Рисование песком на световом столе полевые цветы. Игры и занятия на световом столе для детей

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии ос­новных процессов познания и мыш­ления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимае­мые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвое­нию детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с деть­ми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия

на световом столе для детей

Педагог-психолог

МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Чепрасова Л.В.

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии.

Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка), развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Графическое изображение - оно подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. Входе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги . Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет . Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определенных случаях Л.А. Григорян предлагает использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку.

Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы с детьми начиная с 2-3-летнего возраста . Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе), в частности с детско-родительскими парами.

Световой стол можно купить или изготовить самостоятельно. Его размеры и форма не имеют такого принципиального значения, как в классической песочнице. Главное требование, предъявляемое к световому столу, - это его безопасность. Следует обращать внимание на то, чтобы края стекла были обработаны и углублены в специальные пазы основы стола (лучше использовать матовое оргстекло). Проводка лампы для подсветки должна быть хорошо изолирована. Для рисования годится любой мелкий (не только кварцевый) песок, но предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения (например, Дэвид Сан «Спокойствие», серия «Наедине с природой» и др.). Можно предложить ребенку воспользоваться цветными стеклянными камешками, предназначенными для оформления аквариумов.

  • как совместное занятие в ходе консультирования детско-родительской пары, когда эмоциональный контакт между ребенком и родителем нарушен по тем или иным причинам (из-за дистанцированности родителя в связи с болезнью, службой в армии, пребыванием в длительной командировке и т. п.);
  • в качестве одного из элементов вхождения будущего усыновителя
    в контакт с ребенком;
  • в индивидуальной работе учителя-логопеда с аутичными детьми;
  • как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме;
  • для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми
    с нарушением опорно-двигательной аппарата (рисование песком
    благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).

Предварительный просмотр:

Упражнения для рисования песком

На световом столе

Упражнение «Знакомство»

Цели использования: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения.

Форма проведения :

Психолог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий. При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева):

Поскользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

Создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами). Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр.

Психолог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака.

Упражнение «Песчаный пляж»

Цели использования : развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог предлагает ребенку представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок... Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко... Над тобой голубое небо, теплое солнце... Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело... (пауза - поглаживание ребенка). Гладят... (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах... Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок - он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вдохе набери в руки песок и как можно сильнее сожмми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок... Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. (Упражнение повторяется.) А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии!

Упражнение «Веселый - грустный - сердитый - испуганный »

Цели использования: знакомство детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально; помощь в осознании переживаемых эмоций.

Форма проведения: групповая.

Детям предлагается нарисовать песком на световом столе животных, выражающих разные эмоции (радость, злость, испуг, обиду, удивление). Потом каждый из них по очереди рассказывает:

Кого он нарисовал;

какое настроение у нарисованного животного;

что оно чувствует;

что с ним случилось и почему;

что можно ему посоветовать.

Упражнение «Мое настроение»

Цели использования : ознакомление детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и отражение его вербально и невербально; помощь в осознании испытываемых эмоций.

Форма проведения: групповая.

Дополнительные материалы : зеркала в безопасной оправе, карточки-пиктограммы эмоциональных состояний.

Детям раздаются небольшие зеркала и карточки - пиктограммы эмоциональных стояний. Психолог просит их выразить на лице ту эмоцию, которую они увидели на карточке, и посмотреть на себя в зеркало. Детям нужно запомнить свое отражение в зеркале, а затем нарисовать его песком на световом столе. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке:

какое настроение он изобразил;

в каких ситуациях (случаях) он испытывает подобные чувства;

Что можно ему посоветовать.

Упражнение «Я и мои чувства»

Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование адекватной самооценки.

Форма проведения

Психолог предлагает ребятам продолжить фразы:

Слух помогает мне...

  • Зрение помогает мне...
  • Обоняние помогает мне...
  • Осязание помогает мне...
    Пробуя пищу на вкус, я могу...

При этом следует побуждать детей к тому, чтобы они дали как можно больше вариантов

продолжения фразы.

Затем дети выбирают один из своих ответов и изображают его песком на световом столе.

Например, ребенок, сказавший, что слух помогает ему услышать звук колокольчика, рисует

колокольчик.

Фразы можно перестроить, сделав акцент на возможности ребенка, например: «Я не могу

хорошо видеть, но я могу... (все же я могу..)».

Можно пофантазировать с детьми на тему, как улучшить ту или иную способность получать

ощущения, поощряя при этом юмористические варианты решения проблемы, например:

  • «Чтобы улучшить обоняние, надо нюхать все подряд, как это делают собаки (каждое утро нюхать букетики разных цветов; раздать всем знакомым флакончики духов и опознавать
    их с закрытыми глазами}-»;
  • «.Чтобы развить вкусовые рецепторы, нужно каждый день съедать что-нибудь горькое, а сразу за этим - что-нибудь сладкое (нужно чаще ходить на выставку мороженого)».

Упражнение «Фотография»

Цели использования: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.

Форма проведения : групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Психолог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.

Упражнение «Разговор через стекло»

Цели использования : развитие коммуникативных навыков, воображения; развитие мелкой моторики.

Форма проведения : групповая, в парах.

Психолог инструктирует: Представьте себе, что вас и вашего друга разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо рассказать ему о каком-то предмете. Говорить запрещено, да и друг все равно вас не услышит. Попробуйте через стекло передать описание предмета. А ваш партнер должен отгадать, что это за предмет, и нарисовать его песком на столе. Встаньте друг против друга. Начинайте!

Все остальные участники внимательно наблюдают за происходящим, не комментируя. По окончании упражнения проводится обсуждение.

Упражнение «Рукавички» (модификация методики ГА. Цукерман)

Цели использования : формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи.

Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.

Упражнение «Рисование в паре»

Цели использования : формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи. Форма проведения : групповая, в парах.

Паре предлагается изобразить с помощью песка определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.

Упражнение «Моя любимая игрушка»

Цели использования : развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной

информации; развитие способности аргументировать свои высказывания.

Форма проведения : групповая.

С помощью считалки выбирается водящий.

Трынцы-бынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон!

Водящий рисует песком на световом столе свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Остальные дети должны догадаться, о какой игрушке идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Упражнение «Сказочная страна»

Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма проведения : индивидуальная или групповая.

Психолог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна:

какие существа ее населяют;

какой у них характер;

  • что они умеют делать;
  • откуда пришли в эту страну;

в каких взаимоотношениях находятся межу собой;

всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать,

чтобы им стало лучше;

что можно изменить;

какие события будут происходить в этой стране;

Есть ли название у получившегося рисунка;

что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить... Примечание . Если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.

Упражнение «Загадки»

Цели использования : развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: групповая.

Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:

  • это фрукт;
  • растет на дереве;
  • бывает зеленым, желтым, красным;
    бывает кислым и сладким;
  • можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог.

Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.

Вариант . Психолог косвенными фразами описывает какую-либо ситуацию, дети должны отгадать ее и нарисовать. Например, загадана ситуация - празднование Нового года: у всех на лицах улыбки;

  • слышен смех и топот ног;
  • звучит веселая музыка;
  • все держатся за руки, водят хоровод;
    слышны залпы фейерверков;
  • детей ждут подарки;
    чувствуется запах ели и мандаринов.

Упражнение «Цветочки»

Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных

навыков.

Форма проведения : групповая.

С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой»:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сядет пчелка на цветы –

Мы рисуем, водишь ты!

Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется.

Вариант . С помощью считалки выбирается «Дед Мороз»:

Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

У тебя красный нос,

Значит, ты Дед Мороз!

Остальные дети рисуют на столе снежинки.

Упражнение «Что это? Для чего?»

Цели использования

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе лексической темы. Психолог рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды... Затем просит ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.

Упражнение «Во саду ли, в огороде»

Цели использования : расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №7 «Золушка» г.Тынды Амурской области.

цикл конспектов по технике рисование песком

для детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

Фисюкова Елена Петровна

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д.

Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на песке . И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Конечно, вы знакомы с элементами песочной терапии. Но мне бы хотелось познакомить вас с другой формой – рисованием на песке.

В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной.

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования на песке проводится с подгруппой детей или индивидуально занятия во вторую половину дня .

Занятия предусматривают три цикла:

    1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, словесные игры и упражнения на развитие воображения и умения рисовать на песке;

    2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу, сначала с воспитателем, затем и самостоятельно;

    3-й – Рассказывание, рассуждение, составление сказок, рассказов по рисункам, схемам, пиктограммам.

Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

Способы рисования песком.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе. Самый простой: светлым по тёмному . Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.

Способ тёмным по светлому (насыпание) . Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными (например: чайки над морем).

Способ отпечатков . Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями (например: прыгают зайчики, идёт слон, растёт цветок).

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Со временем чувствуешь, как и что изобразить, понимаешь, какие у песка возможности.

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок - тёплый, сухой?), согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками - песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехала машина, двумя пальцами - санки.

Простые графические упражнения

1. Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.

2. Выбирать и насыпать волнистые а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик бусы.

3. Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы.

4. Несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.

5. Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

6. Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом - уже цыплёнок, овал и круг - цапля).

7. Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).

8. Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ. Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как взрослые могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Цикл конспектов является методической разработкой, направленной на обучение детей младшей группы (3-4года) технике рисования на песке для дальнейшего развития творческих способностей.

«Дождик, дождик, веселей»!

Цель: учить рисовать прямые линии (вертикальные).

Задачи:

    Учить рисовать прямые линии (вертикальные).

    Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Предварительная работа: Экспериментирование с песком. Рассматривание пейзажных картин на тему «Осень», беседа, наблюдение.

световой стол, песок, бумажные силуэт тучи, музыкальное сопровождение «Голоса природы» (шум дождя).

Педагог: Любите ли вы дождливую погоду? Нет? А ведь дождик нужен деревьям, траве, цветам. Да и гулять весело по лужам, если конечно у вас есть резиновые сапожки.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Показывает рисунки, выполненные карандашами или фломастерами. Спрашивает детей, чем нарисованы эти картинки и предлагает нарисовать дождик песком.

3. Рисование.

Посмотрите, на рисунке дождь ещё не начался, хотя тучи закрыли солнце. И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап.

Рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;

Рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).

Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.

А какой дождик будет у вас?

Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

4. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какой весёлый дождик у вас получился.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек»!

Цель:

Задачи:

    Учить рисовать прямые вертикальные линии.

    Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма. эстетическое восприятие.

Предварительная работа: рисование ножек сороконожки, моделирование ёжиков из пластилина. Теневой театр «Ёжик».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, бумажные силуэт ёжика, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог с помощью теневого театра обыгрывает стихотворение Г. Лагзынь «Ёжик».

Повстречался ёжик мне,

Нёс грибы он на спине.

Добрый день колючий ёж!

Далеко ли ты живёшь?

2. Пальчиковая гимнастика. «Колючий ёжик». Дети поднимаю руки вверх, по сигналу педагога растопыривают пальцы, сжимают в кулак и опять раскрывают – «ёжик прячет и показывает свои колючки».

Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог показывает «силуэт ёжика» и предлагает нарисовать ему много-много иголок.

Это ёжик где у него спинка? Вот. На спинки у ёжика растут иголки. Иголки расту вверх.

Педагог объясняет и показывает способ рисования иголок.

Вот спинка, ставлю сюда пальчик и рисую сначала, одну иголку – вот так. Рядом другую – вот так (фиксирует движение, что бы дети заметили отрыв пальца, от светового экрана). У ёжика много иголок давайте нарисуем ёщё.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие колючие ёжики у вас получились.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Светит солнышко».

Цель:

Задачи:

    Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо.

    Развивать мелкую моторику. умение работать по образцу.

    Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание изображений солнца в детских книжках. Наблюдение за солнцем на прогулки.

Материал, инструменты, оборудование: мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, туча), световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

На фланелеграф прикрепляется фигурка солнца:

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

Здравствуй, солнце, это я!

От яркого света всем становиться радостно, весело. А вот когда солнышко прячется за тучку (прикрепляют тучку), всё становиться хмурым. Наше настроение тоже меняется. Давайте нарисуем весёлое солнышко, чтобы оно всегда радовало нас своим сиянием.

2.Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

3. Рисование.

Педагог предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком.

Пальчиком рисуем круг

Лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.

Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.

Посмотри какое весёлое солнышко. Солнышко проснулось и улыбнулось тебе. Улыбнись ему в ответ: Скажи «Здравствуй, солнышко!»

Кого же могут разбудить его лучики? Подумай и расскажи.

4.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые солнышки у вас получились.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Искупай утёнка».

Цель:

Задачи:

    Учить проводить волнистые линии (по горизонтали).

    Развитие координации движений (бивалентная работа головного мозга через осознанное рисование сразу двумя руками).

    Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: подвижная игра «Перепрыгни через ручеёк», игры с геометрической мозаикой.

Материал, инструменты, оборудование: игрушка утёнок, световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог: давайте поиграем в утят, читает стихотворение А.Барто «Ути-ути». Дети выполняют движения по показу.

Рано-рано утречком

Вышла мама уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит!

Вы плывите, ути-ути,

Плавно в ряд.

Хоть сыночек невелик, невелик.

Мама трусить не велит, не велит.

Плыви, плыви, утёныш,

Не бойся, не утонешь.

    Пальчиковая гимнастика. «Уточки»

Один, два, три, четыре, пять - (разгибаем пальцы)

Вышли уточки гулять (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

Один, два, три, четыре, пять - (сгибает все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять. (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог: Посмотрите какой утёнок хороший и пригожий! Глазки голубые, лапки красные, клювик чистенький. Ой, наш утёнок отчего-то загрустил, наверное он хочет поплавать в ручейке. Давайте нарисуем ручейки.

Педагог просит детей показать ручками, как утята плывут по воде. Дети (по подражанию действиям педагога) изображают волну – «рисуют» в воздухе» волнообразные линии – сначала одной рукой, затем обеими синхронно.

Педагог показывает силуэты утят и раздаёт их детям. Предлагает помочь утятам научиться плавать по ручейкам.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые ручейки у вас получились. Утятам нравиться плавать.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Баранки-калачи».

Цель:

Задачи:

    Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

    Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука», эстетическое восприятие.

    Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: рассматривание и обследование колец пирамидки разного размера для обогащения и уточнения тактильного ощущения, развития восприятия формы. Представление теневого театра «Приходите в гости».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, связка бубликов-баранок для показа детям, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог показывает детям связку баранок и обыгрывает потешку «Ай, качи-качи-качи!»

с помощью кукол би-ба-бо.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки калачи!

Глянь – баранки калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки!

    Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

«Ай, качи-качи-качи, гляньте - баранки, калачи. Все румяны, горячи» и просит «нарисовать» в воздухе сначала огромный калач, потом большую баранку, и маленький - маленький бублик. Дети рисуют в воздухе пальчиком.

Затем педагог обращает внимание на световой стол, просит обвести пальчиком силуэты «бубликов-баранок» по внешнему краю (3-5 раз), чтобы запомнить движения.

Педагог предлагает нарисовать «баранки - калачи»

5.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые вкусные у вас получились баранки - калачи.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Бабочка»

Цель: Учить рисовать двумя руками.

Задачи:

    Учить рисовать двумя руками.

    Развивать мелкую моторику рук. Обогащать тактильный опыт детей.

    Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: Наблюдение. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Материал: световой стол, иллюстрация бабочки, бумажные заготовки тела бабочки, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог: загадывает загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Ребята, кто это? (показывает бабочку)

Правильно, дети это бабочка. А что бабочки умеют делать?

А почему они летают? Что у них есть?

Посмотрите на ее крылышки. У нее есть 2 больших крылышка и 2 маленьких. А сейчас давайте попробуем превратиться в бабочек.

2. Подвижная игра «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснется, (покружиться)

Бабочка кружится, вьется.

(Дети под фонограмму «порхают» по группе. Как только фонограмма заканчивается, дети приседают на воображаемый цветок).

Посмотрите, дети, у меня есть бабочки (показывает заготовку), а крылышек у них нет, давайте нарисуем крылышки.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Дети, нарисуйте бабочке 2 больших и 2 маленьких крылышка. Рисовать будем двумя руками. (дети рисуют, педагог наблюдает за их работой, если необходимо помогает, пока дети рисуют включается музыкальное сопровождение).

5. Рефлексия.

Молодцы, какие красивые бабочки у вас получились. Моя бабочка с картинки обязательно прилетит и подружиться с вашими бабочками.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать получившиеся бабочки с именами детей.

ЛИТЕРАТУРА

    Мариела Зейц «Пишем и рисуем на песке» Практические рекомендации М. ИНТ, 2010 . – 94с

    Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144с.

    Интернет ресурсы:

Наталья Тимошкина

Но прежде я решила попробовать самостоятельно обучиться технике рисования песком по книге немецкого психолога Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке . Практические рекомендации» . Эта книга знакомит с различными методиками рисования на песке , которые открывают широкие возможности для развития творческих возможностей как детей, так и взрослых. Я хотела бы показать некоторые техники изображения .

1. Рисования Кулаком


2. Рисование ладонью


3. Ребром большого пальца


4. Рисование щепотью


5. Рисование мизинцами


6. Одновременное использование нескольких пальцев


7. Симметрично двумя руками.


8. Отсечение лишнего


9. Насыпание из кулачка


10. Рисование пальцем


Еще у нас появилась коробочка с различными материалами для рисования :ситечки, сделанные из баночки из под йогурта, кондитерские шприцы, массажные мячи, трафареты,



Вот как мы их используем кондитерский шприц.


Такой след оставляют массажные мячики.


С помощью ситечка распределяем равномерно песок по поверхности для будущего рисунка.


А это рисунки с использованием трафаретов.




Прежде чем приступить к рисованию я рассказываю и показываю сказку, а потом даю возможность самостоятельно рисовать детям. О одной песочной сказке я расскажу в следующий раз.

Я загорелась идеей сделать такой ящик с песком для рисования в детский сад.

Вариант 1-й.

Продаются готовые ящики. Посмотреть можно

Экологически чистый деревянный ящик, сверху оргстекло, снизу подсветка энергосберегающей лампочкой. Для творческих занятий по рисованию песком на стекле, подойдет и для удобного копирования рисунков, посредством обвода контура.
Новая, улучшенная модель, с отделением для песка.
Размеры ящика: 50 х 50 х 14 см, световой экран 48 x 36 см, длина шнура 180 см
.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний, для развития мелкой моторики.

Вариант 2-й

Информация взята

Для изготовления ящика Вам понадобится:
1. Доски
2. Фанера
3. Акриловое оргстекло
4. Колоды из дерева

Изначально возьмите доски и фанеру, и соорудите вот такой ящик, который показан на рисунке. Он должен быть глубоким (7-10 см), чтобы песок не высыпался наружу, но при этом можно было легко рисовать.

Далее с двух краёв отступите, одинаковое количество сантиметров и прибейте планки. У Вас получилось место для хранения необходимых атрибутов. Здесь Вы можете хранить крупы, камешки, которые возможно Вам понадобятся для того, чтобы Ваш ребёнок развивался. Следующим шагом Вам нужно сделать прорезь на дне ящика — это нужно для того, чтобы в дальнейшем вставить оргстекло — место для освещения лампой. Размер можно сделать по желанию, например формат бумаги А3 - А2.

Чтобы световой стол был устойчивым, Вам нужно в качестве ножек взять колоды из массива дерева. Также Вы можете их покрасить по Вашему желанию, например в синий и красный - так забавней.

Теперь в прорезь на дне ящика Вам нужно уложить акриловое оргстекло. Необходимо его сделать матовым, для этого положите на стекло лист формата А1 и по всем краям закрепите скотчем или изолентой.

Если Вы всё делали правильно, то у Вас должен получиться стол, как показано на фото ниже. Ничего сложного, а плацдарм для творчества почти готов.

Теперь положите под стол лампу, включите и собственно всё. Вы создали своими руками световой стол для рисования песком!

Вот уже и можно приступать к творческим занятиям. Осталось только купить песок в магазине стройматериалов или же взять прямо с песочницы, просеять его через сито, промыть и прокалить его в духовке. Ещё можно Вам посоветовать творить на световом столе не только песком, а и различными крупами (манкой, например). А чтобы рисунок был оригинальным, можно использовать цветные камешки.

Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование.
Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.

Рисование песком - это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение.

Рисование песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.

Создание картины песком - увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают Волшебство.

Как правило используют очищенный песок, который тонкими слоями наносится на подсвеченное стекло. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное - дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Способы рисования песком:

1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;
2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
9. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг)

Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей,ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

Рисуя песком, человек, будь то ребенок или взрослый, задействует и пальцы, и кисти рук. Рисование развивает тонкое тактильное восприятие, требует анализа и гибкости мышления, развивает воображение и раскрывает творческий потенциал.Это занятие придётся по душе абсолютно всем, и маленьким и взрослым.

Это очень интересно и увлекательно!!!

Вариант 3-й - смотрите видео


А чтобы проявить способности у детей к рисованию песком, посмотрите видео: «Как с помощью светового стола для рисования песком создать вот такие шедевры»:



Отличие от традиционных форм обучения: Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое. Мощно развивается тактильная чувствительность. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы. Совершенствуется предметно-игровая деятельность. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию.


Цели и задачи в педагогической работе: Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. Снимают мышечное напряжение. Помогают ребенку чувствовать себя защищенным. Развивают активность, расширяют жизненный опыт. Стабилизируют эмоциональные состояния. Позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью. Преодолевают комплекс «плохого художника». Развивают творческие действия. Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку. Способствуют расширению словарного запаса.






Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков); коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей и взрослых; мягкое плавное восстановление после травм у детей и взрослых(инсульты, сотрясения ГМ, коррекция постгипоксических расстройств и ММД); развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; консультирование с использованием данного метода арт-терапии; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя…


Что дает нам этот метод рисования песком: Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я. Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. Приобретается ценный опыт позитивных изменений. Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение.


Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии: Процесс прост и приятен. Рисование песком дает возможность трансформации. Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Техника помогает развить тонкую моторику. Рисовать можно двумя руками симметрично.


Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами. Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами. Проблемы поведения детей. Эмоциональные проблемы. Семейные проблемы. Коммуникативные проблемы.































Поделиться: