Ребёнок не хочет жевать твёрдую пищу. Как решить проблему? Как научить ребенка жевать кусочки пищи

В короткий срок отучить ребёнка от готовых смесей и грудного молока получается далеко не у всех родителей. Малыш с подозрением относится к предложенной ему взрослой пище. Он не привык пережёвывать твёрдую еду, прикладывая для этого усилия. Новые продукты, которые нужно пережёвывать, прежде чем проглотить, оказываются выплюнутыми. Родители хватаются за голову, наблюдая за капризами своего чада. Появляется страх , что ребёнок недополучает полезные вещества и витамины, так необходимые для полноценного развития растущего организма. Как приучить ребёнка к твёрдой пище и существуют ли какие-нибудь уловки, которые помогут малышу научиться жевать?

Почему процесс жевания пищи так важен?

Помочь ребёнку овладеть жевательным навыком крайне важно. Причём заняться этим следует с раннего возраста. Регулярные развивающие мероприятия , связанные с пережёвыванием твёрдой еды обеспечивают:

Причины возникновения проблем с жеванием

Дети, которые приучены получать только жидкую еду , не сразу начнут воспринимать пищу более плотной консистенции. Чаще всего они стараются выплюнуть незнакомый продукт, отворачивают голову от ложки или начинают плакать. Выделяют несколько факторов , которые пагубно сказываются на рефлексе у малышей:

Существуют причины , связанные с состоянием здоровья, которые накладывают отпечаток на умение малыша воспринимать твёрдую еду:

  • Патологии дыхательной системы (полипы или респираторные заболевания, вызывающие заложенность носа).
  • Слабый мышечный тонус, в частности мышц языка.
  • Плохая чувствительность. Дети практически не ощущают вкус пищи во рту.
  • Врождённые патологии и дефекты в полости рта, требующие хирургического вмешательства.

Для того чтобы дети с отклонением в развитии научились жевать пищу, им требуется квалифицированная медицинская помощь.

Как приучить к твёрдой пище: этапы перехода

Переводя малыша с жидкой и полностью однородной еды на твёрдую, следует придерживаться определённой последовательности. Сперва жидкие блюда превращают в полужидкие, а после - в вязкие и густые. Вдобавок к этому пюреобразная пища сначала мелко измельчается, а затем разделяется на средние и крупные кусочки.

Под термином «жевание» подразумевают в первую очередь не сам процесс измельчения пищи зубами, а главным образом формирование жевательного рефлекса у ребёнка. Необходимо научить его сознательному проталкиванию пищевого комка по пищеводу. Однако злоупотребление готовыми детскими смесями ведёт к тому, что жевательный навык формируется с запозданием.

Питание, предназначенное для новорождённого, не совсем подходит для ребёнка, у которого вот-вот прорежутся первые молочные зубы. Это как раз тот самый период, когда закладывается механизм полноценного пережёвывания твёрдой пищи. Именно этим объясняется постоянное желание детей тянут в рот всё, что ни попадя. Главное, не проморгать этот момент.

Ребёнок должен понять, как правильно поступать с твёрдыми продуктами питания, поэтому вместо резиновой соски пускай грызёт что-нибудь наподобие бублика. Сформированный в раннем возрасте жевательный рефлекс - гарантия того, что проблемы с переходом на твёрдую пищу будут сведены к минимуму. Не должно смущать, что сухарик или корочка хлеба - отнюдь не самые полезные продукты для детского организма. Для выработки жевательного рефлекса - это незаменимые помощники.

Как помочь ребёнку развить жевательный рефлекс с помощью игры?

Нет ничего проще, чем наглядным примером показать малышу, как нужно жевать пищу. Можно попробовать положить в блюдо несколько разноцветных овощей и фруктов. Ребёнка заинтересуют яркие кусочки банана, киви, яблока, морковки, огурца и помидора. Напевая весёлую песенку, взять одну дольку и закинуть себе в рот. При этом необходимо поддерживать с ребёнком контакт: разговаривать, улыбаться, качать головой.

Малыш должен поверить, что мама в восторге от проглоченного лакомства. Ему сразу же захочется повторить те же самые действия: взять с тарелки еду, положить в рот и попытаться прожевать. Такая поведенческая модель присуща для всех детей: они часто копируют взрослых. Подобная процедура повторяется несколько раз. Ребёнок будет увлечён процессом , поскольку для него это интересная игра, позволяющая лучше познакомиться с окружающим миром, открыть для себя новые вкусы.

По мнению логопедов, дети быстрее научаться жевать, если предложить им выполнить специальное упражнение. Оно направлено на преодоление страха попадания в рот грубой пищи. В стерильную марлю заворачивают кусочек фрукта или овоща, после чего кладут в рот ребёнку. Перегоняя в ротовой полости кусочек яблока или груши, малыш подключает к этому процессу, помимо языка и дёсен, ещё и зубы. Несмотря на то что упражнение довольно элементарное , оно даёт хороший результат, так как во время жевательных движений активизируется слюноотделение и жевательный рефлекс.

Популярный педиатр Евгений Комаровский рекомендует всем семейным парам, перед которыми стоит задача научить ребёнка жевать, выполнять следующие приёмы:

Итак, чтобы приучить ребёнка жевать твёрдую пищу , родители должны продемонстрировать изрядную выдержку и настойчивость. Развивать жевательный рефлекс лучше с самого раннего возраста, как только у малыша начнут пробиваться зубы. Тем не менее не случится катастрофы, если поставленная цель будет достигнута в более позднем возрасте. Недопустимо, чтобы приём пищи регулярно сопровождался порицанием. Невзирая ни на что, всегда должен сохраняться дружелюбный настрой, ведь ребёнок не виноват, что ему не даётся всё сразу.

Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

Из этой статьи вы узнаете

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание - жизненная необходимость. Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание - это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло - за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки. Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

В каком возрасте ваш ребенок учится жевать?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Как научить жевать и глотать

Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

  1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
  2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля. Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.
  3. В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.

Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.

А вот, что советует доктор Комаровский:

Еще несколько хитростей

  • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
  • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
  • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
  • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
  • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.д.
  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей - лучший двигатель прогресса.

Важно! Заставлять есть насильно равнозначно издевательству над карапузом. По мнению доктора Комаровского, малоежек нужно оставить в покое на пару дней. Они сами прибегут на кухню с просьбой покормить. А настойчивость родителей в вопросе кормлений: их частоты, объемов съедаемой порции - провоцирует капризы и инфантильность.

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Многие молодые мамы сталкиваются с неожиданной проблемой — как научить ребенка жевать? Заботливо перетертые овощные и фруктовые пюре малыш принимает с удовольствием не потому, что они вкуснее. Он просто к ним привык! Что делать, если зубки уже появились, а жевательные навыки пока не сформировались?

Многие неопытные мамочки упускают момент развития жевательных навыков у грудничка, а потом удивляются, почему уже двухлетний малыш выплевывает твердую еду! Приучить двухлетнего ребенка жевать довольно проблематично, но вопрос не только в этом.

Отсутствие жевательного рефлекса или слабый артикуляционный тонус (неактивные мышцы лица) грозит довольно серьезными проблемами в развитии малыша.

Польза вовремя закрепленного жевательного рефлекса:

  • крепкие зубки;
  • сбалансированная работа ЖКТ;
  • четкая артикуляция;
  • полноценное психическое развитие.

Несвоевременное развитие жевательного рефлекса приведет к формированию неправильного прикуса, что неизбежно скажется на изменении овала лица. Молоденькие зубки без дозированной нагрузки на десны могут выпадать.

Если кишечник будет перерабатывать лишь пюреобразную пищу, это приведет к вздутиям животика и запорам. Если ребенок будет есть только такую пищу, которую можно спокойно проглотить, организм не сможет вырабатывать необходимые ферменты. Для правильного формирования ферментов пища должна обильно смачиваться слюной, а это невозможно при простом проглатывании пюре и каш!

Неумение жевать, глотать и есть твердую пищу до года неизбежно приведет к проблемам речи.

Логопеды связывают задержку развития речи или ее отсутствие с несвоевременно выработанным жевательным рефлексом. Малыш молчит, потому что ему трудно проговаривать некоторые звуки из-за сниженного артикуляционного тонуса.

Привычка есть только протертую пищу закрепляет навык лености. Ребенок не умеет трудиться, ему не хочется жевать! Вот уже малышу год, второй пошел — а он все еще на кашах и пюре. Мамочки объясняют это жалостью к малышу, стремлением облегчить ему жизнь! Но так ли это? Может, мама себе облегчает жизнь, сокращая время на приготовление и прием пищи малышом? В результате кроха научится манипулировать родителями, почувствовав слабинку. А это уже серьезный сигнал: капризы лишь увеличатся с взрослением и могут аукнуться в подростковом возрасте «бунтом против родителей».

Что будет, если давать малышу до года резиновое или силиконовое колечко, а не твердые кусочки пищи «почесать десны»? У него не выработается жевательный рефлекс, и пищевод не приучится принимать и переваривать твердую пищу. Колечко малыши тоже грызут и кусают активно, но не связывают это с приемом пищи. Колечко не вкусное, его нельзя проглотить!

Почему малыш не умеет жевать

Кто научит кроху жевать, как не родители? Но молодые мамы и папы либо не знают, как научить ребенка жевать, либо пускают все на самотек. Причины неумения деток жевать:

  1. кормление из баночек;
  2. использование блендера;
  3. резкий переход на «твердое» питание;
  4. раннее прекращение грудного скармливания;
  5. упущенное время.

Фирмы, выпускающие детское питание, всегда указывают, для какой возрастной категории предназначен продукт. С увеличением возраста ребенка уплотняется консистенция пюре и каш. Однако молодые мамочки не задумываются о том, чтобы взглянуть на рекомендации производителей. А ведь смеси для годовалого малыша (и даже раньше) содержат в своем составе уже твердые комочки пищи.

Использование блендера для приготовления быстрого и вкусного обеда — благо и наказание цивилизации. Маме ведь так удобно: через минутку вкусное пюре готово! Такое загляденье наблюдать, как кроха поглощает ложечку за ложечкой. Вот и насытился! Это так, но жевательный рефлекс не вырабатывается.

Другой ошибкой молодых мам является резкий перевод малыша до года на твердую еду. Это стресс для крохи, ведь он привык к определенному легкодоступному рациону и научился быстро глотать мягкие пюре и каши.

Чтобы приучить жевать твердые кусочки, нужно постепенно замещать кашки твердыми продуктами. Сначала на четверть, потом на треть и так далее.

Раннее прекращение грудного вскармливания атрофирует мышцы лица (артикуляционный тонус) и приучает добывать еду легким усилием. Чтобы получить молочко из материнской груди, кроха активно трудится, работает мышцами щек и челюстью. Получение молочка из бутылочки не требует никаких усилий! Все это приводит к выработке неправильных рефлексов.

Упустить время закрепления жевательного рефлекса — нажить себе проблемы с кормлением ребенка. Он будет отказываться есть пищу в твердом состоянии. Важно не упустить правильное время и давать крохе жевать не резиновую грушу «почесать десны», а кусочек печенья или яблочка. Если ребенку уже исполнился год, это будет сделать гораздо сложнее.

Когда начинать учить жеванию

Малыш сам подсказывает родителям, когда пришла пора есть твердую пищу: в это время он начинает тянуть в рот все, что попадает под руку. Молодые мамы думают, что у ребенка просто чешутся десны. Но это не совсем правильно! Именно в это время малыш готов принимать пищу твердой консистенции.

Что дать малышу в ручки в это время? Хорошо подойдет печенье, бублики или сухофрукты. Эту пищу многие мамы дают деткам до года, и правильно делают! Некоторые мамочки боятся, что ребенок может подавиться или проглотить пищу целиком. Но это напрасные опасения. Малыш крепко держит в ручке вкусное печенье и с удовольствием «мусолит» его деснами.

Обязательно давайте крохе печенье, сушку или сухарик, чтобы постепенно замещать сосательный рефлекс жевательным. Это необходимо делать еще до появления первых зубиков: ведь молочными зубками малыш не жует, а кусает. Жевать он должен учиться деснами.

В возрасте 4-7 месяцев природная любознательность будет хорошим помощником в закреплении жевательного рефлекса: грудничок все тянет в рот, и в это время мама дает ему кусочки яблочка или печенья.

Во время жевания деснами малыш учится:

  • делать боковые движения язычком;
  • продвигать язычком пищу к зубкам;
  • глотать пережеванное.

До года кроха должен полностью овладеть искусством справляться с твердыми кусочками пищи и есть самостоятельно. Но это не произойдет само собой: родители должны вовремя помочь малышу.

Учим взрослого малыша

Специальной методики обучения грудничков жеванию не существует, ведь этот процесс запрограммирован самой природой.

Первый жевательный рефлекс появляется у крохи уже на четвертом-пятом месяце жизни, а вовсе не в год! Если в это время не приучить малыша есть твердые кусочки, жевательный рефлекс будет не закреплен.

Как научить ребенка жевать, если вы упустили нужный момент? Чем раньше мама спохватится и начнет исправляться, тем лучше. Рекомендации по обучению деток жеванию не сложные:

  1. Давайте малышу играть ложкой, пусть привыкнет брать ее в рот самостоятельно.
  2. Разминайте пюре из фруктов и отварных овощей вилкой, а не блендером: малыш будет привыкать к небольшим кусочкам еды и жевать их.
  3. Если вы пользовались блендером для приготовления блюд, не переходите резко на размельчение пищи вилкой: постепенно замещайте пюреобразную еду размятой с помощью вилки.
  4. С ребенком после года можно ходить в кафе и предлагать твердую еду: малыш быстро научится есть «взрослую» пищу, глядя на окружающих. Здесь вам поможет подражательный рефлекс, который заложен природой. Этим объясняется тот факт, что в совместное столование группы детей быстро приучает кушать все, что находится на столе в тарелках.

Помните, что нервничать и злиться на ребенка во время питания категорически нельзя! Если вы по своей вине упустили момент развития жевательных мускулов до года, малыш в этом не виноват. Злиться вы должны сами на себя, а малышу — помочь справиться с трудной для него задачей.

Как избавиться от растяжек после родов?

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу? Нужно обязательно позаботиться о том, чтобы навык жевания у ребёнка был сформирован правильно и в нужное время. Для этого следует знать основные причины отсутствия у детей умения жевать и методы развития этой способности. Об этом вы можете прочесть в данной статье.

Когда следует волноваться?

Жевательный рефлекс появляется у ребёнка приблизительно в возрасте 6-8 месяцев, когда начинают прорезываться молочные зубки. Именно в этом возрасте малыш делает первые попытки кусать, когда тянет в рот твёрдые предметы. Это сигнал для родителей, что стоит постепенно приучать кроху к твёрдой пище. Начать лучше с пюре и жидких каш.

К 1 году малыш уже способен самостоятельно измельчать небольшие кусочки пищи.

К 2 годам нормально развивающийся ребёнок уже пережевывает и глотает твёрдую пищу.

Если в возрасте 2 лет у ребёнка ещё не сформировалась способность пережевывать твёрдую пищу, родителям следует обратиться за консультацией к врачу.

Причины проблем с формированием навыка

Существует несколько причин, которые препятствуют формированию навыка жевания у ребёнка. Большинство из них субъективные и могут быть устранены при должном внимании со стороны родителей.

Основные причины затруднений в возникновении навыка жевания следующие:

  1. Дефицит терпения у родителей. Приучение малыша к твёрдой пище – достаточно долгий и трудоёмкий процесс. Некоторым родителям быстро надоедает заниматься с ребёнком, и они дают ему ту еду, к которой он привык.
  2. Страх, что ребёнок может . Родители поздно начинают приучать ребёнка к твёрдой пище, поскольку опасаются, что он может подавиться. В дальнейшем это приводит к ещё большим трудностям в формировании навыка.
  3. Неудобная ложка. Не используйте для кормления малыша ту же ложку, которой пользуетесь сами. Возьмите лёгкую и удобную ложечку с ярким рисунком.
  4. Повышенная активность ребёнка. Малышам с гиперактивностью труднее сосредоточиться на процессах жевания и глотания. Они и требуют пищу, потребление которой не стоит особых усилий.
  5. Отсутствия приспособлений, облегчающих прорезывания зубов. Без прорезывателей ребёнку труднее в дальнейшем обучиться жеванию. Также есть угроза формирования неправильного прикуса.
  6. Несоблюдение графика приучения малыша к твёрдой пище. Приучать ребёнка необходимо постепенно. Если резко перевести малыша на твёрдую пищу, это приведёт только к капризам и стрессу для него.

Способы научить жевать

Врачи рекомендуют начинать формирование навыка жевания у ребёнка ещё в достаточно раннем возрасте, чтобы не упустить момент, когда приучить малыша к твёрдой пище будет уже сложно.

Ниже представлены способы, помогающие облегчить процесс научения:

  1. Использования ниблера. Начинать приучать ребёнка к употреблению твёрдой пищи можно в возрасте около полугода. Лучше всего использовать для этого ниблер. Это специальное ситечко, в которое вставляется кусочек фрукта или овоща. Малыш может безопасно посасывать пищу, пробовать её жевать и привыкать к вкусу без угрозы подавиться.
  2. Терпение и спокойствие. Не нервничайте и не ругайте малыша, если у него что-то не получается. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнку было комфортно и интересно, а кормление оставляло только положительные впечатления.
  3. Покупка прорезывателей. Как только у ребёнка начнут прорезываться зубки, родителям нужно позаботиться о том, чтобы у него было специальное резиновое колечко. Желание «почесать» десна поможет в науке жевания.
  4. Постепенный переход на твёрдую пищу. Сперва нужно приучить ребенка к пюре, со временем делать его более густым и добавлять мелкие кусочки.


Разминайте пюре не блендером, а вилкой. Так пища будет менее однородной, с небольшими кусочками, что способствует научению.


С 12 месяцев уже можно давать малышу небольшие кусочки фруктов или овощей в руку, обогащая рацион по мере укрепления навыка.
  1. Помощь малыша в приготовлении пищи. Предложите ребёнку самому размять себе пюре с помощью вилочки, мотивируя это тем, что «блендер сломался, а маме слишком тяжело». Ребёнку вскоре надоест процесс приготовления, и он попробует самостоятельно съесть кусочек пищи вместо того, чтобы долго его разминать.
  2. Положительный пример. Посадите ребёнка за стол и продемонстрируйте ему, как здорово есть пищу кусочками. Заинтересуйте малыша твёрдой пищей, расскажите ему, как это вкусно.
На видео показано, как правильно научить ребёнка жевать. Перечисляются основные приёмы, помогающие малышу в развитии этого навыка.


Что делать, если нет аппетита?

Бывает, что малыш отказывается есть твёрдую пищу не из-за трудностей в развитии навыка жевания, а просто из-за отсутствия аппетита. Тогда основной задачей родителей становится не только приучение малыша к жеванию, но и стимуляция интереса к самому процессу потребления пищи.

Есть несколько способов пробудить интерес ребёнка:

  1. Уделяйте больше времени физической активности малыша. Ребёнок быстрее проголодается и попробует предлагаемую пищу.
  2. Замените соки отваром шиповника. Шиповник способствует усилению аппетита.
  3. Уберите перекусы. Кормите ребёнка только во время, отведённое для приёма пищи.
  4. Стимулируйте интерес ребёнка. Подавайте еду на яркой посуде, украшенной кусочками фруктов или овощей.
  5. Будьте настойчивы, но справедливы. Не потакайте капризам ребёнка, требующего вернуть ему привычную пищу. Но и не кричите на малыша, не ругайте его за неповиновение. Любой процесс обучения требует времени и терпения.
Евгений Комаровский, известный педиатр, имеет своё мнение насчёт того, как следует формировать жевательный навык у ребёнка:
  • Чтобы объяснить ребёнку, почему он вынужден переходить на твёрдую пищу, нужно проявить фантазию. К примеру, сказать, что перестали продавать детское пюре и теперь его нужно делать самим.
  • На этапе прорезывания зубов можно дать ребёнку сушку. Он сможет помять её дёснами, попробовать вкус. Это станет предпосылкой развития навыка жевания.
  • Нужно выбрать момент, чтобы ребёнок начал есть твёрдую пищу. Ненавязчиво подсунуть ему ложечку с едой или кусочек фрукта.
  • Заинтересовать ребёнка примером других детей. Сводить малыша в кафе развлекательного центра и показать, с каким интересом другие дети принимаются за еду.
  • Сперва дать ребёнку вкусное лакомство. Например, кусочек мармелада или банана.


Комаровский считает, что основная причина проблем с употреблением твёрдой пищи ребёнком – родители. Только от желания и терпения родителей зависит успешность формирования навыка.

Как научить жевать детей с особенностями?

Отдельное внимание следует уделить формированию умения жевать твёрдую пищу у детей с особенностями развития. К ним относятся: дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП, умственно отсталые, дети с другими аномалиями развития.

Прежде всего, для того, чтобы сформировать навык жевания у детей с особенностями, следует обратиться за советами к специалисту.


Но существует также несколько общих рекомендаций:
  • Не следует зацикливаться на болезни ребёнка. Некоторые родители считают, что таких детей невозможно чему-либо научить из-за состояния здоровья. Это не так. Если приложить больше усилий и терпения, можно помочь ребёнку с особенностями в развитии навыка.
  • Начать с мягких продуктов. В первую очередь давайте ребёнку продукты, которые легко раскусить, например, бананы.
  • Показывать и рассказывать. Нужно комментировать весь процесс приёма пищи, демонстрировать как нужно есть. Позволять ребёнку трогать еду, рассматривать её.
  • Обеспечить удобство. Приём пищи должен быть физически удобен для ребёнка. Нужна правильная мебель и правильная посуда.
  • Поощрять любую инициативу. Если ребёнок проявил интерес к ложке, нужно показать, как ею пользоваться.
Чтобы помочь малышу научиться жевать твёрдую пищу, родителям следует запастись терпением, позаботиться об удобстве малыша, наличии у него аппетита и интереса к кормлению. Быть настойчивыми и последовательными, соблюдая режим и не потакая капризам крохи. Необходимо помнить - правильное формирование навыка жевания у малыша зависит от родителей.

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится "правильная" еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная "взрослая" пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии . Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.


Поделиться: