Родительское собрание в средней группе. Трудовое воспитание в семье

МБОУ «Чихачёвская средняя школа», Бежанийкий район, Псковская область

Трудовое воспитание детей

(родительское собрание

подготовила и провела Елена Николаевна Семёнова, )

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть од-

ним из самых основных элементов.

А. С. Макаренко.

Диалог с родителями: - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку…

А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух….

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова великого педагога А.С.Макаренко. (см.выше).

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;

в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные

взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством

воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен

быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость

труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в

ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее

талантов.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.

С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем

не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает

маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается

с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно

творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить

радость, доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это

проявление людей друг о друге.

не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности видится

чувство личного достоинства, личной гордости каждого человека

основывалось на трудовом успехе

Немаловажное значение отводится труду и в семейном воспитании. Слушая моё выступление, пожалуйста, делайте выводы, говоря себе « мы так же делаем, мы точно так считаем», или «а вот над этим нам надо поработать, это нам надо попробовать сделать, это надо показать нашему ребёнку».

Труд имеет особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей

способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,

доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в

семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.

Совместный с родителями, или другими членами семьи, труд побуждает ребенка

помогать друг другу, делать что - то для всех. Таким образом, у него

закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в

обществе. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому- неоспоримый факт .

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами, покупая их для всех , бабушка затеяла уборку в доме- она заботится об уюте для всех . Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить родителям и о важности ознакомления ребенка с их

трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят

людям: например, мама - врач, она лечит больных; папа - педагог, он учит

детей.

(Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы,работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей. Ещё больше удивляет тот факт, что дети не знают полного имени своих родителей-это случается даже и в среднем подростковом возрасте.)

В процессе семейного воспитания трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие

возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в

урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисты некоторые улицы, и как (к сожалению) обезображены другие. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой или грязью улиц «стоит» человек. Чистая улица или грязная (как,к примеру, в нашем селе) результат его труда. Покупая хлеб. Рабочие завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут

произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом

труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы

заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить

значимость предстоящей работы, ее результата. << Если не поменять воду в

вазе с цветами, цветы завянут >>. Интерес детей к труду значительно

повышается, если полезность его для окружающих очевидна:<< Как хорошо, что

Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть >>.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.
Работа в семье, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка трудовые ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области трудового воспитания, испытывают трудности. Поэтому воспитать тягу к труду можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

Следовательно, целесообразно значительную часть трудового воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Но придётся вам признаться, многоуважаемые родители, что элементарный труд наших школьников - дежурство в классе- порою огорчает до слёз. Не дадут соврать многие кл. руководители, что дежурство некоторых детей - приятный подарок(ни напоминать не надо,ни проверять, ни помогать) , но с другими - нечего делать, всё время контролируешь, просишь, помогаешь и доверить ничего нельзя. К САЖАЛЕНИЮ ТАКОВЫЕ ЕСТЬ даже в старшем звене. Наверное, нам с вами неприятно будет узнать, что некоторые старшеклассники открыто заявляют, что на уборке территории сгребать мусор не могу, не умею, дома я этим не занимаюсь! Если и выполю клумбу на производственной практике, то цветов там тоже не останется, дома этим занимается мама.

Мы - жители сельской местности, расписываемся в том,что наши дети не хотят, не желают нам помогать, это не для них. Следует упомянуть, что учёба- это тоже труд и при чём нелёгкий, его тоже надо выполнять с честью, с этого момента мы можем делать выводы о привитии у ребёнка правильного отношения к трудовой деятельности.

Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок

или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание

сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и

привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на

распоряжениях: << Подай! >>, << Подержи! >>, << Принеси! >>, то это

отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая,

не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им

пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его

возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с

интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем

труде (выносить ведро с мусором, мыть посуду, ходить за хлебом и

т.д.) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного

времени и без напоминаний.

Труд детей семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка,

способствует влиянию взрослого, на его интересы и потребности. Особенно

ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у

детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для

младшего брата, подарок маме, товарищу, заменить с успехом взрослого в каком-либо виде деятельности т.д.

Проживая в сельской местности, мы с вами совершаем преступление, если считаем, что нашим детям ещё рано трудится, придёт время научатся, или если захотят обучатся какой-то работе. Вспоминается разговор с одной мамой на заседании Совета профилактики в школе:

Ребёнок ваш совсем не желает учиться, что он делает после школы? - спрашивают члены заседания

Ничего! Нечего ему делать! Смотрит кино по видику весь вечер.

А Вы?

И я с ним иногда.

А когда он вам помогает по хозяйству? Работает в огороде?

Никогда! У нас нет огорода, сажать его никто не хочет, хозяйство тоже не держим!...

Из этих слов можно понять многое!

Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А.С.Макаренко: «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?- Вы опоздали ровно на 9 месяцев!- ответил Макаренко. Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.

Вывод

Таким образом, из всего, вышесказанного, можно сделать вывод:

трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности . Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни.

Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение

и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,

сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

1. Главное средство воспитания - это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

2.Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной.

Уделяйте ему больше свободного времени.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих рабочих и личных делах

3.Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга, трудовых дел.

4.Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей.

5.Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем.

6.Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни.

С уважением Елена Николаевна.

2)Высказывания о труде великих людей

«Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и при том в

такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого

человека»

К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании").

« Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время,

чтобы это был творческий труд, а не только механический.»

Н.К. Крупская.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский " писал, что труд становиться

великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и

любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей,

открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое

гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых

невозможна жизнь человека.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок

должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является

не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое

существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни,

духовного богатства личности. В труде распространяется богатство

человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок

не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит

важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда

человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы

чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника

основывалось на трудовом успехе.

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания

человеческого достоинства"

К. Ушинский.

Используемая литература:

3) http://жемчужины=мысли.рф/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4.html

5) Журнал «Воспитание школьников» 2003-2005гг

Родительское собрание на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников» в средней группе

Цель: Привлечь родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников.

Задачи: Расширять представление и обогатить педагогические умения

родителей по вопросам как знакомить дошкольников с трудом взрослых;

вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций; увлечь родителей

разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование родителей

3.Подготовить педагогические ситуации.

Повестка собрания:

  1. Пословицы о труде. Отв. родители.
  2. Мастер класс "Символ года". Отв. воспитатель Короткова Т.В.
  3. Выступление на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников». Отв. воспитатель Сорокина Ю.П.
  4. Разбор педагогических ситуаций. Отв.воспитатель Короткова Т.В..
  5. Памятки родителям по трудовому воспитанию. Отв. воспитатель Сорокина Ю.П.

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и посетили наше родительское собрание. Сегодня мы будем говорить на тему: «Формирования трудолюбия у дошкольников».Эпиграфом к нашему собранию мы выбрали слова К.Д. Ушинского: « Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

- Давайте вспомним пословицы о труде: (Родители продолжают пословицу)

Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень портит

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Пролениться - и хлеба лишиться

Терпение и труд все перетрут

Умелые руки не знают скуки

Работе время, а потехе час

Судят не по словам, а по делам

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Что делано наспех, то и сделано насмех

Дело мастера боится

Было бы терпенье - будет и уменье

Мастер класс "Символ года"

Приложение №1

«Формирование трудолюбия у дошкольников»

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные - поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка - у младших подчинение семейной традиции.

В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности.

В детском саду воспитание трудолюбия у детей идет по четырем направлениям:

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд (работа с бумагой, с природным материалом)

Все виды труда организовываются в форме поручений, дежурства, коллективного труда.

Уважаемые родители!

Наша задача учить детей любить землю, трудиться, созидать, а не разрушать, формировать личность, умеющую преодолевать трудности и добиваться результатов на пути к цели, учить детей ценить жизнь и приносить радость людям, это и есть основа нравственности, подготовка их к самостоятельной жизни.

Педагогические ситуации

Первая ситуация. Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)

Вторая ситуация. Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.

А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! - девочка явно гордиться своим поступком.

Молодец! - говорит мама. - За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)

  • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
  • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
  • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
  • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
  • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
  • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
  • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
  • Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию

Решение собрания:

1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.
2. Не прибегать к наказанию трудом.
3. Приучать детей к бережливости, учить ценить свой и чужой труд.
4. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
5. Принимать активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию учащихся.

«СЕМЬЯ + ДЕТСКИЙ САД = УСПЕХ».

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми.

Конспект

родительского собрания

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Труд»

Тема: «Трудовое воспитание дошкольника»

Возрастная группа: средняя

Провели воспитатели:

Короткова Т.В.

Сорокина Ю.П.

Приложение

Аппликация из цветной бумаги «Петушок - золотой гребешок».

Описание: Хочу предложить сделать с детьми аппликацию из цветной бумаги. Петушок получается яркий, красочный.
Цель: изготовление интересных работ из цветной бумаги.
Задачи: научить подбирать цветовую гамму бумаги для аппликации; развивать воображение, фантазию, творчество; воспитывать усидчивость и аккуратность во время выполнения работы.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления аппликации: картон, цветная бумага, клей, шаблоны, образец работы.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……
(петушок)

А в деревне у меня
Есть чудесные друзья.
Это Петя-петушок,
Ярко-красный гребешок.
Он важно ходит по двору
И кричит ку-ка-ре-ку.
А взгромоздившись на плетень,
Встречает звонко новый день.
Лишь только солнышко взойдет,
Ему он песню пропоет!
Подруга же, курочка, его
Кудахчет тихо ко-ко-ко.
И яйца целый день несет,
Пока ей петушок поет.
А после водит гулять в сад
Пушистых,желтеньких цыплят,
Что скачут резво тут и там,
Устроив желтый тарарам!!!
Вот гуляет петушок -
Ярко красный гребешок.
Перья жаркие горят!
Как красив его наряд!
(Склярова Ю.)

О ком рассказало стихотворение? Правильно, это петушок. Хорошо летом в деревне. Только солнышко появилось на горизонте, слышишь песенку петуха. Кричит петушок «Ку-ка-ре-ку» и будит всех вместо будильника.
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?

Мы с вами сегодня сделаем петушка из цветной бумаги. Во время выполнения аппликации мы будем пользоваться клеем и кисточкой для наклеивания деталей, давайте вспомним - как мы работаем кисточкой: у нас на столах лежит тряпочка кто скажет для чего она нужна, молодцы ребята а теперь приступаем к аппликации.

Выполнение аппликации:

Чтобы символ нового 2017 года был благосклонен к вам, и Огненный Петух оберегал все дни, лучше всего задобрить петушка поделкой, исполненной своими руками.

  1. У вас на столах на поддоне лежат детали для выполнения работы.

  1. Для выполнения нашей работы мы должны взять основу конус желтого цвета и склеить его.

  1. Далее приклеиваем голову глазки клювик.

  1. Красный гребешок приклеиваем на голову.

В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)


  1. Клеим бородку.

  1. Приклеиваем крылышки.

8.Оформляем разноцветный хвост петушка, начинаем с большого пера.

Завершение:
Носит важно петушок
Яркий красный гребешок.
Раньше всех встает с утра.
Всем кричит: — Вставать пора!
Кукарекает, поет,
Спать селу мешает.
На работу всех зовет.
Утро пробуждает.

Рефлексия : Дети кого мы с вами сего клеили? Вам понравилась ваша игрушка? Молодцы ребята вы справились с работой.

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье и детском саду"

Задачи собрания:

    Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.

    Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

    Труд и его значение в жизни ребенка.

    Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.

    Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

"Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка ? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания .

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка !

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

    Будьте последовательны в своих требованиях.

    Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

    Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

    Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

    Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)

    Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Доклад
на родительском собрании
«Трудовое воспитание ребёнка в ДОУ и семье».
Начать своё выступление мне хочется со слов В.А.Сухомлинского «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно, прекрасно».
Объясните мне, пожалуйста, как Вы понимаете эти слова. (ответы родителей).
Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – наша с Вами задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Задачи трудового воспитания, осуществляемого в детском саду и семьи едины. В детском саду воспитание ребёнка происходит по определённой программе, а именно по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», в обществе сверстников, среди детей в повседневном общении. В коллективе ровесников ребёнку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда. В семье ребёнок окружен братьями и сестрами, поэтому родители должны давать трудовую нагрузку в соответствии с возрастом.
Задачи трудового воспитания в семье следующие:
1. Воспитание интереса к труду взрослых.
2. Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности, её цели, планирование, необходимости добиваться хороших результатов.
3. Воспитание желания и умения трудиться.
4. Формирование нравственно ценных мотивов труда.
5. Совершенствование имеющихся трудовых навыков.
6. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца.
7. Воспитание культуры труда.
8. Обучение организации труда: с чего начать работу и чем закончить.
9. Воспитание настойчивости и целеустремлённости.
10. Развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе.
11. Воспитание бережного отношения к результатам труда.
12. Формирование потребности в оказании помощи родным по собственной инициативе.
Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно? Прежде всего – это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение его в совместный труд. Взрослый должен знать методы и способы трудового обучения и воспитания.
Назову основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
1.Определить цель труда, помочь ребёнку мотивировать свой труд, учить элементам планирования работы.
2. Показывать и объяснять, как лучше это сделать, пробудить интерес к предстоящему делу, выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата.
3. Поощрять старательность, интерес к делу.
4. Систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивать её.
5. Подключить ребёнка к своему труду.
6. Читать художественные произведения, рассматривать иллюстрации.
Взрослый должен учитывать разные задачи трудового воспитания. Например, при обучении ребёнка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения – это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия и стремился как можно лучше выполнять задуманное. Особое внимание требует оценка труда ребёнка. Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают детей. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу. Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека. Учитывая это, взрослые должны быть едины в своих оценках. Оценка должна помочь ребёнку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чём ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.
Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребёнка. Особенно важен, необходим такт в общении с легковозбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми. Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, когда используется продуманная система индивидуального подхода, когда осуществляется контакт семьи с детским садом.
Помните, что дети – наше будущее и им принимать трудовую эстафету.

Родительское собрание на тему трудовое воспитание в семье и в детском саду.

Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.

Задачи:

Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.

Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей;

Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.

Форма проведения: беседа.

Участники: родители, воспитатель.

Оборудование и наглядность: презентация «Трудовое воспитание в ДОУ», советы и рекомендации для родителей, анкетирование для родителей,

План:

1 Трудовое воспитание

3 Презентация

4 Анализ анкет детей и родителей

5 Советы родителям (раздать)

6 Вывод

Ход:

1. Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Труд развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память.

А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Как было сказано выше, родители должны прививать ребёнку уважение к труду. Необходимо помнить родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям: например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей.

Давайте подумаем, как же ребёнку рассказать о профессии (родители вместе с воспитателем составляют план- схему рассказа) .

План схема:

  • Кто это (название профессии)
  • Где работает
  • Что делает
  • Инструмент (как или чем делает, что использует)
  • Чем нравится (отношение к делу)
  • Зачем (какое значение имеет результат труда)

Обучение труду должно происходить не только в семье, но и в детском саду. И сейчас я кратко представлю вам нашу трудовую деятельность по каждому виду.

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:

  • самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
  • труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
  • ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:

1. Поручения (индивидуальные и совместные): эпизодические, длительные, отсроченные по времени.

2. Дежурства (индивидуальны и совместные): по столовой, по занятиям, уголку природы.

3. Коллективный труд.

Самообслуживание. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.

Убирать со стола посуду. Умеет правильно пользоваться носовым платком, мыть руки по мере необходимости без напоминания взрослого.

Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, прическе.

Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Хозяйственно бытовой труд . Поддерживает порядок в группе и помогает поддерживать порядок на участке. В группе умеет протирать пыль, мыть игрушки, строительный материал, столы, стулья, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно умеет наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега; поливать цветы в клумбе. Самостоятельно заправлять постель после сна. Выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Труд в природе . Выполняют обязанности дежурного в уголке природы: поливают комнатные растения, опрыскивают стебли растений и протирают пыль со стеблей, моют поддоны и горшки, разрыхляют почву. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Ручной труд . Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.

2 "Трудовое воспитание ребенка в ДОУ и семье"

Задачи трудового воспитания, осуществляемого в детском саду и семьи едины. В детском саду воспитание ребёнка происходит по программе, «От рождения до школы».

Задачи трудового воспитания следующие:
1. Воспитание интереса к труду взрослых..
2. Воспитание желания и умения трудиться.
3. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца.
4. Обучение организации труда: с чего начать работу и чем закончить.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно? Прежде всего – это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение его в совместный труд. Необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения. Особое внимание требует оценка труда ребёнка. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу.

Важная задача - приобщать детей к посильной для них трудовой деятельности.

Важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания повышает уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Уже в группах раннего возраста создаются уголки природы, в которых ребята, наблюдая за растениями, помогают за ними ухаживать, поливают растения, выполняют другие поручения воспитателя.

Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой.

Для трехлетнего ребенка застегнуть пуговицу – это уже работа.

Ребенок помогает наводить порядок, убирает свои игрушки, одежду, в детском саду дошкольники трудятся коллективно, что повышает их интерес к труду и одновременно учит сотрудничеству, помощи друг другу.

Родителям дошкольников необходимо интересоваться, какую работу выполняют их дети в дошкольном учреждении, продолжая трудовое воспитание и дома. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей на них должно возлагаться, тем менее труд должен связываться с игрой.

Дети, не привыкшие к труду, не знают, чем заняться. Отсюда склонность к праздности и леность.

Всякий труд требует от ребенка некоторых усилий, преодоления трудностей, эти усилия должны быть посильными, не вызывать переутомления,

Трудовые обязанности по самообслуживанию, уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня. Следите, чтобы труд благоприятствовал укреплению здоровья и физических сил детей.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

Трудовая деятельность должна быть регулярной.

Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин

Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду.

Вывод

Таким образом, из всего, вышесказанного, можно сделать вывод:

трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение

и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,

сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Анкета для родителей

«Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей?»

1. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

3. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

4. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

5. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

7. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка

Анкета для дошкольников

  1. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
  2. Охотно ли ты ее выполняешь?
  3. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь свои обязанности?
  4. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
  5. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
  6. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?

Анкета для родителей «Трудовое воспитание в семье»

1. Любит ли ваш ребёнок трудиться?

А) да В) нет

Б) не всегда Г) затрудняюсь ответить

2. Что он(а) любит делать по дому?______________________________________________________

3. Ваш ребёнок выполняет работу по дому:

А) самостоятельно

Б) только с вашей помощью

4. Как долго может трудиться ваш ребёнок?

А) несколько минут В) до 1 часа

Б) до получаса Г) Более 1 часа

5. Работа им выполняется:

А) увлечённо

Б) не всегда увлечённо

В) неохотно («из-под палки»)

6. Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?

А) да, постоянно;

Б) контролирую, но не всегда;

В) нет, не контролирую (не получается из-за занятости, не считаю нужным).

7. Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную работу?

А) да, постоянно;

Б) да, но не всегда;

В) нет, не поощряю.

А) материально (деньгами) В) словесная благодарность

Б) подарки, игрушки Г) покупаете сладости

Д) другое, что именно, напишите ________________________________________________________

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за плохо выполненную работу?

А) да, постоянно;

Б) да, но не всегда;

В) нет, не наказываю.

10. Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни детского сада?

А) Да, это необходимо
Б) Затрудняюсь ответить

В) Считаю это не нужным, т.к дети итак перегружены.

Советы родителям

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка


Поделиться: