Ритуальные маски народов африки. История ритуальных масок

Виктор Павлович полковник химвойск в отставке, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Его поведение, умение себя держать, особая армейская специфика излагать события - все говорит о том, что этот человек просто неспособен фантазировать, а тем паче фантазировать настолько складно, что по его рассказам можно смело писать захватывающий художественный роман. Приземленный человек - чего уж там! Не в обиду ему будет сказано.


- Было это в июле 1986 года, того самого, чернобыльского. Проклятого года. Я тогда только капитаном был, ротой командовал. И кинули нашу роту в самое чернобыльское пекло - в Славутич. Жителей города тогда массово переселяли кого куда.

Часть наша дислоцировалась в Житомирской области, как раз в Овручском районе, всего за несколько десятков километров от Чернобыля. В общем, проводили мы в Славутиче дезактивацию. Наша рота дезактивировала новенькую, всего два года как построенную, многоквартирную пятиэтажку. Жильцов давно выселили, квартиры практически пустовали. Кое-где оставалась какая-либо мелкая мебель или тряпки - табуретки там или половики. Мы их сразу сжигали. А рядовой из второго взвода, Вася Нестеров из Вологды, первым попал в маленькую однокомнатную квартирку, в которой какая-то старушка проживала.

Старушку под Киев эвакуировали вместе с мебелью, а на стене в комнате несколько сувенирных масок осталось висеть из всего имущества. Больший таких масок, овальных, жутких, со странной росписью, на буквы похожий. Африканские маски, причем настоящие, какой-то негритянский колдун ваял, наверное. Четыре маски было, как сейчас помню.

Я приказал их сжечь, но одна маска вдруг пропала куда-то. В костер полетело всего три штуки. Пламя было внушительное. Но маски почему-то не горели, хотя сделаны были из какого-то дерева. Пришлось порубить их в щепки, при этом младший сержант Михеенко здорово себя по ноге топором долбанул. Царапину заработал глубокую. Но зато маски, которые стали щепками, сгорели полностью. Правда, дым от них шел черный-черный, как будто автомобильные покрышки горели. Где-то через неделю мы вернулись в расположение части, нахватались радиации, прошли медкомиссию, приняли курс лечения и продолжали служить.

Как сейчас помню, это было 8 августа того же 1986-го года. Я дома спал, мне замполит части прямо среди ночи звонит, говорит, приезжай скорее, у нас ЧП. Я мигом прибежал в часть. А там случилось вот что. Дневальный «на тумбочке» стоял, возле оружейной комнаты. Говорил, было около двух ночи. И тут из расположения роты, где кровати солдатские стояли, раздается крик. Дневальный разбудил дежурного по роте и вместе с ним бросился в расположение.

Включили свет, а там рядовой Нестеров на кровати своей хрипит, стонет и шепчет, что его змея душит. На эпилепсию похоже. Пока за врачом в санчасть бегали, Нестеров и умер. Оказывается, это он кричал. Понятно, что все командование части сбежалось. ЧП все-таки. Жаль парня, до дембеля ему полгода всего оставалось, а тут такое. И эпилепсии у него никогда не было. Это первый случай. Возможно, радиация сказалась. Все бы ничего, да только патологоанатом, делая вскрытие, заметил, что умер Нестеров вовсе не от эпилепсии, а от механической асфиксии органов дыхания и перелома шейных позвонков. Задушили его, одним словом.

Что тут началось! Следователи понаехали, особисты. Допросы начались, солдаты места себе не находили, каждого из них по десятку раз допрашивали. Один особист почему-то обратил внимание на показания дежурного по роте, который слышал слова умирающего Нестерова о том, что его душит змея. А обратил внимание потому, что другой рядовой, иркутянин Игорь Петров, уверял, что видел эту самую змею, толстую такую, метра три длиной, черную, она из-под батареи отопления выползла и в постель к спящему Нестерову заползла.

Долго тот особист мучил Петрова расспросами, по нескольку десятков раз уточняя, как змея выглядела. А потом к Петрову мужика какого-то привел, по виду научного работника. Петров и ему повторил свое описание змеи. Я до сих пор не понимаю, почему они уделяли этой загадочной змее столько внимания. Тот научный работник в разговоре с особистом называл змею "тотемным покровителем", я это слово хорошо запомнил. Говорили они о каком-то культе людей-змей. Потом из Москвы человек приехал, аж из МГУ. Профессор какой-то. Он-то и заявил, что где-то в казарме должен быть спрятан "фетиш". А что это такое, не сказал.

Никакого фетиша мы не нашли, потому что не знали, что искать. Через девять дней после смерти Нестерова мы собирались уносить постель Нестерова, солдаты стали сворачивать матрас, а под ним обнаружилась та самая овальная африканская маска, одна из четырех, которая пропала во время дезактивации в Славутиче. Видимо, Нестеров тогда спрятал ее и унес в казарму. Я отнес находку замполиту, а тот чуть со стула не свалился, когда увидал такое диво. Позван нашего особиста, а тот сразу перезвонил своему коллеге, который змеей интересовался.

Этот коллега, как увидел маску, приказал всем отойти от нее подальше. А мне и замполиту приказал вымыть руки каким-то химикатом, похожим на нашатырный спирт, который он принес с собой: маска эта, мол, пропитана каким-то раствором, который галлюцинации вызывает и через кожу в организм проникает запросто, а этот химикат его нейтрализует. Разумеется, руки мы помыли. Маску этот приезжий особист с собой увез. А с меня и с замполита подписку о неразглашении зачем-то взяли, на десять лет. Почему именно на десять? Не могу сказать. И объяснить того, что же это за маска была такая, тоже не могу. Никто мне этого не рассказал. Но что все это было на самом деле - за это я ручаюсь!

"Интересная газета. Оракул" №3 2012 г.

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

В галерее "Афроарт" вы можете

Изготовлением маски мог заниматься только мужчина также как ее и носить. Перед тем как начать ее делать, он прочитывал заклинание, приносил жертву. Работа мастера проходила в секретном месте. Никто не мог видеть как он изготавливал маску. Незаконченная работа оставалась на ночь у вождя. Говорили, что мастера были посвящены в тайну загробного мира.

  • В Африке до сих пор используют эту деталь при совершении разных обрядов и на праздничных мероприятиях.
  • Африканскими масками из дерева и по сей день пользуются маги, во время проведения магического ритуала.
  • Многие известные художники использовали этот мотив в своем творчестве и таким образом переносили африканскую культуру на запад.
  • Сегодня этот элемент используют для украшения квартиры, дополнения интерьера и могут купить недорого
  • Это изделие скрывает в себе много разных тайн. Покупатель, который решит купить его, станет хранителем древней культуры.

Как использовали деревянные маски африканцы

Готовое изделие мог надеть на себя только высокопоставленный человек. Деревянная африканская маска придавала ему власть, авторитет с особыми полномочиями. Все должны были поклоняться и повиноваться этому гражданину. Обычно изделие обладало особой раскраской, было больших размеров и выглядело угрожающе.

Простые люди тоже могли держать у себя дома этот атрибут. Он им был нужен для налаживания контакта с умершими родственниками. Они хотели получить совет от них и узнать, что будет с ними в будущем. Маска, которая для этого использовалась, выглядела более спокойно по сравнению с маской знатного человека. От вида масок, которые использовали колдуны, становится немного жутковато. Когда люди смотрели на них, они впадали в гипнотическое состояние.

Изделия, которые продаются в «Восточной лавке» не имеют таких качеств, поэтому покупатели, могут спокойно купить африканские маски из дерева в нашем Интернет-магазине. В туристических магазинах вы не сможете купить их так дешево как в нашем. Несмотря на то, что их стоимость на самом деле высокая, мы стараемся ставить доступные цены для покупателей.

Коренные жители Африки уверены, что все окружающее пространство заселено духами, иногда благожелательными к людям, но чаще равнодушными или даже агрессивными. Помочь найти с ними контакт или принудить исполнить желаемое могло помочь использование нужной африканской маски.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Магическое значение масок

Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.

Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.

Внешние отличия масок

Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.

Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.

Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.

Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.

Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска "сириге" народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок - особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Разнообразие материалов

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски - это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Поделиться: