Развитие речи младшая группа тема народная игрушка. Конспект нод во второй младшей группе матрыошка — русская народная игрушка

Цикл занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:

Народная игрушка

Занятие. Тема: «Знакомство с игрушкой забавой».

· Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке , уметь подудеть, посвистеть, потрещать.

· Способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности. Желание овладеть тем или иным музыкальным инструментом.

· Расширять представление о богатстве мира игрушек – забав.

II младшая группа

Тема: «Знакомство с игрушкой забавой».

● Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке, уметь подудеть, посвистеть, потрещать.

● Способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности. Желание овладеть тем или иным музыкальным инструментом.

● Расширять представление о богатстве мира игрушек – забав.

Ход занятия

Вос-ль: Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла на занятие. Показ, рассматривание игрушек.

Вос-ль: Какие игрушки вам знакомы?

Дети называют: дудочка, балалайка, неваляшка, мяч и т. д.

Вос-ль: Многие из них называют забавами, это потому, что игрушки веселят детей. Некоторые из них издают звуки: дудочка – дудит, погремушка - гремит, балалайка – бренчит, юла – гудит. Воспитатель предлагает детям подудеть, позвенеть, потрещать, постучать. Дети меняются игрушками, каждый пытается освоить её.


Вос-ль: Дети, а если бы у нас не было таких игрушек, как бы мы в них играли? Имитация движений и звуков: Как может греметь барабан, дудеть дудочка, как можно бренчать на балалайке.

Вос-ль: Дети, сейчас много новых, современных игрушек – забав: летающие самолеты, заводные паровозы, плавающие рыбки. Я вам предлагаю принести в детский сад у кого какие есть дома и всем вместе поиграть.

А сейчас мальчики сыграют на наших инструментах, а девочки весело спляшут под них.

План-конспект занятия (младшая группа) по теме:

Праздник «Кузьминки» Ознакомление с народной игрушкой.

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …).

Ход занятия.

Воспитатель. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими вечерами. Поздняя осень. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечают первый зимний праздник – Кузьминки.

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага.

Праздник не безделья,

Так уж на Руси повелось, приходили Кузьминки, садились за работу мастера, рукодельницы. Много пословиц есть о мастерах:

Красна птица пером, а человек умением.

Хорошая работа уже века живет.

Умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит.

В каждой деревне есть свои мастера, но есть и такие которые на весь мир прославились. Ободной такой игрушке мы сейчас и поговорим. Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес, за ней другая … А уж как одна на другую похожа, хотя платочки у всех разные, губы у одной бантиком, у другой по своему; щеки у одной розовые, у другой побелее, сарафаны луг цветной. Как зовут этих сестренок (Ответы).

Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются!? (Ростом). Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные? Ищи, на то и игра. (Дид. игра «Найди Матрёшку»). А вы знаете как делают Матрёшку (Рассказы детей). Воспитатель подводит итог. Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

Дети читают стихи о Матрёшке (2-3). Русская народная игра «Карусель» (В эту и другие по ходу занятия игры играли на Кузьминки).

Воспитатель. Настоящие карусели устанавливались на ярмарке. (Словарная работа). Эх и весело было там. Коробейники зазывали покупателей, скоморохи (словарная работа) веселили народ. У многих в руках были свистульки. (Воспитатель раздает детям свистульки. Дети свистят).Затем рассматривают филимоновские игрушки. Воспитатель рассказывает как делают филимоновскую игрушку. Игрушки удивительно красивы и разнообразны. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барышни - всех и не перечесть - образуют яркий хоровод. И каждая фигурка свистит. Делают эти фигурки из местной глины иссиня-черной, которая послеобжига становится светлой. Какие краски используют мастерицы (делают игрушки только женщины) для росписи (отметить это слово)? (Ответы). Желтый, красный, зеленый – основные цвета. Они сочетаются со светлым тоном обожженной глины, создают неподражаемый образ филимоновской игрушки.


Воспитатель. Пойдем далее по ярмарке. Здесь продаются другие игрушки – из Дымковской слободы. Благодаря труду замечательных мастериц их слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных игрушек. Давайте рассмотрим их.

Что лепили – (ответы) барыни, лошадки, индюки, куры, петухи. Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? – чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей. А сейчас расскажу как ее делают. Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (Ответы). Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Дети рассматривают элементы дымковского узора. Садятся за столы. Игра «Сидит дед» на закрепление правильной постановки спины. Рисование «Украсим барыне сарафан».

На листе бумаги дети изображают узор из элементов, которые сами выбирали. Пока сохнет рисунок - проводится игра «Подушечка».

«Подушечка, подушечка.

Молодушка, молодушка.

Кого я люблю, кого я люблю

Того я поцелую, тому и подарю»

Ход игры: водящий входит в круг, выбирает девушку, пляшет с ней, оставляет ее в середине круга и т. д.

После игры дети предлагают свои рисунки (ткань для юбки) барыни. В свободное время (после занятия) юбку вырезают по трафарету и дарят барыне.

Посмотри как хороша эта девица душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барыня так красива

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

От имени барыни воспитатель благодарит детей.

Воспитатель обращает внимание на ложки. Ложки – загляденье. Из чего сделаны!? (Ответы). Из дерева. Легкие, золотисто-огненные. Из какого дерева вырезал мастер ложки (из липы, осины).Причем, вместо одной срезанной липки, сажали две – для сына и внука. Давайте посмотрим какой рисунок на ложках. (Ответы). Мастер любит родную сторону – рисует то, что видит, то что любо и дорого ему.

Давайте поиграем на ложках. (Исполняется русская народная мелодия, дети хлопают ложками).

Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше если к ней поставить расписную миску, солонку …

Вот они на столе (застеленной вязаной скатертью).Поглядеть любо-дорого. Ребята, а где делают этупосуду (В Хохломе). Эту посуду делают в Хохломе и называют ее золотой хохломой. И кисель налитый в нее, самый вкусный, полезный, богатый витаминами .

Дети угощаются киселем, сваренным из свежих ягод смородины и малины. Кисель должен быть густым.

Материал к занятию:

1. Дымковские поделки.

2. Филимоновские свистульки.

3. Изделия Хохломы.

4. Матрёшки (игрушки).

5. Матрешки для оформления зала.

6. Корзина (красивая) с ложками.

7. Прялки для оформления зала.

8. Оформление мастерской художников

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа).

Программное содержание:

Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Участвовать в диалоге при обсуждении;

Отгадывать загадки;

развивать

Навыки приема рисования – примакивания;

Навыки аккуратного использования краски с соблюдением гигиенических требований;

воспитывать

Патриотические чувства через знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.

Ход занятия.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят игрушки.

(Среди игрушек есть матрешка).

Предлагает детям отгадать загадку:

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

Красавица – девица,

У нее сестрицы,

Каждая сестрица для маленькой темница.

Если дети не отгадывают, предлагаю еще одну загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети называют матрешку. Спрашиваю, как ребята догадались, что речь идет о матрешке?

Ответы детей.

Подвожу детей к столу, на котором подготовлена выставка матрешек.

Дети рассматривают, отвечая на вопросы воспитателя.

На кого похожи эти куклы?

Из чего сделаны эти игрушки?

Как они выглядят?

Похожи они друг на друга. Чем?

Чем отличаются друг от друга?

Вопросы о размере, цвете, форме.

Предлагаю детям послушать стихотворение.

Россия наша славится

Расписными ложками,

А еще гордится

Русскими матрешками.

В каждом доме ей почет,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказкою.

Ребята, эти удивительные куклы пришли к нам не одни. Они привели с собой своих подружек, у которых случилась беда?

Хотите узнать, что случилось?

Мастеру – художнику, когда он расписывал матрешек, не хватило красок для росписи их фартучков. Он предложил куклам сходить в гости к ребятам в детский сад и попросить о помощи. Поможете матрешкам, распишите их фартучки?

Предлагаю рассмотреть образцы. Обращаю внимание детей на элементы росписи: точки, цветочки, составленные элементом примакивания. (После того, как дети рассмотрят, убираю образцы)

Предлагаю детям перед тем, как рисовать, размять и подготовить пальчики. Провожу пальчиковую гимнастику «Цветы».

Дети садятся за столы, работают. (Включаю медленную русскую народную музыку. Работа 4- 5 мин.)

Заключительный этап.

Предлагаю ребятам показать свои работы матрешкам. Звучат положительные оценки работ и благодарность за выполненную работу . Помещаем фартучки на магнитную доску.

Спрашиваю у детей, чем они сегодня занимались, понравилось ли им, что запомнилось. Благодарю за внимание и проделанную работу. Предлагаю поиграть с матрешками, в одной из них дети находят сюрприз – баранки.

После занятия и игры предлагаю детям помочь, убрать оборудование после занятия.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме :

Конспект занятия « Русские народные игрушки»

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

«Русские народные игрушки»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Используемый материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, лукошко, свистульки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек). Да, это карта нашей Родины.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О русских мастерах-умельцах

На весь мир молва идет.

Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.

Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей).

Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».

Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес.

(Звучит фонограмма – музыка, смех)

Эй, народ честной, да удачливый!

На нашу ярмарку поворачивай!

Что душа не пожелает,

Все на ярмарке найдет!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдет!

Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).

Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в лукошко.

Игровое задание «Скажи пословицу»

Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.

Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.

У работящего в руках дело огнем горит.

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Делу время, потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза страшатся, а руки делают.

От лени-болезни, от труда – здоровье.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрите… Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят).

Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской.

(Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке?

Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Это, ребята, дымковские игрушки.

Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?

Чем их покрывают? Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит».

Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.

Физкультминутка «Дымковский индюк»

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской грушки и прикрепляют еще и цветной силуэт).

Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).

Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. Красота, да и только! Это филимоновская свистулька.

Как вы думаете, почему она так называется? Из чего сделана?

В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка…)

Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки). Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка?

Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.

Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?

(Находят на карте силуэт Филимоновской игрушки и прикрепляют еще цветной силуэт).

Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева. И посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды). Какими элементами узора они расписаны? (Ответы детей). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Краски какого цвета используют городецкие мастера? (Ответы детей). В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Где же находится Городец, в котором живут такие замечательные мастера?

(Дети находят на карте силуэт городецкой свистульки и прикрепляют еще цветной силуэт).

Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые. Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные. Ну что ж, замечательная покупка. Давайте аккуратно сложим свистульки в лукошко.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».

Проводится игра «Найди игрушки»

Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – городецкой.

Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (По цветным силуэтам на карте уточняют названия игрушек)

Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Конспект познавательно-речевого занятия «На Ярмарке» (для детей младшего дошкольного возраста)

Тема «Народные игрушки для Танюшки и Ванюшки»
Пономарёва Людмила Геннадьевна, воспитатель, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вам сценарий праздника для детей 2-ой младшей группе по теме «На ярмарке». Данный материал будет полезен воспитателям младших групп.

Вид: познавательно-речевое занятие
Цель: развитие эмоционально-положительного отношения детей к русской народной игрушке
Задачи:
1. Конкретизировать представления о народной игрушке (деревянной, глиняной, тряпичной)
2. Развивать интерес к русскому народному фольклору, к культуре своего народа
3. Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций «Матрешки», «Дымковская игрушка»
2. Игра «Матрешку собери»
3. Заучивание потешек «Петушок», «Еду-еду на базар», «Из-за леса, из-за гор»
4. Изготовление куклы тряпичной «Крупеничка»
5. Рисование «Матрешка украсим платочек»
6. Лепка «Петушок»
Материалы к занятию:
3 лотка с игрушками
1. Матрешки (женский, мужской род)
2. Петушок (Дымковская игрушка)
3. Тряпичные куклы («Крупеничка», «Масленица»)
4. Лошадка на веревочке
5. Аудиозапись «Коробейники»
1 часть
Ход занятия
Входит бабушка Арина и предлагает детям отгадать загадку.
-Здравствуйте, ребятки, зовут меня бабушкой Ариной. Люблю я загадывать загадки, путешествовать, играть и мастерить.
Загадка:
Деревянные подружки,
Живут они друг в дружке
Все красавицы такие
И платочки расписные.
Круглолицы и румяны
В разноцветных сарафанах
Дети: Матрешки
Бабушка :
-А вы, желаете поехать со мной на ярмарку, там много продают разных матрешек. Берите в руки вожжи, поедем на лошадке.
,
На лошадке в красной шапке
По ровненькой дорожке, на одной ножке
В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдруг… в ямку БУХ!
Тпрууу! Приехали!
2 часть
Бабушка Арина подводит детей к первому лотку. На нем расставлены разные матрешки Семеновские, матрешки-сказки «Медведь и Маша», «Курочка Ряба», матрешки мужчины
Дети рассматривают их с бабушкой Ариной.
Бабушка Арина спрашивает:

-Из какого материала сделаны матрешки-игрушки?
-Из дерева! Значит они деревянные.
Обращает внимание, что есть матрешки мужчины с гармошкой в руках.
Бабушка и Дед:
-Кто делает матрешки?
-Народные умельцы, мастера!
-Кто раскрашивает матрешек?
-Художницы!
Проводится игра «Кто быстрее соберет матрешку»
Потом бабушка Арина предлагает детям поехать на лошадке по ярмарке.
Еду, еду на базар, покупать себе товар
Подъезжает ко второму лотку с Дымковскими игрушками(Петушок)
Бабушка Арина продолжает рассказ:
-Дети, а это кто?
-Петушок
-Это Дымковская игрушка ее слепили из глины, значит она глиняная! А называется Дымковская, потому что ее слепили и украсили в д. Дымково
Кто слепил такую красивую игрушку?
-Мастера умельцы!
-Руки у мастеров умельцев золотые. Они лепят игрушки и слушают вот такую русскую народную мелодию. Бабушка Арина включает аудиозапись «Коробейники»
Бабушка Арина спрашивает детей:
-А как нужно играть с такой игрушкой?
Дети:
-Осторожно и аккуратно, так как она может быстро разбиться.
Дети читают русскую народную потешку «Петушок»
Бабушка Арина предлагает дальше путешествовать по ярмарке, под русскую народную потешку

Еду, еду на базар, покупать себе товар
Дети подъезжают к третьему лотку, с тряпичными куклами.
Бабушка Арина рассказывает:

-Раньше, ребята, не было красивых кукол и мамы своим детишкам делали такие тряпичные куклы: «Крупеничка» внутри у них крупа, «Сонюшка»- дети клали ее спать с собой, «Масленица»- это кукла, которую делали на праздник Масленицы.

Пальчиковая игра «Игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки-пестушки
Это зайка
Это пес
Вот машина без колес
Это книжки-раскладушки
Вот и все мои игрушки
3 часть
Бабушка Арина предлагает детям приехать на лошадке обратно в детский сад
Бабушка:
-Понравилось вам путешествие на ярмарку?
-Какие игрушки продают на ярмарке?
-Кто делает такие игрушки?
Бабушка Арина говорит:
Я, ребята, тоже вам приготовила игрушки-подарки-куклы-сонюшки. Значит я тоже мастерица. Бабушка Арина дарит детям тряпочные куколки и прощается.

Литература:
1. Программа социального развития детей дошкольного возраста часть 1
Т.И. Чучаева, Н.М. Колышкина; Карагай 2006г.
2. Хрестоматия для детей младшего возраста; Москва 2000г.

Конспект исследовательско - познавательного занятия во 2 младшей группе «Поможем медвежонку пришить


Конспект НОД во второй младшей группе «Матрёшка - русская народная игрушка»
Тема: Матрёшка- русская народная игрушка. Вторая младшая группа
Цель: Знакомство с национальной культуры России.
Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке; развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная.
Материал: Расписная матрёшка, картинки с изображением расписных матрёшек – семёновские, загорские; заготовки не расписанной матрёшки на каждого ребёнка; заготовки из цветной бумаги для украшения матрёшки в технике аппликации.
Подготовительная работа: Рассматривание альбома «Русская матрёшка»; игры с матрёшками; заучивание потешки; отгадывание загадок.
Содержание деятельности
Ведущая в костюме хозяйки. Здравствуйте, ребятишки! Шла я к вам сейчас в детский сад и увидела на улице чудо чудное: стоит сундучок весь красивый, расписной. Как вы думаете, что там может быть? (Предложения детей.) Хотите заглянуть?
- Ой, ребятишки да тут матрёшка лежит, какая красивая! (Любуются)
Матрёшки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. Матрёшка здоровается с детьми. После того как все поздоровалась, каждый ребёнок получает по одной матрёшке.
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
- Правильно, чтобы дети могли играть с ней.
- Как вы думаете, из чего сделана эта матрёшка?
- Конечно из дерева.
- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось?
- Верно, её украшали красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). Посмотрите вот ещё одна матрёшка- она поменьше. Она так же украшена как и её сестрица.
- Дети, скажите, почему вам понравились матрёшки (Ответ детей) .Физкультминутка по детскую песенку «Матрёшка»
Хозяйка достаёт матрёшку – заготовку, не украшенную узором.
-Дети, посмотрите на эту матрёшку, её забыли украсить.
- Давайте, ребята, украсим её наряд, и она тоже будет красивой.
Дети украшают под музыку.
- Какие красивые узоры у вас получились! Молодцы дети, вы очень постарались.
Хозяйка (прячет в большую маленьких, приговаривая)
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки -
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Хозяйка и матрёшка прощаются с детьми.

МБДОУ «Детский сад» №2 г. Льгова»
Образовательная область: художественное творчество (аппликация)
Подготовила и провела занятие: воспитатель второй младшей группы Першина Наталия Георгиевна 2014г.
Актуальность:
Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность
Задачи:
Воспитательные:

Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Обучающие:
Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.
Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

Развивающие:
Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.
развитие интереса к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру.

Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек из цветного картона, готовые заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшение для матрешек), клей ПВА, кисти.

Ход занятия:

Входит воспитатель, в руках у него матрешка:

Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!

Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?
(матрешка)
СЛАЙД №1
- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
СЛАЙДЫ №2,3,4.
-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
СЛАЙДЫ №5,6
-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:
Куколке - матрешке строим дом хороший:
Вот такой высокий, вот такой широкий!
В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.
Весело так пляшет, вам платочком машет.

А теперь возьмите матрешку в руки а другую руку прижмите к сердцу. Чувствуете как в сердце становится тепло?
-Как вы думаете почему? (Ответы детей)
-Потому что игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу. И доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!
СЛАЙД №7

А кому вы хотите подарить свою любовь? (ответы детей)
-Тогда давайте подойдем к столам и украсим свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о нас и кого мы очень любим.
Перед детьми лежат силуэты матрешек из цветного картона (с готовыми личиками) и разноцветные кружки бумаги.
Детям предлагается: украсить матрешек - наклеить на них цветные кружки в форме любого узора.
Готовые работы выставляются на доски.
- Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
-Кукла-матрешка - это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.
-И вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Цель: Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской.

Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек, нарядность, яркость.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Материал: дымковские игрушки, кукла Петрушка.

Ход занятия

Входит Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, ребята!

Я веселая игрушка,

А зовут меня… (Петрушка).

Верно!

Я самый веселый на свете.

За это нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,

А привел своих друзей.

А где же они?

Воспитатель. Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они.

Петрушка. Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка – это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и покупать игрушки, веселиться, играть, отдыхать.

Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями.

Дети входят в зал. Звучит русская народная мелодия. В зале на столах организована выставка дымковской игрушки.

Петрушка. Не стесняйтесь! Знакомьтесь с ними поближе, выбирайте себе игрушку.

Дети ходят по залу и рассматривают игрушки, называют их (птица, конь, барышня и пр.).

Воспитатель. Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они – дымковские.

Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)

Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)

Рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками.

Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (Кольца, круги, полоски, точки и др.)

Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный.)

Петрушка. Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок! Еще игрушки украшают золотом: шляпу, кокошник. Вот теперь игрушки готовы.

Дети выбирают игрушки.

Петрушка (расхваливает товар ):

Кони глиняные мчатся

На подставке что есть сил,

И за хвост е удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью-ти!

Фью-ти, фью-ти, гнездо вью.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Петрушка. Вот дымковская карусель пригашает нас к себе!

Дети ставят игрушки. Игра «Карусель».

Петрушка. Праздник нам кончать пора.

Собирайся, детвора!

С «дымкой» расстаемся мы сейчас,

Только всем покажем русский пляс!

Советы воспитателю. Перед досугом организовать выставку дымковских игрушек. Уточнить их название, рассмотреть узоры.

Рисование. Дорожка для коня

Программное содержание:

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.

Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов.

Пробуждать интерес к дымковской игрушке.

Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5х25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.

Ход занятия

Петрушка. Здравствуйте, дети, помните, мы с вами ходили на ярмарку?

Только забыл, какие игрушки мы там видели? (Дымковские игрушки.)

Из чего они сделаны? (Из глины.)

Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к вам не один. (Показывает дымковского коня .)

Вот конь да конь,

Он копытом бьет,

Удила грызет!

Нет свободы, нет простора,

Негде ему скакать!

Воспитатель. Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узором.

Воспитатель выбирает элемент узора – круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Посмотреть, какие еще цвета любят дымковские мастера. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и черный.)

Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее кругами. Показывает, как нарисовать одинаковые круги (плавным движением, не отрывая руки, ворс кисти бежит за палочкой, которая смотрит вверх). Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. Обращает внимание, как расположены черные точки вокруг круга.

В ходе занятия воспитатель вместе с петрушкой помогает детям расположить круги, в рисовании кругов, точек.

В конце занятия разложить все работы и рассмотреть вместе с Петрушкой.

Воспитатель.

Какие дорожки самые красивые?

У кого все кружочки одинаковые?

По каким дорожкам вам хочется побегать?

Какие дорожки выберет конь?

Подводя итог, Петрушка говорит, что дымковский конь скачет по всем дорожкам. Все они красивые, яркие, украшены кругами и точками.

Проводится игра «Лошадки». Дети играют с Петрушкой и дымковским конем.

Советы воспитателю. На выставке дымковских игрушек рассмотреть их, назвать, выделить элементы узора: круги, кольца, прямые линии, их цвет и украшения – точки.

Поделиться: