающих ковриков варьируются от 1х1 м до 1,5х1,5м.

  2. Нарисуйте эскиз коврика. Лучше сразу продумать и цветовую гамму и дополняющие детали. Может быть, ваш развивающий коврик будет поделен на развивающие зоны или будет ковриком-трансформером.

  3. Посчитайте, сколько вам потребуется ткани на основное полотно и дополнительных деталей (пришивных, крепящихся на липучки, пуговки, кнопочки и т.д.). Нижняя сторона коврика может быть выполнена из гладкой немаркой ткани или быть даже клеенчатой. В последнем случае ее легко будет протереть влажной губкой. Основная часть коврика должна быть выполнена из натуральных, безопасных, ярких и разных по фактуре тканей. Это может быть фланель, бархат, флис, шелковые ткани. Важно, чтобы ткани не линяли, а то ваш коврик после первой стирки будет иметь бледный вид))

  4. Подберите фурнитуру. Вся фурнитура для развивающего коврика должна отвечать требованиям безопасности. Бусины лучше брать неокрашенные, они не должны быть хрупкими, ведь ребенок может попробовать их «на зуб». Молнии присмотрите тракторные пластмассовые, а не металлические. Язычки на собачках молний выбирайте покрупнее (маленьким пальчикам будет проще сними справиться). Возможно, что какие-то дополнительные детали: погремушки, зеркальце вам придется приобрести отдельно. Все готовые аппликации (даже те, которые на клеевой основе) нужно будет пришивать.

  5. Наполнитель для коврика. Можно в качестве наполнителя для коврика использовать синтепон, но тогда придется его простегивать с основной тканью (при стирке непростеганный синтепон стремится сбиться в кучу). Проще подобрать для наполнителя нетолстый поролон. Он лучше будет держать форму.

  6. Раскроите ткань. Сметайте и стачайте основные детали верхней части коврика. Нашейте на нужные места все дополнительные детали. Пришивайте надежно, малыши умудряются оторвать даже то, что не под силу взрослому, так что не скупитесь на нитки.

  7. Соберите верхнюю и нижнюю части развивающего коврика и поместите внутрь синтепон (поролон).

  8. Зашейте край. Ваш коврик готов.

Дополнение:

Если вы потом сможете повесить коврик на стену или захотите прикрепить его на решетку детской кроватки, то еще на этапе сборки продумайте и пришейте к одной стороне коврика петли. Если вы хотите сделать на коврике мягкие дуги, для подвешивания игрушек, то можно использовать для этого либо половинки детского пластмассового обруча или утеплитель для труб из порилекса (материал похожий на поролон в виде шланга).

Идеи развивающих элементов на коврике

Облака . Это могут быть любые по фактуре белые или темные ткани (мех, ситец, атлас, мохнатое полотно и т.д.)Облака могут прикрепляться на липучке и заслонять солнышко. Облака могут иметь кармашек, из которого можно вынуть дождевые струйки (ниточки с бусинками или блестками). Внутрь облаков можно вшить целлофановые шуршащие пакеты.

Солнышко . Из любой яркой ткани, отделанное бахромой или атласными ленточками. Лучики могут быть на липучке, могут быть пришиты или снабжены кнопками.

Радуга. Радугу легко организовать сшив в ряд разноцветные атласные ленточки.

Домик. Дверца на шнуровке. Внутри кармашек, куда можно помещать фигурки персонажей (Маша, медведь, зайчик, лиса, петушок, и т.д.).

Паровозик (кораблик и т.п.). Крепится на петельке к тесьме и передвигается по ней. В нем могут также размещаться пассажиры.

Деревья (пальмы, яблони, елки и прочее). Могут быть съемные листики или плоды (яблоки, шишки, орехи). Можно выполнить несколько разных деревьев и приучать ребенка соотносить дерево с плодом. Под деревьями могут прятаться грибы, лесные жители, гномики или лесовички (кому что нравится, все зависит от вашей фантазии).

Цветок. Стебелек обычно пришивается, а вот лепестки крепятся одним концом (по принципу ромашки). Центр цветка может быть кармашком в котором на резиночке «живет» пчелка (бабочка, гусеничка, жук и т.д.).

Огород (грядки). Грядки можно сделать из тесьмы, на которую можно крепить овощи (грядка с морковкой, грядка с капусткой, лук и т.д.) или в виде кармашков.

Озеро (любой водоем).

Для совсем малышей можно пришить плотную прозрачную пленку, за которой будут помещены плоские детали (рыбки, камешки, улитки). Маленькие плоские детальки не так просто сдвинуть, и это основа игры – переместить рыбок или улитку или морского конька.

Вы можете придумать любые сюжеты для вашего коврика и пользуясь своей творческой фантазией создать что-то действительно оригинальное и неповторимое.
Такой коврик запомнится не только вам, но и будет самой любимой игрушкой вашего чада

Поделиться: