Развивающие игры с 10 месячным ребенком. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

В десятимесячном возрасте карапуз очень сильно отличается от новорожденного, а ведь совсем недавно вы держали на руках своего только что родившегося грудничка! Теперь малыш приобрел множество навыков, которые неизменно радуют родителей и будут необходимы ему на протяжении всей жизни. Его развитие ускоряется с каждым днем! Итак, что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Новые движения

Сложно перечислить все, что умеет ребенок в этом возрасте, ведь в десять месяцев круг его навыков очень широк.

Некоторые малыши уже ходят без опоры, но большинство еще передвигается на четвереньках. В десять месяцев ребенок должен хорошо ползать по всему дому, опираясь на коленки и ладошки.

Большое удовольствие малышам доставляют «прогулки» со взрослыми – когда их водят за одну или обе ручки. Не увлекайтесь таким времяпровождением – ваш кроха будет требовать водить его снова и снова.

Знайте! Если маленький человечек еще не ходит сам, это значит, что его косточки и мышцы пока не готовы принимать на себя такую нагрузку.

Родителям нужно немного подождать: период, когда малыш уже хочет ходить, но пока не может, скоро закончится.

Физическое развитие ребенка в десять месяцев дает родителям новый повод для гордости за свое чадо: с помощью взрослого карапуз начинает подниматься на небольшие лесенки в несколько ступенек. Малыш поднимает одну ногу, ставит ее на ступень, затем приставляет вторую ногу. В скором времени он освоит и спуск.

Важно! Позаботьтесь о безопасности своего малыша. Пока не стоит оставлять его одного в комнате, пусть он всегда будет под вашим присмотром.

В десять месяцев кроха способен самостоятельно залезть на стул или диван, а уж упасть оттуда – пара пустяков! Конечно, чаще всего такие падения не имеют никаких последствий, но бывают случаи, когда все складывается не столь удачно, поэтому родителям лучше всегда быть начеку. Препятствовать развитию двигательных навыков тоже не надо – просто подстрахуйте крошку.

Психологическое развитие десятимесячного малыша

В этом возрасте ваш кроха – полноценный участник общения. Он понимает большинство обращенных к нему фраз. Вы можете попросить карапуза принести вам, например, мишку – и он сделает это! Малыш выдает обоснованную эмоциональную реакцию на все ваши действия:

  • он радуется прогулке; как сделать прогулку удовольствием для мамы и малыша, узнайте из курса Внимание: прогулка >>>
  • протестует, когда ему хотят почистить уши;
  • малыш злится или расстраивается, если у него что-то не получается;
  • пугается, услышав неожиданный звук.

Эти реакции свидетельствуют о нормальном развитии эмоциональной сферы малыша.

Психическое развитие ребенка в десять месяцев приводит к появлению чувства юмора. Он смеется, если показать ему забавный танец или издать необычный звук. Карапуз и сам может пошутить: малыши по несколько раз повторяют действие, над которым некоторое время назад смеялись родители.

В 10 месяцев детки стараются во всем подражать взрослым. Это подходящее время, чтобы привить малышу правила поведения за столом, навыки самостоятельного одевания, умение ходить на горшок. Актуальная информация о том, как развить самостоятельность у ребенка >>>

Знайте! Пусть у крохи пока мало что получается, но развитие самостоятельности, начатое в раннем возрасте, оказывает глубокое воздействие на его поведение. Если родители будут вежливо общаться друг с другом и окружающими, поддерживать порядок в доме и соблюдать режим дня, то и ребенок, когда подрастет, не сможет поступать иначе.

Малыш старается не только подражать действиям взрослых, но и повторять сочетания звуков, которые они произносят. Речевое развитие ребенка не стоит на месте, и в десять месяцев жизни большинство деток уже порадовали родителей первыми словами, обычно это «мама» и «папа». Малыш комбинирует разные слоги и иногда выдает целые «фразы», к сожалению, пока непонятные для окружающих.

Что должен делать ребенок, когда ему исполняется десять месяцев? Конечно, ломать игрушки! Только не ругайте кроху за очередную развалившуюся машинку – именно так детки изучают окружающий мир.

Малыш уже придумывает сюжетные игры: укачивает куклу, кормит с ложки мишку, «чинит» что-нибудь папиными инструментами. Некоторое время может провести один, увлекшись каким-либо занятием или игрушками. По-прежнему любит игры в «ладушки» и «прятки».

Продолжается психомоторное развитие ребенка:

  1. в десять месяцев кроха легко захватывает пальчиками небольшие предметы;
  2. выполняет с ними различные манипуляции;
  3. может перекладывать предметы из одной ёмкости в другую;
  4. на прогулке с удовольствием складывает камешки в ведёрко;
  5. уже можно познакомить деток с карандашами и тестом для лепки

Во время этих занятий не оставляйте малыша одного и постоянно следите за его действиями.

Важно! Постарайтесь запрещать только то, что касается безопасности малыша (розетки, провода, горячее, открытые окна). Если вы не хотите, чтобы кроха испортил какие-то вещи, лучше уберите их подальше с глаз, чтобы не провоцировать маленького шалунишку.

В десять месяцев детишки уже не так боятся остаться в одиночестве и начинают любить самостоятельность. Малыш становится спокойнее, это время – один из удачных моментов для отучения от соски. Именно в 10 месяцев детки спокойно расстаются с ней.

Развитие ребенка десятого месяца жизни приводит к тому, что он становится более общительным и может поиграть с малознакомыми взрослыми или другими детками. Хорошо, если родители будут рядом и подскажут малышу, как действовать в той или иной ситуации.

Мама и папа могут научить ребенка здороваться, прощаться, делиться, говорить «спасибо», спрашивать разрешения. В этом возрасте малыши буквально впитывают правила поведения в обществе.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 10 месяцев:

Мальчики и девочки

В 10 месяцев ребенка достаточно хорошо заметна разница в развитии и поведении маленьких леди и юных джентльменов, то, что должна уметь девочка отличается от того, что должен уметь мальчик.

Малышки обычно больше привязаны к маме, хотят быть поближе. Любят, чтобы их водили за ручку, играли с ними. Могут достаточно продолжительное время провести за «сидячим» занятием: перебирать маленькие предметы, листать книжки, разбирать пирамидку или крупный конструктор.

Девочки больше любят повторять за старшими. Именно они раньше начинают самостоятельно есть, осваивают горшок. Малышка раньше произносит первые слова.

Мальчишки – это маленькие ураганы-непоседы. Взрослым нужно приложить большие усилия, чтобы склонить мальчика сделать то, что он не хочет. Не любит, когда ему помогают, стремится все делать самостоятельно. Но ему не хватает усидчивости и терпения, поэтому у него пока мало что получается.

В десять месяцев ребенку интересно все вокруг: доставать вещи с полок и из шкафов, залезать на стулья и столы – это то, что должен уметь мальчик в этом возрасте. Мальчики начинают говорить позже девочек, так как повторять слова за взрослыми – это скучно, ведь вокруг столько неизведанного!

Конечно, все детки индивидуальны; бывают и спокойные мальчики, и девочки-непоседы. И то и другое зависит от особенностей развития ребенка, ведь в 10 месяцев уже проявляется и темперамент, и характер. Родителям стоит немного подождать, и малыш в скором времени освоит все необходимые навыки.

Недоношенные детки

Развитие недоношенного ребенка в десять месяцев очень сильно зависит от срока беременности, на котором он появился на свет, от состояния здоровья и качества реабилитационных мероприятий, которые проводили в роддоме. В соответствии со сложившейся практикой, возраст развития недоношенных деток отсчитывают не от момента рождения, а от предварительной даты родов (ПДР).

В 10 месяцев такие малыши:

  • умеют вставать у опоры;
  • делают один-два шага вдоль дивана или детской кроватки;
  • ползают (по-пластунски или на четвереньках);
  • садятся и сидят без поддержки;
  • бросают и катают мячик;
  • знают свое имя;
  • понимают большинство обращенных к ним фраз;
  • пытаются повторять слова за взрослыми.

В десять месяцев ребенок меняется так быстро; очень интересно наблюдать за тем, что он умеет и сравнивать с тем, что он должен уметь; видео и фотографии помогут вам сохранить в памяти это неповторимое время.

Вот уже целых десять месяцев в вашем доме живет маленькое солнышко, которое одним только своим присутствием дарит всем домочадцам ощущение счастья. В этом возрасте ребенок развивается психически, достигает новых высот в физическом воспитании, взрослеет и обретает новые навыки в играх, общении с родителями и сверстниками. Словом, становится все более интересным. Давайте узнаем в деталях о характере, физическом и психическом развитии ребенка в десять месяцев.

Сон и режим дня: сколько должен спать ребенок в 10 месяцев?

Распорядок дня может различаться, поскольку каждый малыш индивидуален. Поэтому родители должны подстраиваться под время кормления, засыпание и продолжительность сна своего крохи, при этом обязательно придерживаться постоянного расписания. Кормите и укладывайте ребенка в одно время, так как нарушение привычного режима или скользящий график будет вызывать у малыша только усталость, капризы и плохое настроение.

Обычно в возрасте десять месяцев детки спят по ночам от 10 до 12 часов. Днем продолжительность сна составляет около двух часов. Спокойные дети могут отдыхать больше, при этом после пробуждения долго не проявлять активности. А вот с шустрыми малышами ситуация иная: они расходуют больше энергии, меньше и беспокойнее спят, очень быстро устают и часто капризничают. Педиатры рекомендуют родителям в таких случаях укладывать ребенка спать на час или два раньше положенного времени.

Чтобы ребенок не просыпался ночью, перед сном его можно искупать. Обязательно проветрите комнату, включите колыбельную, побудьте рядом с малышом, пока он засыпает - мамино присутствие, голос и свежий воздух действуют успокаивающе на детей.

Несмотря на то, что в таком возрасте детям интересно проводить время дома, про ежедневные прогулки забывать нельзя. Малыш с огромным удовольствием будет изучать окружающий мир, поэтому, отправляясь за покупками в магазин, в гости или в развлекательный центр, обязательно возьмите его с собой. Летом ребенок может проводить время в песочнице, общаться со сверстниками. Продолжительность прогулок составляет не менее двух часов дважды в день. Зимой количество и длительность гуляния на улице можно сократить до 30 минут.

В целом, ежедневный распорядок десятимесячного ребенка по-прежнему включает в себя сон, прием пищи, время для прогулок, время бодрствования для игр и общения, а также гимнастику , массажные и гигиенические процедуры. К этому возрасту в детском организме складываются определенные биоритмы, влияющие на время проведения каждого из мероприятий. Просыпаются детки, как правило, в промежутке от 6 до 7 часов утра. Утром после сна и кормления можно провести гимнастику и массаж, между которыми должен быть промежуток времени не меньше чем в 45 минут. Укладывать малышей рекомендуется не позднее 22.00.

Рост и вес: сколько должен весить ребенок в 10 месяцев?

В десятимесячном возрасте происходит дальнейший рост и развитие малыша. К этому времени тело крохи становится пропорциональным, однако темпы набора веса и роста немного замедляются. Так, средний вес мальчиков в возрасте десять месяцев составляет от 8,3 до 10,9 кг, девочки весят 7,9-10,1 кг. Следовательно, средний рост мальчиков будет в пределах 69,1-76,9 см, девочек - 69,0-75,3 см.

Однако если показатели вашего ребенка не соответствуют указанным нормам, переживать не стоит. Дело в том, что на разницу в цифрах влияет наследственный фактор, параметры роста и веса при рождении, а также режим кормления.

Питание: чем кормить ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте грудное вскармливание по-прежнему является основным для ребенка, однако к концу последней декады первого года оно не обеспечивает полноценного питания. В мамином молочке уже нет того количества протеина, калия, меди и цинка, что необходимо для подрастающего организма крохи. Поэтому восполнить дефицит нужных элементов необходимо с помощью других продуктов. При этом какой-то инновационной пищи в рационе практически нет, так как мама просто расширяет меню за счет новых вариантов блюд уже из имеющегося набора.

Кормить ребенка десяти месяцев педиатры рекомендуют не реже четырех раз в день. Рацион малыша должен быть разнообразным. Детское меню, как правило, состоит из разнообразных овощных супчиков, кашек, творожков и фруктов, на которых у ребенка нет аллергии.

Суточная норма приема пищи составляет примерно одни литр, без учета грудного молока. За один раз малыш может съесть чуть больше 200 граммов смеси. И если ребенок не хочет есть больше, то не стоит его заставлять. Позвольте малышу самостоятельно развить чувство меры в своих гастрономических потребностях.

Если вы решили отлучить ребенка от груди, то десятимесячный возраст крохи идеально подходит для этих целей. В это время детки не нуждаются в сосании, становятся более независимыми во всем, менее упрямыми и довольно спокойно относятся к жизни без «маминой груди». Однако не забывайте, что это событие всегда важно и для матери, и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к данному шагу серьезно.

Сколько раз в день должен писать ребенок в 10 месяцев?

В этом возрасте ребенок мочится в среднем 15-16 раз в сутки по 25-45 мл за один раз. Поводом для волнений должны стать существенные отклонения от принятых норм. Даже у самых маленьких могут возникать такие болезненные состояния, как олигурия (уменьшение суточного объема мочи на 20-30%), полиурия (увеличение суточного объема мочи на 50% и более), энурез (ночное недержание мочи) и прочие. Задержка мочеиспускания у детей, как правило, обусловлена большими потерями организмом жидкости, нарушениями работы почек или сердца.

Если малыш слишком часто писает , что это может указывать на переохлаждение, стресс, употребление мочегонных продуктов. Также этот симптом характерен для таких заболеваний, как глисты, диабет , нарушение работы почек. Определить точную причину расстройства способен только врач.

Еще один важный момент в этом вопросе: в десять месяцев ребенка можно начинать приучать к горшку. Лучше всего это делать, когда кроха уже достаточно уверенно сидит . Запомните время, когда малыш чаще всего писает, и высаживайте его в этот момент на горшок. Атмосфера при этом должна быть спокойной. Можно включить в кране водичку, повторять звуки «пи-пи» и т.д. Ни в коем случае не сажайте кроху на горшок насильно, когда он этого не хочет. Процесс приучения малыша к туалету довольно сложный, но рано или поздно он сможет научиться этому. Если у ребенка все получилось - обязательно похвалите его.

Игры: что должен уметь мальчик и девочка в 10 месяцев

В возрасте десяти месяцев у ребенка сформировались многие умения и навыки . Девочки и мальчики умеют сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься самостоятельно, ходить за ручки с мамой.

Ребенок знает свое имя, отзывается на него, показывает свои части тела, понимает и выполняет простые просьбы: «дай», «иди» и т.п. Повторяет слоги и сочетания звуков, использует в общении несколько слов. Напевает песенки, смеется.

В этом возрасте детки умеют пить из кружки, хорошо держат ложку в руках, пальчиками удерживают нарезанные фрукты, отправляя их в рот.

Что касается игр, то девочки и мальчики в возрасте десяти месяцев любят толкать мячик, бросать игрушки, катать машинки. Популярностью пользуются у них и музыкальные инструменты, кубики. Поэтому такие игрушки должны быть в доме ребенка. Кроме того, мальчикам и девочкам в десять месяцев можно купить наборы баночек, мисочек и коробочек с крышками, которые можно вынимать и складывать, открывать и закрывать. К слову, в роли игрушек иногда могут выступать обычные бытовые вещи, посуда, одежда: не ограничивайте ребенка, позаботьтесь только, чтобы предмет и манипуляции с ним были безопасными.

Полезными играми и занятиями с десятимесячными детками станут занятия на развитие мелкой моторики : пальчиковое рисование и кукольный театр, «Ладушки», «Сорока-ворона», строительство песочных замков.

Уход за ребенком в 10 месяцев: Комаровский

Ребенок в десять месяцев с удовольствием грызет твердые овощи и фрукты, печенье, сухари, поэтому не лишайте его этой радости. От бутылочки стоит отказаться, так как она негативно сказывается на зубках . Доктор Комаровский считает, что дети до года должны иметь в рационе смесь , если грудное вскармливание невозможно.

Кроме того, Евгений Борисович составил примерный список продуктов, которые следует включить в меню одного дня для кормления малыша в десять месяцев:

  • кефир (100 г);
  • творожок (не более 50 г);
  • печеное яблоко (50 г);
  • овощное пюре и молочную кашу (120 г);
  • сок (20-30 мл);
  • целый желток;
  • мясное пюре (40-50 г);
  • рыбное пюре (5-20 г);
  • печенье (10 г);
  • растительное масло (3 г).

Доктор Комаровский обращает внимание родителей на вопрос чистоты, особенно при приготовлении ребенку еды. Руки должны быть хорошо вымыты; овощи и посуда - идеально чистыми. Готовить все еще нужно на один прием пищи и помнить, что приготовленный продукт может стоять не более двух часов.

Подытожив наш сегодняшний разговор, хотелось бы отметить, что десять месяцев - это интересный период в развитии ребенка. Так что наслаждайтесь общением с крохой и будьте счастливы!

Специально для - Надежда Витвицкая

В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.

Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом. Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.

Физическое развитие

Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.

Навыки и умения

Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:

  • может сесть из положения лежа или стоя и сидеть продолжительное время, спину при этом держит ровно, не заваливается в сторону;
  • держась за поручни или решетку манежа, уверенно ходит по кругу, пританцовывает, приседает, подпрыгивает;
  • без помощи или опоры поднимается на ножки, делает несколько неуверенных шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту (обычно в роли такого объекта выступает любимая игрушка или мама);
  • быстро ползает в разные стороны на четвереньках (а многие малыши, чтобы передвигаться быстрее, отрывают от пола колени и локти, опираясь только на ладони и пальцы ног);
  • координирует движения обеих рук: может взять предмет двумя ладонями, переложить его из одной руки в другую (если дать ему по игрушке в каждую руку, он начнет соединять их, ставить одну на другую);
  • умеет спускаться и подниматься: на четвереньках легко преодолевает небольшую лестницу, свободно взбирается на диван, подтягиваясь на руках, а затем спускается ножками вниз.

Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.

Способы развития физических навыков

  1. Поскольку многие действия ребенка носят подражательный характер, показывайте ему максимальное количество примеров: вместе играйте в мячик, машинки или куклы, укладывайте спать игрушечных зверьков, кормите и мойте их. И не удивляйтесь, если малыш, успешно освоив кормление куклы, не сможет повторить то же действие с игрушечным зайкой: ребенок пока не умеет переносить полученные знания на другие предметы.
  2. Водите ребенка гулять. Поскольку теперь он может передвигаться самостоятельно, от коляски можно отказаться. Пусть малыш поползает по дорожкам и газонам, посидит в песочнице, понаблюдает за играми сверстников и примет в них участие.
  3. Продолжайте занятия с мелкими предметами. Дайте ребенку пару коробочек и горсть разноцветных бусин: пусть он складывает их в коробочку, пересыпает из одной емкости в другую, сортирует по цвету и размеру или выкладывает из них фигурки.
  4. Купите малышу детский совочек, лопатку или грабельки, ведерко и формочки. Отведите его в песочницу и покажите, как насыпать песок в ведро с помощью совка или как делать куличики с помощью формочек. При этом желательно, чтобы ребенок действовал обеими руками: это не только улучшит координацию действий, но и будет способствовать развитию интеллекта малыша.
  5. Научите карапуза танцевать. Покажите ему несколько простых движений: пусть он топнет ножкой, хлопнет в ладоши, наклонится, кивнет головой. Сначала выполняйте эти упражнения перед зеркалом, самостоятельно двигая ручки и ножки ребенка. Когда он поймет, что от него требуется, сможет выполнять движения без вашей помощи. Такое упражнение поможет улучшить координацию.
  6. Малыш любит разбрасывать игрушки? Превратите это в игру! Поставьте перед ним коробку: пусть он пытается забросить в нее разные предметы. Перемещая коробку то вправо, то влево, вы научите ребенка одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Психическое развитие

Навыки и умения

Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:

  • подражает действиям взрослых, пытается копировать их жесты, движения, речь;
  • демонстрирует хорошее чувство юмора: услышав шутку, обращенную к нему, принимается хохотать, а иногда специально издает забавные звуки, чтобы посмешить окружающих;
  • обзаводится любимым занятием: одни дети с увлечением строят «замки» из кубиков, другие – рисуют, третьи – пританцовывают под музыку, а четвертые проводят время за коллективными играми;
  • показывает привязанность к определенным вещам: у него уже есть собственное мнение о том, какой игрушкой сейчас играть или какую майку надеть на прогулку;
  • демонстрирует талант исследователя: открывает баночки и пакетики, чтобы познакомиться с содержимым, ломает игрушки, чтобы узнать их устройство;
  • проявляет интерес к мелким вещицам (деталям конструктора, небольшим кубикам, горошинкам), от больших игрушек отказывается;
  • осознает расположение предметов в пространстве, может оценить расстояние до какого-либо объекта (если выясняется, что игрушка находится слишком далеко, чтобы достать ее руками, малыш попробует дотянуться до нее другим предметом).

У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей.

Способы развития психики

  1. Интересной игрушкой для десятимесячного малыша станет телефон. Дайте ребенку трубку: пусть он услышит папин или бабушкин голос. После «разговора» он долго будет изучать телефон, чтобы понять, почему голос есть, а человека, которому голос принадлежит, нет. Эти занятия помогут малышу освоить некоторые особенности причинно-следственных связей.
  2. Наверняка у вашего ребенка неожиданно появилось желание все ломать и разбирать на кусочки. Не препятствуйте ему! Малыш начинает понимать, что каждый предмет состоит из отдельных деталей, и ему интересно узнать его устройство и принцип действия. Такие занятия совершенствуют конкретно-образное мышление и закладывают основы логического и абстрактного мышления.
  3. Самое время приступить к развитию творческих способностей. Купите крохе краски, мелки или пластилин и займитесь с ним рисованием! Пусть он водит кисточкой по листу ватмана или увлечено приклеивает кусочки разноцветного пластилина к картону. Занятия творчеством совершенствуют мелкую моторику и способствуют развитию мышления.

Речевое развитие

Умения и навыки

Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.

Карапуз демонстрирует новые речевые умения:

  • напевает песенки, при этом хорошо попадает в мелодию, но слова пока не произносит;
  • внимательно слушает речь взрослых и пытается подражать их разговору;
  • произносит новые слова, среди которых «дай-дай», «на» и еще около 6–8 слов;
  • много разговаривает на собственном «детском» языке и очень огорчается, когда окружающие его не понимают;
  • осваивает разнообразные приемы интонирования речи: меняет громкость и тембр голоса, темп речи.

Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам.

Способы развития речи

  1. Возьмите карапуза на руки или посадите к себе на колени, поцелуйте или погладьте его, поулыбайтесь. После этого начните петь песенки. Малыши хорошо чувствуют мелодию и даже запоминают отдельные слова, поэтому у родителей, которые ежедневно в течение часа поют песни своему крохе, дети начинают говорить гораздо раньше сверстников.
  2. Любое совместное занятие сопровождайте разговорами. Если ребенок хочет поболтать, поддерживайте диалог; если кроха молчит – просто комментируйте все, что происходит в данный момент. Говорите медленно, негромким голосом, четко проговаривая слова; используйте короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных и глаголов (изредка вводите в свою речь прилагательные, обозначающие цвет, размер, форму предметов).
  3. Расскажите ребенку о строении его тела. Посадите малыша перед зеркалом и, называя часть тела, дотрагивайтесь до нее. Потом попросите ребенка показывать называемые части тела самостоятельно.

Социальные навыки

Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.

Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.

У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.

Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.

Кормление

Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.

Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.

В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.

Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.

Мне уже не пригодится эта информация, а вам думаю будет интересна, у кого детки этого возраста

Развивающие игры для детей до 1 года (10-12 месяцев)

10 месяцев

Практические советы

Десятимесячный-ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не
только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и«организованными», поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести
какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался смалышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос.
Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь,
произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку
малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо
подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой
бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли
ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете
сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую
коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с
палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом,
мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.
С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет
искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать
его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В
качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по
коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы
они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать
машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и
пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте
поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от
разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и
поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может
захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать.
Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу
возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку
может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального
наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот,
чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Развитие координации Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с
детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья.
Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности
ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним
концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет,
что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать
наклейки с баночек и бутылок.
«Делай, как я»
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в
«делай, как я» - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты.
Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу,
все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге
Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько
маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга.
Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое
равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его
движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может
кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может
длиться очень долго.
До игру гики нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно
дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы
ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует
пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте
большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите
ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать
ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу
начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить
стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как
они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой
бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так
чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и
понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку
потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется
ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией.
Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа?
Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда
ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть
ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что
такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли
ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит
играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к
ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за
тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и
сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша
найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много
понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления Все в кучу
Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для
яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и
мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно
продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.
Склад стройматериалов
Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном
пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться
все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам
складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое
же, как от сооружения замков.
Сидение для малыша
Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему
возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе
с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с
вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность
скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту
проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)
Ресторанчик «Необходимый запас»
Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша,
прихватив с собой «закуску».
Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные
комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему
понравится залезать рукой в бумажный мешочек.
Время купания Мыльные пузыри
Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с
удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке
с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом
дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.
Команды
В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. «Вымой
животик!», «Вымой ножки!» - и ма-
лыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться
своей понятливостью.
Дождик, дождик
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая
коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие
дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше:
«Смотри, какой сильный дождь!»
Сюрпризы
Заверните в «купальную» тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и
дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя
в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется
устроить подобный сюрприз и для вас.
Время отдыха Свет и тени
Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик.
Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет
стараться следить за передвижением света, а потом уснет.
Пластинка «Спокойной ночи»
Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую
пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.

11 месяцев

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу,
как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь
малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно
такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он
видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов.
Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете
постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить
новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому
человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К
сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают
взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и
посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и
едой для малыша.

Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть
старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за
их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут
себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое
время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже
обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите
его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается,
он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать
ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он
начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное.
Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки.
Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка
к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по
перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок
будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего
ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии
от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите
его дагь вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе
игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему
машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может
регулировать ее движение.
Развитие координации «Гимнастическое бревно»
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску),
размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш
находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен
добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по
краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге.
Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша.
Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку
безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что
лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий
стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую
коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится
поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска
стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему
понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит
босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в
пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите
малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и
пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик,
стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок
развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте
несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том,
какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их
в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи.
Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать
сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите
игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее
положение.

Повседневные дела

Время кормления Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой
чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием
воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их
пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на
стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные
рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите
по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые
линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или
пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает
чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам
отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему
захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость.
Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В
эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего
интереса положите в воду кусочки льда.
Время купания Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные
сосуды, малыш знакомится с по-
нятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в
ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и
поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить
координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по
стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать
ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию
координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу,
позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием
прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его
переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее
нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время
переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания,
попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.
Время отдыха Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока
вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно
купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние
новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей
самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как
молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть
ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество
проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку
перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни
-- отличное занятие во время поездки на
машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему
какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

12 месяцев

Практические советы Помогите исследователю

Годовалый малыш - это активный экспериментатор, которому необходимы условия для проведения его исследований. Постарайтесь сделать так, чтобы
окружающая обстановка располагала его к этим занятиям. Поставьте в комнате
коробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом игрушки или привяжите к ним
ленточки, чтобы малыш мог дергать за них.
Интересуйтесь открытиями ребенка

Когда ребенок обнаружит что-нибудь любопытное -тень на стене, шуршащий
кусочек фольги, гладкий теплый камешек, расскажите ему об этих предметах.
Чем больше вы проявляете интереса к находкам малыша, тем энергичнее он
продолжает свои поиски.

Время игр

Новые открытия Прогулка под радугой
Повесьте в дверном проеме полоску из разноцветного картона длиной два
метра и снизу закрепите ее концы. У вас получится радужный свод. Благодаря
«радуге» ребенок узнает о расположении вещей в пространстве. Он попытается
проползти под ней, пройти туда и обратно и прокатить игрушки на колесиках. Малыш узнает, какого роста и размера его собственное тельце.
Сито для песка
С ситом очень интересно играть в песок. Ребенок без труда удерживает
сито в руках. Поднимая его на разную высоту, малыш с любопытством наблюдает,
как сквозь дырочки сыплется песок.
Сделайте картонную горку
Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите
малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.
«Новая» игрушка
Свяжите веревочкой несколько старых погремушек, мелких игрушек и
коробочек. У вас получится забавная игрушка, которую можно дергать за
веревочку. Вскоре малыш принесет новые предметы, чтобы вы и их привязали.
Поиски
Поиграйте с малышом в прятки. Вы должны спрятать игрушку, а он будет ее
искать. Чем чаще вы повторяете названия игрушек, тем быстрее малыш осваивает
речь.
Старшие друзья
Если у вашего малыша нет ни братьев, ни сестер, пригласите в гости
детей дошкольного возраста. Малыш будет повторять их действия, и вы
удивитесь, как много нового он узнает.
Игра с кубиками
Большие картонные кубики без одной стороны станут прекрасным подарком
ко дню рождения. Их можно использовать по-разному - строить, складывать в
них мелкие предметы, вставлять друг в друга.
Каракули
Высокий стульчик со столиком - отличное место для рисования. Поскольку
вашему ребенку интереснее повертеть в руках карандаш или цветной мелок, а не
создавать произведение искусства, дайте ему для рисования использованную
бумагу или газету.
Дочки-матери
Дайте малышу легкую коляску или тележку для продуктов и отправьте его
на прогулку с куклой. Малыш будет разговаривать с ней, и это поможет ему
развивать речевые навыки.

Развитие координации Работа с граблями
Смастерите для ребенка «грабли», прикрепив к палочке расческу.
Разложите на столе игрушки, посадите малыша за стол и покажите, как собирать
«граблями» игрушки, которые не достать рукой. Помните, что в
эту игру ребенок может играть-только сидя. Не позволяйте ему
расхаживать с палкой по дому.
Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как
двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как
нужно высыпать горох в миску.
Игра в мяч
Пустите большой надувной мяч катиться по наклонной плоскости или слегка
ударьте им о стену, и пусть малыш поймает его. Это занятие помогает ребенку
лучше координировать движения.
Высокая ступенька
Если ваш ребенок уже умеет ходить, сложите перед ним кубики в ряд и
предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять
равновесие.
Узкий тоннель
Расставьте ноги так, чтобы малыш мог пройти между ними. Это поможет ему
больше узнать о своем поло-женин в пространстве.
Привяжите веревочку
Если малыш научился ходить, наденьте на игрушечного зверька «поводок» и
отправьте ребенка на «прогулку».
Игрушка, на которой можно сидеть
Если малыш уже уверенно ходит, ему можно купить игрушку, на которой
можно сидеть. Она должна быть устойчивой и достаточно низкой, чтобы ребенок
мог сам на нее забираться.
Игра с прищепками
Покажите ребенку, как прицепить старые бельевые прищепки по краям банки
из-под кофе. Эта игра отлично помогает развить координацию движений.
Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике
или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или
стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог
взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно
сесть на стульчик.
Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему
нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много
игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним
сильно стукнуть.

10 месяцев – пора новых открытий как для самого малыша, так и для его родителей. В первую очередь бросается в глаза становление детской личности: у малютки уже есть собственные интересы и предпочтения, которые он пытается отстаивать. А подвижность юного исследователя не даёт родителям расслабиться ни на секунду. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, на что обратить внимание?

Показатели физического развития в 10 месяцев

Интенсивность развития идёт в гору, малыш осваивает новые навыки, его действия становятся более осознанными, он больше понимает.

Вот что должен уметь ребёнок в 10 месяцев в плане физического развития:

  • Малыш умеет сидеть без опоры и одновременно играть.
  • Держась за опору, младенец в 10 месяцев твердо стоит на ножках. Иногда может «забыться» и отпустить опору, отвлёкшись на игрушку, но опомнившись, опять возвращается к предмету поддержки или садится.
  • Передвигается по периметру кроватки или манежа, держась за их стенки; может ходить со стулом, толкая его пред собой. Уверенно ходит с поддержкой. Некоторые детки к 10–11 месяцам уже начинают делать первые шаги без поддержки.
  • Преодоление высот. С помощью взрослых кроха может подниматься по ступеням. Пытается залезть самостоятельно на стул, диван. Важно научить его спускаться с него, показав, как это делается. Малютка быстро освоит новое умение и будет с успехом им пользоваться. Расскажите и покажите ему, что нужно ножками повернуться к краю и потихоньку сползать, пока стопы не коснуться пола.
  • Уже полностью освоен «пинцетный захват» – хватание двумя пальчиками.
  • К этому времени дети хорошо осваивают технику передвижения ползком и активно её используют. Ползком забраться могут практически куда угодно, поэтому сейчас как никогда важно обеспечить безопасность ребёнка в доме . Любимое занятие этого возраста – открывать шкафы, залазить туда и «наводить свой порядок».

Социальная адаптация

Ребёнок в 10 месяцев – это маленькая личность, стремящаяся к самостоятельности, что проявляется во многих действиях. Иногда родителям не нравятся такие проявления, но не надо мешать развитию карапуза – чем быстрее маленький человечек будет развиваться, тем раньше у мамы с папой освободиться время на личные дела. Социальные навыки проявляются в следующем:

  • Приём пищи. Юный гурман уже должен уметь кушать с маминой помощью и может попробовать взять ложку в руки и поработать ею самостоятельно. Сейчас самое время учить пользоваться чашкой или поильником.
  • Продолжается освоение горшка: ребёнок в 10 месяцев понимает назначение это предмета и сидит на нём смирно.
  • Иногда ребёнка удаётся оставить на некоторое время: он в состоянии развлечь себя сам, при том уже не переживает, что мама потерялась, знает, что она ушла ненадолго.
  • Проявляется более выраженная реакция на свое имя, малыш понимает, что зовут именно его, пытается отыскать взглядом человека, который звал.
  • Общение с «посторонними» людьми. Не всегда допускает к себе незнакомых людей, им непросто найти к нему подход. Но раззнакомившись, десятимесячный малыш легко общается и играет с ними.
  • Кроха любит играть со сверстниками: ползать вместе с ними, обмениваться игрушками, «разговаривать» лепетом.

Психическое развитие десятимесячного ребёнка

В этом плане также есть новшества. Сейчас появляется возможность приучить ребёнка к тому, что маму можно звать не плачем, а просто произнеся «мама». Чаще всего десятимесячные дети в состоянии говорить это слово. Чтобы научить его этой способности, матери нужен будет помощник, например папа. Начинается всё с того, что семья собирается в одной комнате, играют все вместе, потом мать уходит, а папа должен звать её, чётко произнося слово «мама», и мать появляется. Через некоторое время ребёнок перенимает эту технику.

Основные показатели психического развития:

  • «Нет» и «нельзя» уже доступны для понимания, но быть непослушным – это новая увлекательная игра.
  • Понимает юмор. Реагирует, когда с ним шутят, может сам воспроизводить смешные для него звуки или действия и смеяться над ними.
  • Эмоции переполняют ребёнка, когда у него отнимают любимую игрушку, пытаются заставить спать или кушать. Его уже сложнее оторвать от игры такими «скучными» занятиями. Справиться с подобным положением вещей помогут спокойствие, выдержка родителей и умение отвлекать внимание малыша.
  • Может приветствовать, махать на прощание ручкой, посылать воздушные поцелуи, кивать головой в ответ на несложные вопросы.
  • Помнит, куда был убран нужный ему предмет, и будет пытаться его там отыскать.
  • Развиваются и усложняются языковые навыки. Некоторые дети в 10 месяцев умеют произносить парные слоги, складывающиеся в простые слова: «ма-ма», «ба-ба», «па-па».

Хоть речь юного оратора в этот период непонятна для окружающих, маленькому человечку важно, чтобы его выслушали. Старайтесь уделять ему больше внимания, ведь на этом этапе формируются доверительные отношения.

Поиграй со мною

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому игры с ребёнком в 10 месяцев становятся более «взрослыми».

Сейчас наступил период выбрасывания игрушек из кроватки, коляски, и делается это специально. Малышу нравится эта новая игра: он бросает, а взрослые поднимают. Умеет собирать игрушки с пола и складывать в коробку или ведёрко. Традиционно осваиваются «ладушки», прятки под покрывалом или пелёнкой, догонялки. Даже если ребёнок в 10 месяцев ещё не научился ходить, быстро уползать от родителей очень весело – пусть догоняют, а потом крепко обнимают, после чего всё продолжается по кругу.

Что делать, если ребёнок в 10 месяцев развивается медленно?

Новые умения дети осваивают по-разному, кто-то быстрее, кто-то не спешит. Но есть навыки, слабое проявление или полное отсутствие которых должно насторожить:

  • плохо держится на ногах: не стоит даже с поддержкой взрослого;
  • не ползает;
  • слабо держит в ручках даже лёгкие предметы;
  • совсем не отзывается на свое имя;
  • не пытается повторить действия взрослых.

В этом случае необходима консультация педиатра и невропатолога. Возможно, никаких поводов для беспокойства нет, и это просто индивидуальные особенности развития. Но если всё же имеются какие-то отклонения, то чем раньше они будут диагностированы, тем легче их исправить или хотя бы смягчить проявления в дальнейшем. Важно продолжать развивать малыша, но уже с учётом его особенностей. В случае более серьезных отклонений не опускайте руки, помимо лечения посоветуйтесь с педиатром о наличии центров для развития и реабилитации особенных деток в вашем городе. Главное, проявляйте свою любовь к малышу, чтобы он чувствовал её, это поможет адаптироваться в социуме.

Поделиться: