Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей Ужасный двухлетний возраст

Развитие ребенка: 21 месяц

Малышу исполнился один год и девять месяцев .

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Он уже не только хорошо и уверенно ходит, но и бегает, легко садится на корточки и встает обратно. Начинает смотреть под ноги и обходить препятствия, значительно уменьшается количество спотыканий и падений.

Малыш уже вполне самостоятельно поднимается по лестнице. Но спускаться ему еще сложно, так что лучше кому-то из родных в этот момент находиться рядом и поддержать ребенка за руку.

А вот вылезти из кроватки или манежа маленькому непоседе уж точно особого труда не составит.

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Если Ваш малыш уже начинает интересоваться сверстниками, пробует играть не только рядом, но и вместе с ними, самое время задуматься о посещении различных детских центров раннего развития и развивающих кружков. Занятия там длятся не долго, около тридцати минут. А пользы от них много. Общение со сверстниками, а также с другими (не близкими) взрослыми людьми помогут развить коммуникабельность, научат общаться в коллективе. Что существенно облегчит жизнь малыша в будущем и поможет избежать проблем с общением в детском саду, школе и т.д. Чем ребенок младше, тем проще ему начинать общаться со сверстниками.

Также стоит отметить, что занятия с педагогом развивают у малыша понятие дисциплины. Ребенок учится ей, выполняя простые команды, такие как «стать в кружок», «взяться за ручки» и т.д. Начинает вести себя как бы с оглядкой на других.

А совместное с другими детьми выполнение различных заданий педагога, общение с ними, будет являться отличным стимулом для развития речи. Что будет особенно важным для тех деток, кто не спешит порадовать родителей «фонтаном красноречия». А на занятиях другие люди, которые будут не так хорошо понимать малыша, как мама с папой. И, желая быть понятым, карапуз волей-неволей начнет говорить правильно.

Вообще, возраст одного года и девяти месяцев оптимален для закладывания в ребенка навыка самостоятельности и ответственности за свои поступки и действия.

Конечно, малыш еще мал и умеет не так много. Но старайтесь давать ему как можно больше самостоятельности. Привлекайте ко всем своим делам.

Пусть он поможет приготовить обед, накрыть на стол и убрать посуду. Понятно, что фактически всю работу сделаете Вы сами. Но у малыша появится ощущение своей значимости, причастности к взрослым, важным делам. Именно отсюда и начинает формироваться ответственность.

Малыш уже совсем большой. Пришло время особое внимание уделить дисциплине и формированию у ребенка полезных привычек, которые окажутся очень кстати в будущем. Например, можно начинать утро с легкой, веселой зарядки. Потянуться, присесть, подрыгать ножкой, взмахнуть ручкой. Обычно деткам такое начало дня приходится весьма по душе. А если утреннюю зарядку делать под веселую музыку, то и подавно. Так что дорогие мамочки, не игнорируйте утреннюю зарядку под бодрую музыку. И привычка полезная останется, и чувство ритма у малыша будет хорошее.

Каждый день ребенок учится справляться с новыми трудностями. Как подняться по ступенькам? Как не упасть с дивана? Многие родители мечтают приручить эту безудержную энергию.

Новые открытия

Вашему ребенку нет еще и двух лет, но у него уже развито много навыков. Он уверенно ходит (иногда на детской площадке вы не можете за ним угнаться). Он может доставать свои игрушки из коробки и класть их на место. Он обнаруживает, что ему теперь не нужно ползать по ступенькам, потому что теперь он способен дотянуться до перил и ходить вверх и вниз с их помощью. Он становится настоящим мастером скалолазания: используя табурет, он добирается практически до всех запрещенных предметов, которые вы прячете от него.

В конце дня вы валитесь с ног, но ваш ребенок все еще полон энергии. Иногда вы мечтаете, чтобы у него был выключатель.

То, что ребенок постоянно находится в движении, не только укрепляет его мышцы. Ходьба, бег и лазание по разным поверхностям помогают малышу развить ориентацию в пространстве. Кроме того, ребенок осознает последствия своих действий, поскольку в процессе ему приходится решать различные задачи. Например, он понимает, сколько игрушек можно положить в коробку, чтобы ее не слишком тяжело было нести, или что произойдет, если уронить коробку.

Развитие навыков рисования

В указанном выше возрасте ребенок продолжает оттачивать навыки мелкой моторики. Он может построить башню их шести кубиков и любит рисовать карандашами и фломастерами на бумаге или обоях. Не стоит ожидать от ребенка, что он будет рисовать предметы в деталях. В этом возрасте процесс рисования скорее представляет собой рисование линий, а не попытки изобразить реальный предмет.

В возрасте двух лет малыш начинает добавлять к линиям кривые и углы. Эти изменения означают, что ребенок пытается нарисовать реальный предмет, хотя взрослым еще трудно понять, что это. По рисункам трехлетнего ребенка можно узнать простые объекты (человек, дерево, дом и т.д.). Вам следует понять, что такое развитие навыков рисования – важный этап в развитии ребенка. Просто наслаждайтесь этим.

Агрессивное поведение

Ребенок испытывает много радости, поскольку его интересует все, что он видит вокруг – от картонной коробки до похода в супермаркет. Но иногда ребенок ведет себя агрессивно. Например, он может ударить вас, когда вы захотите взять его на руки, или безо всякой видимой причины толкнуть своего брата.

Добро пожаловать в мир ребенка – место, где он может быть беспокойным, грубым, а иногда и жестоким.

В возрасте от 19 до 21 месяца дети могут кусаться, царапаться или проявлять другое агрессивное поведение. Это происходит не потому, что они становятся жестокими, а потому, что они экспериментируют с новыми моделями поведения. Ребенку интересно, что произойдет, если он потянет вас за волосы или ударит. Он еще слишком маленький, чтобы долго помнить последствия такого поведения – его поведение может повторяться через некоторое время, даже если вы реагируете на такое поведение отрицательно.

Ужасный двухлетний возраст

Эксперты утверждают, что так называемый «ужасный двухлетний возраст» на самом деле стартует в 18–19 месяцев, когда ребенок начинает драться и кусаться. Поскольку взгляды маленьких детей на мир эгоистичны, они могут понять свою собственную боль, но не боль другого человека.

Вдобавок ко всем проблемам двухлетнего возраста, ребенок проявляет сильную волю, но многого не понимает. Ребенок стремится к самостоятельности, но он не понимает, почему ему нельзя играть с огнем, дергать за хвост собаку или попробовать на вкус мамину помаду. Он злится, когда вы мешаете ему сделать задуманное.

В то же время ребенок чувствует сильную привязанность к родителям. Детей иногда пугают их собственные выходки и реакция родителей. Такое противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от родителей приводит к сильным колебаниям настроения. Психологи утверждают, что именно потому данный возраст похож на подростковый.

Агрессивное поведение ребенка ослабляется к трехлетнему возрасту, когда он учится лучше выражать свои чувства.

В то же время ребенок сильно расширяет репертуар своих навыков – физических, эмоциональных, языковых и т.д. Потрясающе, насколько быстро дети этого возраста учатся новому. Ни один взрослый не может развивать новые навыки такими же темпами.

Переборчивость в еде

Чаще всего противоречия между двухлетними детьми и родителями возникают из-за

режима питания. Родители часто жалуются, что не могут заставить ребенка есть. Даже если раньше ребенок с удовольствием ел овощи и фрукты, в возрасте 19 месяцев он может начать есть только макароны.

Верно и то, что в данном возрасте дети предпочитают то, с чем они уже знакомы. Поэтому вам может потребоваться много времени, чтобы уговорить ребенка попробовать новое блюдо. Кроме того, что дети склонны автоматически отвечать отказом на все новое, их вкус гораздо чувствительнее, чем у взрослых.

Вам следует научиться доверять своему ребенку, чтобы он сам просил покормить его, когда голоден. Не стоит заставлять ребенка есть. Иногда ребенку больше нравится спорить с родителями, чем попробовать то или иное блюдо.

Развитие в игровой деятельности

В период от 19 до 21 месяца дети не могут называть цвета или формы предметов, но в большинстве случаев говорят, в чем различие между ними. Психологи утверждают, что в этом возрасте дети очень любят игры на сортировку предметов. Если вы понаблюдаете за ребенком в моменты, когда он играет в одиночестве, вы можете увидеть, как он сортирует кубики по цветам или разделяет игрушки на кукол и мягкие игрушки. Маленьким детям интересно выявлять различия между предметами. Их руки достаточно ловкие, чтобы брать предметы из общей кучи и складывать их.

Игровая деятельность способствует тому, что ребенок еще больше развивает мелкую моторику. Когда ребенок собирает пирамидку, он старается расположить кольца по размеру, от самых больших до самых маленьких, а не в произвольном порядке, как раньше.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

Развитие ребёнка - 21-й месяц жизни

В этом возрасте малыш все еще остается очень привязанным к маме. Поэтому любые расставания c ней он переживает очень тяжело. Ребенок становится все более самостоятельным. Это связано с тем, что он хорошо ходит, бегает, приседает, поднимается и опускается с невысоких предметов, по ступеням лестницы, просится на горшок, учится ходить на носочках, подпрыгивать, раздеваться и одеваться и т.д. Малыш продолжает активно взаимодействовать с изобразительными материалами, но правдоподобного изображения пока не получается. Это все еще этап «мараний» и «каракулей». У ребёнка бурно развивается речь, что проявляется в увеличении количества слов в активном словаре, а также простых фраз.

Представленный календарь развития ребёнка от рождения до трёх лет соответствует возрастной норме. Один год и три года жизни характеризуются переломными (кризисными) моментами в развитии ребёнка. Так, в 1 год заканчивается младенческий период и перестаёт быть ведущим эмоционально-действенное общение ребёнка со взрослым, а в три года – ранний возраст и предметная деятельность. При этом, хочется отметить, что каждый ребёнок индивидуален и по-своему может проходить представленные этапы. Однако, значительные особенности могут быть сигналом для обращения за квалифицированной помощью к психологам и дефектологам.

В возрасте 21-22 месяцев ребенок использует уже достаточно много слов, в среднем 18-20; хотя в развитии речи, как и всего остального, возможны вариации в пределах нормы. Он начинает уверенно складывать слова в короткие предложения, любит называть предметы и может попросить какую-либо игрушку или блюдо за столом. Он также способен следовать более сложным инструкциям и хорошо знает части своего тела. Малыш радуется, когда ему задают вопросы, и начинает знакомиться с понятием вежливости, при этом используя в качестве ролевой модели своих родителей, так что следите за тем, чтобы подавать ему достойный пример. В возрасте 21-22 месяцев у ребенка отчетливее проявляется чувство юмора, и многие виды деятельности для него становятся теперь очень притягательными.

Ему начинает особенно нравиться музыка, так что дайте ему возможность слушать образные произведения. Если вы играете на музыкальном инструменте, позвольте ребенку рассмотреть его и помогите помять принцип действия, затем сыграйте простую мелодию. Может быть, крошка начнет вам подпевать. И обязательно начнет танцевать, а вы можете научить его ритму, используя две ложки, барабан, клавиатуру или свой голос и ладоши.

Ребенок в этом возрасте уже гораздо лучше понимает назначение различных предметов. У него существенно улучшается способность к разрешению проблем, он начинает точнее подбирать части головоломки или переходит к более сложным логическим играм. Малыш всегда рад, если вы читаете ему, и он уже может переворачивать страницы и подхватывать знакомую сказку. У него есть свои любимые книжки, и он может каждый вечер требовать у вас читать ему одно и то же. Если он хочет показать вам что-то интересное, то может тянуть вас за собой. Если ребенок столкнулся с чем-то новым, помогите ему понять, что это такое, дав простое объяснение.

Он любит наряжаться, и это станет прекрасным развлечением для дождливого дня, когда вы не хотите выходить на улицу. Можно предложить ему лепить из теста или разрисовывать лицо специальными красками, потому что ребенку в этом возрасте, как правило, очень нравится любое дело, от которого остаются грязь и беспорядок. Его поведение становится более социальным, он уже играет рядом с другими детьми, но пока еще не вместе с ними.

Ему нравится не только наряжаться в забавные и необычные костюмы, но и просто надевать свою обычную одежду. Вам стоит по возможности позволять ребенку пытаться проделать это самостоятельно, хотя времени будет уходить существенно больше. Каждое действие, которое он учится выполнять самостоятельно, — это шаг к независимости. Ребенок испытывает чувство гордости за то, что сделал что-то «сам».

В возрасте 21-22 месяцев к ребенку начинает приходить осознание таких понятий, как верх и низ, большое и маленькое. Он также знакомится с представлением о времени, может спокойно ждать чего-либо в течение нескольких минут. Он уже хорошо разбирается в том, что принадлежит ему, а что — другим людям, хотя пока то, что принадлежит ему, волнует его куда больше всего прочего. Это понимание дает ему возможность иногда помогать вам, и если попросить, он уже может убрать игрушки.

Во время еды ребенок ведет себя беспокойно и не желает знакомиться с новыми блюдами. Не переживайте, не устраивайте за столом сражения, потому что победит все равно ребенок. Продолжайте предлагать ему новую пищу и поощряйте его, если он соглашается ее попробовать, хвалите, даже если он откусил только маленький кусочек. Вскоре он привыкнет к разнообразному меню, особенно если попадет в игровую группу или ясли, где начнет повторять за другими детьми.

Поделиться: