Русские народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.)

Рассмотрим один из методов патриотического воспитания – сказкотерапию с учетом гендерного (полового) подхода.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

Мужские, где главный герой – персонаж мужского пола;

Женские, где главная героиня – персонаж женского пола;

Смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.

Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.

Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект и т.д. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.

В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится.

Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.

Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные (человекообразные) герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.


Статья: «Сказка, как средство патриотического воспитания».

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

«Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут», - подчеркивала Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказывать детям, опираясь на следующие задачи воспитания и развития детей в соответствии с ФГОС:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость.
  3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Обогащать социальные представления о людях.
  5. Развивать интерес к родному городу и стране.
  6. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность и привязанность к семье.
  7. Развивать стремление к совместным играм взаимодействию в паре или небольшой группе.

Дети выполняют с интересом тот вид деятельности, который адекватен их возрасту. Игра (игровая деятельность) – ведущая деятельность дошкольного возраста, основная форма практики для ребенка, и как любой вид деятельности сначала осуществляется совместно со взрослым.

Основными методами социально-нравственного воспитания детей являются следующие:

  • Организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопления личного опыта, культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой группе.
  • Сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношения взрослых людей
  • Организация игр-драматизаций и театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояний людей.

Игровая деятельность в патриотическом воспитании не всегда должна преобладать, уместно чередовать ее с другими видами деятельности, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкально-художественной, особенно с чтением (восприятием) художественной литературы. Реалистические рассказы, стихи, сказки являются для малыша одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, формировать нравственные качества и привычки поведения. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к народному языку. Поэтому одним из важнейших способов совместной деятельности взрослого и ребенка является чтение народного эпоса.

Педагог широко использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые «раскрывают живописность языка» (К.Д. Ушинский). Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшает настроение детей. Но необходимо включать в педагогический процесс и русские народные сказки.

Первая младшая группа: «Курочка ряба» (обр. К Ушинского), «Репка», «Колобок», «Теремок» (обр. М. Булатова).

Вторая младшая группа: «Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого), «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» (обр. М Боголюбской), «Заюшкина избушка» (обр. О Капицы), «Лисичка со скалочкой»

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками: «Бычок – смоляной бочок», «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова), «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), «Жихарка» (обр. И. Карнауховой), «Бобовое зернышко», «По щучьему велению», «Лиса и журавль» (обр. А.Н. Толстого), «Девочка Снегурочка», « Превередница» (обр. В. Даля), «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой).

Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудиторию. Впечатление ребят будут более сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.

Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказа.

Дети в старшей группе продолжают знакомиться с устным народным творчеством: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы), «Бабушка, внучка да курочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Иван-Царевич и Серый волк» (обр. И. Карнауховой), «Мороз, солнце да ветер», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» (обр. М. Булатова), «Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Липунюшка», «Кузьма Скоробогатый» (обр. А.Н. Толстого), «Белая уточка», «Волшебное кольцо» (обр. Афанасьева).

В этой возрастной группе детей начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Они узнают, что хорошо знакомая сказка «Рукавичка» – украинская, «Легкий хлеб» – белорусская.

С произведениями фольклора дети в подготовительной к школе группе знакомятся вне занятий и в основном с лучшими образцами народного творчества: «Царевна- лягушка» (обр. М. Булатова), «Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой), «Снегурочка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович» (обр. В. Одоевского), «Петух да собака», «Мужик да медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитание любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

А среди народного эпоса сказка – важнейшее средство в системе воспитания дошкольников. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение, так как сказка содержит в себе следующие особенности:

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность – особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира («Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!»).

Использование в работе с дошкольниками всех этих жанров устного народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств, формирование положительных качеств личности и национальных черт характера.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 290 г.о. Самара

Сообщение на тему:

«Нравственно – патриотическое воспитание детей

через русскую народную сказку»

(из опыта работы)

Коляева Татьяна Вячеславовна

г.о. Самара

Нравственно – патриотическое воспитание детей

через русскую народную сказку

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

В.А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

ЦЕЛЬ нашей работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:

Обучающие задачи:

Сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

С помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

Сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

Содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

Сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

Развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

Сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

Содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

Сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

Воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Особенности сказки как воспитательного источника

Очень красив язык сказок : он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа, в которой нет полутонов, а присутствуют глубокие яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

В сказке присутствует яркая образность . Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что – то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир и не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд , который положительно влияет на весь процесс обучения. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал: привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев.

«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.

Увлекательность сюжета делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Необходимо акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо доносить до детей следующие положения, подтвердив их примерами сказок: для того, чтобы чего – то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относится к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе и т.д.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка позволяет формировать у ребенка представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно : ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о предназначении человека в жизненном пути.

Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эту работу можно проводить и дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.

Особенности ознакомления детей со сказкой:

Выразительное чтение (в младшем возрасте лучше рассказывать);

Знакомство со сказкой на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования;

Обсуждение действий и поступков различных персонажей, поиск и оценка их ошибок, путей их исправления;

Выдвижение возможностей дальнейшего развития сюжета сказки, традиций народа.

В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).

Основной формой является чтение сказки . Одним из главных требований к воспитателю здесь является ее выразительность речи, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит непосредственная образовательная деятельность. Но в работе с младшими дошкольниками сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает особый у детей интерес. Воспитатель, рассказывая сказку, может видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно - образную значимость.

Для содействия образному восприятию сказок используем иллюстративный материал: в стиле И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного искусства.

При проведении непосредственно образовательной деятельности в практической части используем различные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

В художественно – продуктивной деятельности, при разыгрывании детьми ключевых сюжетных сцен реализуется деятельностный принцип психического развития детей: желание и потребность ребенка выразить свои отношения и представления, создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивые позитивные межличностные отношения и нравственные качества личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно – нравственных, представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (с семьей и сверстниками).

Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним. В течение года мы постоянно готовим и показываем кукольные спектакли по сказкам, выступаем перед родителями и детьми младших групп. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто – то играет, поет песенки, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей и т.д. Ничто так не стимулирует учебную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.

От нас зависит, насколько ребенок будет заинтересован и активен. Поэтому мы обязаны найти слова благодарности и поощрения действиям каждого ребенка, принявшего участие в празднике сказки, отметить не только значимость вложенного труда в общее дело, но и раскрыть дальнейшие перспективы их совместной работы, обучении, добрых и полезных дел.

Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.

Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того чтобы дети усвоили новые слова, например, ухват, веретено, скарб, изба, пастбище и др., необходимо дать доступное пояснение, обязательно познакомить с их изображением; предложить вспомнить в каких еще сказках используются данные слова и попробовать самим нарисовать данные предметы. В соответствии с этим в нашей группе огромное значение уделяется созданию и постоянному пополнению предметно-развивающей среды, имеется уголок русского быта «Русская изба».

Для лучшего восприятия сказки используем музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей, по возможности владеющих инструментом. Очень интересно проходят викторины не только по названиям сказок, но и по репликам героев.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Большую помощь оказывают родители, которые принимают активное участие во всех начинаниях и предложениях воспитателей. Руками родителей пошиты костюмы, изготовлены пособия. Совместно с детьми родители делают иллюстрации к сказкам, рукописные книги, альбомы пословиц, поговорок и потешек.

В группу при помощи родителей были приобретены книги русских народных сказок, создана библиотека, которой постоянно пользуются дети (рассматривают иллюстрации, обсуждают услышанные сказки, а научившись читать устраивают коллективное слушание сказок, где сами вслух читают.

Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа.


Консультация для родителей

«Народные сказки как средство воспитания

патриотических чувств у дошкольников»

Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитие детям любви к родному краю, природе, к истории и культуре родных мест.

В «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1992. Т.2. с.109) патриотизм (от греч. patris –Родина, Отечество) трактуется как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности».


Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают к окружающей среде, природе родного края, культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми.

Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.


Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

· дружба помогает победить зло («Зимовье»);

· добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

· зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.

Воспитатель МБДОУ МО

г. Краснодар «Детский сад № 000»

Поделиться: