Ребенок не хочет убирать игрушки. Как научить ребёнка убирать игрушки консультация на тему Убираем за собой игрушки беседа с детьми

Многие современные мамы сталкиваются с проблемой абсолютного нежелания ребёнка убирать за собой. Игрушки и детские вещи, разбросанные малышом, становятся постоянными спутниками повседневной жизни. В нашей статье вы найдете полезные советы и рекомендации о том, как приучить ребёнка убирать за собой.

Беспорядок в доме - проблема многих современных семей. Мамы, любящие чистоту и порядок, не могут понять, как научить ребёнка собирать игрушки. Приходится испытывать множество современных методик и способов.

Но в итоге уставшая мама вынуждена самостоятельно наводить порядок.

Первое и основное правило того, как заставить ребёнка убирать игрушки, - это нетрадиционный подход. Чтобы ваш малыш соблюдал порядок, необходимо вызвать у него желание и интерес к такому занятию. Конечно, в таких вопросах необходимо будет проявить свою находчивость и фантазию. Ведь дети не понимают простых для взрослого человека «надо» и «должен».

Как и во многих других воспитательных моментах, здесь также нужен индивидуальный подход. Вы можете использовать в практике множество рекомендаций о том, как заставить ребёнка собирать игрушки. Но любой из предложенных способов нужно адаптировать под характер вашего малыша. Тогда методика будет полезной и эффективной.

Как приучить ребёнка к порядку

Рассматривая возможные идеи, как приучить ребёнка к порядку в комнате, вы можете испытать методики на своем малыше. Главное - делать это незаметно. Вы сами сможете пронаблюдать реакцию ребёнка на ваши действия и предложения.

Мы собрали самые действенные и популярные способы того, как можно приучать ребёнка к порядку:

  • подавайте личный пример: будущее поведение малыша во многом закладывается в ранние годы, когда единственным и правильным воспринимается пример родителей;
  • начинайте с раннего возраста: если малыш пьёт воду, приучайте ставить чашку на место; вовсе не нужно ждать момента, когда проблема беспорядка сама проявит себя;
  • разложите все вещи по местам: ребёнок должен понимать, что в его доме каждая вещь имеет свое место, и если она лежит не там, так быть не должно;
  • превратите уборку в игру: многие мамы рассказывают малышам истории, играют в словесные игры, поют песни, стараясь отвлечь ребёнка от обыденности повседневной уборки;
  • проявляйте настойчивость: придавайте уборке важность, чтобы малыш понимал серьёзность и свою ответственность в этом занятии;
  • не пропускайте ежедневные уборки: так ребёнок будет понимать, что убираться нужно обязательно, независимо от желаний и настроения;
  • разукрасьте коробки для игрушек: ребёнок будет воспринимать уборку как своеобразную игру, если для каждого вида игрушек будет создана отдельная красочная коробка.
Пытаясь испробовать возможные варианты того, как научить ребёнка убирать за собой игрушки, исключите крики и агрессию. Ребёнок не приучится к порядку и чистоте таким способом. Это только станет причиной появления страхов и комплексов в будущем.

Если малыш упрямится, не стоит его ругать или заставлять убираться. Наберитесь терпения. Такой момент, как уборка, не должен испортить отношения между родителями и ребёнком. Хвалите малыша за его спонтанные желания убраться. Но и с поощрением также нужно не переборщить. Иначе у ребёнка выработается привычка делать что-то полезное только ради награды.

Беспорядок в доме - ещё не повод паниковать. Достаточно понять, как заставить ребёнка убираться, чтобы это вошло в привычку. Проявите больше внимания и терпения по отношению к малышу. Так вы сумеете преодолеть все трудные моменты в воспитании.

С самого раннего детства ребенка необходимо приучать к порядку. Конечно, гораздо легче сделать уборку маме или попросить папу собрать игрушки. После того, как ребенок отправился, с горем пополам спать, родители начинают разгребать завалы игрушек, карандашей и прочего реквизита, так необходимого ребенку в течение дня.

Поверьте, дорогие родители, если вы не приучите ребенка самостоятельно прибирать игрушки в раннем детстве, то прибирать за ним вы будете всё и всегда!

Но как научить ребенка убирать игрушки , если он категорически отказывается это делать? Вариантов может быть несколько.

С чего начать

Для начала, родителям нужно понять, что для ребенка слова НАДО и ОБЯЗАННОСТЬ – пустой звук, заставить малыша делать то, что он не хочет – практически невозможно. Кричать, ругаться и требовать, сейчас же убрать свои игрушки – бесполезно, это может вылиться в реку слез и грандиозную истерику. А вот поиграть – с удовольствием!

Предлагаем вам простые правила, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки:

  1. Прежде всего первое время убирая игрушки самостоятельно делайте это с удовольствием. Ребенок не должен видеть, какое это нудное и скучное занятие. Пусть он видит, что вам это доставляет радость.
  2. Затем предложите ребенку помочь вам. Начните убирать сама, а потом попросите помощи крохи. Не сердитесь, если ребенок первое время будет отказываться, и не прекращайте убираться. Пусть он видит, что вы справляетесь, но с ним вам будет легче. Если ребенок согласился, похвалите его.
  3. Когда убираете с ребенком игрушки можно напевать веселую песенку: Мы игрушки убираем, Раз, два, три. По местам их расставляем, Посмотри. Раз игрушка, Два - игрушка, Три игрушка.
  4. Придумайте в комнате специальные места для игрушек. Машинки могут стоять в гараже, куклы спать в домике, книжки лежать на полянке. Интересно названные детские места для игрушек будут притягивать ребенка, и он в игре сам научится убирать игрушки на свои места.
  5. Придумайте игру, это могут быть бабочки или пчелки, собирающие мед (игрушки) или пыльцу (можно из бумаги сделать ребенку крылышки) в домик. Можно объяснить ребенку, что игрушки целый день работали, а теперь им пора по домам, а чтобы они не заблудились проводить их до дома (ящика), в общем, проявите фантазию.

И всегда помните – мы не делаем уборку. Мы ИГРАЕМ!

Сейчас в продаже существует масса корзин для хранения игрушек, но если нет возможности купить такую корзину, можно сделать самим из коробок из-под бытовой техники или обуви.

Для каждого вида игрушек и всяких нужных штучек можно придумать свою коробку (свой домик). Название домиков зависит от вашей фантазии – «Домик для мягких игрушек», «Домик для кубиков» и т.д. Важно, как можно ярче оформить домик, это можно сделать опять таки с помощью ребенка, используя вырезанные картинки из журналов, или просто цветную бумагу. Поверьте, ребенок, сделавший своими руками домик для игрушек – будет использовать его по назначению и, по окончании дня, отправлять туда своих «друзей». Расставьте коробки аккуратно в комнате на полу или на полках.

1. Волшебная Коробка

В волшебной коробке должны жить и волшебные сказочные герои – говорящие зайцы и мишки, принцессы и принцы. Она должна быть больше, ярче и красивее других оформлена.

2. Ленивая Коробка

В этот вид коробки можно отправлять те вещи, которые не относятся непосредственно к игрушкам, но ребенку они интересны – болтики, винтики, старые поварешки и другую утварь ненужную родителям, но так необходимую ребенку.

3. Важная Коробка

В эту коробку мы складываем то, что необходимо для рисования, лепки, аппликаций. В эту же коробку можно сложить то, что нельзя хранить в игрушках – ножницы, подушечку с иголками, клей и т.д. Вещи – носочки, маечки, штанишки, аккуратно развешиваем на спинку стула или отправляем спать на полку в шкаф.

Ни в коем случае в процессе уборки не повышайте голос на ребенка и, уж конечно, нельзя его ругать или наказывать за что-то, сделанное неправильно.

Безусловно, первое время, Вы будете наводить уборку вместе с ребенком, но совсем скоро малыш привыкнет делать это самостоятельно, а потом и Вас, дорогие родители, начнет приучать к порядку.

Научить ребенка убирать игрушки в раннем возрасте очень важно, ведь потом это поможет маме приучать ребенка наводить порядок в комнате, быть аккуратным и внимательным к своим личным вещам.

Главное – любовь и терпение!

Инструкция

Подберите правильный момент, чтобы начать уборку в детской. Если ребенок увлечен игрой, то он, скорее всего, не захочет участвовать в процессе уборки. Если же попытаться убрать те игрушки, в которые он играет сейчас, то это и вовсе может привести к расстройству. Когда наступит логичное окончание игры, предложите ребенку убраться вместе с вами. Можно организовать процесс так: вы подаете ребенку игрушку и говорите, куда ее положить. Можно, наоборот, просить принести вам ту или иную игрушку и убирать ее. Если ребенок попросит какие-либо игрушки сегодня не убирать, то не стоит настаивать.

Уважайте мнение . Если ребенок не убираться, попробуйте обсудить с ним причины такого нежелания. Расскажите, почему для вас так важно, чтобы он убирал за собой. Выслушайте его доводы и прислушайтесь к ним, попробуйте предложить компромисс. Покажите ребенку, что вы считаетесь с его желаниями.

Положительная мотивация очень важна в вопросе уборки. Когда малыш убирается с вами, обязательно хвалите его, искренне радуйтесь его успехам. Если ребенок проявляет инициативу, не подрывайте его уверенность в себе. Даже если вы считаете, что можете сделать лучше и, на ваш взгляд, правильнее, не переделывайте то, что сделал ребенок.

Старайтесь не прибегать к наказаниям или приказному тону. Такие действия могут возыметь эффект, но они прививают стойкую нелюбовь к уборке, которая может стать большой проблемой в дальнейшей жизни.

Варианты положительного подкрепления с помощью подарков, разрешения посмотреть мультики и т. д. также очень нежелательны, так как формируют зависимость. Привычка получать награду за действия не влияет на появление внутренней мотивации, ведь важно, чтобы впоследствии ребенок хотел убираться сам и без поощрений.

Видео по теме

Разбросанные по всему дому игрушки - привычная обстановка в квартире молодых родителей. Ребенок не видит смысла в уборке, ведь игра продолжается весь день, а доставать игрушки из шкафа - это так скучно.

Инструкция

Не повышайте голос. Крики и ругань вряд ли помогут в этом деле, воспитание вообще не должно сводиться к тирании. Помните, что накричав на своего ребенка, вы, конечно, заставите его убрать игрушки, но не поможете осознать необходимость этого процесса.

Объясните ему, зачем нужно прятать игрушки в шкаф. Мама может поговорить с дочерью о том, что ей нужна помощь в хозяйстве, и она уже достаточно взрослая, чтобы в этом участие. Папа доступно объяснит сыну, что мама не может успевать в одиночку следить за всем домом, и обязанность - не загрязнять дом для облегчения ее работы.

Превратите в игру. Нет ничего лучше, чем продолжить игру, а не заниматься скучной уборкой. Например, вы можете отправиться в лес за грибами. Грибами в данном случае будут разбросанные игрушки. Либо скажите ребенку, что в завелся противный , который ворует по ночам чужие игрушки. Поэтому их непременно нужно убирать на место после игры.

Создайте домик для игрушек. Их не обязательно закрывать в шкафу, устройте для детских принадлежностей свой уголок. Расскажите ребенку, что в этом домике живут все игрушки, и выходят они только для того, чтобы с ним поиграть. После этого их необходимо возвращать обратно, иначе они могут заблудиться и потеряться на пути.

Сделайте акцент на том, что убирать за собой вещи может только взрослый человек. Эти слова действуют на детей магически, ведь им так хочется побыть взрослыми! Попросите его после окончания игры вести себя как взрослый человек, и это моментально подействует.

Обратите внимание

Если ваши просьбы не доносятся до сознания ребенка, стоит задуматься о том, что родительский авторитет для него просто не существует. Работайте над этой проблемой, и в будущем вы сможете избежать многих других.

Полезный совет

Изначально стоит показывать уборку на своем примере. Ведь если ваши вещи раскиданы по дому, то ребенку просто не с кого брать пример.

Рано или поздно возникнет вопрос – как научить ребенка убирать за собой игрушки? Это важный навык, и лучше всего обучить этому навыку до поступления в детский сад. Почему? В детском саду в обязательном порядке необходимо складывать игрушки, стульчик и одежду. Кроме того, такая аккуратность – очередной плюс к самостоятельности. Самый лучший возраст для того, чтобы научить ребенка убирать игрушки – от полутора до трех лет. Замечательно, если это перерастет в своеобразный семейный ритуал или традицию. Конечно же, каждый ребенок по-своему уникален, но, тем не менее, есть некоторые общие рекомендации, которые будут полезны.

Инструкция

Ребенка необходимо учить на собственном примере, то есть и сами родители должны содержать свои вещи в порядке. Помните, что дети любят повторять за вами.

Начинайте убираться вместе с ребенком. В первый день он может убрать одну игрушку, а вы – все остальные. Постепенно увеличивайте количество игрушек, которые нужно убрать ему, и наступит день, когда игрушки будет убирать он.

Если ребенок вечером играет, лучше закончить игру до того, как он устанет, чтобы у него еще были силы для уборки.

Попробуйте убирать игрушки с фантазией. Например, если ваш ребенок любит слушать музыку, можно ее включить и убираться под нее. Или предложите ему убрать игрушки, чтобы они отдохнули. Также интересно устроить соревнования между вами и ребенком – кто быстрее и больше уберет игрушек.

Оборудуйте в комнате «коробку-жадину». В нее необходимо складывать все игрушки, которые ребенок не убрал, и выдавать их только через неделю, объясняя это тем, что «ты не убрал эту игрушку, значит, она тебе не нужна, поэтому она на тебя обиделась».

Помните, что игрушки необходимо убирать каждый день, а не только тогда, когда настроение хорошее.

Приобретите сразу же несколько ящиков для разных игрушек и ярко разукрасьте их. В таком случае у каждой игрушки будет свое место.

Каждый раз хвалите ребенка за то, что он убрал игрушки самостоятельно.

Правильно беседуйте с ребенком и давайте ему понять – не он вам, а вы ему помогаете убирать игрушки.

Обратите внимание

Наберитесь терпения, ведь сразу ребенок не научится самостоятельно убирать свои игрушки. Занимайтесь уборкой в игровой форме и вырастите прилежного и аккуратного ребенка.

Полезный совет

Есть также и несколько рекомендаций по тому, чего не надо делать. Не надо насильно заставлять ребенка убирать игрушки; не надо на него кричать; не стоит как-то поощрять ребенка и, тем более, это обещать, ведь тогда он начнет перед каждой уборкой задавать вопрос: «А что ты мне за это дашь?». Это уже вымогательство или принцип «дашь-на-дашь».

Конечно, готовых способов, которые помогут приучить вашего ребенка убирать игрушки не существует. Каждая мама опирается на собственный опыт и советы близких людей. Самое главное, что нельзя делать – это кричать на ребенка и силой заставлять его убирать игрушки.

Все дети любят повторять за своими родителями, поэтому лучше всего научить ребенка на собственном примере. Поэтому необходимо, чтобы все ваши вещи были в порядке. Начинайте убирать игрушки вместе с ребенком. В первый день ребенок может убрать одну или две игрушки, а вы соберите все остальное.

Со временем количество игрушек будет увеличиваться. Помогать ребенку необходимо до тех пор, пока он самостоятельно не будет справляться с уборкой. Важно каждый день проводить уборку, а не от случая к случаю, ведь это может войти в привычку.

Лучше всего проводить уборку с ребенком в игровой форме. Например, можно устроить соревнование, определить сладкий приз, который достанется тому, кто соберет больше всего игрушек в коробку.

Или укладывайте спать игрушки в коробку, машинки ставьте в гараж и т. д. Если позволяет место в квартире, то заведите сразу несколько ящиков для разных игрушек и придумайте сказку, благодаря которой ребенок поймет, почему необходимо убирать игрушки именно туда.

Например, можно сказать, что все игрушки ночью разговаривают между собою. Необходимо, чтобы ребенок принял условия вашей игры и выполнял их. Если ребенок не хочет выполнять условия игры, то заведите «жадную коробку», в которую вы будете убирать его любимые игрушки и выдавать их раз в неделю.

Если ребенок все правильно делает, обязательно его похвалите.

Видео по теме

Большинство и наверняка все мамы и папы сталкивались с ситуацией, когда ребенок тянется к «взрослым» предметам зачастую находящиеся в квартире или доме, где живет ребенок. Именно в таких ситуациях за малышом нужен глаз да глаз, чтобы он не трогал те, вещи, которые ему могут быть опасны. Ребенок, в зависимости от возраста, находится на разных стадиях развития. Трогая мобильный телефон мамы или папы, пытаясь добраться до чашки, разливая воду из миски домашней кошки, ребенок, таким образом, знакомится с окружающим миром, изучает его, пробует на вкус.

Прежде всего, запаситесь терпением и ловкостью движений, чтобы, во-первых, не кричать на малыша, а во-вторых, очень быстро забирать, то, чем карапуз может пораниться или обо что удариться. Ситуации, в которых ребенок тянется к тому, что ему как бы еще рано множество, рассмотрим наиболее распространенные.

Ребенок тянется к мобильному телефону или компьютеру

Если у вас дорогостоящий телефон возьмите себе более простую модель, либо держите крепче. В качестве отвлекающего маневра ребенку можно купить игрушечный обучающий телефон, модели которого, в том числе, имеются, не слишком красочные, и максимально копирующие внешний вид самого современного смартфона.


В случае если ребенок не принимает игрушку, позволяйте ему играть настоящим мобильным телефоном, например, на ковре или мягком диване. Ноутбук лучше всего прятать, а также купить ребенку игрушечный планшет или ноутбук.

Игры на кухне и в ванной

Заранее убирайте все колющие и режущие предметы в такие места, откуда ребенок не сможет их достать. Не стоит забывать о кипящем , который следует также отодвинуть как можно дальше. На передовую следует выставить тарелки, чашки, стаканы, в идеале, не бьющиеся. Дети обожают играть с водой, наливая ее в чашки и стакана, макаронными изделиями, насыпая их в сухом виде, в тарелки. Ведь не следует забывать, большинство малышей копируют поведение взрослых. Мама моет посуду и готовит еду, карапуз повторяет в игре практически то же самое. Полагаем, стоит ему позволять такие игры: во-первых, ребенок развивается, во-вторых, это поможет в становлении будущего маминого помощника.

Одежда мамы и папы - тоже игрушки

В этом случае, лучше несколько предметов одежды отдать ребенку в постоянное пользование для игр. Для остальной одежды, которая аккуратно висит в шкафу, и может использоваться ребенком в игре, нужно договориться с малышом, объяснив, что вы не против, но не нужно портить вещи. Акцентируйте, что вещи после игры нужно собрать и положить на место. Этим вы разовьете ответственность у ребенка, а также порядок в уборке своих игровых принадлежностей. В свою очередь, можно поиграть с ребенком в показ мод, магазин, дизайн-ателье, что очень важно для развития образного мышления и творческих способностей.

Ребенок не хочет играть с привычной кукольной посудой и ведерками

Не выбрасывайте бутылочки из-под шампуня, баночки от крема, прочие флаконы и емкости. Тщательно промойте их и отдайте ребенку для игр. Сразу обращайте внимание малыша на том, что это предмет, которым пользуется мама и папа. В большинстве случае кроха заинтересуется, предложенными ей предметами, а вы будьте рядом, чтобы придумать с ребенком как можно больше игр.

Не ругайте ребенка, если он приносит с улицы камушки, каштаны, желуди, листья и т. п.

Все то, что ребенок принес домой с улицы, следует тщательно промыть с антибактериальным мылом. Следите, чтобы это не были предметы, о которые можно удариться или пораниться. Найдите для всех найденных на улице предметов отдельную коробочку или емкость, куда ребенок с радостью это сложит. Не поленитесь ему объяснить, что представляет каждый предмет, где он растет и зачем он нужен. Этим вы расширите кругозор малыша и докажете еще раз крохе свое внимание.


Однозначно, предметов, которые вызывают у ребенка желание достать, потрогать, понюхать и попробовать бесконечное множество. Поэтому ни на секунду не стоит забывать о безопасности малыша.


Видео по теме

Сегодня мы расскажем вам о самом рациональном и мудром способе того, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки, ведь у большинства детей уборка — далеко не самое любимое занятие.

Современные магазины предлагают нам множество разных интересных и забавных игрушек для наших детей. Мы, желая доставить радость своим дочкам и сыночкам, покупаем им всех этих кукол, конструкторы, машинки на радиоуправлении, мягких зверей и роботов, а потом с умилением смотрим, как малыши радуются, играя с новыми красивыми игрушками.

Как мотивировать ребенка убирать игрушки

Однако наряду с умилением у молодых мам часто возникает проблема: разбросанные по всему дому игрушки, валяющиеся под ногами. Вдоволь наигравшись, чадо бросило разноцветные фигурки и пошло по своим делам, а в доме из-за этого моментально воцарился самый настоящий хаос.

Постоянно складывать все эти вещи по местам за ребёнком маме или обоим родителям бывает очень тяжело, поэтому рано или поздно каждая родительница начинает задаваться вопросом, как же приучить свое дитя убирать за собой игрушки?

В нашей статье мы постараемся ответить на этот вопрос и предложить вам действенные психологические методы «приобщения» вашего ребёнка к уборке своих игрушек, причем не заставляя, а правильно мотивируя его, чтобы он делал это без напоминания и с удовольствием.

Превратите уборку в игру

Объяснять маленькому ребёнку, что убирать игрушки по местам – это «важная обязанность» или «его долг», чтобы «помочь замученным на работе родителям» — занятие бесполезное. Хотя бы потому, что он не знает, что такое долг и обязанность, соответственно, понятия не имеет, зачем делать то, что ему не нравится и не доставляет удовольствия. Единственный способ привлечь ребёнка к уборке игрушек – показать, что это весело и очень интересно, причём не менее увлекательно, чем играть с игрушками.

Поэтому постарайтесь включить фантазию и преподнести своему чаду уборку его игрушек и вещей как занимательную и интересную игру! К примеру, объясните сыну или дочери, что игрушки устают так же, как и дети, поэтому их тоже следует укладывать спать в специальные места, где они смогут хорошо выспаться.

Например, предоставьте отпрыскам раскрашенные в разные цвета и оформленные в виде домиков коробки, устройте в ящиках импровизированную постель для кукол. Тогда дети будут складывать игрушки в эти коробки и ящики, будто бы продолжая играть, и процесс уборки не будет их напрягать.

Или, к примеру, возьмите цветной пакетик для мусора, дайте его ребёнку и предложите ему собрать как можно больше поломанных и ненужных ему игрушек за пять минут. Объясните ему, что сломанные игрушки стоит отпустить на свободу, чтобы потом на их место пришли новые. Думаю, ребёнок не останется равнодушным!

Варианты подобных «игровых уборок» могут быть разными, вам стоит лишь приложить фантазию.

Награда и одобрение — лучший мотиватор для детей

Запомните и ещё кое-что: в данных «развивающих играх» вам следует всегда хвалить ребёнка после того, как он выполнил свою задачу, так как именно одобрение родителей является лучшим мотиватором для детей.

И, естественно, вместо того, чтобы силой заставлять ребенка убирать за собой игрушки, лучше каждый раз обращайте внимание на то, что у него очень хорошо получилось : отметьте, как он замечательно расставил игрушки по местам и сколько сломанных и ненужных вещей смог собрать за пять минут. Такой подход позволит закрепить в голове вашего ребёнка положительное отношение к уборке игрушек.

В качестве награды предложите чаду полезное яблоко, банан или грушу, либо прогулку в парке, а может быть, чтение вслух интересной книжки. Не следует награждать ребёнка конфетами или печеньем (это может повредить здоровью), целым днём сидения за компьютером (как вы знаете, современные дети разбираются в электронике получше родителей, да и времяпрепровождение у компьютера также не слишком полезно для здоровья) или перед телевизором, чтобы ненароком не привить сыну или дочери вредных привычек.

Ещё один важный момент: как мы говорили в прошлой статье, привычку к чистоте надо прививать сначала именно себе, так как ребенок берет пример с родителей , поэтому себя вам также следует вознаградить после того, как вы убрались в квартире. Съешьте полезный фрукт вместе с ребёнком, попейте чаю, погуляйте вместе, посмейтесь. Закончили уборку – значит, пришло время наградить себя.

Действуя таким образом, вы сможете привить детям привычку вознаграждать и поощрять себя самостоятельно, что обязательно пригодится им в жизни.

Не требуйте от ребёнка идеальной уборки

Частотная ошибка, совершаемая практически всеми родителями – это критика и замечания, обращённые к своему чаду во время уборки игрушек, Понимаю: именно так нас и воспитывали наши мамы и папы, преследуя при этом самые благородные цели – побудить нас развиваться, научить самосовершенствованию.

Однако подобный подход даже у взрослых людей в большинстве случаев вызывает отнюдь не желание сделать что-либо лучше, чем прежде, а провоцирует полную потерю интереса к какому-либо делу.

По мнению ребёнка, если, как бы ты ни старался убраться в комнате, раз за разом ничего не получается, и вместо похвалы ты слышишь критику и постоянные нравоучения, то какой вообще толк в уборке игрушек? Всё равно ведь родители не будут довольны. Когда не убираешься – они ругаются, когда убираешься – тоже ругаются. Зачем прикладывать какие-либо усилия, если результат всегда один?

Так считает любой нормальный ребёнок, да и сами бы вы так считали, если бы вас постоянно кто-то тыкал в ваши ошибки и стоял над душой во время уборки. Вспомните, нравится ли это вам, и сделайте вывод.

Критикой и вашим стремлением довести все до идеала вы добьётесь только потери интереса вашего сына или дочери к уборке игрушек, а впоследствии – и квартиры в целом. А кому понравится за то, что он сделал, получать неприятности?

Не следует заякоривать (делать привычным) в голове вашего чада мысль «уборка игрушек=критика, ругань, замечания», иначе этот процесс станет для него сущим наказанием. А заодно и для вас, так как в этом случае вам уж точно понадобиться именно заставлять своего ребенка убирать игрушки, на что вы потратите куда больше времени и нервов, да и отношения с ним испортите.

Как не отбить у ребенка желание помогать по дому

И уж тем более, чтобы не отбить у ребенка желание помогать вам по дому, ни в коем случае не стоит сравнивать его с другими, особенно не в его пользу . Раз и навсегда забудьте фразу: «А вот тёть Наташина Олечка убирает за собой игрушки сама, ей не нужно лишний раз об этом напоминать!» Я и сама помню, какое огромнейшее раздражение в детстве вызывали у меня подобные фразы.

Однажды я даже ответила маме: «Если тебе так нравится эта Олечка, так возьми и удочери её!» Мама, конечно, была в ярости, потому что «проверенный временем» приём не сработал. Но если бы она обратила внимание на то, что это не работает, то смогла бы, наверное, более продуктивным способом приучить меня к чистоте и порядку.

Пусть ваше чадо время от времени забывает убрать свой паззл в коробку, оставляет кусочек конструктора на полу и сваливает запчасти от своего робота в ящик для мягких игрушек – не нужно его ругать за это, не нужно обвинять в лени и нежелании помогать вам. Наоборот – поддержите ребёнка, поблагодарите его, похвалите за то, что он делает очень полезное и интересное дело, и тогда ему обязательно захочется помочь вам в следующий раз, и сделать это ещё лучше.

На этом мы с вами прощаемся. Наш портал саморазвития и самосовершенствования искренне желает вам, чтобы ваши детки сами убрали за собой игрушки, помогали вам с уборкой по дому (как это сделать, мы рассказывали в прошлой статье) и делали это только с удовольствием, а, повзрослев, сами смогли бы запросто поддерживать порядок в доме, не испытывая негативных эмоций к уборке.

Мы очень надеемся, что у вас хватит мудрости и организованности применить наши советы на практике, так как это будет еще один большой шаг к вашему индивидуальному саморазвитию и счастью. Давайте вместе будем шагать дальше! Ждите новых и интересных статей , и отдельно, и даже взрослых! И не забудьте прочесть первую часть данной статьи, о том .

(9 голосов : 4.2 из 5 )

О том, почему дети не хотят убираться и как превратить уборку в развивающее занятие. «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.» Святитель Филарет, митрополит Московский (с)

«Ребенок играл и в какой-то момент необходимо убирать игрушки. Многие родители стараются с раннего детства приучить малыша убирать игрушки и многие при этом терпят фиаско. Попробуем разобраться почему. На мой взгляд, самый сажный важный момент при приучении ребенка к убиранию игрушек – это количество игрушек у современных детей и организация их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы девочек тоже регулярно общаются. Мама Кати постоянно жалуется, что Катя не убирает игрушки и маме каждый вечер приходится делать уборку вместо Кати. У Олиной мамы такой проблемы нет.

Давайте заглянем домой к каждой девочке и посмотрим, что же происходит вечерами.

У Кати много замечательных игрушек. Целый игрушечный рай. Из-за изобилия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки аккуратно хранятся в больших коробках в детской комнате. Точнее, так хотелось бы маме. В идеале. В реальности дела обстоят так. Каждый вечер Катя и мама перед сном начинают убирать игрушки. Точнее, Катя продолжает играть, а мама бессистемно заполняет пустые контейнеры игрушками и закрывает крышками. В одну коробку попадают и кубики, и куклы, и набор доктора. В другой коробке мы найдем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пирамидки и т.д. Комната приобретает внешне опрятный вид. Десяток больших разноцветных контейнеров аккуратно стоят по периметру комнаты. Утром Катя начинает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому просто вываливает игрушки из каждого контейнера на пол. Комната начинает напоминать свалку. Катя роется в игрушках, ее внимание переключается от одной игрушки к другой.

В чем же проблема? Мама организовала пространство жизни девочки без учета особенностей ребенка. Давайте представим себе, что кто-то другой «помог» вам с организацией хранения ваших вещей. Вам выделили много симпатичных коробочек и хаотично сложили туда ваши вещи: в первую коробку сложили джинсы, часть нижнего белья, свитера, во вторую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не знаете, что и где у вас лежит. Поиски нужной вещи занимают массу времени. Вам хочется разложить все аккуратно, но обилие вещей затрудняет наведение порядка. Готовы ли вы каждый день аккуратно убирать в шкаф свои вещи, если их каждый день будут снова выбрасывать на пол? Хватит ли у вас на это сил? Скорее нет, чем да. Точно так же происходит и с Катей. Количество игрушек у девочки настолько велико, что ей не хватает энергии их убрать. Именно поэтому это приходится делать маме.

А что же с Олей?

У Оли немного игрушек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор доктора, машинка, конструктор, пирамидки. С первого взгляда может показаться, что в Олиной комнате шкафов больше, чем игрушек. Действительно, существенную часть комнаты занимают невысокие стеллажи, на которых аккуратно разложены игрушки. Куклы сидят на полке, некоторые игрушки лежат в пластиковых ящичках или корзиночках, конструктор в коробке. Оля помнит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама никогда не перекладывает вещи девочки. Поэтому Оля никогда не тратит время на поиски. Она просто достает с полки то, что ей нужно. А после игры убирает. Да, иногда оказывается убрано не все, иногда некоторые детали закатываются под кровать. Бывает, что мама Оли в отсутствие тратит немного времени на то, чтобы разложить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется странным, что Оля убирает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего странного. У каждого ребенка есть внутренняя тяга к порядку. Она даже сильнее, чем у взрослого. Но взрослый способен сам организовать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все всегда лежит на своих местах, и он может найти нужную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка перемещаются, как в случае Кати, то ребенок не живет в состоянии порядка. Поэтому задача родителей – организовать пространство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было большого количества игрушек, чтобы каждая игрушка имела свое место. Тогда ребенок сможет поддерживать порядок.

Отдельно стоит поговорить и о различных родительских притязаниях и требований. Всегда ли требования родителей адекватны и всегда ли ребенок может их выполнить?

Вера (3 года) очень любит рисовать. Она часами может сидеть за столом и рисовать. Вера очень любит цветные рисунки и у нее отличное цветовое восприятие, она очень тонко чувствует оттенки. Поэтому Вере покупают очень большие наборы карандашей, по 30-50 штук. Обычно Вера организовывает свое рабочее пространство так: выкладывает перед собой все карандаши, которые у нее есть и рисует. У девочки есть специальная полка, где хранятся альбомы, подставки с карандашами и краски. После рисования Вера обычно ставит карандаши в стаканчик, убирает альбом. Но Вериному папе не нравится сам процесс организации рисования. Его раздражает стол, заваленный карандашами. Он говорит: «Неужели трудно держать карандаши в стакане? Ты рисуешь одним карандашом! Нужно брать один карандаш, рисовать, ставить его в стакан и брать другой. А так у тебя на столе бардак», — возмущается папа. Вера старается угодить папе. Она ставит перед собой стакан, но потом карандаши все равно оказываются на столе: так ей удобнее выбирать. А папа сердится.
Что мы видим в этом примере? Требования, которые не только не соответствуют возрасту ребенка, но и противоречат здравому смыслу. Проблема скорее в педантичности папы, чем в Вере. Именно папе стоит пересмотреть свои взгляды в сторону меньшего стремления к всеобщему порядку».

Трудолюбие через игру

Есть еще варианты, как превратить непосредственно процесс уборки в игру. Учитывая психологические факторы, не стоит также забывать о возрасте и доступных игровых методах в целях воспитания трудолюбия. Используя немного фантазии, можно научить ребенка поддерживать порядок без выработки негативных ассоциаций к процессу уборки.

Сюжетно-ролевые игры.

Игра — это и приятно и полезно для детей. Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец.техники выполнять свое задание может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.

Изобретения.

Креативный способ вызвать интерес – придумать полезные изобретения для уборки. Это может быть что угодно из подручных материалов. Например, из ненужной картонной коробки можно сделать реактивный самолет по сбору игрушек. Ковром-самолетом, который собирает всякие мелочи, может стать кусок картона. Такой способ развивает творческое мышление, расширяет кругозор, ведь необходимо придумать что-то новое и полезное.

Время объявлений.

Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутинную обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно объявлять время уборки конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку – и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно – можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными заданиями с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т.д.

Квест, а не ультиматум.

Любимое родительское «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест.

Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.

Семейные субботники.

Можно завести общие семейные субботники. Например, генеральной уборкой заниматься всем вместе, чтобы не только мама, но и все члены семьи подключились. Таким образом, дети будут чувствовать себя частью клинингового процесса, а не наблюдателями со стороны. Ежедневно можно взять за правило уборку 10-минутку перед ужином, например.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.

Награды.

Какую бы игру вы не выбрали, не забывайте о похвале и наградах. Конечно, мотивация уборки ради мультиков или конфет не педагогична. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью – наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно копить и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.

Разумность в воспитании, о которой говорил Святитель Филарет, должна быть и в деле приучения к труду. Конечно, маленьких детей проще увлечь игрой, и необходимо это делать, потому что лучше так, чем ультиматумы, наказания и выработка негативных ассоциаций вкупе с потраченными нервными клетками родителей. К тому же игры развивают фантазию и логику, так или иначе учат системному мышлению и аккуратности. Однако дети растут, и понятие игры должно постепенно заменяться понятием ответственности. Порядок и уборка игрушек, а затем и личных вещей, а затем и остального дома должны стать ответственным делом, и, в конечном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в раннем детстве это будет ради очков и наград. Но взрослея, ребенку полезно будет понять, что трудится он не только для себя, но и для окружающих. Посеянные зерна трудолюбия в детстве обязательно дадут добрые плоды в будущем.

Поделиться: